<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 большую величину государственного сектора в социальных отраслях, производящих смешанно-общественные блага. В США и Японии предпочтение отдается суверенитету потребителя и рыночным методам оказания этих услуг, использованию частных поставщиков общественных благ на конткрактной основе с государством, где льготы (налоговые, кредитные и др.) предоставляются частным организациям и физическим лицам в обмен на обязательство удовлетворить важнейшие социальные потребности граждан, т.е. на условиях некоммерческого хозяйствования. Американские ученые считают, что государственное регулирование в сочетании с налогово-дотационными методами стимулирования частных производителей может давать не меньший результат, чем государственная собственность и прямой контроль над производством смешанно-общественных благ. В этих странах более сильны традиции либерализма.
  Государственное предпринимательство и хозяйствование в целом считается менее эффективным, чем частное в американской экономической мысли, поскольку оно застраховано от серьезной конкуренции и банкротства, а государственные служащие от увольнения. Однако эта проблема может быть решена не только путем частного некоммерческого хозяйствования, но и развитием конкуренции между государственными и частными секторами в производстве социальных услуг, а также внедрением внутреннего рынка и конкуренции В бюджетную сферу. Такие методы взбадривания, повышения эффективности работы государственного образования и здравоохранения используют в последние годы в Англии. В школьном образовании - это ^Ъередача родителям ваучеров - бюджетных средств на оплату обучения их детей с использованием принципа свободы выбора школы, что создает конкуренцию между последними за лучшее качество образования. В здравоохранении - это ускоренное развитие частного сектора платных услуг, свободы выбора населением семейного врача, становящегося бюджётодержателем и внутреннего рынка и конкуренции между семейными врачами и госпиталями, часть из которых становится автономными треста-
 
 46
 47
 
 
 ми*. В целом принципы смешанной экономики показывают свою эффективность в социальной сфере, поскольку как государственный, так и рыночный "монополизм" оказывается неэффективным инструментом удовлетворения социально значимых потребностей. Это подтверждает опыт государственного здравоохранения в Великобритании, бывшем СССР и частного рынка тСДИ"ИйСККХ и страховых услуг в США. При этом более предпочтительно опираться на государственное производство или обеспечение гарантированного объема важнейших социальных услуг (жилище, образование, здравоохранение, культура и спорт) всем или большинству членов общества (за исключением наиболее обеспеченных слоев населения) при бесплатном или льгот-
 нпх/f TTT>e(tm)wwTvjijTn"www w.nvr Oronvo тта г-вл^ЛНьГиЙ Ияг-ТйкТЙ iikl= J.JLVKI jLii/4U,Wllil рш~
 нок, как базис удовлетворения важнейших социальных потребностей населения, терпит банкротство в данной сфере, вызывает большие социальные издержки для тех групп людей, которые оказываются "за бортом" рынка (бездомные, неохваченные медицинской помощью, не имеющие базового образования и неграмотные).
  Бесплатное предоставление социальных услуг более целесообразно при низких предельных издержках по обслуживанию дополнительного потребителя и высоком уровне затрат на его исключение из пользования. Например, это могут быть общественные музеи, библиотеки. Кроме того, в случае высоких издержек на обслуживание дополнительного потребителя (школы, прививки) бесплатность услуг обусловлена необходимостью обеспечения социальных гарантий в потреблении данных услуг каждым членом общества независимо от уровня доходов его или его семьи.
  В случае более высоких издержек на обслуживание дополнительного потребителя социальных услуг можно использовать механизм частичной оплаты услуг, установления небольших платежей для пользователей. Это будет обеспечивать сбалансирование общественного спроса и предложения на услуги, ограничивать избыточный спрос, возникающий в случае бесплатности.
  * См. Жильцов Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. М.,1991. С.130, 118.
 48
 
 Это могут быть небольшая входная плата в музей, на выставку, на спортивное сооружение, плата за выписку рецепта у врача общей практики или в поликлинике, частичная оплата медицинскихуслуг при социальном медицинском страховании. Во многих видах социального обслуживания механизм частичной Оплаты может быть эффективен и справедлив, что отвечает свойствам смешанно-общественного блага.
  Наконец, в ряде отраслей и видов социальных услуг, имеющих свойства блага индивидуального пользования (легкость исключения, высокие предельные издержки обслуживания дополнительного потребителя, невысокая социальная эффективность и значимость), частный рынок может служить основным инструментом удовлетворения общественной потребности. Это прежде всего относится к индустрии досуга, шоу-бизнесу, кинематографии, деятельности школ бизнеса. Здесь роль государства определяется необходимостью поддержки свободной конкуренции, свободы творчества, защита общества от пропаганды насилия, порнографии и других антисоциальных явлений. Кроме того, государство поддерживает некоммерческие виды деятельности в данной сфере (некоммерческий кинематограф и др.). Может существовать и государственное предпринимательство в сфере коммерческих социальныхуслуг для стимулирования конкуренции, но более эффективным считается законодательное и налоге-дотационное регулирование со стороны государства.
 49
 4 iv-17
 
 ГЛАВА II
 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
  Главной целью социальной политики России является обеспечение каждому трудоспособному гражданину УСЛОВИЙ, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью поддерживать его собственное благосостояние и благосостояние семьи. Социальная поддержка со стороны государства должна носить строго адресный характер и быть направлена на незащищенные группы населения.
  В кризисной ситуации основную задачу социальной политики мы видим прежде всего в том, чтобы не допустить резкого падения уровня жизни тех категорий населения, которые в наибольшей степени страдают от инфляции. Предпринимаемые в 1992-1993 годах меры носили чисто компенсационный характер, практически не затрагивая интересов населения, лежащих в сфере экономических преобразований. Тем не менее на первом этапе проведения экономической реформы создавались некоторые предпосылки для предотвращения дальнейшего падения уровня жизни населения.
  На этапе вхождения экономики в стадию стабилизации социальная политика должна выполнять не только защитные функции, но и активно воздействовать на ход экономической реформы, стимулируя участие в ней самых широких слоев населения. Особую актуальность в связи с этим приобретают меры по созданию условий для повышения предпринимательской активности граждан, вовлечению их в инвестиционный процесс, что прежде всего предусматривает расширение участия населения в финансировании социальных программ на основе развития ипотечного кредитования жилищного строительства, поощрения деятельности страховых медицинских компаний,
 
