<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  прежним (+) якорем.
  Практика показывает: об устойчивом результате свидетельствует
  отсутствие малейшей негативной реакции при присоединении к
  будущему через 10 месяцев.
 
  ТЕХНИКА ИНТЕГРАЦИИ АУДИАТОРНЫХ ЯКОРЕЙ.
 
  Даем клиенту возможность понять, как он входит в ( - ) состояние и в (+) состояние. Техника та же. Якорь ставится ИНТОНАЦИЕЙ И ОТКЛОНЕНИЕМ (вправо или влево, туда же, куда отклоняется клиент при (+) и ( - ) переживаниях). (Негативное состояние - отсоединение - позитивное состояние отсоединение и т. д. - все те же шаги).
  ШАГ 5. Интеграция.
  Садитесь посредине и проводите интеграцию (произвольное
  "перемешивание" фраз из негативного и позитивного списка,
  соответственно отклоняясь вправо и влево и меняя интонацию).
  Постоянно наблюдайте за невербальными реакциями.
  Если интеграция не происходит, просим пациента сравнить (изменяя позу,
  движения, ощущения и т. д. ) позитивные и негативные
  состояния ("что меняется при переходе?" ). Когда пациент научился включать (+)
  состояние, предложите ему вернуться в ( - )
  событие и включить (+) состояние.
  Когда произошла интеграция якорей
  ШАГ 6. Присоединение к будущему.
 
 
  ТЕХНИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОЙ ИСТОРИИ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕГРАЦИИ ЯКОРЕЙ.
 
  ШАГ 1. Поставьте на якорь нежелательное или неприятное чувство.
  ШАГ 2. Используйте этот якорь. Помогайте клиенту пройти назад по времени, находя
  другие случаи, когда клиент чувствовал себя подобным образом.
  ШАГ 3. Когда отмечаются усиления выражения этой эмоции, остановите
  клиента и попросите полностью прочувствовать переживание, отмечая возраст,
  когда оно имело место. Ставьте якорь на каждое переживание, чтобы Вы могли
  вернуться к этому специфическому переживанию при необходимости (эти якоря
  могут быть аудиальными или кинестетическими).
  ШАГ 4. Когда клиент пройдет 3 - 4 таких переживания. отпустите исходный якорь и
  верните клиента в настоящее.
 
 [Академия Знакомств [Soblaznenie.Ru] - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!]
 
  ШАГ 5. Попросите клиента определить ресурс, который необходим, чтобы
  эти прошлые ситуации превратились в удовлетворяющие переживания. Убедитесь,
  что названный ресурс действительно может повлиять на поведение и
  субъективные переживания клиента. Многие
  люди думают, что все было бы прекрасно, если бы другие люди
  несколько изменились. Но нужно, чтобы САМ КЛИЕНТ был другим и
  таким образом научился чему-то новому, вызывая другие реакции
  у людей , вовлеченных в прошлые ситуации. Если необходимый ресурс
  определен, помогите клиенту получить доступ к опыту, где
  он действительно обладал этим ресурсом и проявлял его. Поставьте это
  переживание на якорь.
  ШАГ 6. Используя ЯКОРЬ РЕСУРСА, дайте клиенту пройти каждое из
  идентифицированных переживаний и измените их, используя дополни
  тельный ресурс. Вы можете использовать якори, которые соответствуют каждому
  из трех или четырех переживаний, чтобы помочь
  клиенту прямо войти в них. Когда клиент удовлетворен изменившимся
  переживанием, договоритесь, чтобы он кивнул, тогда переходите к следующему
  шагу(если клиент не удовлетворен новым результатом, возникающим в старом
  переживании, вернитесь на шаг 5; найдите другой ресурс, более подходящий к
  специфике прошлого переживания, затем снова переходите к шагу 6).
  ШАГ 7. Попросите клиента вспомнить прошлые переживания, не используя
  якори, чтобы обнаружить, действительно ли воспоминания субъективно
  изменились.
  ШАГ 8. Когда прошлые воспоминания изменились, попросите клиента при
  мерить изменения в отношении будущего. Т. е. пусть клиент представит себе
  ближайшую в будущем ситуацию, подобную прошлым, и
  при этом возьмет с собой необходимые ресурсы. НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ
  ЯКОРИ. Этот способ проверки определяет, обобщились ли изменения и
  интегрировались ли они полностью.
 
  Если Вы работаете с клиентом, который "не умеет видеть" картины, используйте технику "НАЛОЖЕНИЯ" (см. дальше), чтобы ввести визуализации в сознание, прежде чем переходить к технике изменения истории.
 
 
  3. ТЕХНИКА НАЛОЖЕНИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ.
 
  Фундаментальный метод развития клиентов состоит в том, чтобы помочь им порождать богатые, полные, живые внутренние переживания, включающие ВСЕ СЕНСОРНЫЕ МОДАЛЬНОСТИ. Это создает глубокие измененные состояния сознания, богатые переживаниями и, кроме того, развивает СПОСОБНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВНУТРЕННИЕ ПРОЦЕССЫ.
 
  НАЛОЖЕНИЕ - это техника, используемая для создания таких переживаний.
  Наложение начинается с вербализации, соответствующей первичной репрезентативной системе клиента, а затем по одной добавляются другие сенсорные модальности. Это также делается вербально, с использованием естественных связей между переживаниями, которые существуют между модальностями.
  Например, для высоко - визуального типа процедура начинается с того, что клиенту предлагается представить зрительный образ дерева (деревьев). Когда оно будет видеться перед собой ясно, обращаем внимание клиента на разнообразие деталей (цветов и форм листьев, веток), потом - движение ("Вы можете начать видеть движение, мягкое покачивание, Вы можете начать слышать звучание ветерка, как он мягко овевает деревья, Вы можете почувствовать прохладу, потому что он овевает Ваше лицо. Чувствуя эту прохладу ветерка на лице, Вы можете почувствовать запах свежести, запах деревьев, который он доносит до Вас" ).
  Если пациент "не может" услышать, почувствовать, то в большинстве случаев помогает трюк: "А что Вы бы услышали (почувствовали), ЕСЛИ БЫ слышали(чувствовали)?" Чаще всего после этого запрет (блок) снимается. ("Если бы я слышал, то услышал бы. . . "). Особенно эффектно, если неосознаваемой является ведущая система: как только она становится осознаваемой, наступает заметный прогресс в лечении, т. к. клиент получает доступ к важной для него информации. Следует особо подчеркнуть важность осознавания кинестетической информации.
 
 
  З А К Л Ю Ч Е Н И Е
 
  Перед переходом к следующей главе поговорим о структуре сеанса (и всего курса лечения). Будем помнить всегда, что нас интересует только одно - достижение результата.
  Во взаимодействии с клиентом имеются две точки. Первая - настоящее положение. Вторая - желаемый результат. Цель взаимодействия определяется клиентом ("куда клиент хочет прийти" ).
  Присоединение (клиента и терапевта) настоящего положения к желаемому результату есть путь, который намечается совместно.
  1. НАСТОЯЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ КЛИЕНТА.
  При сборе информации клиенту кажется, что врач его не понимает, поэтому нужно присоединиться к клиенту, кроме того надо собрать информацию о мета - модели пациента (о мета - модели см. в III главе).
  2. ЖЕЛАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
  Необходимо сформулировать хороший результат - в позитивных терминах (какого результата клиент хочет добиться?).
  Далее следует научить пациента замечать "внутренний датчик" , показывающий, что результат достигнут ("А как ты узнаешь, что результат достигнут?" ). Второй "датчик" - у врача (его чувство завершенности).
  Обязательно надо пытаться выяснить вторичную выгоду, получаемую пациентом от симптома(т. е. истинное, бессознательное его намерение): "Что ты получил от болезни позитивного? Чему она тебя научила?" и т. д. Вначале пациент не желает это исследовать ("не понимает" ). Здесь он может отказаться от лечения и уйти (никогда "не гоняйтесь" за пациентом: без его намерения результат все равно не будет достигнут, только потратите бесполезно время и силы).
  Намерение пациента всегда правильно, но надо, чтобы он это четко выразил (осознал). Полезно спросить пациента, что он готов отдать за результат (не обязательно в материальном смысле).
  Следует выяснить, к каком КОНТЕКСТЕ пациент хочет получить изменения и определить ГРАНИЦЫ ТЕРАПИИ, выяснить, доступен ли результат самому пациенту.
  Договориться о продолжительности лечения ("обратись внутрь себя и спроси, сколько времени приблизительно потребуется для достижения результата. . . Какой, по твоему мнению, ты получил ответ?" ).
  Договориться о стоимости лечения (либо каждого часа лечения). О бесплатности лечения решает только врач. Договориться с пациентом о распределении обязанностей. По мере продвижения к результату технику выбирает терапевт, но окончательное решение остается за пациентом.
  3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
  Оценка результата. Сравнение результата с запланированным. Экологическая проверка результата. Присоединение к будущему. Прощание с пациентом (отсоединение пациента от терапевта и терапевта от пациента: " Пока!" ).
 
