<< Пред.           стр. 199 (из 754)           След. >>

Список литературы по разделу

  расстояние от опорной плоскости до наиболее низко расположенного элемента конструкции транспортных, дорожно-строительных, сельскохозяйственных и других машин (напр., у советских легковых автомобилей 170-210 мм). Нерекомендуемое название дорожного просвета - клиренс.
 
 ДОРОНИН Иван Васильевич (1903-53)
  российский летчик, Герой Советского Союза (1934), полковник (1939). С 1930 в полярной авиации. В 1934 участвовал в спасении экипажа парохода "Челюскин".
 
 ДОРОНИНА Татьяна Васильевна (р. 1933)
  российская актриса, народная артистка СССР (1981). С 1959 в Ленинградском Большом драматическом театре, с 1966-72 и с 1983 во МХАТе; после разделения труппы в 1987 - художественный руководитель сцены МХАТа по ул. Москвина (с 1989 - МХАТ им. М. Горького). В 1972-83 в Московском театре им. Маяковского. Роли: Настасья Филипповна ("Идиот" по Ф. М. Достоевскому), Надежда Монахова ("Варвары" М. Горького), Аркадина ("Чайка" А. П. Чехова) и др. Снималась в фильмах: "Старшая сестра", "Три тополя на Плющихе" и др.
 
 ДОРОСТОЛ (Дристр)
  название болгарского г. Силистра до кон. 14 в.
 
 ДОРОФЕЙ (6 в.)
  сирийский монах, преподобный, настоятель монастыря близ Газы. Автор влиятельных аскетических "Наставлений". Память в Православной церкви 13 августа.
 
 ДОРОФЕЙ Египетский (ум. между 379-395)
  христианский монах-пустынножитель, в течение 60 лет подвизался в Скитской пустыне (на западном берегу Нила). Память в Православной церкви 16 (29) сентября.
 
 ДОРОФЕЙ Мелитинский (ум. 298)
  один из тридцати трех христианских мучеников-воинов, пострадавших в Мелитине в гонение императора Диоклетиана. Память в Православной церкви 7 (20) ноября.
 
 ДОРОФЕЙ Никомидийский (ум. 302)
  наместник Италии, христианский мученик, пострадавший в гонение императора Максимиана. Память в Православной церкви 3 (16) сентября и 28 декабря (10 января).
 
 ДОРОХОВ Иван Семенович (1762-1815)
  российский генерал-лейтенант (1812). В Отечественную войну 1812 командир кавалерийского отряда, отличился при Бородине, затем командир партизанского отряда, освободил Верею, сообщил Кутузову об отходе войск Наполеона из Москвы.
 
 ДОРОХОВО
  бальнеологический курорт в Российской Федерации, Московская обл., к западу от Москвы. В окрестностях Дорохово - Рузское, Озернинское и Можайское водохранилища.
 
 ДОРОШ Ефим Яковлевич (1908-72)
  русский писатель. В очерках 1956-70, составивших книгу "Деревенский дневник" ("Дождь пополам с солнцем", 1973), художественно-публицистическое исследование современной сельской жизни в ее связях с историей, традициями народной культуры. Статьи о литературе, театре, живописи (сборник "Живое дерево искусства", 1967).
 
 ДОРОШЕВИЧ Влас Михайлович (1864-1922)
  российский журналист, театральный критик. Признанный "король фельетона", обличавший пороки современной общественной жизни. Запечатлел картину царской каторги в книге очерков "Сахалин (Каторга)" (1903).
 
 ДОРОШЕВСКИЙ (Doroszewski) Витольд Ян (1899-1976)
  польский языковед-славист. Работы по проблемам общего языкознания, лексикологии, диалектологии.
 
 ДОРОШЕНКО Григорий Яковлевич (1846-1910)
  российский горный инженер. Автор фундаментального учебного и справочного пособия "Горное искусство" (1880).
 
 ДОРОШЕНКО Михаил (? - 1628)
  гетман украинских реестровых казаков в 1625-28. В 1625 подписал Куруковское соглашение.
 
 ДОРОШЕНКО Петр Дорофеевич (1627-98)
  гетман Правобережной Украины в 1665-1676. При поддержке Турции и Крымского ханства пытался овладеть Левобережной Украиной. В 1676 сдался в плен русским войскам.
 
 ДОРСАЛЬНЫЙ (дорзальный) (от лат. dorsum - спина)
  в анатомии - спинной, расположенный на спинной стороне тела, обращенный к ней, напр. дорсальный плавник (ср. Вентральный). У растений дорсальной или наружной стороной листа называют обращенную к стеблю.
 
 Д ОРС-И-РОВИРА (D Ors y Rovira) Эухенио (псевд. Ксений) (1882-1954)
  каталанский писатель и журналист. Писал на испанском и каталанском языках. Повесть "Красавица" (1912), сборник прозаических записок "Глоссарий" (1906-15, 1921-23, 1947-49). Эссе "Океанография скуки" (1921), "Три часа в музее Прадо" (1923), "Когда уляжется" (1927), "Барокко" (1944). Труды по истории испанской литературы и искусства, биографии художников.
 
 ДОРСТ (Dorst) Танкред (р. 1925)
  немецкий писатель. Исторический роман-притча "Мерлин, или Пустынная земля" (1981). Драмы "Толлер" (1968), "Ледниковый период" (1973), "Я, Фейербах" (1986), "Ульи" (1988).
 
 ДОРТМУНД (Dortmund)
  город в Германии, земля Сев. Рейн-Вестфалия. Порт на р. Эмшер и канале Дортмунд - Эмс. 601 тыс. жителей (1992). Черная металлургия, машиностроение, химическая, пищевкусовая промышленность. Университет. Музеи. Статус города с 12 в. Архитектурный памятник 12-15 вв.
 
 ДОС ПАССОС (Dos Passos) Джон (1896-1970)
  американский писатель. В 20-е гг. представитель "потерянного поколения". Социальная эпопея-трилогия "США" об Америке 1900-30-х гг. ("42-я параллель", 1930; "1919", 1932; "Большие деньги", 1936), экспериментально сочетающая по принципу кинематографического монтажа документальную, биографическую и лирическую прозу. В трилогии "Округ Колумбия" (1939-48) порывает с левыми идеями.
 
 ДОСИФЕЙ (Дософтей) (1624-93)
  митрополит Молдавии, сторонник сближения с Россией. Внес большой вклад в развитие национальной молдавской культуры.
 
 ДОСИФЕЙ Нотара (1641-1707)
  патриарх Иерусалимский с 1669. На состоявшемся при нем Иерусалимском соборе (1672) было выработано православное исповедание веры - один из важнейших доктринальных документов Восточной церкви.
 
 ДОСПЕВСКИЙ Станислав (псевд. Зафира Зографа) (1823-78)
  болгарский живописец. Участник национально-освободительнойй борьбы в Болгарии 1870-х гг. Один из создателей болгарского светского реалистического искусства. Правдивые, строгие по живописи портреты.
 
 ДОСПЕХИ
  см. Защитное вооружение.
 
 ДОССЕ (Dausset) Жан (р. 1916)
  французский иммунолог. Первые работы во Франции по трансплантации. Основные работы по иммуногематологии, выявил новую систему лейкоцитарных антигенов, исследовал их роль в трансплантологии. Нобелевская премия (1980, совместно с Б. Бенасеррафом и Дж. Д. Снеллом).
 
 ДОССИ (Dossi) Доссо (наст. имя и фам. Джованни де Лутеро
  Giovanni de Lutero) (ок. 1479-1542), итальянский живописец. Представитель феррарской школы Позднего Возрождения. Картины на религиозные и мифологические сюжеты ("Св. Себастьян", "Цирцея"), пейзажи.
 
 ДОСТ МУХАММЕД (1790 или 1793-1863)
  афганский эмир с 1834 (с перерывом в 1840-42). В 1855 присоединил Кандагар; в 1858-63 овладел восточным Систаном, Гератом, землями на левобережье р. Амударья.
 
 ДОСТАЛОВА (Dostalova) Леопольда (1879-1973)
  чешская актриса. С 1901 работала в Национальном театре (Прага).
 
 ДОСТАЛЬ Николай Николаевич (р. 1946)
  российский актер и кинорежиссер. Снимался в фильмах: "До свидания, мальчики!" (1965), "Человек на своем месте" (1972) и др. Как режиссер тяготеет к жанру лирической комедии. Поставил фильмы: "Человек с аккордеоном" (1982), "Шура и Просвирняк" (1987), "Облако - рай" (1991, специальный серебряный приз кинофестиваля в Локарно), "Маленький гигант большого секса" (1992), "Мелкий бес" (1995, по Ф. Сологубу).
 
 ДОСТАТОЧНЫЕ УСЛОВИЯ
  в математике, см. Необходимые и достаточные условия.
 
 ДОСТОВЕРНОСТЬ
  форма существования истины, обоснованной каким-либо способом (напр., экспериментом, логическим доказательством).
 
 ДОСТОЕВСКАЯ (Сниткина) Анна Григорьевна (1846-1918)
  русская мемуаристка. Жена Ф. М. Достоевского; публикатор его творческого наследия. Книга "Воспоминания" (опубликована в 1925) - ценный биографический и историко-литературный источник.
 
 ДОСТОЕВСКИЙ Михаил Михайлович (1820-64)
  русский писатель, журналист. Брат Ф. М. Достоевского. Издатель журналов "Время" и "Эпоха". Публицистика в духе почвенничества (см. Почвенники). Литературно-критические статьи. Повести в традициях натуральной школы. Переводы.
 
 ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821-81)
  русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1877). В повестях "Бедные люди" (1846), "Белые ночи" (1848), "Неточка Незванова" (1849, не окончена) и др. описал страдания "маленького" человека как трагедию социальную. В повести "Двойник" (1846) дал психологический анализ расколотого сознания. Участник кружка М. В. Петрашевского, Достоевский в 1849 был арестован и приговорен к смертной казни, замененной каторгой (1850-54) с последующей службой рядовым. В 1859 возвратился в Санкт-Петербург. "Записки из Мертвого дома" (1861-62) - о трагических судьбах и достоинстве человека на каторге. Вместе с братом М. М. Достоевским издавал "почвеннические" журналы "Время" (1861-63) и "Эпоха" (1864-65). В романах "Преступление и наказание" (1866), "Идиот" (1868), "Бесы" (1871-1872), "Подросток" (1875), "Братья Карамазовы" (1879-80) и др. - философское осмысление социального и духовного кризиса России, диалогическое столкновение самобытных личностей, страстные поиски общественной и человеческой гармонии, глубокий психологизм и трагизм. Публицистический "Дневник писателя" (1873-81). Творчество Достоевского оказало мощное влияние на русскую и мировую литературу.
 
 ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович [30 октября (11 ноября) 1821
  Москва - 28 января (9 февраля) 1881, Петербург, похоронен в Александро-Невской лавре], русский писатель. "Я происходил из семейства русского и благочестивого" Достоевский был вторым ребенком в большой семье (шестеро детей). Отец, сын униатского священника, врач московской Мариинской больницы для бедных (где и родился будущий писатель), в 1828 получил звание потомственного дворянина. Мать - из купеческой семьи, женщина религиозная, ежегодно возила детей в Троице-Сергиеву лавру, учила их читать по книге "Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета" (в романе "Братья Карамазовы" воспоминания об этой книге включены в рассказ старца Зосимы о своем детстве). В доме родителей читали вслух "Историю Государства Российского" Н. М. Карамзина, произведения Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина. С особым одушевлением Достоевский вспоминал в зрелые годы о знакомстве с Писанием: "Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства". Ярким детским впечатлением писателя стала также ветхозаветная "Книга Иова". С 1832 семья ежегодно проводила лето в купленном отцом селе Даровое (Тульской губернии). Встречи и разговоры с мужиками навсегда отложились в памяти Достоевского и служили в дальнейшем творческим материалом (рассказ "Мужик Марей" из "Дневника писателя" за 1876). Начало учения В 1832 Достоевский и его старший брат Михаил (см. Достоевский М. М.) начали заниматься с приходившими в дом учителями, с 1833 обучались в пансионе Н. И. Драшусова (Сушара), затем в пансионе Л. И. Чермака. Атмосфера учебных заведений и оторванность от семьи вызывали у Достоевского болезненную реакцию (ср. автобиографические черты героя романа "Подросток", переживающего глубокие нравственные потрясения в "пансионе Тушара"). Вместе с тем годы учебы отмечены пробудившейся страстью к чтению. В 1837 умерла мать писателя, и вскоре отец отвез Достоевского с братом Михаилом в Петербург для продолжения образования. Больше писатель не встретился с отцом, скончавшимся в 1839 (по официальным сведениям, умер от апоплексического удара, по семейным преданиям, был убит крепостными). Отношение Достоевского к отцу, человеку мнительному и болезненно подозрительному, было двойственным. В Инженерном училище (1838-43) С января 1838 Достоевский учился в Главном инженерном училище (впоследствии всегда считал, что выбор учебного заведения был ошибочным). Он страдал от военной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и от одиночества. Как свидетельствовал его товарищ по училищу, художник К. А. Трутовский, Достоевский держался замкнуто, однако поражал товарищей начитанностью, вокруг него сложился литературный кружок. В училище оформились первые литературные замыслы. В 1841 на вечере, устроенном братом Михаилом, Достоевский читал отрывки из своих драматических произведений, которые известны только по названиям - "Мария Стюарт" и "Борис Годунов", - рождающим ассоциации с именами Ф. Шиллера и А. С. Пушкина, по-видимому, самыми глубокими литературными увлечениями молодого Достоевского; зачитывался также Н. В. Гоголем, Э. Гофманом, В. Скоттом, Жорж Санд, В. Гюго. По окончании училища, прослужив меньше года в Петербургской инженерной команде, летом 1844 Достоевский уволился в чине поручика, решив полностью отдаться литературному творчеству. Начало литературного труда Среди литературных пристрастий Достоевского той поры был О. де Бальзак: переводом его повести "Евгения Гранде" (1844, без указания имени переводчика) писатель вступил на литературное поприще. Одновременно Достоевский работал над переводом романов Эжена Сю и Жорж Санд (в печати не появились). Выбор произведений свидетельствовал о литературных вкусах начинающего писателя: ему не чужда была в те годы романтическая и сентименталистская стилистика, нравились драматичные коллизии, крупно выписанные характеры, остросюжетное повествование. В произведениях Жорж Санд, как вспоминал он в конце жизни, его "поразила ... целомудренная, высочайшая чистота типов и идеалов и скромная прелесть строгого сдержанного тона рассказа". Триумфальный дебют Зимой 1844 Достоевский задумал роман "Бедные люди", работу над которым он начал, по его словам, "вдруг", неожиданно, но отдался ей безраздельно. Еще в рукописи Д. В. Григорович, с которым он в то время делил квартиру, доставил роман Н. А. Некрасову, и они вместе, не отрываясь, ночь напролет читали "Бедных людей". Под утро они пришли к Достоевскому, чтобы выразить ему восхищение. Со словами "Новый Гоголь явился!" Некрасов передал рукопись В. Г. Белинскому, который сказал П. В. Анненкову: "... роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому". Реакция кружка Белинского на первое произведение Достоевского стала одним из самых известных и имевших продолжительный резонанс эпизодов в истории русской литературы: почти все участники, включая Достоевского, позднее возвращались к нему и в воспоминаниях, и в художественных произведениях, описывая его и в прямой, и в пародийной форме. Роман был напечатан в 1846 в "Петербургском сборнике" Некрасова, вызвав шумные споры. Рецензенты, хотя и отмечали отдельные просчеты писателя, почувствовали громадное дарование, а Белинский прямо предрекал Достоевскому великое будущее. Первые критики справедливо заметили генетическую связь "Бедных людей" с гоголевской "Шинелью", имея в виду и образ главного героя полунищего чиновника Макара Девушкина, восходивший к героям Гоголя, и широкое воздействие гоголевской поэтики на Достоевского. В изображении обитателей "петербургских углов", в портретировании целой галереи социальных типов Достоевский опирался на традиции натуральной школы (обличительный пафос), однако сам подчеркивал, что в романе сказалось и влияние пушкинского "Станционного смотрителя". Тема "маленького человека" и его трагедии нашла у Достоевского новые повороты, позволяющие уже в первом романе обнаружить важнейшие черты творческой манеры писателя: сосредоточенность на внутреннем мире героя в сочетании с анализом его социальной судьбы, способность передавать неуловимые нюансы состояния действующих лиц, принцип исповедального самораскрытия характеров (не случайно избрана форма "романа в письмах"), система двойников, "сопутствующих" главным героям. В литературном кругу Войдя в кружок Белинского (где познакомился с И. С. Тургеневым, В. Ф. Одоевским, И. И. Панаевым), Достоевский, по его позднейшему признанию, "страстно принял все учение" критика, включая его социалистические идеи. В конце 1845 на вечере у Белинского он читал главы повести "Двойник" (1846), в которой впервые дал глубокий анализ расколотого сознания, предвещающий его великие романы. Повесть, сначала заинтересовавшая Белинского, в итоге его разочаровала, и вскоре наступило охлаждение в отношениях Достоевского с критиком, как и со всем его окружением, включая Некрасова и Тургенева, высмеивавших болезненную мнительность Достоевского. Угнетающе действовала на писателя необходимость соглашаться почти на любую литературную поденщину. Все это мучительно переживалось Достоевским. Он стал "страдать раздражением всей нервной системы", появились первые симптомы эпилепсии, мучившей его всю жизнь. Достоевский и петрашевцы В 1846 Достоевский сблизился с кружком братьев Бекетовых (среди участников - А. Н. Плещеев, А. Н. и В. Н. Майковы, Д. В. Григорович), в котором обсуждались не только литературные, но и социальные проблемы. Весной 1847 Достоевский начал посещать "пятницы" М. В. Петрашевского, зимой 1848-49 - кружок поэта С. Ф. Дурова, состоявший также в основном из петрашевцев. На собраниях, носивших политический характер, затрагивались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов, статьи А. И. Герцена, запрещенное тогда письмо Белинского к Гоголю, вынашивались планы распространения литографированной литературы. В 1848 вошел в особое тайное общество, организованное наиболее радикальным петрашевцем Н. А. Спешневым (имевшим значительное влияние на Достоевского); общество ставило своей целью "произвести переворот в России". Достоевский, однако, испытывал некоторые сомнения: по воспоминаниям А. П. Милюкова, он "читал социальных писателей, но относился к ним критически". Под утро 23 апреля 1849 в числе других петрашевцев писатель был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Под следствием и на каторге После 8 месяцев, проведенных в крепости, где Достоевский держался мужественно и даже написал рассказ "Маленький герой" (напечатан в 1857), он был признан виновным "в умысле на ниспровержение ... государственного порядка" и первоначально приговорен к расстрелу, замененному уже на эшафоте, после "ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти", 4 годами каторги с лишением "всех прав состояния" и последующей сдачей в солдаты. Каторгу отбывал в Омской крепости, среди уголовных преступников ("это было страдание невыразимое, бесконечное ... всякая минута тяготела как камень у меня на душе"). Пережитые душевные потрясения, тоска и одиночество, "суд над собой", "строгий пересмотр прежней жизни", сложная гамма чувств от отчаяния до веры в скорое осуществление высокого призвания, - весь этот душевный опыт острожных лет стал биографической основой "Записок из Мертвого дома" (1860-62), трагической исповедальной книги, поразившей уже современников мужеством и силой духа писателя. Отдельной темой "Записок" оказался глубокий сословный разрыв дворянина с простонародьем. Хотя Аполлон Григорьев преувеличивал в духе собственных убеждений, когда писал, что Достоевский "достиг страдательным п с и х о л о г и ч е с к и м процессом до того, что в "Мертвом доме" слился совсем с народом", однако шаг к такому сближению - через сознание общности судьбы - был сделан. Сразу после освобождения Достоевский писал брату о вынесенных из Сибири "народных типах" и знании "черного, горемычного быта" - опыте, которого "на целые томы достанет". В "Записках" отражен наметившийся на каторге переворот в сознании писателя, который он характеризовал позднее как "возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного". Достоевскому ясно представилась утопичность революционных идей, с которыми он в дальнейшем остро полемизировал. Возвращение в литературу С января 1854 Достоевский служил рядовым в Семипалатинске, в 1855 произведен в унтер-офицеры, в 1856 в прапорщики. В следующем году ему было возвращено дворянство и право печататься. Тогда же он женился на М. Д. Исаевой, принимавшей еще до брака горячее участие в его судьбе. В Сибири Достоевский написал повести "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели" (обе напечатаны в 1859). Центральный герой последней, Фома Фомич Опискин, ничтожный приживальщик с притязаниями тирана, лицедей, ханжа, маниакальный себялюбец и утонченный садист, как психологический тип стал важным открытием, предвещавшим многих героев зрелого творчества. В повестях намечены и основные черты знаменитых романов-трагедий Достоевского: театрализация действия, скандальное и, одновременно, трагическое развитие событий, усложненный психологический рисунок. Современники остались равнодушными к "Селу Степанчиково...", интерес к повести возник значительно позднее, когда Н. М. Михайловский в статье "Жестокий талант" дал глубокий анализ образа Опискина, тенденциозно отождествляя его, однако, с самим писателем. Много споров вокруг "Села Степанчиково..." связано с предположением Ю. Н. Тынянова о том, что в монологах Опискина пародируются "Выбранные места из переписки с друзьями" Н. В. Гоголя. Идея Тынянова спровоцировала исследователей на выявление объемного пласта литературного подтекста в повести, в т. ч. аллюзий, связанных с произведениями 1850-х гг., за которыми Достоевский жадно следил в Сибири. Достоевский-журналист В 1859 Достоевский вышел в отставку "по болезни" и получил разрешение жить в Твери. В конце года он переехал в Петербург и совместно с братом Михаилом стал издавать журналы "Время", затем "Эпоха", сочетая огромную редакторскую работу с авторской: писал публицистические и литературно-критические статьи, полемические заметки, художественные произведения. При ближайшем участии Н. Н. Страхова и А. А. Григорьева, в ходе полемики и с радикальной, и с охранительной журналистикой, на страницах обоих журналов развивались "почвеннические" идеи (см. Почвенники), генетически связанные со славянофильством, но пронизанные пафосом примирения западников и славянофилов, поисками национального варианта развития и оптимального сочетания начал "цивилизации" и народности, - синтеза, выраставшего из "всеотзывчивости", "всечеловечности" русского народа, его способности к "примирительному взгляду на чужое". Статьи Достоевского, в особенности "Зимние заметки о летних впечатлениях" (1863), написанные по следам первой заграничной поездки 1862 (Германия, Франция, Швейцария, Италия, Англия), представляют собой критику западноевропейских институтов и страстно выраженную веру в особое призвание России, в возможность преобразования русского общества на братских христианских основаниях: "русская идея ... будет синтезом всех тех идей, которые ... развивает Европа в отдельных своих национальностях". "Униженные и оскорбленные" (1861) и "Записки из подполья" (1864) На страницах журнала "Время", стремясь укрепить его репутацию, Достоевский печатал свой роман "Униженные и оскорбленные", само название которого воспринималось критикой 19 в. как символ всего творчества писателя и даже шире - как символ "истинно гуманистического" пафоса русской литературы (Н. А. Добролюбов в статье "Забитые люди"). Насыщенный автобиографическими аллюзиями и обращенный к основным мотивам творчества 1840-х гг., роман написан уже в новой манере, близкой к поздним произведениям: в нем ослаблен социальный аспект трагедии "униженных" и углублен психологический анализ. Обилие мелодраматических эффектов и исключительных ситуаций, нагнетение таинственности, хаотичность композиции побуждали критиков разных поколений низко оценивать роман. Однако в следующих произведениях Достоевскому удалось те же черты поэтики поднять на трагедийную высоту: внешняя неудача подготовила взлеты ближайших лет, в частности, напечатанную вскоре в "Эпохе" повесть "Записки из подполья", которую В. В. Розанов считал "краеугольным камнем в литературной деятельности" Достоевского; исповедь подпольного парадоксалиста, человека трагически разорванного сознания, его споры с воображаемым оппонентом, так же как и нравственная победа героини, противостоящей болезненному индивидуализму "антигероя", - все это нашло развитие в последующих романах, лишь после появления которых повесть получила высокую оценку и глубокое истолкование в критике. Семейные катастрофы и новая женитьба В 1863 Достоевский совершил вторую поездку за границу, где познакомился с А. П. Сусловой (страстным увлечением писателя в 1860-е гг.); их сложные отношения, а также азартная игра в рулетку в Баден-Бадене дали материал для романа "Игрок" (1866). В 1864 умерла жена Достоевского и, хотя они не были счастливы в браке, он тяжело пережил потерю. Вслед за ней внезапно скончался брат Михаил. Достоевский взял на себя все долги по изданию журнала "Эпоха", однако вскоре прекратил его из-за падения подписки и заключил невыгодный договор на издание своего собрания сочинений, обязавшись к определенному сроку написать новый роман. Он еще раз побывал за границей лето 1866 провел в Москве и на подмосковной даче, все это время работая над романом "Преступление и наказание", предназначенным для журнала "Русский вестник" М. Н. Каткова (в дальнейшем все наиболее значительные его романы печатались в этом журнале). Параллельно Достоевскому пришлось работать над вторым романом ("Игрок"), который он диктовал стенографистке А. Г. Сниткиной (см. Достоевская А. Г.), которая не просто помогала писателю, но и психологически поддерживала его в сложной ситуации. После окончания романа (зима 1867) Достоевский на ней женился и, по воспоминаниям Н. Н. Страхова, "новая женитьба скоро доставила ему в полной мере то семейное счастье, которого он так желал". "Преступление и наказание" (1865-66) Круг основных идей романа писатель вынашивал долгое время, возможно, в самом туманном виде, - еще с каторги. Работа над ним шла с увлечением и душевным подъемом, несмотря на материальную нужду. Генетически связанный с неосуществленным замыслом "Пьяненькие", новый роман Достоевского подводил итог творчеству 1840-50-х гг., продолжая центральные темы тех лет. Социальные мотивы получили в нем углубленное философское звучание, неотделимое от нравственной драмы Раскольникова, "убийцы-теоретика", современного Наполеона, который, по словам писателя, "кончает тем, что п р и н у ж д е н сам на себя донести ... чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям...". Крах индивидуалистической идеи Раскольникова, его попытки стать "властелином судьбы", подняться над "тварью дрожащею" и одновременно осчастливить человечество, спасти обездоленных - философский ответ Достоевского на революционные настроения 1860-х гг. Сделав "убийцу и блудницу" главными героями романа и вынеся внутреннюю драму Раскольникова на улицы Петербурга, Достоевский поместил обыденную жизнь в обстановку символических совпадений, надрывных исповедей и мучительных сновидений, напряженных философских диспутов-дуэлей, превращая нарисованный с топографической точностью Петербург в символический образ призрачного города. Обилие персонажей, система героев-двойников, широкий охват событий, чередование гротесковых сцен с трагическими, парадоксалистски заостренная постановка моральных проблем, поглощенность героев идеей, обилие "голосов" (различных точек зрения, скрепленных единством авторской позиции) - все эти особенности романа, традиционно считающегося лучшим произведением Достоевского, стали основными чертами поэтики зрелого писателя. Хотя радикальная критика истолковала "Преступление и наказание" как произведение тенденциозное, роман имел огромный успех. Мир великих романов В 1867-68 гг. написан роман "Идиот", задачу которого Достоевский видел в "изображении положительно прекрасного человека". Идеальный герой князь Мышкин, "Князь-Христос", "пастырь добрый", олицетворяющий собой прощение и милосердие, с его теорией "практического христианства", не выдерживает столкновения с ненавистью, злобой, грехом и погружается в безумие. Его гибель - приговор миру. Однако, по замечанию Достоевского, "где только он ни п р и к о с н у л с я - везде он оставил неисследимую черту". Следующий роман "Бесы" (1871-72) создан под впечатлением от террористической деятельности С. Г. Нечаева и организованного им тайного общества "Народная расправа", но идеологическое пространство романа много шире: Достоевский осмыслял и декабристов, и П. Я. Чаадаева, и либеральное движение 1840-х гг., и шестидесятничество, интерпретируя революционное "бесовство" в философско-психологическом ключе и вступая с ним в спор самой художественной тканью романа - развитием сюжета как череды катастроф, трагическим движением судеб героев, апокалипсическим отсветом, "брошенным" на события. Современники прочитали "Бесов" как рядовой антинигилистический роман, пройдя мимо его пророческой глубины и трагедийного смысла. В 1875 напечатан роман "Подросток", написанный в форме исповеди юноши, сознание которого формируется в "безобразном" мире, в обстановке "всеобщего разложения" и "случайного семейства". Тема распада семейных связей нашла продолжение в итоговом романе Достоевского - "Братья Карамазовы" (1879-80), задуманном как изображение "нашей интеллигентской России" и вместе с тем как роман-житие главного героя Алеши Карамазова. Проблема "отцов и детей" ("детская" тема получила обостренно-трагедийное и вместе с тем оптимистическое звучание в романе, особенно в книге "Мальчики"), а также конфликт бунтарского безбожия и веры, проходящей через "горнило сомнений", достигли здесь апогея и предопределили центральную антитезу романа: противопоставление гармонии всеобщего братства, основанного на взаимной любви (старец Зосима, Алеша, мальчики), мучительному безверию, сомнениям в Боге и "мире Божьем" (эти мотивы достигают кульминации в "поэме" Ивана Карамазова о Великом инквизиторе). Романы зрелого Достоевского - это целое мироздание, пронизанное катастрофическим мироощущением его творца. Обитатели этого мира, люди расколотого сознания, теоретики, "придавленные" идеей и оторванные от "почвы", при всей их неотделимости от российского пространства, с течением времени, в особенности в 20 веке, стали восприниматься как символы кризисного состояния мировой цивилизации. "Дневник писателя". Конец пути В 1873 Достоевский начал редактировать газету-журнал "Гражданин", где не ограничился редакторской работой, решив печатать собственные публицистические, мемуарные, литературно-критические очерки, фельетоны, рассказы. Эта пестрота "искупалась" единством интонации и взглядов автора, ведущего постоянный диалог с читателем. Так начал создаваться "Дневник писателя", которому Достоевский посвятил в последние годы много сил, превратив его в отчет о впечатлениях от важнейших явлений общественной и политической жизни и изложив на его страницах свои политические, религиозные, эстетические убеждения. В 1874 он отказался от редактирования журнала из-за столкновений с издателем и ухудшения здоровья (летом 1874, затем в 1875, 1876 и 1879 он ездил лечиться в Эмс), а в конце 1875 возобновил работу над "Дневником", имевшим огромный успех и побудившим многих людей вступить в переписку с его автором (вел "Дневник" с перерывами до конца жизни). В обществе Достоевский приобрел высокий нравственный авторитет, воспринимался как проповедник и учитель. Апогеем его прижизненной славы стала речь на открытии памятника Пушкину в Москве (1880), где он говорил о "всечеловечности" как высшем выражении русского идеала, о "русском скитальце", которому необходимо "всемирное счастье". Эта речь, вызвавшая огромный общественный резонанс, оказалась завещанием Достоевского. Полный творческих планов, собираясь писать вторую часть "Братьев Карамазовых" и издавать "Дневник писателя", в январе 1881 Достоевский внезапно скончался.
 
 ДОСУГ
  см. Свободное время.
 
 ДОСЬЕ (от франц. dossier - дело)
  совокупность документов, записей по какому-либо вопросу, делу.
 
 ДОТ
  долговременная огневая точка; см. Долговременное огневое сооружение.
 
 ДОТАЦИЯ (от средневекового лат. dotatio - дар)
  ассигнования из государственного бюджета на покрытие убытков предприятий, фирм, финансовые поддержки военной промышленности, отраслей инфраструктуры и др.
 
 ДОТНУВА (Dotnuva) (до 1917 официальное название Дотнова)
  город (с 1956) в Литве. Железнодорожная станция. 0,9 тыс. жителей (1990).
 
 ДОУ (Dou) Герард (1613-75)
  нидерландский живописец. Жил и работал в Лейдене, в 1628-31 учился у молодого Рембрандта. Мастер бытового жанра, портретист. Его картины всегда тщательно выписаны, детализированы до почти невидимых глазу штрихов. В мастерской Доу обучался Метсю.
 
 ДОУ (Dawe) Джордж (1781-1829)
  английский живописец. В 1819-29 выполнил в Санкт-Петербурге (с помощью русских живописцев) св. 300 портретов участников Отечественной войны 1812 и походов 1813-14; работам Доу присуща романтическая приподнятость образов.
 
 "ДОУ КЕМИКАЛ" (Dow Chemical)
  химическая фирма США. Основана в 1897. Выпускает промышленные химикаты (65% ее продаж), пластмассы (15%), бытовые и сельскохозяйственные химикаты, медикаменты, химическую продукцию военного назначения. Объем продаж 16,7 млрд. дол., чистая прибыль 2,34 млрд. дол., число занятых 55,5 тыс. человек (кон. 1980-х гг.).
 
 ДОУВ (Douv) Артур (1880-1946)
  американский живописец. Параллельно В. Кандинскому с 1910-х гг. создавал биоморфные абстрактные композиции нейтральных тонов ("Символическое естество", 1914) в поисках адекватной звуку живописной формы ("Сентиментальная музыка", 1917).
 
 ДОУ-МУ
  в китайской мифологии повелительница Большой Медведицы; распоряжается жизнью и смертью. Ее представляют с четырьмя лицами и восемью руками.
 
 ДОУСОН (Dawson)
  город на северо-западе Канады, при впадении р. Клондайк в р. Юкон. 1,1 тыс. жителей (1980). Центр золотопромышленного района. Добыча россыпного золота.
 
 ДОУ-ШЭНЬ
  в китайской мифологии бог оспы. Защищал от болезни.
 
 ДОФАМИН
  медиатор нервной системы из группы катехоламинов, нейрогормон. Биохимический предшественник норадреналина и адреналина. Вырабатывается нервными окончаниями, а также хромаффинными клетками.
 
 ДОФИН (франц. dauphin)
  во Франции с сер. 14 в. до 1830 титул наследника престола.
 
 ДОФИНЕ (Dauphine)
  историческая область на юго-востоке Франции, в Альпах. Включает департаменты Изер, Дром, Альпы Верхние. 20 тыс. км2. Население 1,5 млн. человек. Главный город - Гренобль.
 
 ДОХА
  столица Катара, порт в Персидском зал. Св. 217 тыс. жителей (1986). Международный аэропорт. Металлообрабатывающий, цементный заводы. Пищевая, кустарная промышленность; рыболовство; добыча жемчуга. Университет. Архитектурные памятники.
 
 ДОХА (калмык.)
  шуба мехом внутрь и наружу.
 
 ДОХОДНЫЙ ДОМ
  в 19-20 вв. городской жилой дом с квартирами, сдающимися внаем. Как тип архитектурного сооружения складывался с 1830-1840-х гг. Доходные дома обычно имели внутренние дворы-колодцы и сотообразную внутреннюю структуру: однородные по планировке квартиры группируются вокруг лестничных клеток, коридоров и галерей.
 
 ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
  доходы государства, используемые для осуществления его функций. Формируются главным образом за счет налогов, в т. ч. подоходного налога, займов государственных, поступлений от кредита государственного, таможенных пошлин и др. См. также Государственный бюджет.
 
 ДОХТУРОВ Дмитрий Сергеевич (1756-1816)
  российский генерал от инфантерии (1810). В Отечественную войну 1812 командир пехотного корпуса, который участвовал в Смоленском и Бородинском сражениях и сыграл решающую роль в бою под Малоярославцем.
 
 ДОЦЕНКО Надежда Петровна (1913/14-94)
  украинская актриса, народная артистка СССР (1972). С 1936 в Украинском театре им. Заньковецкой (Львов).
 
 ДОЦЕНТ (от лат. docens - обучающий)
  ученое звание и должность преподавателей вузов ряда стран. В Российской Федерации с 1992 звание доцент преподавателям вузов, институтов повышения квалификации присваивается решением Аттестационной коллегии Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию. В России в нач. 1990-х гг. насчитывалось ок. 250 тыс. доцентов.
 
 ДОЧЕРНЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
  предприятие, созданное в качестве юридического лица другим предприятием путем передачи ему части своего имущества.
 
 ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
  отрасль педагогики, изучающая закономерности развития и воспитания детей от рождения до поступления в школу. Выделилась со 2-й пол. 19 в.
 
 ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
  воспитание детей в дошкольных учреждениях (в Российской Федерации и некоторых других республиках от 2 месяцев до 6-7 лет) или в семье до поступления в школу. В российских дошкольных учреждениях существуют программы обучения детей, учитывающие национальные и региональные особенности.
 
 ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
  служат для общественного воспитания детей раннего (от 2 месяцев до 3 лет) и дошкольного (3-6 или 7 лет) возрастов. В Российской Федерации в постоянных детских яслях, яслях-садах, детских садах в 1990 св. 9 млн. детей (66,4% детей соответствующего возраста).
 
 ДОЩАТЫЙ ШПАТ
  то же, что волластонит.
 
 ДПАУПАДИ
  в индуистской мифологии героиня, персонаж "Махабхараты", жена братьев-Пандавов.
 
 ДРА (Уэд-Дра)
  река в Марокко. 1150 км, площадь бассейна 15,1 тыс. км2. Истоки в Высоком Атласе, впадает (во время половодий) в Атлантический ок. Постоянное течение в горах (ок. 200 км), ниже вода почти полностью используется для орошения.
 
 ДРАБАНТ (от нем. Drabant
  Trabant - телохранитель), в 17-18 вв. телохранитель военачальника или правителя государства в ряде европейских стран (в Австро-Венгрии драбанты сохранялись до 1918). В России рядовой конной роты, созданной Петром I в качестве почетной стражи на время коронации Екатерины I (май 1724), иначе - кавалергард. В последующее время (до 80-х гг. 19 в.) офицерский денщик в казачьих и милицейских частях.
 
 ДРАБКИНА Елизавета Яковлевна (1901-74)
  русская писательница. Художествено-мемуарные произведения ("Черные сухари", 1957-1960; "Зимний перевал", 1968; "Раздумья в Горках", "Кронштадт, год 1921", оба опубликованы в 1987), рисуют первые послереволюционные годы, образы В. И. Ленина и его окружения.
 
 ДРАВА (Drava)
  река в Европе, правый приток Дуная. 749 км, площадь бассейна 40,4 тыс. км2. Протекает преимущественно по Среднедунайской равнине (в Словении и Хорватии), верхнее течение в Альпах (в Италии и Австрии). Средний расход воды 610 м3/с. Судоходство. Каскад ГЭС. На Драве - гг. Филлах (Австрия), Марибор (Словения).
 
 ДРАВИДИЙСКИЕ ЯЗЫКИ
  распространены главным образом в Индии. Подразделяются на группы: южную (тамильский, малаялам, кота, тода, кодагу, каннада, или каннара); юго-западную (тулу, корага, беллари); юго-восточную (телугу); центральную (колами, найки, парджи, гадаба); гондванскую (гонди, конда, куи, куви, пенго, манда); северо-восточную (курух, малто); северо-западную (брагуи).
 
 ДРАВИДЫ
  группа народов (телугу, тамилы, малаяли, каннара, гонды, ораоны и др.) в Индии, главным образом на юге, а также Пакистане и соседних районах Ирана и Афганистана (брагуи). Относятся к южно-индийской расе. Языки дравидийские. Коренное население Индостана.
 
 ДРАВИТ
  минерал, разновидность турмалина.
 
 ДРАГА (от англ. drag)
  плавучий комплексно-механизированный горно-обогатительный агрегат с многочерпаковым рабочим органом для подводной разработки преимущественно россыпей, извлечения из них ценных минералов и укладки пустых пород в отвал.
 
 ДРАГЛАЙН (англ. dragline)
  одноковшовый экскаватор с гибкой канатной связью стрелы и ковша. Длина стрелы достигает 100 м, вместимость ковша - 80 м3. Оборудуется, как правило, шагающим ходом. Применяется на карьерах, в гидротехническом и мелиоративном строительстве.
 
 ДРАГОМАН (франц. dragoman
  от араб. тарджуман - переводчик) (устар.), переводчик при дипломатических представительствах и консульствах, преимущественно в странах Востока.
 
 ДРАГОМАНОВ Михаил Петрович (1841-95)
  украинский историк, фольклорист. Организатор киевской Громады. С 1876 эмигрант. Издатель и редактор журнала "Громада", сторонник культурно-национальной автономии Украины. Труды по истории Украины, украинскому и славянскому фольклору.
 
 ДРАГОМИРОВ Михаил Иванович (1830-1905)
  российский военачальник и военный теоретик, генерал от инфантерии (1891). В русско-турецкую войну 1877-78 командир дивизии, с 1878 начальник Академии Генштаба, с 1889 командующий войсками Киевского ВО.
 
 ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ
  минералы с особыми свойствами, используемые для ювелирных целей. Бесцветной или красивой чистого тона окраски; большинство драгоценных камней отличаются блеском, прозрачностью, сильным светорассеянием, высокой твердостью, способностью принимать огранку. Условно делятся на: I класс - алмаз, рубин, сапфир, изумруд; II класс - александрит, сапфир оранжевый, зеленый и фиолетовый, благородный черный опал, благородный жадеит; III класс - демантоид, шпинель, благородный белый и огненный опал, аквамарин, топаз, родонит, турмалин; IV класс - хризолит, циркон, кунцит, лунный камень, солнечный камень, берилл желтый, зеленый и розовый, пироп, альмандин, бирюза, аметист, хризопраз, цитрин.
 
 ДРАГОШ (Dragos) Водэ
  воевода, наместник Венгерского королевства в Молдове (ок. 1351-53). В литературе с именем Драгоша традиционно связывается основание в 1359 (при господаре Богдане I) Молдавского княжества.
 
 ДРАГУНСКИЙ Виктор Юзефович (1913-72)
  русский писатель. Рассказы для детей под общим названием "Денискины рассказы" (1966). Повести, фельетоны и юмористические рассказы.
 
 ДРАГУНСКИЙ Давид Абрамович (1910-92)
  генерал-полковник (1970), дважды Герой Советского Союза (1944, за форсирование р. Висла; 1945, за отличие в Берлинской операции). В Великую Отечественную войну командир гвардейской танковой бригады. В 1969-85 начальник высших курсов "Выстрел".
 
 ДРАГУНЫ (от франц. dragon)
  вид кавалерии в европейской (с 16 в.) и русской армиях в 17-20 вв., предназначенной для действий в конном и пешем строю. Появились во Франции в 16 в. В России к 1917 существовали 1 гвардейский и 21 армейский драгунские полки. Упразднены в начале 1918.
 
 ДРАДЕДАМ (франц. drap des dames - дамское сукно)
  очень легкое сукно полотняного переплетения. В 19 в. имел широкое распространение.
 
 ДРАЖЕ (франц. dragee)
  1) мелкие кондитерские изделия округлой формы с гладкой блестящей поверхностью; имеют обычно начинку. 2) Форма дозирования витаминов, лекарств.
 
 ДРАЖИРОВАНИЕ СЕМЯН
  обволакивание семян защитной питательной оболочкой из смеси торфа, перегноя, минеральных удобрений и клеящего вещества в аппарате - дражираторе. Облегчает высев мелких семян (морковь и др.), улучшает условия развития всходов.
 
 ДРАЙВ (англ. drive - движение
  гонка, спешка), энергичная манера исполнения в джазе, при которой достигается эффект нарастающего ускорения темпа, активной устремленности движения.
 
 ДРАЙДЕН (Dryden) Джон (1631-1700)
  английский писатель. Один из основоположников английского классицизма ("Опыт о драматической поэзии", 1668; "Опыт о героических пьесах", 1672). Драмам Драйдена ("Завоевание Гранады", 1672) свойственна риторика.
 
 ДРАЙДЕН (Dryden) Кеннет Уэйн (р. 1947)
  канадский спортсмен (хоккей с шайбой; вратарь "Монреаль Канадиенс" (1970-1979) команды НХЛ (Национальной хоккейной лиги). Обладатель Кубка Стэнли - главного приза сезона в НХЛ (1971, 1973, 1976-79). Четырежды признавался лучшим вратарем НХЛ (1973, 1976-79).
 
 ДРАЙЗЕР (Dreiser) Теодор (1871-1945)
  американский писатель, публицист. Романы "Сестра Керри" (1900) и "Дженни Герхардт" (1911) о противоположных социально-нравственных судьбах простых девушек; "Финансист" (1912), "Титан" (1914), "Стоик" (издание 1947) - трилогия о финансисте-"сверхчеловеке", пришедшем к осознанию бесплодия стяжательства; "Гений" (1915) о мертвящей власти денег над искусством; "Американскя трагедия" (1925) о несостоятельности "среднего" юноши, любой ценой добившегося осуществления "американской мечты" о социальном успехе. Сочетает реализм с натуралистическими принципами творчества.
 
 ДРАКОН (греч. drakon)
  в мифологии многих народов фантастический образ крылатого (иногда многоголового) огнедышащего змея. Известное сходство с драконом имеют образы сказочных чудовищ в произведениях русского фольклора (Змей Горыныч).
 
 ДРАКОН (лат. Draco)
  околополюсное созвездие, одна из звезд которого Тубан, расположенная на полпути между Мицаром и парой ярких звезд Ковша Малой Медведицы, была Полярной ок. 2,5 тыс. лет назад и снова будет Полярной через 20 тыс. лет.
 
 "ДРАКОН"
  килевая яхта международного класса, экипаж 3 человека; в 1948-72 в олимпийской программе.
 
 ДРАКОНИЧЕСКИЙ ГОД
  см. в ст. Год.
 
 ДРАКОНИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
  интервал времени между двумя последовательными прохождениями небесного тела через один и тот же (восходящий или нисходящий) узел орбиты.
 
 ДРАКОНОВО ДЕРЕВО
  растение из рода драцена; при подсочке его вытекает краснеющая на воздухе смола - т. н. драконова кровь, из которой получают лак. Ствол высотой до 20 м, диаметр в основании до 4 м. Некоторые деревья живут до 5 тыс. лет. Волокна листьев используются для плетения различных изделий.
 
 ДРАКОНОВЫ ГОРЫ
  на юго-востоке Африки, часть Уступа Большого. Высота до 3482 м. На восточных склонах - тропические леса, на западе - саванны и заросли кустарников. Выше - горные луга, каменные россыпи.
 
 ДРАКОНТ (Дракон)
  афинское архонт. Составил в 621 до н. э. свод законов (первая кодификация афинского права), отличавшихся крайней жестокостью (отсюда "драконовские законы", "драконовские меры").
 
 ДРАКОНЫ
  род ящериц семейства агам. Длина до 40 см. По бокам тела кожные складки - "парашют" для планирующего полета (на расстояние до 23 м). 22 вида, главным образом на островах Малайского арх., в Юго-Вост. Азии. Обитают преимущественно на вершинах деревьев. Питаются насекомыми и их личинками.
 
 ДРАКУНКУЛЕЗ (ришта)
  тропическое инвазионное заболевание человека и животных, вызываемое круглым глистом (поражает подкожную клетчатку). Заражение при заглатывании с водой личинок возбудителя.
 
 ДРАМА (греч. drama
  букв. - действие), 1) род литературный, принадлежащий одновремено двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью. Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. Главные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У. Шекспир, Кальдерон де ла Барка, П. Корнель, Ж. Расин, Мольер, Ф. Шиллер, Г. Ибсен, Д. Б. Шоу, Ю. О Нил, Б. Брехт; в России - А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Горький, А. В. Вампилов и др. 2) Один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвещения (Д. Дидро, Г. Э. Лессинг). Изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой ("Бесприданница" А. Островского, "На дне" М. Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.
 
 "ДРАМАТИЧЕСКИЙ АЛЬБОМ"
  русский литературно-театральный альманах, составленный П. Н. Араповым; вышел в Москве в 1850. В издании представлены биографические очерки о русских актерах с многочисленными иллюстрациями, а также произведения Ф. В. Ростопчина, Р. М. Зотова, В. Р. Зотова и др.
 
 ДРАМАТУРГИЯ

<< Пред.           стр. 199 (из 754)           След. >>

Список литературы по разделу