 создания негосударственных пенсионных фондов и других финансовых институтов, аккумулирующих сбережения населения. В дальнейшем увеличение затрат населения в финансировании социальной сферы должно сопровождаться структурными изменениями в формировании и использовании семейных бюджетов. По мере роста оплаты труда и постепенного ее приближения к полной стоимости в расходах населения должна увеличиваться доля денежных средств, используемых на сбережения, и резко возрасти удельный вес расходов на оплату услуг.
 п.1. Политика в области доходов, труда и социальной защиты населения
  Освобождение цен в 1992 г. привело к существенному снижению уровня жизни.
  Ненормальное положение сложилось в области регулирования денежных доходов населения. Наблюдается необоснованная дифференциация заработной платы по отраслям народного хозяйства и регионам, ее рост за счет повышения цен на собственную продукцию при снижении объемов производства и прибыли. Самый высокий уровень заработной платы в 1993 г. сложился в отраслях топливной промышленности - 78 тыс.рублей, в том числе в нефтедобыче - 104 тыс.рублей, газовой промышленности - 128 тыс.рублей, в то время как в целом по промышленности ее размер составляет лишь 40 тыс.рублей. В наименее выгодном положении оказались отрасли конечного производства, выпускающие высокотехнологичное оборудование: приборостроение с уровнем средней заработной платы 21 тыс.рублей, станкостроение и инструментальная промышленность - 25 тыс.рублей, полиграфия - 34 тыс.рублей. Среди отраслей материального производства самый низкий размер зарплаты сложился в сельском хозяйстве - 21 тыс.рублей.
 
 ",
 50
 51
 
 
  В еще более трудном положении по уровню заработной платы находятся работники бюджетных организаций и учреждений.
  В результате сокращается численность занятых в здравоохранении, народном образовании, культуре и искусстве, наблюдается отток высококвалифицированных кадров из научных учреждений, находящихся на бюджетном финансировании.
  В сложившейся ситуации мы, несмотря на ограниченные возможности по маневрированию финансовыми ресурсами, намерены принять комплекс мер по совершенствованию системы оплаты труда и регулированию денежных доходов населения.
  В рыночном секторе экономики готовятся предложения о применении более эффективных мер по регулированию роста фонда потребления предприятий, а также по переходу к более жесткой системе налогообложения индивидуальных доходов.
  Повышение ставок налогообложения высоких и в особенности сверхвысоких личных доходов позволит привлечь в бюджет дополнительные средства, которые будут направлены на регулирование зарплаты низкооплачиваемых категорий трудящихся и социальную поддержку малообеспеченных слоев населения.
  Мы осознаем объективные трудности, которые связаны со сбором подоходного налога. Пока еще только становится на ноги налоговая инспекция, нет адекватной реакции на ставшей массовой практику укрытия доходов от налогообложения. Тем не менее, определенное продвижение по пути наведения элементарного порядка в этой сфере наметилось, и эту линию надо неуклонно проводить.
  Политика индексации заработной платы также претерпит существенные изменения.
  Совершенно неприемлема практика 100%-й индексации минимальной оплаты труда в полном соответствии с ростом потребительских цен. Это еще более подхлестывает инфляцию, и в конечном счете сводит на нет все прибавки к номинальной заработной плате. Правительство считает целесообразным проводить индексацию в том случае, если рост цен превышает определенный пороговый уровень.
 52
 
 При сохранении в бюджетной сфере практики дифференциации оплаты труда по Единой тарифной сетке индексирование должно осуществляться на основе регрессивной шкалы: более высокая степень индексации по отношению к низшим разрядам сетки и более умеренная - по отношению к высоким разрядам.
  Реальным механизмом влияния на уровень и динамику оплаты труда должно быть усиление роли договорного регулирования оплаты на всех уровнях системы социального партнерства - регион, отрасль, Федерация.
  В среднесрочной перспективе проблемы в области оплаты труда предстоит решать с учетом приближения цены рабочей силы к уровню, обеспечивающему расширение платности в сфере здравоохранения, образования, жилищном секторе. Это, естественно, предусматривает в перспективе пересмотр прожиточного минимума с периодическим увеличением в его составе доли платных услуг.
  До 1995 года предлагается сохранить политику, направленную на стабилизацию доходов малоимущих групп населения (с доходами на уровне или ниже минимума оплаты труда) и работников бюджетной сферы.
  Известные коррективы будут внесены и в систему пенсионного обеспечения.
  Необходимо решить задачу повышения социальной обоснованности размеров пенсий, исходя из прожиточного минимума нетрудоспособных граждан и соотношений с заработной платой.
  В целях ослабления инфляционных процессов следует изменить подход к индексации пенсий. В этой сфере также необходима определенная регрессивная шкала индексирования. В дальнейшем было бы целесообразно вместо индексирования пенсии ввести постоянно действующий механизм корректировки ("осовременивания") заработка и размера пенсии: при резких инфляционных взрывах можно было бы временно вводить единовременные компенсационные выплаты.
  В целях расширения возможностей населения по накоплению средств в условиях инфляции Правительство должно спо-
 53
 
 собствовать созданию системы негосударственных пенсионных фондов, а также иных финансовых институтов.
  В Российской Федерации завершается формирование единой системы органов Федеральной государственной службы занятости, располагающей в основном необходимой для своей деятельности законодательной и нормативно-методической базой.
  В настоящее время утверждены или разрабатываются федеральные целевые программы содействия занятости населения Российской Федерации по трудовой реабилитации и трудоустройству инвалидов, проблемам занятости молодежи, сохранения и развития системы рабочих мест. Определены приоритетные направления политики занятости на федеральном и региональном уровнях. Они нижеследующие:
  - безусловное обеспечение социальной защиты граждан, временно оказавшихся безработными, в соответствии с положениями действующего законодательства;
  - оказание финансовой помощи работодателям, в том числе за счет средств Государственного фонда занятости, на организацию дополнительных рабочих мест и сохранение существующих прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
  - компенсация издержек работодателям по организации ученических рабочих мест для обучения инвалидов и молодежи, завершившей обучение в школе и не имеющей профессии, на организацию учебных мест для повышения квалификации, переобучения лиц, подлежащих высвобождению в случае предполагаемого массового сокращения;
  - формирование территориальной системы по профориентации, обучению и переподготовке незанятого населения и высвобождаемых работников, в том числе путем создания специальных центров в структуре органов Федеральной государственной службы занятости;
  - введение системы территориальных льгот и преимуществ частным предпринимателям (работодателям), создающим дополнительные рабочие места и принимающих часть персонала
 
 по направлению органов Федеральной государственной службы занятости;
  - формирование в структуре территориальных фондов занятости населения специальных резервных фондов, которые будут использоваться при возникновении чрезвычайных ситуаций на региональном рынке труда;
  - корректировка принятых региональных программ содействия с учетом процессов, происходящих в экономике, принятие таких программ в тех структурах, где они не утверждены;
  - развитие в регионах социального партнерства по вопросам обеспечения занятости населения и прежде всего через координационные комитеты содействия занятости населения, на федеральном уровне создания соответствующего Российского координационного совета;
  - развитие системы общественных работ, сезонной и временной занятости, в том числе с использованием средств территориальной занятости населения;
  - введение системы гарантированной занятости работающих при приватизации предприятий, организаций и учреждений, а также при реализации мероприятий по санации предприятий-банкротов.
  На федеральном уровне будут разработаны и доведены до территорий документы по определению допустимого уровня безработицы в регионе, и по отнесению регионов к территориям приоритетного развития.
  Несмотря на принимаемые меры, в ходе экономических реформ существенно ухудшилось материальное положение социально незащищенных слоев населения: многодетных и неполных семей, неработающих пенсионеров старших возрастов (особенно в городской местности), инвалидов. При ограниченных финансовых ресурсах, выделяемых на оказание помощи объективно нуждающимся в ней гражданам, до сих пор не удалось обеспечить дифференцированного подхода к различным категориям нуждающихся, в должной мере скоординировать деятельность различных министерств и ведомств, общественных
 
 54
 55
 
 
 организаций и благотворительных фондов, участвующих в этой работе.
  Кроме минимальных размеров пенсий и оплаты труда не установлены законодательно другие необходимые социальные гарантии - прожиточный минимум, черта бедности и др. Пособия и компенсации в большинстве своем выплачиваются в уравнительном порядке, без учета среднедушевного совокупного дохода семей.
  Для радикального улучшения ситуации необходимо, используя права законодательной инициативы, ускорить становление правовой базы социальной поддержки населения, скоординировать усилия центральных и местных органов власти в этой области, строго следовать принципу адресности в оказании помощи нуждающимся в ней категориям граждан.
  Целесообразно на федеральном уровне формировать общие принципы осуществления социальной политики, разработать и финансировать общегосударственные социальные программы, устанавливать минимальные социальные гарантии.
  Для местных органов власти социальная политика должна стать приоритетным полем деятельности. На местах для этого потребуется концентрация людей и ресурсов, перестройка работы органов социальной защиты. Республики в составе Российской Федерации и региональные органы управления с учетом местных условий и возможностей должны разрабатывать и реализовывать собственные социальные программы, повышать минимальные гарантии, установленные на федеральном уровне.
  Органы управления на местах определяют статус и уровень малообеспеченности населения, выявляют таких граждан и оказывают им конкретную помощь как в денежной, так и в натуральной формах.
  Предусматривается четко разграничить виды социальной помощи, связанные с малообеспеченностью, и другие виды помощи и поддержки, которые предоставляются населению (пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, некоторые виды социального обслуживания пенсионеров, инвалидов, детей). Совершенствование системы социальной помощи предусматри-
 56
 
 вает налаживание действенного механизма, обеспечивающего достаточно высокий уровень компенсации роста цен нуждающимся группам населения. Особое значение при этом имеет защита интересов детей (рост цен на детское питание, товары детского ассортимента, услуги детских садов, летних оздоровительных учреждений и др.), пенсионеров и инвалидов.
  Будет осуществляться постепенный переход на заявитель-скую форму предоставления помощи малообеспеченным, благодаря чему значительные общественные средства, идущие сейчас на социальную защиту, станут .перераспределяться в пользу действительно нуждающихся. Вместе с тем в каждом регионе следует выявлять и тех, кто одинок и не может позаботиться о себе.
  Предоставление практически всех видов социальной помощи будет увязано с материальным положением ее потенциальных получателей. В нынешних условиях предпочтительна увязка с доходами, соответствующими прожиточному минимуму, нижний уровень которого устанавливается решениями федерального правительства, а затем корректируется на местах в зависимости от объективно складывающихся региональных особенностей (природно-климатических, национальных и т.п.) жизни населения.
  Сокращение числа социальных выплат, замена их преимущественно выплатой пособия по малообеспеченности, предоставляемого семье вне зависимости о причин ее бедности, позволят сделать более простой и доступной для понимания как процедуру выявления действительно нуждающихся, так и саму систему социальных выплат.
  Предусматривается значительно расширить практику распределения продовольствия и предметов первой необходимости и вспомосуществования в натуральной форме на базе имеющейся сети учреждений социального обеспечения.
  Как на федеральном, так и на территориальном уровнях мероприятия социальной защиты не должны ограничиваться традиционной помощью в денежном натуральном выражении. Проблемы преодоления бедности, социальной адаптации насе-
 57
 
 ления усиливают значение новых элементов социальной защиты, задачи которых в перспективе будут возрастать. К ним относится:
  - обеспечение доступности провозглашенных государством социальных гарантий для всех категорий населения, реализация права на социальные гарантии, особенно тем, для кого доступ к ним объективно ограничен (например, реализация гарантий на получение образования для детей-инвалидов, гарантий права на труд для людей с пониженной конкурентноспособностью на рынке труда и т.д.);
  - внедрение активных социальных форм поддержки населения, способствующих реализации возможности семьи самостоятельно обеспечивать свое благосостояние (выявление семей, которым требуется такая поддержка, предоставление необходимой информации, консультирование, содействие в получении необходимой подготовки для реализации трудовой активности).
  Успешное продвижение по всем направлениям требует взаимодействия министерств, ведомств и территорий, широкого использования целевых программ в решении конкретных проблем, объединения всех имеющихся ресурсов, источников финансирования, усилий государственных и неправительственных структур.
  На федеральном и региональном уровнях предусматривается использовать имеющиеся внутренние финансовые резервы с помощью, во-первых, оптимизации отчислений на социальные нужды от фонда оплаты труда и установления постоянного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд; во-вторых, экономии и рационального использования выделяемых средств за счет постепенного изменения условий назначения и выплаты пенсий; в-третьих, активизации участия населения в финансировании социальных программ, развитии негосударственных фондов пенсионного обеспечения и социального страхования.
  Необходимо повысить эффективность использования средств, выделяемых за счет государственного бюджета и других источников, что предполагает формирование единого комплекса первоочередных федеральных и региональных программ по
 58
 
 социальной защите населения. В целях формирования стабильных гарантированных источников финансирования мероприятий социальной защиты населения целесообразно снижение процента поступающих в Пенсионный фонд России отчислений с направлением их целевым назначением в Федеральный и местные бюджеты на мероприятия и программы по социальной защите населения.
  Следует способствовать деятельности благотворительных организаций и коммерческих структур посредством введения для них налоговых льгот на основе Закона "О благотворительной деятельности" и привлечения их к финансированию федеральных и региональных программ социальной защиты населения.
 п.2. Реформа социальной сферы
  На стадии кризисного развития усилия должны быть направлены на поддержку и сохранение сложившейся сети объектов социально-культурного и бытового назначений, создание предпосылок для оживления в сфере услуг.
  Одновременно будет развернута работа по реализации стратегической цели реформирования социальной среды на основе разумного сочетания принципов платности и бесплатности. Расширение каналов реализации денежных доходов населения за счет увеличения в них доли платных услуг обеспечит соответствующее сокращение бюджетных средств, выделяемых на эти цели, и создаст дополнительные стимулы для накопления населением денежных сбережений. Это позволит снизить налоговую нагрузку на предприятия в части финансирования расходов на социальную сферу и тем самым увеличить внутрихозяйственное накопление.
  Первоочередными мерами по реализации этой цели являются:
 59
 
  - создание финансовых институтов, аккумулирующих денежные средства населения;
  - разработка и введение новых механизмов финансирования социальной сферы, обеспечивающих постепенный переход от прямого бюджетного финансирования объектов социально-культурного и бытового назначения к выделению средств непосредственно населению (в частности, для обеспечения их целевой направленности прорабатывается вопрос об использовании социальных ваучеров);
  - определение и законодательное оформление гарантированного объема социальных услуг, предоставляемых населению на бесплатной и льготной основах.
  В течение ближайших 4 - 5 лет намечается завершить переход от обезличенного гарантированной государственной системы социального страхования к адресной системе, основанной на принципах нуждаемости и личного участия в финансировании социальных услуг.
  Здоровье населения является залогом реализации потенциальных возможностей страны, что определяет его приоритетность в государственной политике. К сожалению, негативные тенденции в состоянии здоровья населения пока только усиливаются. Уровень медицинской помощи, развитие отечественной фармацевтической промышленности, вся система охраны здоровья населения не отвечает современным требованиям.
  Государство намечает комплекс мер в сфере развития здравоохранения, среди которых к первоочередным относятся нижеследующие:
  - закрепление нормативными актами ответственности законодательной, исполнительной и судебной власти, работодателей за здоровье работников наемного труда, населения;
  - обеспечение комплекса законодательных социально-экономических и лечебно-профилактических мероприятий по охране и укреплению здоровья матерей и детей;
  - улучшение санитарно-гигиенической и экологической ситуации;
 
 - обеспечение необходимыми лекарствами и изделиями медицинского назначения всего населения по доступным ценам.
  Реформа здравоохранения основывается на следующих ключевых принципах:
 - разумная децентрализация управления;
  - муниципализация основной производственной базы отрасли;
 - свобода информации о состоянии здоровья населения;
 - создание рынка медицинских услуг;
  - введение многоканальности финансирования в системе охраны здоровья населения;
  - отказ от жесткой регламентации деятельности медицинских учреждений;
  - внедрение социальных и экономических стимулов как для производителей, так и потребителей медицинских услуг;
  - финансирование лечебных учреждений в соответствии с объемом и качеством предоставляемых услуг;
  - расчет со специалистами внутри лечебного учреждения за объем и качество оказываемой ими медицинской помощи населению;
  - обеспечение права свободы выбора гражданами медицинского учреждения и лечащего врача;
  - государственное финансирование приоритетных научных разработок в области медицины на конкурсной основе.
  В процессе коренного преобразования системы бюджетного финансирования здравоохранения предстоит осуществить переход к финансированию в расчете на одного жителя в соответствии с нормативом гарантированного объема и качества медицинской помощи каждому человеку. Будет разработан и внедрен единый механизм территориальных взаиморасчетов за оказание медицинской помощи, оплаты поставок медицинской техники, лекарства, подготовки кадров.
  В период перехода к медицинскому страхованию населения потребуется провести работу по разграничению собственности учреждений здравоохранения и приданию им статуса государственного (федерального, муниципального) или негосударственного учреждения.
 
 61
 60
 
 
  Намечено осуществить перестройку первичной медико-санитарной помощи, прежде всего путем перехода к ее оказанию по принципу семейного врача, врача общей практики.
  Для этого предстоит реорганизовать сеть больничных учреждений, создать стационары различной интенсивности лечения (больницы скорой помощи, для лечения клинических больных, реабилитации, сестринского ухода) и единые территориально-медицинские объединения. Для обеспечения гарантий равных условий выбора гражданами медицинского учреждения будут организованы современные диагностические центры, призванные оказывать консультационные услуги.
  Принятие закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" коренным образом меняет условия финансирования и деятельности медицинских учреждений. Сложившаяся в настоящее время ситуация характеризуется значительными различиями в возможностях предприятий и территорий формировать собственные страховые фонды. Соблюдение принципа общественной солидарности, лежащего в основе любой системы социального страхования, требует определенной централизации и частичного перераспределения этих фондов в пользу страхователей с низким уровнем платежей.
  В настоящее время принят пакет документов, позволяющих приступить к развертыванию системы обязательного медицинского страхования в стране, и определен страховой взнос на обязательное медицинское страхование в размере 3,6% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. Указом Президента Российской Федерации предусмотрено поэтапное доведение расходов на охрану здоровья в 1994 - 1996 годы до 10% национального дохода. В этой связи необходимо предусмотреть увеличение страхового тарифа взноса на обязательное медицинское страхование до 10 - 12 процентов.
  Вместе с тем, требуется определенный переходный этап (1994 - 1995 гг.) для развития инфраструктуры страхования и отработки взаимоотношений всех субъектов, участвующих в государственном социальном медицинском страховании. В этот период государство будет осуществлять защиту интересов насе-
 62
 
 ления в получении им гарантированного объема медицинской помощи, так как на начальных этапах обязательное медицинское страхование не решит всех проблем отрасли.
  В настоящее время почти на половине территорий не созданы территориальные фонды обязательного страхования, отсутствует сеть страховых компаний. Пока основные составляющие конкурентной системы здравоохранения не отработаны. Поэтому на период 1994 - 1995 гг. намечено придать Закону о медицинском страховании разрешительный характер по усмотрению регионов с консолидацией в бюджетной системе внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования.
  Современное состояние системы образования Российской Федерации характеризуется довольно устойчивыми негативными процессами. В связи с острым дефицитом финансовых ресурсов происходит старение ее материально-технической базы, сокращение численности обучающихся. "Сужение" сферы образования вызвано в первую очередь острым дефицитом финансовых ресурсов.
  Одним из тревожных моментов является также падение престижа педагогической профессии. Это во многом связано с тем, что несмотря на введение Единой тарифной системы, педагоги и профессорско-преподавательский персонал вузов по-прежнему остаются одной из самых низкооплачиваемых категорий работников.
  Сложным остается вопрос книгоиздательства, в первую очередь обеспечения системы образования необходимым количеством новых учебников и методических пособий.
  Негативное влияние оказывает отсутствие законодательной базы, регулирующей смену форм собственности в отрасли.
  В сложившейся ситуации необходимо сосредоточить усилия на осуществление следующих мер:
  - не допустить спада уровня государственного финансирования, достигнутого в последние годы, с учетом инфляции. В кратчайшие сроки следует решить вопрос о выделении средств на повышение заработной платы и выплату отпускных работникам образовательных учреждений. Предоставить образователь-
 63
 
 ным учреждениям права получения льготного (беспроцентного) кредита в банке в случае задержки финансирования с обязательным погашением его Минфином в установленные сроки. В дальнейшем обеспечить гарантированное выделение средств на развитие образования в размере не менее 10% от национального дохода, как это предусмотрено Законом Российской Федерации "Об образовании":
  - освободить образовательные учреждения от уплаты всех видов налогов и пошлин.Установить налоговые льготы инвесторам и спонсорам образования, а также налоговые и иные льготы производителям продукции, используемой для нужд образования;
  - обеспечить равенство возможностей для развития образовательным учреждениям федеральной и территориальной подчиненности.
  По мере создания материальных и правовых предпосылок будет активно развиваться система социальных ваучеров. Использование ваучеров позволит сохранить за государством приоритет в финансировании системы образования, повысить эффективность использования ресурсов в этой области, в первую очередь за счет их персонификации, сформировать новое экономическое мышление у населения. Ваучеры должны найти применение в дошкольном и общем образовании, дополнительном образовании детей, профессиональном образовании.
  В условиях переживаемого страной кризиса все больше обостряются проблемы в сфере культуры. При этом продолжается процесс интенсивной утраты культурного наследия, разрушения историко-культурных и природных памятников, традиционных форм культуры, сокращается сеть учреждений культуры. Объем услуг, ранее оказываемых учреждениями культуры бесплатно, сокращается. Усиливается оторванность широких слоев населения от накопленного культурного потенциала.
  Правительством рассмотрена и в основном одобрена Государственная Федеральная Программа сохранения и развития культуры и искусства.
  В качестве приоритетных направлений, обеспечиваемых бюджетным финансированием, рассматривается:
 64
 
 - сохранение, реставрация и использование памятников истории и культуры, уникальных историко-культурных и природных территорий, музейных и библиотечных фондов;
  - организация системы безопасности ценностей культуры, включающей комплекс нормативно-правовых, организационных и технических мер;
  - функционирование федеральных организаций культуры, государственная поддержка отечественного кинопроизводства;
  - возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел;
 - поддержка молодых дарований и культурных инноваций;
  - выпуск учебной литературы, книг для детей, справочных и энциклопедических изданий, книг для библиотек;
  - развитие производства наукоемкого и технически сложного оборудования для организаций культуры, издательского дела и полиграфической промышленности.
  Правительство приняло постановление "Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации". В нем предусмотрены освобождение организаций и предприятий культуры, отнесенных к особо ценным объектам, от уплат импортной таможенной пошлины при покупке материалов и оборудования; льготы по валютной выручке; финансирование этих объектов отдельной строкой в бюджете Российской Федерации; дополнительное финансирование оплаты труда работников.
  Вместе с тем система всеобъемлющего прямого бюджетного финансирования сферы культуры оказалась несостоятельна в условиях перехода к рынку. В связи с этим основным направлением реформирования является принятие мер по расширению источников финансирования сферы культуры, использованию новых форм и способов распределения ресурсов.
  В действующем налоговом законодательстве организации культуры получили ряд льгот. Предполагается и в дальнейшем развивать систему косвенного финансирования культуры через расширение для организаций культуры системы льгот по налогам и другим платежам, в том числе по оплате коммунальных
 65
 5 К-17
 
 услуг, распространение на организации культуры мер по развитию и поддержке малого предпринимательства.
  Дополнительные источники финансирования организаций культуры связаны с развитием благотворительности и спонсорства.
 С этой целью необходимо:
  - увеличить суммы необлагаемого налогом дохода банков и страховых организаций, прибыли предприятий, направляемых на благотворительные цели;
  - включить часть прибыли, направляемой на цели нового строительства и реконструкции объектов культуры, в зачет налога на прибыль для всех субъектов хозяйственной деятельности.
  Для обеспечения адресованности налоговых поступлений и повышения заинтересованности организаций культуры в расширении деятельности целесообразно направлять в федеральный и региональные фонды развития культуры из соответствующих бюджетов налоги, сборы и другие платежи; связанные с деятельностью в сфере культуры или использованием ее субъектов.
  Особое внимание должно быть уделено возможности развития коммерческой деятельности организаций культуры, совершенствованию правил их лицензирования.
  Пополнить бюджет организаций культуры могут доходы от сопутствующих видов деятельности (продажа информационных ресурсов, реклама, сувениры и т.п.), развития взаимодействия со смежными сферами деятельности - образование, церковь (в области совместного использования зданий и помещений) и прибыльных производств - средства массовой информации, туризма и т.п.
  Важнейшим направлением деятельности государства в области развития культуры явится создание целостной системы государственного протекционизма для защиты внутреннего рынка и отечественных производителей (поддержка деятелей культуры, охрана культурных ценностей и культурного наследия, развитие ресурсного потенциала, обеспечивающего создание и распространение ценностей культуры), предусматривающего в том числе повышение таможенного тарифа при ввозе в Российскую
 66
 
 Федерацию печатной, кино-, видеопродукции, не представляющей художественной ценности.
  Острота жилищной проблемы и актуальность ее решения вызваны наличием следующих факторов:
  - уровень обеспеченности жильем населения России (16,5 кв. м. общей площади на человека) не только в пять раз ниже, чек в США, но и значительно ниже, чем в европейских странах -бывших членах СЭВ (Польша - 17,1; Болгария - 19,6; Чехословакия - 21,5). В то же время на одного жителя США приходится в среднем более двух комнат, у нас - менее одной. Две трети семей США проживают в собственных домах, в России - 26%;
  - 9 млн. семей (17%) проживают в условиях, когда на одного человека приходится менее 7 кв.м (в то время как даже действующим законодательством установлены нормы не ниже 12 кв.м жилой площади);
 - 3,5 млн. семей (7%) проживают в коммунальных квартирах;
  - 5 млн. семей (6%) проживают в общежитиях и других помещениях, вагончиках, балках, бараках, времянках и др.;
  - износ жилого фонда превышает 40%, а концу столетия он может достичь 60%, т.е. приблизительно к черте ветхости;
  - 20 - 25% всего жилищного фонда исчерпали нормативные сроки эксплуатации. При этом идет резкое сокращение объемов жилищного строительства, почти вдвое в 1992 г. против 1987 г. - с учетом сотен тысяч не имеющих жилья офицеров, выводимых из стран дальнего и ближнего зарубежья; беженцев и вынужденных переселенцев из государств СНГ; семей, требующих переселения из районов экологического бедствия, а также граждан, выезжающих после многолетней работы из районов Крайнего Севера, не только не снизило остроту жилищной проблемы, но и превратило ее в один из главных источников социальной напряженности в обществе.
  Приоритетность развития жилищного комплекса обусловлена целым рядом обстоятельств. Главным из них является то, что результативность решения жилищной проблемы во многом предопределяет конечный успех реформирования в других сек-
 67
 
 торах экономики, так как именно здесь проявляются экономические интересы практически всех социальных слоев населения. Кроме того, жилищное строительство может выступить своеобразным "локомотивом" подъема экономики, поскольку активизация инвестиционной деятельности в жилищном комплексе естественным образом повлечет за собой экономический рост во многих других, прямо или косвенно связанных с ним сферах деятельности. Прежде всего это строительная индустрия, а также энергетика, металлургия, лесная и деревообрабатывающая промышленность, производство многих видов продукции химической промышленности. Все это будет способствовать также и созданию новых рабочих мест для лиц, высвобождаемых из армии и других сфер деятельности.
  Необходимо воплотить в жизнь нижеследующие основные принципы новой жилищной политики России:
  - создание жилищной системы, при которой большинство проживающих будет способно оплачивать полную стоимость своего жилища по рыночным ценам, в то время как помощь государства будет направлена только низкодоходным группам населения. Для определения уровня жилищных условий, предоставления жилья, выделения компенсаций (субсидий) по оплате жилья вводится понятие социальной нормы площади жилья, устанавливаемой органами местного самоуправления в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики";
  - обеспечение приемлемого соотношения стоимости жилья и доходов населения. Средняя стоимость строительства и приобретения жилья будет ориентирована на 10 - 12-летний годовой средний доход семей, что позволит им оплатить собственное жилье в рассрочку;
  - совершенствование системы финансирования строительства и эксплуатации жилья, внесение изменений и дополнений в систему налогового законодательства, нацеленного на стимулирование развития всех видов экономически эффективного жилищного строительства, создание условий по привлечению внебюджетных источников финансирования в жилищную сфе-
 68
 
 ру; формирование механизма ипотечного (залогового) кредитования, использование для жилищного строительства средств от приватизации и предпринимательской деятельности;
  - развитие всех разновидностей купли-продажи жилья, а также разновидностей аренды жилья как основы создания общефедерального рынка недвижимости в жилищной сфере, обеспечивающего свободную миграцию населения к местам привлечения капитала и приложения труда;
  - законодательное установление полноценной частной собственности на недвижимость в жилищной сфере, в том числе на землю для частного жилищного строительства;
  - развитие конкуренции в сфере жилищного строительства и эксплуатации жилищного фонда, стимулирование участия в этом негосударственных предприятий и организаций;
  - предоставление всем гражданам возможности беспрепятственной реализации права на приватизацию занимаемых ими жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда при упрощенных правилах оформления передачи жилья в собственность.
  Органами федерального управления Российской Федерации создан ряд необходимых предпосылок для реализации новой жилищной политики. Они таковы:
  - предложен механизм решения вопросов частной собственности на земельные участки для жилищного строительства, бесплатной приватизации квартир в домах государственного и муниципального жилищного фонда;
  - определены формы реализации права на жилище: найм, аренда, строительство и приобретение за счет собственных средств;
  - установлены дополнительные налоговые льготы для граждан и предприятий, направляющих средства на жилищное строительство, по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль и подоходному налогу, определены меры государственной поддержки для завершения строительства индивидуальных жилых домов и домов ЖСК, стоимость сооружения которых резко возросла в связи с либерализацией цен.
 69
 
  Для того, чтобы обеспечить переход к рыночной жилищной системе, при которой семьи вольны выбирать для себя место проживания, новая жилищная политика должна быть увязана с состоянием существующего жилищного фонда и с новой ситуацией в инвестиционном комплексе. В ходе реформ основное внимание необходимо уделять следующим первоочередным вопросам.
  Во-первых, надлежит немедленно приступить к перестройке системы финансирования действующего жилищного фонда. Государство не ставит в ближайшее время задачи полной либерализации квартирной платы и коммунальных платежей. Тем не менее, для того чтобы обеспечить финансовое равновесие для производителей и потребителей жилищно-коммунальных услуг, необходимо существенно изменить механизм дотаций на эксплуатацию жилищного фонда. Реформа в области квартирной платы и установление различных цен для собственников и арендаторов жилья будут стимулировать приватизацию. Дополнительные финансовые ресурсы, полученные от изменения тарифов в ЖКХ, можно было бы использовать для улучшения функционирования жилищно-коммунального хозяйства.
  Во-вторых, следует провести четкое различие между финансированием нового и субсидированием уже построенного жилья. Субсидии семьям с более низким доходом должны использоваться для того, чтобы обеспечить минимальный уровень социальных гарантий государства. Эти средства должны поступать из федерального бюджета, в то время как повышение социальных гарантий в регионах должны финансироваться за счет местных источников. В сфере нового жилищного строительства наиболее важным элементом, необходимым для успеха жилищной реформы и мобилизации сбережений, является создание банковской системы финансирования жилья. Первым шагом должна явиться разработка обоснованных с финансовой точки зрения залоговых инструментов для финансирования строительства нового жилья.
  В-третьих, важнейшим вопросом является развитие конкуренции в жилищном строительстве. Следует отказаться от концеп-
 70
 
 ции "один клиент, один проектировщик, один строитель" в пользу основанной на спросе конкуренции. С монополией в сфере жилищного строительства должно быть покончено незамедлительно. Первоочередное значение здесь имеет стимулирование развития широкой сети небольших строительных организаций.
  В-четвертых, реформа жилищной системы и конкуренции между строительными предприятиями должны принципиально изменить тип строящихся домов. Крупнопанельные сборные дома постепенно будут заменяться более эффективными и удобными многоквартирными домами или домами для отдельных семей. Это в свою очередь повлечет за собой изменения в системе городского землепользования.
  В целях обеспечения действенности реализации новой жилищной политики должны быть внесены изменения в действующую нормативно-методическую базу. В рамках первоочередного пакета документов по жилищной реформе предстоит разработать:
  - порядок долгосрочного кредитования жилищного строительства и приобретения жилья;
  - мероприятия по развитию ипотечной системы кредитования жилищного строительства;
  - меры по развитию внебюджетной системы инвестирова
 ния жилищной сферы; "
 - нормативные акты:
  а) о государственных жилищных субсидиях (пособиях) и изменении системы оплаты жилых помещений;
  б) о порядке формирования и использования фонда развития жилищного строительства;
  в) о создании органов управления системой ипотечного кредитования жилищной сферы в общегосударственном и региональном масштабах;
  г) положение о введении индексируемых ипотечных систем кредитования строительства или приобретения жилья;
  д) о примерном порядке и условиях выплаты дотаций очередникам, желающим строить либо приобретать собственное
 жилье.
 71
 
  Нужны соответствующие изменения и дополнения в действующее законодательство о собственности, приватизации жилья, гражданском кодексе Российской Федерации, банках и банковской деятельности и налоговой системе.
  Решение жилищной проблемы нельзя считать задачей только федеральных органов власти. В значительно большей степени это должно стать приоритетом для региональных администраций. Здесь открывается простор для поиска решений, основывающихся на местных условиях.
  При этом государство будет оказывать поддержку предложениям по реформированию и улучшению сложившейся ситуации, основанным на большей самостоятельности территориальных органов власти.
 п.3. Региональная социальная политика
  Главный принцип концепции региональной политики - сочетание объективно-необходимой регионализации экономической реформы и пространственной реинтеграции российской экономики, создание системы экономического федерализма.
  Регионализация реформы в целом включает и учет специфики регионов в осуществлении общероссийской социальной политики, перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в социальной сфере, децентрализацию процессов управления реформой в социальной сфере, необходимость разработки специальных программ проведения реформ в социальной сфере в регионах с особо отличающимися условиями.
  Приоритетными социальными задачами государственного регулирования регионального развития являются:
  - обеспечение минимальных условий и качества жизни населения всех регионов, поддержка наиболее отстающих из них;
 72
 
 - возрождение деревни и малых городов в сельских районах с привлечением отечественных и иностранных предпринимательских структур;
  - снижение до приемлемого уровня безработицы в крупных центрах и индустриальных районах;
  - упорядочение миграции населения, расселение беженцев и демобилизуемых военнослужащих, создание экономических льгот для включения их в хозяйственную жизнь;
  - содействие развитию крупных рекреационных зон, учитывая потерю Россией многих традиционных зон отдыха.
  Основными формами прямого'участия государства в регулировании регинального социального развития станут государственные региональные социальные программы, финансируемые на долевых началах за счет федерального бюджета. Необходимо также ускорить работу по формированию федерального фонда регионального развития с учетом потребностей социальной сферы. Основным источником формирования этого фонда в перспективе должна стать территориальная рента. Возрастающую роль в финансировании социального развития отстающих и проблемных регионов должен играть фонд субвенций.
  Основная тяжесть реализации социальной политики переносится на региональный уровень. Здесь должны обеспечиваться дополнительные к федеральным гарантиям населения в сфере доходов и потребления. Среди наиболее сложных проб-лем,которым должно быть уделено первостепенное внимание, - растущая безработица и меры по созданию новых рабочих мест, сохранение учреждений социальной инфраструктуры, гарантии определенного уровня потребления многодетным семьям, поддержание и развитие системы социального обслуживания престарелых и инвалидов.
  Структурная и временная безработица является неизбежным спутником любой экономической реформы, однако социальные издержки в ряде регионов Российской Федерации грозят перерасти в социальную катастрофу.
  Наиболее напряженный станет в ближайшее время ситуация на рынке труда в Центральном и Уральском регионах, а
 73
 
 также в отдельных частях Волго-Вятского, Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов. Возможны два пути - либо искусственное сдерживание банкротства неэффективных предприятий (что в конечном счете существенно замедляет выход экономики из кризиса), либо создание условий для минимизации социальных издержек массовых высвобождений. Второй путь представляется более приемлимым.
 Тактика борьбы с избыточной безработицей в регионах должна включать целый комплекс мероприятий: увеличение расходов из федерального бюджета на выплату пособий безработным, расширение программ переобучения работников в рамках службы занятости; формирование рынка жилья, как условия перемещения рабочей силы из региона с высоким уровнем безработицы; стимулирование притока инвестиций (в том числе иностранных) в регионы с высоким уровнем безработицы; временное перераспределение государственных заказов в регионы с высоким уровнем безработицы. По крайней мере часть федеральных расходов следует осуществлять на возмездной основе - в виде займов федерального правительства администрациям территорий, конкретным предприятиям и организациям. Сложные проблемы ставит обострившаяся проблема миграции населения.
 Характерной особенностью внутрироссийской миграции за последние 3 - 4 года является нарастающий отток городского населения в сельскую местность. Эта тенденция, по-видимому, сохранится в обозримой преспективе, и к 2000 году доля городского населения может снизиться с 74 до 70 - 71%. Наиболее быстро сокращается население промышленных центров, где градообразующую основу составляют одно - два предприятия. Увеличивается отток населения в связи со свертыванием строительства, ухудшением материальных условий, а также возвращением украинского и белорусского населения в свои государства. Приток населения идет, в основном, в районы Северного Кавказа, Центра, Центрально-Черноземного района, Поволжья. Годовой отток из восточных районов в европейскую часть составляет 300 - 500 тысяч человек в год. Если в прошлом
 74
 
 в миграционным потоке преобладала трудовая миграция, то за последние годы этот процесс носит вялый характер; население возвращается на прежние места проживания, используя в основном родственные и деловые связи.
  В ближайшее время проблему внутренней миграции обострит неравномерный рост безработицы. С другой стороны, под воздействием новой селективной политики в регионах, специализирующихся на добыче топливно-энергетических ресурсов, снова будет ощущаться нехватка рабочей силы.
  Активная политика регулирования внутренней трудовой миграции предусматривает разработку федеральными и региональными органами управления организационных, финансовых и других мероприятий, способствующих смягчению болезненного перемещения населения, с увязкой его собственных интересов с общегосударственными и региональными. Инструментами такой политики выступают субвенции из федерального и регионального бюджетов для формирования рынка жилья, создания социальной инфраструктуры, выделения льготных кредитов на обустройство, предоставление налоговых, имущественных и неимущественных льгот. Необходимы также решения, содействующие формированию общероссийского рынка труда и системы службы занятости, подготовки и распределения кадров.
  Активная политика требует, разумеется, больших текущих и особенно единовременных затрат, однако она способна дать значительный стратегический выигрыш. Пассивная политика предполагает минимальное вмешательство государства в регулирование трудовой миграции, что дает некоторый тактический выигрыш за счет разгрузки бюджета от дополнительных расходов, но чревато отрицательными социальными последствиями.
  На конец 1993 года службой миграции на территории Российской Федерации было зарегистрировано более 300 тысяч вынужденных переселенцев из бывших республик Советского Союза. Прибытие рабочей силы в ряде районов представляется крайне нежелательным. В первую очередь для регионов Урала и Поволжья. Поэтому финансируемые из федерального бюджета программы размещения переселенцев предусматривают их на-
 75
 
 правление прежде всего в сельскую местность Центрального и Центрально-Черноземного районов.
  Отдельной проблемой является нефиксируемое миграционными службами Российской Федерации переселение из ближнего зарубежья. Отсутствие настоящей государственной границы и гражданства Российской Федерации приводит к миграции на российскую территорию значительных групп лиц титульной национальности из ближнего зарубежья, в первую очередь на территорию юга России и в города Москву и Санкт-Петербург. Россия, признавая свою ответственность за судьбы русскоязычного населения ближнего зарубежья, не может поощрять прибытие на ее территорию лиц коренных национальностей новых государств, тем более финансировать из федерального бюджета их размещение.
  Неравномерность процесса развития и автономизации регионов выдвигает принципиально новую проблему необходимости адаптации общей системы мер по социальной поддержке населения применительно к местным условиям.
  Социальная политика на региональном уровне должна строиться в зависимости от демографической и социально-экономической ситуации, сложившейся на конкретной территории. Можно выделить пять основных "социальных типов" регионов.
  1. Регионы "социального бедствия". К этим регионам относятся районы, пострадавшие в результате промышленных и экологических катастроф, стихийных бедствий, межнациональных конфликтов и других чрезвычайных ситуаций.
  Все вопросы, связанные с социальной поддержкой населения, проживающего на территориях, которые можно отнести к регионам "социального бедствия", необходимо решить в индивидуальном порядке, преимущественно за счет предоставления централизованного финансирования. При этом следовало бы разработать объективные критерии, позволяющие придавать региону подобный статус.
  2. Регионы "экологического кризиса". К ним относятся территории чрезвычайной экологической ситуации, где в результате
 76
 
 хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения. В этих зонах следует прекращать деятельность, отрицательно влияющую на окружающую природную среду, приостанавливать работу предприятий, учреждений, организаций, цехов, агрегатов и оборудования, оказывающих неблагополучное влияние на здоровье человека.
  Зонами экологического бедствия, также относящимися к этому типу регионов, являются территории, на которых произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения. В зоне экологического бедствия необходимо прекращать деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения.
  Финансирование мероприятий по оздоровлению зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия, в том числе и связанных с этим социальных программ, производится в первую очередь за счет средств непосредственных виновников деградации природной среды, аварий или катастроф (министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций), а также за счет целевых бюджетных ассигнований.
  3. Регионы "застойной бедности". Для этих регионов, к числу которых можно отнести, например, большинство малых и средних городов, сел и деревень Российского Нечерноземья, характерен прежде всего слабый экономический потенциал: относительно низкий жизненный уровень большинства населения и деформированная половозростная и квалификационная структура; особый тип расселения, связанный с наличием множества небольших поселений, практически лишенных социальной инфрастук-туры, и обусловленный этим значительный отток наиболее активной части жителей в другие территории.
  Для регионов "застойной бедности" наиболее актуальным является поиск финансовых и материальных ресурсов для реализации социальных мероприятий.
  В качестве возможных путей пополнения местного бюджета могут рассматриваться привлечения как производственных, так
 77
 
 и личных инвестиций граждан. Для этого необходимо предоставить местным органам право свободной продажи земли гражданам России в частное пользование или ее сдача в/Долгосрочную аренду с возможностью преимущественного выкупа земли в последующем с целью развития фермерства, садово-огородных и дачных хозяйств, коттеджного строительства и т.д.
  Для этих территорий целесообразно разработать специальные программы развития производственных сил с акцентом на создание мелких предприятий по переработке местных ресурсов, сборочных предприятий, работающих по заказам крупных (головных) фирм.
  4. Регионы "социальной напряженности". Для регионов "социальной напряженности", к числу которых относятся крупные города с большой долей занятых в оборонных отраслях промышленности, в сфере управления, науки, а также некоторые территории, ориентированные преимущественно на развитие сырье-добывающих отраслей промышленности, в силу особенностей прежней системы бюджетного финансирования всегда им был присущ достаточно высокий жизненный стандарт. В настоящее время для многих из них характерно стремительное обнищание населения, массовое закрытие предприятий, безработица и, как следствие этого, отток квалифицированных кадров, что не может быть остановлено усилиями лишь местных органов власти. Вместе с тем, эти регионы, как правило, сохраняют достаточно высокий потенциал, позволяющий им самостоятельно стабилизировать обстановку.
  Поэтому в сложившейся ситуации необходимы совместные действия центральных и местных органов по перепрофилированию предприятий, приспособлению их к требованиям рынка, ускоренному развитию социальной инфраструктуры и сохранению занятости работников.
  5. Регионы "социального стандарта". Для территорий, которые могут быть отнесены к регионам "социального стандарта", характерно отсутствие острых социальных противоречий и относительно высокий жизненный уровень, которые позволяют жителям этих регионов безболезненно пережить сложный про-
 78
 
 цесс структурной перестройки экономики и финансовой стабилизации. \

<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу