<< Пред.           стр. 121 (из 164)           След. >>

Список литературы по разделу

 ПОШЛИНА ТАМОЖЕННАЯ СЕЗОННАЯ - см. СЕЗОННАЯ ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА.
 
 ПОШЛИНА ТАМОЖЕННАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ - см. СПЕЦИАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА.
 
 ПОШЛИНА ТАМОЖЕННАЯ СПЕЦИФИЧЕСКАЯ - см. СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА.
 
 ПОШЛИНА УРАВНИТЕЛЬНАЯ - см УРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОШЛИНА.
 
 ПОШЛИНА ФИСКАЛЬНАЯ - см. ФИСКАЛЬНАЯ ПОШЛИНА.
 
 ПОШЛИНЫ АДВАЛОРНЫЕ - см. АДВАЛОРНЫЕ ПОШЛИНЫ.
 
 ПОШЛИНЫ ВВОЗНЫЕ - см. ВВОЗНЫЕ ПОШЛИНЫ.
 
 ПОШЛИНЫ ВЫВОЗНЫЕ - см. ВЫВОЗНЫЕ ПОШЛИНЫ.
 
 ПОШЛИНЫ ИМПОРТНЫЕ - см ИМПОРТНЫЕ пошлины.
 
 ПОШЛИНЫ ОСОБЫЕ ВИДЫ - см ОСОБЫЕ ПОШЛИНЫ.
 
 ПОШЛИНЫ ПОКРОВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ - см ПОКРОВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ПОШЛИНЫ.
 
 ПОШЛИНЫ СНИЖЕНИЕ СТАВКИ - см СНИЖЕНИЕ СТАВКИ ПОШЛИНЫ.
 
 ПОШЛИНЫ СТАТИСТИЧЕСКИЕ - см СТАТИСТИЧЕСКИЕ пошлины.
 
 ПОШЛИНЫ ТРАНЗИТНЫЕ - см ТРАНЗИТНЫЕ пошлины.
 
 ПОШЛИНЫ ЭКСПОРТНЫЕ - см ЭКСПОРТНЫЕ пошлины.
 
 ПОЯСНАЯ ЦЕНА - цена, дифференцированная с учетом географического положения места продажи или покупки; цена одного и того же товара, характерная для ряда регионов.
 
 ПРАВ ГРАЖДАНСКИХ САМОЗАЩИТА - см САМОЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ.
 
 ПРАВ И СВОБОД ГАРАНТИИ - см ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД.
 
 ПРАВ НАРУШЕННЫХ ПРИНЦИП ВОССТАНОВЛЕНИЯ - см. ПРИНЦИП ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРУШЕННЫХ ПРАВ.
 
 ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОХРАНА - см ОХРАНА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.
 
 ПРАВПРИОБРЕТЕННЫХ ДОКТРИНА - см ДОКТРИНА ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРАВ.
 
 ПРАВ РОДИТЕЛЬСКИХ ОГРАНИЧЕНИЕ - см ОГРАНИЧЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ.
 
 ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ЗАЩИТА - см ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.
 
 ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КОНСТИТУЦИОННЫЕ
 ГАРАНТИИ - см. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.
 
 ПРАВ ЧЕЛОВЕКА МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО - см. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.
 
 ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НЕОТЧУЖДАЕМОСТЬ - см НЕОТЧУЖДАЕМОСТЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.
 
 ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ПРИНЦИП ВСЕОБЩЕГО УВАЖЕНИЯ - см. ПРИНЦИП ВСЕОБЩЕГО УВАЖЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.
 
 ПРАВА АБСОЛЮТНЫЕ - см. АБСОЛЮТНЫЕ ПРАВА.
 
 ПРАВА АВТОРА МОРАЛЬНЫЕ - см МОРАЛЬНЫЕ ПРАВА АВТОРА.
 
 ПРАВА АНАЛОГИЯ - см. АНАЛОГИЯ ПРАВА.
 
 ПРАВА БЮДЖЕТНЫЕ - см. БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВА.
 
 ПРАВА ГРАЖДАНСКИЕ - см. ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА.
 
 ПРАВА ГРАЖДАНСКОГО ИСТОЧНИКИ - см ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА.
 
 ПРАВА ЖЕНЩИН - общие права человека, а тж. совокупность некоторых специфических прав и свобод, обусловленных особенностями социального и семейного статуса женщин. П.ж. полностью или частично посвящен ряд международных документов. Устав ООН закрепил в общей форме, в виде принципа, равенство мужчины и женщины. На это положение имеется ссылка во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Кроме того, ст. 16 Декларации провозглашает равноправие сторон в браке. Международный пакт об экономических, социальных и культурных, правах 1966 г и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. запрещают дискриминацию, в частности по признаку пола. Указанное положение содержится тж. в Конвенции МОТ¦ 111 о дискриминации в области труда и занятий 1958г.. Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г. 29 июня 1951 г. МОТ приняла Конвенцию ¦ 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности. 7 ноября 1967г. Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 2263 (ХХП) приняла Декларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин. 29 января 1957 г была открыта для подписания Конвенция о гражданстве замужней женщины, предусматривающая, в частности, что перемена гражданства мужем во время существования брачного союза не будет автоматически отражаться на гражданстве жены. 20 декабря 1952 г. была принята Конвенция о политических правах женщин. Комплекс мер, направленных на обеспечение равноправия мужчин и женщин, был предусмотрен в резолюции 3010 (XXVII) Генеральной Ассамблеи ООН, которая провозгласила 1975 г. Международным годом женщины. Наиболее общим международно-правовым документом, касающимся прав женщин, является Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации в отношении женщин, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1979 г. СССР ратифицировал ее 19 декабря 1980 г. П.ж. отражены тж. в Конвенции о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 г В системе ООН вопросами П.ж. ведает Комиссия по положению женщин - вспомогательный орган (т.н. функциональная комиссия) Экономического и Социального Совета
 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВ - см ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВ.
 
 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ - права человека применительно к детям. Необходимость выработки специальных норм, регламентирующих международное сотрудничество в этой области, обусловлена особенностью положения детей, прежде всего тем, что они, согласно внутреннему законодательству государств, не обладают всеми правами, которые имеют совершеннолетние, и, кроме того, в ряде случаев обладают или должны обладать специфическими правами, связанными с их возрастом, положением в семье и т.п. Ряд международных документов в области прав человека в той или иной мере относится и к детям (Всеобщая декларация прав человека 1948 г Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.. Международные пакты о правах человека 1966 г и др.). Вместе с тем имеются международные документы, специально посвященные правам ребенка. К ним относятся Декларация прав ребенка 1959 г.. Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г., ряд конвенций МОТ (¦ 10,11,15,58,59,60,112) и др. В системе ООН вопросами прав ребенка ведает Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Важнейшим этапом стало принятие Конвенции о правах ребенка. Конвенция была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. Подписана от имени СССР 26 января 1990 г, ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. Помимо международных правовых норм права детей в РФ зафиксированы в Гражданском и Семейном кодексах РФ. По российским законам дети обладают правоспособностью и с 14 до 18 лет частично дееспособны. Особо следует отметить право ребенка (с 10 лет) выражать собственное мнение, без которого его нельзя усыновить, изменить его имя и фамилию, и т.д. По семейному праву совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Для защиты своих прав родители могут обратиться в суп.
 
 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ - в соответствии с Семейным кодексом РФ родители имеют следующие права: определять имя, отчество и фамилию, гражданство и национальность своих детей; представлять своих детей (защищать их права и интересы, пока дети недееспособны); определять местожительство своих детей и истребовать их от лиц, незаконно удерживающих чужих детей; воспитывать своих детей и давать им образование.
 
 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ - в соответствии с Семейным кодексом РФ в браке оба супруга имеют равные личные и имущественные права и обязанности. Принцип равенства супругов в семье означает, что каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства. Супруги совместно решают все вопросы, связанные с материнством, отцовством, воспитанием, образованием детей, как и все другие вопросы жизни семьи. Важным личным правом являются право выбора супругами фамилии. Супруги свободно, по личному желанию и согласию выбирают при заключении брака фамилию одного из супругов в качестве обшей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добранную фамилию, либо присоединяет к своей фамилии фамилию другою супруга. Соединение фамилии не допускается только в том случае, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной. Перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой обязанности изменения фамилии для другого супруга. В случае расторжения брака каждый из супругов вправе сохранить общую фамилию или вернуть себе добрачную фамилию. Супруги в браке свободны в определении своего места жительства, т.е. по закону они не обязаны проживать совместно, хотя именно эта черта является естественной для прочной, нормальной семьи. Каждый из супругов вправе самостоятельно выбирать занятие, профессию. Споры супругов по поводу названных личных прав (выбор места жительства, профессии) в государственных органах не рассматриваются. Воспитание и обучение детей является не только важным правом, но и обязанностью супругов-родителей. Споры между супругами по поводу воспитания детей решаются в суде. Супруги имеют тж. имущественные права и обязанности. Имущество может быть общим и личным (раздельным). К личному имуществу относятся вещи, принадлежащие каждому из супругов до вступления в брак, или получение каждым из них во время брака в дар или по наследству и предметы личного пользования (одежда, обувь и т.п.), за исключением предметов роскоши (драгоценности и т.п.) и предметов профессиональной деятельности (скрипка, рояль и т.п.). В силу их большой стоимости они относятся к общей собственности супругов, как и имущество, нажитое но время брака. Владеть, пользоваться и распоряжаться общим имуществом супруги имеют равные права. Раздел общего имущества в результате спора между супругами разрешается в суде. Между родителями и детьми в семье возникают особые правоотношения, основывающееся на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. Особое место занимают личные права и обязанности, а именно: право ребенка на имя, отчество и фамилию и соответствующее право и обязанность родителей дать ребенку имя, отчество и фамилию; право детей на воспитание и соответствующее право и обязанность родителей воспитывать своих детей; право детей на защиту их прав и интересов и соответствующее право и обязанность родителей защищать права и интересы своих детей.
 
 ПРАВА И СВОБОДЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ - см ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВАИ СВОБОДЫ.
 
 ПРАВА ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ - см. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН РФ.
 
 ПРАВА ИМУЩЕСТВЕННЫЕ - см. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА.
 
 ПРАВА ИНСТИТУТ - см ИНСТИТУТ ПРАВА
 ПРАВА ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА - см ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА.
 
 ПРАВА ИСТОЧНИКИ - см. ИСТОЧНИКИ ПРАВА.
 
 ПРАВА ЛИЧНЫЕ - см. ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА.
 
 ПРАВА МЕЖДУНАРОДНОГО ДОКТРИНА - см ДОКТРИНА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.
 
 ПРАВА МЕЖДУНАРОДНОГО ИСТОЧНИКИ -см. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.
 
 ПРАВА МЕЖДУНАРОДНОГО КОМИССИЯ - см. КОМИССИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.
 
 ПРАВА МЕЖДУНАРОДНОГО ЛОКАЛЬНАЯ НОРМА - см. ЛОКАЛЬНАЯ НОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
 ПРАВА МЕЖДУНАРОДНОГО НОРМА - см НОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.
 
 ПРАВА МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЩАЯ НОРМА - см. ОБЩАЯ НОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.
 
 ПРАВА МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЪЕКТ - см ОБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.
 
 ПРАВА МЕЖДУНАРОДНОГО ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ - см. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.
 
 ПРАВА МЕЖДУНАРОДНОГО ОТРАСЛЬ - см ОТРАСЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.
 
 ПРАВА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРЕДМЕТ - см ПРЕДМЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.
 
 ПРАВА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРИНЦИП - см ПРИНЦИП МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.
 
 ПРАВА МЕЖДУНАРОДНОГО СИСТЕМА - см СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.
 
 ПРАВА МЕЖДУНАРОДНОГО СУБЪЕКТ - см СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.
 
 ПРАВА НАЗНАЧЕНИЕ - см. НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВА.
 
 ПРАВА НАРОДОВ - система международно-правовых норм, регулирующих права и обязанности народов (и государств) как субъектов международного права, иногда называемая " Международное право прав народов". Напало формирования этой новой системы норм относится к 60-70-м гг. и связано с крахом колониальной системы и возрастанием этнического самосознания людей. Нормативным фундаментом П.н. стало всеобщее признание принципа равноправия и самоопределения народов и придание ему императивного характера в результате закрепления в Уставе ООН. Значение П.н. было подтверждено в Пактах о правах человека 1966 г., в которых это право положено в основу всей системы международно-правовой защиты прав индивидов и народов. С 1970 г. на доктринальном уровне стали в различных странах выдвигаться проекты Всеобщей декларации прав народов, в которых предпринимались попытки обобщить существующие и зарождающиеся П.н. Эти права нашли отражение в Азиатско-Тихоокеанской декларации человеческих прав индивидов и народов 1988 г.. Декларации основных обязанностей народов и правительств стран АСЕАН 1983 г., Тунисской декларации о правах человека и народов 1988 г.. Декларации ООН о праве на развитие 1986 г. (см. ПРАВО НА РАЗВИТИЕ), а тж. в таких межгосударственных актах, как Африканская хартия прав человека и народов 1981 г., конвенции о запрещении геноцида, расизма ^расовой дискриминации. В систему П.н. входят: принцип равноправия и самоопределения народов, принцип свободного распоряжения народом своими естественными богатствами и ресурсами, а тж. такие права, как право на свою территорию, право на жизнь, право на мир, право на национальную и международную безопасность, право на развитие, право на самобытность, право на достойное существование, право на достойную среду обитания, право на участие в решении национальных и глобальных проблем, право на свободу волеизъявления, право на всеобщее уважение прав народов, право на информированность о других народах и др.
 
 ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ - в соответствии со ст. 174 КЗоТ РФ несовершеннолетние (лица, не достигшие 18 лет) в трудовых правоотношениях приравниваются к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются льготами, установленными КЗоТ и другими актами трудового законодательства. Трудовое законодательство РФ закрепляет более старший по сравнению с международными нормами возраст трудовой правоспособности. Закон разрешает прием на работу лиц не моложе 16 лет. Лишь в исключительных случаях могут приниматься на работу лица, достигшие 15 лет (по обязательному согласованию этого вопроса с профсоюзом предприятия, учреждения или организации) или 14 лет (по согласованию этого вопроса с одним из родителей или заменяющим его лицом). Законодательство РФ устанавливает предельные нормы переноски и передвижения тяжестей несовершеннолетними, а тж. списки производств, профессий и работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет. По трудовым вопросам несовершеннолетних решения принимаются с обязательным участием профсоюзных органов. Без согласия указанных органов решение администрации считается незаконным.
 
 ПРАВА НОРМ РЕАЛИЗАЦИЯ - см РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА.
 
 ПРАВА НОРМ ТОЛКОВАНИЕ - см ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА.
 
 ПРАВА НОРМА - см. НОРМА ПРАВА.
 
 ПРАВА НОРМЫ БЛАНКЕТНЫЕ - см БЛАНКЕТНЫЕ НОРМЫ ПРАВА.
 
 ПРАВА НОРМЫ ДЕЛЕГИРОВАННЫЕ - см ДЕЛЕГИРОВАННЫЕ НОРМЫ ПРАВА.
 
 ПРАВА НОРМЫ ДИСПОЗИТИВНЫЕ - см ДИС-ПОЗИТИВНЫЕ НОРМЫ ПРАВА.
 
 ПРАВА НОРМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ - см ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ ПРАВА.
 
 ПРАВА НОРМЫ ЗАПРЕЩАЮЩИЕ - см ЗАПРЕЩАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА.
 
 ПРАВА НОРМЫ ИМПЕРАТИВНЫЕ - см ИМПЕ. РАТИВНЫЕ НОРМЫ ПРАВА.
 
 ПРАВА НОРМЫ ОБЩИЕ - см ОБЩИЕ НОРМЫ ПРАВА.
 
 ПРАВА НОРМЫ ОБЯЗЫВАЮЩИЕ - см ОБЯЗЫВАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА.
 
 ПРАВА НОРМЫ ОТСЫЛОЧНЫЕ • см ОТСЫЛОЧНЫЕ НОРМЫ ПРАВА.
 
 ПРАВА НОРМЫ ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ - см ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ ПРАВА.
 
 ПРАВА НОРМЫ ПОДЗАКОННЫЕ - см ПОДЗАКОННЫЕ НОРМЫ ПРАВА.
 
 ПРАВА НОРМЫ РЕГУЛЯТИВНЫЕ - см РЕГУЛЯТИВНЫЕ НОРМЫ ПРАВА.
 
 ПРАВА НОРМЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ - см СПЕЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПРАВА.
 
 ПРАВА НОРМЫ УПОЛНОМОЧИВАЮЩИЕ -см. УПОЛНОМОЧИВАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА.
 
 ПРАВА ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ - см ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВА.
 
 ПРАВА ОТРАСЛЬ - см. ОТРАСЛЬ ПРАВА.
 
 ПРАВА ПРИЗНАКИ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ - см СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПРАВА.
 
 ПРАВА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - см ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА.
 
 ПРАВА РЕАЛИЗАЦИЯ - см. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА.
 
 ПРАВА РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА - см РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА.
 
 ПРАВА РЕБЕНКА - см. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ.
 
 ПРАВА СИСТЕМА - см. СИСТЕМА ПРАВА.
 
 ПРАВА СИСТЕМАТИЗАЦИЯ - см СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРАВА.
 
 ПРАВА СМЕЖНЫЕ - см. СМЕЖНЫЕ ПРАВА.
 
 ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ПРЕКРАЩЕНИЕ -см. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ.
 
 ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ПРИОБРЕТЕНИЕ - см. ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ.
 
 ПРАВА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - см СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА.
 
 ПРАВА СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ - см СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПРАВА.
 
 ПРАВА СУБЪЕКТ - см. СУБЪЕКТ ПРАВА.
 
 ПРАВА СУБЪЕКТОВ РФ БЮДЖЕТНЫЕ - см БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВА СУБЪЕКТОВ РФ.
 
 ПРАВА ТРУДОВОГО ИСТОЧНИКИ. см ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА.
 
 ПРАВА УГОЛОВНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - см. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА.
 
 ПРАВА УСЫНОВЛЕННОГО РЕБЕНКА - в соответствии с законодательством РФ усыновленный ребенок как в личных, так и в имущественных правах и обязанностях приравнивается к родственникам по происхождению и освобождается от обязанностей по отношению к фактическим родителям и родственникам. Усыновленные сохраняют право на получение пенсии или пособия, причитающихся им по случаю потери кормильца, если это право возникло у них до их усыновления. См. тж. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ.
 
 ПРАВА ФИЛОСОФИЯ - см ФИЛОСОФИЯ ПРАВА.
 
 ПРАВА ФОРМЫ - см ФОРМЫ ПРАВА.
 
 ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - совокупность правил, характеризующих правовой статус гражданина; неотъемлемая принадлежность человека с момента рождения, основное понятие естественного и любого права в общем: права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как полноценное человеческое существо. В общем виде они представляют собой комплекс прав и свобод, существенных для характеристики правового статуса личности. Как нередко считается, к международному праву относится лишь обязательство уважать Л.ч. (т.е. принцип уважении прав человека и основных свобод), сами же соответствующие права и свободы предоставляются индивидам государствами через их внутреннее право (либо международным договором, участником которого государство является). П.ч. неделимы, составляют единый комплекс. Социально-экономические права являются основой П.ч. Никакие ссылки на необходимость защиты П.ч. не могут оправдать попыток нарушить такие принципы, как уважение государственного суверенитета, невмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств, запрещение угрозы силой или ее применения и т.д. Из суверенитета государства вытекает, что вся сфера его взаимоотношений с собственным населением - вопрос внутренний, регулируемый им самостоятельно. На этом основано сложившееся в практике ООН правило, согласно которому под нарушением П.ч. как международной проблемой следует понимать не единичные нарушения прав отдельных индивидов, а общую политическую и правовую ситуацию в государстве, которая свидетельствует о том, что данное государство игнорирует свое обязательство уважать П.ч., совершая массовые и грубые нарушения основных П.ч., являющиеся, например, результатом апартеида, расизма, колониализма, иностранной оккупации и т.п. Осуществление принципа уважения П.ч., дальнейшее развитие межгосударственного сотрудничества в этой области неразрывно связаны с укреплением международного мира и безопасности, последовательным соблюдением других общепризнанных принципов международного права, в первую очередь принципов мирного сосуществования. Вопросы содержания международного сотрудничества в области П.ч. имеют приоритет перед вопросами, связанными с созданием и функционированием международных процедур в данной области. Международные процедуры в принципе предназначены для того, чтобы повышать эффективность содействия уважению к П.ч. на международном уровне, а не заменять или дублировать работу государственного механизма по этим вопросам. Устав ООН не конкретизирует понятие П.ч. Это сделано в международных документах, принятых на его основе. Одни из них имеют рекомендательный характер (Всеобщая декларация прав человека 1948 г.. Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами 1965 г. и др.), а все остальные -международные договоры, т.е. документы, имеющие обязывающий характер для их участников. К таким договорам относятся Конвенция о политических правах женщины 1952 г.. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и др. Международное сотрудничество в области П.ч. имеет 2 основных аспекта. Это, во-первых, поощрение уважения к правам человека, содействие их осуществлению и, во-вторых, борьба с грубыми и массовыми нарушениями таких прав. Советский Союз был инициатором принятия ряда международных документов, направленных на борьбу с массовыми и грубыми нарушениями правам человека: Конвенции о неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. Принципов международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества, 1973 г. Демократическая юриспруденция признает за человеком определенные, зафиксированные в различных международных и внутригосударственных правовых актах права и свободы. Права - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь достойные условия жизни, быть гарантированным от насилия и т.д. Свободы - отсутствие каких-либо ограничений в чем-то (поведении, деятельности), что не запрещает закон. Свободное и эффективное осуществление П.ч. - один из основных признаков гражданского общества и правового государства. П.ч. принято делить на абсолютные и относительные. Ограничение или временное приостановление первых не допускается в демократическом государстве ни при каких обстоятельствах. Абсолютными являются такие фундаментальные личные П.ч., как право на жизнь, право не подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, свободу вероисповедания, а тж. право на судебную защиту, правосудие и связанные с ними важнейшие процессуальные права. Все остальные П.ч. являются относительными и могут быть ограничены или приостановлены на определенный срок в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения. В России основным документом, фиксирующим П.ч., является Конституция РФ, ее глава 2 "Права и свободы человека и гражданина". См. тж. ПАКТЫ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА.
 
 ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРНЫЕ - см КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.
 
 ПРАВА ЧЕЛОВЕКА СОЦИАЛЬНЫЕ - см СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.
 
 ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ - см ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.
 
 ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ - см ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА.
 
 ПРАВА ШКОЛА РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ - см РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА.
 
 ПРАВА ШКОЛА ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ - см. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА.
 
 ПРАВДА АНГЛОВ И ТЮРИНГОВ ("Lex Angliorum et Werinorum, hoc est Thuringorum") - запись обычного права англов и варинов (варнов) - двух германских племен из группы ингэвонов, обитавших во время составления Правды (в эпоху Карла Великого) в Тюрингии в бассейне р. Заалы и Унструт Памятник дошел до нас лишь в одной рукописи на латыни и датируется предположительно 802 г.
 
 ПРАВДЫ АНГЛОСАКСОНСКИЕ - см АНГЛОСАКСОНСКИЕ ПРАВДЫ.
 
 ПРАВИЛ ТАМОЖЕННОЙ ОЦЕНКИ СИСТЕМА - см. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРА И ПОРЯДОК ИХ ПРИМЕНЕНИЯ.
 
 ПРАВИЛ ТАМОЖЕННЫХ НАРУШЕНИЕ - см НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ.
 
 ПРАВИЛА - нормативно-правовой акт, определяющий порядок организации какого-либо рода деятельности.
 
 ПРАВИЛА АУКЦИОННЫЕ - см АУКЦИОННЫЕ ПРАВИЛА.
 
 ПРАВИЛА БАНКОВСКИЕ - см. БАНКОВСКИЕ ПРАВИЛА.
 
 ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ ВОЙНЫ - разработаны в 1923 г. в Гааге на основе Проекта правил ведения воздушной войны, подготовленного специальной международной комиссией юристов. Этот документ называют "Гаагские правила ведения воздушной войны", хотя в юридическую силу он невступил. Несмотря на это, он имеет важное значение потому, что впервые систематизировал нормы данного института. Часть из них стали иметь силу международных обычаев, а часть ранее вошла в Гаагские конвенции о законах и обычаях сухопутной и морской войны 1907 г., а затем и в Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. Гаагские П.в.в.в. содержат специальные нормы, позволяющие использовать военные самолеты в целях пропаганды при сбрасывании листовок личному составу противника. Члены экипажей таких самолетов являются ком-батантами и в случае попадания к противнику пользуются режимом военного плена. Если воздушное судно терпит бедствие. Правила запрещают совершать нападение на членов экипажа, пытающихся спастись с помощью парашютов. П.в.в.в. включаютв себя общепризнанные запрещенные средства и методы ведения войны.
 
 ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ МОРСКОЙ ВОЙНЫ - регулируются Гаагской конвенцией о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне 1907 г.. Конвенцией о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин 1907 г. Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны 1907 г. и др. Особо следует выделить Правила о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время 1936 г. (Приложение к Лондонскому протоколу). Правила требуют от подводных лодок соблюдения международного права наравне с надводными кораблями. При встрече с торговыми судами по команде военного корабля они должны остановиться. В случае отказа и оказании сопротивления торговое судно может быть потоплено. Однако пассажиры, экипаж и судовые документы торгового судна должны быть предварительно доставлены в безопасное место (на землю, шлюпки или другие суца). В 1937 г. были приняты Нионские соглашения, относящиеся к гражданской войне в Испании, которые квалифицировали потопление торгового судна в открытом море подводными лодками любой из борющихся в Испании сторон или их союзниками как акты пиратства. Такая лодка может быть подвергнута контратаке и уничтожению. Нападение военных кораблей в открытом море на проходящие суца в мирное время следует рассматривать как акты агрессии. В морской войне особые правила установлены при использовании морского минного оружия. Гаагская конвенция об использовании подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин 1907 г. запрещает устанавливать мины без якорей, ставить мины для прерывания торгового судоходства и т.п. П.в.м.в. включает в себя и другие общепризнанные эдл рещенные средства и методы войны.
 
 ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ СУХОПУТНОЙ ВОЙНЫ - юридически закреплены в Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.; Договоре о защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а тж. исторических памятников (Пакт Рериха) 1935 г; Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г.; Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в период вооруженного конфликта 1954г. с Исполнительным Регламентом и Протоколом; в Дополнительных протоколах I и П 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г.; в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. и др. В международном гуманитарном праве нет исчерпывающего перечня П.в.с.в. В общем виде они сводятся к тому, что воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств и методов ведения войны. Поэтому они не должны использовать оружие, которое причиняет излишние страдания людям, наносит чрезмерные повреждения или имеет неизбирательное действие. Недопустимо применение вооруженного насилия в отношении гражданского населения и других жертв войны. П.в.с.в. включают в себя и другие общепризнанные в международном праве запрещенные средства и методы войны.
 
 ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА - основной нормативный акт, которым определяется трудовой распорядок на предприятиях и организациях. П.в.т.р. состоят из следующих разделов: общие положения; порядок приема и увольнения рабочих и служащих; основные обязанности рабочих и служащих; основные обязанности администрации; рабочее время и его использование; поощрения за успехи в работе; ответственность за нарушения трудовой дисциплины.
 
 ПРАВИЛА ГААГСКИЕ - см. ГААГСКИЕ ПРАВИЛА.
 
 ПРАВИЛА ИНВЕНТАРНЫЕ - см ИНВЕНТАРНЫЕ ПРАВИЛА
 ПРАВИЛА КОНКУРЕНЦИИ - взаимосогласованные международные нормы по контролю за ограничительной деловой практикой и по защите конкуренции; вынуждают товаропроизводителей постоянно бороться за увеличение своей доли на рынке за счет повышения качества и расширения ассортимента товаров и услуг. Могут носить рекомендательный (ООН) или обязательный (ГАТТ, ЕС) характер. В зависимости от статуса международной организации и степени обязательности ее решений для стран-членов различны характер и оформление правил.
 
 ПРАВИЛА САНИТАРНЫЕ - см. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
 ПРАВИЛА ТАМОЖЕННО-ВАЛЮТНЫЕ - см ТАМОЖЕННО-ВАЛЮТНЫЕ ПРАВИЛА (ПРЕДПИСАНИЯ).
 
 ПРАВИЛО МОНЕТАРНОЕ - см МОНЕТАРНОЕ ПРАВИЛО.
 
 ПРАВИЛО НАИБОЛЬШЕЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОИ ЦИФРЫ - правило распределения депутатских мест при пропорциональной избирательной системе, согласно которому по одному месту из числа оставшихся незанятыми на основе избирательной квоты получают те партии, за которые подано по данному округу наибольшее число голосов.
 
 ПРАВИЛО ПРЕДЕЛЬНЫХ И СРЕДНИХ ИЗДЕРЖЕК - правило, согласно которому предельные издержки должны равняться средним в том случае, когда величина средних издержек достигает своего минимума.
 
 ПРАВИТЕЛЬСТВ ПРАВОПРЕЕМСТВО - см. ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРАВИТЕЛЬСТВ.
 
 ПРАВИТЕЛЬСТВА ГЛАВА - см. ГЛАВА ПРАВИТЕЛЬСТВА.
 
 ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРИЗНАНИЕ - см. ПРИЗНАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА.
 
 ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ - см. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ.
 
 ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ЦЕЛЕВЫЕ ФОНДЫ - см ЦЕЛЕВЫЕ ФОНДЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ.
 
 ПРАВИТЕЛЬСТВА СОЛИДАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - см. СОЛИДАРНАЯ (КОЛЛЕКТИВНАЯ) ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА.
 
 ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ КОАЛИЦИЯ - см. КОАЛИЦИОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО.
 
 ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ - закупки товаров и услуг, осуществляемые центральными и местными органами власти. В них не входят трансфертные платежи, выделяемые на образование, пособия, дотации.
 
 ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ КРЕДИТ - кредит, предоставленный правительственными кредитными учреждениями. Чаще всего является целевым и льготным.
 
 ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ КРИЗИС - в политической практике парламентарных государств ситуация, характеризующаяся утратой правительством поддержки большинства в парламенте или той его палате, перед которой правительство несет ответственность. П.к. обычно начинается с момента выражения вотума недоверия правительству. После этого правительство либо уходит в отставку и наминается процесс формирования нового правительства, либо глава государства по просьбе правительства распускает парламент и назначает досрочные парламентские выборы (при этом правительство рассчитывает получить поддержку большинства в новом составе парламента). П.к. преодолевается с получением вновь сформированным правительством вотума доверия.
 
 ПРАВИТЕЛЬСТВО - высший коллегиальный исполнительный орган государства. В разных государствах П. может иметь различное название: Совет Министров, Кабинет Министров, Государственный совет и т.п. П. может быть беспартийным, однопартийным и коалиционным. Порядок формирования П. зависит от формы правления. В парламентарных государствах оно формируется по поручению главы государства лидером партии (при коалиционном П. - одним из лидеров партий), располагающей большинством мест в однопалатном парламенте или в нижней палате двухпалатного парламента. В президентских республиках (в тех из них, где такой орган предусмотрен конституцией) П. формируется президентом, причем каждый из назначенных им членов П. в ряде государств должен быть утвержден парламентом. Члены П. (министры, министры без портфеля, государственные министры, государственные секретари и т.д.) руководят конкретными центральными ведомствами государственного управления. В парламентарных государствах они обычно должны быть членами парламента, тогда как в президентских и, как правило, в полупрезидентских республиках действует принцип несовместимости министерского портфеля и депутатского мандата. В парламентарных государствах П. несет коллегиальную ответственность перед парламентом (в двухпалатном парламенте - перед нижней палатой). Это означает; что при утрате парламентского большинства (например, при расколе правительственной коалиции) П. обязано либо уйти в отставку (что знаменует начало правительственного кризиса, заканчивающегося формированием нового П. и получением им вотума доверия в парламенте), либо распустить парламент и назначить досрочные выборы. В федеративных государствах существует центральное (федеральное) П. и П. входящих в состав федерации государственных образований (штатов, провинций). П. может действовать либо в полном составе, либо глава П. создает более узкую коллегию (кабинет - в Великобритании, Индии и некоторых других государствах). П. может создавать из своего состава вспомогательные правительственные комитеты. Решения П. либо носят характер политических директив, либо оформляются в виде нормативных актов или законопроектов (обычно разрабатываются отдельными министерствами), которые затем вносятся в парламент.
 
 ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕСПАРТИЙНОЕ - см БЕСПАРТИЙНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО.
 
 ПРАВИТЕЛЬСТВО КОАЛИЦИОННОЕ - см КОАЛИЦИОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО.
 
 ПРАВИТЕЛЬСТВО МЕНЬШИНСТВА - в парламентарных государствах - правительство, формируемое политической партией или коалицией партий, которые даже вместе не составляют большинства в парламенте в том случае, когда другие партии (или одна достаточно влиятельная партия) обещают поддерживать это правительство голосованием в парламенте (при определенных условиях).
 
 ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ - высший орган исполнительной власти в РФ. Состоит из Председателя П. РФ, заместителей Председателя П. РФ и федеральных министров. Председатель П. РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы, другие члены П. РФ назначаются Президентом РФ по представлению Председателя П. РФ. Если Государственная Дума трижды отклонит представляемую Президентом кандидатуру. Президент имеет право распустить Государственную Думу и назначить новые выборы. Председатель Правительства предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров. Порядок деятельности П. РФ определяется Федеральным конституционным законом. П. РФ ответственно перед Президентом РФ и формально перед Государственной Думой: Президент РФ может в любое время уволить П. РФ в отставку Государственная Дума может выразить П. РФ недоверие, которое влечет отставку П. РФ только при наличии соответствующего решения Президента РФ. П. РФ может само подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. П. РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ П. РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. П. РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе бюджет и обеспечивает его исполнение; обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики, а тж. единой политики в области культуры, образования, здравоохранения и т.д.; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороноспособности страны и др.
 
 ПРАВИТЕЛЬСТВО СЛУЖЕБНОЕ - см СЛУЖЕБНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО.
 
 ПРАВЛЕНИЕ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА - коллегиальный исполнительный орган акционерного общества, осуществляющий текущее, оперативное управление делами и представляющий интересы общества в его отношениях с разными организациями. Правление подотчетно совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров. Полномочия правления по решению общего собрания могут быть переданы по договору привлеченным лицам. Действует на основании устава общества, а тж. утверждаемого советом директоров (наблюдательным советом) общества внутреннего документа общества (положения, регламента или иного документа), в котором устанавливаются сроки и порядок созыва и проведения его заседаний, а тж. порядок принятия решений. Организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества. К компетенции П. общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества. П. действует от имени общества без доверенности, в т.ч. представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.
 
 ПРАВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ - см ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ.
 
 ПРАВЛЕНИЕ ПРЯМОЕ - см. ПРЯМОЕ ПРАВЛЕНИЕ.
 
 ПРАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛЕННОЕ - см РАЗДЕЛЕННОЕ ПРАВЛЕНИЕ.
 
 ПРАВЛЕНИЯ ФОРМА - см. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ; ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ.
 
 ПРАВО -1) система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества. П. в объективном смысле следует отличать от юридического П. (П. в субъективном смысле). П. как система дифференцировано по отраслям права, каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает специфическими чертами (гражданское, конституционное, семейное, трудовое, уголовное и т.д. П.). Не менее основополагающим является деление П. на международное, создаваемое совместной полей двух и более государств (см. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО), и национальное П., целиком находящееся в компетенции одного государства. С научной точки зрения один из важнейших принципов деления П. можно назвать "географическим". В современном мире наибольшее распространение получили следующие правовые системы (т.н. "семьи П."): континентальная (или романо-герман-ская), англосаксонская (или англо-американская), мусульманская. Большая часть ученых-специалистов по сравнительному правоведению выделяют в отдельную систему тж. право т.н. "социалистических государств". Российское П. относится к континентальному. П. самым неразрывным образом связано с государством. Оно принадлежит столь же сложному классу понятий, как и государство, общество, человек, нравственность и т.д. Представления о П. (как и о государстве) зависят от научных и идеологических позиций людей. Для марксистов П. - это возведенная в закон воля господствующего класса. Для верующих - промысел Божий. Для рационалистов - сравнительно удачное орудие регулирования общественных отношений и т.д. Вне всякого сомнения, П. - это универсальный регулятор общественных отношений. В этом его основная сущность и главное предназначение. Объективное П. является совокупностью обязательных к исполнению правил (норм), установленных или санкционированных государством. Государство не только устанавливает определенные нормы Я., но и обеспечивает их исполнение, наказывает за их нарушение и т.д. Формой выражения и закрепления норм П. является законодательство. Признаками П. являются: наличие норм, общая обязательность их исполнения, утверждение и гарантированность этих норм государством, многократность применения; 2) термин "право" используется и в значении "обеспеченной законом возможности что-то делать, имел" и т.д.". В этом случае мы имеем в виду П. на свободу совести, религии, на информацию, на образование, на пользование достижениями культуры и др. Это - субъективное П.; 3) императив, стоящий над государством и законом, защищающий справедливый порядок государства как формы самоорганизации общества, т.е. в неюридическом смысле: мы говорим о праве на уважение, праве на внимание и т.п.; 4) совокупность социальных регуляторов, которая может быть облечена в соответствующую законодательную форму, а может и не быть облечена в нее. Коллизия между правом и писаным законом в РФ разрешается посредством Конституции РФ. Нормы гл. 1 Конституции "Основы конституционного строя" выступают высшей формой писаного права и посредником между императивом права и писаным законом. Никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя РФ; 5) привилегия, предоставляемая компанией своим акционерам, состоящая в том, что последние могут приобрести в конкретный период по определенной цене дополнительное количество обычных акций пропорционально количеству акций, которыми они владеют. П. продаются и покупаются, являясь тем самым самостоятельным типом ценных бумаг.
 
 ПРАВО АБСОЛЮТНОЕ - см. АБСОЛЮТНОЕ ПРАВО.
 
 ПРАВО АВТОРСКОЕ - см. АВТОРСКОЕ ПРАВО.
 
 ПРАВО АДМИНИСТРАТИВНОЕ - см АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.
 
 ПРАВО АНГЛО-АМЕРИКАНСКОЕ- см АНГЛОСАКСОНСКОЕ ПРАВО.
 
 ПРАВО АНГЛОСАКСОНСКОЕ - см АНГЛОСАКСОНСКОЕ ПРАВО.
 

<< Пред.           стр. 121 (из 164)           След. >>

Список литературы по разделу