<< Пред.           стр. 20 (из 26)           След. >>

Список литературы по разделу

  Прибыль общества с ограниченной ответственностью облагается налогом и распределяется в общем порядке, установленном для юридических лиц. При подведении итогов хозяйственной деятельности за год каждому участнику (пайщику) выплачивается доля прибыли, соответствующая его вкладу в уставный капитал, после внесения в бюджет налогов, других обязательных платежей, направления прибыли на развитие предприятия и материальное поощрение работников.
  Наиболее сложным является порядок распределения прибыли акционерных обществ. Общие механизмы распределения прибыли и порядок выплаты дивидендов фиксируется в уставе общества.
  Для определения ставки дивидендов, необходимо рассчитав потенциальный размер прибыли, которая может быть выплачена акционерам без ущерба для деятельности АО.
  Если прибыль, планируемую как результат хозяйственной деятельности общества за год, обозначим как П0 (общая прибыль); прибыль, которая будет направлена в виде налогов в бюджет, - Пн прибыль, направляемую на развитие общества, - Пр прибыль, отчисляемую в резервный фонд, - Прф тогда прибыль, направляемая на выплату дивидендов. Пд, будет равна:
  Пд = П0 - Пн - Пр - Прф
  Прибыль как чистый доход АО формируется в процессе его хозяйственной деятельности и реализуется после продажи произведенной продукции, выполнения работ, оказания услуг. ЕЕ величина зависит от итогов работы общества, эффективное и использования привлеченных финансовых ресурсов. Обобщающим результатом хозяйственной деятельности АО является балансовая прибыль, которая исчисляется в общеустановленном порядке. В качестве финансового ресурса используется чистая прибыль, оставшаяся в распоряжении общества после уплаты налогов.
  Особенностью распределения прибыли АО является формирование резервного фонда (и других аналогичных по назначению фондов - гарантийных, страховых и т.п.), который создается каждым обществом. Величина резервного фонда не может быть менее 10 и более 25% величины оплаченного уставного капитала. Размер отчислений в резервные фонды устанавливается общим собранием акционеров, но они не могут составлять более 50% налогооблагаемой прибыли.
  Резервный и другие фонды предназначены для покрытия убытков АО и используются, если прибыли отчетного года недостаточно для выплаты доходов по ценным бумагам.
  К расходам АО, связанным с развитием производства и финансируемым из чистой прибыли, относятся расходы по выпуску и распространению акций и облигаций (приобретение бланков ценных бумаг, уплата вознаграждения посредникам за первичное размещение ценных бумаг). Часть прибыли, используемой на накопление может быть направлена на увеличение уставного капитала АО или в качестве взноса в уставный капитал дочернего общества.
  Если это предусмотрено уставом, часть прибыли направляется для распределения между работниками в виде денежного вознаграждения или в виде акций. Общий порядок распределения прибыли АО представлен на рис. 20.5.
 
 
  Рис. 20.5. Распределение прибыли акционерного общества
 
  Политика АО в области распределения прибыли обычно вырабатывается Советом директоров и подлежит утверждению на общем собрании акционеров.
  При планировании распределения чистой прибыли АО необходимо учитывать виды выпущенных акций. Так, по привилегированным акциям предусматривается обязательная выплата дивидендов по утвержденным ставкам. Вопрос о выплате дивидендов по простым акциям решается в зависимости от финансовых результатов деятельности общества и с учетом перспектив его развития. В целях развития предприятия при недостаточности прибыли может быть принято решение о реинвестировании дивидендов по простым акциям и невыплате доходов их владельцам. Распределение прибыли на инвестируемую часть, и дивиденд является важнейшим моментом финансового планирования, так как от этого зависит развитие АО и его возможности выплачивать дивиденды в будущем. Слишком высокие дивиденды, выплачиваемые в рекламных целях, приводят к "проеданию" основного капитала. В то же время невыплата дивидендов снижает рыночный курс акций общества и создает сложности при размещении очередного выпуска акций.
  Государственные предприятия, функционирующие на территории Российской Федерации, могут осуществлять свою деятельность как государственные унитарные предприятия и как казенные предприятия. Распределение прибыли этих субъектов экономической деятельности имеет свою специфику.
  Государственные унитарные предприятия по закону обладают значительной самостоятельностью в вопросах осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Государство не регламентирует распределение прибыли в таких предприятиях после уплаты соответствующих налогов и перечисления части прибыли в доход бюджета. Размер прибыли, перечисляемой в бюджет, определяется в уставе предприятия при его образовании. Прибыль, изымаемая государством у предприятия, выступает не в виде налогов или сборов, а в виде арендной платы, уплачиваемой арендатором (предприятием) собственнику (государству) за пользование имуществом.
  Порядок распределения прибыли на казенных предприятиях регулируется Типовым уставом казенного завода (фабрики, хозяйства) и Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов, утвержденными Правительством РФ.
  В соответствии с этими документами прибыль от реализации продукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с планом-заказом и в результате разрешенной ему самостоятельной хозяйственной деятельности, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода и на другие производственные цели, а также на социальное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом. Порядок установления таких нормативов утверждается Министерством финансов РФ. Свободный остаток прибыли, остающийся после ее направления на указанные цели, подлежит изъятию в доход федерального бюджета.
  Особенности распределения прибыли предприятия с участием иностранного капитала представлены на рис. 20.6.
 
 
  Рис. 20.6. Распределение балансовой прибыли предприятия с участием иностранного капитала
 
 4. Налоги и платежи, вносимые предприятиями в бюджет
 и во внебюджетные фонды
 
  Налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Система налогообложения должна решать определенные задачи: содействовать деловой активности, росту производства и повышению заинтересованности работников в результатах труда, побуждать предприятия эффективно использовать основные производственные фонды, минимизировать производственные запасы, сокращать непроизводственные расходы, обеспечивать формирование доходов бюджета в объеме, достаточном для формирования расходов государства и выполнения им своих функций.
 
  Виды налогов
 
  В соответствии с законодательством все действующие на территории Российской Федерации налоги и сборы делятся на три группы: федеральные, региональные (налоги республик в составе Федерации, краев, областей и автономных образований) и местные. С вступлением в действие Конституции РФ налоговое право органов государственной власти на местах существенно расширилось. Теперь им предоставлено право самостоятельно вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления на основе общих принципов, устанавливаемых в федеральном налоговом законодательстве.
  По объекту налогообложения, существующие в Российской Федерации налоговые платежи можно разделить на налоги с доходов (выручки, прибыли); с имущества предприятий; с определенных видов операций и деятельности (например, по операциям с ценными бумагами); за выполнение некоторых действий (таможенные и государственные пошлины), добавленную стоимость продукции, работ и услуг, пользование природными ресурсами.
  Законодательством определено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения. Особенностью российской налоговой системы является также наличие ряда целевых платежей и сборов, которые в силу своей обязательности носят для плательщиков налоговый характер, но направляются не только в бюджет, но и в специальные внебюджетные фонды (например, платежи в государственные социальные фонды, фонды охраны природы, республиканский земельный фонд и т.п.).
  Налог на прибыль
 
  В системе прямых налогов, действующих в Российской Федерации и взимаемых с предприятий, ведущее место принадлежит налогу на прибыль (доход). Система функционирования этого налога отличается рядом особенностей, связанных с российской спецификой переходного периода к рыночным отношениям.
  Плательщиками налога на прибыль являются все предприятия и организации (включая бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, в том числе предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
  Плательщиками этого налога являются и не располагающие статусом юридических лиц филиалы предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
  Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятий и организаций, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
  В налогооблагаемую прибыль не включаются дивиденды и проценты, полученные по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, а также доходы от долевого участия в деятельности других предприятий (предприятий с иностранными инвестициями, акционерных обществ и др.), кроме доходов, полученных за пределами Российской Федерации.
  Одним из наиболее серьезных вопросов при определении базы обложения налогом на прибыль является правильное определение затрат, принимаемых к исключению при расчете валовой прибыли. В настоящее время для этих целей продолжает применяться Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. (с учетом изменений, внесенных в него постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г.). В качестве общего правила принимается, что такие затраты включаются в расходы, учитываемые при расчете налогооблагаемой прибыли того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от предварительной или последующей формы их оплаты.
  Налог на прибыль определяется исходя из облагаемой прибыли и установленной ставки налог а. С 1992 г. эта ставка неоднократно изменялась; с 1995 г. ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет, установлена в фиксированном размере 13%. Одновременно установлено, что в бюджетах субъектов Российской Федерации налог на прибыль зачисляется по ставкам, установленным законодательными органами соответствующих субъектов Федерации в размере не свыше 22%, а бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций и страховщиков, а также для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, - по ставкам в размере не свыше 30%.
  Отличительной особенностью действующего в Российской Федерации порядка налогообложения прибыли является наличие большого числа разнообразных налоговых льгот, среди которых особо следует отметить выведение из-под налогообложения затрат предприятий на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, а также затрат на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. Условием предоставления этой льготы является полное использование предприятием сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату, которые исключаются из льготируемой суммы расходов.
  Существенной является такая льгота, в соответствии с которой не облагается прибыль, использованная предприятиями на содержание находящихся на их балансе жилищного фонда и иных объектов социально-культурного назначения, а также при долевом участии предприятий в указанных расходах.
 
  Налог на имущество предприятия
 
  До настоящего времени значение этого налога, как в общем объеме доходных поступлений государства, так и с точки зрения его обременительности для отдельных плательщиков относительно невелико. Однако по мере формирования рыночной среды, а также в связи с уже проведенными и предполагаемыми очередными переоценками основных фондов предприятий роль этого налога существенно возрастает.
 
  Плата за ресурсы
 
  Особую группу налогов, действующих на территории Российской Федерации, составляют платежи, связанные с использованием и охраной природных ресурсов. Наиболее важными из них являются плата за землю и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Кроме того, при пользовании отдельными видами природных ресурсов установлены специфические обязательные платежи (например, платежи за использование недр, плата за воду, забираемую из водохозяйственных систем, лесной доход, акцизы на добычу нефти и газа). Имеются и платежи за загрязнение природной среды (подробнее см. гл. 18).
  Косвенные налоги
 
  Важнейшим из косвенных налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог на добавленную стоимость (НДС). Ему принадлежит одно из ведущих мест по общему объему налоговых поступлений. Подобный налог применяется во многих странах, и прежде всего, в странах ЕС. В 20 из 24 стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), НДС является основным налогом на потребление.
  НДС является формой изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Механизм функционирования этого налога в России близок к порядку, действующему в большинстве европейских стран; налог взимается с каждого акта купли-продажи, начиная со стадии первичного производства вплоть до реализации законченного продукта конечному потребителю, и представляет собой разницу между суммой налога, уплаченного поставщику сырья и материалов, и суммой, полученной плательщиком налога от покупателя произведенной им продукции (выполненных работ, услуг).
  Фактический НДС оплачивается конечным потребителем товаров (работ, услуг) и не затрагивает издержки и прибыль предприятий - производителей промежуточной продукции, ибо уплаченный ими как потребителями сырья, материалов и т.д. налог в их себестоимость не включается, а идет на уменьшение подлежащего зачислению в бюджет НДС по проданным предприятиями товарам (работам, услугам).
  В настоящее время датой совершения оборота для исчисления НДС считается день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу.
  Акцизы по своему содержанию являются косвенными налогами на потребителя. Перечень товаров, облагаемых акцизами в России, сравнительно невелик и в основном совпадает с наборами аналогичных товаров многих других стран (алкогольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили, меха, изделия из драгоценных металлов и некоторые другие престижные товары). Акцизы установлены на высокорентабельные товары, пользующиеся постоянным спросом, что позволяет изымать в доход государства полученную их производителями сверхприбыль.
  Особую, наиболее динамичную группу налогов на потребление составляют таможенные пошлины. Экспортно-импортные пошлины используются в основном для регулирования взаимосвязи внутреннего рынка товаров с мировым рынком. Они поселяют стимулировать экспорт и защищать внутреннего производителя от интервенции аналогичной продукции из-за рубежа. Эти платежи имеют большое значение с точки зрения фискальных интересов государства, поскольку носят стабильный характер и достаточно легко поддаются администрированию (подробнее см. гл. 19).
 
  Платежи во внебюджетные фонды
 
  В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством все предприятия, объединения и организации (в том числе предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность через постоянные представительства), расположенные на территории Российской Федерации, обязаны перечислять средства в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, а также в Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Эти платежи, хотя и не поступают непосредственно в доход соответствующих бюджетов, а имеют целевую направленность для решения тех или иных социальных задач, однако в силу своей обязательности носят для плательщиков налоговый характер. Все они включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий и организаций.
  Наряду с обязательными платежами в государственные внебюджетные фонды социального назначения все предприятия, организации и учреждения, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, должны вносить обязательные платежи в дорожные фонды РФ, которые осуществляются в форме уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, налога на владельцев транспортных средств, налога на приобретение автотранспортных средств, а также налога на реализацию горюче-смазочных материалов. За счет средств этих фондов (федерального и региональных) осуществляется финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования.
  Помимо обязательных отчислений в государственные внебюджетные социальные и дорожные фонды по отдельным отраслям народного хозяйства (электроэнергетика, металлургия и т.д.), а также для предприятий определенного профиля предусмотрены отчисления в ряд отраслевых внебюджетных фондов, за счет которых осуществляется решение общеотраслевых проблем. Решения об отчислениях в такие фонды принимаются Правительством РФ.
 
 5. Финансовый план предприятия
 
  Финансовый план разрабатывается на основе других разделов плана экономического и социального развития предприятия. В свою очередь разработка финансового плана оказывает существенное влияние на формирование плана себестоимости, использование материальных и других ресурсов. При составлении финансового плана непременно должны учитываться имеющиеся резервы производства, так как в нем устанавливаются задания по улучшению использования ресурсов, повышению рентабельности производства. Поэтому перед разработкой финансового плана необходимо всесторонне проанализировать имеющиеся отчетные и другие материалы по выполнению производственного плана.
 
  Структура финансового плана
 
  Финансовый план составляется в виде баланса доходов и расходов, который выражает в денежной форме результаты хозяйственно-финансовой деятельности, взаимоотношения с бюджетом, банками, вышестоящими организациями. Финансовый план (баланс доходов и расходов) предприятия состоит из четырех разделов: доходы и поступления средств, расходы и отчисления, кредитные взаимоотношения, взаимоотношения с бюджетом. Размер плановых доходов и расходов определяется на основе обоснованных расчетов, которые составляются по каждой статье баланса.
  В разделе "Доходы и поступления средств" отражается доход в виде прибыли, амортизационных отчислений, других внутренних доходов предприятия, а также разного рода поступлений из внешних источников. В составе прибыли основную часть занимает прибыль от реализации товарной продукции. В общую балансовую прибыль предприятия входит прибыль от реализации прочей продукции и услуг непромышленного характера. Планирование амортизационных отчислений осуществляется по каждому виду или группе основных фондов, числящихся на балансе предприятия. Сумма амортизационных отчислений определяется умножением среднегодовой стоимости этих фондов на соответствующие нормы амортизационных отчислений.
  В разделе "Расходы и отчисления средств" предусматриваются централизованные капитальные вложения, затраты на капитальный ремонт, расходы на прирост норматива собственных оборотных средств, убытки от эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства, расходы на содержание зданий и сооружений, отчисления на образование фондов экономического стимулирования расходы на НИОКР, подготовку кадров и премирование работников за создание и внедрение новой техники, для оказания финансовой помощи, другие расходы и отчисления.
  Примерное содержание разделов финансового плана можно представить следующими основными статьями доходов и расходов.
  I. Доходы и поступления средств
  1. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг.
  2. Прибыль от прочей реализации (основных средств, других активов).
  3. Планируемые внереализационных доходы, в том числе:
  • доходы от долевого участия в уставном капитале других предприятий;
  • доходы, полученные от ценных бумаг;
  • доходы от хранения денежных средств на депозитных счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях;
  • доходы от сдачи имущества в аренду.
  4. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и нематериальных активов.
  5. Поступления средств от других предприятий.
  II. Расходы и отчисления средств
  1. Налоги, уплаченные из прибыли (по видам налогов).
  2. Распределение чистой прибыли, в том числе:
  • на накопление (по направлениям использования);
  • на потребление (по направлениям использования).
  3. Долгосрочное инвестирование (по формам инвестиций), в том числе:
  • за счет амортизационных отчислений;
  • за счет других источников финансирования (по видам источников).
  4. Прочие расходы.
 
  Взаимосвязь доходов и расходов
 
  При составлении плана особое внимание уделяется правильному расчету источников финансирования капитальных вложений, которые по характеру образования можно подразделить на четыре группы: внутренние ресурсы строительства, средства основной (промышленной) деятельности, ассигнования из бюджета и долгосрочный кредит банка.
  Плановая потребность в финансировании капитальных вложений в первую очередь должна обеспечиваться за счет мобилизации внутренних ресурсов в капитальном строительстве, осуществляемом хозяйственным способом, амортизации, отчисляемой на восстановление фондов и части прибыли основной деятельности.
  Основным источником финансирования капитальных вложений предприятия является фонд развития производства, направляемым на техническое переоснащение действующих производств, и фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства в части, расходуемой на строительство жилого фонда.
  В качестве источника покрытия других расходов и отчислений используется прибыль предприятия.
  Значительное внимание в современных условиях уделяется определению экономически обоснованных нормативов оборотных средств.
  Собственными (закрепленными) оборотными средствами предприятия являются средства, которые создаются за счет уставного фонда, прибыли. Приравненными к собственным оборотным средствам предприятия являются средства, находящиеся в его распоряжении по условиям (расчетам) взаимоотношений предприятия с рабочими и служащими, заказчиками и т.д. Такие средства называются устойчивыми пассивами. К ним относятся переходящая минимальная задолженность по заработной плате рабочим и служащим и отчислениям на социальное страхование, задолженность резерва предстоящих платежей, по авансовым платежам заказчиков и др.
  Заемными являются средства, получаемые предприятием от банков в виде ссуды, а также кредиторская задолженность.
  Необходимость деления оборотных средств на, нормируемые и ненормируемые вытекает из требований, обусловливающих планомерное развитие производства и непременное достижение наибольших результатов с наименьшими затратами на единицу продукции.
  Установлением плановых нормативов по отдельным статьям оборотных средств обеспечивается непрерывная и ритмичная работа производства (подробнее см. гл. 6).
  Весьма важным вопросом разработки финансового плана предприятия является определение размеров фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, а также фонда развития производства.
  При планировании раздела "Кредитные взаимоотношения" рассчитывается размер привлекаемых долгосрочных кредитов по каждому их виду, необходимых для обеспечения эффективной производственно-хозяйственной деятельности предприятия и входящих и него подразделений.
  Полученный от коммерческих банков кредит погашается после завершения работ в первую очередь за счет средств фонда развития производства и других фондов, а при недостаточности - за счет прибыли, получаемой от проведения прокредитованных мероприятий.
  В условиях рыночной экономики коммерческие банки широко представляют как краткосрочные, так и долгосрочные кредиты на капитальное строительство. Использование банковских ссуд вместо безвозмездного (как было ранее) финансирования капитальных вложений значительно повышает ответственность предприятий, требует более тщательного обоснования экономической целесообразности затрат, более реалистического подхода к определению действительной потребности в средствах, создает заинтересованность в ускорении окупаемости капитальных вложений.
  При определении взаимоотношений предприятия с бюджетом рассчитывается размер платежей (плата за производственные фонды, фиксированные платежи, свободный остаток прибыли, налоги) и ассигнований из бюджета в целом и по отдельным направлениям.
  В настоящее время действует общий порядок распределения прибыли предприятий, определяющий его характер взаимоотношений с бюджетом.
  Общий порядок предусматривает, что плановая прибыль предприятия после определения размеров взносов в бюджет в виде платы за производственные фонды, фиксированных платежей, а также сумм, предназначенных для уплаты за банковский кредит, направляется на формирование фондов предприятия.
  Для обеспечения полной взаимосвязи статей финансового плана и определения окончательных взаимоотношений с государственным бюджетом при завершении расчета баланса доходов и расходов (в виде приложения к нему) составляется проверочная (шахматная) таблица, в которой по горизонтали приводятся источники финансирования (отраженные в подразделе "Доходы и поступления"), а по вертикали - статьи расхода (из подраздела "Расходы и отчисления"), равнозначные в общей сумме по итогу.
  Таким образом, в балансе доходов и расходов (финансовом плане) предприятий практически находит отражение широкий комплекс финансовых отношений предприятия с финансово-кредитной системой, с другими предприятиями и организациями. От того, насколько экономически обоснован финансовый план и как он выполняется, во многом зависит положение предприятия, его финансовая устойчивость, своевременность выполнения обязательств по платежам в бюджет, расчетам с поставщиками и других предусмотренных планом затрат.
 
  Выводы
 
  1. Финансовые ресурсы предприятия - это денежные ресурсы, находящиеся в его распоряжении. Они могут быть собственными и заемными. Собственные финансовые ресурсы формируются за счет уставного капитала, учредительских взносов, амортизационных отчислений, прибыли, путем выпуска дополнительных акций предприятия, обязательств и др. Они используются на производственное и научно-техническое развитие, формируют активы предприятия. Заемные средства - это финансовые ресурсы сторонних организаций и физических лиц (кредиты, займы, финансовая помощь других предприятий, средства, привлекаемые в результате выпуска облигаций, благотворительные взносы и т.д.).
  Соотношение собственных и заемных средств в структуре капитала предприятия может быть разным в зависимости от политики руководства предприятия, отраслевых особенностей, целей привлечения средств.
  2. Прибыль предприятия характеризует эффективность его деятельности. Она является основным источником финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающим его функционирование и развитие. Прибыль характеризуется системой показателей; балансовая прибыль, налогооблагаемая и не облагаемая налогом прибыль, чистая прибыль, прибыль, полученная от реализации продукции, работ, услуг, доходы по внереализационным операциям, прибыль от реализации имущества.
  3. Предприятие планирует свои доходы и расходы на краткосрочный и долгосрочный периоды. От этого зависит его финансовая устойчивость, РИТМИЧНОСТЬ всей хозяйственной деятельности, своевременность платежей и различные государственные фонды, налоговые органы, местные бюджеты, а также расчеты с поставщиками.
  4. Основной формой финансового планирования является баланс доводов и расходов, состоящий из разделов: доходы и поступления средств, Расходы и отчисления средств, кредитные взаимоотношения, взаимоотношения с бюджетом. Финансовый план отражает результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, его взаимоотношения с бюджетом, банками и другими организациями.
 
  Термины и понятия
 
  Финансовые ресурсы предприятия
  Уставный капитал
  Амортизационный фонд
  Выручка предприятия
  Прибыль предприятия
  Убыток предприятия
  Балансовая прибыль
  Валовая прибыль
  Прибыль от реализации продукции
  Прибыль от реализации имущества
  Прибыль от внереализационных мероприятий
  Чистая прибыль
  Налог
  Налог на прибыль
  Налог на имущество
  Косвенные налоги
  НДС
  Акциз
  Таможенные пошлины
  Платежи во внебюджетные фонды
  Платежи в дорожные фонды
  Финансовый план предприятия
 
  Вопросы для самопроверки
 
  1. Дайте определение понятия финансовых ресурсов предприятия. Каковы источники их формирования?
  2. В чем отличие собственных и заемных средств предприятия?
  3. Охарактеризуйте процесс формирования чистой прибыли предприятия. Какова система показателей прибыли?
  4. В чем состоят особенности распределения прибыли на предприятиях различных организационно-правовых форм?
  5. Каков порядок и методы планирования прибыли?
  6. Какие налоги и платежи вносит предприятие в бюджет и во внебюджетные фонды?
  7. Каковы цели и задачи финансового планирования?
  8. Дайте характеристику финансового плана предприятия.
 
 ГЛАВА 21. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ С ИНСТИТУТАМИ ФИНАНСОВО- КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
 
  В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятие пользуется услугами различных институтов финансово-кредитной системы: банков, инвестиционных институтов, бирж, страховых и иных организаций. Знание особенностей их деятельности позволяет предприятию оптимизировать свои отношения с подобными институтами, что обеспечивает повышение общей эффективности его хозяйственной деятельности.
 
  1. 1. Взаимодействие предприятий с банками
 
  Денежные расчеты пронизывают все сферы хозяйственных отношений предприятия. Основная часть денежного оборота осуществляется в форме безналичного платежного оборота, когда движение средств происходит в виде перечислений по счетам в кредитных учреждениях.
 
  Расчетно-кассовое обслуживание
 
  В соответствии с российским законодательством денежные средства предприятий подлежат обязательному хранению в банках, Для хранения денежных средств и осуществления расчетов банки открывают предприятиям различные счета.
  Предприятия самостоятельно выбирают банк для своего расчетно-кассового обслуживания. Если предприятие находится по месту нахождения банка, то последний обязан открыть счет предприятию, в ином случае требуется согласие банка.
  В соответствии с договором банк открывает предприятию как клиенту расчетный и другие счета; зачисляет на них денежные средства, поступающие как от предприятия, так и предприятию; списывает соответствующие суммы со счета предприятия по его поручению на счета поставщиков, кредиторов, соответствующих бюджетных и внебюджетных фондов. Банк обязуется принимать от предприятия-клиента и выдавать ему или по его поручению наличные деньги, выплачивать проценты за хранение денег на счетах.
  Расчетный счет может быть открыт каждому предприятию, обладающему правами юридического лица, независимо от формы собственности. Расчетный счет является основным счетом предприятия. Он необходим для осуществления расчетов предприятия с другими предприятиями и банками в связи с осуществлением его основной деятельности. Предприятие может открыть только один расчетный счет. Другие счета -текущий, ссудный, валютный - можно открывать в любом количестве в разных банках. Для открытия валютных счетов предприятиям банк должен иметь соответствующую лицензию.
  Предприятие, имеющее вне места своего нахождения отдельные структурные звенья - филиалы, магазины, склады открывает расчетные субсчета в банках по месту их нахождения на имя предприятия. Расчетный субсчет имеет подчиненное значение, на нем аккумулируется выручка, поступающая от структурного звена, для последующего перечисления на основной расчетный счет предприятия.
  Текущие счета открываются предприятиям, их филиалам, отделениям и другим подразделениям. По текущим счетам производятся ограниченные расчетные операции, в основном связанные с оплатой труда и административно-хозяйственными расходами.
  Основная масса расчетов в экономике осуществляется в безналичном порядке через учреждения банков. Однако предприятие может использовать часть своих средств в виде наличных денег. При этом наличные деньги, выдаваемые банком, должны расходоваться только на те цели, на которые они получены. Наличные деньги выдаются для осуществления расчетов по заработной плате, других расходов по оплате труда, выплаты стипендий, пенсий, а также на закупки сельскохозяйственной продукции. Выдача наличных денег предприятиям с их счетов производится по денежным чекам.
  В процессе расчетно-кассового обслуживания между предприятием и банком складываются определенные финансовые отношения, сопровождающиеся движением денежных средств и затрагивающие формирование доходов предприятия и банка.
  За оформление счетов предприятиям и проведение расчетным и кассовых операций многие банки взимают плату для возмещения расходов по их проведению. Другие банки для привлечения клиентуры открывают расчетные счета бесплатно. Каждый банк за хранение у него денежных средств предприятий выплачивает в пользу последних определенную плату (процент).
  Размер платы устанавливается по взаимному соглашению, если речь идет о расчетном счете. На срочные депозитные счета предприятие помещает временно свободные денежные средства на условиях банка, который устанавливает проценты по вкладам в зависимости от сроков хранения денег.
  Расходы предприятия по оплате услуг банка включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Доходы, полученные от хранения средств на счетах банков, в том числе и курсовые разницы по взаимным счетам, учитываются в составе балансовой прибыли предприятия как внереализационные доходы.
 
  Банковское кредитование
 
  Банковское кредитование - это метод финансирования потребностей предприятия на условиях платности, срочности и возвратности.
  Кредитные отношения могут принимать разные формы. Кредитные отношения могут быть организованы в форме банковского кредита, а также в форме коммерческого кредитования, когда отношения между предприятиями (заемщиком и кредитором) оформляются векселем. Коммерческий кредит может впоследствии трансформироваться в банковский посредством предоставления банком ссуды под залог векселя или посредством учета векселя.
  Обычно выделяется прямое банковское кредитование, когда кредитные отношения предприятия изначально возникают как отношения с банком, и косвенное банковское кредитование, когда первоначально возникают кредитные отношения между предприятиями, которые впоследствии обращаются в банк в поисках способа досрочного получения денег по векселю-
  Кредитные операции являются самой доходной статьей банковского бизнеса, за счет которой формируется основная часть чистой прибыли банков. Но с кредитными операциями связаны и основные риски банков, в частности риск непогашения заемщиком основного долга и процентов по кредиту.
  Кредитование обычно осуществляется по укрупненным объектам. Такими укрупненными объектами, например, для предприятий промышленности, транспорта, связи, строительства, бытового обслуживания являются материальные запасы и производственные затраты, включаемые в нормированные оборотные средства: отгруженные товары, срок оплаты которых не наступил; выставляемые аккредитивы и т.д. Кредитование по укрупненным объектам значительно расширяет права предприятия, позволяет ему с учетом собственных потребностей маневрировать заемными средствами в пределах общей суммы предоставленного кредита Банковским кредитом, однако, не должны покрываться финансовые потребности предприятия, вызванные убытками, неснижаемыми запасами товарно-материальных ценностей и затратами производства, которые должны покрываться собственными оборотными средствами, произведенная сверхплановая продукция, имеющая ограниченный сбыт, сверхплановые и неиспользуемые остатки товарно-материальных ценностей.
  Предприятие имеет право на получение кредита и в том банке, где ему открыт расчетный счет, и в любом другом банке. Такой порядок дает предприятию возможность, ориентируясь на собственные интересы, выбрать банк, где кредитная политика отличается большей гибкостью, быстрее и четче выполняются операции, лучше информация, шире перечень предоставляемых услуг.
  Кредитование предприятий производится на основе кредитного договора. В договоре определяются права и обязанности предприятия-заемщика и банка с учетом характера предоставленного кредита и финансового состояния предприятия, устанавливается ответственность сторон за нарушение условий договора. В кредитном договоре в качестве необходимых условий также определяются: цели кредитования, размер кредита; сроки и основные условия выдачи и возврата ссуды; способы обеспечения кредитного обязательства; процентные ставки за кредит; перечень расчетов и сведений, необходимых для кредитования, а также сроки их представления.
  В зависимости от срока выдаваемой ссуды кредиты делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 3 лет) и долгосрочные (свыше 3 лет).
  Прежде чем принимать решение о предоставлении кредита, банк анализирует кредитоспособность предприятия.
  Под кредитоспособностью предприятия понимается наличие у него предпосылок для получения кредита и его возврата в срок. Кредитоспособность предприятия определяется его аккуратностью при расчетах по ранее полученным кредитам, текущим финансовым состоянием и возможностью при необходимости мобилизовать денежные средства из различных источников.
  Каждый банк использует свою систему оценки кредитоспособности предприятия, составляющую коммерческую тайну банка. Обычно система оценки использует три категории кредитоспособности: надежный (кредитоспособный), неустойчивый (ограниченно кредитоспособный), ненадежный (некредитоспособный).
  Заемщик, признанный надежным, кредитуется на общих условиях; в этом случае может быть применен и льготный порядок кредитования. Если заемщик оказывается неустойчивым клиентом, то при заключении кредитного договора предусматриваются дополнительные нормы контроля за его деятельностью и возвратностью кредита (например, необходимость залога, гарантии, поручительства, ежемесячная проверка обеспечения, применение повышенных процентных ставок и т.д.). Если предприятие - ссудозаявитель признано ненадежным клиентом, то его кредитование осуществлять нецелесообразно. В этом случае банк может предоставить денежные средства только на особых условиях, специально предусмотренных в кредитном договоре.
  Главными причинами необеспечения кредитоспособности предприятия являются наличие дебиторской задолженности, нарушение обязательств, накопление избыточных производственных и товарных запасов, низкая эффективность хозяйственной деятельности, замедление оборачиваемости оборотных средств и т.п.
  Банк осуществляет контроль за выполнением условий кредитного договора, использованием предприятием полученного кредита, своевременным и полным его возвратом. В этих целях осуществляется анализ хозяйственной деятельности предприятия, его финансового положения, при необходимости проводится проверка денежных и расчетных документов, бухгалтерских записей, отчетных материалов,
  Если предприятие нарушает условия кредитования, банк применяет к нему санкции - меры кредитного воздействия. Банк, например, вправе прекратить полностью или частично кредитование, досрочно взыскать ссуду в случаях возникновения необеспеченной задолженности, использования выданных средств не по целевому назначению или с нарушением установленных правил кредитования, продажи или израсходования заложенных ценностей без обращения полученных сумм на погашение задолженности банку, неудовлетворительного хранения товарно-материальных ценностей, являющихся обеспечением ссуд банка, уклонения от банковского контроля.
  При систематическом нарушении сроков погашения ссуд Предприятие теряет право на новый кредит и лишь в отдельных случаях может пользоваться им под особую гарантию (поручительство). Если у предприятия возникла просроченная задолженность, и оно не имеет свободных денежных средств, банк прекращает кредитование и вправе использовать заложенные товарно-материальные ценности (залог) для погашения задолженности по ссудам. Если ссуда была выдана под гарантию другой организации, то при отсутствии средств для ее погашения на расчетном счете предприятия-заемщика задолженность взыскивается в бесспорном порядке со счета гаранта.
  По инициативе банка к предприятию-заемщику, не выполняющему обязательств по своевременному возврату полученных кредитов, могут быть предприняты следующие меры:
  • передача оперативного управления администрации, назначенной с участием банка-кредитора;
  • реорганизация;
  • возбуждение в арбитражном суде дела о признании предприятия несостоятельным (банкротом).
 
  Валютные операции
 
  В проведении предприятиями валютных операций особую роль играют коммерческие банки, имеющие соответствующую лицензию Центрального банка России.
  Предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, открывают валютные счета. Для открытия валютного счета предприятие предоставляет в банк заявление, копии устава и документов о государственной регистрации, о постановке на учет в налоговых органах и иные предусмотренные законом документы.
  По согласованию с банком предприятие определяет валюту счетов. Конверсия (перевод) валют осуществляется по курсу, существующему на международном валютном рынке на момент совершения операции. Образующаяся при пересчете валют курсовая разница относится на счет предприятия - владельца счета.
  Вся поступающая в пользу предприятий валютная выручка зачисляется на соответствующие счета в банках. В январе 1995 г. ЦБ РФ были отменены ограничения на осуществление валютных операций по счетам в иностранной валюте. Специальные счета в иностранной валюте были ликвидированы и восстановлены валютные транзитные и текущие счета. На валютный транзитный счет зачисляются валютные поступления от импортеров в соответствии с подписанными внешнеторговыми договорами. На текущем валютном счете учитываются средства, остающиеся в распоряжении предприятия после обязательной продажи экспортной выручки.
  Из поступивших предприятию валютных средств от экспорта товаров и услуг 50% должно быть продано через банк на внутреннем валютном рынке России по рыночному курсу рубля (рублевый эквивалент стоимости валюты зачисляется на расчетный счет предприятия).
  Получив от предприятия поручение на продажу валюты, банк переводит подлежащую продаже валюту с транзитного счета предприятия на отдельный лицевой счет в банке, на котором учитываются валютные средства для обязательной продажи на валютном рынке. Оставшаяся часть валютных средств списывается с транзитного счета и зачисляется на текущий валютный счет. Предприятие вправе использовать эти средства на любые цели с учетом действующего законодательства.
  Обязательной 50%-ной продаже не подлежат валютные средства, полученные предприятием в качестве платежей от российских юридических лиц (с валютных счетов последних), а также валютные средства, приобретенные данным предприятием на валютном рынке России.
  Валютные платежи осуществляются банком по поручению предприятия лишь в пределах остатка средств на его валютном счете. При необходимости банк может потребовать от предприятия, осуществляющего переводы валютных средств за границу на оплату товаров и услуг, предоставления соответствующей информации и документов о законности таких платежей.
  Если после обязательной продажи части валютной выручки у предприятия оказывается недостаточно необходимых ему валютных средств, оно может через банк приобрести за рубли валюту на валютном рынке России, но только для проведения текущих валютных операций и для погашения задолженности по валютным кредитам.
  Расчеты между российскими и иностранными предприятиями обычно производятся в свободно конвертируемой валюте. Для расчетов с иностранными фирмами российские предприятия и организации могут покупать валюту на внутреннем валютном рынке, а в исключительных случаях - для расчетов с российскими юридическими лицами. Купленная предприятием валюта переводится за границу иностранным фирмам за приобретенные у них товары и услуги, а также на оплату услуг по транспортировке, страхованию и экспедированию при международных перевозках на погашение основного долга и процентов по ранее полученным валютным кредитам; для переводов иностранным инвесторам причитающихся им доходов от иностранных инвестиций.
  В отдельных случаях расчеты между российскими юридическими лицами могут производиться в валюте, например, оплата услуг предприятий связи (в случае аренды международных каналов связи для российских предприятий); расчеты за транзитные перевозки грузов через российскую территорию; расчеты между поставщиками и субпоставщиками экспортной продукции; при осуществлении валютных операций на внутреннем валютном рынке и др.
  Обладая валютными ресурсами, но, испытывая нехватку рублевых средств на расчетном счете, предприятие для обеспечения своевременности расчетов за товары и услуги, для оплаты труда, для расчетов с бюджетом и пенсионным фондом обязано продать имеющиеся у него валютные средства за рубли, чтобы произвести платежи по этим обязательствам.
  Российские предприятия могут открывать валютные счета за границей с разрешения ЦБ РФ при невозможности открытия текущих валютных счетов в российских банках и с учетом особенностей проведения необходимых валютных операций. Предприятия обязаны предоставлять данные об остатках средств на таких счетах и о начисленных процентах, переведенных в Россию.
  Контроль за проводимыми предприятиями валютными операциями возлагается на коммерческие банки. Руководство предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность и имеющих валютные счета, отвечает за эффективное использование валютных средств. За нарушение правил проведения валютных сделок российские предприятия несут материальную ответственность, они могут быть лишены лицензий и разрешений на их осуществление, а также к ним могут быть применены другие санкции.
  Для финансирования внешнеторговых операций банки могут выдавать предприятиям валютные кредиты (под гарантию, залог и т.п.) с обязательным целевым назначением. В первую очередь они предоставляются для финансирования текущей деятельности предприятия, связанной с экспортно-импортными сделками, для создания и развития экспортных производств, под будущие валютные доходы исходя из заключенных экспортных контрактов. Процентные ставки по валютным кредитам определяются на договорной основе.
  Задолженность по валютному кредиту погашается за счет средств, находящихся на валютном счете предприятия. Банк контролирует выполнение предприятием условий кредитного договора, в случае их нарушения он может прекратить дальнейшее кредитование либо потребовать досрочного погашения выданного кредита или повысить процентную ставку по уже выданной ссуде.
 
  Лизинговые операции
 
  Значительный интерес для предприятий представляют в современных условиях лизинговые операции, под которыми понимается покупка банком машин, оборудования, транспортных средств и т.п. и их последующая передача в аренду предприятиям на определенный срок.
  Привлекательность лизинга состоит в том, что предприятие не расходует единовременно собственные финансовые ресурсы на покупку оборудования, так как банки приобретают его за счет собственных средств. Банки получают доходы в виде арендной платы, которая в конечном счете превышает первоначальные затраты на покупку оборудования. Финансовый лизинг (продолжительностью от 5 до 10 лет) представляет собой форму долгосрочного кредитования предприятия. Вместе с тем он имеет преимущества перед обычной ссудой, которая всегда связана с ограниченными сроками предоставления и погашения кредита. Лизинг-более гибкая форма кредитования, так как предприятие-арендатор и банк могут выбрать удобную для обеих сторон форму платежей, которые к тому же не облагаются налогом.
 
  Факторинговые операции
 
  Факторинговые, или торгово-комиссионные, операции производятся с целью ускорения получения поставщиком платежа. Предприятия-поставщики уступают банку право требования платежа по платежным документам за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Банк сразу же возмещает поставщику часть суммы, остальная ее часть поступает на счет поставщика после поступления средств от покупателя. В договоре может быть предусмотрено и незамедлительное возмещение предприятию-поставщику полной суммы, причитающейся ему от покупателя. Обычно за осуществление такой операции банк взимает с предприятия дополнительную плату.
  Факторинговые операции обеспечивают для предприятия-поставщика кредитование его оборотных средств, минимизируют потери от просрочки платежа, создают условия для нормальной производственной деятельности. Предприятие-поставщик знает точную дату поступления платежей и может планировать свои расходы. Особенно эффективно факторинговое обслуживание для малых и средних предприятий, нередко испытывающих временные финансовые затруднения.
 
  Трастовые операции
 
  Трастовые (доверительные) операции проводятся банками от имени и по поручению клиентов за их счет и в их пользу. На долю трастовых операций в развитых странах приходится большая часть всех предоставляемых банками услуг. Частью доверительных операций является управление портфелями инвестиций клиентов, управление имуществом, недвижимостью и другой собственностью.
 
  2. 2. Взаимоотношения предприятий с биржами
 
  Биржа - это особая форма оптового рынка, на котором в качестве товаров фигурируют средства производства и предметы потребления (товарная биржа), ценные бумаги (фондовая биржа), иностранная валюта (валютная биржа).
 
  Особенности биржевой торговли
 
  Обеспечивая концентрацию спроса и предложения во времени и пространстве, биржа создает благоприятные условия для ценовой конкуренции, способствует формированию рыночных цен (цен котировки), не зависящих от отдельного продавца и покупателя и учитывающих результаты всех совершенных на бирже сделок. В то же время биржевой механизм позволяет продавцу и покупателю оперативно реагировать на изменения спроса и предложения.
  В организации биржевой торговли существует несколько особенностей:
  • процесс торгов всегда происходит в одном и том же месте в одно и то же заранее определенное время;
  • все сделки совершаются по определенным, обычно законодательно утвержденным правилам, которые регламентируют взаимоотношения продавцов, покупателей, посредников, характеристики биржевых товаров, порядок исполнения контрактов и т.д.;
  • для упрощения процесса торгов широко используется система биржевых стандартов по качеству, месту и срокам сдачи и приема товаров, способам исчисления цен и иным условиям сделок.
  Главная отличительная черта биржевых товаров - простота и стандартизированность. На товарных биржах, например, обычно представлены особые группы качественно однородных, взаимозаменяемых товаров (так называемых биржевых товаров), предлагаемые в соответствии со стандартами качества: маслосемена и продукты их переработки, зерновые, живой скот и мясо, сахар, кофе, текстиль и какао-бобы, лес, пиломатериалы, каучук, нефть, газ, топливо, цветные, черные и драгоценные металлы.
  Для упрощения операций стандартизуется также и объем товаров, который может быть продан по одному контракту. Такое минимальное количество товаров называется биржевой единицей. Фактические объемы поставок (лоты), предусматриваемые в контрактах, должны быть кратны биржевой единице.
 
  Виды биржевых сделок
 
  Сами биржевые сделки осуществляются с помощью брокеров, которые представляют на бирже интересы продавцов и покупателей. На бирже осуществляются четыре вида сделок, представляющих собой разные модификации договора купли-продажи:
  • купля-продажа реального товара, в том числе сделки с немедленной передачей или поставкой товаров или с передачей документов, подтверждающих право собственности на него;
  • форвардные сделки - сделки купли-продажи товаров с отодвинутым сроком их поставки:
  • фьючерсные сделки - сделки купли-продажи стандартных контрактов-товаров;
  • опционные сделки - сделки купли-продажи прав на будущую куплю-продажу товаров или контрактов на поставку товаров по установленной цене.
  Форвардные сделки - срочные сделки, совершаемые в разных сферах бизнеса, в том числе на товарных биржах, и предусматривающие обязательства поставки товара с исполнением в будущем, т.е. спустя определенный срок.
  Особое значение в современной биржевой торговле имеют фьючерсы и опционы. Фьючерсные сделки представляют собой сделки купли-продажи стандартных контрактов по указанной в контракте цене с исполнением через определенный промежуток времени. Суть фьючерсного контракта состоит не в реальной поставке или передаче названных в нем товаров, а в получении или уплате разницы в рыночных ценах на моменты заключения сделок и исполнения контракта. Фьючерсы особенно привлекательны для участников биржевых торгов в условиях резкого колебания рыночных цен. Покупатель выигрывает, когда цены повышаются, продавец - когда цены понижаются. Успеха достигает тот, кто лучше может сориентироваться в рыночной конъюнктуре.
  Фьючерсы значительно снижают размер убытков, которые были бы действительно понесены, если бы контракт подлежал реальному исполнению.
  Для предотвращения убытков от фьючерсных контрактов параллельно с ними заключаются форвардные сделки и сделки на наличный товар. Если участник биржевых торгов проигрывает на фьючерсном контракте, то он покрывает свой убыток на продаже наличных ценностей, и наоборот. Биржевыми правилами допускается прекращение обязательств по ранее проданному фьючерсному контракту путем его обратной покупки (выкупа).
  Опцион может быть предусмотрен в отношении товара, его количества, качества, способов оплаты и т.д. Суть опциона заключается в том, что одной стороне (покупателю опциона) за установленное вознаграждение предоставляется право (опцион) потребовать продать (купить) товар по оговоренной цене в любой день в течение определенного периода (опцион американский) или в срок исполнения договора (опцион европейский) либо в установленные сроки заявить об отказе от своего права с освобождением от возмещения убытков другой стороне. Опционные сделки на покупку товаров могут предусматривать право приобрести фьючерсный контракт.
  Современная товарная биржа - это рынок именно контрактов на поставку товаров при относительно небольших размерах его реальных поставок. Именно как рынок контрактов биржа, не связывая движение больших масс товаров, выравнивая спрос и предложение, создает максимально эластичные по цене перманентный спрос и перманентное предложение.
 
  Фондовые биржи
 
  Фондовая биржа представляет собой определенным образом организованный рынок, на котором владельцы ценных бумаг совершают через членов биржи, выступающих в качестве посредников, сделки купли-продажи.
  Ценной бумагой признается денежный документ, выражающий право собственности или отношения по займу. Все ценные бумаги подразделяются на два вида - долевые и долговые.
  Долевые ценные бумаги - акции представляют долю их владельцев в реальной собственности. Доход, получаемый владельцем акций, называется дивидендом. В зависимости от характера обращения акции делятся на именные и на предъявителя. Акции на предъявителя могут свободно обращаться на рынке ценных бумаг, именные акции или не подлежат обращению, или их переход к другому владельцу связан с регистрацией этой сделки. Акция дает право на получение дохода и, как правило, на участие в управлении акционерным обществом. Число голосов на общем собрании акционеров прямо пропорционально числу имеющихся у акционера акций.
  Долговые ценные бумаги обычно дают право их владельцам на присвоение твердого, фиксированного дохода - процентной ставки и на возврат суммы, переданной ими в долг к определенному сроку. К долговым ценным бумагам относятся облигации, казначейские обязательства государства, депозитные (сберегательные) сертификаты и векселя.
  Облигация - это ценная бумага, содержащая обязательство должника возместить кредитору номинальную стоимость займа (долга) в оговоренный срок с выплатой годового дохода в виде процента, фиксированного или плавающего. Облигации действуют строго определенный срок. По сроку действия обычно облигации подразделяются на краткосрочные (до 10 лет) и долгосрочные (более 10 лет). Облигации могут выпускать государственные органы и органы местного самоуправления предприятия, Облигации могут быть именными и на предъявителя, свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения, процентными и беспроцентными (целевыми). Погашение (выкуп) облигации производится ежегодными тиражами.
  Казначейские обязательства государства - ценные бумаги, удостоверяющие внесение их держателями денежных средств в бюджет. Они выпускаются на разные сроки, а выплата дохода по ним предусмотрена ежегодно по купонам или при погашении обязательств путем начисления процентов.
  Депозитные (сберегательные) сертификаты -- письменное свидетельство кредитного учреждения (банка) о внесении денежных средств, удостоверяющее права вкладчика на получение депозита и процентов по нему по истечении установленного срока. Сертификаты могут быть на предъявителя или именными.
  Сделки, совершаемые на фондовой бирже, подразделяются на кассовые и срочные. По кассовым сделкам расчет совершается непосредственно после их заключения. Обычно срок выполнения кассовой сделки составляет от 1 до 3 дней.
  Срочными называются сделки, по которым продавец передает, а покупатель оплачивает ценные бумаги не сразу, а по истечении определенного установленного срока. На биржах сроком ликвидации сделки является последний день месяца. Срочные сделки могут заключаться на срок от одного до нескольких месяцев. В свою очередь они подразделяются на твердые и условные (сделки с премией). По первому виду сделки к моменту истечения срока стороны обязаны выполнить условия сделки.
  Условные сделки (с премией) предполагают, что одна из сторон, выплатив заранее обусловленную премию, может отказаться от исполнения сделки. Такое поведение покупателя объясняется тем, что изменились условия котировок приобретаемых им ценных бумаг. Если, например, заключена сделка на покупку 100 акций по 2000 руб. за штуку, из которых премия составляет 100 руб., то в день исполнения этой сделки покупатель либо, заплатив 200 тыс. руб., получит 100 акций, либо, уплатив премию в 10 тыс. руб., откажется от сделки. Покупателю выгоднее будет уплатить премию в том случае, если в момент завершения сделки курс упадет, например, до 1850руб. за акцию, поскольку он может приобрести в кассе 100 акций за 185 тыс. руб. С учетом премии его расходы составят 195 тыс. руб. против 200 тыс. руб. Если же курс акций в момент исполнения сделки составит 2100 руб., покупатель, купив их по 2000 руб. и тут же продав их на бирже по текущему курсу, получит доход в 10 тыс. руб.
  Другой разновидностью сделки с премией является сделка с опционом. Премией в этом случае оплачивается право покупателя в любой день в течение оговоренного срока купить у продавца определенное количество акций по заранее обусловленной цене. Если, например, заключается сделка с опционом на покупку 100 акций по 2000 руб. за штуку сроком на 6 месяцев и при этом премия, выплаченная продавцу, составляет 200 руб. за акцию, то покупатель воспользуется своим правом в тот момент в течение этого срока, когда текущий курс этих акций по кассовым сделкам составит 2350 руб. Приобретая у продавца 100 акций по 2000 руб. (с учетом выплаченной премии в 20 тыс. руб. общий расход составит 220 тыс. руб.), он тут же может их продать по текущему курсу за 235 тыс. руб., получив при этом доход в 15 тыс. руб. Если же курс за все обусловленное в сделке время не поднимается выше определенного в сделке уровня, покупатель может вообще отказаться от покупки акций. При этом его потери составят величину выплаченной премии.
 
  3. 3. Роль страховых организаций в деятельности предприятий
 
  Страхование - это отношение по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении особых событий из специально формируемых денежных фондов.
 
  Принципы страхования
 
  Страхование - это экономическое отношение, в котором участвуют две стороны (или два субъекта). Одна из них - это страховое общество (частное или государственное), или страховщик, которое вырабатывает условия страхования и предлагает их своим клиентам - юридическим и физическим лицам. Если условия устраивают клиентов, то они подписывают договор установленной фирмы и регулярно вносят по нему страховщику денежные взносы согласно договору. Из этих взносов у страховщика образуется особый денежный фонд.
  Другой стороной (субъектом) данного экономического отношения являются юридические или физические лица, называемые страхователями.
  Если в результате страхового случая (стихийные бедствия, несчастный случай и т.д.) страхователю будет нанесен ущерб (экономический или здоровью), то страховщик в соответствии с условиями договора выплачивает страховое возмещение.
  Страховщик и страхователь регулируют страховое отношение специальным договором. В мировой практике он называется страховым полисом. Этот документ (именной или на предъявителя) удостоверяет заключение страхового договора и содержит обязательство страховщика выплатить страхователю при наступлении страхового случая определенную сумму денег.
  Для заключения договора страхования, а им может быть страховой полис либо страховое свидетельство, страхователь представляет страховщику определенный набор документов.
  Основная цель представления документации - определение степени страхового риска. Изучив клиента, страховщик устанавливает страховую премию (взнос) в процентах к страховой сумме и дифференцированной в зависимости от срока страхования.
  После уплаты премии договор вступает в силу. Если по договору страхования к установленному сроку поступит менее исчисленной суммы платежа, то такие договоры считаются несостоявшимися, а поступившие платежи возвращаются страхователю.
  Наиболее существенными моментами в страховании являются: размер ответственности, принимаемой страховщиком, определение страхового случая и возмещение убытков.
  Условия страхования четко оговаривают срок, в течение которого страхователь обязан сообщить о наступлении страхового случая путем подачи заявления. Обычно действует 5-дневный срок для извещения о произошедшем событии. Размер страхового возмещения определяется в зависимости от объема ответственности страховщика, исходя из суммы непогашенной задолженности на установленную кредитным договором дату.
  Условия страхования предусматривают порядок возмещения убытков. Одновременно страховая организация оставляет за собой право отказать в выплате страхового возмещения. Свой отказ страховщик связывает, во-первых, с недостоверностью сообщенных страхователем сведений, которые могли иметь существенное значение для суждения о страховом риске, во-вторых, если страхователь не выполнил обязанностей, возложенных на него условиями страхования. В момент заключения договора эти условия должны формулироваться сторонами конкретно, во избежание дальнейших споров.

<< Пред.           стр. 20 (из 26)           След. >>

Список литературы по разделу