<< Пред.           стр. 141 (из 164)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ - установленный законом возраст, с достижением которого гражданин становится полностью дееспособным (см. ДЕЕСПОСОБНОСТЬ). В РФ возраст С. установлен в 18лет. . <АСОВЕРШЕННЫЙ РЫНОК - рынок с едиными условиями реализации одинаковых товаров.
 
 СОВЕСТИ СВОБОДА - см. СВОБОДА МЫСЛИ И СОВЕСТИ.
 
 СОВЕТ БАНКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ - см. НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНКОВСКИЙ СОВЕТ.
 
 СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН - главный постоянно действующий политический орган ООН, на который, согласно Уставу ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Состоит из 15 членов: S постоянных членов Совета (РФ, США, Великобритания, Франция, Китай) и 10 непостоянных членов, избираемых в Совет на двухлетний срок в соответствии с процедурой, предусмотренной в Уставе. Совет наделен широкими полномочиями в деле мирного урегулирования международных споров, недопущения военных столкновений между государствами, пресечения актов агрессии и других нарушений мира и восстановления международного мира. В соответствии с Уставом СОН только Совет и никакой другой орган или должностное лицо ООН имеет право принимать решения о проведении операций с использованием Вооруженных сил ООН, а равно решать вопросы, связанные с созданием и использованием Вооруженных сил ООН, в частности, такие, как определение задан и функций вооруженных сил, их состава и численности, структуры командования, сроков пребывания в районах операций, а тж. вопросы руководства операциями и определение порядка их финансирования. Для оказания давления на государство, действия которого создают угрозу международному миру или представляют собой нарушение мира, Совет может решить и потребовать от кленов ООН применения мер, не связанных с использованием вооруженных сил, например, таких, как полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения, а тж. разрыв дипломатических отношений. Если такие меры будут сочтены Советом недостаточными или уже оказались недостаточными, он уполномочен предпринимать действия, связанные с использованием воздушных, морских и сухопутных вооруженных сил. Эти действия могут,включать демонстрацию, блокаду, операции вооруженных сил членов ООН и др. Совет вносит рекомендации о приеме государств в члены ООН, об исключении* членов ООН, систематически нарушающих принципы Устава ООН, о приостановлении осуществления прав и привилегий, принадлежащих члену ООН, если против этого члена он предпринимает действия превентивного или принудительного характера. Совет делает рекомендации Генеральной Ассамблее ООН относительно назначения Генерального секретаря ООН, выбирает вместе с ней членов Международного Суда ООН и может принять меры для исполнения решения этого Суда, которое то или иное государство отказалось выполнить. Согласно Уставу, Совет может принимать помимо рекомендации юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств - членов ООН. Каждый член Совета имеет один голос. Решения по процедурным вопросам принимаются Советом, если за них поданы голоса не менее чем 9 любых его членов. Решения по вопросам существа считаются принятыми, если за них голосовали не менее 9 членов, включая совпадающие голоса всех 5 постоянных членов. Если хотя бы один постоянный член проголосует против, решение считается отклоненным. Основой деятельности Совета и всей ООН является принцип единогласия постоянных членов Совета. Согласно Уставу ООН СБ должен функционировать непрерывно и осуществлять быстрые и эффективные действия от имени членов ООН. С этой целью каждый член Совета обязан постоянно находиться в месте пребывания ООН. За все время существования ООН не было практически ни одного важного международного события, ставившего под угрозу мир и безопасность народов или вызывавшего споры и разногласия между государствами, на которые бы не обращалось внимание Совета, причем значительное число их стало предметом рассмотрения на заседаниях Совета Безопасности.
 
 СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ РФ - главный совещательный орган при Президенте РФ. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. СБ РФ формируется и возглавляется Президентом РФ. Согласно Положению о Совете Безопасности Российской Федерации (утверждено Президентом РФ от 3 июня 1992 г.). СБ РФ является конституционным органом, осуществляющим подготовку проектов решений Президента РФ по основным направлениям внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения безопасности России. В состав СБ РФ входят Председатель, Секретарь, постоянные члены и члены СБ РФ. Решения СБ РФ имеют для Президента РФ рекомендательный характер и оформляются указами Президента.
 
 СОВЕТ БИРЖЕВОЙ - см. БИРЖЕВОЙ СОВЕТ; БИРЖЕВОЙ КОМИТЕТ.
 
 СОВЕТ ГОСУДАРСТВ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ - основан в 1991 г. по инициативе Германии и Дании в качестве координирующего органа Балтийского региона. Целями С.г.Б.м. являются содействие региональному сотрудничеству стран, прилегающих к Балтийскому морю, в самых различных областях (политика, экономика, товарообмен, энергетика, окружающая среда, транспорт и связь, туризм, культура), поддержание тесных отношений с другими государствами и международными организациями. Членами С.г.Б.м. являются 10 государств: Германия, Норвегия, Дания, Латвия, Литва, Польша, Россия, Финляндия, Швеция, Эстония. В структуру С.г.Б.м. входят: Совет министров иностранных дел; Комитет высших должностных лиц; Комиссар по демократическим институтам и правам человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам; Рабочие группы по специальным темам. Сотрудничество в С.г.Б.м. сконцентрировано в основном на следующих направлениях: международная безопасность, права человека, поддержка новых демократических институтов, экономическая и техническая помощь, гуманитарные проблемы и здравоохранение, охрана окружающей среды и энергетика, культура и образование, туризм и информация, транспорт и связь.
 
 СОВЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ - особый коллегиальный орган Государственной Думы РФ, созданный для предварительной подготовки организационных решений, касающихся распорядка деятельности палаты. В состав С.Г. Д. входят Председатель Государственной Думы, руководители фракций и депутатских групп.
 
 СОВЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - см ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ.
 
 СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ - 1) избираемый акционерами руководящий исполнительный орган акционерного общества, корпорации, решающий принципиальные вопросы управления обществом (за исключением решения вопросов, отнесенных законом к исключительной компетенции общего собрания акционеров) в период между собраниями акционеров и создающий правление для оперативного управления делами общества, коллегиальный орган, осуществляющий общее руководство деятельностью акционерного общества. Члены С. д. (наблюдательного совета) избираются годовым общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном ФЗ РФ "Об акционерных обществах" от 24 ноября 1995 г и уставом общества, сроком на один год. В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее пятидесяти устав общества может предусматривать, что функции С.д. (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров. В этом случае устав общества должен содержать указание об определенном лице или органе общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня; 2) высший орган Банка России - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России. В С. д. входят Председатель Банка России и 12 членов С.д,
 СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА - один из главных органов Европейского Союза (Европейских Сообществ); состоит из министров государств-членов, обеспечивает участие государств- членов в процессе принятия решений. Состав Совета может меняться в зависимости от рассматриваемого вопроса. В последнее время обычными стали заседания отраслевых министров. Председательствующий, уполномоченный определять основные принципы совместной политики в различных отраслях, сменяется каждые шесть месяцев. Совет опирается на Комитет постоянных представителей, готовящий заседания Совета и координирующий предварительную работу рабочих групп, на рабочие группы и генеральный секретариат. Помимо случаев, предусмотренных в Договоре об образовании Европейского Сообщества, Совет принимает решения простым большинством голосов. При требовании квалифицированного большинства Германия, Франция, Италия и Великобритания располагают десятью голосами каждая, Испания - восемью, Бельгия, Греция, Нидерланды и Португалия имеют по пять голосов, Австрия и Швеция - четыре, Дания, Финляндия и Ирландия - по три и Люксембург - два.
 
 СОВЕТ ЕВРОПЫ - первая европейская межправительственная организация, созданная после Второй Мировой войны. Его Устав был подписан и ратифицирован в 1949 г Целями С.Е. являются обеспечение все более тесных связей между государствами-членами для зашиты и реализации их идеалов и принципов, содействие превращению Европы в демократическое и безопасное пространство, защита и укрепление плюралистической демократии и прав человека, развитие и укрепление европейского самосознания для формирования европейской культурной идентичности. На 1 мая 1996 г в С.Е. входило 36 государств-членов, в т.ч. Россия (принята в начале 1996 г). Условиями приема в С. Е. являются гарантия свободы выражения мнения, особенно свобода средств массовой информации, защита национальных меньшинств, соблюдение основ международного права, а тж. обязательство подписать Европейскую конвенцию по правам человека и признать всю совокупность ее контрольных механизмов. Структуру С.Е. образуют Комитет министров; Парламентская ассамблея; Совещания отраслевых министров; Секретариат. Комитет министров, состоящий из министров иностранных дел государств-членов, является высшим органом С.Е. Он принимает решения по поводу программы работы С.Е., рекомендаций Парламентской ассамблеи, предложений различных межправительственных специализированных комитетов и совещаний отраслевых министров, принимает бюджет С.Е. и назначает членов Европейской комиссии по правам человека. На уровне министров он собирается обычно два раза в год, предусмотрены тж. ежемесячные встречи на уровне "постоянных представителей" (делегатов). Парламентская ассамблея проводит четыре сессии в год и состоит из депутатов и их заместителей, избираемых из числа членов национальных парламентов. Количество представителей от каждой страны (от 2 до 18) зависит от численности ее населения. В ассамблее имеется пять фракций (либерал-демократы и реформаторы, европейские демократы, европейская народная партия, социалисты, фракция за единый европейский левый блок). Совет ассамблеи состоит из председателя и 17 его заместителей. Ассамблея рассматривает вопросы, стоящие в повестке дня, формулирует рекомендации, организует конференции, коллоквиумы и открытые парламентские слушания, избирает генерального секретаря и его заместителя, руководителя аппарата ассамблеи и судей Европейского суда по правам человека. Работа ассамблеи готовится специализированными комитетами. Для предоставления странам Центральной и Восточной Европы временного доступа в С.Е. до их приема в полноправные члены Консультативной ассамблеей был учрежден статус т.н. "специально приглашенного" (наблюдатель с расширенными правами). Организуя совещания отраслевых министров (совещания министров юстиции, культуры, окружающей среды и др.), С.Е. стремится активизировать диалог в межгосударственной сфере. Секретариат возглавляет избираемый на пять лет генеральный секретарь, которому помогает заместитель. Генеральный секретарь отвечает за деятельность секретариата перед Комитетом министров и предоставляет необходимые административные услуги Консультативной ассамблее.
 
 СОВЕТ КОНСТИТУЦИОННЫЙ - см КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ.
 
 СОВЕТ КОНТРОЛЬНЫЙ - см КОНТРОЛЬНЫЙ СОВЕТ В ГЕРМАНИИ.
 
 СОВЕТ МИНИСТРОВ - название правительства в Болгарии, Венгрии, Греции, Италии, Перу, Польше, Португалии, Турции и ряде других государств. Во Франции правительство именуется "См.", когда оно заседает под председательством Президента Франции.
 
 СОВЕТ МИНИСТРОВ ЕС - руководящий орган ЕС, наделенный правом принимать решения по основным вопросам деятельности ЕС. Постановления Совета различаются по своему характеру, обязательной силе и способам применения. См. тж. ЕВРОПЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО.
 
 СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ - см МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СОВЕТ.
 
 СОВЕТ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ - см. НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ; СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ.
 
 СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ - в государствах советского типа (см. СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА) - полновластный на своей территории государственный орган, выполняющий одновременно представительные (законодательные), исполнительно-распорядительные и контрольные функции (непосредственно или через создаваемые ими органы). С.н.д. составляют единую систему представительных органов власти, т.е. отсутствует принципиальная разница между С.н.д низшего и высшего уровней. Депутаты С.н.д работали, как правило, на непрофессиональной основе; в соответствии с принципом императивного мандата формально были связаны наказами избирателей и могли быть отозваны последними в любое время. Все административные и судебные органы в государстве были подотчетны и подконтрольны соответствующим С.н.д, а нижестоящие С.н.д. подконтрольны вышестоящим. Принципы организации и деятельности С.н.д. несовместимы с демократией и конституционализмом в их общепринятом в современном мире понимании, т.к. система С.н.д отрицает, прежде всего, пришит разделения властей. Поэтому в ходе конституционной реформы в РФ С.н.д. в их прежнем виде были почти повсеместно ликвидированы. В 1995-1996 гг. завершился в основном процесс демонтажа системы С.н.д. и в других государствах СНГ. В то же время органы, аналогичные С. н. д., сохраняются в ряде т.н. "социалистических" стран.
 
 СОВЕТ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ -1) по Конституции СССР 1924 г. - одна из палат Центрального Исполнительного Комитета СССР; 2) в 1936-1991 гг-одна из палат Верховного Совета СССР; 3) в 1990-1993 гг. - одна из палат Верховного Совета Российской Федерации.
 
 СОВЕТ НАЦИОНАЛЬНЫЙ - см НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ.
 
 СОВЕТ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - постоянно действующий совещательный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области военного строительства, реализации важнейших решений Совета ?езолоснос/пи РФ по стратегическим вопросам оборонной политики. Совет обороны вырабатывает решения по таким важным вопросам, как меры по подготовке к защите РФ от вооруженного нападения либо непосредственной защите РФ от вооруженного нападения, выработка общей концепции военного строительства, координация и контроль деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, определение их задач, состава и численности в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об обороне" от 24 апреля 1996 г., иными законодательными актами и международными договорами Российской Федерации, а тж. Положением о Совете Обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 25 июля 1996г.
 
 СОВЕТ ПО ОПЕКЕ - один из главных органов ООН, который контролирует осуществление международной опеки. Согласно Уставу ООН состоит из: а) государств - членов ООН, которые управляют территориями под опекой; б) постоянных членов Совета Безопасности ООН, которые не управляют территориями под опекой; в) такого числа других членов ООН, избранных Генеральной Ассамблеей ООН на 3-годичный срок, какое может оказаться необходимым для обеспечения того, чтобы общее число членов Совета распределялось поровну между членами ООН, управляющими и не управляющими территориями под опекой. Совет под руководством Генеральной Ассамблеи уполномочен рассматривать отчеты, представляемые властью, управляющей соответствующей территорией; принимать петиции и рассматривать их, консультируясь с управляющей властью; устраивать периодические посещения соответствующих территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки и предпринимать упомянутые и другие действия в соответствии с условиями соглашений об опеке. Он разрабатывает анкету относительно политического, экономического и социального прогресса населения каждой территории под опекой, а тж. его прогресса в области образования, а управляющая власть каждой территории под опекой, входящей в компетенцию Генеральной Ассамблеи, представляет последней ежегодные доклады на основе этой анкеты. В результате национально- освободительной борьбы большинство подопечных территорий обрело независимость. Соответственно из 11 подопечных территорий, находившихся в ведении Совета с самого начала его деятельности, в настоящее время осталась одна - Тихоокеанские о-ва (под опекой США). В состав Совета входят Россия, США (управляющие подопечной территорией), Великобритания, Франция и Китай, который фактически в его работе не участвует.
 
 СОВЕТ ПЯТИ - см. ДИРЕКТОРИЯ. СОВЕТ ПЯТИСОТ - одна из двух палат французского Законодательного корпуса (другая - Совет старейшин), созданного в 1795 г Конституцией Т года (1795 г.). Избирался на основе цензового и двухстепенного избирательного права. Состав Совета пятисот каждый год обновлялся на 1/3. С.п. имел право лишь предлагать проекты законов; его законопроекты становились законом лишь по одобрении их Советом старейшин. С.п. просуществовал с 25 октября 1795 г. по 10 ноября 1799 г. и был распушен после переворота 18 брюмера, совершенного Наполеоном Бонапартом.
 
 СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ -1) в 1990-1993 гг - название одной из палат Верховного Совета РФ; 2) название высшего консультативного органа государства в Бразилии и Греции.
 
 СОВЕТ СОЮЗА - по конституциям СССР 1936 г. и 1977 г. - одна из двух равноправных палат Верховного Совета СССР. С.С. формально являлся верховным органом государственной власти СССР, представлявшим общие интересы "всех трудящихся Советского Союза независимо от их национальности и расы". Избирался (тж. формально) по избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.
 
 СОВЕТ СТАРЕЙШИН - одна из двух палат французского Законодательного корпуса, созданного Конституцией III года (1795 г.). Избирался на основе цензового и двухстепенного избирательного права из лиц не моложе 40 лет. С.с. состоял из 250 человек, переизбираемых на 1 /3 через каждый год. С. с. мог лишь одобрить или отвергнуть законопроект, внесенный Советом пятисот, сам же он был лишен законодательной инициативы. Предложения, вносимые Советом пятисот, обсуждались С.с. в трех чтениях с промежутками между ними не менее чем в пять дней. С.с. просуществовал с 25 октября 1795 г. по 10 ноября 1799 г. и был распущен после переворота 18 брюмера, совершенного Наполеоном Бонапартом.
 
 СОВЕТ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (СТС)-международная неправительственная постоянно действующая организация, учрежденная на основе Конвенции об учреждении СТС. Создан в 1953 г. в Брюсселе семнадцатью европейскими государствами. В настоящее время в нем участвует более 130 государств. Рабочие языки - французский, английский. Задачи СТС в общем виде сформулированы в Конвенции о создании СТС (вступила в силу 4 ноября 1952г.): изучение вопросов, касающихся сотрудничества по таможенным делам между сторонами-участниками, подготовка проектов конвенций (соглашений), подготовка рекомендаций примирительного характера для разрешения споров, обеспечение обмена информацией о таможенном регулировании и процедурах, согласование и унификации таможенной деятельности сотрудничества в области таможенных процедур и т.п. Вступая в СТС, страна обязуется строго соблюдать разработанные Советом правила. СТС подготовил проекты 18 международных таможенных конвенций, около 60 рекомендательных документов. В октябре 1990 г. Верховный Совет СССР согласился с предложением Совета Министров СССР о присоединении к Конвенции о создании Совета таможенного сотрудничества, т.е. о вступлении в данный Совет. Россия подтвердила свое членство в СТС в январе 1992 г как государство-продолжатель СССР. В рамках СТС действуют специальные комитеты: Комитет по номенклатуре, Комитет по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, Комитет по вопросам таможенного дела.
 
 СОВЕТ УПРАВЛЯЮЩИХ - высший орган управления финансово-промышленной группой, включающий представителей всех ее участников. Направление участником финансово-промышленной группы представителя в состав С. у. финансово-промышленной группы осуществляется решением компетентного органа управления участника финансово-промышленной группы. Компетенция С.у. финансово-промышленной группы устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы.
 
 СОВЕТ УЧЕНЫЙ - см. УЧЕНЫЙ СОВЕТ. СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ - верхняя палата Федерального Собрания - парламента РФ. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. в С.Ф. входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Порядок формирования С.Ф. установлен ФЗ РФ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 декабря 1995 г. Согласно закону, в С.Ф. входят по два представителя от каждого субъекта РФ: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности. В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта РФ совместным решением обеих палат определяется его представитель в С.Ф. С.Ф. участвует в законодательной деятельности путем рассмотрения (с последующим одобрением или отклонением) федеральных законов, принятых Государственной Думой, а тж. путем совместного с Государственной Думой принятия федеральных конституционных законов. Кроме того, к ведению С.Ф. относятся: утверждение границ между субъектами РФ, утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ, назначение выборов Президента РФ, отрешение Президента РФ от должности, назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
 
 СОВЕТ ШТАТОВ - название верхней палаты парламента Индии.
 
 СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН РЕШЕНИЯ - см. РЕШЕНИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН.
 
 СОВЕТНИК ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ - квалификационный разряд, который может быть присвоен государственным служащим, замещающим старшие государственные должности государственной службы. Существуют разряды С. гс. 1,2 и 3-го класса.
 
 СОВЕТНИК МУНИЦИПАЛЬНЫЙ - см. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СОВЕТНИК.
 
 СОВЕТНИК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -квалификационный разряд, который может быть присвоен государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности государственной службы. Существуют разряды С. РФ 1,2 и 3-го класса
 СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА - особая разновидность республиканской формы правления (см. РЕСПУБЛИКА), формально характеризующаяся следующими признаками. Единую систему органов государственной власти составляют особые представительные органы - советы (см. СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ), действующие на непрофессиональной основе. Отсутствует различие между государственными органами и органами местного самоуправления (как, впрочем, и само понятие "местное самоуправление"). Не признается принцип разделения властей: советы осуществляют как представительную (законодательную), так и исполнительную власть (непосредственно или через свои исполнительно-распорядительные органы - исполнительные комитеты, советы министров). Все государственные органы подконтрольны и подотчетны соответствующим советам. Как правило, отсутствуют единоличный глава государства и органы конституционного надзора. Депутаты советов формально ответственны перед своими избирателями, связаны их наказами и могут быть отозваны в случае "потери доверия избирателей". С.р. впервые возникла в России в 1917г. и была впоследствии утверждена еще в ряде государств.
 
 СОВЕТЫ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ - в 1936- 1977 гг. представительные органы государственной власти в СССР. См. тж. СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ.
 
 СОВЕТЫ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕПУТАТОВ - выборные политические организации, которые возникли в ряде мест России в ходе революции 190S-1907 гг. В ходе Февральской революции созданы вновь. После Октябрьской революции слились с Советами рабочих и солдатских депутатов.
 
 СОВЕТЫ РАБОЧИХ, КРЕСТЬЯНСКИХ И КРАСНОАРМЕЙСКИХ ДЕПУТАТОВ - выборные органы государственной власти в Советской России и СССР в январе 1918 г.-декабре 1936г.
 
 СОВЕЩАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ - см КОНСТИТУЦИОННОЕ СОВЕЩАНИЕ.
 
 СОВЕЩАТЕЛЬНАЯ КОМНАТА - в РФ - помещение, в котором состав суда постановляет приговор, выносит решение, определение по делу. Присутствие в С. к. лиц, не входящих в данный состав суда, не допускается. Нарушение этого положения является основанием для отмены судебного решения.
 
 СОВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ГОЛОС - право участвовать в работе выборных органов или международных организаций без права голосовать.
 
 СОВЛАДЕЛЕЦ - владелец части общего имущества, ценностей, другой частью которого владеют иные владельцы.
 
 СОВЛАДЕНИЕ НЕРАЗДЕЛЬНОЕ - см НЕРАЗДЕЛЬНОЕ СОВЛАДЕНИЕ.
 
 СОВМЕСТИТЕЛЬСТВО - занятие работником помимо основной другой оплачиваемой должности. Регулируется КЗоТ РФ, Положением об условиях работы по совместительству, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Минюста СССР и Секретариата ВЦСПС от 9 марта 1989г.¦81/604-К-3/6-84.
 
 СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - в соответствии с гражданским законодательством совместная деятельность без создания для этой цели юридического лица осуществляется на основе договора между ее участниками. По договору о С. д. стороны (участники) обязуются путем объединения имущества и усилий совместно действовать для достижения общей хозяйственной или другой цели, не противоречащей законодательным актам Российской Федерация Денежные или иные имущественные взносы участников договора, а тж. имущество, созданное или приобретенное в результате их С.д,, являются их общей долевой собственностью. Участник договора о С.д. не вправе распоряжаться долей в общем имуществе без согласия остальных участников договора, за исключением той части продукции и доходов от этой деятельности, которая поступает в распоряжение каждого участника. Участник, которому поручено ведение общих дел, действует на основании доверенности, выданной остальными участниками договора Имущество, объединенное участниками договора для С.д., учитывается на отдельном (обособленном) балансе у того ее участника, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел участников договора. Данные отдельного (обособленного) баланса в баланс предприятия-участника, ведущего общие дела, не включаются. Распределение прибыли, убытков и других результатов С.д, между участниками договора о С.д. осуществляется в порядке, предусмотренном договором. Каждый участник свою долю прибыли, полученную в результате С.д., включает в состав внереализационных доходов при формировании финансовых результатов. См. тж. ДОГОВОР ПРОСТОГО ТОВАРИЩЕСТВА.
 
 СОВМЕСТНАЯ ПОКУПКА - общая покупка группой банкиров нового выпуска ценных бумаг для их последующей перепродажи.
 
 СОВМЕСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - в гражданском праве РФ - разновидность общей собственности, при которой участники обладают долями, не определенными заранее в массе общего имущества. Разделение такого имущества на доли производится лишь при выделе участника или в случае прекращения общей собственности. Участник общей долевой собственности имеет право на выдел своей доли, а участник общей собственности - на определение и выдел доли (это право принадлежит тж. кредитору участника общей собственности). Режим С.с. распространяется на: имущество супругов, нажитое в браке, общую собственность членов крестьянскою (фермерского) хозяйства, собственность лиц, проживающих в приватизированных квартирах. Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в С.с., подчиняется нескольким правилам: владение и пользование таким имуществом осуществляется участниками сообща по их согласию; сделки по распоряжению этим имуществом, каким бы из участников они не были совершены, предполагаются совершенными по взаимному согласию всех участников. Оспорить такую сделку по мотивам отсутствия взаимного согласия остальные участники (собственники) могут только в том случае, если докажут, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии всеобщего согласия (ст. 253 ГК РФ).
 СОВМЕСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ СУПРУГОВ - в семейном праве РФ (ст. 34 Семейного кодекса РФ) - имущество, нажитое супругами во время брака. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а тж. иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья и др.). Общим имуществом супругов являются тж. приобретенные за счет обцшх доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства. Право на общее имущество супругов принадлежит тж супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода. В соответствии со ст. 33 Семейного кодекса РФ законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Он действует, если брачным договором не установлено иное. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по их обоюдному согласию. При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга. Сделка, совершенная одним их супругов по распоряжению общим имуществом супругов, может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга только по его требованию и только в случаях, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки.
 
 СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗОНА - см. ЗОНА СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ПАЛАТ - одна из форм работы парламентов, имеющих двухпалатную структуру. В ряде государств С.з.п. парламента предусмотрены для решения наиболее важных вопросов, входящих в компетенцию парламента: объявление состояния войны или мобилизации, утверждение государственного бюджета, избрание президента республики и т.д., в других странах - только для заслушивания посланий главы государства и других торжественных случаев. В соответствии с п. 3 ст. 100 Конституции РФ палаты Федерального Собрания РФ могут собираться совместно для заслушивания послания Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. ... СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО общая предпринимательская деятельность нескольких экономических субъектов, в том числе субъектов разных стран.
 
 СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ (СП) - форма хозяйственной организации, учрежденной двумя или большим числом юридических лиц. СП создаются национальными предприятиями или с зарубежными партнерами. Одним из учредителей СП может выступать физическое лицо. Особенностью СП является наличие совместной собственности, которая функционирует на территории одной из стран (областей, регионов) учредителей СП. СП может иметь форму полного товарищества, общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества. Наиболее типична форма общества с ограниченной ответственностью.
 
 СОВМЕСТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ -1) кредитование развивающихся стран в форме объединения кредитов нескольких кредиторов из одной или разных стран, финансирующих один крупный проект; 2) участие нескольких организаций в финансировании одного проекта, объекта.
 
 СОВОКУПНАЯ ДЕНЕЖНАЯ МАССА - полный объем выпущенных в обращение денег, включая наличные деньги, чеки, денежные средства предприятий и населения, хранимые на счетах в банках, безусловные (подлежащие безусловной оплате) денежные обязательства.
 
 СОВОКУПНАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ФАКТОРОВ - показатель технологического и организационного уровня производства, представленный в виде объема производства в расчете на единицу затрат факторов производства В этом случае факторы производства взвешиваются по их долям, вкладу в прирост объема продукта. Совокупная производительность может меняться по многим причинам, находиться под воздействием ряда факторов. В их число входят образование, квалификация работников, технология производства, его техническое обеспечение. В число влияющих факторов входит и государственное регулирование, которое, например, способно снизить производительность факторов путем увеличения доли затрат на охрану окружающей среды. В целом С.П.Ф. включает в себя все, что изменяет соотношение между измеряемым объемом производства и измеряемыми затратами.
 
 СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ -1) на макроэкономическом уровне: совокупное предложение товаров и услуг для удовлетворения совокупного спроса - товары и услуги, производимые и оказываемые внутри страны, а тж. импорт товаров и услуг; 2) график, показывающий общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено при разных уровнях цен.
 
 СОВОКУПНОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ - по российскому уголовному праву (ст. 17 УК РФ) - совершение двух или более преступлений, предусмотренных различными статьями или частями статьи УК РФ, ни за одно из которых лицо не было осуждено. При С.п. лицо несет уголовную ответственность за каждое совершенное преступление по соответствующей статье или частя статьи УК. С.п. признается тж. одно действие (бездействие), содержащее признаки преступлений, предусмотренных двумя или более статьями УК РФ. Если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, С.п. отсутствует и уголовная ответственность наступает по специальной норме.
 
 СОВОКУПНОСТЬ ПРИГОВОРОВ - в уголовном законодательстве РФ - вынесение двух или нескольких приговоров в отношении одного лица. Наказание по С.п. назначается в случае совершения осужденным нового преступления до полного отбытия наказания за первое преступление. Если новое преступление совершено до вынесения обвинительного приговора за первое преступление, то наказание назначается по совокупности преступлений. В соответствии со ст. 70 УК РФ при назначении наказания по С.п. к наказанию, назначенному по последнему приговору суда, частично или полностью присоединяется неотбытая часть наказания. Окончательное наказание по С.п. в виде лишения свободы не может превышать 30 лет.
 
 СОВОКУПНЫЙ ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ - общая совокупность платежей, производимых за определенный период, как в наличной, так и в безналичной форме (обычно в масштабе всего хозяйства страны).
 
 СОВОКУПНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ - макроэкономический показатель, измеряемый в денежном выражении и характеризующий весь валовой продукт, созданный предприятиями в течение данного года.
 
 СОВОКУПНЫЙ РИСК - полна! ответственность банка перед клиентом по одновременно совершаемым кассовой и форвардной (срочной) сделкам.
 
 СОВОКУПНЫЙ СПРОС - общий объем спроса на товары и услуги, определяемый как сумма спроса потребителя на потребительские товары, услуги предприятий, фирм, предпринимателей, а тж. на инвестиционные товары. С. с. зависит, прежде всего, от доходов населения и фирм. Обычно термин "С. с." относится к стране в целом. СОВОКУПНЫЙ СПРОС НОМИНАЛЬНЫЙ - см. НОМИНАЛЬНЫЙ СОВОКУПНЫЙ СПРОС.
 
 СОВРЕМЕННАЯ СТОИМОСТЬ - денежная сумма, которая должна быть инвестирована для получения платежа, дохода в определенный момент в будущем, то есть современная стоимость будущего платежа, дохода.
 
 СОВХОЗ (СОВЕТСКОЕ ХОЗЯЙСТВО) - сельскохозяйственное государственное предприятие. В СССР первые С. были созданы в 1918 г. По российскому законодательству имущество С. является государственной собственностью (федеральной или субъектов федерации), оно закрепляется за С. и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.
 
 СОГЛАСИЕ МОЛЧАЛИВОЕ - см. МОЛЧАЛИВОЕ СОГЛАСИЕ.
 
 СОГЛАСИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ - в парламентской практике ряда государств - особый орган, создаваемый совместно палатами двухпалатного парламента для преодоления возникших разногласий между палатами по поводу к.-л. законопроекта (закона). Создание С.к. - один из методов т.н. примирительной процедуры. С.к. создается палатами на паритетных началах, ее решения носят для палат рекомендательный характер. В РФ возможность создания С.к. в федеральном парламенте предусмотрена п. 4 ст. 1 OS Конституции РФ 1993 г
 СОГЛАСОВАНИЕ -1) достижение предварительной договоренности, общего согласия между группой заинтересованных ответственных лиц по поводу выпуска документа определенного содержания, протокола, договора, принятия общего решения, осуществления общей сделки, проведения совместных действий; 2) реквизит некоторых документов, виза руководителя или должностного лица, без которой документ не может быть утвержден, принят к исполнению.
 
 СОГЛАСОВАННАЯ ЭКОНОМИКА - принцип принятия экономических решений, в соответствии с которыми осуществляется постоянное сотрудничество между представителями государства и предприятий для обеспечения сопоставимости управленческой, экономической информации разных уровней, непротиворечивости, согласованности совместно принятых решений. С.э. призвана создавать информационную и экономическую базу для общей среднесрочной политики планирования и управления.
 
 СОГЛАШЕНИЕ -1) в праве - синоним понятий "договор", "контракт", "международный договор", "конвенция" и т.п.; 2) правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, территории, отрасли, профессии. В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое) тарифное, профессиональное тарифное, территориальное и иные С. (См. Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г.).
 
 СОГЛАШЕНИЕ АГЕНТСКОЕ - см АГЕНТСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ.
 
 СОГЛАШЕНИЕ АГТ - международное соглашение о таможенном оформлении автомобильного грузового транспорта, принятое в Праге в 1965 г.
 
 СОГЛАШЕНИЕ АРБИТРАЖНОЕ - см. АРБИТРАЖНОЕ СОГЛАШЕНИЕ.
 
 СОГЛАШЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОЕ - см. ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ.
 
 СОГЛАШЕНИЕ ДЖЕНТЛЬМЕНСКОЕ - см. ДЖЕНТЛЬМЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ.
 
 СОГЛАШЕНИЕ КАРТЕЛЬНОЕ-см КАРТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ.
 
 СОГЛАШЕНИЕ КЛИРИНГОВОЕ - см КЛИРИНГОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ.
 
 СОГЛАШЕНИЕ КОМПЕНСАЦИОННОЕ - см КОМПЕНСАЦИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ.
 
 СОГЛАШЕНИЕ КОНСОРЦИАЛЬНОЕ - см. КОНСОРЦИУМ.
 
 СОГЛАШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ - см КОНСТИТУЦИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ.
 
 СОГЛАШЕНИЕ КРЕДИТНОЕ - см КРЕДИТНОЕ СОГЛАШЕНИЕ.
 
 СОГЛАШЕНИЕ ЛИЦЕНЗИОННОЕ - см ЛИЦЕНЗИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ.
 
 СОГЛАШЕНИЕ МИРОВОЕ - см. МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ.
 
 СОГЛАШЕНИЕ О ПЕРВОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ - соглашение, устанавливающее договоренность между постоянными партнерами о том, что продавец будет предлагать каждую партию товара сначала только данному покупателю, и что в случае отказа последнего купить товар на предложенных условиях он вправе будет предложить его другим покупателям.
 
 СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ - договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения. Правовой основой С. о р.п. является Федеральный закон РФ "О соглашениях о разделе продукции" от б декабря 1995 г. Условия пользования недрами, установленные в соглашении, не должны противоречить требованиям Закона РФ "О недрах" от 21 февраля 1991 г. Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", устанавливаются федеральными законами.
 
 СОГЛАШЕНИЕ ОБ ОБРАТНОМ ВЫКУПЕ (РЕПО) - договоренность фирмы или частного лица о покупке у финансовых учреждений ценных бумаг с последующей их продажей обратно финансовому учреждению по заранее оговоренной более высокой цене. Сроки репо колеблются от нескольких часов до нескольких месяцев; наиболее распространены однодневные. Форма выплаты процентов по сделке зависит от условий соглашения. При ссуде на один день сумма выкупа обычно включает начисленный за это время процентный доход. В сделках на более длительный срок цена выкупа часто устанавливается равной цене первоначальной продажи, а получаемые покупателем (кредитором) процентные платежи оформляются отдельной суммой. Широкое распространение соглашений репо обусловлено тем, что они надежно обеспечиваются (обычно государственными ценными бумагами), а условия соглашения являются весьма гибкими. В качестве кредитора по операциям репо нередко выступают нефинансовые корпорации, а заемщика - банки и дилерские фирмы. Такая сделка позволяет получить компании-кредитору процентный доход на те средства, которые самое непродолжительное время хранятся на ее текущем счету. При проведении репо. сроком более нескольких дней происходит перемещение ценных бумаг с баланса фирмы на баланс банка При однодневных репо ценные бумаги по балансам не перемещаются и служат исключительно как залоговое оосспсчснис.
 
 СОГЛАШЕНИЕ ОБ УПЛАТЕ АЛИМЕНТОВ - в семейном праве РФ - соглашение о размере, условиях и порядке выплаты алиментов, заключаемое между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем, а при недееспособности лица, обязанного уплачивать алименты, и (или) получателя алиментов - между законными представителями этих лиц. Не полностью дееспособные лица заключают соглашение об уплате алиментов с согласия их законных представителей. С. обу.а. заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Односторонний отказ от исполнения С. об у.а. или одностороннее изменение его условий не допускаются. В случае существенного изменения материального или семейного положения сторон и при недостижении соглашения об изменении или о расторжении соглашения об уплате алиментов заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с иском об изменении или о расторжении этого соглашения. При решении вопроса об изменении или о расторжении С, об у.а. суд вправе учесть любой заслуживающий внимания интерес сторон.
 
 СОГЛАШЕНИЕ ПАТЕНТНОЕ - см. ПАТЕНТНОЕ СОГЛАШЕНИЕ.
 
 СОГЛАШЕНИЕ ПЛАТЕЖНОЕ - см. ПЛАТЕЖНОЕ СОГЛАШЕНИЕ.
 
 СОГЛАШЕНИЕ РАМОЧНОЕ - см. РАМОЧНОЕ СОГЛАШЕНИЕ.
 
 СОГЛАШЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ - см. РЕГИОНАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ.
 
 СОГЛАШЕНИЕ РЫНОЧНОЕ - см. РЫНОЧНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
 СОГЛАШЕНИЕ ТАРИФНОЕ МЕЖОТРАСЛЕВОЕ - см. ОТРАСЛЕВОЕ (МЕЖОТРАСЛЕВОЕ) ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ.
 
 СОГЛАШЕНИЕ ТАРИФНОЕ ОТРАСЛЕВОЕ - см. ОТРАСЛЕВОЕ (МЕЖОТРАСЛЕВОЕ) ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
 СОГЛАШЕНИЕ ТАРИФНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ - см. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
 СОГЛАШЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ - см. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ.
 
 СОГЛАШЕНИЕ ТРАСТОВОЕ - см. ТРАСТОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ
 СОГЛАШЕНИЕ ТРЕХСТОРОННЕЕ - см. ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ.
 
 СОГЛАШЕНИЕ ЦЕНОВОЕ - см. ЦЕНОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ.
 
 СОГЛАШЕНИЯ ВАЛЮТНЫЕ - см ВАЛЮТНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ.
 
 СОГЛАШЕНИЯ ЛАТЕРАНСКИЕ - см ЛАТЕРАНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ.
 
 СОГЛАШЕНИЯ О ТОРГОВЛЕ И ПЛАТЕЖАХ - соглашения о товарообороте и платежах, регулирующие вопросы товарооборота, условия и способы платежей. Условия платежа - это договорно-правовое реквизиты внешнеторгового контракта, которые определяют, будет продаваться товар на условиях наличного платежа или в кредит, т.е. с предоставлением покупателю рассрочки платежа; составляют основу финансовых условий внешнеторгового контракта. См. тж. ТОРГОВЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ.
 
 СОГЛАШЕНИЯ ПРОРОГАЦИОННЫЕ см ПРОРОГАЦИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ.
 
 СОГЛАШЕНИЯ ТОВАРНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ - см. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОВАРНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ.
 
 СОГЛАШЕНИЯ ТОРГОВЫЕ - см: ТОРГОВЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ.
 
 СОГЛАШЕНИЯ ТРАНСФЕРТНЫЕ - см ТРАНСФЕРТНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ.
 
 СОДЕРЖАНИЕ В ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ - по российскому уголовному праву (ст. SS УК РФ) - один из видов наказания (назначается только как основное). Назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а тж. военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, атж в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок.
 
 СОДЕРЖАНИЕ ДЕПОЗИТАРНОГО ДОГОВОРА - депозшпарный договор должен содержать следующие существенные условия: а) однозначное определение предмета договора: предоставление услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету прав на ценные бумаги; б) порядок передачи депонентом депозитарию информации о распоряжении депонированными в депозитарии ценными бумагами депонента; в) срок действия договора; г) размер и порядок оплаты услуг депозитария, предусмотренных договором; д) форму и периодичность отчетности депозитария перед депонентом; е) обязанности депозитария.
 
 СОДЕРЖАНИЕ ПОЖИЗНЕННОЕ - см ДОГОВОР ПОЖИЗНЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ С ИЖДИВЕНИЕМ.
 
 СОДРУЖЕСТВО - своеобразная форма ассоциированного объединения государств. Такое объединение показало свою жизнеспособность и конструктивность в Западной Европе в виде Европейского сообщества. После развала СССР ряд его бывших республик предпринимают попытки создать Содружество независимых государств (СНГ)- Договорно-правовая природа СНГ весьма неопределенна и находится лишь в стадии формирования. В современных условиях столкновения двух противоположных тенденций - стремления к суверенитету бывших союзных республик СССР и их зависимости друг от друга, являвшейся результатом многолетнего совместного развития - С. может являться хотя и непрочным, зыбким, однако первым важным шагом и основой последующего объединенного процесса.
 
 СОДРУЖЕСТВО НАЦИЙ-объединение независимых суверенных государств, возникших в результате распада колониальной Британской империи, проводящих самостоятельную политику и сотрудничающих на почве ранее сложившихся общих интересов и в I целях содействия международному взаимопониманию. Взаимоотношения государств-членов между собой и с Великобританией определены в Вестминстерском статуте 1931 г. в качестве независимых и равноправных как во внутренней, так и во внешней политике. Декларация о принципах Содружества (Сингапур, 1971 г.) подтвердила добровольный характер Содружества, действующего на принципах консенсуса. Содружество состоит из 30 республик и 21 монархии. 16 монархий признают в качестве главы государства британского короля, представленного в этих странах генерал-губернатором; пять монархий имеют собственных королей. Ежегодно в марте празднуется День Содружества. Принципами С.н. (Декларация о принципах Содружества Наций, Сингапур, 1971 г) являются: обязательность мира и международного порядка для безопасности и благосостояния человека; обеспечение свободы и равноправия каждого, без расовых различий, а тж. свободы выражения мнений по политическим и другим вопросам. Предусмотрено тж. право каждого гражданина на участие в политическом и демократическом развитии своего общества и борьбу с колониализме"! и расизмом; предотвращение войны и ее причин; борьба против несправедливости, содействие взаимоуважению и терпимости; достижение прогресса через сотрудничество народов. Целью С.н. является содействие благополучию народов посредством неустанного воздействия на международное сообщество при строгом соблюдении этих принципов. К 1995 г. в С. н. входило 51 государство. Науру и Тувалу имеют статус "особых членов". Эта форма членства, предназначенная для небольших стран, предусматривает освобождение от обязательных взносов при сохранении возможности добровольных взносов и участие в программах технической помощи при неучастии во встречах глав государств и правительств. Структуру С.н. составляют: 1. Глава Содружества - британский монарх. 2. Конференция Содружества. 3. Встречи на уровне министров. 4. Комитет высших должностных лиц. S. Руководящие органы: Совет представителей Фонда технического сотрудничества Содружества, Научный совет Содружества, Совет Содружества по делам молодежи, Консультативная группа Содружества по управлению технологией. 6. Финансовый комитет, финансовый подкомитет. 7. Комитеты. 8. Секретариат. Главой С.н. и его символом является британский монарх, признанный в этом качестве главой Содружества Конференция Содружества, состоящая из премьер-министров государств-членов, собирается раз в два года. На встречах обсуждаются международное положение, вопросы регионального развития, социально-экономическое положение, вопросы культуры, а тж. специальные программы Содружества. Главы государств и правительств могут учреждать специальные комитеты из представителей избранных государств для консультаций по отдельным вопросам, большей частью политического характера. Генеральному секретарю часто даются поручения по организации специальных рабочих групп для выработки рекомендаций по определенным комплексным проблемам или вопросам международной политики. Регулярно проходят встречи министров (финансов, образования, здравоохранения, труда, торговли и др.). Образованный в 1965 f Секретариат возглавляется генеральным секретарем. Он координирует деятельность Содружества. Секретариат готовит встречи на высшем уровне и на уровне министров и информирует государства-члены. Секретариат разделен на 13 департаментов. Некоторым департаментам подчинены отдельные органы С.н., например, департаменту науки и технологии - Научный совет Содружества и Консультативная группа по управлению технологией. Секретариат разрабатывает программы, организует конференции, совещания, семинары, посылку миссий наблюдателей и другие мероприятия, в т.ч. в сотрудничестве с государствами-членами с учетом их географических особенностей, по всем сферам интересов г
 СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ) - межгосударственное объединение, созданное на основе Соглашения об образовании Содружества Независимых осударств, подписанного в Минске 8 декабря 1991 г. представителями трех республик бывшего СССР - Республики Беларусь, РСФСР и Украины. Соглашение ратифицировано 12 декабря 1991 г. постановлением ВС РСФСР. Устав СНГ принят в Минске 22 января 1993 г, ратифицирован ВС РСФСР 12 апреля 1993 г В соответствии с указанным Соглашением и Уставом СНГ целями Содружества являются: развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействие широкому информационному обмену, добросовестное и неукоснительное соблюдение взаимных обязательств. В алма-атинской декларации, подписанной 21 декабря 1991 г. главами 11 государств - основателей СНГ, провозглашалось, что "взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием. В целях сохранения международной стратегической стабильности и безопасности будут сохранены объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению безъядерного и (или) нейтрального государства! Содружество Независимых Государств открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств-членов бывшего СССР, а тж. иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества". Государства-участники Содружества гарантировали в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашении бывшего Союза ССР. На август 1996 г. в СНГ входили 12 бывших республик СССР-Российская Федерация, Украина, Республика Узбекистан, Республика Казахстан, Республика Беларусь, Азербайджанская Республика, Республика Грузия, Республика Таджикистан, Киргизская Республика, Республика Армения, Республика Молдова, Туркменистан (однако Украина так и не ратифицировала Соглашения и формально не стала участником Устава СНГ). Официальным местом пребывания межгосударственных органов СНГ является г. Минск. Основными институтами (консультативными и координирующими органами) СНГ являются: Совет глав государств Содружества, Совет глав правительств. Исполнительный секретариат СНГ, Межгосударственный экономический комитет, Экономический Суд СНГ, Межпарламентская ассамблея государств -участников СНГ, Совет министров обороны, Совет министров иностранных дел, Межгосударственный совет по космосу, Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения, Совет по культурному сотрудничеству, Совет руководителей государственных информационных агентств СНГ, Межгосударственный Совет по вопросам охраны промышленной собственности, Правовой консультативный совет, Совет по сотрудничеству в области здравоохранения, Статистический комитет СНГ, Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству и др. В связи с расхождениями в оценке перспектив дальнейшего развития СНГ некоторые государства-участники Содружества пошли по пути создания в рамках СНГ более узких союзов: так, например, Россия и Белоруссия подписали 2 апреля 19% г. Соглашение о создании Сообщества Суверенных Республик; учрежден тж. Таможенный союз в составе России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана Договорно-правовая природа СНГ весьма неопределенна и находится лишь в стадии формирования. В современных условиях столкновения двух противоположных тенденций - стремления к суверенитету бывших союзных республик СССР и их зависимости друг
 СОЕДИНЕНИЕ ИСКОВ - объединение для совместного рассмотрения в одном производстве нескольких исковых требований в случае участия в исках одних и тех же лиц или предъявления исков к одному и тому же лицу. С.и. бывает субъективным и объективным. При субъективном С. и. - в процессуальном соучастии - объединяется несколько исков одного истца к нескольким ответчикам или нескольких истцов к одному или нескольким ответчикам. Объективное С.и. означает объединение для совместного рассмотрения нескольких требований одного истца к одному ответчику. В гражданском судопроизводстве объективное С.и. возможно, если объединяемые иски связаны между собой (например, требования о расторжении брака и взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, о признании права собственности на жилой дом и выселении из него ответчика). Вопрос о совместном рассмотрении нескольких требований решается судьей при принятии искового заявления. Судья может объединить находящиеся в производстве суда дела, в которых участвуют одни и те же стороны, для совместного рассмотрения, если это приведет к более быстрому и правильному рассмотрению спора В арбитражном производстве истец вправе соединить в одном исковом заявлении несколько требований, если они связаны между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам, например, требования о возврате стоимости забракованной продукции и штрафа за поставку недоброкачественной продукции; об уплате штрафа за нарушение сроков перевозки грузов и возмещения стоимости испорченной продукции из-за просрочки доставки. С.и может иметь место и по инициативе арбитражного суда, который вправе объединить в одно производство несколько подведомственных данному арбитражному суду однородных дел, в которых участвуют одни и те же стороны.
 
 СОЕДИНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ - в уголовном праве РФ - полное или частичное сложение наказаний при совершении одним лицом нескольких преступлений. С.н. может иметь место при совершении нескольких преступлений (по совокупности преступлений) и при наличии нескольких приговоров (по совокупности приговоров). Закон устанавливает предел, который не может превышать сумма слагаемых наказаний.
 
 СОЕДИНЕНИЕ СПИСКОВ - особая форма создания избирательных блоков на выборах, правило избирательной системы, согласно которому в том случае, когда блокирующиеся партии заявляют о соединении ими своих списков кандидатов, голоса, поданные за списки этих партий, должны рассматриваться как поданные за их общий список. При этом в действительности не составляется общего списка кандидатов блокирующихся партий. Голоса, полученные "соединенными списками", затем распределяются между ними по правилу внутренней пропорции, т.е. в соответствии с числом голосов, полученных каждым из этих списков. Смысл правила "С.с." заключается в том, чтобы искусственно увеличить шансы блокирующихся партий.
 
 СОЕДИНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ - в уголовном процессе РФ - возможное объединение в одном следственном (судебном) производстве дел по обвинению нескольких лиц или по обвинению одного лица в совершении нескольких преступлений. Производится по постановлению лица, производящего дознание, следователя, прокурора либо по определению или постановлению суда для обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела и правильного разрешения вопроса об ответственности лиц, совершивших преступление. Допускается соединение в одном следственном производстве: дел по обвинению нескольких лиц в соучастии в одном или нескольких преступлениях; дел по обвинению одного лица в совершении нескольких преступлений; дел по обвинению лиц в заранее не обещанном укрывательстве преступления и недойесении о нем-с делом в отношении лиц, совершивших это преступление. Могут быть соединены в одном производстве дела частного обвинения, когда с делом по жалобе потерпевшего объединяется дело, возбужденное по встречной жалобе (УПК РСФСР, ст. 109). При решении вопроса о С.уд. в случаях, указанных в законе, должно учитываться, будет ли это способствовать обеспечению требования быстроты, всесторонности, полноты и объективности расследования и правильного разрешения дела
 СОЗНАНИЯ РАССТРОЙСТВО - см РАССТРОЙСТВО СОЗНАНИЯ.
 
 СОЗЫВ ПАРЛАМЕНТСКИЙ - см ПАРЛАМЕНТСКИЙ созыв.
 
 СОЗЫВА АКЦИОНЕРОВ ПОРЯДОК - см ПОРЯДОК СОЗЫВА АКЦИОНЕРОВ.
 
 СОКРАЩЕНИЕ ШТАТОВ - проводимое администрацией уменьшение численности работников в одном или во многих предприятиях, организациях. Этот процесс имеет место при снижении спроса на продукцию, уменьшении финансирования работ (в случае госзаказа), а тж. при комплексной механизации, автоматизации производства. В последнем случае такое сокращение вызвано позитивными факторами. В соответствии с КЗоТ РФ С.ш. является одним из оснований прекращения трудового договора (контракта) по инициативе администрации.
 
 СОКРАЩЕННОЕ РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ - в соответствии с КЗоТ РФ - норма рабочего времени продолжительностью менее 40 часов в неделю, установленная в целях охраны труда работников отдельных категорий. См. тж. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ; ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ.
 
 СОКРОВИЩА - накопления благородных (драгоценных) металлов в виде монет, слитков, различных художественных, ювелирных изделий, предметов старины, антиквариата и т.п., принадлежащих отдельным лицам или государству.
 
 СОКРОВИЩЕ - одна из функций денег, состоящая в том, что они используются не как платежные средства, а как способ накопления богатства, как сохранение стоимости.
 
 СОКРЫТАЯ ВЫРУЧКА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ - выручка, не зачисленная на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации независимо от отражения ее в бухгалтерском учете предприятий. Сокрытой выручкой в иностранной валюте считаются тж. суммы, выплаченные в наличной иностранной валюте (командировочные расходы, заработная плата нерезидентам и т.п.) из выручки, полученной предприятием от реализации гражданам в установленном Банком России порядке товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации за иностранную валюту, до сдачи ее в уполномоченный банк для зачисления на текущий валютный счет предприятия. В случаях, когда валютная выручка не была отражена в бухгалтерском учете предприятий и организаций, такая выручка в соответствии с налоговым законодательством одновременно является сокрытым доходом, что влечет за собой применение соответствующих санкций, предусмотренных налоговым законодательством, включая взыскание всей суммы сокрытого дохода в иностранной валюте.
 
 СОЛИД (лат. solidus - прочный, массивный) - византийская золотая монета весом около 4,5 г, чеканившаяся в IV в. н.э.
 
 СОЛИДАРНАЯ (КОЛЛЕКТИВНАЯ) ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА (от фр. solidarile - общность) - в парламентарных государствах - правило (писаное или неписаное), согласно которому члены правительства несут совместную и равную ответственность за проводимую правительством политику. Не согласный с политикой правительства член правительства должен немедленно подать в отставку Выражение парламентом вотума недоверия одному из членов правительства, как правило, влечет отставку всего правительства.
 
 СОЛИДАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (от фр. solidarile - общность) - в гражданском праве РФ - разновидность гражданско-правовой ответственности по обязательству, в котором имеется несколько должников. В соответствии со ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. Обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное (см. тж. ДИСПОЗИТИВНАЯ НОРМА ПРАВА). При С.о. кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью. В случае солидарной обязанности должник не вправе выдвигать против требования кредитора возражения, основанные на таких отношениях других должников с кредитором, в которых данный должник не участвует. Исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения кредитору. Если иное не вытекает из отношений между солидарными должниками, то должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого, а неуплаченное одним из солидарных должников должнику, исполнившему солидарную обязанность, падает в равной доле на этого должника и на остальных должников. Эти правила применяются соответственно при прекращении С.о. зачетом встречного требования одного из должников.
 
 СОЛИДАРНЫЕ ГАРАНТЫ (от фр. solidarile - общность) - группа лиц, совместно и независимо друг от друга отвечающих по долговому обязательству
 СОЛИДАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (от фр solidarile - общность) - в гражданском праве РФ (ст. 326 ГК РФ) - разновидность требования, по которому любой из солидарных кредиторов вправе предъявить к должнику требование в полном объеме. До предъявления требования одним из солидарных кредиторов должник вправе исполнять обязательство любому из них по своему усмотрению. Должник не вправе выдвигать против требования одного из солидарных кредиторов возражения, основанные на таких отношениях должника с другим солидарным кредитором, в которых данный кредитор не участвует. Исполнение обязательства полностью одному из солидарных кредиторов освобождает должника от исполнения остальным кредиторам. Солидарный кредитор, получивший исполнение от должника, обязан возместить причитающееся другим кредиторам в равных долях, если иное не вытекает из отношений между ними.
 
 СОЛИСИТОР (англ, solicitor) - в Великобритании - представитель одной из адвокатских профессий: адвокат, ведущий дела в судах графств и подготавливающий материалы для барристеров. С. выполняет тж функции юрисконсульта.
 
 СОЛО-ВЕКСЕЛЬ (от лат. solo - один, единственный) -1) см. ПРОСТОЙ ВЕКСЕЛЬ; 2) вексель, на котором имеется только одна подпись (лица, обязанного совершить платеж).
 
 СОЛЬ (фр. sol, от лат. solidus) - старинная французская золотая монета, которая с XVDJ в. стала носить название су. Составляла одну двадцатую часть ливра.
 
 СОМНИТЕЛЬНЫЙ СЧЕТ - счет, вероятность своевременной оплаты по которому весьма низка..
 
 СООБЩЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ - см. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ СООБЩЕНИЕ.
 
 СООБЩЕНИЕ ОБ АКТЕ ТЕРРОРИЗМА ЗАВЕДОМО ЛОЖНОЕ - см. ЗАВЕДОМО ЛОЖНОЕ СООБЩЕНИЕ ОБ АКТЕ ТЕРРОРИЗМА.
 
 СООБЩЕНИЕ ПРЯМОЕ СМЕШАННОЕ - см ПРЯМОЕ СМЕШАННОЕ СООБЩЕНИЕ.
 
 СООБЩЕСТВА - название субъектов бельгийской федерации, построенных на принципах культурно-лингвистической автономии. Всего в Бельгии существуют три С.: фламандо-, франке- и германоязычное.
 
 СООБЩЕСТВА ЕВРОПЕЙСКИЕ - см ЕВРОПЕЙКИЕ СООБЩЕСТВА
 СООБЩЕСТВО ПРЕСТУПНОЕ - см. ПРЕСТУПНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.
 
 СООБЩЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ - см ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО.
 
 СООРУЖЕНИЕ - объект недвижимого имущества: группа в классификации основных средств, представляющих собой инженерно-строительные объекты, предназначенные для выполнения общих функций процесса производства (скважины, дороги, мосты и т.п.). СООТВЕТСТВИЯ ЗНАК- см ЗНАК СООТВЕТСТВИЯ СООТВЕТСТВИЯ СЕРТИФИКАТ - см. СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ.
 
 СООТНОШЕНИЕ ПОТЕРЬ - оценка "жертвенности" борьбы с инфляцией, показывающая, как изменится (снизится) реальный ВНП при снижении инфляции на 1 %. Снижение инфляции требует определенного периода времени, поэтому необходимо оценить, какая часть национального дохода будет потеряна при снижении темпов инфляции. Как правило, считается, что при снижении инфляции на 1 % теряется 5 % ВНП. С.п. можно проследить по изменениям в уровне безработицы, опираясь на закон Оукена, устанавливающий взаимосвязь между темпами изменения реального ВНП и безработицы.
 
 СОП - см. СОВОКУПНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ. СОПОРУЧИТЕЛЬ - второе лицо, подписавшееся под соглашением о кредите и принимающее на себя равные с другими подписавшими обязательства по нему лицами.
 
 СОПОСТАВИМЫЕ ПЕНЫ - условно постоянные цены, чаще всего привязанные к ценам определенного периода, года. Применяются в экономическом анализе для сопоставления объемных показателей производства и потребления, доходов и расходов и других стоимостных технико-экономических показателей эффективности в разные годы с тем, чтобы избежать в таком сравнении влияния ценового фактора. Так, например, если мы желаем сравнить потребление какого-либо товара в стране в 1991 г и в 2000 г в денежном измерении, то следует измерять объемы потребления, выраженные в неизменных ценах, скажем, 1991 г, то есть привести денежные расходы на потребление мяса в 2000 г к ценам 1991 г. Использование С ц. позволяет нивелировать влияние изменения цен на показатели динамики объема производства, показатели прибыли, производительности труда, фондоотдачи, т.е. на все показатели, в которых используется стоимостное изменение объема производства.
 
 СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ - документ, удостоверяющий законность перевозки груза, его принадлежность, количество и наименование грузополучателя и грузоотправителя.
 
 СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ ТАМОЖЕННЫЙ - см. ТАМОЖЕННЫЙ СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ.
 
 СОПРЯЖЕННЫЕ ЗАТРАТЫ - затраты, которые в отличие от прямых не могут быть непосредственно отнесены на изготовление продукции. К таковым относятся, например, административно-управленческие расходы. •
 СОПРЯЖЕННЫЕ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ - см. КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ.
 
 СОПУТСТВУЮЩАЯ ЛИЦЕНЗИЯ - лицензия, связанная с продажей или приобретением комплектного оборудования или выполнением сопутствующих услуг.
 
 СОПУТСТВУЮЩИЕ ТОВАРЫ -товары, дополняющие основной, образующие вместе с ним единый комплект.
 
 СОПУТСТВУЮЩИЕ УСЛУГИ ДЕПОЗИТАРИЯ - ведение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами денежных счетов клиентов (депонентов), связанных с проведением операций с ценными бумагами и получением доходов по ценным бумагам; ведение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами валютных и мультивалютных счетов-клиентов (депонентов), связанных с проведением операций с ценными бумагами и получением доходов по ценным бумагам; проверка сертификатов ценных бумаг на подлинность и платежность; инкассация и перевозка сертификатов ценных бума; изъятие из обращения, погашение и уничтожение сертификатов ценных бумаг, отделение и погашение купонов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; по поручению владельца представление его интересов на общих собраниях акционеров; предоставление клиентам (депонентам) сведений о ценных бумагах, объявленных недействительными и (или) похищенными, находящимися в розыске или по иным причинам включенных в стоп листы эмитентами, правоохранительными органами или органами государственного регулирования рынка ценных бумаг; отслеживание корпоративных действий эмитента, информирование клиента (депонента) об этих действиях и возможных для него негативных последствиях; при наличии соответствующих положений в договоре выполнение действий, позволяющих минимизировать ущерб клиенту (депоненту) в связи с выполнением эмитентом корпоративных действий; предоставление клиентам (депонентам) имеющихся у депозитария сведений об эмитентах, в том числе сведений о состоянии эмитента; предоставление клиентам (депонентам) сведений о состоянии рынка ценных бумаг; содействие в оптимизации налогообложения доходов по ценным бумагам; организация инвестиционного и налогового консультирования, предоставление клиентам (депонентам) сведений о российской и международной системах регистрации прав собственности на ценные бумаги и консультаций по правилам работы этих систем; оказание иных не запрещенных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами услуг, связанных с ведением счетов депо депонентов и содействием в реализации прав по ценным бумагам.
 
 СОРТ (фр. sorte) -1) группы товаров, разделение по качеству; 2) группа растений, которая независимо от охраноспособности определяется по признакам, характеризующим данный генотип или комбинацию генотипов, и отличается от других групп растений того же ботанического таксона одним или несколькими признаками (Закон РФ "О селекционных достижениях" от 6 августа 1993 г.). С. может быть представлен одним или несколькими растениями, частью или несколькими частями растения при условии, что такая часть или части могут быть использованы для воспроизводства целых растений С. Охраняемыми категориями С. являются клон, линия, гибрид первого поколения, популяция.
 
 СОРТ БАЗИСНЫЙ - см БАЗИСНЫЙ СОРТ. СОРТАМЕНТ (искаж. фр. assortment) - совокупность, подбор различных сортов, марок, видов, типов, профилей и размеров каких-либо однородных изделий или материалов (преимущественно в металлургической промышленности).
 
 СОРТИМЕНТ (искаж. фр. assortment) - совокупность, подбор различных сортов, видов, типов и размеров каких-либо однородных изделий или материалов (преимущественно в деревообрабатывающей промышленности)
 СОСЛОВИЕ - социальная группа, обладающая закрепленными в законе или обычае и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько С., характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения С. и их привилегий. Классическим образцом сословной организации является феодальная Франция, где с XTV-XV вв. общество делилось на высшие С. (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье С. (ремесленники, купцы, крестьяне). В России со 2-й пол. X VTIT в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство. С развитием капиталистических отношений происходит разрушение С., однако сословные традиции сохраняются и в некоторых современных обществах. СОСЛОВИЕ ТРЕТЬЕ - см. ТРЕТЬЕ СОСЛОВИЕ. СОСЛОВНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО - принцип организации представительной власти, в соответствии с которым депутаты представительных учреждений представляют не все население страны или ее отдельных территориальных частей, а закрытые социальные группы - сословия, от которых эти депутаты непосредственно избираются (или назначаются). С. п. было исторически первой системой представительства (в Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХП в.) и просуществовало во многих государствах Европы вплоть до начала XX в., когда окончательно уступило место национальному представительству. До недавнего времени рудиментом С.п. была Палата Лордов парламента Великобритании, где заседали наследственные и личные духовные и светские лорды, т.е. представители духовенства и дворянства.
 
 СОСТАВ ВОСПЛАМЕНЯЮЩИЙ - см ВОСПЛАМЕНЯЮЩИЙ СОСТАВ.
 
 СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ - в уголовном праве РФ - совокупность предусмотренных законом объективных и субъективных признаков, характеризующих совершенное общественно опасное деяние как конкретный вид преступления; необходимое основание уголовной ответственности. С.п. образуют четыре группы признаков, характеризующих: объект преступления, его объективную сторону, субъект преступления и субъективную сторону С.п. описаны в диспозициях (см. НОРМА ПРАВА) статей Особенной части УК. Вместе с тем признаки и положения, общие для всех (или многих) С.п., указаны в статьях Общей части УК. Объект преступления определяется главным образом местом данной статьи в системе Особенной части УК (например, преступления против личности, преступления против собственности и т.д.). Общие признаки субъекта преступления - возраст, с которого наступает уголовная ответственность, вменяемость - предусмотрены в соответствующих статьях Общей части УК, а в диспозиции, описывающей состав конкретного преступления, указываются специальные признаки субъекта (например, должностное лицо, следователь, прокурор, судья, свидетель, потерпевший). Признаки, характеризующие объективную сторону преступления, - само действие (бездействие) и его последствия, а тж. субъективную сторону преступления (форму вины, мотив, цель), - указаны в диспозиции статьи, предусматривающей данное преступление. Отсутствие хотя бы одного из этих признаков свидетельствует об отсутствии в действиях лица С.п. в целом и исключает уголовную ответственность за данное преступление. С.п. имеет место и в случаях неоконченной преступной деятельности (приготовления к преступлению и покушения на преступление), а тж. в случаях соучастия. Однако даже при наличии признаков приготовления и покушения С.п. исключается, если имел место добровольный отказ от совершения преступления. С.п. различаются: по степени общественной опасности данного деяния - основной С.п., с отягчающими обстоятельствами, со смягчающими обстоятельствами; по способу описания преступления - простой и сложный С.п.; состав с двумя объектами (например, разбой), с двумя действиями, с альтернативными действиями или последствиями, с альтернативной формой вины и т.д.; по способу описания и особенностям конструкции - формальный состав, ограниченный самим действием (бездействием) и не требующий наступления конкретных последствий (вымогательство, дезертирство), и материальный состав, предусматривающий помимо действия (бездействия) наступление конкретных последствий.
 
 СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - в соответствии с Конституцией РФ 1993 г Российская Федерация состоит из 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), 1 автономной области, 10 автономных округов. Итого-89 субъектов РФ. Республика имеет свою конституцию и законодательство. Остальные субъекты Федерации имеют свой устав и законодательство. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.
 
 СОСТОЯНИЕ ВОЙНЫ - отношения государств с момента объявления войны между ними (или фактического начала военных действий) до ее окончания. В соответствии с ФЗ РФ "Об обороне" от 24 апреля 1996 г. С. в. объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на РФ другого государства или группы государств, а тж. в случае необходимости выполнения международных договоров РФ. С момента объявления С.в. или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.
 

<< Пред.           стр. 141 (из 164)           След. >>

Список литературы по разделу