<< Пред.           стр. 123 (из 164)           След. >>

Список литературы по разделу

 ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА - система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а тж. законных интересов человека как субъекта права. Права и свободы представляют собой социальные возможности гражданина, признанные и обеспеченные государством, обязанности - тж. социальные возможности, выражающие притязания государства к гражданину, его поведению.
 
 ПРАВОВЫЕ НОРМЫ - см. НОРМА ПРАВА.
 
 ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - разновидность общественных отношений, четко урегулированных нормами права. Участниками правоотношений бывают юридические лица (организации, предприятия, учреждения) и физические лица (граждане, обладающие правоспособностью). П.о. возникают, изменяются или прекращаются в определенных жизненных обстоятельствах, которые называются юридическими фактами. Последние бывают правообразующи-ми (например, избрание депутатом), правоизменяющими (например, избрание депутата спикером палаты) и правопрекращающими (например, лишение депутата депутатского мандата за правонарушение). Юридические факты подразделяются и по волевому признаку - на события и действия. События - это юридические факты, наступление которых не зависит от воли людей (например, стихийные бедствия). Действия - это юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания людей. Они делятся на правомерные действия и правонарушения.
 
 ПРАВОВЫХ АКТОВ СПОСОБЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ - см. СПОСОБЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ПРАВОВЫХ АКТОВ.
 
 ПРАВОВЫХ НОРМ РЕАЛИЗАЦИЯ - см РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ.
 
 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - поведение людей, которое соответствует предписаниям правовых норм или не противоречит нормам права. Такое поведение общественно необходимо и общественно полезно и считается объективной предпосылкой нормального функционирования гражданского общества. Противоправное поведение, в противоположность правомерному, связано с нарушением предписаний правовых норм, что формально свидетельствует об его общественной опасности. Поэтому такие поступки называются правонарушениями. Все правонарушения можно разделить на преступления (нарушения норм уголовного законодательства), административные проступки, дисциплинарные проступки, гражданские правонарушения^.". деликты).
 
 ПРАВОМЕРНОСТЬ - соответствие явлений социальной жизни (деятельности или результатов деятельности субъектов права) требованиям и дозволениям содержащейся в нормах права государственной воли. П. воплощается не только непосредственно в поведении субъектов права, но и в таких юридических документах, как нормативные акты, правоприменительные акты (например, судебное решение или приговор). П. исключает какое бы то ни было отклонение от предписаний права; противоположность П. - противоправность.
 
 ПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - юридические факты, которые влекут за собой возникновение у лиц юридических прав и обязанностей, предусмотренных нормами права. П.д. делятся на юридические акты и юридические поступки.
 
 ПРАВОМОЧИЕ - предусмотренная законом возможность участника правоотношения осуществлять определенные действия или требовать известных действий от другого участника этого правоотношения. Реальность П. гарантируется государством; при невыполнении лицом своих обязанностей управомоченная сторона может обратиться в суд, арбитражный суд или иной государственный орган для защиты своего права. П. может быть самостоятельным субъективным правам или одним из его компонентов: например, право собственности включает в себя три правомочия: владение, пользование и распоряжение.
 
 ПРАВОМОЧИЯ СОБСТВЕННИКА - право владения (возможность иметь имущество в своем хозяйстве), право пользования (возможность получать от этого пользу) и право распоряжения (возможность определять судьбу вещи: продать, сдать в аренду и т.д). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону.
 
 ПРАВОНАРУШЕНИЕ - любое действие (бездействие), нарушающее к.-л. нормы права. Наиболее опасным видом П. является преступление. П. влечет за собой применение к правонарушителю мер государственного воздействия. За П. законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность. П. подразделяются на два вида: преступления и проступки. Преступления являются самым опасным видом П., влекущим за собой применение мер уголовного наказания. Проступки - это такие П., которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями. К ним относятся дисциплинарные, административные и гражданские П. Дисциплинарные проступки - П., которые совершаются в сфере служебных отношений и посягают на обязательный порядок деятельности определенных коллективов людей: рабочих, служащих, военнослужащих, учащихся и др. Административные проступки - П., посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения, складывающиеся в процессе исполнительной и распорядительной деятельности государственных органов (нарушение правил противопожарной безопасности, санитарной гигиены, безбилетный проезд в общественном транспорте и т.д.). Гражданские проступки (деликты) - П., совершаемые в сфере имущественных и таких неимущественных отношений, которые представляют для человека духовную ценность, а тж. в сфере причинения вреда. Юридическая ответственность означает применение к правонарушителю санкций правовых норм, указанных в них определенных мер ответственности. В зависимости от характера совершенного П. различают дисциплинарную, административную, материальную, гражданскую и уголовную ответственность. Каждому виду юридической ответственности присущи специфические меры наказания и особый порядок их применения. Момент наступления способности нести юридическую ответственность за П. связан непосредственно с наступлением определенного возраста, который позволяет судить об уровне развития сознания. Такое отношение может выражаться прежде всего ъумысле - целенаправленном, рассчитанном совершении П. либо в неосторожности, т.е. неосмотрительном, самонадеянном, легкомысленном отношении к своим противоправным действиям. Как умышленное, так и неосторожное совершение П. свидетельствуют о пренебрежительном - хотя и в разной степени - отношении правонарушителя к интересам общества, государства или других граждан. Это дает основание признавать правонарушителя виновным.
 
 ПРАВОНАРУШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ - см. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ.
 
 ПРАВОНАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ - см. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ.
 
 ПРАВОНАРУШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ - см МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ.
 
 ПРАВОНАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОЕ - см НАЛОГОВОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ.
 
 ПРАВОНАРУШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ - см ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ.
 
 ПРАВОНАРУШЕНИЙ ВИДЬ! - см. ВИДЬ! ПРАВОНАРУШЕНИЙ.
 
 ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ НА БОРТУ ВОЗДУШНОГО СУДНА - противоправные действия, совершаемые на гражданском воздушном судне во время его полета и представляющие угрозу безопасности этого судна находящимся на его борту пассажирам, экипажу и грузам. В международном воздушном праве длительное время основные усилия были направлены на разработку норм в отношении таких правонарушений и преступлений, совершаемых на борту воздушных судов, как провоз наркотиков, убийство, грабеж и т.п. Первоначально эти усилия сводились к определению принципов установления юрисдикции государств над подобными актами. В целях борьбы с противоправными актами, совершаемыми на борту воздушного судна, в 1963 г. заключена Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна. Она применяется в отношении общеуголовных преступлений и иных действий независимо от того, являются ли последние преступлениями или нет, поскольку они угрожают безопасности самого воздушного судна, лиц и имущества на его борту, а тж. поддержанию должного порядка и дисциплины на его борту В соответствии со ст. 11 Конвенции государства обязаны применять все надлежащие меры для восстановления контроля законного командира над воздушным судном, если на борту с помощью силы или угрозы силой незаконно совершается акт вмешательства, захвата или другого незаконного осуществления контроля над воздушным судном, находящимся в полете. Нормы, направленные на предотвращение преступлений и правонарушений, наказание преступников и правонарушителей, содержатся тж. в других многосторонних конвенциях (например. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г.), в двусторонних договорах и в национальном законодательстве государств. См. тж. НЕЗАКОННЫЕ АКТЫ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ; НЕЗАКОННЫЙ ЗАХВАТ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ.
 
 ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРИЗНАКИ - см ПРИЗНАКИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.
 
 ПРАВОНАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫЕ - см НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ.
 
 ПРАВООТНОШЕНИЕ - урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей. П. - индивидуализированное отношение, т.е. отношение между отдельными лицами (гражданами, организациями, государственными органами и гражданами и т.д.), которые связаны между собой правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру возможного и должного поведения. Мера поведения означает установление его границ (рамок). Возможность и долженствование реализуются в конкретных действиях, в реальном поведении. Участниками П. бывают юридические лица (организации, предприятия, учреждения) и физические лица (граждане, обладающие правоспособностью). П. возникают, изменяются или прекращаются в определенных жизненных обстоятельствах, которые называются юридическими фактами. Последние бывают правообразующими (например, избрание депутатом), правоизменяющими (например, избрание депутата спикером палаты) и правопрекращающими (например, лишение депутата депутатского мандата за правонарушение). Юридические факты подразделяются и по волевому признаку - на события и действия. События - это юридические факты, наступление которых не зависит от воли людей (например, стихийные бедствия). Действия - это юридические факты, наступление Koropbix зависит от воли и сознания людей. Они делятся на правомерные действия и правонарушения. Стороны П. связаны между собой взаимными субъективными правами и юридическими обязанностями, предусмотренными нормами права и охраняемыми государством. П. являются средством преобразования общих установлении правовых норм, имеющих объективный характер (объективного права), в конкретные (субъективные) права и обязанности участников общественных отношений. Право в объективном смысле - это совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей для неопределенного круга субъектов, т.е. для множества лиц, находящихся в сфере действия данной правовой нормы. Право в субъективном смысле- это совокупность юридических прав и обязанностей, принадлежащая конкретным лицам. В П. различают четыре необходимых элемента: субъекты, объект, право и обязанность. Субъекты П. - отдельные индивиды и организации. Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью. Объект П. - это фактическое поведение участников П., направленное на удовлетворение разнообразных законных интересов общества, государства, личности. Средства удовлетворения различных интересов, потребностей личности и общества чрезвычайно разнообразны. Это прежде всего предметы внешнего мира, результаты деятельности людей, которые отделяются от самого процесса деятельности. В ряде случаев интересы участников П. удовлетворяются непосредственно самим действием (оказание различных производственных и бытовых услуг, выполнение работ подрядчиком или перевозчиком, обучение или воспитание и т.д.). Объектом П. могут выступать не сами действия, а их результат. Например, при заказе портрета художнику, фотографу, костюма портному и т.д. оценивается не то, как выполнялась работа, а то, каким оказался ее результат.
 
 ПРАВООТНОШЕНИЕ АКЦЕССОРНОЕ - см АКЦЕССОРНОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ.
 
 ПРАВООТНОШЕНИЙ ОБЪЕКТ - см. ОБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЙ.
 
 ПРАВООТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТ - см СУБЪЕКТ ПРАВА.
 
 ПРАВООТНОШЕНИЙ ТРУДОВЫХ УЧАСТНИКИ - см. УЧАСТНИКИ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.
 
 ПРАВООТНОШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫЕ - см. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.
 
 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ - государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К П.о. относятся органы судебной власти: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, республиканский суд, областной суд, краевой суд, городской суд, районный суд; Прокуратура; адвокатура; Министерство внутренних дел РФ; Министерство юстиции РФ; Федеральная служба безопасности.; органы таможенного контроля, налоговой полиции, третейский суд и др.
 
 ПРАВОПОРЯДОК - система общественных отношений, которые устанавливаются в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права, итог воплощения законности в реальные общественные отношения. Это система общественных отношений, которые эффективно регулируются правом. Между законностью и П., таким образом, существует неразрывная связь. Любое нарушение законности непременно влечет за собой нарушение П. В конечном счете, законность - это то, что должно быть, а правопорядок - то, что есть на самом деле. При этом предполагается, что законы и изданные на их основе акты соответствуют праву, выражают его содержание. П. - это составная часть и определенное качество общественного порядка.
 
 ПРАВОПОРЯДОК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ - см ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАВОПОРЯДОК.
 
 ПРАВОПРЕЕМСТВА УНИВЕРСАЛЬНОГО ТЕОРИЯ - см. ТЕОРИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО ПРАВОПРЕЕМСТВА.
 
 ПРАВОПРЕЕМСТВО - переход от одного субъекта права к другому прав и обязанностей или отдельных прав. П. может осуществляться в силу закона, договора или других юридических оснований.
 
 ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ - переход прав и обязанностей одного государства к другому. П.г. может возникать: 1) при социальной революции, в результате которой происходит смена общественного строя; 2) при возникновении новых независимых государств в результате национально-освободительной борьбы; 3) при образовании нескольких государств на территории их предшественника и при образовании нового государства в результате объединения двух или более государств; 4) при территориальных изменениях. П.г. имеет для новых государств конкретные практические последствия, при которых заново решаются такие вопросы, как пересмотр международных договоров, их денонсация, членство в международных организациях, проведение национализации, правопреемство собственности. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров (в силу не вступила), которая регулирует правопреемство договоров государствами, возникающими в следующих случаях: 1) образование нового независимого государства на бывших зависимых территориях; 2) объединение нескольких государств в одно или разделение государства на несколько самостоятельных государств; 3) передача по соглашению части территории одного государства другому государству В Конвенции содержится ряд прогрессивных элементов: признание права новых независимых государств самостоятельно определять свои международные договорные связи, подтверждение неотъемлемого суверенитета освободившихся государств над природными ресурсами своей страны, положение о незаконности создания иностранных баз военных на чужих территориях, закрепление обязанности государств-преемников следовать общепризнанным принципам международного права. В 1983 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (в силу не вступила). Основным в ее части о государственной собственности является положение о том, что переход государственной собственности государства-предшественника влечет за собой прекращение его прав и возникновение прав государства-преемника на государственную собственность, которая переходит к государству-преемнику в соответствии с положениями Конвенции. В качестве общего принципа конвенция устанавливает, что переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации. П. г как таковое не затрагивает имущества, прав и интересов, которые в момент П.г. находятся на территории государства-предшественника и которые в этот момент принадлежат, согласно внутреннему праву государства-предшественника, третьему государству. Таким образом, П.г. не порождает последствий для собственности третьего государства. Конвенция выделяет уже пять категорий правопреемства: передача части территории государства другому государству, создание нового независимого государства, объединение государств, отделение части или частей территории государства, разделение государства. Комплекс договоренностей по вопросам правопреемства достигнут между странами, вошедшими после распада СССР в Содружество Независимых Государств (СНГ); ими же принят ряд решений по правопреемству, в т. ч. Меморандум о взаимопонимании в отношении договоров бывшего СССР, представляющих взаимный интерес (1992 г.). Соглашение о распределении всей собственности бывшего СССР за рубежом (1992 г.). Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего СССР, Решение Совета глав государств СНГ от 20 марта 1992 г. по вопросам правопреемства. Российская Федерация является не правопреемником, а продолжателем СССР, о чем она официально уведомила нотой все государства в январе 1992 г.
 
 ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ - переход прав и обязанностей относительно положения линии границы при правопреемстве государств. В соответствии с Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. правопреемство государств как таковое не затрагивает установленных договором границ и обязательств и прав, относящихся к режиму границы. Это означает, что если в силу самого факта правопреемства и возникают какие-либо основания для прекращения или изменения договорных прав и обязательств, то эти основания не могут быть использованы для изменения установленных договором границ или прав и обязательств, относящихся к режиму границы. Договоры о границах должны соблюдаться государством-преемником, если по взаимному согласию с сопредельным государством не будет достигнуто соглашение об их изменении в соответствия ^международным правом. Такова была и практика государств. При достижении независимости бывшими испанскими колониями на американском континенте в начале XIX в. границами вновь образовавшихся республик становились границы бывших испанских провинций, на месте которых они возникли. При достижении своей независимости в 50- 60-х гг. африканские государства тж. сохранили старые границы. В 1964 г. 1 -я сессия глав государств и правительств Организации африканского единства в своей резолюции подчеркнула, что "все государства-члены обязуются уважать границы, существовавшие при достижении ими национальной независимости". Этот же принцип преемства существующих границ нашел признание и на азиатском континенте. Оговорка о коренном изменении обстоятельств, при которых был заключен международный договор, согласно ст. 62 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., не применяется к договорам, установившим границу, т.е. коренное изменение обстоятельств не дает оснований для прекращения договоров об установлении границы. Международные договоры, устанавливающие границу, могут прекращать свое действие или изменяться только по взаимному согласию сторон договора, что, однако, не исключает права народов и наций на свое самоопределение.
 
 ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРАВИТЕЛЬСТВ - правопреемство прав и обязанностей при внутренних изменениях в государстве. Так, при смене правительства неконституционным путем встает вопрос об отношении нового правительства к договорам и соглашениям, заключенным с иностранными государствами прежним правительством. На этот счет имеется и другая точка зрения, согласно которой смена правительства не оказывает влияния на права и обязанности государств.
 
 ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРИ ОБРАЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВА В РЕЗУЛЬТАТЕ РАЗДЕЛЕНИЯ -переход прав и обязанностей по международному договору от государства-предшественника. Если после отделения любой части территории государства это государство продолжает существовать, то любой договор, который в жмет правопреемства государств находился в силе в отношении государства-предшественника, продолжает находиться в силе в отношении его сохранившейся территории. Это диктуется в первую очередь необходимостью сохранить стабильность договорных отношений между государствами. Основополагающим принципом правопреемства договоров в данном случае будет принцип соблюдения договоров. Ст 35 не вступившей в силу Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. содержит исключения из указанного общего правила в случае, когда: а) государство-преемник и другое государство-участник или другие государства - участники договора договорились об ином; б) установлено, что договор относился лишь к той территории, которая отделилась от государства-предшественника; в) из договора явствует или иным образом установлено, что его применение в отношении государства-преемника было бы несовместимо с объектом и целями договора или коренным образом изменило бы условия его действия.
 
 ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРИ ОБРАЗОВАНИИ НОВЫХ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ - переход прав и обязанностей от государства-предшественника, который обладает определенной спецификой. Находясь долгие годы под колониальным господством или незаконной оккупацией, зависимые территории не участвовали в заключении международных соглашений. Эту функцию выполняли государства-метрополии, которые при этом не считались с национальными интересами народов зависимых территорий. Большая часть распространившихся на зависимые территории договоров имела явно кабальный характер. Продолжение действия подобных договоров ставило под угрозу политическую и экономическую независимость молодых государств. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. (в силу не вступила) предусматривает освобождение нового независимого государства от договоров государства-предшественника. В Конвенции закреплено право новых независимых государств самостоятельно определять международные договорные связи, признается их неотъемлемый суверенитет над своими природными ресурсами, содержится положение о незаконности создания иностранных военных баз на чужих территориях, установлена обязанность государств-преемников следовать общепризнанным принципам международного права. В 1983 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. В соответствии с Конвенцией, когда государство-преемник является новым независимым государством, недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству преемнику К нему переходит и такая недвижимая государственная собственность, которая находилась за пределами этой территории и стала собственностью государства-предшественника в период зависимости. Если в образовании такой собственности, находящейся за рубежом, участвовала зависимая территория, то к новому государству она переходит в доле, соответствующей вкладу зависимой территории. В отношении движимой государственной собственности в Конвенции 1983 г. указывается, что такая собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству-преемнику, так же как и собственность, принадлежащая территории, являющейся объектом правопреемства государств, и ставшая в период зависимости государственной собственностью государства-предшественника. Иная движимая государственная собственность государства-предшественника, если в ее образовании участвовала зависимая территория, переходит к государству-преемнику в доле, соответствующей вкладу этой зависимой территории. Одной из наиболее сложных и острых проблем правопреемства является правопреемство в отношении долгов. Ст. 38 Конвенции 1983 г принят принцип неперехода государственного долга государства-предшественника государству-преемнику, что уже само по себе важно для освободившихся от колониального гнета государств. Не исключается возможность заключения соглашений о правопреемстве в отношении государственных долгов, причем в Конвенции дается определенное направление, ориентировка в отношении тех условий, при которых в таком соглашении может быть предусмотрена возможность перехода долга. Это может иметь место, если долг государства-предшественника связан "с его деятельностью на территории, являющейся объектом правопреемства государств". Таким образом, переход долга, не имеющего отношения к деятельности государства-метрополии на соответствующей зависимой территории, исключается вообще. Долг, возникший в связи с деятельностью на соответствующей территории, должен быть связан тж. с имуществом, правами и интересами, которые переходят к новому независимому государству. Конвенция содержит своего рода гарантийную оговорку, цель которой - обеспечить положение, при котором не допускалось бы навязывание со стороны бывшей метрополии освободившемуся государству условий таких соглашений, которые были бы пагубны для его экономической независимости, подрывали бы основы его экономического благосостояния.
 
 ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРИ ОБЪЕДИНЕНИИ ГОСУДАРСТВ - имеет место, когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник. Любой договор, находившийся в силе в момент правопреемства государств в отношении любого из них, продолжает находиться в силе в отношении государства-преемника, за исключением случаев, когда из договора явствует или иным образом установлено, что применение договора в отношении данной территории было бы несовместимо с объектом и целями договора или коренным образом изменило бы условия его действия (ст. 31 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.). Примером последней ситуации может служить непереход международных обязательств ГДР при ее объединении с ФРГ в 1990 г. к государству-преемнику
 ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРИ ОТДЕЛЕНИИ ГОСУДАРСТВА - имеет место, когда часть или части территории государства отделяются и образуют одно или несколько государств независимо от того, продолжает ли существовать государство-предшественник. При этом любой договор, находящийся в силе в момент правопреемства государств в отношении всей территории государства-предшественника, продолжает находиться в силе в отношении каждого образованного таким образом государства-преемника, а любой договор, находящийся в силе в момент правопреемства государств в отношении лишь той части территории государства-предшественника, которая стала государством-преемником, продолжает находиться в силе в отношении только этого государства-преемника. Ст. 34 не вступившей в силу Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. содержит исключения из этого правила: а) когда соответствующие государства договорились об ином; б) когда из договора явствует или иным образом установлено, что применение договора в отношении данного государства-преемника было бы несовместимо с объектом и целями договора или коренным образом изменило бы условия его действия.
 
 ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРИ ПЕРЕХОДЕ ТЕРРИТОРИИ - наступает, когда часть территории государства или какая-либо территория, не являющаяся частью территории государства, за международные отношения которой это государство несет ответственность, становятся частью территории другого государства. В этом случае: а) договоры государства-предшественника утрачивают силу на данной территории с момента ее перехода к другому государству; б) договоры государства-преемника приобретают силу на данной территории. Исключение составляют случаи, когда применение договора в отношении данной территории несовместимо с его целями или когда коренным образом изменяется объем обязательств. Однако договоры с третьими государствами относительно границ переходящей территории остаются в силе (ст. 15 не вступившей в силу Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978
 ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ - переход некоторых международных прав и обязательств от старого государства к новому, образовавшемуся в результате социальной революции. Происходящие при социальной революции радикальные социально-экономические и политические изменения дают основание новому государству на пересмотр международных прав и обязательств свергнутого режима. При этом аннулируются те из них, которые противоречат основам нового государственного режима. Существуют различные концепции П. при с.р. Согласно одной из них, пересмотр прав и обязанностей в случае социальной революции происходит на том основании, что возникает качественно новый субъект международного права. Согласно другой, социальная революция, производя коренные социально-экономические и политические изменения в стране, не влияет, тем не менее, на международную правосубъектность страны, однако в конечном счете тж. дает право на пересмотр некоторых международных прав и обязанностей. Возникшее в результате Октябрьской революции Советское государство отказалось от всех неравноправных (по мнению нового руководства) и тайных договоров Российской Империи, от соглашений, направленных на выполнение союзнических обязательств, а тж. аннулировало иностранные займы и отказалось от уплаты долгов царского правительства. Вместе с тем были сохранены многие соглашения по гуманитарным, административным и техническим вопросам, а тж. некоторые другие международные права и обязанности. См. тж. ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.
 
 ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ - см ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВОПРЕЕМСТВО.
 
 ПРАВОПРЕЕМСТВО ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ - см. РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА.
 
 ПРАВОСОЗНАНИЕ - совокупность взглядов, идей, установок, ценностных ориентации, выражающих отношение отдельных людей и социальных групп к праву, к тому, что является правомерным или неправомерным. В него входят знания права, его норм и принципов (либо систематические, научные, либо отрывочные, неполные, подчас искаженные), а тж. привычки, чувства, эмоции людей по отношению к праву, юридическим нормам. П. определяется социально-экономическими условиями жизни общества, его культурно-правовыми, демократическими или авторитарными традициями. Л. - основной элемент правовой культуры. Как к ее составной части, к П. предъявляются повышенные требования: оно должно быть развитым, систематичным, научным.
 
 ПРАВОСПОСОБНОСТЬ - способность субъекта права иметь имущественные и личные права и выполнять обязанности. П. человека приобретается с рождением и исчезает со смертью. Основным принципом, из которого исходит право развитых стран, является принцип равной гражданской П. независимо от пола, имущественного положения, цвета кожи, расы и т.д. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ, возраст, психическое и физическое состояние гражданина не влияют на его П., которая признается равной за всеми гражданами независимо от пола, расы, национальной принадлежности, языка, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений или принадлежности к общественным объединениям. Содержание П. проявляется в тех гражданских правах и обязанностях, которыми обладает или способен обладать гражданин. Оно раскрывается в ст. 18 ГК РФ, указывающей, что граждане вправе: иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской деятельностью и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами или юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведения науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуального труда или деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Столь достаточно подробный перечень не является исчерпывающим, так как закон закрепил лишь наиболее важные, неотъемлемые права граждан и определил пределы дозволенного поведения граждан, обязанных реализовывать свою П., не выходя за границы, установленные законом. С другой стороны, содержание П. включает в себя и обязанности - способность к обладанию обязанностями реализуйся через вступление в обязательственные отношения в качестве должника. При жизни человека П. может быть ограничена судом (запрет на занятие какой-либо профессией и т.п.). Ранее гражданскими кодексами многих стран предусматривалась возможность лишения человека всех гражданских прав - гражданская смерть; в настоящее время такое решение по суру не допускается. В некоторых социально-правовых сферах П. наступает с определенного возраста. Например, право избирать и быть избранным наступает в РФ с 18 лет. П. юридического лица принято называть компетенцией.
 
 ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ГРАЖДАНСКАЯ - см ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ.
 
 ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - см. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ.
 
 ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА - способность юридического лица быть носителем гражданских прав и обязанностей. П.ю.л. определяется в уставе (положении) данного юридического лица. Фирмы и предприятия, как юридические лица, имеют право совершать сделки, строить и приобретать имущество, учреждать филиалы, представительства и агентства, выступать истцами и ответчиками в судах и арбитражах. В соответствии со ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за нсклтетем унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (общая правоспособность). Соответственно некоммерческие организации, унитарные предприятия и иные виды юридических лиц, указанные в законе, могут заниматься только той деятельностью, которой им разрешено заниматься по закону и по учредительным документам (специальная правоспособность). Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд. П.ю.л. возникает в момент его создания (т.е. с момента его государственной регистрации) и прекращается в момент завершения его ликвидации (см. ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
 
 ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ - способность быть субъектам права, складывается из трех элементов: правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.
 
 ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНАЯ - см. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ.
 
 ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ - международная правосубъект-ность, имеющая специфический характер, поскольку международные организации являются вторичными, производными субъектами международного права. П.м.о. и ее объем обусловлены волеизъявлениями государств - членов этих организаций и зафиксированы в их учредительных актах (уставах). Права международных организации производны от прав государств-учредителей, делегированы им этими государствами, а их объем всегда ограничен целями и задачами той или иной организации. П.м.о. проявляется в следующем: они и их должностные лица обладают привилегиями и иммунитетами международных организаций, при некоторых из них учреждаются постоянные представительства или имеются постоянные представители государств-членов либо постоянные миссии наблюдателей государств нечленов; они обладают правом на заключение международных договоров (договорной правоспособностью), а тж. могут быть субъектами ответственности. Однако у международных организаций отсутствует суверенитет. Поэтому привилегии и иммунитета, которыми обладают они и их должностные лица, носят не дипломатический, а функциональный характер, международные организации могут быть субъектами не всех форм международно-правовой ответственности (в частности, политической) и т.д.
 
 ПРАВОСУДИЕ -деятельность специальных государственных органов - судов по разрешению юридических дел: уголовных, гражданских, трудовых, семейных и т.д., направленная на укрепление законности и правопорядка. С помощью Л. защищаются права и свободы человека, интересы всего общества и государства. П. осуществляется исключительно судом. Создание чрезвычайных судов не допускается. Разбирательство дел во всех судах открытое. Не допускается заочное рассмотрение уголовных дел. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В судопроизводстве возможно участие присяжных заседателей. Уголовное или гражданское дело после вынесения судом соответствующего акта (приговора, решения, определения) признается решенным. Приговоры судов по уголовным и решения по гражданским делам обладают законной силой, становятся обязательными для исполнения. В процессе осуществления П. претворяются в жизнь важнейшие принципы правового регулирования. В соответствии со ст. ст. 118 и 123 Конституции РФ П. в Российской Федерации осуществляется только судом, устанавливается открытое разбирательство дел во всех судах (исключения определяются федеральным законом); заочное разбирательство уголовных дел не допускается (исключения устанавливаются федеральным законом); судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Одним из демократических, гуманистических принципов П. является принцип презумпции невиновности, заключающийся в том, что лицо, привлекаемое к юридической ответственности, считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет установлена судом. Особенно велика роль этого принципа при осуществлении правосудия по уголовным делам. Презумпция невиновности (п. 1 ст. 49 Конституции) - важная гарантия неприкосновенности личности, исключения необоснованного обвинении.
 
 ПРАВОСУДИЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ - см КОНСТИТУЦИОННАЯ ЮСТИЦИЯ.
 
 ПРАВОСУДИЕ УГОЛОВНОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ - см. МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВОСУДИЕ.
 
 ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА НАРОДНАЯ - см. НАРОДНАЯ ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА.
 
 ПРАВОТВОРЧЕСТВО-деятельность, направленная на подготовку, издание, совершенствование или отмену правовых норм. Она имеет две основные формы: непосредственное П. (референдум) и опосредованное (государственное) П.
 
 ПРАИВЕСИ (англ. privacy - тайна, уединение, частная жизнь) - в англосаксонской системе права - особая правовая категория, означающая тайну и неприкосновенность частной жизни, интимную сферу человека. См. тж. НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ.
 
 ПРАИМЕРИЗ (англ. primaries) - в избирательной системе США - предварительные (первичные) выборы, в ходе которых выдвигаются кандидаты в депутаты центральных и местных представительных учреждений, кандидаты на др. выборные должности, делегаты национальных партийных конвентов, члены партийных комитетов Демократической и Республиканской партий. Применяются с 1842 г.
 
 ПРАИМ-РЭИТ (англ. prime rate - первоначальная ставка) -процентная ставка по краткосрочным необеспеченным кредитам коммерческих банков США, предоставляемым постоянным, наиболее кредитоспособным и надежным клиентам, "первоклассным заемщикам". Представляет минимальную процентную ставку, от которой ведется отсчет других ставок.
 
 ПРАКТИКА АНТИКОНКУРЕНТНАЯ - см АНТИКОНКУРЕНТНАЯ ПРАКТИКА.
 
 ПРАКТИКА БАНКОВСКАЯ - см БАНКОВСКАЯ ПРАКТИКА.
 
 ПРАКТИКА МЕДИЦИНСКАЯ ЧАСТНАЯ - см ЧАСТНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПРАКТИКА.
 
 ПРЕАМБУЛА (фр. preambule- предисловие) - вводная или вступительная часть законодательного или иного правовою акта, а тж. декларации или международного договора, в которой обычно излагаются принципиальные положения, побудительные мотивы, цели издания соответствующего акта. П. обычно содержит т.н. "нормы-цели" и "нормы-принципы", которые не обладают непосредственной юридической силой, но могут учитываться при толковании других положений акта правоприменителем, при необходимости прояснения их общего контекста, но иногда может включать и другие вопросы, в т.ч. чисто нормативного характера. В целом П. формально имеет такую же юридическую силу, как и основной текст договора, и при толковании рассматривается вместе с ним, однако на практике положения Л. сформулированы обычно таким образом, что не содержат никаких конкретных обязательств. Более того, при разработке проекта договора стороны нередко переносят в П. те положения, по которым им не удалось договориться, и которые, находясь в Л. и сформулированные как мотивы и цели заключения договора, не являются обязательством, формально связывающим стороны.
 
 ПРЕБЫВАНИЕ ВРЕМЕННОЕ - см ВРЕМЕННОЕ ПРЕБЫВАНИЕ.
 
 ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ-1) предупреждающие, предохранительные действия. Термин чаще всего используется в страховании, где им обозначают мероприятия для снижения риска в имущественном страховании. Этим термином обозначаюттж. меры предупредительного характера в ситуации, когда, например, необходимо снизить риски, их влияние на результаты хозяйственной деятельности; 2) коллективные меры, применяемые сообществом государств на основе Устава ООН" направленные на предупреждение угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии. В Уставе ООН о П.м. упоминается в ст. ст. 2,5 и 50. Из положений этих статей вытекает, что предусмотренные в гл. VII Устава действия в случаях угрозы миру, нарушения мира и акта агрессии могут применяться как П.м. и как принудительные. В Уставе указано два типа П.м.: меры, не связанные с использованием вооруженных сил (они перечислены в ст. 41: полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных и других средств сообщения, а тж. разрыв дипломатических отношений), и меры с применением вооруженных сип государств - членов ООН. Решения о таких мерах принимаются только Советом Безопасности ООН на основе принципа единогласия. Их целью является поддержание мира. К превентивным действиям вооруженными силами членов ООН относятся упомянутые в ст. 42 Устава демонстрации, те. действия, демонстрирующие военную мощь. Они могут включать перемещение войск к границам или берегам государства, угрожающего агрессией, ввод войск и размещение их на территории государства, которому угрожают агрессией, занятие коммуникационных путей и т.п. Совет Безопасности может поручить объединенным вооруженным силам государств - членов ООН и другие превентивные функции, если это будет диктоваться целями поддержания международного мира и безопасности.
 
 ПРЕВЫШЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИИ - преступление против интересов государственной (муниципальной) службы, предусмотренное ст. 286 УК РФ. Заключается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
 
 ПРЕВЫШЕНИЕ ПРЕДЕЛОВ КРАЙНЕЙ НЕОБХОДИМОСТИ - в российском уголовном праве (ст. 39 УК РФ) - причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда охраняемым уголовным законом интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.
 
 ПРЕВЫШЕНИЕ ПРЕДЕЛОВ НЕОБХОДИМОЙ ОБОРОНЫ - в российском уголовном праве (ст. 37 УК РФ) - умышленные действия, явно не соответствующие характеру и степени общественной опасности посягательства.
 
 ПРЕДАНИЕ СУДУ - стадия уголовного процесса, в которой проверяется достаточность фактических данных и юридических оснований для рассмотрения дела в судебном заседании. В РФ П.с. осуществляется единолично судьей или судом в распорядительном заседании. В соответствии со ст. ст. 221-239 УПК РСФСР вопрос о П.с. должен быть решен не позднее 14 суток с момента поступления дела в суд. При разрешении вопроса о П. с. судья или суд в распорядительном заседании обязаны рассмотреть имеющиеся ходатайства и заявления лиц и организаций о допуске к участию в деле, о дальнейшем направлении дела, об истребовании дополнительных доказательств, об изменении меры пресечения, о гражданском иске и мерах его обеспечения. При этом судья или суд вправе вызвать для дачи объяснений лицо или представителя организации, заявившей ходатайство. Решение о П. с. может быть принято, если в деянии усматривается состав преступления, нет оснований для прекращения уголовного дела; собраны достаточные доказательства для рассмотрения дела по существу; квалификация преступления соответствует материалам предварительного следствия (дознания); расследование проведено всесторонне, полно и объективно, с соблюдением требований уголовно-процес-суального закона; вопрос о мере пресечения решен обоснованно; обвинительное заключение отвечает предъявляемым требованиям; дело подсудно данному суду Признав наличие достаточных оснований для П.с., судья или суд обязаны разрешить и другие вопросы: об участии в судебном заседании государственного обвинителя, общественного обвинителя, защитника, общественного защитника, о лицах, подлежащих вызову в суд, и др.
 
 ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОПЛАТА. оплата товаров до их отправления плательщику См. тж. ПРЕДОПЛАТА.
 
 ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОПЛАТА ПОШЛИН И НАЛОГОВ - разновидность нетарифных барьеров. Предусматривает внесение соответствующих платежей полностью или частично на стадии получения разрешения на импорт или при открытии аккредитива для оплаты сделки, т.е. иногда за несколько месяцев до получения товара. См. тж. НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.
 
 ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПРЕМИЯ ПО ОПЦИОННОЙ СДЕЛКЕ - приобретаемое при уплате определенной премии право купить ценные бумаги или товар по установленной заранее цене в течение определенного времени.
 
 ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ - разновидность меры пресечения - содержание под стражей (арест). Как правило, засчитывается судом в срок отбывания наказания.
 
 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ - первая стадия таможенного оформления, все имеющие отношение к таможенному делу действия, предшествующие основному таможенному оформлению и помещению товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим; служат для облегчения и ускорения производства основного таможенного оформления. При Л.о. таможенные органы РФ производят предварительное таможенное оформление, направленное на недопущение ввоза в РФ и вывоза из РФ товаров и транспортных средств, запрещенных к такому ввозу и вывозу, а тж. идентификацию товаров и транспортных средств для таможенных целей.
 
 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ - обязательные для таможенных органов Российской Федерации решения относительно классификации товаров, их таможенной стоимости, страны происхождения товара, размеров таможенных платежей и по другим вопросам применения актов законодательства РФ по таможенному делу в отношении конкретного товара или конкретной хозяйственной операции; принимаются Государственным таможенным комитетом РФ, региональными таможенными управлениями РФ, а тж. отдельными таможнями РФ, определяемыми ГТК РФ, в ответ на запросы заинтересованных лиц. П.р. действует в течение одного года в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ заявителем. За его принятие взимается плата в размерах, определяемых ГТК РФ по согласованию с Министерством финансов РФ.
 
 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АККРЕДИТИВ - аккредитив для оплаты еще не отгруженных товаров, выплата по нему производится не против коносамента, а против складской расписки и подобных документов.
 
 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АКЦЕПТ - акцепт, согласно которому оплата платежного требования производится только по истечении срока акцепта, устанавливаемого в соответствии с предварительным согласием плательщика; платежное требование оплачивается на следующий день после истечения срока акцепта.
 
 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ДИВИДЕНД - часть денежных средств, выплаченная раньше, чем составлен и принят итоговый годовой баланс акционерного общества. Например, многие акционерные общества выплачивают дивиденды ежеквартально.
 
 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ДОГОВОР - в гражданском законодательстве РФ - договор, стороны которого обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных в П.д. П.д. заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме, Несоблюдение правил о форме П.д. влечет его ничтожность. П.д. должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а тж. другие существенные условия основного договора. В П.д. указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок в П.д. не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения П.д. Обязательства, предусмотренные П.д, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.
 
 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР - см. КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР.
 
 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ СЧЕТ - счет, выписываемый при частичных поставках товара или в тех случаях, когда приемка товара производится по прибытии к покупателю. После приемки товара или поставки всей партии продавцом выписывается счет-фактура, по которому производится окончательный расчет.
 
 ПРЕДВОСХИЩАЮЩЕЕ ХЕДЖИРОВАНИЕ - вид хеджирования, весьма распространенный в настоящее время, заключающийся в покупке или продаже фьючерсного контракта еще до того момента, как совершена сделка с реальным товаром.
 
 ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ - деятельность граждан, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов).
 
 ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ- 1. Действие во времени. Нормативно-правовые акты начинают действовать с момента вступления их в силу. Существуют различные правила вступления в силу нормативно-правовых актов: акт вступает в силу с момента его принятия правотвор-ческим органом; акт вступает в силу по истечении определенного срока после его опубликования. В России законодательные акты вступают в силу на всей территории через десять дней с момента их опубликования в официальном издании законодательной власти; акт вступает в силу со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие. 2. Действие в пространстве. Определяется пределами территории, на которую распространяются их предписания. 3. Действие по кругу лиц. Общепринято, что действие нормативных актов распространяется на всех лиц, проживающих на данной территории. Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории. Например, иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Нормативные акты могут распространять действие только на определенные категории граждан и должностных лиц (военнослужащих, учителей, пенсионеров и др.). В таких актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие.
 
 ПРЕДЕЛЬНАЯ ВЕЛИЧИНА - приращение величины экономического показателя, обусловленное ее увеличением на единицу фактора, от которого зависит показатель.
 
 ПРЕДЕЛЬНАЯ ДОХОДНОСТЬ РЕСУРСА - доходность, обеспечиваемая дополнительной единицей привлечения ресурса в условиях совершенной конкуренции. Если предельный доход равен фиксированной рыночной цене, то его, как правило, называют предельной ценностью.
 
 ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ЗАМЕЩЕНИЯ - норма замещения одного блага другим, при соблюдении которой сохраняется тот же уровень удовлетворения потребителя.
 
 ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ТРАНСФОРМАЦИИ -увеличение выпуска товара, которое может быть получено в результате сокращения выпуска другого товара на единицу, или сокращение выпуска товара, необходимое для увеличения выпуска другого товара на единицу
 ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ - приращение полезности, дополнительная, добавочная полезность, которую получает потребитель блага при увеличении количества потребляемого блага на одну единицу (в предположении, что все прочие условия потребления, потребление других благ остаются неизменными).
 
 ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ УБЫВАЮЩАЯ - см. УБЫВАЮЩАЯ ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ.
 
 ПРЕДЕЛЬНАЯ СКЛОННОСТЬ К НАКОПЛЕНИЮ - увеличение потребителем накопления денежных средств при увеличении его доходов на одну единицу либо на один процент.
 
 ПРЕДЕЛЬНАЯ СКЛОННОСТЬ К ПОТРЕБЛЕНИЮ - увеличение объема потребления потребителем при увеличении его доходов на одну единицу либо на один процент.
 
 ПРЕДЕЛЬНАЯ СТАВКА НАЛОГА - доля дополнительного, подлежащего налогообложению дохода, которую приходится выплачивать в виде налога.
 
 ПРЕДЕЛЬНАЯ ЦЕНА (ЛИМИТИРОВАННАЯ ЦЕНА) -1) максимально допустимое увеличение или снижение цен на рынке в течение торгового сезона; 2) цена по заказу брокера с ограничительными условиями, устанавливаемая участниками на рынке срочных сделок.
 
 ПРЕДЕЛЬНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ - среднесписочная численность работающих за отчетный период. Определяется с учетом всех работников предприятия, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени. Используется при распространении действия упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности на индивидуальных предпринимателей и организации с П.ч. работающих до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности. При этом П.ч. работающих для организаций включает численность работающих в их филиалах и подразделениях.
 
 ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ (ПДК) ВЕЩЕСТВА - максимальная концентрация вещества в различных объектах окружающей природной среды, не вызывающая неблагоприятного воздействия на население, флору и фауну.
 
 ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЙ СБРОС (ПДС) - максимальное количество веществ в сточных водах, допустимое для сброса в данном пункте водного объекта в единицу времени, не нарушающее нормы качества воды в заданном участке водоема.
 
 ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ, РАСХОДЫ - издержки производства и обращения, необходимые для увеличения производства и продажи товаров на одну единицу
 ПРЕДЕЛЬНЫЕ СТРАХОВЫЕ СУММЫ - максимальные размеры возможного обеспечения по добровольному страхованию имущества.
 
 ПРЕДЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ - поиск оптимального значения переменной, экономического показателя, производимый путем сравнения издержек и выгод, которые могли бы быть вызваны изменением значения данной переменной. П.а. лежит в основе теорий потребительского спроса и предложения.
 
 ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДОХОД - приращение дохода в результате увеличения продажи товара на одну единицу.
 
 ПРЕДЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ - дополнительный продует, произведенный при использовании дополнительной единицы ресурса. Рассчитывается как отношение изменения количества продукта к обусловившему его изменению количеству используемого ресурса.
 
 ПРЕДЛОЖЕНИЕ -1) стремление производителя (продавца) предложить к продаже свои товары. Количественно измеряется величиной, объемом П. Величина П. характеризует количество товаров и услуг, которое производитель желает и может продать по данной цене в определенный период времени. Величина П. зависит от цены, но на нее влияют и многие другие, так называемые неценовые, факторы: 2) заявление о желании заключить договор, продать товар. См. ОФЕРТА.
 
 ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВСТРЕЧНОЕ - см ВСТРЕЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
 
 ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗБЫТОЧНОЕ - см ИЗБЫТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
 
 ПРЕДЛОЖЕНИЕ КРЕСТНОГО ОТЦА (сленг) -заманчивое предложение о приобретении, поглощении, сделанное одной фирмой другой, которая стремится приобрести первую, и настолько выгодное, что руководство покупаемой компании не в силах убедить акционеров от него отказаться.
 
 ПРЕДЛОЖЕНИЕ НЕЭЛАСТИЧНОЕ - см НЕЭЛАСТИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
 
 ПРЕДЛОЖЕНИЕ СВОБОДНОЕ - см СВОБОДНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
 
 ПРЕДЛОЖЕНИЕ СОВОКУПНОЕ - см СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
 
 ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТВЕРДОЕ - см ТВЕРДОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
 
 ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТЕНДЕРНОЕ - см ТЕНДЕРНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
 
 ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРА -действие продавца, убеждающие покупателя приобрести товар; обычно включает описание товара, его количество, сроки поставки первой партии, цену за единицу товара, условия платежа, срок действия; название фирмы, сделавшей предложение, ее адрес, дату отправки, атж. рекламные материалы, показывающие научно-исследовательский и производственный потенциал поставщика товаров.
 
 ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЦЕНЫ СПЕЦИАЛЬНОЕ - см СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЦЕНЫ.
 
 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ - см КОНФИРМАЦИЯ.
 
 ПРЕДМЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА- международные отношения, регулируемые принципами и нормами международного права, т.е. правоотношения субъектов международного права, которые могут складываться в процессе реализации ими своих прав и обязанностей. П.м.п. следует отличать от объекта международного права - всего того, по поводу чего субъекты могут вступать в правоотношения. П.м.п. лежит в основе деления международного права на отрасли. Так, различаются правоотношения в области дипломатических сношений {дипломатическое право), использования морей и океанов {международное морское право) и т.д. Отношения субъектов, не урегулированные международным правом, его предметом не являются (например, межпарламентские связи). Вместе с тем наличие в современном международном праве широких по содержанию общих принципов позволяет считать все международные отношения в определенном смысле П.м.п. Существует тж. понятие предмета науки международного права, т.е. того, что изучает эта наука.
 
 ПРЕДМЕТ МУЗЕЙНЫЙ - см. МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ.
 
 ПРЕДМЕТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ - признаки фактического (не юридического) характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога. Например, если объектом налога на землю является право собственности на земельный участок, то П.н. -это сам земельный участок непосредственно. См. тж. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
 
 ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ - то, на что непосредственно направлено уголовное посягательство (например, имущество при краже и т.п.).
 
 ПРЕДМЕТЫ - см ТОВАРЫ ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ - круг конституционно зафиксированных вопросов, по которым, в зависимости от формы правления государства, соответствующие государственный органы федерации и ее субъектов компетентны принимать решения. В федеративных государствах конституции обычно устанавливают три вида предметов ведения: предметы исключительного ведения федерации, предметы совместного ведения федерации и ее субъектов и предметы ведения субъектов федерации. В конституциях ряда стран (США, РФ, Австрия) установлен принцип т.н. достаточной компетенции, в соответствии с которым все вопросы, не отнесенные конституцией к исключительному ведению федерации (или совместному ведению), составляют предмет ведения субъектов федерации. Конституции ФРГ и США допускают возможность перераспределения предметов ведения путем издания обычного федерального закона.
 
 ПРЕДМЕТЫ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ - в таможенном праве - новые или бывшие в употреблении вещи, предназначенные для личного пользования лиц, следующих через границу, во время их поездки и пребывания за рубежом. К П.л.п. относятся;
 одежда, обувь, белье, предметы личного туалета, изделия из драгоценных металлов, драгоценных камней и жемчуга, медикаменты, фотоаппараты, портативные киносъемочные аппараты с пленками, телевизоры, радиоприемники, переносные музыкальные инструменты, проигрыватели с пластинками, магнитофоны с лентами, бинокли, туристские и спортивные принадлежности, спортивное и охотничье оружие с патронами; монтажные инструменты, чертежные, измерительные, медицинские и другие приборы, необходимые для выполнения служебных и профессиональных обязанностей. Вид и количество П.л.п., подлежащих пропуску через границу, определяется в зависимости от продолжительности и цели поездки на основании внутригосударственных предписаний.
 
 ПРЕДМЕТЫ ЛИЧНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ - в таможенном праве - различные продукты питания, для потребления которых не требуется специального приготовления, а тж. налитки и табачные изделия. Вид и количество П.л.п., подлежащих пропуску через границу, определяется на основании внутригосударственных предписаний.
 
 ПРЕДМЕТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ, ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ - в таможенном праве - перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации товары, предназначенные для официального или служебного пользования дипломатических и консульских представительств иностранных государств на территории РФ, международных организаций и представительств иностранных государств при них.
 
 ПРЕДМЕТЫ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ -наиболее нужные и часто употребляемые вещи, предметы, товары. Экономически числовым критерием отнесения предметов потребления к группе первой необходимости служит величина эластичности спроса на них по доходу, которая должна быть меньше единицы, так как с ростом дохода люди стремятся приобретать предметы не первой необходимости, а более редкие товары.
 
 ПРЕДМЕТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ - потребительские товары и услуги, предметы, используемые для личного, семейного, домашнего потребления и других видов непроизводственного (социального) потребления.
 
 ПРЕДМЕТЫ РОСКОШИ - товары, предметы, без которых можно обойтись в жизни, доступные по цене только состоятельным людям. На такие товары импортного производства иногда устанавливают повышенные ставки таможенных пошлин.
 
 ПРЕДМЕТЫ ТРУДА - сырье и материалы, на которые направлен труд человека с помощью орудий труда для производства материальных благ.
 
 ПРЕДНАМЕРЕННОЕ БАНКРОТСТВО - преступление в сфере экономической деятельности, предусмотренное ст. 196 УК РФ. Заключается в умышленном создании или увеличении неплатежеспособности, совершенном руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личньк интересах или интересах иных лиц, причинившим крупный ущерб либо иные тяжкие последствия.
 
 ПРЕДОПЛАТА - полная или частичная предварительная оплата товаров и услуг в счет общей суммы долга, которая служит гарантией оплаты покупаемого товара. См. тж. ПОСТАВКА С ОПЛАТОЙ ВПЕР¬Д.
 
 ПРЕДПИСАНИЯ ТАМОЖЕННО-ВАЛЮТНЫЕ - см. ТАМОЖЕННО-ВАЛЮТНЫЕ ПРАВИЛА (ПРЕДПИСАНИЯ).
 
 ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ЛИДЕР - страховщик, готовый принять на себя основную долю риска в страховании.
 
 ПРЕДПОЧТЕНИЕ ВРЕМЕННОЕ - см ВРЕМЕННОЕ ПРЕДПОЧТЕНИЕ.
 
 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ - лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, частным бизнесом. Гражданин Российской Федерации может быть субъектом предпринимательской деятельности, если он достиг возраста 18 лет и не признан судом полностью или частично недееспособным. Статус П. приобретается посредством государственной регистрации, осуществление предпринимательской деятельности без этого запрещается. Государственная регистрация граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - предприниматели), производится в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации". Регистрация осуществляется администрацией района (города) по месту постоянного места жительства П. Для этого он должен подать заявление и приложить к нему документ об уплате регистрационного сбора. Государственная регистрация гражданина-предпринимателя утрачивает силу: по решению суда о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) - с момента вынесения решения; по заявлению гражданина-предпринимателя об аннулировании государственной регистрации в качестве предпринимателя и выданного ему ранее свидетельства о регистрации - со дня получения такого заявления регистрирующим органом; в связи со смертью гражданина-предпринимателя; в связи с признанием по решению суда гражданина-предпринимателя недееспособным; в связи с признанием по решению суда гражданина-предпринимателя безвестно отсутствующим или объявленным его умершим; в связи с переездом гражданина-предпринимателя на постоянное жительство в другое место. Индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица имеет ряд преимуществ перед иными организационно-правовыми формами предпринимательства К ним, в частности, относятся: упрощенный порядок регистрации и прекращения деятельности, а тж. ведения бухгалтерского учета и отчетности: только судебный порядок взыскания имущества и денежных средств, находящихся в пользовании гражданина-предпринимателя; выгодный налоговый режим, предоставленный гражданину-предпринимателю. Но наряду с преимуществами такая форма предпринимательской деятельности имеет недостатки. В первую очередь это полная имущественная ответственность предпринимателя, то есть по решению суда взыскание может быть обращено на все имущество гражданина-предпринимателя (за исключением имущества, указанного в ст. 369 ГПК РФ и в Приложении ¦ 1 к ГПК). Следует иметь в виду, что взыскание в соответствии со ст. 369 ГПК, ст. 20,24 КоБС, ст. 255,256 ПС РФ может быть обращено и на совместно нажитое во время брака имущество супругов (на 1/2 часть), или на часть имущества, которая может ему принадлежать по брачному договору, заключенному в соответствии со ст. 256 ПС РФ.
 
 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ - см. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРАЖДАН.
 
 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО) - в соответствии с гражданским законодательством РФ - инициативная самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Субъектами П.д. в РФ могут быть не ограниченные в своей дееспособности граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, а тж. российские и иностранные юридические лица. В РФ регулирование П.д. основывается на нормах гражданского права в отличие от большинства зарубежных государств, где П.д. регулируется нормами торгового (коммерческого, хозяйственного) права. Право на занятие П.д. закреплено в ст. 34 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, регулирует гражданское законодательство. Гражданским кодексом РФ определены права граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а тж. право создавать юридическое лицо самостоятельно или совместно с другими лицами. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться, в частности, в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов. П.д. регулируется тж. отдельными законами: Законом РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Законом РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" и др. В новом Уголовном кодексе отдельную главу составляет перечень преступлении в сфере хозяйственной деятельности, среди которых такие, как воспре-пятствование законной предпринимательской деятельности, лжепредпринимательство, получение кредита путем обмана, ограничение конкуренции, злостное и фиктивное банкротство, уклонение от уплаты налогов и др.
 
 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРАЖДАН - в соответствии с гражданским законодательством РФ - одна из форм предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 23 ПС РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. К П.дг, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований о регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Индивидуальный предприниматель, если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. См. тж. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ.
 
 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ МОНОПОЛИЯ - рыночная ситуация, в которой один или небольшое число производителей, продавцов занимают господствующее положение в отрасли.
 
 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ - набор качеств, умений, способностей человека, позволяющих ему находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для производства, продажи товаров, принимать разумные последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый, оправданный риск.
 
 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ТАЙНА - изобретения, секреты производства, ноу-хау, методы управления финансами, маркетингом, сохраняемые в интересах фирмы в тайне от конкурентов.
 
 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ДОХОД - часть прибыли от предпринимательской деятельности, которую получает сам предприниматель.
 
 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СВОБОДА - см СВОБОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
 
 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО - см ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРАЖДАН.
 
 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО НЕЗАКОННОЕ - см. НЕЗАКОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.
 
 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО РИСКОВОЕ - см РИСКОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.
 
 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО СОВМЕСТНОЕ - см. СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.
 
 ПРЕДПРИЯТИЕ - в соответствии с гражданским законодательством РФ - особый объект гражданских прав, имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. П. в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. П. в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. В состав П. как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а тж. права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.
 
 ПРЕДПРИЯТИЕ АРЕНДНОЕ - см АРЕНДНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ.
 
 ПРЕДПРИЯТИЕ ВНЕДРЕНЧЕСКОЕ - см ВНЕДРЕНЧЕСКАЯ ФИРМА
 ПРЕДПРИЯТИЕ ГОЛОВНОЕ - см ГОЛОВНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ.
 
 ПРЕДПРИЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ - см ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ; УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ; КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ.
 
 ПРЕДПРИЯТИЕ ДОЧЕРНЕЕ - см. ДОЧЕРНЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ.
 
 ПРЕДПРИЯТИЕ ЕДИНОЛИЧНОЕ - см ЕДИНОЛИЧНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ.
 
 ПРЕДПРИЯТИЕ КАЗЕННОЕ - см КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ.
 
 ПРЕДПРИЯТИЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ - см КОЛЛЕКТИВНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ.
 

<< Пред.           стр. 123 (из 164)           След. >>

Список литературы по разделу