<< Пред. стр. 339 (из 754) След. >>
итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. В росписи "Тайная вечеря" (1495-97, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей. Гуманистический идеал женской красоты воплощен в портрете Моны Лизы (т. н. "Джоконда", ок. 1503). Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы (записные книжки и рукописи, ок. 7 тыс. листов).ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo da Vinci) (15 апреля 1452
Винчи близ Флоренции - 2 мая 1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция), итальянский художник, ученый, инженер и философ. Родился в семье богатого нотариуса. Сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо (1467-72). Методы работы во флорентийской мастерской того времени, где труд художника был тесно сопряжен с техническими экспериментами, а также знакомство с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Леонардо. В ранних произведениях (голова ангела в "Крещении" Верроккьо, после 1470, "Благовещение", около 1474, оба в Уффици, "Мадонна Бенуа", около 1478, Эрмитаж) обогащает традиции живописи кватроченто, подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва уловимой улыбкой. В "Поклонении волхвов" (1481-82, не закончена; подмалевок - в Уффици) превращает религиозный образ в зеркало разнообразных человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы рисунка. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и другие техники), Леонардо добивается редкой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску и карикатуре), а строение и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с драматургией композиции. На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481) Леонардо выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных празднеств. Свыше 10 лет он работает над монументом Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро; исполненная пластической мощи глиняная модель памятника в натуральную величину не сохранилась (разрушена при взятии Милана французами в 1500) и известна лишь по подготовительным наброскам. "Мадонна в скалах" На этот период приходится творческий расцвет Леонардо-живописца. В "Мадонне в скалах" (1483-94, Лувр; второй вариант - 1487-1511, Национальная галерея, Лондон) излюбленная мастером тончайшая светотень ("сфумато") предстает новым ореолом, который идет на смену средневековым нимбам: это в равной мере и божественно-человеческое, и природное таинство, где скалистый грот, отражая геологические наблюдения Леонардо, играет не меньшую драматическую роль, чем фигуры святых на переднем плане. "Тайная вечеря" В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо создает роспись "Тайная вечеря" (1495-97; из-за рискованного эксперимента, на который пошел мастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до нас в весьма поврежденном виде). Высокое религиозно-этическое содержание образа, где представлена бурная, разноречивая реакция учеников Христа на его слова о грядущем предательстве, выражено в четких математических закономерностях композиции, властно подчиняющей себе не только нарисованное, но и реальное архитектурное пространство. Ясная сценическая логика мимики и жестов, а также волнующе-парадоксальное, как всегда у Леонардо, сочетание строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали "Тайную вечерю" одним из самых значительных произведений в истории мирового искусства. Занимаясь также архитектурой, Леонардо разрабатывает различные варианты "идеального города" и центрально-купольного храма. Последующие годы мастер проводит в непрестанных переездах (Флоренция - 1500-02, 1503-06, 1507; Мантуя и Венеция - 1500; Милан - 1506, 1507-13; Рим - 1513-16). С 1517 живет во Франции, куда был приглашен королем Франциском I. "Битва при Ангьяри". Джоконда (Портрет Моны Лизы) Во Флоренции Леонардо работает над росписью в Палаццо Веккьо ("Битва при Ангьяри", 1503-06; не закончена и не сохранилась, известна по копиям с картона, а также по недавно обнаруженному эскизу - частное собрание, Япония), которая стоит у истоков батального жанра в искусстве нового времени; смертельная ярость войны воплощена тут в исступленной схватке всадников. В наиболее известной картине Леонардо, портрете Моны Лизы (так называемой "Джоконды", около 1503, Лувр) образ богатой горожанки предстает таинственным олицетворением природы как таковой, не теряя при этом чисто женского лукавства; внутреннюю значительность композиции придает космически-величавый и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж, тающий в холодной дымке. Поздние картины К поздним произведениям Леонардо принадлежат: проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-12), роспись "Св. Анна с Марией и младенцем Христом" (ок. 1500-07, Лувр). В последней как бы подводится итог его поискам в области свето-воздушной перспективы, тонального колорита (с преобладанием прохладных, зеленоватых оттенков) и гармонической пирамидальной композиции; вместе с тем это гармония над бездной, поскольку группа святых персонажей, спаянных семейной близостью, представлена на краю пропасти. Последняя картина Леонардо, "Св. Иоанн Креститель" (около 1515-17, там же) полна эротической двусмысленности: юный Предтеча выглядит тут не как святой аскет, но как полный чувственной прелести искуситель. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (т. н. цикл с "Потопом", итальянский карандаш, перо, около 1514-16, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о бренности и ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими, предвосхищающими "вихревую" космологию Р. Декарта представлениями о цикличности природных процессов. "Трактат о живописи" Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи служат его записные книжки и рукописи (около 7 тыс. листов), написанные на разговорном итальянском языке. Сам мастер не оставил систематического изложения своих мыслей. "Трактат о живописи", подготовленный после смерти Леонардо его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на теорию искусства, состоит из отрывков, во многом произвольно извлеченных из контекста его записок. Для самого Леонардо искусство и наука были связаны неразрывно. Отдавая в "споре искусств" пальму первенства живописи как наиболее интеллектуальному, по его убеждениям, виду творчества, мастер понимал ее как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает все многообразие мироздания посредством пропорций, перспективы и светотени. "Живопись, - пишет Леонардо, - наука и законная дочь природы..., родственница Бога". Изучая природу, совершенный художник-естествоиспытатель тем самым познает "божественный ум", скрытый под внешним обликом натуры. Вовлекаясь в творческое соревнование с этим божественно-разумным началом, художник тем самым утверждает свое подобие верховному Творцу. Поскольку он "имеет сначала в душе, а затем в руках" "все, что существует во вселенной", он тоже есть "некий бог". Леонардо - ученый. Технические проекты Как ученый и инженер Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как наброски к гигантской натурфилософской энциклопедии. Он был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Леонардо уделял механике, называя ее "раем математических наук" и видя в ней ключ к тайнам мироздания; он попытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты получили выражение в новаторских проектах каналов и ирригационных систем. Страсть к моделированию приводила Леонардо к поразительным техническим предвидениям, намного опережавшим эпоху: таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полета птиц конструкции летальных аппаратов и парашюта. Оптика Собранные Леонардо наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных тел на окраску предметов, отраженные в его живописи, привели к утверждению в искусстве принципов воздушной перспективы. Универсальность оптических законов была связана для него с представлением об однородности Вселенной. Он был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая Землю "точкой в мироздании". Изучал устройство человеческого глаза, высказав догадки о природе бинокулярного зрения. Анатомия, ботаника, палеонтология В анатомических исследованиях, обобщив результаты вскрытий трупов, в детализированных рисунках заложил основы современной научной иллюстрации. Изучая функции органов, рассматривал организм как образец "природной механики". Впервые описал ряд костей и нервов, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию. Утвердив ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения, гелио- и геотропизма, корневого давления и движения соков растений. Явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о "всемирном потопе". Явив собою идеал ренессансного "универсального человека", Леонардо да Винчи осмыслялся в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. В русской литературе портрет Леонардо создан Д. С. Мережковским в романе "Воскрешенные боги" (1899-1900).
ЛЕОНАРДО ПИЗАНСКИЙ (Leonardo Pisano) (Фибоначчи
Fibonacci) (1180-1240), итальянский математик. В основном труде "Книга абака" (1202) первым систематически изложил достижения арабской математики, чем способствовал знакомству с ними в Зап. Европе.
ЛЕОНЕ (Leone) Серджо (1921-89)
итальянский кинорежиссер и сценарист. Получил известность как родоначальник т. н. "спагетти-вестерна", т. е. фильмов в традиционном голливудском жанре, снимавшихся в Европе (трилогия "За пригоршню долларов", 1964; "За несколько лишних долларов", 1965 и "Хороший, плохой, злой", 1966). В 1984 снял в Голливуде гангстерскую сагу "Однажды в Америке".
ЛЕОНИД (508/507-480 до н. э.)
спартанский царь с 488. В греко-персидских войнах в 480 возглавил греческое войско против персидского царя Ксеркса. Погиб в сражении у Фермопил, прикрывая с небольшим отрядом спартанцев отступление греческого войска. В античных преданиях Леонид - образец патриота и воина.
ЛЕОНИД
в миру Лев Александрович Кавелин (1822-91), русский духовный писатель, архимандрит; наместник Троице-Сергиевой лавры. Составил ряд каталогов и описаний старопечатных книг и рукописей.
ЛЕОНИД Коринфский (ум. 251 или 258)
христианский мученик, пострадавший в Коринфе в гонение императора Деция; ученик Кодрата. Память в Православной церкви 10 (23) марта и 16 (29) апреля.
ЛЕОНИДЗЕ Георг Николаевич (1899-1966)
грузинский поэт, народный поэт Грузинской ССР (1959), академик АН Грузии (1944). Поэмы "Самгори" (1950), "Портохала" (1951), лирика. Сборник "Волшебное дерево. Воспоминания" (1962). Государственная премия СССР (1941, 1950, 1952).
ЛЕОНИДОВ Иван Ильич (1902-59)
российский архитектор. Представитель конструктивизма, разрабатывал формы, отвечающие социальным задачам архитектуры (неосуществленные проекты Института библиотековедения им. Ленина, 1927, дома Центросоюза, 1928, - в Москве; поселка нового типа при Магнитогорском горно-металлургическом комбинате, 1930).
ЛЕОНИДОВ Леонид Миронович (1873-1941)
российский актер, педагог, народный артист СССР (1936), доктор искусствоведения (1939). На сцене с 1896. С 1903 в Московском Художественном театре (МХТ). Среди ролей: Дмитрий Карамазов ("Братья Карамазовы" по Ф. М. Достоевскому), Плюшкин ("Мертвые души" по Н. В. Гоголю). Снимался в фильмах: "Крылья холопа", "Гобсек" и др. Профессор Государственного института театрального искусства (с 1939).
ЛЕОНИЛЛА (Неонилла) Лангонийская (ум. между 161-180)
христианская мученица, пострадавшая в гонение императора Марка Аврелия. Память в Православной церкви 16 (29) января.
ЛЕОНКАВАЛЛО (Leoncavallo) Руджеро (1857-1919)
итальянский композитор. Один из основоположников оперного веризма. Оперы "Паяцы" (1892), "Богема" (1897; в России под названием "Жизнь Латинского квартала") и др.
ЛЕОНОВ Алексей Архипович (р. 1934)
российский космонавт, летчик-космонавт СССР (1965), генерал-майор авиации (1975), дважды Герой Советского Союза (1965, 1975). Полет на "Восходе-2" с первым в истории выходом в космос (март 1965), "Союзе-19" по программе ЭПАС (июль 1975). Государственная премия СССР (1981).
ЛЕОНОВ Виктор Николаевич (р. 1916)
дважды Герой Советского Союза (1944, за героизм в боях в Заполярье; 1945, за боевые отличия при высадке морского десанта на восточное побережье Сев. Кореи), капитан 2-го ранга (1952); командир разведотрядов.
ЛЕОНОВ Евгений Павлович (1926-94)
российский актер, народный артист СССР (1978). В 1948-68 в Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского. С 1972 в Московском театре им. Ленинского комсомола (с 1990 театр "Ленком"). Роли: Иванов ("Иванов" А. П. Чехова), Тевье-молочник ("Поминальная молитва" по Шолом-Алейхему) и др. Снимался в фильмах: "Тридцать три", "Белорусский вокзал", "Премия", "Осенний марафон", "Убить дракона" и др. Государственная премия СССР (1976), Государственная премия Российской Федерации (1992).
ЛЕОНОВ Леонид Максимович (1899-1994)
русский писатель, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1972). В рассказах, повестях 20-х гг., романах "Барсуки" (1924), "Вор" (1927, 2-я редакция 1959) драматические события и трагические последствия революционной ломки России. Пьеса "Золотая карета" (3-я редакция 1964) о счастье, не отрывном от чувства долга и достигаемом ценой жертв. Роман "Русский лес" (1953) о нерасторжимой связи русского характера с родной природой и губительности для народа ее бездумного покорения. В последнем монументальном романе "Пирамида" (1994) - переоценка российской реальности 20 в. в свете христианства.
ЛЕОНОВ Максим Леонович (1872-1929)
русский поэт. Отец Л. М. Леонова. Входил в "Суриковский литературно-музыкальный кружок". Сборники: "Первые звуки" (1889), "Стихотворения и рассказы" (1905) и др. В литературно-критических статьях выступал против модернистских течений поэзии.
ЛЕОНОВ Петр Васильевич (1910-82)
российский художник-керамист, заслуженный художник России (1970), член-корреспондент АХ СССР (1973). Один из создателей стиля росписи (свободная кистевая живопись с крупным красочным рисунком) Дулевского фарфорового завода.
ЛЕОНОВ Сергей Борисович (р. 1931)
российский геолог, член-корреспондент РАН (1991). Основные труды по рациональному освоению минеральных ресурсов.
ЛЕОНОВ Юрий Георгиевич (р. 1934)
российский геолог, член-корреспондент РАН (1991). Основные труды по теоретической и региональной геотектонике и тектонической картографии.
ЛЕОНОВА Дарья Михайловна (1829
по другим данным, 1834-96), российская певица (контральто). Солистка Мариинского (Санкт-Петербург) и Большого (Москва) театров. В концертах пропагандировала русские народные песни, произведения М. П. Мусоргского и других русских композиторов.
ЛЕОНОВИЧ Владимир Николаевич (р. 1933)
русский поэт. Сложная образность, чувство ответственности перед миром, лирика природы в сборниках стихов "Во имя" (1971), "Нижняя Дебря" (1983). Переводы.
ЛЕОНТИЙ Александрийский (ум. ок. 237)
христианский мученик. Память в Православной церкви 13 (26) сентября, в Католической 12 сентября.
ЛЕОНТИЙ Никопольский (ум. ок. 319)
один из сорока пяти христианских мучеников, пострадавших в Никополе Армянском в гонение императора Лициния. Память в Православной церкви 10 (23) июля.
ЛЕОНТИЙ Севастийский (ум. ок. 320)
один из сорока севастийских мучеников.
ЛЕОНТИЙ Угличский (ум. 1609)
преподобномученик, погибший при разорении Углича поляками в Смутное время. Память в Православной церкви 23 мая (5 июня) (собор Ростово-Ярославских святых).
ЛЕОНТОВИЧ Михаил Александрович (1903-81)
российский физик-теоретик, основатель научной школы по радиофизике и физике плазмы, академик АН СССР (1946). Труды по статистической физике, распространению радиоволн, теории антенн. С 1951 руководил теоретическими исследованиями по физике плазмы и проблеме управляемого термоядерного синтеза. Ленинская премия (1958).
ЛЕОНТОВИЧ Николай Дмитриевич (1877-1921)
украинский композитор, хоровой дирижер. Создал классические образцы хоровых обработок украинских народных песен.
ЛЕОНТЬЕВ Александр Иванович (р. 1927)
российский теплофизик, академик РАН (1991). Основные труды по теории тепло- и массообмена, турбулентного пограничного слоя.
ЛЕОНТЬЕВ Алексей Леонтьевич (1716-86)
российский китаевед. Перевел на русский язык более 20 китайских и маньчжурских книг.
ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич (1903-79)
российский психолог, действительный член АПН России (1950), АПН СССР (1968). Основные труды по генезису, биологической эволюции и общественно-историческому развитию психики. Ленинская премия (1963).
ЛЕОНТЬЕВ Алексей Федорович (1917-87)
российский математик, член-корреспондент АН СССР (1970). Труды по теории функций, дифференциальным уравнениям. Государственная премия СССР (1989, посмертно).
ЛЕОНТЬЕВ Валерий Яковлевич (р. 1949)
эстрадный певец, заслуженный артист Украины (1987). На профессиональной сцене с 1973, с 1982 солист Ворошиловградской (ныне Луганской) филармонии. 1-я премия на Международном фестивале эстрадной песни "Золотой Орфей" (Болгария, 1980). Народный артист России (1996).
ЛЕОНТЬЕВ (Leontief) Василий Васильевич (р. 1906)
американский экономист, член РАН (1991; иностранный член с 1988). Родился в России, с 1931 в США. Разработал в 30-е гг. метод экономико-математического анализа "затраты - выпуск" для изучения межотраслевых связей, структуры экономики и составления баланса межотраслевого. Метод "затраты - выпуск" широко применяется в практике прогнозирования и программирования экономики. Нобелевская премия (1973).
ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич (1831-91)
русский писатель, публицист и литературный критик; поздний славянофил. Считая главной опасностью либерализм с его "омещаниванием" быта и культом всеобщего благополучия, проповедовал "византизм" (церковность, монархизм, сословная иерархия и т. п.) и союз России со странами Востока как охранительное средство от революционных потрясений. Повести, литературно-критические этюды о Л. Н. Толстом, И. С. Тургеневе, Ф. М. Достоевском.
ЛЕОНТЬЕВ Лев Абрамович (1901-74)
российский экономист, член-корреспондент АН СССР (1939). Основные труды по исследованию предмета и метода политэкономии.
ЛЕОНТЬЕВ Леопольд Игоревич (р. 1934)
российский физикохимик и металлург, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Основные труды по разработке физико-химических основ и новых технологий переработки полиметаллических руд.
ЛЕОНТЬЕВ Олег Константинович (1920-88)
российский геоморфолог, доктор географических наук, заслуженный деятель науки России (1980), профессор МГУ (с 1960). Основные труды по геоморфологии и классификации морских берегов и дна океанов, методике геоморфологического картирования.
ЛЕОНТЬЕВ Павел Михайлович (1822-74)
российский журналист, профессор греческой словесности Московского университета, член-корреспондент Петербургской АН (1856). С 1856 соредактор "Русского вестника", с 1863 "Московских ведомостей". Консервативные взгляды Леонтьева вызвали в 1859 протест студентов (т. н. "Леонтьевская история").
ЛЕОНТЬЕВА Валентина Михайловна (р. 1923)
диктор (с 1954), диктор-консультант (с 1989) телевидения, народная артистка СССР (1982). Государственная премия СССР (1975).
ЛЕОНТЬЕВСКИЙ Захар Федорович (1799-1874)
российский китаевед. Труды по истории Китая. Перевел на китайский язык "Оду" Г. Р. Державина, "Историю государства Российского" Н. М. Карамзина в 3-х т.
ЛЕОНХАРД (Leonhard) Рудольф (1889-1953)
немецкий писатель. В 1933-50 в антифашистской эмиграции. Антивоенные ("Преддверие ада", 1919) и антифашистские ("Заложники", 1-е немецкое издание, 1946) пьесы, стихи.
ЛЕОПАРД (барс)
млекопитающее семейства кошачьих. Длина тела до 170 см, хвоста - до 102 см. Окраска обычно желтая с темными пятнами; темноокрашенные леопарды называются черными пантерами. Может лазать по деревьям. В Африке, Юго-Вост. Европе, южной половине Азии; в т. ч. на Кавказе, в Ср. Азии, на юге Приморского кр. В Красной книге Международного Союза охраны природы и природных ресурсов. Известны случаи размножения в неволе.
ЛЕОПАРДИ (Leopardi) Джакомо (1798-1837)
граф, итальянский поэт-романтик. Политическая, философская, интимная лирика (сборник "Песни", 1831). Сатирическая поэма "Паралипомены Войны мышей и лягушек" (издана 1842). Прозаические диалоги "Нравственные очерки" (1827-45).
ЛЕОПОЛЬД I (1790-1865)
бельгийский король с 1831, младший сын герцога Саксен-Кобургского. На бельгийский престол возведен после Бельгийской революции 1830.
ЛЕОПОЛЬД II (1835-1909)
бельгийский король с 1865; из Саксен-Кобургской династии. Организовал захват обширной территории в Центр. Африке (территория современного Заира).
ЛЕОПОЛЬД III (1901-83)
бельгийский король в 1934-51; из Саксен-Кобургской династии. 28.5.1940 подписал акт о капитуляции Бельгии перед фашистской Германией и добровольно объявил себя военнопленным (в 1944 вывезен из страны). Возвращение Леопольда III вызвало всеобщую забастовку протеста (июль 1950). Отрекся от престола в пользу своего сына Бодуэна I.
ЛЕОПОЛЬДА II ОЗЕРО
название оз. Маи-Ндомбе в Заире до 1973.
ЛЕОПОЛЬДВИЛЬ (Leopoldville)
название г. Киншаса в Заире до 1966.
"ЛЕОПОЛЬДИНА" (Leopoldina)
Германская академия естествоиспытателей "Леопольдина" (по имени императора Леопольда I), старейшее немецкое научное общество, одна из первых АН Европы. Основана в 1652 в Швейнфурте. С 1878 в Галле. В нач. 90-х гг. 20 в. ок. 1000 членов.
ЛЕОТО (Leautaud) Поль Фирмен Валантен (1872-1956)
французский писатель. Сборники эссе "Времяпрепровождение" (т. 1-2, 1929-64), "Литературный дневник 1893-1931" (т. 1-19, 1954-66), стихи.
ЛЕОХАР
древнегреческий скульптор сер. 4 в. до н. э. Представитель академического направления в искусстве поздней классики ("Артемида Версальская", "Аполлон Бельведерский", сохранились в копиях).
ЛЕПАНТО (Lepanto)
прежнее название г. Нафпактос (Греция); около Лепанто у входа в зал. Патраикос 7.10.1571 испанско-венецианский флот разгромил турецкий флот; последний крупный бой гребных флотов.
ЛЕПЕЛЕТЬЕ ДЕ СЕН-ФАРЖО (Le Peletier de Saint-Fargeau) Луи Мишель (1760-1793)
деятель Великой французской революции, якобинец. Автор проекта (1793) введения единого всеобщего бесплатного образования детей (в значительной мере за счет специального налога, главным образом на богатых). Член Конвента. Смертельно ранен роялистом.
ЛЕПЕЛЬ
город (с 1802) в Белоруссии, Витебская обл., близ оз. Лепель. Железнодорожная станция. 19,6 тыс. жителей (1991). Пищевая, деревообрабатывающая промышленность. Краеведческий музей. Известен с 15 в.
ЛЕПЕНСКИ-ВИР
остатки многослойного поселения эпохи мезолита - неолита на р. Дунай у Железных Ворот (Сербия). Следы столбовых жилищ с очагами, возле которых погребения, каменные статуэтки людей и животных. Орудия из камня и кости.
ЛЕПЕХИН Иван Иванович (1740-1802)
российский путешественник и натуралист, академик Петербургской АН (1768). Руководил экспедицией АН 1768-72 в Поволжье, на Урал и север Европейской части России. Основной труд "Дневные записки путешествия..." (т. 1-4, 1771-1805) - одно из крупных произведений русской научной мысли 18 в.
ЛЕПЕШИНСКАЯ (урожденная Протопопова) Ольга Борисовна (1871-1963)
участница революционного движения, биолог, академик АМН (1950). Жена П. Н. Лепешинского. Основные труды по гистологии. Государственная премия СССР (1950). Представления Лепешинской о неклеточной структуре живого вещества отвергнуто как не получившее подтверждения.
ЛЕПЕШИНСКАЯ Ольга Васильевна (р. 1916)
российская артистка балета, народная артистка СССР (1951). В 1933-63 в Большом театре. Среди партий: Китри ("Дон Кихот" Л. Ф. Минкуса), Тао Хоа ("Красный мак" М. Р. Глиэра), Золушка ("Золушка" С. С. Прокофьева), Жанна ("Пламя Парижа" Б. В. Асафьева). Педагог-консультант (в Венгрии, Германии, Швеции и др.). Государственная премия СССР (1941, 1946, 1947, 1950).
ЛЕПЕШИНСКИЙ Пантелей Николаевич (1868-1944)
российский политический деятель, публицист, доктор исторических наук. Один из организаторов и руководителей (1921-24) Истпарта. С 1925 председатель ЦК МОПР. С 1927 директор Исторического музея, Музея Революции. Труды по истории партии, педагогике.
ЛЕПИДОДЕНДРОНЫ (чешуедревы)
род вымерших древовидных растений отдела плауновидных. Встречаются в отложениях нижнего карбона - верхнего перми. Известны по отпечаткам коры с правильными рядами листовых подушек (следы опавших листьев). Стволы высотой до 30 м. Руководящие ископаемые.
ЛЕПИДОКРОКИТ
минерал подкласса гидроксидов, FeOOH. Примесь Mn. Красноватые, золотистые кристаллы, агрегаты. Твердость 4-5; плотность ок. 4,0 г/см3. Гипергенный по происхождению. В составе бурых железняков - руда железа.
ЛЕПИДОЛИТ
минерал группы слюд подкласса слоистых силикатов, KLi2Al[AlSi3O10](Fe, OH)2. Примеси Rb, Cs, Na и др. Розовые, бесцветные кристаллы, листоватые агрегаты. Твердость 2,5-3,5; плотность 2,8 г/см3. Встречается в литиевых пегматитах и грейзенах. Руда лития.
ЛЕПИНЬ (Лиепиня) Лидия Карловна (1891-1985)
латышский физикохимик, академик АН Латвии (1951). Герой Социалистического Труда (1965). Основные труды посвящены изучению адсорбции и распределению растворенных веществ между жидкими фазами при поверхностных химических реакциях, в частности, металлов с водородом и водой, выяснению влияния коллоидно-химических факторов на ингибирование коррозии.
ЛЕПНИНА
рельефные украшения (фигурные, орнаментальные) на фасадах и в интерьерах зданий, как правило, отлитые или отпрессованные из гипса, бетона и т. д.
ЛЕПОНТИНСКИЕ АЛЬПЫ (итал. Alpi Lepontine)
часть Зап. Альп, в Швейцарии и Италии. Длина ок. 130 км. Гребни с острыми вершинами высотой до 3578 м ( г. Блинденхорн). Перевалы Сен-Готард и Симплон. Широколиственные и хвойные леса, выше 1600-1800 м - горные луга и кустарники. Ледники, вечные снега.
ЛЕ-ПОР (Le Port) (Пор-де-Гале
Пуэнт-де-Гале, Port-des-Galets, Pointe-des-Galets), город и главный порт на о. Реюньон. Св. 20 тыс. жителей. Пищевая промышленность.
ЛЕПРА (проказа)
хроническое инфекционное заболевание. Вызывается микобактериями, характеризуется продолжительным инкубационным периодом, образованием плотных, постепенно изъязвляющихся узлов на коже, в других органах и тканях, поражением нервных стволов. Больных лепрой изолируют и лечат в лепрозориях.
ЛЕПРОЗОРИЙ
лечебно-трудовое учреждение для больных лепрой.
ЛЕПТА (греч. lepton)
1) мелкая медная монета Др. Греции. 2) Разменная монета в современной Греции, равная 1/100 драхмы. 3) (В переносном смысле) взнос, вклад в какое-либо общее дело.
ЛЕПТИС-МАГНА (лат. Leptis Magna)
г. 7 в. до н. э. - 11 в. н. э. (у современного г. Хомс в Ливии). Памятники римского времени (жилые кварталы, амфитеатр, храмы, форум и др.).
ЛЕПТОМЕНИНГИТ
воспаление мягкой мозговой оболочки.
ЛЕПТОННЫЙ ЗАРЯД (лептонное число) (L)
внутренняя характеристика лептонов; L=+1 для лептонов и -1 для антилептонов. Различают: электронный лептонный заряд, которым обладают только электроны, позитроны, электронные нейтрино и антинейтрино; мюонный лептонный заряд, которым обладают только мюоны и мюонные нейтрино и антинейтрино; лептонный заряд тяжелых -лептонов и их нейтрино. Алгебраическая сумма лептонного заряда каждого типа с очень высокой точностью сохраняется при всех взаимодействиях.
ЛЕПТОНЫ (от греч. leptos - легкий)
элементарные частицы со спином 1/2, не участвующие в сильном взаимодействии. К лептонам относятся электрон, отрицательно заряженные мюон и тяжелый ? -лептон (с массой ок. двух протонных масс), электронное, мюонное нейтрино и их античастицы.
ЛЕПТОСПИРОЗЫ
острые инфекционные болезни человека и животных, вызываемые лептоспирами. При лептоспирозе желтушном (болезнь Вейля - Васильева) - лихорадка, боль в мышцах и суставах, желтуха; при лептоспирозе безжелтушном (водная лихорадка) - те же симптомы, но без желтухи. У животных - лихорадка, желтуха, аборты. Заражение через питьевую воду, продукты. Резервуар возбудителя в природе - грызуны.
ЛЕПТОСПИРЫ
род бактерий из семейства спирохет. Паразиты, сапрофиты.
ЛЕР (Ллир)
в кельтской мифологии божество моря, упоминается в генеалогиях как один из предков короля Артура.
ЛЕР Павел Андреевич (р. 1923)
российский энтомолог, член-корреспондент РАН (1992; член-корреспондент АН СССР с 1987). Основные исследования по биологии ктырей, их использованию для борьбы с саранчой.
ЛЕРЕ (Leray) Жан (р. 1906)
французский математик, иностранный член АН СССР с 1966. Труды по функциональному анализу, топологии, дифференциальным уравнениям, теории функций. Золотая медаль им. Ломоносова АН СССР (1989).
ЛЕРИШ (Leriche) Рене (1879-1955)
французский хирург, один из основателей физиологического направления в хирургии, создатель научной школы. Труды по хирургии симпатической нервной системы. Описал ряд клинических синдромов, названных его именем, предложил ряд хирургических операций.
ЛЕРКА
устаревшее название плашки.
ЛЕРКЕ (Loerke) Оскар (1884-1941)
немецкий поэт. Книги метафизической лирики "Музыка Пана" (1915), "Тайный город" (1921). Сборник антифашистских стихов "Книга злодеяний" издан посмертно (1958).
ЛЕРМА (Lerma)
река в Мексике. 510 км, площадь бассейна 38,5 тыс. км2. Впадает в оз. Чапала. Средний расход воды 80 м3/с. Вдхр., ГЭС.
ЛЕРМА (Lerma) (Гомес де Сандоваль-и-Рохас) Франсиско (1552-1623)
герцог, первый министр в 1598-1618, фактически самовластно управлявший Испанией. Свое положение использовал главным образом для личной наживы. Злоупотребления Лермы вызвали его отставку. В 1618 добился у римского папы сана кардинала.
ЛЕРМОНТ Томас (Томас Рифмач) (ок.1220 - ок.1290)
шотландский поэт и предсказатель. Стал героем многочисленных позднейших легенд.
ЛЕРМОНТОВ
город (с 1956) в Российской Федерации, Ставропольский кр. Железнодорожная станция. 22,0 тыс. жителей (1992). Завод "Оргтехника"; легкая промышленность. Назван по имени М. Ю. Лермонтова.
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814-41)
русский поэт. Учился в Московском университете (1830-32). Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834). В 1837 за стихотворение "Смерть поэта" (о гибели А. С. Пушкина) был сослан в армию на Кавказ. Убит на дуэли в Пятигорске. Разочарование в действительности, характерное для последекабрьских умонастроений, скептицизм, стремление к идеалу свободной и мятежной личности питали его ранние романтические стихи, а в зрелой лирике - и мечта о душевном покое ("Дума", "И скучно и грустно", "Молитва", "Пророк", "Выхожу один я на дорогу"; поэма "Мцыри", 1839; драма "Маскарад", 1835). Многие произведения Лермонтова пронизаны гражданским пафосом, патриотическим чувством [неоконченный социально-исторический роман. "Вадим" (1832-34), стихотворения "Бородино", "Поэт", "Родина"]. Поэма "Демон" (закончена в 1839) - символическое воплощение идеи бунта против "мирового порядка", трагедия одиночества. Лермонтов ввел в русскую поэзию стих, отмеченный энергией мысли и мелодичностью. Роман "Герой нашего времени" (1840), насыщенный глубокой социальной рефлексией и психологическим содержанием, - вершина реализма Лермонтова.
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич [3 (15) октября 1814
Москва - 15 (27) июля 1841, подножье горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в селе Тарханы Пензенской области], русский поэт. Неведомый избранник Брак родителей Лермонтова - богатой наследницы М. М. Арсеньевой (1795-1817) и армейского капитана Ю. П. Лермонтова (1773-1831) - был неудачным. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой - Е. А. Арсеньевой - тяжело сказались на формировании личности поэта. Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование, музыка). Романтический культ отца и соответствующая трактовка семейного конфликта отразились позднее в драмах "Menschen und Leidenschaften" ("Люди и страсти", 1830), "Странный человек" (1831). Значимы для формирования Лермонтова и предания о легендарном основоположнике его рода - шотландском поэте Томасе Лермонте. К сильным впечатлениям детства относятся поездки на Кавказ (1820, 1825). С 1827 Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском благородном пансионе (сентябрь 1828 - март 1830), позднее в Московском университете (сентябрь 1830 - июнь 1832) на нравственно-политическом, затем словесном отделении. Ранние поэтические опыты Лермонтова свидетельствуют об азартном и бессистемном чтении предромантической и романтической словесности: наряду с Дж. Г. Байроном и А. С. Пушкиным для него важны Ф. Шиллер, В. Гюго, К. Н. Батюшков, философская лирика любомудров; в стихах масса заимствованных строк (фрагментов) из сочинений самых разных авторов - от М. В. Ломоносова до современных ему поэтов. Не мысля себя профессиональным литератором и не стремясь печататься, Лермонтов ведет потаенный лирический дневник, где чужие, иногда контрастные формулы служат выражением сокровенной правды о великой и непонятой душе. Пережитые в 1830-32 увлечения Е. А. Сушковой, Н. Ф. Ивановой, В. А. Лопухиной становятся материалом для соответствующих лирико-исповедальных циклов, где за конкретными обстоятельствами скрывается вечный, трагический конфликт. Одновременно идет работа над романтическими поэмами - от откровенно подражательных "Черкесов" (1828) до вполне профессиональных "Измаил-бея" и "Литвинки" (обе 1832), свидетельствующих об усвоении Лермонтовым жанрового (байроновско-пушкинского) канона (исключительность главного героя, "вершинность" композиции, "недосказанность" сюжета, экзотический или исторический колорит). К началу 1830-х гг. обретены "магистральные" герои поэтической системы Лермонтова, соотнесенные с двумя разными жизненными и творческими стратегиями, с двумя трактовками собственной личности: падший дух, сознательно проклявший мир и избравший зло (первая редакция поэмы "Демон", 1829), и безвинный, чистый душой страдалец, мечтающий о свободе и естественной гармонии (поэма "Исповедь", 1831, явившаяся прообразом поэмы "Мцыри"). Контрастность этих трактовок не исключает внутреннего родства, обеспечивающего напряженную антитетичность характеров всех главных лермонтовских героев и сложность авторской оценки. Смутное время Оставив по не совсем ясным причинам университет, Лермонтов в 1832 переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834. Место высокой поэзии занимает непечатное стихотворство ("Юнкерские поэмы"), место трагического избранника - циничный бретер, сниженный двойник "демона". В то же время идет работа над романом "Вадим" (не закончен), где ультраромантические мотивы и стилистические ходы (родство "ангела" и "демона", "поэзия безобразности", языковая экспрессия) сопутствуют тщательной обрисовке исторического фона (восстание Пугачева). "Демоническая" линия продолжается в неоконченном романе из современной жизни "Княгиня Лиговская" (1836) и драме "Маскарад". Последней Лермонтов придавал особое значение: он трижды подает ее в цензуру и дважды переделывает. Поэт поколения К началу 1837 у Лермонтова нет литературного статуса: многочисленные стихотворения (среди них признанные в будущем шедеврами "Ангел", 1831; "Парус", 1831; "Русалка", 1832; "Умирающий гладиатор", 1836; поэма "Боярин Орша", 1835-36) в печать не отданы, романы не закончены, "Маскарад" не пропущен цензурой, опубликованная (по неподтвержденным сведениям без ведома автора) поэма "Хаджи Абрек" (1834) резонанса не вызвала, связей в литературном мире нет (значима "невстреча" с Пушкиным). Слава к Лермонтову приходит в одночасье - со стихотворением "Смерть поэта" (1937), откликом на последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в списках, получает высокую оценку как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. 18 февраля Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Ссылка продлилась до октября 1837: Лермонтов изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах (здесь произошло знакомство со ссыльными декабристами, в том числе поэтом А. И. Одоевским, а также с В. Г. Белинским); изучал восточный фольклор (запись сказки "Ашик-Кериб"). Публикация в 1837 стихотворения "Бородино" упрочила славу поэта. С апреля 1838 по апрель 1840 Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском полку, уверенно завоевывая "большой свет" и мир литературы. Устанавливаются связи с пушкинским кругом - семейством Карамзиных, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским (благодаря посредничеству последнего в "Современнике" в 1838 печатается поэма "Тамбовская казначейша") и А. А. Краевским (публикация "Песни про царя Ивана Васильевича..." в редактируемых Краевским "Литературных прибавлениях к "Русскому инвалиду", 1838; систематическое сотрудничество с возглавленным Краевским в 1839 журналом "Отечественные записки"). Лермонтов входит в фрондерско-аристократический "кружок шестнадцати". В зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного ему общества - безвольного, рефлексирующего, не способного на деяние, страсть, творчество. Не отделяя себя от больного поколения ("Дума", 1838), высказывая сомнения в возможности существования поэзии здесь и сейчас ("Поэт", 1838; "Не верь себе", 1839; "Журналист, читатель и писатель", 1840), скептически оценивая жизнь как таковую ("И скучно, и грустно...", 1840), Лермонтов ищет гармонию в эпическом прошлом ("Бородино", "Песня про царя Ивана Васильевича...", где демонический герой-опричник терпит поражение от хранителя нравственных устоев), в народной культуре ("Казачья колыбельная песня", 1838), в чувствах ребенка ("Как часто пестрою толпою окружен...", 1840) или человека, сохранившего детское мировосприятие ("Памяти А. И. О<доевского>", 1839; <М. А. Щербатовой>, 1840). Богоборчество ("Благодарность", 1840), мотивы невозможности любви и губительной красоты ("Три пальмы", 1839; "Утес", "Тамара", "Листок", "Морская царевна", все 1841) соседствуют с поиском душевной умиротворенности, связываемой то с деидеологизированной национальной традицией ("Родина", "Спор", оба 1841), то с мистическим выходом за пределы земной обреченности ("Выхожу один я на дорогу...", 1841). То же напряженное колебание между полюсами мироотрицания и любви к бытию, между земным и небесным, проклятьем и благословением присуще вершинным поэмам Лермонтова - последней редакции "Демона" и "Мцыри" (обе 1839). В 1838-40 написан роман "Герой нашего времени": первоначально составившие его разножанровые новеллы печатались в "Отечественных записках" и, возможно, не предполагали циклизации. В романе пристально исследуется феномен современного человека; тщательно анализируются антиномии, присущие и поэтическому миру Лермонтова. Появление отдельного издания романа (апрель 1840) и единственного прижизненного сборника "Стихотворения М. Лермонтова" (октябрь 1840; включены "Мцыри", "Песня про царя Ивана Васильевича...", 26 стихотворений) стали ключевыми литературными событиями эпохи, вызвали критическую полемику, особое место в которой принадлежит статьям Белинского. Неожиданный финал Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом (февраль 1840) привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Через Москву (встречи со славянофилами и Н. В. Гоголем на его именинном обеде) поэт отбывает на Кавказ, где принимает участие в боевых действиях (сражение на речке Валерик, описанное в стихотворении "Я к вам пишу случайно, - право..."), за что представляется к наградам (вычеркнут из списков императором Николаем I). В январе 1841 отбывает в Петербург, где, просрочив двухмесячный отпуск, находится до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах. Лермонтов обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности (известен замысел исторического романа; есть сведения о намерении приняться за издание журнала); в Петербурге и после отъезда из него одно за другим пишутся гениальные стихотворения (в. т. ч. указанные выше). Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым приводит к "вечно печальной дуэли" (В. В. Розанов)и гибели поэта.
ЛЕРМОНТОВА Юлия Всеволодовна (1847-1919)
первая русская женщина - доктор химии (1874). Из рода, к которому принадлежал М. Ю. Лермонтов. Основная область научных работ - органическая химия.
ЛЕРМОНТОВО (до 1917 Тарханы)
село в Пензенской обл. (Российская Федерация). Музей-заповедник М. Ю. Лермонтова "Тарханы" в бывшем поместье Е. А. Арсеньевой, бабушки поэта. Могила М. Ю. Лермонтова (прах М. Ю. Лермонтова был перевезен из Пятигорска в Тарханы в 1842).
ЛЕРНЕР Исаак Яковлевич (р. 1917)
российский педагог, академик РАН (1992). Труды по дидактике, в т. ч. по проблемам содержания образования, методов обучения, теории школьного учебника.
ЛЕРНЕТ-ХОЛЕНИЯ Александр (1897-1976)
австрийский писатель. Мастер развлекательной драмы ("Австрийская комедия", 1927) и исторического романа ("Штандарты", 1934).
ЛЕР-СПЛАВИНСКИЙ (Lehr-Splawinski) Тадеуш (1891-1965)
польский языковед-славист. Исследовал славянские, балтийские и кельтские языки, занимался проблемой этногенеза и прародины славян. Учебники церковно-славянского, польского, русского языков.
ЛЕРУ (Leroux) Пьер (1797-1871)
французский философ, один из основателей христианского социализма (ввел само слово "социализм"). Последователь А. Сен-Симона; основным условием социального преобразования считал моральное изменение общества.
ЛЕРУА (Le Roy) Эдуар (1870-1954)
французский ученый и философ, последователь А. Бергсона, представитель католического модернизма. Занимался математикой, палеонтологией и антропологией.
ЛЕРУА-ГУРАН (Leroi-Gourhan) Андре (1911-86)
французский археолог и этнограф. Основные труды по эволюции техники и культуры человечества от первобытности до нового времени, по палеолитическому искусству и религии.
ЛЕС
один из основных типов растительности, господствующий ярус которого образован деревьями одного или нескольких видов, с сомкнутыми кронами; для леса характерны также травы, кустарнички, мхи, лишайники. Различают хвойные и лиственные (как чистые, так и смешанные), листопадные и вечнозеленые леса. Жизненная среда для многих птиц и зверей, источник древесины, ягод, грибов и технического сырья. Биомасса, накапливаемая лесу, составляет 90% всей наземной биомассы (ее величина составляет от 1650.109 до 1911.109 т сухого вещества, ок. 14-15% ее образуют хвойные леса, 55-60% - тропические). Имея важное климаторегулирующее, почво- и водозащитное значение, лесной покров Земли является одним из факторов устойчивости биосферы и требует постоянной заботы о его сохранении и возобновлении. См. Лесные ресурсы.
ЛЕС НА ВОРСКЛЕ
заповедник в Российской Федерации, Белгородская обл. Основан в современных границах с 1979. Плошадь 1038 га. Вековая дубрава среднерусской лесостепи. Лось, кабан, барсук и др.
ЛЕСА
вспомогательные устройства для размещения рабочих и материалов при выполнении некоторых строительно-монтажных работ, преимущественно снаружи здания (сооружения). Наиболее распространены инвентарные (сборно-разборные) трубчатые маталлические.
ЛЕСАЖ (Lesage) Ален Рене (1668-1747)
французский писатель. Романы "Хромой бес" (1707), "История Жиль Блаза из Сантильяны" (т. 1-4, 1715-35), восходящие к плутовскому роману, рисуют сатирическую картину нравов абсолютистской Франции. Комедии.
ЛЕСБИЙСКАЯ ЛЮБОВЬ (лесбианство