 
  Прежде, чем переходить к освоению техники, описанной в следующей главе, рекомендую приобрести опыт и уверенность в том, что Вы действительно овладели техникой, описанной во II главе.
  Выражаю надежду, что приобретенные знания и навыки Вы также используете для действительно нужных Вам, как личности, результатов.
  И последнее. Главным принципом НЛпрграммистов, как и любого лица, занимающегося лечением, остается принцип Гиппократа "рRIMUM NON NOCERE!" (Прежде всего - не вреди!) НЛпрограммисты установили неопровержимо, что причиненный вред (и даже желание его причинить) возвращается усиленным к самому терапевту(злые намерения приводят к утрате ресурсов терапевта).
 
 
  ГЛАВА III. Т Е Р А П Е В Т И Ч Е С К И Е Т Е Х Н И К И
  (2 СТУПЕНЬ)
 
 
  В В Е Д Е Н И Е
 
  Техника, описанная в данной главе, является продолжением техники, перечисленной во II главе, и может быть освоена только психотерапевтом, приобретшим определенный опыт.
  Несколько дополнений по поводу рабочего (ресурсного) состояния терапевта.
  К настоящему времени Вы уже отработали быстрый вход в состояние и выход из него по каждому каналу и по всем одновременно. Напоминаю, что сознание (активное внимание)проявляется в работе центрального зрения и во внутреннем диалоге, которые "удерживают стабильность мира и не дают ему развиваться" . Бессознательное - на периферии зрения.
  Злоупотребление рабочим состоянием может привести к осложнению, т. к. в этом состоянии "не ешь, не спишь, не замечаешь время" . Если долго быть в рабочем состоянии, можно стать "трудоголиком" , когда происходит большая трата ресурсов.
  По окончании рабочего дня для восполнения утраченных ресурсов перед выходом из последнего рабочего состояния рекомендуется провести следующую процедуру.
  1. Не выходя из этого состояния "посмотрите" на мир из области:
  - лба(перед этим Вы "смотрели глазами" );
  - шеи;
  - груди;
  - живота.
  Заметьте, как при этом меняется восприятие (в частности - поле зрения).
  2. Посмотрите на мир, окрашенный в светлый тон:
  - салатный;
  - голубой;
  - розовый;
  - белый;
  - светло - желтый (солнечный);
  - сиреневый.
  Обратите внимание, как меняется мир, в частности - запахи.
  3. Выберите цвет (один из шести), который Вам понравился больше всего. Вызовите этот свет, пропитайтесь им - "возьмите его столько, сколько войдет в тело, наполнитесь этим светом" . Любой из этих оттенков света является ресурсным.
  После этого выйдите из рабочего состояния. Отсоединитесь от клиентов и их проблем.
  Не работайте с людьми вне рабочего времени. Не работайте никогда с членами семьи, если они сами об этом не попросят: не путайте работу с жизнью. Вне работы будьте сами собой.
 
  Нормальные люди описывают мир с помощью СОБЫТИЙНОГО РЯДА: "произошли такие - то события, в результате я получил то - то" (СОДЕРЖАНИЕ). Содержание является предметом личной тайны. ФОРМУ люди не замечают, а ФОРМА - ЭТО СТРАТЕГИЯ. Мы можем менять мыслеформу и тем самым менять стратегию. Мы постоянно что - то различаем: да - нет; много - мало; крепко - некрепко; идти - стоять; любит - не любит и т. д. У человека "решатель" использует форму, а не содержание.
  НЕЭФФЕКТИВНЫЕ ЛЮДИ НЕ УПРАВЛЯЮТ СВОИМИ МОЗГАМИ ("я - раб лампы)" ). Эффективные люди управляют своими мозгами (напр. , йоги - отождествление: " есть ли Я - мое тело?" и т. д. ).
  В языке уже имеется описание всего. Когда мы воспринимаем язык прямо, мы выходим на СУБМОДАЛЬНОСТЬ. При работе в системе НЛП происходит перемещение во времени - время становится пространством.
  Модальность (В, А, К, О) - это восприятия, субмодальность - ощущения. Субмодальность выводит на стратегию.
  Многие люди и на "хорошо" и на "плохо" выходят одной стратегией. Имеется "стратегия вхождения" и "стратегия невхождения" . Одна из этих двух альтернативных стратегий осуществляется "поворотом ключа ("переключением тумблера" ) в одну или другую сторону" . Люди говорят Вам совершенно точные слова и тем дают ключ от своей стратегии.
 
  Приведем ФОРМАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ МОДАЛЬНОСТЕЙ.
 В А К 1 2 3 1.Яркость 1.Громкость 1.Интенсивность(напр. для давления: легкий - тяжелый, сильный - слабый) 2.Цвет 2.Тон (высота) 2.Температура (симпатика - парасимпатика) 3.Насыщенность (цветовая) 3.Тембр(окраска) 3.Качество 4.Резкость ("на фокусе или нет") 4.Локализация (внутри -вне) 4.Местоположение (здесь- все внутри) 5.Локализация (внутри тела или вне) 5.Местоположение в пространстве 5.Движение 6.Расстояние 6.Стерео-моно 6.Длительность (постоянство, устойчивость, кратковременность) 7.Местоположение 7.Речь,музыка,шум 7.Форма источника 8.Ассоциированное - диссоциированное 8.Расстояние 8.Граница (четкая - размытая) 9.Рамка(есть или нет) 9.Ритм (есть или нет) 9.Текстура поверхности 10.Контрастность 10.Темп(скорость) 10.Объемность 11.Размер 11.Источник (единичный - множественный) 11.Источник ощущений ("от куда взялось") 12.Объемное-плоское 12.Устойчивость 13.Наклон (его угол) 13.Метафоры (приятный - неприятный, бархатистый, со "срезанным низом или верхом") 14.Устойчивость 15.Форма картинки и рамки. 16.Качественные характеристики ("мультики" или реальность), знаки(за ними обычно стоит звук и т.д.) т.е. содержание Манипулируя своими субмодальностями, человек меняет свое восприятие мира. Остановимся для примера более детально на ЗРИТЕЛЬНОЙ МОДАЛЬНОСТИ (порядок субмодальности соответствует ее порядку в таблице).
  ПО ВИЗУАЛЬНОЙ МОДАЛЬНОСТИ (В). 1. Яркие события вызывают яркие эмоциональные воспоминания. 2. Преобладание тех или иных цветов. Неприятные переживания сдвинуты в темную область, а приятные - в сторону светлую; по спектру - в сторону голубого. 3. Цвета сочные или блеклые соответствуют аналогичным эмоциям. 4. Если картинки нерезкие(неотчетливые), значит человек не понимает свою проблему. 5. "Фильм" или "слайд" ("застыл" , "стоп - кадр" ): "Я и моя проблема "застывшая". Ресурс чаще связан с движением: движение - развитие. 6. "Далекая цель" : "Я не подпущу его к себе ближе" , "я видеть его не могу" . 7. "Где перед тобой эта картинка?(или внутри тебя?)" - локализация объекта. 8. Позиция участника гораздо эмоциональнее, чем позиция наблюдателя (дистанцирован). В воспоминании - диссоциированно (объективно: не мешают эмоции). В настоящее время: при диссоциированном - могут быть проблемы(психологическая защита). 9. "Вышел из себя" = "вышел из рамок" ("убери рамки" ). Сама рамка имеет субмодальные характеристики (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8) по размеру. Рамка сильно "завязана НА КОНТЕКСТ" . Рамка сверху и справа - ОГРАНИЧЕНИЕ БУДУЩЕГО, снизу и слева - ОГРАНИЧЕНИЕ ПРОШЛОГО. Рамка может иметь форму стены, комнаты. 10. Размытость границы между предметами. 11. Некоторые увеличивают (или уменьшают) размеры. Размер зависит от положения на временной оси. МЕНЯЯ РАССТОЯНИЕ И РАЗМЕР ПРОБЛЕМЫ, мы можем увидеть, что проблема часть контекста, более общей проблемы, установить ее связи. 12. Серая жизнь обычно плоская, цветная - объемная. 13. "Это Вам боком выйдет" ; "это меня не касается" и т. д.
 
  ПО СЛУХОВОЙ МОДАЛЬНОСТИ (А). 1. Если громкость = 0, то "слушает тишину" , если громкость максимальная, то "горит кожа" . Меняя громкость голосов, можно изменить восприятие мира. 2. Изменяя интонацию голоса, мы меняем кинестетику (резко - мягко и т. д. ). При этом меняется и содержание говорения: меняется стереотип задействуются другие мозговые поля.
 
  ПО КИНЕСТЕТИКЕ (К).
  9. Скользкий, колющий, шероховатый и т. д.
 
 
  КРИТИЧЕСКИЕ СУБМОДАЛЬНОСТИ
 
  Для человека не все субмодальности равнозначны. Те из них, которые определяют негативные эмоции, (по 3 - 4 у каждого, но у всех людей - разные), называются критическими субмодальностями.
 
 
  ТЕХНИКА РАБОТЫ С КРИТИЧЕСКИМИ СУБМОДАЛЬНОСТЯМИ
 
  В качестве примера предложим работу с "В" и "А" субмодальностями и оставим "К" субмодальность для контроля результата.
  1 ЭТАП. Выявляем негативную ( - ), т. е. проблемную картинку. По очереди
  меняем все субмодальности и возвращаем их в исходное положение. Такая
  процедура позволяет выявить критические субмодальности.
  2 ЭТАП. Выявляем позитивную (+), т. е. ресурсную картинку. В ней ничего не меняем.
  3 ЭТАП. В( - ) картинке изменяем каждую субмодальность так, чтобы она
  соответствовала субмодальности в (+) картинке. Если мы это
  сделаем в отношении критических субмодальностей, то в
  большинстве случаев "автоматически" изменятся и остальные
  субмодальности. Если этого все же не произойдет, придется по
  очереди изменить и все остальные субмодальности (видимо, среди них были
  необнаруженные на 1 - м этапе еще одна - две критических субмодальностей).
  Эта техника пригодна для клиентов, склонных к тщательной, неторопливой, скрупулезной работе.
  Не забудьте об экологической проверке и присоединении к будущему.
 
  1. ТЕХНИКА ВЗМАХА.
 
  Универсальная, в том числе при вредных привычках. Существует несколько вариантов взмахов.
  Например, возьмем полярные состояния (отношения):
  1. Делать не нравится (неприятно) - нравится (приятно).
  2. Состояние растерянности - уверенности; замешательства - понимания и
  т. д.
  Помещаем перед собой картинку, которая не нравится, за ней - "затвор фотоаппарата" , который открывается только на миг, а за затвором - то, что нравится. (Например, не нравится убирать квартиру, нравится есть апельсины). Смотрим на то, что не нравится и начинаем часто "щелкать затвором" , так что сзади на миг появляется то, что нравится. Процедура продолжается до тех пор, пока то, что не нравилось тоже начинает нравиться - человек осознает: чтобы получить позитив, надо пройти через негатив.
  Подобным же образом работаем и с эмоциональными состояниями: впереди - растерянность, сзади - уверенность. И т. д.
  Технология мета - модели создает условия для того, чтобы: а)поставить человека лицом к своей проблеме; б)сделать так, чтобы человек "не убежал" .
 
  Для того, чтобы заложить основу для экспериментов с разными вариантами техники взмаха, предлагаем терапевтам освоить ТЕХНИКУ ШЕСТИШАГОВОГО ВЗМАХА.
  ШАГ 1. Присоединение к клиенту.
  ШАГ 2. Идентификация проблемы(чаще - проблемы стратегические: видение себя, отреагирование).
  Просим клиента войти в ситуацию целиком (увидеть, услышать, по чувствовать). Для тех, кто "не видит" (запрет на видение): "Что
  бы ты видел, если бы ты видел?" И дальше говорить: "как если
  бы. . . ".
  ШАГ 2. 1. Идентифицировать КРИТИЧЕСКИЕ СУБМОДАЛЬНОСТИ.
  Из всего списка субмодальностей чаще всего таковыми являются:
 
  ПО В: яркость, расстояние, ассоциация - диссоциация, размер.
  Реже цвет, рамка;
  ПО А: тембр, громкость, тон. Иногда - ритм;
  ПО К: температура, интенсивность. Реже - тяжесть - легкость, боль.
  ШАГ 3. Идентификация ресурсов. "Чего(каких качеств)тебе не хватило
  тогда, чтобы ситуация стала благополучной?"
  Или: "Найди аналогичную ситуацию, где ты был в безопасности"
  (спокойствие, уверенность). "Представь ситуацию, где ты был
  уверенным, сильным (или спокойным) и в безопасности" и т. д.
  ШАГ 4. Взмах.
  Если критическая субмодальность - яркость, негативная картинка должна
  превратиться в позитивную и засветиться. Отодвигаем позитивную картинку
  вдаль, а негативную ставим перед собой. Закрываем глаза, выдыхаем. Взмах
  заключается в том, что
  картинки, проходя друг через друга меняются местами. На вдохе
  приближается позитивная и удаляется негативная картинка. Когда позитивная
  картинка приблизилась - открыть глаза (прервать
  цикл). На выдохе закрываются глаза, приближается негативная
  картинка. Количество взмахов: от 1 - 2 до 10 раз (если есть
  НАМЕРЕНИЕ клиента "уничтожить негатив" ).
  Если закончить работу мешает рамка негатива, предложите
  клиенту "сломать ее и выбросить" .
  Работу нужно проделать тщательно. Если негатив уменьшается
  и превращается в темную точку - продолжать работу (даже если
  точка стала белой).
 
  ШАГ 5. Экологическая проверка.
  Просим клиента войти в проблемное состояние. Если взмах не
  "сработал" , вернуться на шаг 3: "Чего тебе не хватило, чтобы
  решить это. . . ?" "Представь себе человека с ресурсами. Отправь
  его в проблемную ситуацию. Как он будет себя чувствовать?" "Хорошо" .
  "Войди в ситуацию и стань этим человеком" . "Чего тебе не хватает?" . Если чего -
  то не хватает - повторить ("чело век с ресурсами" и т. д. )
  Повторить взмах (шаг 4) с новым ресурсом. Сделать шаг 5. Если
  результат все же не удовлетворяет:
  - проверить субмодальность или
  - "найди сам способ, чтобы тебе было хорошо" . Пациент находит
  ресурс сам.
  Снова проверяем ресурс (РЕСУРС ДОЛЖЕН УЧИТЫВАТЬ ВТОРИЧНУЮ
  ВЫГОДУ). Проводим взмах.
  ШАГ 6. Присоединение к будущему.
  "Забрасываем" стратегию поведения - ресурсы - в будущее. Это вызывает
  состояние уверенности("каждый человек помнит свое будущее" - родительское
  программирование). Хорошо ресурс "забросить в будущее" на 1 - 2 года("будущее
  настало, а там тебя уже
  ждет ресурс" ). Если на такой период не работает, возвращаемся к
  ресурсам (шаг 3).
  (Взмах можно делать в прошлом и будущем. При этом брать ресурс из этого же
  времени).
 
  При окончании процедуры спросить клиента, нужно ли делать что-нибудь еще. Если - нет, проводим взаимное отсоединение: "Ну, пока!" ("Иди с Богом" , "Аллах да пребудет с тобой" ).
 
  ТРЕБОВАНИЯ К РЕСУРСАМ.
 
  В качестве примера рассмотрим визуальные ресурсы.
  1. Они должны быть ассоциированы.
  2. "Картинка" должна быть прямо перед человеком.
  3. Человек должен видеть себя со стороны и быть повернутым к себе
  лицом.
  4. Клиент на "картинке" не должен быть наклонен, лучше, если он находится в
  вертикальном положении.
  5. Цвета картинки - в зоне светлых тонов (белый, голубой, желтый).
  6. Рамка должна быть не меньше, чем в проблемной картинке.
  7. Картинка должна быть больше, чем проблемная.
 
  Следует иметь в виду влияние мотивации клиента на выбор им стратегии: ОДНИХ ЛЮДЕЙ МОТИВИРУЮТ ДОСТИЖЕНИЯ, А ДРУГИХ - СТРАХ НЕУДАЧИ. Отсюда - эффективная или неэффективная стратегия.
  Существует множество субмодальных технологий.
  Например, ассоциация - диссоциация при ФОБИИ (5 шагов).
  ШАГ 1. Идентифицировать ресурс. "Якорить" его.
  ШАГ 2. Попросить - как на экране (диссоциировано) - увидеть фобическую
  ситуацию.
  ШАГ 3. Фобическое переживание (на экране) "протягивается на фоне ресурса" .
  ШАГИ 4, 5. Экологическая проверка, присоединение к будущему. Если это
  истинная фобия, то она проходит тут же.
 
  Познакомлю Вас еще с четырьмя психотерапевтическими техниками: посмотреть на себя глазами значимого человека, нейтрализатор порога, переформирование и мета - модель.
 
 
  2. ПОСМОТРЕТЬ НА СЕБЯ ГЛАЗАМИ ЗНАЧИМОГО ЧЕЛОВЕКА.
 
  Данная техника помогает увидеть истинную подоплеку взаимоотношений с данным человеком(увидеть, что НА САМОМ ДЕЛЕ находится в белом пятне карты и скорректировать ее, приведя в большее соответствие с территорией). В качестве примера рассмотрим технику изменения отношения с любимым человеком (родителем, партнером, ребенком, другом).
 
  ПОСМОТРЕТЬ НА СЕБЯ ГЛАЗАМИ ТОГО, КТО ТЕБЯ ЛЮБИТ.
 
  ШАГ 1, 2. Попросите клиента вообразить себя писателем: "Вы - автор. Вы
  пишете книгу, в которой Вы сами действующее лицо, вместе со
  многими другими, кто играет свою роль в том, чтобы Ваша жизнь
  была такой, какая она есть. Вам нужно определить кого - то в
  своей жизни, кто, как Вы знаете, любит Вас. Важно не то, что Вы
  его любите, важно, что Вы знаете, что она (или он) любит Вас" .
  Если такого человека не обнаруживается в данное время,
  сориентируйте клиента на его прошлое, когда был кто - то, кто,
  как клиент уверен, любил его. Если клиент утверждает, что такого человека не
  было, помогите ему создать такого человека,
  обратив внимание на то, чтобы это был образ ценного для
  клиента человека.
  ШАГ 3. Поставьте клиента в положение, когда он смотрит через стекло на того, кто
  его любит.
  ШАГ 4. Предложите клиенту описать для себя существенные характеристики,
  значимые и мелкие, которые делают этого человека
  особенным для клиента. Напомните ему, что он писатель, и образ
  человека должен быть живой, а не схематичный.
  ШАГ 5. Предложите клиенту "выплыть из своего тела и войти в тело
  человека, который его любит" (т. е. ассоциироваться с ним) - используйте
  ТЕХНИКУ НАЛОЖЕНИЯ, поставьте эту позицию на
  ТОНАЛЬНЫЙ ЯКОРЬ. Если ее трудно удержать, поставьте КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ
  ЯКОРЬ.
  Если клиенту трудно видеть себя, используйте НАЛОЖЕНИЕ,
  затем поставьте на якорь это состояние.

<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу