<< Пред. стр. 103 (из 754) След. >>
ВЕДЬМА
по народным поверьям женщина-колдунья. Представления о ведьмах как о женщинах, вступивших в союз с нечистой силой, вызвали их преследования, т. н. "охоту на ведьм".
ВЕДЬМИНЫ МЕТЛЫ
болезнь растений, вызываемая в основном грибами и вирусами. На растениях, чаще древесных, образуются пучки тонких веточек с мелкими листьями.
ВЕЕР
небольшое ручное, обычно складное опахало, в развернутом виде имеющее форму полукруга, из бумаги, ткани, кости, дерева, перьев, кружева (нередко отделанное росписью, инкрустацией, сквозной резьбой). Складной веер, впервые появившийся в Японии и Китае, составлялся из отдельных пластин, скрепленных у основания штифтом, а в верхней части - тонкой тканью, бумагой или пергаментом, выкроенных дугообразно. Этот тип веера появился затем в Зап. Европе, а потом, в 18 в., в России. Была заимствована не только форма веера, нередко изготовленного из драгоценных материалов, но и его особый "язык", на котором дамы и кавалеры 18 в. вели своеобразный диалог -меняя его положение, открывая или закрывая частично и т. п.
ВЕЕРОКРЫЛЫЕ
отряд насекомых, близких к жукам. Длина 2-2,5 мм. У самцов задние крылья могут складываться веером. Ок. 300 видов, распространены широко. Самки - эндопаразиты пчел, ос, клопов и др.
ВЕЕРОУСЫЕ
семейство жуков. Длина 3-6 мм. Ок. 400 видов, распространены широко. Усики у самцов вееровидные или гребневидные. Личинки веероусов - паразиты личинок ос, пчел, тараканов.
ВЕЕРТ (Верт) (Weerth) Георг (1822-56)
первый немецкий поэт. Член Союза коммунистов, сотрудник "Новой Рейнской газеты". Романтическая и революционная лирика (циклы "Ланкаширские песни", 1844-45; "Песни подмастерья", 1845-46), социально-критическая проза (роман "Жизнь и приключения знаменитого рыцаря Шнапганского", 1849).
ВЕЖА (др.-рус.)
шатер, кибитка, башня.
ВЕЖИНОВ Павел (наст. имя и фам. Никола Гугов) (1914-83)
болгарский писатель. Повести и рассказы об антигитлеровской борьбе болгарского народа (сборник "Вторая рота", 1949); в произведениях о современности (повести "Запах миндаля", 1966, "Барьер", 1977, "Измерения", 1979), романах "Ночью на белых конях" (1975), "Весы" (1982) - глубина психологического анализа.
ВЕЖИНСКИЙ (Wierzynski) Казимеж (1884-1969)
польский поэт и прозаик. Один из членов группы "Скамандр". С 1939 в эмиграции, скончался в Лондоне. Сборники лирики "Весна и вино" (1919), "Трагическая свобода" (1936), "Земля-волчица" (1941), "Черный полонез" (1968). Книга очерков "Моя личная Америка" (1966).
ВЕЗАЛИЙ (Vesalius) Андреас (1514-64)
естествоиспытатель, основоположник анатомии. Родился в Брюсселе. Деятельность Везалия проходила во многих европейских странах. Одним из первых стал изучать человеческий организм путем вскрытий. В основном труде "О строении человеческого тела" (кн. 1-7, 1543) дал научное описание строения всех органов и систем, указал на многие ошибки своих предшественников, в т. ч. Галена. Преследовался церковью. Погиб при кораблекрушении.
ВЕЗДЕХОД
наземное безрельсовое транспортное средство высокой проходимости для бездорожья, заболоченной местности, снежной целины.
ВЕЗЕНБЕРГ
официальное название г. Раквере в Эстонии до 1917.
ВЕЗЕР (Weser)
река в Германии, впадает в Северное м. Образуется слиянием рек Верра и Фульда. Длина 440 км (от истока р. Верра 724 км), площадь бассейна 46 тыс. км2. Средний расход воды 312 м3/с. Судоходна от г. Кассель (на р. Фульда), для морских судов - от Бремена; соединена каналами с Эльбой и Эмсом. Морской порт - Бремерхафен.
ВЕЗИКУЛА (лат. vesicula - пузырек)
элемент кожной сыпи - полушаровидный пузырек с прозрачным или мутноватым содержимым.
ВЕЗИР (визирь) (араб.)
высший сановник и руководитель ведомств во многих государствах Ближнего и Ср. Востока, главным образом в средние века и новое время.
ВЕЗИРОВ Наджаф-бек Фатали-бек оглы (1854-1926)
азербайджанский драматург. Пьесы о жизни и нравах азербайджанского общества кон. 19 - нач. 20 вв. Пьеса "Начало нового века" (1924) об установлении советской власти в Азербайджане.
ВЕЗУВИАН (идокраз)
минерал класса островных силикатов, Ca10Al4(Mg, Fe)2(OH, F)4[SiO4]5[Si2O7]2. Желтовато-зеленые, темно-бурые призматические кристаллы и зернистые массы. Твердость 6,5-7,0; плотность ок. 3,4 г/см3. Встречается в скарнах. Прозрачные разновидности - поделочные камни.
ВЕЗУВИЙ (Vesuvio)
действующий вулкан на юге Италии, близ Неаполя (единственный в материковой Европе). Высота 1277 м. Образует 3 конуса, как бы вставленных друг в друга (наружный - Монте-Сомма, сильно разрушен). При извержениях выбрасывает много пепла. Выходы газов и пара. Во время извержения в 79 погибли города Помпеи и Геркуланум (впоследствии св. 50 извержений, последнее извержение в 1957-59). До высоты 800 м - сады, виноградники, сосновые рощи. Вулканологическая обсерватория.
ВЕЙГАН (Weygand) Максим (1867-1965)
французский армейский генерал. В 1-ю мировую войну, с 1918, начальник штаба верховного главнокомандующего. Во 2-ю мировую войну, с мая 1940, главнокомандующий французскими вооруженными силами. Один из виновников капитуляции Франции. В июле - сентябре 1940 министр национальной обороны правительства Виши.
ВЕЙГЕЛА
род кустарников семейства жимолостных. Ок. 15 видов, в Вост. Азии; в т. ч. 3 вида на Дальнем Востоке. Декоративны.
ВЕЙГЕЛЬ (Вайгель) (Weigel) Елена (1900-1971)
немецкая актриса. Жена Б. Брехта. Совместно с ним организатор театра "Берлинер ансамбль", где исполнила свою лучшую роль - Мамаша Кураж в пьесе Брехта. Основатель и член немецкой Академии искусств (ГДР).
ВЕЙДЕ Адам Адамович (1667-1720)
российский генерал от инфантерии. Участник Азовских походов 1695 и 1696, Северной войны 1700-21, Прутского похода 1711. В 1698 составил "Воинский устав" ("Устав Вейде"), который несколько лет служил руководством в русской армии. С 1717 2-й президент Военной коллегии.
ВЕЙДЕМЕЙЕР (Weydemeyer) Иосиф (1818-1866)
немецкий революционер, друг К. Маркса и Ф. Энгельса. Член Союза коммунистов, один из организаторов рабочих союзов и демократических обществ в Вестфалии. Во время Гражданской войны в США 1861-65 полковник армии северян.
ВЕЙДЕНРЕЙХ (Weidenreich) Франц (1873-1948)
немецкий антрополог. Основные труды по проблемам антропогенеза и по палеоантропологии. Автор теории полицентризма.
ВЕЙДЛЕ Владимир Васильевич (1895-1979)
русский критик, историк искусства, публицист, культуролог. Преподавал историю искусства в Петрограде, с 1924 в эмиграции в Париже, где преподавал до 1952 в основанном С. Н. Булгаковым Православном Богословском институте. Многочисленные эссе по истории русской и европейской литературы и художественной культуры, о судьбах христианского искусства, месте России в духовной истории Европы.
ВЕЙДТ К.
см. Фейдт К.
ВЕЙЕРШТРАСС (Weierstrass) Карл Теодор Вильгельм (1815-97)
немецкий математик, иностранный член-корреспондент (1864) и иностранный почетный член (1895) Петербургской АН. Труды по математическому анализу, теории функций, вариационному исчислению, дифференцированной геометрии и линейной алгебре. Разработал систему логического обоснования математического анализа.
ВЕЙЗЕ (Weise) Кристиан (1642-1708)
немецкий писатель и педагог-просветитель. Оппонент аристократического барокко. Автор нравоописательно-сатирического романа "Три величайших в свете дурака" (1672), драмы для "школьного театра" "Мазаньелло" (1682) и др.
ВЕЙИ (Veji)
город 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. - нач. 4 в. до н. э., к северу от Рима. Остатки акрополя, домов, храмов, гробницы и др.
ВЕЙЛЬ (Weyl) Герман (1885-1955)
немецкий математик; с 1933 в США. Труды по теории функций, теории чисел, теории групп и ее применениям к физике.
ВЕЙЛЬ (Вайль) (Weill) Курт (1900-50)
немецкий композитор. Сотрудничал с драматургами Г. Кайзером, Б. Брехтом. Сценические произведения: "Трехгрошовая опера" (1928), "Возвышение и падение города Махагони" (1930) и др. В 1935 эмигрировал в США, где писал музыку для бродвейских театров, в т. ч. мюзиклы. Создал новый тип злободневной сатирической драмы с музыкой.
ВЕЙЛЬ (Weil) Симона (1909-43)
французский социальный и религиозный философ, мистик. После немецкой оккупации Парижа в 1940 бежала в Марсель, затем в США и Великобританию, участвовала в движении Сопротивления. Сочинения - "Бремя и благодать", "Потребность в укоренении", "Ожидание Бога".
ВЕЙМАР (Weimar)
город в Германии, земля Тюрингия. 61 тыс. жителей (1991). Машиностроение. Впервые упоминается в 975. С 1573 главный город герцогства, с 1815 - Великого герцогства Саксен-Веймар-Эйзенах (до 1918). Во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. крупнейший центр германского Просвещения (в 1775-1832 здесь жил И. В. Гете, в 1799-1805 - И. Ф. Шиллер). Дворцы и дома 16-18 вв., парки. Государственные художественные собрания. Музеи Гете, Шиллера, Ф. Листа.
ВЕЙМАРН Борис Владимирович (1909-90)
российский историк искусства, художественный критик, действительный член АХ СССР (1973). Труды по искусству стран Востока.
ВЕЙМАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА
германское государство в 1919-33, которое в соответствии с конституцией Германии, принятой 31 июля 1919 в Веймаре Национальным собранием (избрано в январе 1919), было конституировано в форме демократической парламентской федеративной республики: глава государства - выборный президент, рейхстаг, избиравшийся всеобщим голосованием, обладал более широкими полномочиями, чем в кайзеровской Германии, президент назначал рейхсканцлера (глава правительства). В 1919-33 сменился 21 раз кабинет министров, 8 раз переизбирался рейхстаг (в т. ч. 4 раза в 1930-33). В условиях обострения левого и правого политического радикализма, а также роста сепаратизма и ослабления централизма (Бавария и др.) в Веймарской республике в 1919-23 развивалась галопирующая инфляция, возник острый экономический кризис. Несмотря на относительную стабилизацию экономики в 1924-28 с помощью иностранных займов и кредитов (в 1926 Германия вступила в Лигу наций), в стране нарастал государственный и общественный кризис, который усугубился на фоне мирового экономического кризиса 1929-33. С 1929 хозяйственная жизнь в Веймарской республике была парализована, число безработных составило св. 6 млн. человек. На выборах в рейхстаг в июле 1932 Национал-социалистская партия получила 230 депутатских мест из 601 (на выборах в ноябре 1932 - 196 из 584). 30 января 1933 рейхсканцлером стал глава этой партии А. Гитлер, что знаменовало собой конец Веймарской республики.
ВЕЙМАРСКАЯ ШКОЛА ("новонемецкое направление")
творческое объединение немецких музыкантов. Возникло в сер. 19 в. в Веймаре. Представители Веймарской школы во главе с Ф. Листом противопоставляли себя академической лейпцигской школе, боролись за романтическое музыкальное искусство, обновление музыкальных форм на основе музыкальной программности.
ВЕЙМАРСКИЙ КЛАССИЦИЗМ
см. Классицизм веймарский.
ВЕЙМЕР (Veimer) Арнольд (1903-77)
эстонский экономист, академик АН Эстонии (1967), Герой Социалистического Труда (1973). В 1924-38 в тюрьмах Эстонии. С 1944 председатель СНК, Совета Министров Эстонии, с 1957 председатель СНХ, с 1965 заместитель председателя СМ Эстонии. С 1968 президент АН Эстонии.
ВЕЙМУТОВА СОСНА
дерево из рода сосна. Ствол прямой, высокий (до 60 м), хвоя сизо-зеленая. Родина - Сев. Америка. В Европе с 17 в. как лесная и парковая культура. Древесина используется в строительстве, в мебельном, бумажном производстве.
ВЕЙН (Vane) Джон Роберт (р. 1927)
английский химик и фармаколог. Основные исследования по выделению простагландинов и изучению их химии и биохимии. Нобелевская премия (1982, совместно с С. Бергстремом и Б. Самуэльсоном).
ВЕЙНАХСКИЕ ЯЗЫКИ
см. Нахские языки.
ВЕЙНБЕРГ Петр Исаевич (1831-1908)
русский поэт, переводчик, журналист. Переводы из Данте, У. Шекспира, И. В. Гете, Ф. Шиллера и др. (всего - более 60 европейских и американских писателей). Юмористические и сатирические стихи (сборник "Юмористические стихотворения Гейне из Тамбова", 1863).
ВЕЙНГАРТНЕР (Вайнгартнер) (Weingartner) Феликс фон (1863-1942)
немецкий и австрийский дирижер, композитор. Прославился как интерпретатор произведений Л. Бетховена, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, А. П. Бородина, П. И. Чайковского.
ВЕЙНИНГЕР (Weininger) Отто (1880-1903)
австрийский философ, автор книги "Пол и характер" (1903), пользовавшейся сенсационным успехом в Австрии и Германии в первые десятилетия 20 в. Демонстративно покончил жизнь самоубийством в доме, где скончался Бетховен.
ВЕЙОВИС (Ведиовис
Ведиус) (лат. Veiovis), в римской мифологии хтоническое божество, культ которого сливался с культом Диспатера.
ВЕЙОПАТИС (Вейпонс
Вейдиевс), в литовской мифологии бог ветра.
ВЕЙС (Weiss) Войцех (1875-1950)
польский живописец и график. Портреты и жанровые сцены с чертами импрессионизма; композиция "Манифест" (1950), посвященная провозглашению новой власти в Польше.
ВЕЙС Пьер Эрнест (1865-1940)
французский физик. В 1907 высказал гипотезу о существовании в ферромагнетиках внутреннего магнитного поля (молекулярное поле Вейса) и областей самопроизвольной намагниченности. Один из авторов закона Кюри - Вейса. Открыл магнетокалорический эффект.
ВЕЙСБАХ (Weisbach) Юлиус (1806-71)
немецкий механик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1855). Труды по прикладной механике и начертательной геометрии. Разработал теорию привода, в частности, теорию зубчатых зацеплений.
ВЕЙСБЕРГ Владимир Григорьевич (1924-85)
российский художник и теоретик искусства, один из ведущих мастеров "неофициального искусства". Продолжал линию "метафизического натюрморта"(в духе Дж. Моранди), доводя свои живописные композиции 1970-80-х гг. (в манере "белое на белом") почти до полной беспредметности мерцающих световых полей с проступающими в них "призраками" вещей.
ВЕЙСЕЯЙ (Veisiejai)
город (с 1956) в Литве, на берегу оз. Анчя, в 25 км от ж.-д. ст. Друскининкай. 2,1 тыс. жителей (1990). Костел 19 в.
ВЕЙСМАН (Weismann) Август (1834-1914)
немецкий зоолог и эволюционист. Предвосхитил современные представления о дискретности генов, их локализации в хромосомах и роли в онтогенезе. Основатель неодарвинизма.
ВЕЙТБРЕХТ (Weitbrecht) Иосия (1702-47)
российский физиолог, академик Петербургской АН (1725). По происхождению немец, с 1725 в России. Основные работы по анатомии и физиологии человека, медицине. В труде "Синдесмология" (1742) изложил учение о связках человека.
ВЕЙТЛИНГ (Weitling) Вильгельм (1808-1871)
немецкий рабочий, член "Союза справедливых"; рассматривал революцию как стихийный процесс, в котором главная роль принадлежит деклассированным элементам, пропагандировал идеи т. н. уравнительного коммунизма.
ВЕЙХЕРОВО (Wejcherowo)
город на севере Польши. 47 тыс. жителей (1990). Цементная, деревообрабатывающая, легкая промышленность.
ВЕЙЦ Вениамин Исаакович (1904/05-1961)
российский энергетик, член-корреспондент АН СССР (1933). Труды по исследованию и использованию энергоресурсов, энергетике народного хозяйства, энергосистемам. Государственная премия СССР (1942).
ВЕЙЦ (Weitz) Пол (р. 1932)
космонавт США, капитан 1-го ранга ВМС. Полеты на "Аполлоне" и орбитальной станции "Скайлэб" (май - июнь 1973), на "Спейс шаттле" (апрель 1983).
ВЕЙЦМАН Хаим (1874-1952)
первый президент государства Израиль с 1948. Один из лидеров сионистского движения, президент Всемирной сионистской организации в 1920-31, 1935-46. Способствовал принятию Декларации Бальфура (1917) о создании еврейского национального очага в Палестине.
ВЕЙЦМАН Эзер (р. 1924)
президент Израиля с 1993. Племянник Х. Вейцмана. В 1966-69 заместитель начальника генштаба вооруженных сил, в 1977-80 министр обороны.
ВЕЙЦМАН Эзер (р. 1924)
президент Израиля с 1993. Племянник Х. Вейцмана. В 1966-69 заместитель начальника генштаба вооруженных сил, в 1977-80 министр обороны.
ВЕК
1) промежуток времени, равный ста календарным годам. Напр., 20 век - период с 1 января 1901 по 31 декабря 2000 (см. Календарь). 2) Периодизация истории человечества на основе достижения им определенного материального уровня развития (типа орудий труда, идущих на их изготовление материалов и т. д.): каменный век, бронзовый век, железный век и т. д. 3) В геологии - промежуток времени, в течение которого отложилась толща горных пород, образующая геологический ярус. Несколько веков образуют эпоху.
ВЕКВЕРТ (Wekwerth) Манфред (р. 1929)
немецкий театральный деятель, профессор. В 1951-69 в театре "Берлинер ансамбль", с 1977 художественный руководитель. В 1969-75 режиссер Немецкого театра.
ВЕКИ
подвижные кожные складки вокруг глаз у позвоночных животных и человека. Защищают глаза от внешних повреждений, способствуют смачиванию их слезной жидкостью, очищению роговицы и склеры. У млекопитающих на свободном крае века расположены ресницы и устья желез.
ВЕКИЛОВА Лейла Махат кызы (р. 1927)
азербайджанская артистка балета, народная артистка СССР (1967). С 1943 в азербайджанском Театре оперы и балета им. Ахундова, с 1972 репетитор. В 1976-82 руководитель Ансамбля танца Азербайджана.
ВЕККЕРЛИН Георг Рудольф (1584-1653)
немецкий писатель. С 1620 жил в Англии. Ввел в немецкую литературу жанр оды. Автор сборника "Оды и песни" (1619).
ВЕКОВОЕ УРАВНЕНИЕ
алгебраическое уравнение степени n, которому удовлетворяют частоты малых колебаний, совершаемых системой материальных точек с n степенями свободы около положения ее равновесия. Вековое уравнение встречается в небесной механике в задачах о т. н. вековых неравенствах в движении планет.
ВЕКОВЫЕ ИГРЫ (лат. Ludi saeculares)
в Др. Риме празднества ритуального очищения города, происходившие раз в сто лет. Посвящались подземным богам Диту и Прозерпине (отмечались ночью), со времен Августа - Юпитеру, Юноне, Аполлону и Диане. В последний день торжеств хор детей пел Вековой гимн, слова которого (при Августе) написал Гораций.
ВЕКСЕЛЬ (нем. Wechsel
букв. - обмен), вид ценной бумаги, денежное обязательство. Безусловный и бесспорный долговой документ строго установленной законом формы. Различают вексель простой и переводный (тратта). Передача векселя от одного лица другому оформляется передаточной надписью - индоссаментом. В Российской Федерации Положение о переводном и простом векселе принято в 1991.
ВЕКСЛЕР Владимир Иосифович (1907-66)
российский физик, академик АН СССР (1958). Основатель научной школы по физике и технике ускорения заряженных частиц. Предложил принцип автофазировки, разработал основы коллективного метода ускорения. Под руководством Векслера созданы первые советские синхротрон (1947) и синхрофазотрон (1957). Ленинская премия (1959), Государственная премия СССР (1951).
ВЕКТОР (от лат. vector - несущий)
отрезок определенной длины и направления. Обычно вектор обозначается буквой a или (первая буква - начало, вторая - конец отрезка); абсолютная величина (длина) вектора записывается |a| либо . Два вектора равны лишь в том случае, если у них одинаковы длины и совпадают направления (т. е. они параллельны и одинаково ориентированы). С изменением ориентации меняется знак вектора. Векторы изображают т. н. векторные величины: силу, скорость, ускорение и т. д. Действия над вектором изучают в векторном исчислении.
ВЕКТОР в молекулярной генетике
самостоятельно реплицирующаяся молекула ДНК, способная включать чужеродную ДНК (гены) и переносить ее в клетки, наследственные свойства которых желают изменить. Обычно вектор создают на основе ДНК плазмид и вирусов (в т. ч. бактериофагов). Вектор широко используют в генетической инженерии для размножения (клонирования) введенных генов или получения кодируемых этими генами белковых продуктов.
ВЕКТОР СОСТОЯНИЯ
то же, что волновая функция.
ВЕКТОРМЕТР (от вектор и ...метр)
прибор для измерения токов, напряжений и фазы переменного тока.
ВЕКТОРНАЯ ДИАГРАММА
графическое изображение значений физических величин, изменяющихся по гармоническому закону, и соотношений между ними в виде векторов. Применяется при расчетах в электротехнике, акустике, оптике и т. д.
ВЕКТОРНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ
раздел математики, в котором изучаются операции над векторами. Векторное исчисление включает векторную алгебру и векторный анализ. Правила векторной алгебры отражают свойства действий над векторными величинами. Напр., суммой векторов a и b называется вектор, идущий из начала вектора a в конец вектора b при условии, что начало вектора b приложено к концу вектора a; это правило связано с правилом сложения сил или скоростей (см. Параллелограмм сил). В векторном исчислении установлены два типа умножения векторов (см. Скалярное произведение, Векторное произведение). Если i, j, k - три взаимно перпендикулярных единичных вектора в пространстве, то любой вектор a единственным образом можно представить в виде a=a1i+a2j+a3k. Числа a1, a2, a3 называются компонентами (координатами) вектора a. В основе векторного анализа лежат операции дифференцирования и интегрирования вектор-функций.
ВЕКТОРНОЕ ПОЛЕ
область, в каждой точке P которой задан вектор a(P). К понятию векторное поля приводят многие физические явления и процессы (напр., векторы скоростей частиц движущейся жидкости в каждый момент времени образуют векторное поле).
ВЕКТОРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ вектора a на вектор b
вектор p=[a, b], или a
b, равный по длине площади параллелограмма, построенного на векторах a и b, перпендикулярный плоскости этого параллелограмма; направление векторного произведения p зависит от выбора координатной системы i, j, k: из конца вектора p кратчайший поворот вектора a к вектору b виден в том же направлении (по часовой стрелке или против), в каком из конца вектора k видно вращение от i к j. Векторное произведение зависит от порядка сомножителей.
ВЕКТОРНОЕ ПРОСТРАНСТВО
математическое понятие, обобщающее понятие совокупности всех векторов 3-мерного пространства на случай произвольного числа измерений.
ВЕКТОР-ФУНКЦИЯ (векторная функция)
функция, значения которой являются векторами.
ВЕКУА Илья Несторович (1907-77)
грузинский математик и механик, академик (1946) и президент (1972-77) АН Грузии, академик АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1969). Труды по дифференциальным и интегральным уравнениям, теории функций, теории оболочек. Ленинская премия (1963), Государственная премия СССР (1950, 1984, посмертно).
ВЕКША
денежная единица Др. Руси (9-13 вв.)
ВЕКШЕ (Vaxjo)
город на юге Швеции, административный центр лена Крунуберг. Ок. 70 тыс. жителей (1989). Машиностроение и металлообработка. Основан в 1342.
ВЕКШИНСКИЙ Сергей Аркадьевич (1896-1974)
российский ученый, академик АН СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1956). Автор ряда электронных приборов. Ленинская премия (1962), Государственная премия СССР (1946).
ВЕЛАСКЕС (Родригес де Сильва Веласкес) (Rodriguez de Silva Velasquez) Диего (1599-1660)
испанский живописец. Придворный живописец Филиппа IV (с 1623). Картины на религиозные, мифологические ("Вакх", ок. 1628-29), исторические ("Сдача Бреды", 1634) сюжеты, сцены из народной жизни ("Завтрак", ок. 1617-18), острохарактерные портреты ("Иннокентий X", 1650; групповой портрет "Менины", 1656), правдивые и поэтичные сцены труда ("Пряхи", 1657). Живопись Веласкеса отличается смелостью реалистических наблюдений, умением проникнуть в характер модели, обостренным чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита.ВЕЛАСКЕС, Родригес де Сильва Веласкес (Rodrigez de Silva Velasquez) Диего (4 или 5 июня 1599, Севилья - 6 августа 1660, Мадрид), испанский художник, крупнейший представитель испанского барокко. БиографияПроисходил из небогатой дворянской семьи. Учился в Севилье у Ф. Эрреры-Старшего и у Ф. Пачеко (1611-17), на дочери которого Хуане Миранде, женился в 1618. В 1617 получил звание мастера. Работал в Севилье и Мадриде, куда переехал в 1623, назначенный придворным художником с исключительным правом писать портреты короля. Занимал различные должности при дворе Филиппа IV, вплоть до гофмаршала двора в 1652; в круг его служебных обязанностей, отнимавших много сил и времени, входила организация всех празднеств, приемов, убранство дворцовых покоев, а также пополнение королевских собраний произведениями искусства. Превосходя современных ему испанских художников не только творческим диапазоном, но и смелостью и новизной художественных решений, Веласкес писал картины на жанровые, мифологические, исторические, религиозные сюжеты, портреты, пейзажи. Человек высокого нравственного благородства, он был назван современниками "художником Истины". Севильский период. БодегоныСамостоятельность проявилась уже в ранних полотнах севильского периода, созданных в жанре бодегонов (от исп. bodegon - трактир, харчевня), изображавших скудные завтраки, кухонные сцены с немногими полуфигурами и выделенными на переднем плане натюрмортами. В этих произведениях с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотной живописью, отмеченных воздействием школы Караваджо, господствуют полные естественного достоинства запоминающиеся народные типы ("Завтрак", ок. 1617-18, Эрмитаж; сходная картина 1618-19, Музей изобразительных искусств, Будапешт; "Старая кухарка", ок. 1620, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург; "Завтрак двух юношей", "Водонос", ок. 1621 - обе музей Веллингтон, Лондон). К жанру бодегонов относятся и немногочисленные ранние религиозные картины Веласкеса: "Поклонение волхвов" (1619, Прадо); "Христос в доме Марфы и Марии" (ок. 1620, Национальная галерея, Лондон). Мадридский период Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний живописи (в том числе произведений Тициана), близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Мадрид Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. В необычных для испанской традиции картинах на античные сюжеты ("Вакх" или "Пьяницы", 1628-1629, "Кузница Вулкана", 1630 - обе в Прадо), с их острым чувством житейской достоверности и оттенком иронии, мифологические образы соединены со сценами, приближенными к реальности. "Сдача Бреды"Картина "Сдача Бреды" (1634, Прадо, вошедшая в ансамбль Зала Королевств мадридского дворца Буэн-Ретиро, - одно из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра, в котором с глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон. Передача испанцам ключей от нидерландской крепости Бреда - смысловой узел композиции, утверждающей за побежденным право на уважение, а за победителем - на великодушие. Огромное полотно, напоенное серебристым туманом раннего июньского утра и создающее впечатление пространственной глубины, решено в сдержанном изысканном колорите с тонко переданными валерами. Портреты 1630-40 Качества новой свободной живописи Веласкеса, его интерес к изображению пейзажной среды (два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете), стремление наполнить жизнью схемы парадных изображений отличают его работы после возвращения из Италии - так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Серо-коричневый фон кажется воздушным, обладающим глубиной, свободно положенные мазки образуют тончайший слой, сквозь который просвечивает крупнозернистый холст. Строгая темная гамма оживлена изысканнейшими сочетаниями серого и красно-розового, зеленоватого и серо-оливкового, черного и золотого. Поразительны эффекты серых тонов, то более темных, мягких, бархатистых, то достигающих чистого, свежего жемчужного оттенка. Портретируя короля, сановников, придворных, друзей, учеников, Веласкес изображает человека таким, каков он есть, в слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес (ок. 1633, Эрмитаж), хмурый вельможа Хуан Матеос (ок. 1632, Картинная галерея, Дрезден), итальянский кардинал Камило Асталли (1649-50, Музей Испанского общества в Америке, Нью-Йорк), полный внутренней энергии неизвестный кабальеро (возможно Алонсо Кано, 1630-е гг., музей Веллингтон, Лондон), погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес (1635-38, Прадо) или овеянная благородным изяществом "Дама с веером" (ок. 1648, галерея Уоллес, Лондон). В портретах королевских карликов и шутов Веласкес снепредвзятой зоркостью взгляда раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма ("Барбаросса", 1636-38; "Эль Бобо дель Кориа", ок. 1637-39; "Эль Примо", 1644; "Себастьяно дель Морра", ок. 1643-44; "Мальчик из Вальескаса", ок. 1644, "Хуан Австрийский", начало 1650-х гг. - все Прадо). В парных картинах "Менипп" и "Эзоп" (1639-40, Прадо,), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Интеллектуальная содержательность сатирика Мениппа выражена в его ироническом, недобром отношении к миру, в образе баснописца Эзопа - грустное безразличие и мудрость человека, изведавшего истинную цену жизни. К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр "Венера с зеркалом" (до 1651, Национальная галерея, Лондон), редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией.В Италии.Второй поездке Веласкеса в Италию (1649-51) сопутствовал традиционный успех. Портрет его ученика мулата Хуана Парехи (1644-50; Нью-Йорк, Метрополитен-музей) был восторженно встречен в римских художественных кругах. Веласкес был избран членом римской Академии св. Луки и общества виртуозов Пантеона. Портрет римского папы Иннокентия X (1650, галерея Дориа-Памфили, Рим), необычайно смелый по откровенности образ (принимая его, Иннокентий Х воскликнул: "Слишком правдиво!") стал самым знаменитым созданием Веласкеса за пределами Испании; в Риме его без конца копировали. Портреты 1650-х гг. 1650-е гг. - время самых высоких творческих свершений Веласкеса. Вдохновенным артистизмом, смелостью живописных находок отмечены поздние женские и детские портреты особ королевского дома (королева Марианна Австрийская, ок. 1649, Прадо; инфанта Мария Тереза, 1651, собрание Леман, Нью-Йорк; 1653 Музей истории искусства, Вена; инфанта Маргарита, 1653; 1659, там же; 1656, Лувр; 1660, Прадо; инфант Филипп Просперо, 1659, Музей истории искусства, Вена). Глубокой психологической характеристикой отмечен портрет стареющего Филиппа IV (1655-56, Прадо, авторское повторение в Национальной галерее в Лондоне)."Менины" и "Пряхи" Главные создания Веласкеса позднего периода - крупномасштабные композиции "Менины" ("Фрейлены", 1656, в инвентарях 17 и 18 вв. картина обозначалась как "Семья", "Семья Филиппа IV"), "Пряхи" (1657) - обе в Прадо. В "Менинах", картине, наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта (девочка инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, сам Веласкес в момент исполнения портрета королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений. Картина построена на сложном переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений. В столь же многоплановой по замыслу картине "Пряхи" сцена в королевской ковровой мастерской с фигурами прях на первом плане запечатлевает как бы целый мир, выступающий в единстве и реальности мечты, повседневной жизни и мифа о греческой мастерице Арахне.Веласкес писал без предварительного наброска, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры и как бы вольную импровизацию со строгой продуманностью композиции.Литература:Каптерева Т. П. Веласкес. М., 1961 Знамеровская Т. П. Веласкес. М., 1978.Якимович А. К. Художник и дворец. Диего Веласкес. М., 1989.Justi K. Velasquez und sein Jahrhundert. Bonn, 1888.Lopez-Rey J. Velasquez. A catalogue raisonne of his work. London, 1963.Comon Aznar J. Velasquez. Madrid, 1964. V. 1-2.Brown J. Velasquez. Painter and courtier. New Haven; London, 1986.Т. П. Каптерева
ВЕЛАСКЕС (Velazquez) (Веласкес де Куэльяр) Диего (1464-1524)
испанский конкистадор. Завоевал о. Куба, в 1511-24 губернатор острова; предпринял ряд завоевательных экспедиций на Юкатан, во Флориду и в Мексику.
ВЕЛАСКО АЛЬВАРАДО (Velasco Alvarado) Хуан (1909-77)
президент Перу в 1968-1975, дивизионный генерал. Правительство Веласко Альварадо приняло закон об аграрной реформе, национализировало собственность американских нефтяных и горнорудных компаний и создало государственную компанию.
ВЕЛАСКО ИБАРРА (Velasco Ibarra) Хосе Мария (1893-1979)
президент Эквадора в 1934-35, 1944-47, 1952-56, 1960-61 и 1968-72, лидер партии Национальной федерации веласкистов, создана в 1952 его сторонниками.
ВЕЛД (от нидерл. veld - поле)
засушливые плато в Юж. Африке, главным образом в ЮАР. Понижаются ступенями от Драконовых гор на востоке к впадине Калахари на западе и долине р. Лимпопо на севере. Высокий Велд (высота 1200-2000 м) - между реками Оранжевая и Вааль, Средний Велд (1000-1500 м) - между устьем р. Вааль и верховьями р. Олифантс, Кустарниковый Велд (ок. 900 м) - к северу от г. Претория, Низкий Велд (300-800 м) - между Кустарниковым Велдом и р. Лимпопо. Покрыты ксерофитными злаками и кустарниками, участки саванн. Крупные месторождения алмазов (в районе Кимберли).
ВЕЛДЕ ван де
семья нидерландских живописцев: 1) Эсайас (ок. 1590-1630), один из создателей нидерландского национального пейзажа, отличающегося простотой композиции, эмоциональным ощущением жизни природы. 2) Виллем (1633-1707). Звучные по цвету, спокойные морские пейзажи. 3) Адриан (1636-72). Портреты, религиозные, мифологические, аллегорические композиции, идиллические пейзажи.
ВЕЛДЕ (ван де Велде) (van de Velde) Хенри (1863-1957)
бельгийский архитектор и мастер декоративного искусства. Один из родоначальников стиля "модерн" (Фолькванг-музей в Хагене, Германия, 1901-02), позже рационализма (театр Веркбунда в Кельне, 1914).
ВЕЛЕБИТ (Velebit)
хребет в Хорватии, на Динарском нагорье, вдоль побережья Адриатического м. Длина ок. 150 км, высота до 1758 м. Сложен главным образом известняками; развит карст. Западные склоны отвесны, восточные покрыты широколиственными, хвойными лесами.
ВЕЛЕМБОВСКАЯ Ирина Александровна (наст. фам. Шухгальтер) (р. 1922)
русская писательница. В сборниках рассказов и повестей "Лесная история" (1967), "Третий семестр" (1973), "Вид с балкона" (1981) и др. - женские судьбы, нравственно-психологические коллизии. Наибольшую известность получила повесть "Сладкая женщина" (1973, экранизирована в 1977).
ВЕЛЕПОЛЬСКИЙ (Wielopolski) Александр (1803-77)
маркиз, в 1861-63 в администрации Королевства Польского. Рекрутский набор по именным спискам, объявленный Велепольским в январе 1863 с целью ликвидации революционной повстанческой организации, ускорил начало Польского восстания 1863-64.
ВЕЛЕР Фридрих (1800-82)
немецкий химик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1853). Впервые синтезировал из неорганических веществ органическое соединение (1824) и установил его тождество с мочевиной (1828). Исследования Велера поставили под сомнение правоту витализма.
ВЕЛЕС (Волос)
"скотий бог" в славяно-русской мифологии, покровитель домашних животных и бог богатства.
ВЕЛЕС ДЕ ГЕВАРА (Velez de Guevara) Луис (1578-1645)
испанский писатель. Пьесы на библейские сюжеты, из национальной и зарубежной истории. Плутовской роман "Хромой бес" (1641).
ВЕЛИЖ
город в Российской Федерации, Смоленская обл., в 93 км от ж.-д. ст. Рудня, пристань на р. Зап. Двина. 9,2 тыс. жителей (1992). Мебельная фабрика, льнозавод, пищевые предприятия. Основан в 1536.
ВЕЛИЖСКОЕ ДЕЛО
крупный процесс (1823-35) по ложному обвинению группы евреев г. Велиж в убийстве с ритуальной целью. Несмотря на давление реакционных кругов обвиняемые были оправданы.
ВЕЛИКАНОВ Дмитрий Петрович (1908-86)
российский ученый, член-корреспондент АН СССР (1968). Основные труды по исследованию эксплуатационных качеств автомобиля, проблемам автомобильных перевозок в единой транспортной системе.
ВЕЛИКАНОВ Михаил Андреевич (1879-1964)