<< Пред.           стр. 17 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 o выработка стратегии развития предприятия;
 o подготовка и переподготовка кадров.
  Соблюдение прав обеспечивается при представительстве акционеров в совете директоров, адекватной доле их участия в капитале общества и организации контроля деятельности управленческого аппарата со стороны участников (учредителей). Предполагается соответствующая форма отчетности по направлениям использования свободных финансовых ресурсов в пользу приоритетов долгосрочного развития.
  Инвентаризация и реструктуризация имущества необходимы для обеспечения оптимального его использования.
 * При этом может иметь место:
 o выделение вспомогательных и иных производств в самостоятельные структурные подразделения;
 o сдача в аренду и вывод неиспользуемых основных фондов (в том числе земель), консервация неиспользуемого имущества;
 o снижение накладных расходов на содержание избыточных производственных мощностей;
 o передача объектов социально-бытового и культурного назначения в ведение органов местного самоуправления.
  Увеличение размеров уставного капитала акционерного общества (уставного фонда ООО или государственного унитарного предприятия) в результате рыночной оценки активов даст возможность повысить обеспечение минимальной гарантии возможных требований кредиторов и явится залогом устойчивых взаимоотношений между предприятиями.
  Углубленный анализ финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием, а также его положения на рынке необходим для выявления ключевых внутренних и внешних проблем предприятия и выработки оптимальных путей их решения.
  Выработка стратегии развития призвана обеспечить эффективное распределение и использование всех ресурсов предприятия, его устойчивое положение на рынке. Наличие стратегии позволяет перейти от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов. На основе избранной стратегии поведения предприятия на рынке разрабатывается взаимоувязанная система, включающая в себя снабженческо-сбытовую, производственно-технологическую, инновационную, ценовую, финансовую, инвестиционную и кадровую политики предприятия.
  Кадровая политика предприятия формируется в целях долгосрочного развития предприятия. Она предусматривает наем квалифицированного персонала, необходимого для осуществления реформы предприятия, а также комплекс мер по обучению и переподготовке кадров.
  Реформирование предприятия, направленное на сохранение его производственного потенциала (выживание) и повышение экономической эффективности, получило название реструктуризации предприятия.
  Таким образом, реструктуризация предприятия - это структурная перестройка предприятия в целях обеспечения эффективного распределения и использования всех его ресурсов, заключающаяся в создании комплекса бизнес-единиц на основе разделения, соединения, ликвидации действующих и организации новых структурных подразделений, присоединения к предприятию других предприятий, приобретения определяющей доли в уставном капитале или акций других организаций.
  Формирование комплекса взаимодействующих подразделений (бизнес-единиц) предприятия осуществляется в соответствии с предварительно выработанной стратегией. При этом требуется перестройка действующей на предприятии системы управления, организационной и производственной структур.
  Под бизнес-единицей понимается отдельно управляемое подразделение производственного комплекса, юридически самостоятельное или несамостоятельное, полностью или частично экономически обособленное, ответственное за осуществление возложенных на него в комплексе функций. В экономической литературе бизнес-единицы часто называют центрами ответственности.
 * Возможности и эффективность осуществления реструктуризации зависят от многих факторов:
 o своевременности ее проведения;
 o правильного выбора варианта реструктуризации;
 o наличия или возможности заимствования денежных средств;
 o наличия или возможности набора, подготовки в приемлемые сроки необходимых кадров.
 * Выделяют три основных варианта реструктуризации:
 1. Реорганизация.
 2. Реструктуризация без признаков реорганизации.
 3. Сочетание вариантов 1 и 2.
  В соответствии с Гражданским кодексом РФ выделяют следующие формы реорганизации: слияние; присоединение; разделение; выделение; преобразование.
  Следует отметить, что реорганизация любого юридического лица (кроме АО) требует единогласного решения всех его участников. Для слияния и присоединения могут потребоваться предварительные согласования с федеральным и территориальным антимонопольными органами. Эти же органы вправе потребовать разделения или выделения юридического лица в случаях возникновения и в целях предотвращения возможности злоупотребления коммерческими организациями доминирующим положением или ограничения конкуренции (на основании Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках").
  При разделении или выделении обязательным условием является составление передаточного акта и разделительного баланса, где решается судьба имущества, определяются права и обязанности образуемых юридических лиц. Имущество им передается по разделительному балансу со всеми активами и пассивами, включая прибыли и убытки. Гражданским кодексом и Законом "об акционерных обществах" предусмотрено обеспечение прав кредиторов в случае реорганизации предприятия.
  Обязательными условиями, которые необходимо соблюдать при реорганизации предприятия, являются также предоставление права голоса владельцам привилегированных акций; предоставление права требовать выкупа акций обществом по рыночной цене; уведомление кредиторов; возникновение права у кредиторов требовать прекращения досрочного исполнения обязательств, возмещения убытков.
  Из-за трудностей, связанных с соблюдением этих обязательных условий, многие российские предприятия отдают предпочтение второму варианту реорганизации. Кроме того, разделение баланса (обязательное условие) при дебиторской задолженности (зачастую длительно просроченной и безнадежной) и значительной кредиторской задолженности сразу ставит предприятие в тяжелое финансовое положение.
  Реструктуризация без признаков реорганизации может быть осуществлена предприятием путем создания новых юридических лиц (без процедуры выделения) для выполнения ими определенных функций. Организационно-правовая форма создаваемого нового юридического лица должна соответствовать целям и задачам реструктуризации и обеспечивать наиболее эффективное выполнение им возложенных функций.
  Это может быть дочернее, зависимое или независимое общество или товарищество. При такой реструктуризации сводятся к минимуму либо полностью отсутствуют многие проблемы реорганизации. Кроме создания нового юридического лица, реструктуризация может осуществляться путем приобретения действующего другого предприятия, которое специализировано или достаточно легко перепрофилируется на нужды предприятия-покупателя.
  Основной трудностью при таком варианте реструктуризации, по сравнению с вышеназванными формами реорганизации, является то, что при создании нового юридического лица велика вероятность ошибки в прогнозе эффективности его работы (многое создается заново). Кроме того, при приобретении другого предприятия возможны борьба с противодействием конкурентов-покупателей, чрезмерная дороговизна покупки.
  Выбор того или иного пути реструктуризации (или их комбинации) зависит от конкретных условий и предпочтение должно быть отдано тому варианту, осуществление которого требует наименьших затрат, наиболее реально, менее рискованно на единицу эффекта, то есть риск должен быть сопоставим с ожидаемым эффектом.
  Реструктуризация государственных предприятий представляет собой особую проблему. Правовой статус более чем 14 тысяч государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не позволяет им быть полноценными и эффективными субъектами рыночной экономики. В этой связи представляется необходимым отказ от использования права хозяйственного ведения и преобразование государственных предприятий в акционерные общества.
  Решением проблемы должно стать ускорение преобразования государственных унитарных предприятий в акционерные общества со 100% акций, находящихся в федеральной собственности или вносимых в уставный капитал другого акционерного общества, более 75% акций которого, в свою очередь, находятся в федеральной собственности.
  Программы преобразования государственных унитарных предприятий в акционерные общества со 100% акций, находящихся в федеральной собственности, была завершена в 2002 г.
  Преобразование унитарных предприятий в акционерные общества должно упростить порядок их приватизации. В этих условиях целесообразным представляется в ходе дальнейшей приватизации сократить государственный сектор экономики до 1,5-2,5 тысяч предприятий. Российское правительство предполагает это сделать к 2004 г.
 * Реализация предложенного сценария должна привести к тому, что:
 o полностью приватизируются отрасли (за исключением объектов, обеспечивающих национальную безопасность), имеющие потенциал выживания и роста (пищевая промышленность, транспорт, за исключением железнодорожного и трубопроводного, металлургия, нефтяная промышленность, подотрасли машиностроения, производящие продукцию для конечного потребления населением). В эти отрасли привлекаются отечественные и иностранные инвестиции. Акции соответствующих компаний обращаются на рынке ценных бумаг;
 o количество государственных предприятий и учреждений сокращается до минимума, который может быть профинансирован государством в виде прямого бюджетного финансирования и оплаты госзаказа;
 o на высвобождаемых площадях и оборудовании ликвидированных государственных предприятий формируются новые бизнесы.
  К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
 16.5. Преобразования в аграрной сфере
  Интерес к преобразованиям в аграрной сфере в условиях переходной экономики вызван, прежде всего, тем, что преобразования, осуществляемые в ходе земельной реформы, затрагивают практически все сферы экономики страны. Начавшийся в России в 1990-е гг. переход к рыночной экономике обусловил необходимость полного пересмотра принципов, методов и форм государственного вмешательства в агросферу с целью создания в этом секторе экономики условий для развития предпринимательской деятельности.
  Cельское хозяйство - важная часть экономики России. Здесь сконцентрировано 13% основных производственных фондов, 14% трудовых ресурсов, производится около 6% валового внутреннего продукта.
  Несмотря на проблемы, связанные с плановым ведением народного хозяйства, Россия накануне реформы входила в число крупнейших мировых производителей сельскохозяйственной продукции. Ее аграрно-промышленный комплекс (АПК) был относительно развитым и играл большую роль в экономике страны.
  Аграрно-промышленный комплекс (АПК) - это народнохозяйственный комплекс отраслей, объединяющий следующие сферы экономики: производство средств производства для сельского хозяйства; собственно сельское хозяйство; транспортировка, хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции.
  В 1990 г. население России по отношению к мировому сообществу не достигало и 3%, но сельскохозяйственный сектор России производил 5,7% мирового объема мяса и зерна, 10,3% молока, 7,6% яиц. При этом Россия опережала многие страны не только по объему производства, но и по наиболее объективному показателю - производству продукции на душу населения. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в не самом лучшем 1990 г. отечественное сельское хозяйство, еще не вступившее в период реформ, произвело на душу населения зерна больше, чем в странах ЕС в 1,7 раза, картофеля - в 1,6 раза, молока - в 1,2 раза, яиц - в 2,3 раза. Лишь по мясу производство на душу населения было ниже на 17% и по овощам - в 2 раза. По темпам прироста производства продуктов питания страна превосходила многие развитые государства. Например, за три десятилетия (1960-1990 гг.) на каждый 1% прироста населения приходилось 3% прироста продовольствия.
  Однако из-за слабости важнейшей и необходимейшей составляющей - сферы переработки, хранения, транспортировки и реализации, ежегодно производя огромное количество продукции в совхозах и колхозах, страна в цепочке "поле-прилавок" теряла до 30% зерна, 60% картофеля, 10% мяса, 15% молока. Следовательно, основные причины продовольственных трудностей находились в основном за пределами собственно сельскохозяйственного производства.
  Тем не менее, многочисленные исследования и оценки показывали, что именно в 1970-1980-х гг. аграрно-промышленный комплекс (АПК) России стал все заметнее отставать от передовых стран мира.
  Для преодоления негативных тенденций в сельском хозяйстве требовалась аграрная реформа как система мер по коренному преобразованию экономических отношений на селе в целях улучшения обеспечения населения продовольствием и роста его жизненного уровня.
  Цели и задачи аграрной реформы были сформулированы еще Съездом народных депутатов РСФСР в декабре 1990 г. В принятой на Съезде "Программе возрождения российской деревни и развития АПК" предполагалось создать условия для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики на базе многообразия и равенства различных форм собственности на землю. Таким образом, исключительная монополия государственной собственности на землю, введенная в 1917 г.
 * Важнейшей частью аграрных преобразований является земельная реформа. Законом РФ "О земельной реформе" (1990 г.) были определены два этапа преобразований:
 o на первом предполагалось провести оценку потребности в земельных ресурсах предприятий и граждан, сформировать резервный фонд земель для их дальнейшего перераспределения, установить ставки земельного налога и нормативной цены земли;
 o на втором этапе предусматривалось передать землю в пользование и собственность потенциальным землепользователям и землевладельцам. Намечалось также создать около 100 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, причем для этих целей должно было быть выделено 5,5-6,5 млн га. Одновременно был принял закон "О социальном развитии села", которым было установлено равенство прав и обязанностей сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности. Законом был установлен порядок государственной поддержки АПК путем направления на его нужды не менее 15% от расходной части бюджета (в 1997 г. эта величина сократится до 3%).
  Первый этап земельной реформы проходил в условиях острейших споров о формах собственности на землю, приватизации земли, формах хозяйствования, принципах наделения землей граждан и юридических лиц. Принятые в 1990 г. законы "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О социальном развитии села", "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации", а также в 1991 г.
 * Земельный кодекс РСФСР и закон "О плате за землю" создали правовую базу для возникновения различных форм собственности на землю:
 o государственной (федеральной и субъектов Российской Федерации);
 o муниципальной;
 o частной (индивидуальной, общей совместной и общей долевой физических и юридических лиц).
  Законодательно закреплялось право пожизненного наследуемого владения землей и постоянного (бессрочного) пользования землей, находящейся в государственной и муниципальной собственности, а также право аренды и срочного пользования землей, находящейся в любой форме собственности.
  В отношении права частной собственности на землю сельскохозяйственного назначения законодательство предусматривало существенные ограничения по распоряжению этой собственностью. По сути дела земельные участки (за исключением садовых, дачных и приусадебных) в течение 10 лет нельзя было подарить, продать, передать в уставные фонды (капиталы), сдать в залог или отчуждать иным способом.
  Характер и степень радикальности этих программных документов в целом отражали степень достигнутого общественного согласия по вопросам аграрной реформы. Применение термина "аграрная реформа" для последовавших нелогичных и противоречивых действий федерального правительства в 90-е гг. весьма условно. Строго говоря, реформой может быть названо лишь то преобразование, которое имеет четкие цели и задачи, хорошо продуманную программу действий (в том числе по этапам), научное обоснование, финансовую и правовую основу, понимание и поддержку всего общества. И хотя нынешние преобразования не отвечают большинству указанных условий, этот привычный термин широко используется для обозначения современных аграрных перемен.
  Следует отметить, что если в законодательных документах начала 1990-х гг. ставилась задача повышения эффективности производства на основе использования различных форм собственности, формирования благоприятного экономического механизма и усиления государственной поддержки, то уже с 1991 г. издается ряд нормативных актов, имеющих политическую окраску. Вопреки мировой практике, показавшей, что успешным может быть только поэтапное реформирование АПК снизу, на добровольной, а не на директивной основе, последовавшие реформы в России проводились сверху волевым путем и быстро.
  В ряду многих мер, предусмотренных новой программой аграрных преобразований, важнейшей стало форсированное разгосударствление и приватизация социалистических предприятий, в том числе в аграрном секторе экономике. Впервые была поставлена сверхзадача - не только коренным образом изменить прежнее организационное и технологическое строение АПК, но и осуществить это в условиях перехода к рыночной экономике. После революции 1917 г. это был один из наиболее рискованных экспериментов. По своим последствиям для АПК России реформы 1990-х гг. оказались значительно радикальней и разрушительней. Основной причиной этого стало желание демократического правительства решить не столько экономические, сколько политические задачи, не столько построение каких-то новых экономических конструкций и механизмов, сколько слом и ликвидацию существовавших.
 * В качестве первоочередных целей аграрной реформы выдвигались:
 o реорганизация колхозов и совхозов,
 o развитие предпринимательства,
 o создание условий для привлечения в аграрный сектор иностранных инвестиций.
  Характерным является то, что переход от исключительно государственно-кооперативной собственности на землю, существовавшей до 1991 г., к новым многообразным формам был проведен путем жестких законодательных указаний. Приоритет в развитии аграрного комплекса был беспрекословно отдан мелкотоварному производству, а крупные хозяйства (колхозы и совхозы), которые производили большую часть товарной продукции, практически оказались "вне закона".
  В декабре 1991 г. Правительством РСФСР были приняты Постановления "О реформировании системы государственного управления агропромышленным комплексом", "О реорганизации колхозов и совхозов", а Президентом был подписан Указ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР". Хозяйствам было предложено изменить организационно-правовую форму. В течение 2-3 мес. (до марта 1992 г.) они должны были перерегистрироваться в акционерные общества, товарищества, кооперативы, частные фирмы и т.д. Таким образом, менее чем за 10 дней была изменена правовая основа земельных отношений в стране. Принятие этих документов стало отправной точкой в разрушении агропромышленного комплекса России.
  После бурных протестов на февральском 1992 г. съезде колхозников Правительство РФ было вынуждено изменить пункт 14 последнего постановления, и постановлением "О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации" (1992 г.) колхозам и совхозам было разрешено не только реорганизовывать, но и сохранять при перерегистрации прежние формы хозяйствования. Принципы добровольности реорганизации хозяйств нашли отражение в постановлении Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий" (1992 г.).
  В соответствии с принятыми нормативными актами все имущество и землю сельскохозяйственных предприятий было разрешено безвозмездно передавать в частную собственность членов трудовых коллективов и работников социальной сферы на селе с определением для каждого имущественных паев и земельных долей. Иным юридическим лицам и предпринимателям приобретать земельные участки в частную собственность было разрешено указом Президента Российской Федерации "Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности" (1992 г.). Одновременно президент расширил по сравнению с Конституцией Российской Федерации и Земельным кодексом РСФСР права граждан и юридических лиц на продажу и отчуждение земельных участков.
  Собственники земельных долей в сельскохозяйственных организациях получили право продавать свои участки другим собственникам или лицам, поступающим на работу в данную сельскохозяйственную организацию, а также в случаях выхода на пенсию, переселения в другую местность, внесения вырученных средств в развитие местной перерабатывающей промышленности.
  Положение указа президента РФ о праве иностранных граждан и юридических лиц приобретать в собственность земельные участки при приватизации государственных и муниципальных предприятий на коммерческих инвестиционных конкурсах или аукционах вошло в прямое противоречие с Конституцией РФ и Земельным кодексом РСФСР.
  Таким образом, земельные преобразования осуществлялись в условиях постоянно меняющегося и противоречивого законодательства. К моменту принятия новой Конституции Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) практически было завершено перераспределение земель по категориям граждан и юридических лиц и формам собственности.
  В ведение органов местного самоуправления от сельскохозяйственных организаций были переданы земли общей площадью 36 млн. га, в том числе 22,6 млн. га сельскохозяйственных угодий в качестве свободного фонда для удовлетворения потребностей граждан в земельных участках и развития (расширения) личного хозяйства и огородничества. Тем самым была создана правовая и экономическая основа развития личного хозяйства каждой сельской семьи на участках от 0,30 до 4,0 га (в зависимости от региона).
  В 1994 г. была принята новая Программа аграрной реформы в Российской Федерации. В ней была дана оценка кризисной социально-экономической ситуации, определена стратегия аграрных и земельных преобразований. В программе указывалось: "Аграрная реформа в России предусматривает комплексное переустройство агропромышленного производства, многоукладность сельского хозяйства, многообразие форм собственности на землю и средства производства, государственный протекционизм и регулирование развития агропромышленного комплекса, его технико-технологическое переоснащение, развитие кооперации и интеграции".
 * В качестве основных направлений аграрной реформы намечались:
 o разработка и реализация мер по стабилизации и устойчивому развитию АПК, поддержание паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;
 o разработка системы продовольственного обеспечения населения на основе реализации соответствующих федеральных, региональных и межгосударственных программ;
 o введение в действие ценовых, налоговых, кредитных, бюджетных, таможенных и других регуляторов аграрной экономики;
 o земельная реформа;
 o комплексное преобразование аграрного сектора путем формирования в сельском хозяйстве государственного, коллективного, кооперативного, акционерного, фермерского и мелкотоварного секторов;
 o формирование конкурентной среды при приватизации и реформировании предприятий промышленных и обслуживающих отраслей агропромышленного комплекса;
 o реформа инвестиционной политики, технико-технологическое переоснащение АПК на основе целевых программ и приоритетное развитие аграрной науки;
 o создание рыночной инфраструктуры;
 o реорганизация системы и методов управления агропромышленным комплексом;
 o социальное преобразование села, подготовка кадров.
  Программой предусматривалось осуществить систему мер по приостановлению спада агропромышленного производства, создать нормативно-правовую базу реформы, механизм реализации права частной собственности на землю и имущество с выдачей документов сельскохозяйственным производителям, конкурентную среду за счет формирования многосекторной аграрной структуры. Планировалось закончить приватизацию перерабатывающих, пищевых и сервисных предприятий с предоставлением товаропроизводителям контрольных пакетов акций, сформировать рыночную инфраструктуру в сфере сбыта сельхозпродукции и закупок средств производства.
  В последующие годы также предполагалось множество вполне реальных и высокоэффективных мер не только в сфере сельскохозяйственного производства, но и в соседних, которые обслуживали либо зависели от аграрного сектора. Однако и они оставались лишь благими намерениями.
  Характерной особенностью аграрных преобразований в переходной экономике являлось то, что содержание программных документов трансформировалось на практике прямо противоположным образом.
 * В результате явными стали признаки дестабилизации аграрного сектора, связанные главным образом со следующим:
 o либерализацией цен, что обусловило обострение диспаритета межотраслевых экономических отношений и изъятие огромных средств из сельского хозяйства;
 o приватизацией перерабатывающих и сервисных предприятий и организаций вместо создания условий для развития кооперации и агропромышленной интеграции;
 o ориентацией на мелкое частное производство, что не привело к формированию более эффективных организационных структур;
 o унификацией кредитной политики, не учитывающей специфики сельского хозяйства, цикличности производства продукции, замедления оборота капитала;
 o форсированным переходом на рыночные отношения без минимально необходимой инфраструктуры, что привело к вытеснению основной части сельских товаропроизводителей с рынка, передаче функции распределения продукции посредникам, усилению монопольного положения на рынке перерабатывающих и торговых организаций.
  В настоящее время на базе реорганизованных колхозов и совхозов создано 13,3 тыс. акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, около 2,2 тыс. сельскохозяйственных производственных кооперативов, 0,8 тыс. ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств, 2,2 тыс. коллективных сельскохозяйственных предприятий. Формируется также фермерский сектор, который насчитывает до 285 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Свидетельства собственности на землю получили 95,5% сельскохозяйственных предприятий, а также более 8 млн. граждан страны (71,6% от общего числа владельцев земельных долей).
 
  Сегодня в частной собственности находится уже 136 млн. га, что составляет 62% от всех сельхозугодий. При приватизации подразумевалось, что впоследствии будут налажены механизмы перехода первично распределенной собственности в руки эффективных пользователей. Пока таких механизмов не создано, поэтому значительная часть земель и основных средств без всякого использования находится у практически прекративших свое нормальное функционирование хозяйств.
  К настоящему времени из сельскохозяйственного оборота выведено около 30 млн. га земель. Вынос питательных веществ из почвы в среднем в 4 раза превосходит их внесение с удобрениями. Приходят в упадок мелиоративные системы, растут площади закисленных почв. Продолжается техническая деградация аграрного сектора. Обеспеченность предприятий сельскохозяйственной техникой снизилась на 40-60%. Износ техники достиг 75%. Темпы ее ежегодного выбытия в 3-4 раза опережают темпы обновления. При сохранении такой тенденции через несколько лет нечем будет выполнять механизированные работы.
  Долги сельхозпредприятий превышают годовую выручку от реализации всей продукции сельского хозяйства. Даже в 2000 г., когда экономическая ситуация на селе несколько улучшилась, 55% сельхозпредприятий оставались убыточными. За годы реформ государственные капитальные вложения сократились в 20 раз.
  Формирование рыночной аграрной структуры на основе реорганизации колхозов и совхозов являлось в первую очередь политической задачей и не могло помочь в решении экономических трудностей. Рост числа фермерских хозяйств и создание на базе колхозов и совхозов новых форм хозяйствования не смогли нейтрализовать разрушающего действия диспаритета цен, рыночной стихии, самоустранения государства от выполнения многих объективно необходимых функций управления.
  Порочной представляется сама идея фермерства как политического и идеологического противовеса прежней социалистической структуре, а не как обычного атрибута рыночной экономики и средства пополнения продовольственного фонда страны и доходов сельского населения. Идея же фермерства в качестве единственно приемлемой и наиболее эффективной формы аграрного производства для России была не просто ошибочной, но и пагубной.
  Серьезные специалисты еще в начале этого политэкономического эксперимента предупреждали об отсутствии перспектив мелкого фермерства в эпоху крупнотоварного производства, о невыгодности распыления земли и капитала в период, когда главными факторами повышения эффективности АПК становятся концентрация и специализация производства. Дробление крупного товаропроизводителя на множество мелких разрушает производство и его технологию. Каждое новообразование экономически слабее целого, а небольшое товарное производство не позволяет экономически окрепнуть в короткий промежуток времени. Практика России подтвердила, что без создания соответствующих условий и инфраструктуры, идея "фермеризации" сельского хозяйства обречена на провал. Сейчас 280 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств обеспечивают порядка 2% валовой подукции сельского хозяйства, используя при этом более 5% площади сельхозугодий.
  Отсутствие научно-обоснованной программы начатых преобразований, соответствующих механизмов проведения реформы создает угрозу аграрным преобразованиям в России. В настоящее время агропродовольственный комплекс России переживает кризис, обусловленный общим социально-экономическим кризисом в стране, субъективными ошибками в агропродовольственной политике и неизбежными последствиями ее реализации.
  На обострение аграрного кризиса в наибольшей степени повлияли факторы макроэкономической политики последнего десятилетия.
 * Наиболее важными из них были:
 o ликвидация СССР и нарушение многолетних межрегиональных и межотраслевых хозяйственных связей;
 o наращивание диспаритета цен на средства производства и реализуемую продукцию;
 o либерализацию цен, и прежде всего на энергоносители;
 o значительное сокращение инвестиционной активности государства и потеря контроля за денежным обращением;
 o скорая, неподготовленная и непродуманная приватизация, не учитывающая территориальной и отраслевой специфики народного хозяйства, особенно в сельском хозяйстве;
 o разрушение существовавшей системы управления народным хозяйством без создания ее новых форм, адекватных требованиям развития рыночных отношений, в том числе способствующих осуществлению аграрной реформы.
  Объективные трудности реформирования, сложившаяся макроэкономическая ситуация и субъективные ошибки в проведении реформ привели к существенному спаду производства и потребления продуктов питания. Объем производства сельхозпродукции уменьшился за минувшее десятилетие почти вдвое. Резко возрос импорт продуктов питания, особенно мяса и растительного масла. За последние годы почти в 1,7 раза упало душевое потребление продуктов, а общая калорийность питания снизилась на треть.
  Предполагаемые результаты реформ не были достигнуты в основном в связи с тем, что они были направлены главным образом на правовую реорганизацию предприятий, а не на институциональные преобразования рынка и организацию его инфраструктуры, также не была создана система регулирования рынка. Современные институциональные преобразования должны быть направлены на совершенствование форм хозяйствования, создание оптимальных рыночных производственных структур, наиболее конкурентоспособных в условиях рынка и обеспечивающих максимальную реализацию возможностей участников в их хозяйственной деятельности.
  В разработанной Фондом поддержки аграрной реформы и сельского развития "Программе приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий" (1997 г.) ставилась цель создания эффективно работающих сельскохозяйственных предприятий путем закрепления частной собственности на землю и имущества за крестьянами и совершенствования их отношений с этими предприятиями; восстанавливались принцип добровольности и поэтапность аграрных преобразований.
  В 2001 г. Госдума в первом чтении приняла Закон, разрешающий частную собственность на землю, но без купли-продажи сельхозугодий. Авторы документа считали отсутствие рынка сельскохозяйственных земель делом временным, не сомневаясь, что из шести проектов Закона в 2002 г. будет принят вариант, представленный правительством. Летом 2002 г. этот вариант был принят Государственной думой.
  В настоящее время в рамках аграрной реформы в числе первоочередных мер намечаются разработка и принятие нормативно-правовых актов, которые позволят сформировать целостную систему аграрного законодательства и устранить противоречивость и пробелы действующего законодательства. Принятые федеральные законы "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", "О государственном регулировании агропромышленного производства" практически не работают. Поэтому необходимо вновь вернуться к законам, регламентирующим деятельность государства в сфере АПК.
  Центральное место должен занять Закон "О государственном управлении АПК и регулировании продовольственных рынков", в котором будут законодательно закреплены основные положения политики развития АПК. Должна быть разработана серия законов и нормативных актов, регламентирующих взаимодействие федерального центра в лице Минсельхозпрода, отраслевых продуктовых союзов и предприятий АПК на каждом значимом рынке продукции.
  В качестве базового законодательного акта для развития АПК, определяющего основные направления государственной аграрной политики, формы и методы государственной поддержки и регулирования АПК и другие условия, обеспечивающие повышение эффективности агропромышленного производства, Минсельхозпрод предполагает разработать и внести в Госдуму законопроект "О развитии сельского хозяйства в рыночных условиях".
  В переходный период, когда несовершенный рыночный механизм еще не только не обеспечивает саморегулирование воспроизводственных процессов, но не способен даже стабилизировать ситуацию и предотвратить дальнейший развал аграрной экономики, необходимым является соблюдение принципа сочетания индикативности (рекомендательности) и директивности. Однако наиболее эффективными средствами воздействия на сельское предпринимательство являются методы экономической поддержки, когда вместо призывов или предписаний частному сектору для наиболее перспективных групп предпринимателей государством создаются условия получения большей прибыли (в основном за счет бюджетных средств).
 * Важнейшими принципами государственного регулирования, приобретающими особое значение в условиях кризисной переходной экономики, являются:
 o материальная поддержка сельхозтоваропроизводителей,
 o аграрный протекционизм,
 o сочетание экономических и социальных целей.
  В России меры государственной поддержки сельского предпринимательства не должны ограничиваться лишь бюджетными дотациями и компенсациями. Важнейшую роль играет оказание стартовой помощи сельским предпринимателям, включая гарантии вновь созданным хозяйствам, а также поддержка формирования производственной инфраструктуры, содействие становлению и развитию реформированных сельскохозяйственных предприятий.
  Очевидно, что успех возможен только в случае, когда меры государственного регулирования и аграрной политики принимают во внимание сложившиеся за многие десятилетия ценностные ориентации сельского населения, модели поведения его различных групп, социально-психологические и национальные особенности.
  К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
 Важнейшие термины и понятия
 16.1. Приватизация в переходной экономике
 Приватизация Легальная приватизация Аренда Цели приватизации Контрактация Приватизационный чек (ваучер) Стимулирование производства в частном секторе Способы приватизации Скрытая приватизация Малая приватизация 16.2. Ценообразование. Реформа цен
 Либерализация цен Антимонопольное законодательство Инфляционное ценообразование Монопольная цена Затратное ценообразование Монопольно высокая цена Государственная ценовая политика Монопольно низкая цена Государственное регулирование цен Монопсонически низкая цена Цели государственной ценовойполитики Прямые методы государственного регулирования цен Субъекты ценообразования Косвенные методы государственного регулирования цен 16.3. Формирование рынков. Конкуренция и монополия
 Монополизация централизованно планируемой экономики Добросовестная конкуренция Рыночная форма обмена Антидемпинговая политика Квазирынок Планово-контрактная система управления Трансформационные функции государства 16.4. Реформа предприятий
 Перестройка Реформа предприятий Социалистическое предприятие Задачи реформы предприятий Этапы реформирования прелприятий Реструктуризация предприятий 16.5. Преобразования в аграрной сфере
 Аграрно-промышленный комплекс Этапы земельной реформы Аграрная реформа Цели аграрной реформы К НАЧАЛУ ТЕМЫ
 Вопросы для повторения и задания
 1. Что понимается под приватизацией государственной собственности?
 2. Назовите основные принципы организации процесса приватизации государственной собственности.
 3. Каковы цели и задачи приватизации государственной собственности?
 4. Кто может быть субъектом приватизации в РФ?
 5. Каковы были методы приватизации государственной собственности на различных этапах ее осуществления?
 6. В чем отличительные особенности, достоинства и недостатки методов приватизации в России?
 7. Что представляет собой ваучерная система и каковы предпосылки ее успешного использования?
 8. Каковы способы разгосударствления экономики?
 9. Какие существуют подходы и методы по оценке стоимости объектов приватизации?
 10. Назовите итоги осуществления приватизации государственной собственности в России.
 11. Чем вызвана необходимость государственного регулирования ценообразования в рыночных условиях?
 12. В чем состоят особенности системы ценообразования в России?
 13. Дайте характеристику новых подходов к системе ценообразования в России.
 14. Какую роль в ценообразовании играет фактор издержек?
 15. В чем состоит государственное регулирование цен на монопольных рынках?
 16. Как осуществляется государственный контроль за соблюдением порядка применения цен?
 17. Что представляют собой квазирынки, формируемые в общественном секторе?
 18. Как вы оцениваете значение функций государства по формированию конкурентной цены?
 19. Почему в переходный период возрастает роль распределительной и стабилизационной функций государства?
 20. Раскройте сущность и основные черты планово-контрактной системы управления.
 21. Дайте характеристику основных этапов реформирования российских предприятий.
 22. В чем состоят цель и задачи реформирования предприятий на современном этапе?
 23. Перечислите и раскройте сущность важнейших направлений реформирования предприятий.
 24. Назовите основные формы реструктуризации предприятий.
 25. В чем состоят преимущества и недостатки основных вариантов реорганизации предприятий?
 26. В чем заключается главная особенность реструктуризации государственных предприятий?
 27. В чем состоит объективная необходимость аграрных преобразований?
 28. Назовите основные этапы аграрных преобразований в переходной экономике России и раскройте их содержание.
 29. Коротко охарактеризуйте законодательную основу аграрных преобразований.
 30. Обсудите важнейшие итоги аграрных преобразований.
 31. Как вы представляете себе основные направления совершенствования аграрных преобразований в России и пути выхода из сложившейся кризисной ситуации?
  К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
 Литература
 Основная
 1. Теория переходной экономики: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 2001. - Гл. 3-5, с. 45-109.
 2. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник - М.: ВЛАДОС, 1999. - Гл. 42-44, с. 396-427.
 3. Экономика: Учебник / Под ред. Д.В. Валового. - М.: Щит-М, 1999. - Гл. II, с. 35-47, IX, с. 166-172, XIV, с. 265-278.
 4. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 1999. - Гл. 31-32, с. 657-687.
 5. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - Гл. 12, с. 315-341.
 Дополнительная
 1. Курс экономической теории: Учебное пособие / Рук. авт. колл. А.В. Сидорович. - М.: ДИС, 2001. - Гл. 44-45, 57, с. 512-557, 733-748.
 2. Курс переходной экономики / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Финстатинформ, 1997. - Гл. 2.3, 3.1-3.3, с. 136-156, 192-234.
 3. Экономика переходного периода / Под ред. В.В.Радаева, А.В. Бузгалина. - М.: Из-во МГУ, 1995.
 4. Экономика переходного периода: Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1992-1997. - М.: ИЭППП, 1998.
 5. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. В.Е. Есипова. - СПб., 1999.
 6. Основные направления структурной политики и регулирование отраслевых рынков. - М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
 7. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2000. - С. 199-213.
 8. Добрынин В. О концепции развития сельского хозяйства России. М.: Изl-во МСХ, 1999.
 9. Серова Е.В. Аграрная экономика. - М.: ГУ ВШЭ, 1999.
  К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
 ТЕМА 17. МАКРОЭКОНОМИКА ПЕРЕХОДНОГО ОБЩЕСТВА
 * 17.1. Структурные преобразования. Экономическая политика
 * 17.2. Формирование новой бюджетно-налоговой системы. Финансовая стабилизация
 * 17.3. Реформирование денежно-кредитной системы. Денежно-кредитная политика
 * 17.4. Внешнеэкономическая реформа и либерализация внешней торговли
 * Важнейшие термины и понятия
 * Вопросы для повторения и задания
 * Список рекомендуемой литературы
 * ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ
 17.1. Структурные преобразования. Экономическая политика
 * Структурные преобразования
 * Экономическая политика
 Структурные преобразования
  Структурные преобразования есть всего лишь вид структурных изменений, которые в рыночной экономике происходят всегда. Однако в переходные эпохи эти преобразования приобретают своеобразный характер: они происходят быстро, они кардинальны, они изменяют лицо и качество экономики и общества.
  Термин "структурные преобразования" употребляется двояко - в широком и узком смыслах. В широком смысле этот термин трактуется как синоним практически всех трансформационных преобразований и включает в себя все институциональные преобразования и изменения структуры переходной экономики. Последнее зачастую и отождествляется с термином "структурные преобразования" в узком значении этого термина. Эта проблема рассматривается в первом параграфе настоящей темы.
  Пропорции экономики выражают всевозможные соотношения в условиях производства, самого процесса производства, результатов производства. При этом само производство трактуется в широком смысле слова как единство собственно производства, распределения, обмена и потребления.
 * Важнейшие экономические пропорции - это пропорции
 o между средствами производства и рабочей силой,
 o между различными видами средств производства,
 o это соотношения между производством, распределением, обменом и потреблением,
 o между накоплением и потреблением,
 o между экономическими комплексами, отраслями и подотраслями (межотраслевые, отраслевые, внутриотраслевые пропорции),
 o между разными типами собственности,
 o между секторами экономики (например, государственным и частным),
 o между разными видами годовых результатов национального производства (валовым продуктом и его модификациями, между чистым доходом общества, между частями чистого продукта).
 * Отсюда видно, что критерии классификации пропорций самые разные: их можно сгруппировать различными способами, в частности:
 o по способу экономического выражения и статистического измерения - материально-вещественные и стоимостные,
 o по природе конечного результата (вещественный товар или услуга) - материальное производство и непроизводственная сфера,
 o по производственной структуре - соотношение сфер производства и отраслей.
  Существует и территориальный (региональный) аспект структуры экономики.
  Перечисленные пропорции отражают материально-вещественные аспекты национального хозяйства. Другим его аспектом является социально-экономический критерий классификации, предполагающий такие пропорции, как соотношение разных видов собственности, социально-классовая структура занятого населения страны и др.
  Во всех этих пропорциях в период трансформационных преобразований происходит поистине революционные изменения. Мы не можем здесь отразить все многообразие этих изменений. Рассмотрим только важнейшие. Начнем с собственно производственной структуры национальной экономики.
  Каждая страна, в которой осуществляются трансформационные преобразования, накануне этих преобразований существует в особенных условиях, которые накладывают заметную печать на эти преобразования. Что касается России, то она была составной частью СССР, который был военным бастионом и экономическим хребтом всего социалистического лагеря. СССР был самой крупной экономикой в этом лагере и нес наибольшее военное бремя. Поэтому ряд особенностей российского вхождения в рынок наложил заметную печать на все структурные изменения в процессе этих преобразований.
 * Среди общих особенностей российского перехода к рыночной экономике выделим следующие.
 o Во-первых, имел место распад СССР и распад единого народнохозяйственного комплекса в рамках СССР с характерным для этого комплекса межстрановым и межреспубликанским разделением труда.
 o Во-вторых, эти преобразования происходили стихийно, хаотично и очень быстро.
 o В-третьих, преобразования происходили в условиях высокого исходного уровня милитаризованности советской экономики, особенно российской, неразвитости сферы услуг, "утяжеленной" структуры промышленности (высокая доля в ней топливно-сырьевых отраслей и отраслей группы А, производящих средства производства).
 o В-четвертых, российскую экономику отличало от большинства стран переходной экономики высокий уровень монополизации промышленности.
 o В-пятых, Россия отличалась богатством минерально-топливных ресурсов.
 o В-шестых, имелись большая (и, в большей части, безнадежная, невозвратная) внешняя задолженность России главным образом со стороны развивающихся стран и наличие крупного внешнего долга России другим странам.
  При этих исходных условиях трансформационных преобразований изменения структуры российской экономики имеют как общие для всех переходных экономик, так и отличительные черты. Начнем с общего в структурных преобразованиях переходных стран. Но предварительно сделаем оговорку. В динамике всех этих структурных изменений в период трансформационных преобразований необходимо выделить две фазы: понижательную и повышательную. В большинстве постсоциалистических стран продолжительность первой фазы оказалась равной примерно 5-7 годам. В ряде стран этот период занял два-три года (Чехия, Словакия, Венгрия, Польша, Словения). В России эта фаза заняла почти 10 лет. Структурные изменения в период этих двух фаз носят неодинаковый характер. Рассмотрим первую - понижательную фазу.
 * К общим чертам структурных преобразований во всех постсоциалистических странах следует отнести все то, что до сих пор мы рассматривали как содержание этих преобразований:
 o быстрое сокращение доли государственной собственности за счет соответствующего увеличения частной собственности,
 o такое же быстрое увеличение доли непроизводственной сферы (сферы услуг) во всей экономике,
 o изменение соотношения между производством средств производства (первое подразделение общественного производства) и производством предметов потребления (второе подразделение общественного производства) в пользу второго,
 o переориентация внешней торговли на Запад,
 o резкое сокращение занятости и появление так называемой резервной армии труда,
 o заметное уменьшение нормы накопления.
  Теперь об особенностях структурных преобразований в российской экономике. Если во всех постсоциалистических странах объем производства снизился, то мера снижения оказалась разной. В тех странах, где продолжительность первой фазы оказалась минимальной, минимальными были и объемы снижения - они не превысили 10-15% ВВП.
  1. В России минимальная точка снижения объема ВВП пришлась на 1998 г., когда уровень ВВП оказался примерно на 52-54% ниже предкризисного максимума. По сравнению с 1989 г. - последним годом роста реального производства в тогдашней России - объем продукции материального производства сократился за 90-е гг. более чем в два раза, а среднегодовые темпы уменьшения валового внутреннего продукта (ВВП) в 1991-1999 гг. в России составили почти 8%, промышленного производства - более 9%.
  2. Доля отраслей непроизводственной сферы заметно повысилась во всех странах. Это было связано, во-первых, с кризисным спадом производства в реальном секторе, во-вторых, с резким увеличением объема операций в рыночной инфраструктуре всех переходных экономик и переходом значительной части занятого населения в эту сферу (торговлю, операции с недвижимостью, фондовыми операциями, резким ростом сферы услуг как производительного, так и непроизводительного характера).
  3. Произошло заметное изменение структуры ВВП в пользу нематериального производства. Только за 1995-1998 гг. среднегодовой уровень доли услуг в структуре производства ВВП составлял в текущих ценах 51,5%. Это почти вдвое больше, чем было в советской экономике, хотя формальное сравнение статистик этих двух периодов неправомерно из-за разных методик учета валового продукта. В этом явлении следует выделить два обстоятельства. Первое связано с тем, что статистически видимый и в принципе оцениваемый как весьма прогрессивный подъем нематериального производства, выраженный в структуре ВВП, носит неестественный и паразитический характер.
  Дело в том, что в структуре ВВП развитых западных стран постоянный рост доли ВВП, созданного в нематериальном производстве, основывается на устойчивом росте и высоком уровне производительности труда в реальном секторе. Именно благодаря этому уменьшающееся число занятых в материальном производстве развитых стран создает все экономические предпосылки для увеличения численности занятых в нематериальном производстве.
  В России же скачкообразный рост доли нематериального производства и занятых в нем уже в начале 1990-х гг. произошел при обвальном сокращении объема ВВП и большом уменьшении производительности труда в реальном секторе экономики и связан, прежде всего, с возникновением рыночной инфраструктуры.
  Другая же, еще более важная причина рассматриваемого явления - это немыслимый для социалистической экономики объем непроизводительных операций и доходов в сфере финансового сектора, то есть скачкообразный рост чисто распределенческих отношений. В наших условиях эта гипертрофированность финансового сектора отражает стихийный и беспорядочный характер становления рынка, классический процесс так называемого первоначального накопления капитала, паразитирование значительной части нового капитала на бюджетных, то есть перераспределенческих операциях. Если при этом в классической рыночной экономике большая часть такого рода отношений выполняет роль сугубо рыночного регулятора экономики и способствует превращению денежных сбережений в накопление капитала, то в России в понижательной фазе трансформационного спада относительно раздутый финансовый сектор эти функции выполнял очень плохо. Об этом свидетельствуют многие факты, но более всего - глубокий инвестиционный кризис, крах фондового рынка и глубочайший кризис банковской системы летом и осенью 1998 г.
  В то же время частичной причиной повышения доли непроизводственной сферы в общественном производстве является повышение роли услуг как производительного, так и непроизводительного характера. С одной стороны, это связано с тем, что в советские времена эта сфера была недоразвита и после перехода экономики на рыночные рельсы изменения в совокупном спросе привели к ускоренному росту отраслей этой сферы. Например, на фоне постоянного уменьшения объемов производства в реальном секторе темпы прироста производства таких услуг, как операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность, финансы, страхование, кредит, за период 1991-1998 гг. почти всегда были положительными и высокими, выражавшимися в двухзначных цифрах. Например, только объем услуг, связанных с финансовым посредничеством, и только за один 1991 год возрос на 77%. Параллельно этому шел негативный процесс сокращения затрат на здравоохранение, науку, культуру, образование и снижение доли занятых в этих отраслях.
  Вместе с тем, в населении страны появилась группа богатых и обеспеченных людей. Об этом свидетельствует тот факт, что в последние годы доля 20% населения в объеме денежных доходов устойчиво превышает 47%, а доля 10% населения составляет около 33% всех доходов. И это при том, что самые богатые массированно и успешно скрывают свои доходы разнообразными способами. Появление этой группы в населении страны привело к значительному и быстрому росту спроса на потребительские услуги, что сделало эту отрасль высокоприбыльной. Что же касается многих видов услуг производственного назначения, то и здесь наблюдавшееся в советскую эпоху отставание стало быстро преодолеваться в связи с быстрым ростом частных предприятий, предъявляющих спрос на информационные, финансовые, посреднические, рекламные, снабженческие, ремонтные, охранные и другие услуги.
 * В рамках собственно материального производства также можно выделить ряд достаточно четких тенденций, выявившихся за последнее десятилетие.
 o Прежде всего, в отраслевом аспекте произошло усиление тенденции к увеличению доли топливно-сырьевых отраслей. В доходной части бюджета эта тенденция выразилась еще ярче.
 o Во-вторых, заметно снижение удельного веса отраслей оборонно-промышленного комплекса, что связано с постепенным и существенным сокращением как численности армии, так и закупок вооружения со стороны всех министерств, обладающих вооруженными силами. В то же время и экспорт вооружений по сравнению с 1980-ми гг. в понижающейся фазе трансформационного периода многократно уменьшился.
 o В-третьих, в большей части 90-х гг. наблюдался процесс уменьшения удельного веса аграрно-промышленного комплекса (АПК) в ВВП. Причины этого явления: быстрое снижение бюджетной поддержки этих отраслей, разорение множества хозяйств и предприятий в связи с конкуренцией иностранных производителей на российском рынке, резкое снижение покупательной способности значительной части населения, особенно в начале рыночных преобразований, а также после дефолта и девальвации летом 1998 г.
 o В-четвертых, заметное снижение доли отраслей легкой промышленности в ВВП в той же фазе трансформационного периода, причины чего в основном те же, что привели к снижению роли АПК.
 
 * В воспроизводственной структуре отечественного производства также можно выделить вполне определенные тенденции, о чем свидетельствуют изменения структуры ВВП.
 o Во-первых, следует отметить ярко выраженную тенденцию к росту доли конечного потребления, о чем можно судить по увеличению удельного веса расходов на конечное потребление (в текущих ценах), достигшего пика за 90-е гг. в 1998 г. - 76,5%.
 o Вторая примечательная черта: постоянное, практически из года в год снижение удельного веса валового накопления в ВВП. За последнее десятилетие низшая точка в динамике доли валового накопления пришлась на 1999 г., достигнув 16,4% ВВП (также в текущих ценах).
 
 * Причины этих двух взаимосвязанных тенденций очевидны:
 o глубокий системный и структурный кризис,
 o переход на принципиально новые экономические отношения,
 o хаотический характер преобразований,
 o бегство отечественного капитала за рубеж,
 o так называемое первоначальное накопление капитала со всеми характерными для него чертами,
 o ставшие в тот период почти перманентными политические кризисы, препятствовавшие притоку иностранных инвестиций и расширенному воспроизводству значительной части отечественного капитала.
  Следует отметить, что сама по себе положительная тенденция к росту доли конечного потребления в ВВП несет на себе печать той же внутренней слабости, как и отмеченная тенденция к росту доли нематериального производства. Повышение удельного веса расходов на конечное потребление отражает не рост абсолютных размеров этого потребления - оно сокращалось вплоть до 1999 г. Об этом свидетельствуют, например, такие факты: при отмеченном росте доли расходов на конечное потребление в ВВП абсолютные масштабы, объемы конечного потребления домашних хозяйств (на которые приходится примерно 2/3 расходов на конечное потребление) постоянно сокращались и только в 1998 г. уменьшились на 3,6%, а в 1999 г. - еще на 4%. Не будь в нашей экономике столь стремительного падения объема инвестиций, столь глубокого и продолжительного инвестиционного кризиса (он продолжался 10 лет), доля расходов на конечное потребление в ВВП не увеличилась бы, возможно, вообще. В частности, объем валового накопления за 10 лет снизился впятеро, в том числе только в 1998 г. - на 27,6%, а в 1999 г. - еще на 5%. Иными словами, рассматриваемая в принципе как положительная тенденция, рост доли расходов на конечное потребление в российских условиях 1990-х гг. отражает не повышение эффективности экономики, прежде всего ее реального сектора, и вытекающее отсюда увеличение абсолютных объемов конечного потребления, а как раз обратное явление - ухудшение экономической ситуации и сокращение абсолютных объемов конечного потребления, или стагнационные тенденции.
  В то же время в самом конечном потреблении происходят в целом положительные сдвиги: доля расходов на конечное потребление домашних хозяйств устойчиво увеличивается за счет уменьшения доли расходов государственных учреждений: например, доля первых за 1996-1999 гг. увеличилась с 50 до 56%, а доля вторых уменьшилась с 29,7 до 16% за тот же период.
  Эта тенденция является противоречивой. Как проявление общей на этом отрезке исторического развития страны тенденции к усилению сугубо рыночных механизмов регулирования экономики, этот факт постепенного ослабления присутствия государства в экономике после эпохи всеобщего огосударствления можно было бы рассматривать как положительный. С другой стороны, определить величину оптимального участия госсектора в развитии народного хозяйства и соответствующей этому доли государства в конечном потреблении, судя по результатам экономического развития страны, пока не удается. Поэтому требуется более конкретный анализ рассматриваемого явления. Не исключено, что за ним скрывается больше недофинансирование государственного сектора, недоиспользование потенциала государственных предприятий и государственной собственности, чем просто продуманный уход государства из сферы экономики как субъекта хозяйствования и субъекта - регулятора рыночной экономики.
  Если взять структуру ВВП по первичным доходам, то здесь выраженной тенденцией является видимое сокращение удельного веса заработной платы лиц наемного труда - уже с 1995 г. эта доля опустилась ниже 40%, составив в 1997 и 1998 гг. всего 37%. Это явление объясняется активным нежеланием как работодателей, так и наемного персонала платить чрезмерно высокие в тогдашней ситуации налоги. По оценкам Госкомстата России, скрытая оплата наемного труда до 2001 г. устойчиво составляла колоссальную величину - более 1/10 ВВП. Только в 1996-1998 гг. она оценивалась в 12% ВВП. Другой причиной рассматриваемого явления можно считать "натурализацию" значительной части домохозяйств в депрессивных регионах России - усиления самообеспечения этих хозяйств за счет огородов и других нерыночных процессов.
  Таким образом, можно сделать предположение о том, что несмотря на противоречивость происходящих структурных изменений, преобладающая часть их будет, скорее всего, сохранена и в ближайшие годы. Новые пропорции будут закрепляться по мере восстановления реального сектора и тем более при переходе народного хозяйства к режиму расширенного воспроизводства. Причинами сохранения рассмотренных тенденций могут быть следующие процессы: повышение степени загрузки производственного аппарата, модернизация некоторой его части, рост производства приведут к повышению производительности труда и прибыльности предприятий, росту заработной платы, накопления, реальных доходов, платежеспособного спроса, экспорта, укреплению бюджета.
  Особняком в массе рассматриваемых структурных изменений стоит норма накопления. Правда, и здесь есть парадокс, который находится в том же ряду, что и некоторые ранее рассмотренные пропорции. В наиболее развитых странах мира, где контуры постиндустриального общества проступают наиболее отчетливо, одной из интересных особенностей становится ослабление роли валового накопления в расширенном воспроизводстве, что, в частности, проявляется в относительно низкой норме чистого накопления.
  В этом отношении складывается та же картина, которая отмечена и выше: видимая норма накопления в российской экономике находится как бы вполне на современном, постиндустриальном (по американским меркам) уровне. Но и здесь причина внешне одинакового явления принципиально другая, нежели в развитых странах: низкая норма накопления у нас есть признак и проявление стагнации производства, в то время как, например, в США - это один из признаков постиндустриального развития. В отличие от рассмотренных выше пропорций начавшийся в 1999 г. экономический рост в России должен не закрепить низкую норму накопления, а наоборот, привести к ее заметному росту прежде всего потому, что наше развитие есть и еще долго будет развиваться в рамках индустриального, а не постиндустриального общества.
  Что касается повышательной фазы трансформационных преобразований, которая в России началась в 1999 г., то говорить о неких общих и особенных чертах структурных изменений в этой фазе пока нет достаточных оснований, так как мы находимся лишь в самом начале этой фазы. В России предкризисный максимум ВВП предполагается достичь лишь к концу первого десятилетия нового века.
  Закономерные для переходной экономики изменения большинства социально-экономических пропорций были рассмотрены в предыдущих темах и мы здесь на них специально останавливаться не будем.
  К НАЧАЛУ ПУНКТА
 Экономическая политика
  Как большинство терминов экономической теории, термин "экономическая политика" многозначен. Кроме того, он используется не только в общей экономической теории, но и в политике, идеологии, праве. Отсюда проистекает многозначность этого словосочетания. Под экономической политикой подразумевается совокупность политических, правовых и экономических мер, предпринимаемых государством для целенаправленного и планомерного решения осознаваемых и формулируемых задач, связанных с решением каких-либо комплексных общих проблем, стоящих перед национальной экономикой на каком-либо этапе ее развития. Как всякая политика экономическая политика является концентрированным выражением экономики.
  Экономическая политика может классифицироваться по разным критериям. В самом широком смысле слова она может включать в себя как частные моменты такие направления, как бюджетно-финансовую политику, денежно-кредитную политику, внешнеэкономическую политику, структурную политику, научную политику, банковскую политику, инвестиционную политику, аграрную политику, политику доходов и занятости, антикризисную политику. Из этого простого перечисления видов политики видно, что их систематизация может идти по отраслевому и функциональному признаку.
  В пределах каждого из этих направлений экономической политики можно выделить свои разновидности, еще более конкретные, частные. Например, в пределах бюджетно-финансовой политики можно выделить отдельно бюджетную и налоговую политику, в пределах внешнеэкономической политики - внешнеторговую, валютную политику по отношению к иностранному капиталу, миграционную политику.
  Как более общее по отношению к этим частным видам экономической политики сосуществуют внешняя политика, социальная политика, внутренняя политика, культурная политика, оборонная политика, экологическая политика, молодежная политика, национальная политика.
  Конкретными экономически-организационными инструментами и формами выполнения той или иной экономической политики являются разработка целевых федеральных программ, соответствующие изменения бюджета и наполнения разных его доходных и расходных статей, законодательные акты и постановления правительства.
  Каждый социально-экономический строй обладает собственным механизмом формулирования, постановки и решения актуальных задач, стоящих перед национальной экономикой. Политика в переходной экономике в этом отношении представляет собой также нечто переходное: старые критерии и механизмы решения проблем не действуют, сами проблемы уже другие, а новые властные силы и их законодательное основание еще не соответствуют новым проблемам. Поэтому, как это случилось в России и в других странах, в переходной экономике можно выделить два этапа экономической политики, два этапа ее формулирования и проведения, соответствующие двум этапам трансформационных преобразований.
  Следует отличать фактически реализуемую политику и ее публичное формулирование, обнародование. Весьма часто какая-либо политика вообще не принимает четких очертаний и реализуется преимущественно стихийно, как это ни звучит парадоксально применительно к политике, предполагающей именно осознанную формулировку проблем, механизмов их решения и собственно реализацию разработанных мер. В других случаях публично провозглашается одна политика, а фактически проводится совершенно иная.
  В России вполне отчетливо выделяются два этапа трансформационных преобразований. Первый этап оказался связан с политикой, проводившейся при первом российском президенте, второй - при втором. В данном случае это совпадение, хотя и не случайное: первый этап при первом, второй - при втором президенте. Частично эти различия объективно вытекают из природы задач, стоявших и стоящих перед двумя российскими президентами и государством в рассматриваемые два периода. Сначала необходимо было провести революционные политические преобразования, суть которых сводилась к захвату политической власти и формированию нового правящего класса с соответствующим материальным и правовым базисом.
  Второй этап - это период решения задач, вставших перед новым сформировавшимся в основном правящим классом. Первый этап - это главным образом период первоначального накопления капитала и овладение последним сферы обращения, второй этап - упорядочивание отношений внутри правящего класса, взаимное признание в основном итогов приватизации, ориентация на эффективное овладение не сферой обращения, а сферой производства, переход от преимущественно внутренних "разборок" к отстаиванию интересов отечественного капитала перед натиском общего врага-союзника - международного капитала.
  В первый период вплоть до 2000 г. формулировались лишь общеполитические задачи и экономическая политика в самом общем виде. При этом зачастую цели и задачи экономической политики заведомо искажались вполне осознанно для идеологической нейтрализации сил, способных оказать сопротивление фактически проводившейся экономической политике. Весьма показателен в этой связи простой факт: практически у всех российских кабинетов министров вплоть до 2000 г. отсутствовали собственные программы. Очевидно, дело было вовсе не в недостатке у всех этих правительств возможностей написать и опубликовать такие программы. Этот незначительный, но показательный факт демонстрирует остроту борьбы в формировавшемся новом правящем классе за пути, способы, методы перехода к новому строю, борьбу за реализацию разных политик во всех областях социальной и экономической жизни страны. Именно эта острота и реально проводившийся курс не позволяли даже формально представить его российскому обществу, поскольку в тех условиях реальная политика действительно была неприемлема большинством граждан. Поэтому правительства просто игнорировали требования различных политических сил представлять обществу такие программы своих действий.
  Лишь команда нового Президента и назначенное им правительство М.М. Касьянова решились открыто сформулировать свою стратегическую программу, получившую название "программы Грефа". Она в виде "Основных направлений социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу" была одобрена на заседании Правительства РФ 28 июня 2000 г. Затем распоряжением Правительства РФ 26 июля 2000 г. был утвержден "План действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг.", который впоследствии был скорректирован распоряжением Правительства РФ.
  В мае 2001 г. Правительство обсудило и направило Президенту РФ "Стратегию социально-экономического развития России на период до 2010 г.". В июле 2001 г. Правительством была принята и утверждена "Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу: 2002-2004 гг.". Даже факт появления и само обилие такого рода документов свидетельствуют о перемене характера формирования экономической политики во властных органах страны и изменение общего положения в них. В то же время другой факт, хотя и менее заметный, также вполне показателен: Президент России не подписался ни под одним из этих документов, решив, вероятно, не связывать себя даже такими правовыми ограничениями.
  Если до 2000 г. реальные действия власти в социально-экономической сфере противоречили многим целям и задачам, провозглашенным в Конституции 1993 г., то после 2000 г. реальные шаги власти показывают наличие осмысленной экономической политики, какую-то системность в ее разработке и реализации и хотя бы желание следовать многим конституционным нормам.
  Существует еще одна, универсальная форма разработки и обнародования текущей политики высшей федеральной исполнительной власти - ежегодные послания Президента Федеральному собранию. В них формулируются задачи в области всех видов политики, в том числе денежно-кредитной и бюджетно-финансовой. Однако этот документ носит необязательный, недирективный характер и воспринимается в России всего лишь как показатель наличия проблем и их оценка в высшем звене власти в стране.
 * Основные задачи и цели современной экономической политики в России:
 o обеспечение поворота к социальной ориентации экономики, подготовка к переходу страны на постиндустриальные рельсы развития,
 o достижение стабильного экономического роста,
 o восстановление докризисного уровня экономики примерно к 2010 г.,
 o решение накопившихся проблем во всех сферах экономики,
 o интеграция российской экономики в мировую на новой основе.
  Вполне самостоятельным является вопрос об объективных предпосылках такого поворота в экономической политике. Существует немало критиков нынешнего курса, которые вполне справедливо указывают на то, что глубина предшествующего падения производства была так велика, а исходный уровень подъема так низок, что достижения экономической политики после 1999 г. не могли не оказаться ощутимыми даже при отсутствии какой бы то ни было политики. Кроме того, сами объективные внешнеэкономические условия, оказывающие мощное влияние на российскую экономику (прежде всего случившийся именно в 1999-2002 гг. быстрый рост мировых цен на энергоносители и некоторые другие сырьевые товары, составляющие основу нашего экспорта), кардинально и в пользу России изменились именно в эти годы.
  В этой критике есть доля истины. Но все же современная российская экономическая политика является сознательным и решительным шагом российского государства, который отражает объективное изменение содержания внутренних процессов современного этапа трансформационных преобразований. На фоне предшествующего отсутствия такого курса эти изменения при всех их очевидных изъянах являются несомненным шагом вперед.
  К НАЧАЛУ ТЕМЫ
 17.2. Формирование новой бюджетно-налоговой системы. Финансовая стабилизация
 * Финансовая стабилизация.

<< Пред.           стр. 17 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу