<< Пред. стр. 99 (из 164) След. >>
МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ способ воздействия юридических норм на общественные отношения. М.П.Р. свойственны только государству в лице его органов; касаются лишь юридических норм; их действенность обеспечивается государственным принуждением. М.п.р. подразделяются на императивные и диапозитивные. Императивный метод - это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права. Примером может служить административное или уголовное право. Диапозитивный метод - это способ регулирования отношений между участниками правоотношения, являющимися равноправными сторонами. Он предоставляет им самим решать вопрос о форме своих взаимоотношений, урегулированных кормами права. Этот метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений: а) дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер; б) предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав; в) предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения.МЕТОД РАСЧЕТА ФОРМАЛИЗОВАННЫЙ см ФОРМАЛИЗОВАННЫЙ МЕТОД РАСЧЕТА.
МЕТОД СРЕДНЕЙ ЦЕНЫ - метод расчета стоимости, затрат исходя из средней цены единицы товара, продукции, ценных бумаг, умножаемой на количество единиц.
МЕТОД СЫРЬЕВЫХ БАЛАНСОВ - метод решения проблем борьбы с загрязнением окружающей среды, заключающийся в сопоставлении массы отходов производства со способностью окружающей среды абсорбировать эти отходы.
МЕТОД ФИФО - см. ФИФО.
МЕТОД ХЭРА - способ определения избирательного частного (квоты) путем деления общего числа проголосовавших в данном округе на количество депутатских мест, подлежащих замещению по данному округу. Назван по имени автора (Thomas Hare). Применяется в Болгарии, Венгрии, Румынии, Словении, Словакии, Эстонии и ряде других государств.
МЕТОД ЧЕЛНОКА - см. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛНОК.
МЕТОДИКА - конкретный план действий на основе метода, создание инструкции, четкого алгоритма.
МЕТОДИКА ГАМБУРГСКАЯ - см ГАМБУРГСКАЯ МЕТОДИКА.
МЕТОДОЛОГИЯ - принципы построения методов, их научное обобщение, например "методология управления", "методология планирования", "методология учета".
МЕТОДЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ - элемент кредитного механизма, отражающий характер движения ссуженных средств. Различаются два метода кредитования - по обороту и по остатку.
МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ ЗАПРЕЩЕННЫЕ - см. ЗАПРЕЩЕННЫЕ МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ.
МЕТОДЫ ИГРОВЫЕ - см. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ.
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ЕДИНИЦЫ ПРОДУКЦИИ - способы исчисления затрат на производство и реализацию отдельных видов продукции в денежном выражении. Существуют следующие методы: а) подетальный - затраты на производство учитываются по отдельным деталям, а себестоимость готового изделия определяется суммированием себестоимости входящих в него изделий. Применяется при массовом и крупносерийном производстве; б) подеталъно-операционный - затраты на производство учитываются по деталеоперации, т. е. при длительном цикле обработки детали учитываются все расходы по всем операциям, которым подвергается деталь; в) позаказный - каждый вид продукции получает номер заказа, на котором учитываются все затраты, связанные с производством конкретного вида продукции; г) попередельный - калькуляционной единицей являются группы изделий по принципу однородности сырья и материалов, способа обработки; д) нормативный - заранее рассчитывается себестоимость на основе действующих норм и нормативов, а в процессе производства регистрируются отклонения, которые затем учитываются при определении фактической себестоимости.
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ, ДИРЕКТИВНЫЕ, КОМАНДНЫЕ, РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ - см. ДИРЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ.
МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ - основной способ решения задачи ценообразования. Принято выделять административный, затрат-ный (по издержкам), рыночный, контрактный, параметрический (с учетом параметров качества) методы. Наиболее общим является разделение М.ц. на рыночный и административный. При рыночной системе хозяйствования в условиях свободного рынка цены определяются на базе цены производства, складывающейся из издержек производства и средней прибыли, с учетом спроса и предложения на данный товар на рынке. Расчет цены производится с помощью метода полных затрат, метода предельных затрат, метода прямых затрат, метода определения цены на базе стандартных издержек производства, метода целевой нормы прибыли.
МЕТОДЫ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ - см. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ.
МЕТР ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ - см. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КВОТА.
МЕХАНИЗМ ДЕНЕЖНОЙ ТРАНСМИССИИ - механизм воздействия изменения предложения денег на решения субъектов хозяйства, предприятий относительно объемов расходов на товары и услуги.
МЕХАНИЗМ ДЕНЕЖНЫЙ- см. ДЕНЕЖНЫЙ МЕХАНИЗМ.
МЕХАНИЗМ ДОБРОВОЛЬНОГО УВОЛЬНЕНИЯ - уход работника с одного места работы и поиск другого с целью повышения уровня оплаты труда или улучшения его условий.
МЕХАНИЗМ КРЕДИТНЫЙ - см. КРЕДИТНЫЙ МЕХАНИЗМ.
МЕХАНИЗМ УСТНЫХ КОНТАКТОВ - форма общения работников с предпринимателями через профсоюз.
МЕХАНИЗМ ФИНАНСОВЫЙ - см ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ.
МЕХАНИЗМ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ - см ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ.
МЕЦЕНАТ - бескорыстный покровитель, выделяющий материальную помощь из личных средств на развитие науки и искусства.
МЕЧЕНИЕ - обозначение племенного животного посредством нанесения номера - татуировки, тавра, закрепления бирки, которые позволяют точно идентифицировать соответствующее племенное животное.
МИБИД (MIBD) - Moscow Interbank Bid Rate) - средняя принятая годовая процентная ставка объявляемая крупнейшими московскими банками-дилерами при покупке межбанковских кредитов.
МИБОР (MIBOR - Moscow Interbank Offered Rate) - средняя принятая годовая процентная ставка, объявляемая крупнейшими московскими банками при продаже межбанковских кредитов.
МИГАЛКА (англ. indicator) (сленг.)-1) показатель, отражающий критическое изменение какой-либо экономической, финансовой величины, ведущее к невозможности достижения поставленной цели. Подобные индикаторы в виде контрольных цифр заложены в плановых или нормативных показателях предприятия; 2) процедура, которую открывает аудитор при обнаружении им фактов, способных нанести вред предприятию или его контрагентам.
МИГРАЦИЯ (лат. migratio)- перемещение людей, связанное, преимущественным образом, с изменением места жительства и места работы. Различают следующие виды М.: безвозвратная - с окончательной сменой постоянного места жительства; временная - с переселением на достаточно большой срок; сезонная - с перемещением в определенные периоды года; маятниковая - в виде регулярных поездок к местам работы, учебы, находящимся в другой местности; внутренняя - в виде перемещений внутри страны; внешняя - в виде эмиграции за пределы страны и иммиграции в страну
МИГРАЦИЯ КАПИТАЛА - перемещение капитала из одной отрасли в другую или из одного государства в другое.
МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ - перемещение трудоспособного населения из одних населенных пунктов в другие с переменой места жительства, места приложения труда независимо от продолжительности, регулярности и цели. Основными факторами М.р.с. являются безработица, относительно низкий уровень развития экономики, низкий уровень (качество) жизни населения.
МИГРАЦИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ - см. МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ.
МИГРИРУЮЩИХ ЖИВОТНЫХ МЕЖДУНАРОДНАЯ ОХРАНА - см. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОХРАНА МИГРИРУЮЩИХ ЖИВОТНЫХ.
МИКРОМАРКЕТИНГ - маркетинговая деятельность предприятия, часть маркетинга, обеспечивающая связь между производителями и потребителями.
МИКРОРЕШЕНИЕ - решение, принимаемое отдельным хозяйствующим субъектом и касающееся интересующих лично его экономических величин (извлечение прибыли, ее использование, распределение ресурсов).
МИКРОСЛЕДЫ - в криминалистике - следы, которые нельзя однозначно обнаружить и определить без оптических вспомогательных средств. Первоначально под ними понимали только отдельные волокна. Сегодня к ним относятся тж. частицы лакокрасочного покрытия, осколки стекла, частицы дерева и мн. др.
МИКРОСРЕДА - экономическая среда, связанная с предприятием и обслуживанием его клиентуры, включая поставщиков, покупателей, потребителей услуг и контактные группы, проявляющие интерес к предприятию и способные влиять на его деятельность.
МИКРОЭКОНОМИКА - раздел экономической науки, связанный с изучением относительно мелкомасштабных экономических процессов, субъектов, явлений, в основном предприятий, фирм, предпринимателей, их хозяйственной деятельности, экономических отношений между ними. В центре внимания М. находятся производители и потребители, принятие ими решений в отношении объемов производства, продаж, покупок, потребления с учетом потребностей, цен, затрат, прибыли. М. изучает тж. рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена, потребления. В то же время объектом изучения М. служат отношения между производителями, предпринимателями и государством.
МИКСЕРЫ (англ. mixers) - в Великобритании: спекулятивные ценные бумаги, которые принято "смешивать", комбинировать с более надежными в едином пакете.
МИКС-ФОНД (от англ. mix - смешивать) - смешанный инвестиционный фонд, вкладывающий средства в и движимые ценности, и в недвижимость.
МИЛИЦИЯ (лат. militia - военная служба, гражданское ополчение) -1) в России во время русскю-прусско-французсиой войны 1806-1807 гг. - ополчение, созданное в связи с угрозой вторжения наполеоновских войск в пределы страны; набиралась из государственных и помещичьих крестьян, офицеры - из дворян; распущена после заключения Тильзитского мира; 2) в конце XDC - начале XX вв. на Кубани и в Дагестане - иррегулярные войска, предназначенные для несения полицейской и конвойной службы; 3) в РФ - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения. М. входит в систему Министерства внутренних дел РФ. Задачами М. являются: обеспечение личной безопасности граждан; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; оказание помощи в пределах, установленных Законом РФ "О милиции" от 18 апреля 1991 г. гражданам, должностным липам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов. Иные задачи на М. могут быть возложены только законом. Деятельность М. строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности. М. запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека.
МИЛИЦИЯ КРИМИНАЛЬНАЯ - см КРИМИНАЛЬНАЯ МИЛИЦИЯ.
МИЛИЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (МЕСТНАЯ МИЛИЦИЯ) - в РФ - один из двух видов милиции (наряду криминальной милицией). Основными задачами М.о.6. (местной милиции) являются: обеспечение личной безопасности граждан; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, а тж. оказание в пределах компетенции милиции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям. В состав М.о.6. (местной милиции) входят дежурные части, подразделения пагрупьно-постовой службы, государственной автомобильной инспекции, охраны объектов по договорам, участковые инспектора милиции, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач.
МИЛЛЬ - одна тысячная доля.
МИНЕРАЛЬНОЕ СЫРЬЕ - полезные ископаемые, вовлеченные (учтенные или используемые) в сферу общественного производства. См. тж. СЫРЬЕ, СЫРЬЕ МАТЕРИАЛЫ.
МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (МЗП) - официально устанавливаемый государством в законодательном порядке гарантированный минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любой формы собственности, ниже которого не может оплачиваться труд рабочих и служащих. Значение МЗП не всегда привязано,к величине прожиточного минимума. Оно определяется в каждый период времени финансовыми возможностями государства, периодически изменяется. МЗП используется для исчисления размеров налогов, платежей, штрафов. К МЗП привязывается и вилка подоходного налога с физических лиц.
МИНИМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ - минимальное значение прибыли, необходимое для сохранения предприятия, продолжения его функционирования, предотвращения краха.
МИНИМАЛЬНАЯ ЦЕНА - самый низкий уровень цены, установившийся на данный товар на данном рынке.
МИНИМАЛЬНОЕ КОЛЕБАНИЕ - устанавливаемая правилами биржи допустимая величина колебания курса, цены в пределах одного контракта.
МИНИМАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ - минимальная сумма резервов, которую коммерческий банк или другой депозитный институт обязан помещать в центральном банке.
МИНИМУМ НЕОБЛАГАЕМЫЙ - см НЕОБЛАГАЕМЫЙ МИНИМУМ.
