<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  ШАГ 6. Предложите клиенту описать, что он любит в человеке, которого он видит (т.
  е. самого себя глазами любящего). Усильте это
  особое состояние восприятия соответствующими вербальными
  паттернами("глазами любящего" ). Направьте его внимание на те
  аспекты себя, на которые он не обращает внимания.
  ШАГ 7. Верните клиента в собственное тело, предложив взять с собой
  то, что наиболее ценно, а именно - ощущение себя любимым и
  заслуживающим любви.
 
  3. НЕЙТРАЛИЗАТОР ПОРОГА
  Существуют значимые для нас люди, с которыми мы формально расстались (может быть даже живем в разных местах или они умерли или мы развелись с супругой - супругом), но нет состояния психологической завершенности (рассоединения), хотя и "перешли порог" . В таком случае эффективна следующая техника, приводящая к переоценке отношений.
  Цель его: 1. Отделить страдание и неудовлетворение - от партнера (не отрицая, что таковые имеют место); 2. Обеспечить доступ к любым приятным воспоминаниям.
 
  ТЕХНИКА
 
  ШАГ 1. Установите основания: попросите клиента представить себе неожиданную встречу с человеком, относительно которого перейден порог. ТЩАТЕЛЬНО СЛЕДИТЕ ЗА РЕАКЦИЯМИ, потому что позже Вы должны будете использовать ту же воображаемую встречу как проверку. Мера, в которой реакция будет более позитивной - это мера Вашего успеха.
  ШАГ 2. Добейтесь у клиента состояния САМОУВАЖЕНИЯ, закрепите его ТОНАЛЬНЫМ И КИНЕСТЕТИЧЕСКИМ ЯКОРЯМИ. При использовании КИНЕСТЕТИЧЕСКОГО ЯКОРЯ пользуйтесь инструкцией "ДЕРЖИТЕСЬ ЭТОГО ЧУВСТВА" и т. п. Вы хотите, чтобы клиент переживал это состояние УВАЖЕНИЯ к себе В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ПРОЦЕССА. Возможность чувствовать себя хорошим, видя другого человека (или вспоминая его в прошлом), отделяет дурные чувства от привязанности ко всем аспектам другого человека. Способность поддерживать хорошие отношения к себе дает БОЛЬШЕЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ВЫБОРА относительно того, какие переживания связываются с образом другого человека.
  ШАГ 3. Предложите клиенту представить себе как бы ФОТОГРАФИЮ другого человека В МОМЕНТ ПЕРВОЙ ВСТРЕЧИ. Пока клиент рассматривает этот образ, усиливайте с помощью якоря чувство самоуважения, и КОГДА ВЫ УБЕДИТЕСЬ, что клиент может переживать самоуважение и рассматривать образ партнера, предложите клиенту ОТНОСИТЬСЯ К ПАРТНЕРУ КАК ОТДЕЛЬНОМУ ОТ НЕГО, самостоятельному человеку, тем самым продолжая отделение его от страданий и неудовлетворенности. ЗАТЕМ предложите клиенту ВСПОМНИТЬ, ЧТО ПРИВЛЕКЛО К ПАРТНЕРУ ПОНАЧАЛУ: какие качества, свойства, стиль и пр.
  ШАГ 4. Когда клиент сделал это, направьте его к переживаниям приятной ситуации в прошлом, в которой они были вместе с партнером. Помогите клиенту пережить это воспоминание в наибольшей полноте, УСИЛИВАЯ ПОНИМАНИЕ того, что это - воспоминания клиента, и не стоит позволять чему - то исключать это воспоминание. ПРОДОЛЖАЙТЕ пользоваться ЯКОРЕМ САМОУВАЖЕНИЯ.
  ШАГ 5. Мягко верните клиента в настоящее, давая инструкцию поддерживать самоуважение.
  ШАГ 6. Предложите клиенту СНОВА ПРЕДСТАВИТЬ себе случайную встречу с партнером (если они живут вместе, позаботьтесь, чтобы воображалось ИМЕННО СЛУЧАЙНАЯ ВСТРЕЧА. Это дает Вам возможность оценки, отличающейся от привычного взаимодействия. Предложите клиенту вернуться домой ранее обыкновенного или встретиться с партнером в магазине - нечто вне обычной схемы, что дает Вам возможность увидеть, обрадуется ли клиент, или ужаснется, или что - то среднее). Спросите клиента, отличается ли это от того, что было до ПРОЦЕДУРЫ.
 
  Если дело не идет, остановитесь и перейдите на технику визуально - кинестетической диссоциации, где клиент сможет увидеть партнера с более бесстрастной точки зрения, откуда клиент может лучше увидеть фрустрации, страдания и пр. у партнера, отдельно от воздействия этого на себя. Затем вернитесь к нейтрализатору.
 
 
  4. ТЕХНИКА ПЕРЕФОРМИРОВАНИЯ (РЕФРЕЙМИНГ)
 
  За процессом переформирования стоит вера в то, что любое поведение (внутреннее и внешнее), любая коммуникация полезна и значима тем или иным образом. В структуре переформирования содержится также уверенность в том, что люди обладают всеми ресурсами, которые необходимы, чтобы совершить желательное изменение. Неважно, верно это или нет; важно, что когда терапевт организует свое поведение так, как будто это верно, позитивные изменения легче совершить (вспомните о карте или модели наших переживаний мира или субъективной реальности).
  Техника переформирования может быть интегрирована в поведение клиента, так что он сможет совершать изменения личности без потребности в терапевте. Эта техника применима к любому типу ВНУТРЕННЕГО КОНФЛИКТА. Достигается она благодаря использованию ресурсов и свободному потоку коммуникации внутри человека. Такой реорганизованный человек может быть назван ТВОРЧЕСКИМ. Он способен создавать НОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ или даже новую реорганизацию себя, если возникает потребность или желание. В переформировании определенное изменение или разрешение определенного конфликта достигается посредством процесса, который может быть обобщен, перенесен на другие контексты и интегрирован в текущее поведение человеческой системы, будь то ИНДИВИДУУМ, ПАРА ИЛИ ЛЮБОЙ ДРУГОЙ ТИП СИСТЕМНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
  В качестве примера предлагаем:
 
 
  ШЕСТИШАГОВОЕ ПЕРЕФОРМИРОВАНИЕ - ОТДЕЛЕНИЕ НАМЕРЕНИЯ ОТ ПОВЕДЕНИЯ
 
  ШАГ 1. Определите нежелательное поведение. Определите специфическое
  нежелательное поведение или симптом. Это может быть физиологический
  симптом или любое действие, от которого клиент не может удержаться. Это может
  быть любое поведение, которое мешает клиенту или не дает ему вести себя
  желательным образом.
  ШАГ 2. Войдите в контакт с частью, которая порождает выделенное поведение. Этот
  шаг начинает построение моста между сознательными и бессознательными
  процессами. Клиент использует
  внутренний диалог, чтобы спросить: "Хочет ли часть меня, порождающая это
  поведение, говорить со мной?" Затем клиент
  проявляет внимание к любой реакции - звукам, картинам, чувствам или словам.
  Терапевт также следит за любыми заметными
  поведенческими реакциями, которые клиент может и не заметить.
  Если реакция не словесна, постарайтесь сделать коммуникацию настолько
  однозначной, насколько только возможно. Это
  может быть достигнуто пониманием интенсификации реакции как
  "да" и уменьшения как "нет" . Например, более яркая картина
  или более громкий звук, или более сильное чувство (ощущение)
  показывает утвердительный ответ. Если проблемное поведение - симптом,
  то использование его самого как средства коммуникации наиболее эффективно.
  Если, например, речь идет о симптоме нечувствительности, предложите ей
  распространяться в случае "да" и уменьшаться для обозначения "нет" .
  ШАГ 3. Отделение намерения от поведения. Когда коммуникация установлена, задача
  состоит в том, чтобы обнаружить намерение,
  стоящее за поведением. Предложите клиенту спросить часть,
  ответственную за поведение: "Что ты стараешься сделать для
  меня?" Ответ может придти в картинках, словах, чувствах,
  ощущениях и пр. ЕСЛИ ПРИХОДЯТ ТОЛЬКО ОЩУЩЕНИЯ И ТРУДНО
  ПОНЯТЬ ИХ СМЫСЛ, можно использовать ТЕХНИКУ НАЛОЖЕНИЯ, чтобы
  создать более полное представление.
  ИНОГДА ОТВЕТ КАЖЕТСЯ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫМ НАМЕРЕНИЕМ, вроде "я пытаюсь
  убить тебя" или "я не позволяю тебе вступать в сексуальные отношения" . Если
  это происходит, ОТСТУПИТЕ ЕЩЕ НА ШАГ НАЗАД, предложив клиенту задать
  вопрос: "Что ты пытаешься сделать для
  меня, стараясь меня убить?" - это дает возможность получить более полезный
  ответ, вроде: "Я пытаюсь спасти тебя от этой несчастной жизни, которая столь
  уныло тянется, " или "Если ты вступишь в сексуальные отношения, тебе нанесут
  вред и это будет плохо" . В последнем примере последний шаг обнаруживает, что
  намерением является защита.
  ВСЕГДА ПРОДОЛЖАЙТЕ ОТСТУПАТЬ (разделяя намерение и более
  глубокое намерение), ПОКА НЕ ДОЙДЕТЕ ДО ПОЗИТИВНОГО
  НАМЕРЕНИЯ.
  ШАГ 4. Найдите ТРИ НОВЫХ СПОСОБА удовлетворить намерение. Чаще всего это
  делается посредством обращения к ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ
  ЧЕЛОВЕКА (или умной части, схематизирующей части и т. п. ) с
  просьбой создать три новых, БОЛЕЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫХ СПОСОБА
  ВЫПОЛНЕНИЯ НАМЕРЕНИЯ.
  Если у человека "нет" творческой части, СОЗДАЙТЕ ЕЕ. Это может быть сделано
  посредством ВСПОМИНАНИЯ СИТУАЦИИ, когда
  клиент был творческим, и УСТАНОВЛЕНИЯ ЯКОРЯ, обеспечивающего доступ к
  этой творческой части.
  Если клиент утверждает, что он "никогда не был творческим" ,
  спросите, знает ли он КОГО - НИБУДЬ, КОГО ОН СЧИТАЕТ ТВОРЧЕСКИМ.
  Если да, предложите клиенту представить себе этого человека
  визуально и аудиально и попросить этого воображаемого человека создать три
  лучших способа выполнения намерения (разумеется, ответы порождаются
  внутренними процессами клиента, а
  эта техника может служить средством обойти чувство "я этого
  не могу" ). Наименее желательная, но все же возможная стратегия, когда терапевт
  сам предлагает возможные альтернативы.
  ШАГ 5. Предложите первоначально выделенной части ПРИНЯТЬ НОВЫЕ
  ВОЗМОЖНОСТИ И ПРИНЯТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ
  РЕАЛИЗАЦИЮ В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ. Пусть клиент спросит
  первоначально выделенную часть себя, согласна ли она, что
  три новых возможности по крайней мере ТАК ЖЕ ЭФФЕКТИВНЫ, как
  первоначальное поведение, которое было названо нежелательным. Если она
  скажет "да" (используя ранее установленный способ коммуникации для
  обеспечения непрерывности), просите клиента спросить, согласна ли эта
  часть ПРИНЯТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА порождение этого поведения в
  соответствующих контекстах.
  Если она (эта часть) не соглашается, что новые возможности,
  по крайней мере, не хуже, чем первоначальное поведение,
  предложите клиенту ПОПРОСИТЬ ЕЕ ПОЙТИ К ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ и
  поработать с ней вместе, чтобы предложить лучшие возможности.
  Если она НЕ ХОЧЕТ ПРИНИМАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за по
  рождение нового поведения (что случается очень редко),
  НАЙДИТЕ ЧАСТЬ, КОТОРАЯ СОГЛАСИТСЯ ЭТО ДЕЛАТЬ.
  ШАГ 6. Экологическая проверка. В качестве последнего шага предложите
  КЛИЕНТУ СПРОСИТЬ СЕБЯ, не возражает ли какая - ни будь часть
  против его переговоров и решения, которые имели место. При
  возникновении утвердительного ответа следуйте процедуре шага 2. Если
  возражения есть, ЦИКЛИЧЕСКИ ВЕРНИТЕСЬ к осуществлению процесса,
  ОПРЕДЕЛИВ ВОЗРАЖЕНИЕ, отделив намерение от
  самого возражения и так далее по всем шагам. Когда экологическая проверка
  показывает отсутствие возражений, процесс завершен.
 
  Если (как иногда бывает) часть, порождающая нежелательное поведение, ОТКАЗЫВАЕТСЯ КОММУНИЦИРОВАТЬСЯ В СОЗНАНИИ, вместо описанных шагов могут быть предложены следующие, обходящие эту трудность:
  ШАГ 2. Даже отсутствие ответа - это ответ и его можно использовать.
  Так что предполагайте, что контакт осуществлен и переходите
  к следующему шагу.
  ШАГ 3 и 4. Спросите часть, знает ли она, что она делает для клиента. Если она ответит
  "да" , предложите ей отправиться к творческой части и получить от нее три новых
  способа делать это
  лучше. Попросите ее дать какой - то специфический сигнал, когда она сделает это.
  Остальные шаги требуют только ответа да - нет, и сознательный ум не должен
  знать специфического содержания нового
  поведения. Поскольку изменения в шестишаговом переформировании приходят
  без сознательного вмешательства, этот опыт часто дает клиенту основание для
  большего уважения к своим бессознательным процессам.
  В редких случаях часть может ответить отрицательно (она НЕ
  ЗНАЕТ, что она делает для человека). Спросив ее, уверена ли
  она в этом, Вы затем можете ПОПРОСИТЬ ЕЕ ПРЯМО ПРЕКРАТИТЬ
  ПОРОЖДЕНИЕ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
 
 
  Вариант 2. КОНТЕКСТУАЛЬНОЕ ПЕРЕФОРМИРОВАНИЕ
 
  В этом случае предполагается, что ВСЯКОЕ поведение может быть полезным в КАКОМ - НИБУДЬ КОНТЕКСТЕ. В данной технике задача состоит в том, чтобы найти контекст, в котором поведение является подходящим и затем прикрепить поведение к этому контексту.
  Технические шаги те же, что и в предыдущем случае, за исключением того, что ШАГ 3 становится УСТАНОВЛЕНИЕМ ПОДХОДЯЩЕГО КОНТЕКСТА, а ШАГ 4 необходим ТОЛЬКО если часть, порождающая поведение, НЕ ЗНАЕТ ПОДХОДЯЩЕГО КОНТЕКСТА. В таком случае может быть вызвана ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ, чтобы создать ВОЗМОЖНЫЙ ПОДХОДЯЩИЙ КОНТЕКСТ. На ШАГе 5 часть принимает на себя ответственность за порождение поведения ТОЛЬКО в соответствующем КОНТЕКСТЕ.
 
  Оба этих варианта переформирования могут комбинироваться.
 
  5. МЕТА - МОДЕЛЬ
 
  Мета - модель - это набор лингвистических средств для сбора информации, направленных на то, чтобы ВОССТАНОВИТЬ связь языка человека и того опыта, который он в этом языке представляет
 
  ЯЗЫК - ЭТО НЕ ОПЫТ, А ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА, как карта - представление территории. Иными словами, язык - это модель опыта, а мета-модель - модель языка (модель модели).
  Человек в своем опыте всегда имеет не территорию, а карту. Мы создаем наши карты на основании взаимодействия между внутренним и внешним опытом. Поскольку мы, люди, представляем (или создаем) карты нашего опыта посредством языка, орудия, подобные мета - модели, представляют огромную ценность. По существу мета - модель служит интерфейсом (средством коммутации) между языком и опытом.
 
 
  ТРИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПРОЦЕССА МОДЕЛИРОВАНИЯ
 
  Поскольку мы не взаимодействуем непосредственно с миром, в котором мы живем, мы создаем модели или карты мира, которые используем для управления своим поведением. Терапевту очень важно понимать модель или карту мира, которая существует у клиента. Человеческое поведение, каким бы странным или сопротивляющимся оно не казалось, приобретает смысл, если рассматривать его в контексте выборов, представляемых человеку его картой или моделью. Модель, которую мы создаем, позволяет осмыслить собственный опыт. Модели не стоит оценивать с точки зрения того, ХОРОШИ ОНИ ИЛИ ПЛОХИ, здоровы или болезненны, или являются "сумасшедшими" , их нужно оценивать с точки зрения ПОЛЕЗНОСТИ В УСПЕШНОМ И ТВОРЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С МИРОМ ВОКРУГ НАС. Дело не в том, что клиенты совершают неправильный выбор, дело в том, что у них НЕДОСТАТОЧНО ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВЫБОРА, КОГДА ЭТО НЕОБХОДИМО. Каждый из нас делает лучший выбор, доступный нам в рамках нашей модели мира. Однако существует множество слишком бедных моделей, в которых недостает полезных возможностей выбора, что проявляется в изобилии межличностных и внутриличностных конфликтов. ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВЫБОРА НЕДОСТАЕТ НЕ МИРУ, А МОДЕЛИ МИРА, КОТОРАЯ ЕСТЬ У ИНДИВИДУУМА.
 
  Мы создаем свои модели посредством ТРЕХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ МОДЕЛИРУЮЩИХ ПРОЦЕССОВ: обобщения (генерализации), исключения (стирания) и искажения. Эти процессы позволяют нам выжить, расти, учиться, понимать и переживать богатство, которое предлагает нам мир. Но если мы ошибочно принимаем нашу субъективную реальность за реальность, те же процессы ограничивают нас и уничтожают нашу способность к гибкости наших реакций.
 
  ОБОБЩЕНИЕ - это процесс, посредством которого компоненты или части модели мира, созданной человеком, отрываются от первоначального переживания и начинают представлять всю категорию, по отношению к которой данное переживание рассматривается человеком как пример.
  Мы научаемся действовать в мире посредством обобщения. Ребенок научается открывать двери, поворачивая ручку. Затем он обобщает этот опыт, узнавая множество вариаций этого феномена, которые включает в набор параметров, связанных для него с "дверью" , и он пробует открывать их все, поворачивая ручку. Когда человек входит в темную комнату, он протягивает руку, чтобы зажечь свет; ему не нужно учиться новой стратегии, когда он входит в новую комнату. Однако тот же процесс может стать и ограничением. Если человеку однажды не удаются сексуальные действия, которые он пробует совершить, по его мнению, адекватно, он может обобщить свой опыт и решить, что он нехорош в сексе, и тогда он, может быть, во многом будет себе отказывать. Или если женщина решает, что все мужчины тупы, основываясь на весьма ограниченном опыте, она тоже много теряет.
 
 [Академия Знакомств [Soblaznenie.Ru] - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!]
 
  Каждый из нас делает много обобщений, которые полезны и пригодны для одних ситуаций и непригодны для других. Например, ребенок может научиться в своей семье, что плачем и нытьем он может добиться всего, чего он хочет, однако то же поведение принесет ему одни неприятности в общении со сверстниками. Если он обобщит только первое, а не последнее, он может оказаться неспособным создать более полезное поведение в компании сверстников. Если молодой человек обобщит только то поведение, которое приносит ему успех среди мужчин - ровесников, он может встретиться с большими трудностями в приобретении уважения и завоевания интереса среди женщин. Полезно ли данное обобщение, нужно КАЖДЫЙ РАЗ решать в отношении определенного КОНТЕКСТА.
 
  ВТОРОЙ МЕТОД, который мы можем использовать как для того, чтобы успешно взаимодействовать в окружающем, так и для ограничения себя - это исключение.
  ИСКЛЮЧЕНИЕ - это процесс, посредством которого мы выборочно обращаем внимание на определенные аспекты нашего опыта и исключаем другие. Это позволяет нам сосредоточить внимание на определенной части доступного опыта. Так, человек может читать книгу, когда вокруг него люди разговаривают, смотрят телевизор или слушают музыку (фигура и фон). Этот процесс дает нам возможность справиться с окружающим и не быть захлестнутыми внешними стимулами. И точно также этот процесс может быть ограничивающим, если мы исключаем части опыта, которые необходимы для полной и богатой модели мира. Девочка переходного возраста, которая полагает, что с ней плохо обращаются и выводят ее из себя, не обращая внимание на то, что она участвует в создании этой ситуации, не строит полезной модели мира.
 
  ТРЕТИЙ МОДЕЛИРУЮЩИЙ ПРОЦЕСС - это искажение.
  ИСКАЖЕНИЕ - это процесс, позволяющий нам осуществлять СДВИЖКИ В ВОС - ПРИЯТИИ СЕНСОРНЫХ ДАННЫХ. Без этого процесса мы не могли бы СТРОИТЬ ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ ИЛИ ПРЕВРАЩАТЬ МЕЧТЫ В РЕАЛЬНОСТЬ. Мы искажаем представление реальности в фантазии, в искусстве, ДАЖЕ В НАУКЕ. Микроскоп, роман или картина - все это примеры нашей способности к искажению или к искаженному представлению реальности. Мы можем ограничить себя искажениями различным образом. Представьте, например, себе человека, который искажает всякую критику реакцией "меня невозможно любить" . В результате такого искажения теряется всякая ценность критики вместе с возможностями изменения и роста. Или возьмем часто встречающееся искажение, связанное с превращением процесса в вещь; когда "отношения" отделяются от процесса нахождения во взаимоотношениях, происходят большие потери. "Отношения" становятся чем - то внешним, о чем можно говорить, что не поддается управлению и теряет динамические качества.
 
  Поскольку все эти три универсальных процесса выражаются в лингвистических паттернах - парадигмах (моделях, образцах, образах), мы можем использовать набор лингвистических средств, называемых " мета - моделью" , чтобы работать с ними, когда они ограничивают, а не расширяют ВОЗМОЖНОСТИ ВЫБОРА для человека.
  Мета - модель создана для того, чтобы научить слушающего обращать внимание на ФОРМУ коммуникации говорящего. Содержание может бесконечно варьировать, но форма подачи информации дает слушающему возможность реагировать таким образом, чтобы получить из коммуникации наиболее полный смысл. С помощью мета - модели можно быстро найти богатство и ограничения представляемой информации, а также - процесса моделирования, используемого говорящим. СЛУШАНИЕ И РЕАГИРОВАНИЕ В РАМКАХ МЕТА - МОДЕЛИ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ МАКСИМАЛЬНО - ГО ПОНИМАНИЯ И НАУЧЕНИЯ В ЛЮБОЙ СПЕЦИФИЧЕСКРОЙ КОММУНИКАЦИИ.
  Различения мета - модели распадаются на три естественные группы:
 
  * Сбор информации.
  * Ограничения модели говорящего.
  * Семантически - ошибочные формы.
 
  СОБИРАНИЕ ИНФОРМАЦИИ относится к получению посредством подходящих вопросов и реакции точного и полного описания представляемого содержания. Этот процесс служит и связыванию языка говорящего с его (ее) переживаниями. В этой категории - четыре подразделения:
  * исключения;
  * упущения - отсутствие указаний, к чему или кому относится сказанное;
  * употребление неспицифицированных глаголов;
  * номинализации.
 
  ИСКЛЮЧЕНИЯ. Обнаружение возникающих исключений и помощь в восстановлении исключенной информации помогает создать полное представление опыта. Чтобы обнаружить отсутствующий материал, мета - модель задает вопросы: "о ком" или "о чем" . Например:
  - Я не понимаю.
  Реакция: "Вы не понимаете что?" или "Чего Вы не понимаете?"
  - Я боюсь.
  Реакция: "Чего или кого Вы боитесь?"
  - Я не люблю его (он мне не нравится).
  Реакция: "Что именно в нем Вам не нравится?"
  - Он - лучший.
  Реакция: "Он лучший в чем?"
  - Он лучше всех слушает.
  Реакция: "Он лучше всех слушает кого?"
  В случае исключения вопрос "Что именно?" , "Как именно?" вызовет информацию, касающуюся репрезентативной системы, используемой клиентом.
  - Я не понимаю.
  Реакция: "Как именно вы не понимаете?"
  - Ну, мне это неясно. . . (визуально).
 
  УПУЩЕНИЯ - ОТСУТСТВИЕ УКАЗАНИЙ, К ЧЕМУ ОТНОСИТСЯ СКАЗАННОЕ - это тип обобщения, который ограничивает модель мира человека опусканием деталей и полноты, необходимых для того, чтобы иметь возможность выбора в том, КАК СПРАВИТЬСЯ С СИТУАЦИЕЙ. В это процессе человек принимает опыт и обобщает его таким образом, что он совершенно выходит из перспективы и соответствующих пропорций. Здесь может помочь вопрос "кто именно?" или " что именно?"
  - Меня никто не хочет.
  Реакция: "Кто именно тебя не хочет?"
  - Они упрямы.
  Реакция: "Кто именно упрям?"
  - Это трудно.
  Реакция: "Что именно в этом трудно для Вас?"
 
  НЕСПЕЦИФИЦИРОВАННЫЕ ГЛАГОЛЫ оставляют нас в неопределенности по поводу описываемого переживания. Все глаголы более или менее неспецифицированны. Однако "поцеловать" более определенно, чем "войти в соприкосновение" . Если кто - то говорит, что подвергся нападению, это может варьировать от свирепого взгляда кого - то, важного для говорящего, до того, что человека сбила машина. Просьба специфицировать глагол помогает человеку более полно пережить опыт. Для этого можно задать вопрос "Как именно?" .
  - Он отвергает меня.
  Реакция: "Как именно он отвергает Вас?"
  - Они игнорируют меня.
  Реакция: "Как именно они это делают?"
  - Дети заставляют меня наказывать их.
  Реакция: "Как именно дети заставляют Вас наказывать их?"
 
  НОМИНАЛИЗАЦИИ - это те слова, которые превращаются из процессуальных слов (глаголов) в существительные. Протекающий ПРОЦЕСС ПРЕВРАЩАЕТСЯ, таким образом, В ВЕЩЬ ИЛИ СОБЫТИЯ. Когда это происходит, мы теряем возможности выбора и нас нужно вернуть к связи с происходящими динамическими процессами жизни. Обращение номинализации помогает человеку увидеть, что то, что он считал событием, находящимся вне его возможности контроля, в действительности является протекающим процессом, который может быть изменен. Номинализация отличается от нормальных существительных несколькими чертами. Для тех, кто любит визуализации, можно представить мысленным взором ручную тележку. Теперь положите на нее стул, посадите кошку или Вашу матушку. А теперь попробуйте положить туда неудачу, добродетель, проекцию или смущение. Как видите, номинализации - это не люди, места или вещи, которые можно было бы поместить в тележку (можно сказать и так: они реально не существуют. Это - фикция, галлюцинация). Другой способ обнаружить номинализации - проверить, соответствует ли слово, описывающее событие, синтаксической конструкции " продолжающийся. . . ". Если да, то это номинализация: "продолжающаяся проблема" (номинализация), "продолжающийся слон" "продолжающийся стул" , " продолжающиеся отношения" (номинализация).
  Чтобы вновь преобразовать номинализацию в процессуальное слово, используйте глагол в качестве реакции:
  - Я не получаю никакого ПРИЗНАНИЯ.
  Реакция: "Как Вы хотели бы, чтобы Вас ПРИЗНАВАЛИ?"
  - Я меняю свои решения.
  Реакция: "Может ли что - ни будь оставить Вас в этом изменении?"
  - Мне нужна помощь.
  Реакция: "Как Вы хотели бы, чтобы Вам помогали?"
  Следующая группа различий относится к ОГРАНИЧЕНИЯМ МОДЕЛИ говорящего. Эти различения определяют ограничения и, правильно работая с ними, Вы можете помочь человеку обогатить свою модель мира, расширив ее. Два различения этой категории таковы:
  * универсальные квантификаторы;
  * модальные операторы.
 
  УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КВАНТИФИКАТОРЫ - это такие слова, как "все" , " каждый" , "всегда" "никогда" , "всякий" , "никто" и т. п. Подчеркивание обобщений, задаваемых универсальными квантификаторами с помощью преувеличения - интонацией голоса и добавлением других универсальных квантификаторов, - может помочь работе с ними. Это заставляет человека поискать исключений для своих обобщений, что дает большие возможности выбора. Другой способ прямой работы состоит в задавании вопроса, не было ли у говорящего опыта, который противоречил бы этому обобщению.
  - Я никогда ничего не делаю правильно.
  Реакция: "Вы АБСОЛЮТНО НИКОГДА НИЧЕГО НЕ делаете правильно?"
  - Ты всегда мне лжешь.
  Реакция: "Я ВСЕГДА тебе лгу?"
  - Невозможно получить то, чего я хочу.
  Реакция: "Когда - ни будь Вы получили то, чего хотели?"
 
  МОДАЛЬНЫЕ ОПЕРАТОРЫ НЕОБХОДИМОСТИ - это слова, которые указывают на отсутствие выбора: "мне следует" , "я должен" , "я не могу" , "это необходимо" . Работа с этими модальными операторами выводит человека за пределы того, что было для него принятым. Есть два хороших вопроса, которые помогают работе с такими ограничениями: "Что Вам мешает?" и "Что случится, если Вы сделаете (не сделаете) это?" Вопрос "Что Вас останавливает?" ("Что Вам мешает?" ) направляет человека в прошлое, в поиски переживания, которое сформировало это обобщение. "Что случится, если . . . ?" заставляет клиента пойти в будущее и представить себе возможные последствия. Эти реакции помогают получить более полную и богатую модель мира.
  - Я не могу это сделать.
  Реакция: "Что Вас останавливает?"
  - Мы должны закончить это ко вторнику.
  Реакция: "Что будет, если Вы не закончите?"
  - Я должен заботиться о других.
  Реакция: "Что случится, если Вы не будете этого делать?"
  - Я не могу сказать ему правду.
  Реакция: "Что останавливает Вас в этом?"
 
  Третья группа различий касается СЕМАНТИЧЕСКИ - ОШИБОЧНЫХ ФОРМУЛИРОВОК. Смысл обращения внимания на такие предложения в том, что это помогает человеку обнаружить те части модели, которые тем или иным образом ИСКАЖЕНЫ, что обедняет доступный опыт. Посредством изменения таких формулировок человек может получить большую возможность выбора и богатую свободу. Такие ошибочные формулировки часто мешают человеку действовать так, как он стал бы действовать в ином случае. Три класса семантически - ошибочных форм таковы:
  * причина и следствие,
  * "чтение мыслей" ,
  * потеря субъекта.
 
  ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ - предположение, что некоторое действие со стороны человека может заставить другого человека действовать определенным образом или пережить определенную эмоцию, внутреннее состояние. (Одной из попыток реализовать это предположение является склонность некоторых людей к манипулированию другими). В случае такого предположения человек реагирует, полагая, что у него НЕТ ВЫБОРА относительно этой реакции. Если противопоставить что - то этому предположению, то это дает человеку возможность задаться вопросом, действительно ли справедливо предположение о причинно - следственном отношении, вопросом о других возможностях, которые могут быть созданы. Возможная реакция: "Каким образом Х вызывает У?"
  - То, что ты пишешь на стене, достает меня.
  Реакция: "Каким образом МОЕ писание может ТЕБЯ достать?"
  или ". . . заставляет тебя чувствовать себя неуютно?"
  - Ты нарушаешь мои планы.
  Реакция: "Как Я могу нарушить ТВОИ планы?"
  - Я огорчен ПОТОМУ, ЧТО ТЫ пришла поздно.
  Реакция: "Каким образом МОЕ опоздание вызывает ТВОЕ огорчение?"
 
  ЧТЕНИЕ МЫСЛЕЙ - предположение со стороны говорящего, что один человек может знать, что другой думает или чувствует без прямого сообщения второго об этом. Иными словами, это способ обнаружения, что кто - то действует на основе ИЛЛЮЗИИ, А НЕ ИНФОРМАЦИИ. Разумеется, это может в значительной степени мешать полезности картины мира. Слушающий может ответить: "Каким именно образом Вы знаете, что Х?" Это дает возможность говорящему осознать и даже поставить под вопрос предположения, которые казались ему очевидными.
  - Все думают, что я отнимаю слишком много времени.
  Реакция: "КАКИМ ИМЕННО образом Вы знаете, что все так думают?"
  - Уверен, что Вы видите, как я себя чувствую.
  Реакция: "КАК ИМЕННО Вы убедились, что я вижу, как Вы себя чувствуете?"
  - Я знаю, что для него лучше.
  Реакция: "КАК ИМЕННО Вы узнаете это?"
  - Он никогда не думает о последствиях!
  Реакция: "КАК ИМЕННО Вы узнаете, что он никогда не думает о последствиях?"
 
  ПОТЕРЯ СУБЪЕКТА относится к таким утверждениям, которые принимают форму обобщения по поводу мира, а не утверждения, признаваемого как принадлежащего к модели мира говорящего. Обычно это суждения. Говорящий пользуется этой формой, когда принимает ПРАВИЛА, подходящие ДЛЯ НЕГО и его модели мира за СПРАВЕДЛИВЫЕ И ДЛЯ ДРУГИХ. Цель работы с этой формой - дать человеку возможность иметь собственные правила и мнения, но позволить миру иметь свои. Часто использование этой формы указывает, что говорящему даже не приходит в голову другая возможность. Реакция может быть такой: "Для кого?"
  - Неправильно полагаться на благотворительность.
  Реакция: "ДЛЯ КОГО это неправильно?"
  - Вот как это делать!
  Реакция: "КОМУ нужно делать это так?"
  - Так нельзя поступать!
  Реакция: "КОМУ нельзя так поступать?"
 
  Как было сказано, мета - модель - это набор средств создания лучшей коммуникации. Мета - модель создает вопросы типа "что" , "как" , "кто" в ответ на специфические формы языка говорящего. Использование этих вопросов и реакций - особое искусство.
  Практикуясь в употреблении мета - модели, обратите специальное внимание на собственные внутренние процесс. Поскольку это формализация интуитивного поведения, реакции мета - модели будут возникать в те моменты, когда Вам понадобится опираться на внутренний опыт в понимании коммуникации клиента. Например, если клиент говорит "Отец наказал меня" , Вам нужно, чтобы полностью понять, что значит это утверждение, спросить "Как именно?" Клиент мог быть избит, или отец на него накричал или сердито посмотрел, или просто игнорировал его. Если Вы решили для себя, что это значит, опираясь на собственный опыт, то Вы в своей модели мира, а не в модели клиента.
  Мета - модель - это набор средств, которые дают Вам возможность оставаться в рамках ВНЕШНЕГО СЕНСОРНОГО ОПЫТА, получая информацию от клиента. Это удерживает Вас от ПОГРУЖЕНИЯ В СЕБЯ, опоры на внутренний опыт для понимания. Осваивая мета - модель, Вы будете задавать вопросы там, где раньше обращались к собственному внутреннему опыту для понимания (или старания понять), что имеет в виду клиент. Мета - модель помогает Вам вызвать клиента на более ясную коммуникацию, снимает необходимость для Вас заполнять пропуски собственной субъективной реальностью. Предположим, что клиент говорит: "Я боюсь толпы" . Если Вы пойдете внутрь себя и начнете говорить "О, да, страх толпы, да, я знаю, что это такое" , Вы упустите возможность помочь клиенту более полно осознать собственные переживания. Реакции же, предписываемые мета - моделью: "Как Вы знаете, что боитесь толпы?" или "Что именно в толпе пугает Вас?" , или "Что мешает Вам почувствовать себя в толпе удобно?" , - помогают Вам придерживаться опыта клиента, извлекая ответы и новые возможности для роста его собственных ресурсов. И может быть эти ресурсы таковы, какими Вы сами не располагаете.
  Обнаружение моментов, где Вы погружаетесь в себя, чтобы понять, что имеет в виду клиент и замена этого вопросами мета - модели в значительной мере УВЕЛИЧИВАЕТ ВАШУ ТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ, и при этом поможет интеграции мета - модели в Ваше автоматическое бессознательное поведение. Один из способов для этого - попросить приятеля формулировать предложения, содержащие определенные нарушения с точки зрения мета - модели. В каждом примере определите, как проявляет себя Ваша интуиция.
  Например, услышав утверждение: "Это нанесло удар по моим чувствам" , если Вы создаете картину, как Вы узнаете, каким именно образом им нанесен удар и кто это сделал? Если Вы вспомните (визуально, кинестетически или аудиально) случай, когда Вашим чувствам был нанесен удар, - значит Вы понимаете на основе своего опыта, а не опыта говорящего. Когда Вы научитесь обращать тщательное внимание на собственные внутренние процессы, Вы научитесь находить ключи, которые сигнализируют, что Вы отправились вовнутрь, чтобы искать смысл, вместо того, чтобы оставаться в настоящем. Найдя собственные сигналы такого рода, Вы можете использовать это, прикрепив к ним реакции мета - модели вместо движения вовнутрь собственных переживаний. Каждый раз, когда Вы получаете сигнал, что чего - то не хватает или что не имеет смысла, Вы можете знать, что реакция мета - модели может быть полезной.
  Мета - модель основана на человеческой интуиции. Поэтому, тщательно осознавая эту интуицию, Вы легко можете освоить мета - модель. Эти интуиции могут быть выражены в любой репрезентативной системе. Если, например, я скажу: "Жирафа преследовали" , Ваша интуиция скажет, что чего - то недостает. Может быть, Ваша картина неполная или, если репрезентативная система кинестетическая, Вы не знаете, как быстро должен бежать жираф. Ни одна из этих репрезентаций неполна, пока Вы не получите ответ на вопрос, "Кто преследовал жирафа?" Независимо от того, как выражает себя Ваша интуиция, в этом смысле вводится вопрос мета - модели, чтобы извлечь как можно больше смысла из коммуникации.
 
  З А К Л Ю Ч Е Н И Е
 
  В заключении 1 - ой части методического пособия напомню о неконгруэнтности либо конгруэнтности, возникающей при внешней и внутренней коммуникации. Речь идет о несогласованности либо согласованности вербального (осознаваемого) и невербального (неосознаваемого) поведения. Конгруэнтное поведение имеют в виду гештальт - терапевты, когда предлагают клиенту быть искренним "здесь и сейчас" . Когда человек делает то, что он ДЕЙСТВИТЕЛЬ - НО хочет, поведение его конгруэнтно, в иной ситуации он неконгруентен. Этого избежать нельзя, и не наша задача обличать клиента в " неискренности" Все, что от нас требуется, это помочь клиенту осознавать, когда его поведение конгруэнтно, а когда нет и тем самым расширить его возможности выбора ("расширить его карту" ). Принятие решения о выборе того или иного типа поведения - прерогатива клиента(также, как и НЛпрограммиста).
  В моей карте отмечено, что конгруэнтное поведение более эффективно.
 
  "Пока!" ("С Богом" ) (Пусть будет у Вас лад в душе)
  - (вдох - выдох).
 
 
  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
 
  1. Ричард Бендлер, Джон Гриндер. Структура магии в 2 - х томах. СПБ, 1993.

<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу