<< Пред.           стр. 80 (из 164)           След. >>

Список литературы по разделу

 непосредственного прямого действия; отсутствие контроля за выполнением
 конституционных норм.
 
 КОНСТИТУЦИЙ ВИДЫ - см ВИДЬ! КОНСТИТУЦИЙ
 КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ - закрепление к -л положений в тексте конституции,
 придание им конституционной силы.
 
 КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ - 1) форма правления, политическая система, опирающаяся
 на конституцию, конституционные методы правления; 2) политико-правовая
 теория, обосновывающая необходимость установления конституционного строя;
 учение о конституции как основном инструменте политической власти. В
 широком смысле К. включает следующие темы: согласие народа, ограниченное
 правительство, открытое общество, неприкосновенность личности, правовые
 нормы, преемственность, проведение в жизнь конституции, общественный
 контроль над правительством, разделение властей, федерализм, судебный
 надзор. Для истинного К. весьма существенным является гражданское
 образование населения. К. в России начался с провозглашения манифеста 17
 октября 1905 г. Населению обещались "незыблемые основы гражданской свободы
 на началах действительной неприкосновенности личности". Народ получил
 право принять действенное участие в управлении государством через
 Государственную Думу (представительную и законодательную власть). Манифест
 17 октября явился частью Основных государственных законов, которые были
 приняты вскоре и стали играть роль неписаной конституции наподобие
 статуарного (государственного) права Великобритании.
 
 КОНСТИТУЦИОННАЯ АССАМБЛЕЯ (фр constituant) - одно из названий
 учредительного собрания.
 
 КОНСТИТУЦИОННАЯ ЖАЛОБА - одно из процессуальных средств защиты
 конституционных прав и свобод граждан. В соответствии со ст. 96
 Федерального конституционного закона "О Конституционном Супе Российской
 Федерации" от 21 июля 1994 г. правом на обращение в Конституционный Суд РФ
 с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных
 прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом,
 примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения
 граждан, а тж. иные органы и лица, указанные в федеральном законе. Жалоба
 на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан допустима,
 если: 1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан; 2)
 закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение
 которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.
 
 Конституционный Суд РФ, приняв к рассмотрению жалобу на нарушение законом
 конституционных прав и свобод граждан, уведомляет об этом суд или иной
 орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению
 обжалуемый закон. Уведомление не влечет за собой приостановления
 производства по делу. Суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором
 применен или подлежит применению обжалуемый закон, вправе приостановить
 производство до принятия решения Конституционным Судом РФ. По итогам
 рассмотрения К.ж. Конституционный Суд РФ принимает одно из следующих
 решений:
 1) о признании закона либо отдельных его положений соответствующими
 Конституции РФ; 2) о признании закона либо отдельных его положений не
 соответствующими Конституции РФ. В случае если Конституционный Суд РФ
 признал закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим
 Конституции РФ, данное дело во всяком случае подлежит пересмотру
 компетентным органом в обычном порядке. В случае признания закона либо
 отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ судебные
 расходы граждан и их объединений подлежат возмещению в установленном
 порядке.
 
 КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАКОННОСТЬ - режим неукоснительного соблюдения конституции
 и иных конституционно-правовых актов всеми субъектами
 конституционно-правовых отношений.
 
 КОНСТИТУЦИОННАЯ КОМИССИЯ - в РФ в 1990-1993 гг. - постоянно действующий
 орган Съезда народных депутатов РФ по подготовке проекта новой Конституции
 РФ. Образована постановлением первого Съезда народных депутатов РСФСР от
 16 июня 1990 г. Проект Конституции РФ, подготовленный К. к. и одобренный
 Верховным Советом РФ, принят в первом чтении (одобрены его основные
 положения) на шестом Съезде народных депутатов РФ 18 апреля 1992 г.
 
 Фактически прекратила существование с расстрелом Верховного Совета РФ в
 октябре 1993 г.
 
 КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ - разновидность монархической формы правления,
 государство, в котором власть монарха значительно ограничена выборным
 представительным органом (парламентом). Обычно это определяется
 конституцией, которую монарх не вправе изменить. Как правило, К.м.
 
 предполагает наличие тж. и независимой судебной системы. К.м. впервые
 возникла в Великобритании в конце XVII в. в результате буржуазной
 революции. Примером таких монархий являются многие государства Европы и
 Азии: Великобритания, Дания, Бельгия, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и
 др. В современном мире К.м. существует в двух своих формах: парламентарной
 М. и дуалистической М. Последняя как форма государственного правления
 практически изживает себя. См. тж. МОНАРХИЯ.
 
 КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - особый вид социальной ответственности,
 имеющей сложный политико-правовой характер и наступающей за
 конституционный деликт (правонарушение). Выражается в особых негативных
 последствиях для субъекта конституционного правонарушения. Субъектами К.
 
 о. могут быть высшие должностные лица и органы государственной власти.
 
 Формами (санкциями) К.о. являются: отмена или приостановление
 антиконституционного акта, отрешение от должности (в порядке импичмента),
 признание выборов или результатов референдума недействительными,
 официальное признание работы государственных органов, высших должностных
 лиц неудовлетворительной (в т.ч. путем выражения вотума недоверия
 правительству), досрочное расформирование подотчетного органа.
 
 КОНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА - совокупность отношения общества к конституции и
 образцов поведения и институтов, взращенных вокруг конституции. Очень
 важно, чтобы конституционные положения были постоянными аргументами при
 разрешении различных конфликтов, дел, например в суде. Никакой К.с. не
 складывается, если конституция представляет собой идеологическую
 декларацию (как это было с советскими конституциями). Р центре К.с. должна
 находиться действующая и действенная конституция.
 
 КОНСТИТУЦИОННАЯ ЮСТИЦИЯ - одна из основных форм осуществления
 конституционного надзора: конституционный надзор, осуществляемый в форме
 конституционного судопроизводства специальными судебными органами -
 конституционными судами, а тж. квазисудебиыми органами - конституционными
 советами и некоторыми др., а тж. сами эти органы. В РФ к органам К.ю.
 
 помимо Конституционного Суда РФ относятся тж. конституционные (уставные)
 суды субъектов РФ.
 
 КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ДОКТРИ-НАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ - см ДОКТРИНАЛЬНЫЕ
 ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА.
 
 КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ ОСНОВЫ - см. основы КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ.
 
 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО - ведущая отрасль, основа российской правовой
 системы. Нормы К.п. регулируют основные принципы социально-экономического,
 политического и территориального устройства государства, порядка его
 отношений с институтами гражданского общества, осуществление основных прав
 и свобод человека и гражданина в РФ и определяют систему органов
 государственный власти. В РФ и ряде других стран для обозначения этой
 отрасли права используется тж. термин "государственное право". Основными
 принципами К.п. РФ являются: республиканская форма правления, народный
 суверенитет, приоритет и нерушимость прав и свобод человека и гражданина,
 разделение властей, федерализм. Основными источниками К.п. в РФ являются
 Конституция РФ 1993 г, федеральные конституционные законы РФ "О
 референдуме Российской Федерации" от 10 октября 1995 г., "О
 Конституционном Суде РФ", федеральные законы РФ "О выборах Президента
 Российской Федерации" от 17 мая 1995 г., "О выборах депутатов
 Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 21
 июня 1995 г., "О порядке формирования Совета Федерации Федерального
 Собрания Российской Федерации" от 5 декабря 1995 г., "Об основных
 гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" от б декабря
 1994г.
 
 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ (ДЕЛИКТ) - виновное поведение субъекта
 конституционного права, нарушающее предписания (нормы) конституционного
 права и не составляющее при этом ни уголовного преступления, ни
 административного, гражданского или дисциплинарного правонарушения.
 
 Является основанием для наступления конституционной ответственности.
 
 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ - см КОНСТИТУЦИОННАЯ ЮСТИЦИЯ.
 
 КОНСТИТУЦИОННОЕ СОБРАНИЕ - представительный орган РФ, обладающий
 полномочиями учредительной власти. Согласно ст. 135 Конституции РФ К.с.
 
 созывается в соответствии с федеральным конституционным законом в случае,
 если предложение о пересмотре положений глав 1,2 и 9 Конституции РФ
 (соответственно "Основы конституционного строя", "Права и свободы человека
 и гражданина", "Конституционные поправки и пересмотр Конституции") будет
 поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов
 Государственной Думы. К ведению К. с. относятся: 1) подтверждение
 неизменности Конституции РФ; 2) разработка проекта новой Конституции РФ;
 3) принятие проекта новой Конституции России 2/3 голосов от общего числа
 членов К.с.; 4) вынесение проекта новой Конституции России на всенародное
 голосование; 5) установление порядка вступления в силу новой Конституции
 России. Состав и основы порядка работы К.с. определяются специальным
 федеральным конституционным законом.
 
 КОНСТИТУЦИОННОЕ СОВЕЩАНИЕ - конференция представителей органов
 государственной власти, местного самоуправления и общественных
 организаций, созванная Президентом РФ в 1993 г. для завершения подготовки
 проекта новой Конституции РФ (т.н. "президентский проект"). К.с. включало
 представителей федеральных органов государственной власти РФ, органов
 государственной власти республик в составе РФ - краев, областей,
 автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга,
 местного самоуправления, политических партий, профсоюзных, молодежных,
 иных общественных организаций, массовых движений и религиозных конфессий,
 товаропроизводителей и предприятий. К.с. открылось в г. Москве 5 июня 1993
 г. в условиях острейшего конституционного кризиса и политической
 конфронтации с Верховным Советом РФ. Первый этап деятельности К.с.
 
 завершился подписанием участниками К.с. 12 июля 1993 г. доработанного и
 согласованного на нем проекта Конституции РФ. В октябре-ноябре 1993 г.
 
 проект Конституции РФ прошел окончательную доработку в специальных органах
 К.с.: Общественной и Государственной палатах К.с., Комиссии
 конституционного арбитража К. с., после чего был вынесен Президентом РФ на
 всенародное голосование 12 декабря 1993 г.
 
 КОНСТИТУЦИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ - в ряде государств (Великобритания, Новая
 Зеландия и др.) - один из источников конституционного права, разновидность
 правового обычая. Представляет собой правила политической практики,
 которые неукоснительно соблюдаются и считаются обязательными для тех, кого
 они касаются. Установленные К.с. предписания не могут быть принудительно
 осуществлены через суд.
 
 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (основные элементы) -
 федеральная учредительная власть, территориальное верховенство РФ,
 федеральная правовая система, система высших федеральных органов
 государственной власти,- федеральное гражданство, федеральный бюджет,
 федеральные налоги и сборы, федеральная государственная собственность,
 единая кредитно-денежная система, единые Вооруженные Силы РФ,
 государственный язык (русский), государственные символы РФ (флаг, герб,
 гимн, столица).
 
 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА - совокупность гарантируемых
 конституцией прав и свобод, а тж. устанавливаемых конституцией
 обязанностей человека. Основными принципами К.-п.с.ч. в современных
 демократических государствах являются неотъемлемость прав и свобод
 человека (см. НЕОТЧУЖДАЕМОСТЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА), свобода человека в
 осуществлении принадлежащих ему прав и свобод, гарантированность прав и
 свобод человека, равноправие, единство и взаимосвязь прав, свобод и
 обязанностей человека.
 
 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОБЫЧАИ - правила поведения основных субъектов
 конституционного права, не записанные в качестве таковых в официальных
 изданиях, однако в течение длительного времени применяемые и молчаливо
 санкционируемые государством. Чаще всего эти правила представляют собой
 определенный способ реализации конституционно-правовых норм. К.-п.о. не
 подлежат принудительному осуществлению через суд. Особо широкое
 распространение получили К.-п.о. в конституционном праве Великобритании
 (Конституционные соглашения), где они считаются официальными источниками
 права, а тж. в некоторых других странах англосаксонской системы права.
 
 КОНСТИТУЦИОННО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО - в ряде государств (например, в
 Германии) - обособленная совокупность норм (подотрасль) конституционного
 права, регулирующих производство дел в конституционных судах. Нормы
 К.-п.п. содержатся, как правило, в законах о конституционном суде и
 регламентах конституционного суда. В более широком смысле К.-п.п.
 
 охватывает тж. и нормы парламентской процедуры.
 
 КОНСТИТУЦИОННОСТЬ - режим соблюдения конституции как высшего закона
 общества и государства; соответствие норм права или к.-л. действий нормам
 и принципам конституции.
 
 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - в современных демократических
 государствах совокупность установленных конституцией процессуальных прав,
 служащих средством защиты основных материальных прав и свобод человека, я
 тж. установленные конституцией правозащитные институты и основные принципы
 их деятельности; содержащиеся в конституции особые правила,
 устанавливающие пределы и условия возможного ограничения прав и свобод
 человека. К числу первых в демократических государствах обычно относят
 право на судебную защиту прав и свобод (в т.ч. право на обжалование в суд
 незаконных действий и решений органов государственной власти и местного
 самоуправления, а тж. их должностных лиц), право на рассмотрение своего
 дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых данное дело отнесено
 законом, право на защиту, право на получение квалифицированной юридической
 помощи (в т.ч. право пользоваться услугами адвоката с момента задержания,
 ареста или предъявления обвинения), право на обжалование в суде
 незаконного ареста, право не свидетельствовать против самого себя и своих
 близких, право считаться невиновным, пока обратное не будет доказано и
 установлено вступившим в законную силу приговором суда (презумпция
 невиновности), право на возмещение государствам вреда, причиненного
 незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или
 их должностных лиц, право обращаться в межгосударственные органы по защите
 прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственный средства
 правовой защиты. К числу институциональных К.гп.ч. в демократическом
 государстве обычно относятся независимый и беспристрастный суд, а тж.
 
 институт парламентского уполномоченного по правам человека (см.
 
 ОМБУДСМАН). Третий вид К.гп.ч. составляют правила, устанавливающие
 основания и пределы возможного ограничения прав и свобод человека.
 
 Согласно этим правилам, закон, устанавливающий или отягчающий
 ответственность, обратной силы не имеет; никто не может нести
 ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось
 правонарушением; перечисление в конституции определенных прав и свобод не
 должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и
 свобод человека; права и свободы человека и гражданина могут быть
 ограничены законом лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты
 конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
 обороны и безопасности государства. Кроме того, новейшие конституции
 (включая Конституцию РФ 1993 г.) конкретно указывают, какие из
 закрепленных в них прав и свобод человека могут быть ограничены или
 приостановлены в период действия различного рода режимов чрезвычайного
 положения, а какие не подлежат ограничению ни в каких случаях.
 
 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ - обязанности неотделимы от
 прав, поскольку лишь в совокупности составляют основу правового статуса
 гражданина. В Конституции РФ 1993 г. зафиксированы следующие обязанности
 гражданина России: соблюдать Конституцию РФ и законы (п. 2 ст. 15);
 заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (ст. 44);
 платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); охранять природу и
 окружающую среду (ст. 58); защищать Отечество и нести военную службу (ст.
 
 59). См. тж. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.
 
 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА - выраженные в
 конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к
 поведению любых лиц, находящихся на территории данного государства, либо
 только к поведению граждан данного государства независимо от места их
 нахождения. В РФ К. о. каждого, кто находится на ее территории, согласно
 Конституции РФ 1993 г, являются: заботиться о сохранении исторического и
 культурного наследия (ст. 44); платить законно установленные налоги и
 сборы (ст. 57); охранять природу и окружающую среду (ст. 58). К. о. только
 граждан РФ являются соблюдение Конституции РФ и законов (п. 2 ст. 15) и
 защита Отечества (ст. 59).
 

<< Пред.           стр. 80 (из 164)           След. >>

Список литературы по разделу