МИНИМУМ ПРОЖИТОЧНЫЙ - см ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ.
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОРГАНЫ - см ОРГАНЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
МИНИСТЕРСТВО (от лат. ministro - служу, управляю) -родовое название наиболее важных центральных органов государственного управления, входящих в структуру правительства. Первые М. были образованы в Западной Европе в XVI-XVD вв. В России учреждены в 1802 г. В некоторых странах М. образуются на основе актов высших законодательных органов (например, в США), или главы государства (например, во Франции), в некоторых странах - на основе законов или актов правительства. Число М. и распределение компетенции между ними определяются практически главой правительства или главой исполнительной власти (премьер-министром, президентом). М. можно классифицировать по сфере деятельности (например, М. федеральные и субъектов федерации), по функциям (общей компетенции, отраслевые и т.д.), по принципам построения (внутренняя структура). Например, министерства промышленности и торговли относятся к отраслевым, а министерства экономики, финансов, обороны, культуры - к функциональным.
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (МВД) - в РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующий основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД РФ.
МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ (МИД) - в РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области отношений Российской федерации с иностранными государствами и международными организациями.
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ (МНС) - система федеральных и территориальных органов государственного управления, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства. Главная задача МНС РФ - обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, за правомерностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и ее субъектов. В связи с этой задачей органы МНС РФ контролируют соблюдение законодательства о предпринимательской деятельности, законность сделок.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ - федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой государственной финансовой политики и осуществляющий общее руководство организацией финансов в стране. В целях обеспечения единой государственной финансовой политики Минфин РФ направляет деятельность министерств финансов республик и финансовых органов субъектов РФ на соблюдение единых принципов финансово-бюджетного планирования, финансирования производственной и социально-культурной сфер, создания финансовой базы для комплексного социально-экономического развития соответствующих территорий. Этим же целям служит издание методических указаний, инструкций и других документов по вопросам организации работы финансовых органов. Основными задачами Минфина РФ являются: 1) разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики; 2) составление проекта и исполнение федерального бюджета; 3) обеспечение устойчивости государ-ственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, эффективность хозяйствования, а тж. осуществление мер по развитию финансового рынка; 4) концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ и ее регионов, целевое финансирование общегосударственных потребностей; 5) разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов и об источниках их погашения; 6) совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности; 7) осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ - в РФ - центральный орган федеральной исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере юстиции. Основными задачами Минюста РФ являются: участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ (разработка проектов законов, проведение экспертизы законов, систематизация законодательства и т.д.); организационно-правовое обеспечение судебной реформы; обеспечение необходимых условий функционирования судов общей юрисдикции и военных судов; государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти; регистрация уставов общественных и религиозных объединений; организация и развитие системы юридических услуг; обеспечение кадрами органов, учреждений и организаций юстиции, повышение квалификации кадров; участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан; участие в правовом просвещении граждан, в частности, с использованием средств массовой информации, и т.д.
МИНИСТР (фр. ministre от лат. minister - слуга) - родовое название руководителей наиболее важных органов государственного управления, входящих в структуру правительства -министерств. М. всегда является членом правительства. М. в разных странах могут называться по-разному: например, в США, Великобритании, Мексике и некоторых других государствах все или часть М. называются государственными секретарями, в Великобритании отдельные М. называются канцлерами и т.д. Во многих странах существует деление М. на особые категории. Например, в Великобритании существуют 4 категории М.: (1) М., возглавляющие отраслевые министерства, (2) М. без портфеля, (3) государственные М., являющиеся фактически заместителями шав министерств, (4) младшие М. - парламентские секретари, обеспечивающие связь М. с парламентом. Конституционно-правовой статус и фактическая роль М. в разных государствах существенно различаются в зависимости и от некоторых других обстоятельств. Так, в конституционном праве современных стран существуют три основных подхода в вопросе о совместимости поста М. с депутатским мандатом. В первой группе стран (Великобритания, Ирландия) такое совмещение необходимо, во второй (ФРГ, Италия, Австрия, Польша) -допускается, в третьей (РФ, Болгария, Литва, Норвегия, Нидерланды) - запрещается. Фактическая роль М. в парламентарных государствах и президентских республиках различается в связи с тем, что в первом случае посты М. занимают, как правило, профессиональные политики, а во втором - профессиональные администраторы (кадровые чиновники). В полупрезидентских республиках эти два принципа замещения часто сочетаются.
МИНИСТР БЕЗ ПОРТФЕЛЯ - должностное лицо -член правительства, не руководящее к.-л. министерством, но выполняющее отдельные поручения премьер-министра и имеющее право решающего голоса на заседаниях правительства. В настоящее время существуют во многих странах, в том числе в РФ.
МИНИСТР ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - см ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МИНИСТР.
МИНИСТРОВ КОМИТЕТ - см КОМИТЕТ МИНИСТРОВ.
МИНИСТР-ПРЕДСЕДАТЕЛЬ - название главы правительства Болгарии.
МИНОРАТ (от лат. minor - меньший) -1) средневековая система наследования имущества: преимущественное (а иногда и исключительное) наследование имущества младшим родственником семьи. Принцип М. был закреплен некоторыми древнеиндийскими юридическими сборниками (например, Гаутамой), средневековым европейским правом (включая английское городское право), ст. 100 Троицкого списка Русской правды. В отличие от майората М. получил распространение шавным образом в крестьянской среде. В русском дореволюционном обычном праве младший сын, если он оставался при отце, получал в наследство двор, а иногда и другое имущество; 2) наследственное имущество, переходящее младшему в роде.
МИНУС-ТИК - см. ДАУН-ТИК.
МИРА НАРУШЕНИЕ - см. НАРУШЕНИЕ МИРА.
МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ ПРИНЦИП - см ПРИНЦИП МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОЮВ.
МИРНОЕ НАСЕЛЕНИЕ - в международном праве - лица, находящиеся на территории воюющего государства и не принадлежащие к его камбатантам. Правовое положение М.н. регулируется IV Гаагской конвенцией 1907 г., IV Женевской конвенцией 1949 г.. Дополнительными протоколами I и П к Женевским конвенциям 1949 г. и состоит в обязанности воюющих сторон соблюдать один из основных принципов права применительно к войне: запрещение вести войну против гражданского населения. Принадлежащие к М.н. лица имеют право при любых обстоятельствах на уважение их личности, чести, семейных прав, религиозных убеждений и обрядов, привычек и обычаев, на одинаково гуманное обращение без дискриминации по признакам расы, цвета ножи, пола, языка, религии или вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или обладания иным статусом либо иным неблагоприятным признаком. Названными международными актами запрещается нападение вооруженных сил воюющего государства непосредственно на М.н., использование ими оружия неизбирательного характера, последствием чего является гибель М.н., нападение на него или отдельных гражданских лиц в порядке репрессалий. Неприкосновенными являются тж. средства выживания М.н.
МИРНЫЕ СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ - средства, применяемые субъектами международного права в целях урегулирования международных споров в соответствии с принципам мирногорешения международных споров. В соответствии со ст. 33 Устава ООНъ качестве таких средств используются переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям. Этот перечень не является исчерпывающим: международному праву известны и другие средства - добрые услуги, консультации, комиссии по разрешению споров. Кроме того, в соответствии с Уставом ООН разрешением международных разногласий могут заниматься Генеральная Ассамблея ООН и Совет Безопасности ООН. Указанная система средств сложилась в ходе длительной международной практики и продолжает развиваться. Переговоры, арбитраж относятся к наиболее ранним средствам, тогда как судебное разбирательство, использование международных организаций стали применяться сравнительно недавно - с ХГХ-ХХ вв. В последние десятилетия широкое признание получили консультации, представляющие собой одно из эффективных средств разрешения споров. В соответствии с принципом мирного разрешения споров, относящимся в современном международном праве к основополагающим, спорящие стороны обязаны урегулировать свои разногласия исключительно мирным путем с помощью перечисленных выше или каких-либо иных средств по их собственному выбору. Принцип свободы выбора этих средств закреплен в ст. 33 Устава ООН и означает, что использование того или иного средства должно происходить по взаимному согласию и на основе свободного волеизъявления сторон. Такое согласие на обращение к какому-либо определенному средству, как правило, фиксируется в договорном порядке.
МИРНЫЙ ДОГОВОР - вид международного договора, которым юридически закрепляется прекращение состояния войны и восстановление мирных отношений между воюющими государствами. Как правило, М.д. содержит постановления о прекращении военных действий и состояния войны, урегулировании территориальных вопросов, возмещении ущерба, причиненного войной, возвращении военнопленных, ответственности военных преступников, судьбе заключенных до войны договоров и соглашений и т.д. Заключительные постановления М.д. касаются его выполнения и толкования, порядка ратификации и вступления в силу. М.д. может быть прелиминарным (предварительным) или окончательным; общим (когда его участниками являются все воевавшие государства) или сепаратным (когда договор заключен лишь между некоторыми из участвовавших в войне государств). Содержание М.д. определяется характером предшествовавшей ему войны. Примером могут служить М. д. 1947 г., заключенные с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. Эти договоры были построены на демократических и справедливых принципах, явившихся выражением освободительного характера Второй Мировой войны. Все М.д 1947 г одинаковы по своей структуре. Они состоят из 8 основных разделов: преамбулы, территориальных, политических, военных, экономических постановлений, разделов относительно вывода войск, репараций ^реституций. Заключительные постановления касаются выполнения и толкования договора, порядка его ратификации и вступления в силу. Следует иметь в виду, что отсутствие М.д. между государствами не означает наличия состояния войны.
МИРНЫЙ ДОГОВОР ПРЕЛИМИНАРНЫЙ - см ПРЕЛИМИНАРНЫЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР.
МИРНЫЙ ПРОХОД В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ВОДАХ - в международном праве - плавание судов через территориальные воды прибрежных государств либо с целью пересечь эти воды, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод, либо с целью пройти во внутренние воды или выйти из них в открытое море, или стать на таком рейде или у такого сооружения. Суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Постановка на якорь допустима, если это связано с обычным плаванием или необходимо вследствие непреодолимой силы либо для оказания помощи терпящим бедствие. Проход является мирным, если им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. К таким нарушениям относятся угроза силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства, проведение маневров или учений, сбор информации или пропаганда в ущерб обороне либо безопасности прибрежного государства, использование летательных аппаратов, грузопассажирские операции вопреки законам и правилам прибрежного государства, акты загрязнения, рыболовная или исследовательская деятельность, создание помех системам связи прибрежного государства и любая другая деятельность, не имеющая прямого отношения к проходу Подводные лодки должны осуществлять мирный проход, следуя на поверхности. Прибрежное государство может принимать меры для недопущения прохода, не являющегося мирным. Оно может потребовать, чтобы военный корабль немедленно покинул его территориальные воды, если им не соблюдаются законы и правила прибрежного государства, касающиеся прохода через такие воды, и игнорируется требование об их соблюдении. Прибрежное государство может временно приостанавливать в определенных районах осуществление права мирного прохода, если это существенно важно для охраны его безопасности. Пользуясь этим правом, иностранные суда должны соблюдать законы и правила прибрежного государства, касающиеся безопасности судоходства и регулирования движения судов, защиты навигационных средств, кабелей и трубопроводов, рыболовства, охраны окружающей среды от загрязнения, морских научных исследований, а тж. его таможенные, налоговые, иммиграционные и санитарные законы и правила. Прибрежное государство не должно предъявлять к иностранным судам требования, которые на практике сводятся к лишению их права мирного прохода или нарушению этого права, либо допускать дискриминацию в отношении судов какого-либо государства Согласно законодательству РФ мирный проход иностранных военных кораблей с целью пересечения территориальных вод РФ без захода в российские внутренние воды допускается по маршрутам, обычно используемым для международного судоходства. К таким маршрутам отнесены две системы разделения движения в Балтийском море, две - в Охотском море и одна - в Японском море. Проход иностранных военных кораблей через территориальные воды РФ с целью захода во внутренние воды и порты РФ допускается с использованием морских коридоров и схем разделения движения по предварительно согласованному маршруту, когда имеется разрешение Правительства РФ на заход таких кораблей во внутренние воды и порты РФ.
МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА - совокупность валютно-экономических отношений, обусловленных мирохозяйственными связями. Основными составными элементами М.в.с. являются определенный набор международных платежных средств (национальные, иностранные и коллективные международные валюты); режим обмена валют, включая валютные курсы и валютные паритеты, условия конвертируемости; механизм обеспечения международного оборота валютно-платежными средствами; регламентация и унификация форм международных расчетов, режим международных рынков валюты и золота; сеть международных и национальных банковских учреждений, осуществляющих международные расчетные и кредитные операции.
МИРОВАЯ ЦЕНА - денежное выражение интернациональной стоимости единицы реализуемого на мировом рынке товара, например барреля нефти, тонны пшеницы; цена товаров, складывающаяся на мировом рынке в свободно конвертируемой валюте. М.ц. определяют важнейшие продавцы и покупатели, а тж. центры международной торговли в результате заключения регулярных и крупных сделок. По М.ц. ведется мировая торговля.
МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ - 1) соглашение сторон о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок. При заключении М.с. стороны могут предусмотреть порядок распределения судебных расходов, а тж. расходов по оплате помощи адвоката. М.с. можно заключить не только во время судебного разбирательства, но и на других стадиях процесса - при рассмотрении дела кассационной инстанцией, в стадии исполнения судебного решения. Возможность разрешения спора путем М.с. выясняется судьей и в процессе подготовки дела к судебному разбирательству Контроль за законностью М.с. принадлежит суду: он не утверждает М.с., если оно противоречит закону или нарушает чьи-либо права или охраняемые законом интересы. Условия М.с., изложенные стороной в судебном заседании устно, заносятся в протокол судебного заседания и подписываются обеими сторонами. М.с., представленное в письменном виде, приобщается к делу При утверждении М.с. суд выносит определение о прекращении производства по делу, в котором указываются условия М.с.; 2) процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов. М.с. может быть заключено лишь в отношении требований четвертой и последующих очередей при распределении конкурсной массы. Такое соглашение заключается в письменном виде и подлежит утверждению арбитражным судом и считается принятым, если за его заключение высказалось не менее двух третей (по сумме требований) конкурсных кредиторов четвертой и последующих очередей.
МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО - последовательное объединение хозяйств разных государств в единую мировую систему; взаимосвязанные и взаимодействующие хозяйства разных государств, функционирующие по согласованным правилам.
МИРОВОЙ РЫНОК - составная часть всемирного хозяйства, предоставляющая сферу предложения, спроса и обмена товаров и услуг; система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, связанными между собой участием в международном разделении труда. В условиях углубления и расширения мировых хозяйственных связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь в мировые товарные рынки, на которые выступают торговцы всех стран. Среди множества товарных рынков выделяются крупные группы сырьевых, продовольственных товаров, машин и оборудования, других готовых изделий, а тж. рынки строительных, туристских и иных услуг, валютный, кредитный, фрахтовый и др. Деятельность рынков регулируется международными товарными соглашениями. На каждом товарном рынке складываются свои центры торговли, т.н. "основные рынки", цены которых признаются базисными в торговле соответствующими товарами. Существуют особые виды рынков: товарные биржи, аукционы, торги, международные выставки и ярмарки. Нынешнее состояние М.р. характеризуется прежде всего тем, что, с одной стороны, снижается удельный вес традиционной коммерческой торговли, с другой - нарастает объем обмена технологиями, обслуживающими устойчивые производственно-технические связи.
МИРОВОЙ СУД - в ряде государств - низшее звено судебной системы. М.с. как суд первой инстанции разбирает дела о малозначительных уголовных преступлениях, проводит предварительное разбирательство более значительных уголовных дел и рассматривает в упрощенном порядке мелкие дела. Первые М.с. были созданы в Англии (в XIV в.), затем в Северной Америке (в XVII в.), во Франции (в конце XVin в.), в России (во 2-й пол. XIX в.). М.с. обычно избираются населением и действуют в составе одного судьи. В Российской Империи М. с. были учреждены в 1864 г В 1889 г М.с. почти на всей территории России (кроме Московской и Санкт-Петербургской губерний) были упразднены. Их полномочия были переданы земским начальникам, уездным съездам под председательством уездного предводителя дворянства, назначавшимся городским судьям и губернским присутствиям (губернатору, губернскому предводителю дворянства, вице-губернатору, председателю или члену окружного суда, прокурору окружного суда или его товарищу и еще двум "непременным членам"). В 1912 г. система мировой юстиции была восстановлена, но до 1917 г М.с. были введены лишь в 20 губерниях из 97. В результате октябрьского переворота 1917г. М.с. опять надолго прекращают существование. Федеральным конституционным законом РФ "О судебной системе Российской Федерации", принятым в 1996 г., предусмотрено восстановление института мировых суден, которые отнесены к судам субъектов РФ. Согласно ст. 28 указанного Закона, мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.
МИРОВОЙ СУДЬЯ - в ряде государств - должностное лицо (как правило, назначаемое центральными органами государственный власти), единолично рассматривающее дела в мировом суде. В Российской Империи М.с. избирался уездным земским собранием, в городах - городской думой. См. тж. МИРОВОЙ СУД.
МИРОВЫЕ ДЕНЬГИ - деньги, признанные в качестве всеобщего универсального средства платежа.
МИРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ЦЕНТРЫ - см. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ЦЕНТРЫ.
МИРОВЫЕ ЦЕНЫ - денежное выражение (в конвертируемой валюте) стоимости реализуемого на мировом рынке товара. В основе М.ц. лежат средние издержки производства основных производителей определенного вида продукции. В международной торговле М.ц. выступает как цена основных продавцов и покупателей, крупных центров международной торговли. Она формируется в ходе осуществления крупных сделок на мировом рынке или на международных ярмарках. По отдельным видам товаров традиционно сложились центры формирования М.ц (например, на золото, цветные металлы - Лондонская биржа; Западноевропейские порты - импортная цена на уголь и т.п.; для машин и оборудования М.ц. определяются ценами сделок американских, европейских и японских фирм). Чтобы ориентироваться в М.ц, можно использовать справочные цены (официальные цены поставщиков), цены международных торгов, ярмарок, аукционов и крупных сделок. Такие сведения регулярно печатаются в специальных изданиях.
МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ - связи, устанавливающиеся между странами мира в результате торговли, миграции рабочей силы, вывоза капитала, международного кредита, валютных отношений, научно-технического производственного сотрудничества
МИСДИМИНОР (англ. misdemeanour) - и уголовном праве США и Великобритании - категория наименее опасных преступлений, граничащих с административными правонарушениями.
МИССИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ - см. ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ МИССИЯ.
МИССИЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ - см. СПЕЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ.
МЛАДШАЯ ИПОТЕКА - ипотека, которая по правам уступает первой, "старшей", и поэтому имеет более высокую процентную ставку
МЛАДШАЯ ЦЕННАЯ БУМАГА - ценная бумага, предоставляющая меньшие в сравнении с другими ценными бумагами права на имущество и доходы компании.
МЛАДШИЕ ОБЛИГАЦИИ - облигации с относительно невысоким рейтингом, имеющие меньше прав на активы, моторы-ми они обеспечены, в сравнении с другими облигациями.
МЛАДШИЙ ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ (МОП) - работники, не участвующие непосредственно в процессах производства продукции и управлении этими процессами, а выполняющие функции обслуживания, занимающие должности по обслуживанию служебных помещений.
МНЕНИЕ ОСОБОЕ - см ОСОБОЕ МНЕНИЕ
МНИМАЯ СДЕЛКА - в гражданском праве - сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия (п. 1 ст. 170 ГК РФ). М.с. является ничтожной с момента заключения, независимо от признания ее таковой в суде.
МНИМЫЕ ВКЛАДЫ - депозиты на счетах в банках, образуемые зачислением банком средств на счет клиента при отсутствии реального источника денег Способ осуществления эмиссии платежных средств, не обеспеченных реальным товаром, кредитования клиентов банка с последующим внесением средств. Клиент пользуется мнимым вкладом так же, как и реальным: он может выписывать чеки, получать наличные деньги в пределах суммы, якобы зачисленной на текущий счет. Разумеется, возможности банка по созданию мнимых вкладов определяются размерами реально привлекаемых банком денежных средств, а согласие банка на проведение рассматриваемой операции зависит от степени его доверия к клиенту.
МНОГОВАЛЮТНАЯ ОГОВОРКА - см МУЛЬТИВАЛЮТНАЯ ОГОВОРКА.
МНОГОГРАЖДАНСТВО - принадлежность лица одновременно к гражданству двух (двойное гражданство, бипатризм) и более государств, подтверждающееся соответствующими документами. Может возникать как по рождению, так и в результате приема лица в гражданство другого государства, если оно одновременно не утрачивает прежнее гражданство. В конституционном праве различных государств вопрос о допустимости М. и его последствиях решается по-разному. П. 1 ст. 61 Конституции РФ 1993 г. устанавливает, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Конституции ряда государств (например, Румынии), допуская М., устанавливают при этом, что высшие государственные должности могут заниматься лицами, имеющими гражданство только данного государства. В некоторых государствах (например, в Литве) М. запрещается конституцией как общее правило, но допускается в отдельных установленных законом случаях. Наконец, некоторые конституции прямо указывают на непризнание за гражданами данного государства иного гражданства (Кыргызстан).
МНОГОКРАТНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ -обложение одного и того же объекта налогообложения разными налогами по одному поводу
МНОГОМАНДАТНЫЙ ОКРУГ - см ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ.
МНОГООТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ- совокупность близких по профилю деятельности технологически связанных отраслей производства, образующих единый комплекс. Например, агропромышленный, топливно-энергетический комплексы.
МНОГОПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА - см ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА.
МНОГОПАРТИЙНОСТЬ - один из основных конституционных принципов организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия). В РФ принцип М. впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР в 1990 г. и в настоящее время закреплен в ст. 13 Конституции РФ. Юридически принцип М. означает, что государство признает и гарантирует право граждан объединяться в соответствии со своими политическими воззрениями в политические партии, равенство всех политических партий перед законом, свободу их деятельности. Принцип М. не исключает права компетентных государственных органов в установленном законом порядке запрещать и распускать политические партии, проповедующие национальную, расовую, религиозную или социальную нетерпимость, насильственное свержение законных органов государственный власти или иным образом нарушающие действующее законодательство. От юридической (формальной) М. следует отличать реальную М. Последняя выражается в существовании в конкретном государстве развитой и эффективной системы партий, представляющих весь спектр социальных и политических интересов.
МНОГОСТЕПЕННЫЕ ВЫБОРЫ - см КОСВЕННЫЕ ВЬШОРЫ.
МНОГОСТОРОННИЙ ДОГОВОР - договор с участием трех или более сторон; заключается обычно при осуществлении товарообменных операций, сооружении объектов, создании совместных предприятий.
МНОГОСТОРОННИЙ КЛИРИНГ -1) соглашение. заключенное между правительствами ряда стран о взаимном зачете встречных требований через их центральные банки; 2) взаимозачет требований и обязательств члена секции фондового рынка ММВБ по денежным средствам и ценным бумагам, возникающих в результате совершения сделок по ценным бумагам, заключенных членом секции в соответствии с Правилами торгов. По итогам взаимозачета определяются нетто-обязательство члена секции по денежным средствам и нетто-обязательство члена секции по ценным бумагам.
МНОГОСТОРОННИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР - договор, в котором в качестве самостоятельных сторон договора участвуют более двух субъектов международного права. Среди М.м.д. различают договоры с ограниченным числом участников и общие (универсальные) договоры (см. ОБЩИЙ МНОГОСТОРОННИЙ ДОГОВОР). М.м.д. играют важную роль в развитии международного сотрудничества государств, упрочении мира и безопасности, Kow^msiWH международного права. Существуют тж. региональные М.м.д., представляющие интерес для государств отдельного региона. Они заключаются с целью создания региональных, между-народных организаций или регламентации отношений государств по определенным вопросам в отдельных регионах. Также к М.м.д. относятся договоры коллективной самообороны, заключенные в соответствии со ст. 51 Устава ООН, и договоры, регламентирующие отношения между государствами по иным вопросам.
МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ВАЛЮТНЫХ КУРСОВ - дифференциация валютных курсов по различным видам операций с валютой: дифференциальный подход в пересчете национальной валюты в иностранную, практикуемый в странах с частично конвертируемой и неконвертируемой валютой. М.в.к. находит выражение в том, что в зависимости от вида сделки, товара или торгового партнера используются различающиеся между собой валютные курсы. Так, например, в Сирии и Египте по низкому официальному курсу валюта предоставляется только государственным организациям для закупок продовольствия, частным же фирмам - по высокому курсу За М.в.к. нередко скрывается фактическая девальвация национальной валюты.
МНОЖЕСТВЕННЫЙ ВОТУМ - в ряде государств -порядок, согласно которому те или иные категории избирателей обладают на выборах двумя или более голосами. См. тж. ПЛЮРАЛЬНЫЙ ВОТУМ.
МНОЖИТЕЛЬ ДИСКОНТИРУЮЩИЙ - см ДИСКОНТИРУЮЩИЙ МНОЖИТЕЛЬ.
МОБИЛИЗАЦИЯ (фр. mobilisation, от лат. mobilis - подвижный) - комплекс мероприятий по переводу на военное положение вооруженных сил, экономики и государственных институтов страны (общая М.) или какой-либо их части (частичная М.) С объявлением общей или частичной М. осуществляются мероприятия по переводу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав, предусмотренные для военного времени, а тж. по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени. Порядок мобилизационной подготовки и проведения М. определяется федеральным законом.
МОГУЧИЕ СЛОНЫ (сленг.) - крупные, стабильно растущие фирмы, обладающие способностью к диверсификации производства
МОДЕЛИ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ - математические модели решения экономических задан, представленные в форме задач линейного программирования. Целевая функция, связи и ограничения в такой модели выражены в виде линейных уравнений.
МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ - экономико-математические модели, позволяющие рассчитывать рациональную структуру использования ресурсов, оптимизировать запасы.
МОДЕЛИ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ - см. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ.
МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА - экономико-математические модели, описывающие в математической форме изменение во времени экономических показателей, характеризующих развитие, рост экономики и целом, ее отраслей, отдельных экономических объектов.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ - см ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ.
МОДЕЛЬ БАЛАНСОВАЯ - см. БАЛАНСОВАЯ МОДЕЛЬ.
МОДЕЛЬ ВЕРОЯТНОСТНАЯ - см ВЕРОЯТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ.
МОДЕЛЬ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ - см МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ.
МОДЕЛЬ МАТРИЧНАЯ - см. МАТРИЧНАЯ МОДЕЛЬ.
МОДЕЛЬ ПОЛЕЗНАЯ - см. ПОЛЕЗНАЯ МОДЕЛЬ.
МОДЕЛЬ УСРЕДНЕННОГО ИЗБИРАТЕЛЯ -наличие в демократическом обществе тенденций к соответствию принимаемых решений интересам тех избирателей, чьи чаяния и надежды лежат в средней части шкалы интересов данного общества.
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН - законодательный акт рекомендательного, типового характера, содержащий нормативные рекомендации, а тж. варианты возможных правовых решений (иногда и пояснения к возможным вариантам, примеры) тех или иных вопросов определенной сферы общественных отношений.
МОДЕРНИЗАЦИЯ (от греч. modeme - новейший) - усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.
МОДИФИКАЦИЯ (лат. modificatio - изменение) - 1) преобразование производства, технологии, производимой продукции, внесение прогрессивных изменений, создание улучшенного варианта, новой модели; 2) видоизмененная модель определенного изделия, машины.
МОДУС ВИВЕНДИ (лат. modus vivendi - образ жизни, способ существования)-1) временное соглашение по вопросам, требующим своего разрешения, когда при существующих обстоятельствах невозможно достижение постоянного соглашения, в расчете на последующее, более стабильное решение. Предполагает замену его постоянным соглашением; 2) фиксация фактического состояния отношений, сложившегося положения, признание его договаривающимися, заинтересованными сторонами.
МОДУС ПРОСЕДЕНДИ (лаг. modus prosedendi - образ действия)-термин, используемый в дипломатической практике, указывает на то, каким образом и в каком порядке должно быть выполнено то или иное обязательство или действие.
МОЗГОВАЯ АТАКА, МОЗГОВОЙ ШТУРМ - см МЕТОД ДЕЛЬФИ.
МОЗГОВОЙ ТРЕСТ - группа высококвалифицированных, глубоко мыслящих специалистов, сосредоточенная в определенном органе при руководителе предприятия, организации.
МОЛЧАЛИВОЕ СОГЛАСИЕ - форма волеизъявления субъекта международного права, не выраженная явно. Отсутствие возражения в установленных нормами международного права случаях равносильном, с. (консенсус, автоматическая пролонгация международного договора и др.). М.с. имеет большое значение в международном правотворчестве. Более всего М.с. проявляется в образовании обычных норм международного права. Реже М.с. встречается в образовании договорных норм, поскольку договоры возникают, главным образом, на основе явно выраженного согласия. В Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. (ст. 45) сформулирована норма общего международного права об утрате государством права ссылаться на основание недействительности и прекращения договора, выхода из него или приостановления его действия, после того как это государство явно или молчаливо согласилось с тем, что договор действителен, сохраняет силу или остается в действии (См. ЭСТОППЕЛЬ).
МОЛЧАЛИВЬШ АКЦЕПТ - акцепт, при котором платежное требование считается акцептованным, если и течение оговоренного срока покупатель не отказался от платежа (см. ОТРИЦА-ТЕЛЬНЬ1Й АКЦЕПТ).
МОЛЧАЛИВЬШ СГОВОР - метод установления согласованных цен, объемов производства, районов сбыта товаров на основе формальных соглашений между предприятиями в условиях рыночной олигополии. Одной из форм М.с. служит лидерство в ценах.
МОМЕНТ ПЕРЕХОДА - фиксация импорта и экспорта товаров по моменту перехода собственности из одних рук в другие, пересечения границы, то есть по моменту передачи имущества.
МОМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ, МОМЕНТ ПРОДАЖИ - момент времени, в который продукция, отгруженная покупателю, считается реализованной (отгрузка или оплата продукции). Установление М.р. продукции фиксируется учетной политике предприятия (см.), поскольку имеет практическое значение для уплаты налогов.
МОМЕНТАЛЬНАЯ ЦЕНА - см ЦЕНА ФЛЕШ
МОНАРХ (греч. monarches - единоличный правитель, от греч. monos - один и archos - правитель) - единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации. За редким исключением власть М. является пожизненной и передается по наследству Во всех монархических странах М. по закону является неприкосновенной особой и никакой ответственности не подлежит. В разных странах М. носит различные названия: король - в Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии, султан - в Малайзии, Брунее, Омане, эмир - в Кувейте, ОАЭ, великий герцог - в Люксембурге, князь - в Лихтенштейне.
МОНАРХИЯ (греч. monarchia - единовластие) - форма правления, при которой верховная власть в государстве сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства, при которой главой государства является .монарх; власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия. В современном мире сохраняются два исторических типа М. -абсолютная и конституционная. Конституционная М. существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти монарха. Дуалистическая М. - переходная форма правления, при которой монарх сосредоточивает в своих руках всю исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту. Дуалистическая М. характерна для стран с сильными пережитками феодализма. Парламентарная М. представляет собой гораздо более демократическую форму правления. В парламентарной М. отсутствует к.-л. дуализм: права монарха ограничены во всех сферах осуществления государственной власти. Он лишен права самостоятельно осуществлять формально сохраненные за ним полномочия, все исходящие от него акты нуждаются в одобрении министров (т.н. контрассигнация). Исполнительная власть осуществляется правительством, которое несет ответственность перед парламентом. Особая разновидность М. - выборная (или избирательная), сочетающая элементы М. и республики. Такая М. существует ныне в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на 5 лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.
МОНАРХИЯ АБСОЛЮТНАЯ - см АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ.
МОНАРХИЯ ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ - см ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ.
МОНАРХИЯ КОНСТИТУЦИОННАЯ - см КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ.
МОНАРХИЯ ОГРАНИЧЕННАЯ - СМ КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ.
МОНАРХИЯ ПАРЛАМЕНТАРНАЯ - см ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ.
МОНАСТЫРЬ (от греч. monasterion - келья отшельника) - в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (мужские М.) или монахинь (женские М.), принимающие единые правила жизни (устав). В русском государстве до секуляризации М. были крупными землевладельцами. Ликвидированные после Октябрьского переворота 1917 г., М. стали возрождаться в РФ с 1991 г, однако достаточной правовой основы для их деятельности пока не создано.
МОНЕТА (лат. moneta) - денежный знак, слиток из металла или сплавов, имеющий установленное законом весовое содержание и форму, являющийся средством обращения и платежа в стране. М. имеет нарицательную стоимость и именуется полноценной, если ее нарицательная стоимость соответствует цене содержащегося в ней металла, и неполноценной, если ее нарицательная стоимость превышает цену металла. Разница между нарицательной стоимостью М. и затратами на изготовление неполноценных М. образует монетный доход государства. Чеканка М производится на государственных монетных дворах или под контролем государства М используются для размена бумажных денег, являются предметом коллекционирования. Слово "мо- ' нега" произошло от названия храма Юноны Монеты в Древнем Риме, при котором был открыт первый монетный двор. Современные М. имеют, как правило, круглую форму. В М. различают лицевую сторону (аверс, орел), оборотную сторону (реверс, решка) и обрез (гурт), на которых имеются гербовые, титульные изображения и надписи (легенда), указывающие на достоинство М, наименование выпустившего ее государства, год чеканки.
МОНЕТА РАЗМЕННАЯ - см. РАЗМЕННАЯ МОНЕТА.
МОНЕТАРИЗМ - экономическая теория и практическая концепция экономического управления государством, согласно которой определяющую роль в экономических процессах, в хозяйствовании играет количество денег в обращении и связь между денежной и товарной массой. М. рассматривает в качестве главных способов воздействия на экономику регулирование эмиссии, валютный курс национальной денежной единицы, кредитный процент, налоговые ставки, таможенные тарифы.
МОНЕТАРНОЕ ПРАВИЛО - экономическое правило. согласно которому масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному темпу роста реального валового национального продукта. Для стран с развитой экономикой этот темп составляет примерно 3-5 % в год.
МОНЕТНАЯ КОНВЕНЦИЯ - конвенция между государствами, предусматривающая стандартизацию веса и пробы монет, а тж. взаимный прием монет странами - участницами конвенции.
МОНЕТНЫЙ ДВОР - государственное предприятие, занимающееся чеканкой монет. НаМ.д. изготовляют тж. ордена, медали, другие металлические знаки отличия. В России первый М.д. возник в Москве в 1534 г.
МОНЕТНЫЙ ПАРИТЕТ (лат. paritatis - равенство) - соотношение официального золотого и серебряного содержания денежных единиц двух стран, позволяющее установить обменный курс каждой из них по отношению к другой.
МОНЕТЫ ЗОЛОТЫЕ - см. ЗОЛОТЫЕ МОНЕТЫ.
МОНЕТЫ ЮБИЛЕЙНЫЕ - см ЮБИЛЕЙНЫЕ МОНЕТЫ.
МОНИТОРИНГ (англ. monitoring от лат. monitor- надзирающий) - наблюдение, оценка и прогноз состояния какого-либо явления или процесса, анализ их деятельности как составная часть управления. М. применяется для анализа и изучения развития внешнеэкономических связей, видов деятельности, обучения руководителей и специалистов в определенной области. Системы М. в экономической работе получили развитие на основе широкого использования современной вычислительной техники, особенно персональных компьютеров.