<< Пред. стр. 609 (из 754) След. >>
в ведийской и индуистской мифологии могучая птица. Иногда отождествляется с Гарудой.СУПЕР... (от лат. suрer - сверху
над), приставка, означающая:1) расположенный сверху, над чем-либо (напр., суперобложка.2) Высшего качества, чего-либо (напр., суперэлита).3) Главный (напр., суперарбитр).
СУПЕРАРБИТР
член арбитража, избранный др. арбитрами, имеющий право решающего голоса при отсутствии согласия между др. арбитрами.
СУПЕРВИЗОР (супервайзер) (англ. supervisor
букв. - надсмотрщик), управляющая программа (или комплекс программ), предназначенная для организации многопрограммного режима работы ЭВМ (или вычислительной системы).
СУПЕРГЕТЕРОДИННЫЙ РАДИОПРИЕМНИК
приемник, в котором до детектирования принимаемого радиосигнала производится преобразование (понижение) несущей частоты, не изменяющее закона модуляции. Наиболее распространен.
СУПЕРИКОНОСКОП (от супер... и иконоскоп)
передающий электронно-лучевой прибор с накоплением заряда и переносом изображения с фотокатода на диэлектрическую мишень. Накопление заряда и образование потенциального рельефа на мишени суперкиноскопа происходит в результате вторичной электронной эмиссии. Из-за недостаточной чувствительности супериконоскоп вытеснен к нач. 70-х гг. 20 в. др. передающими телевизионными трубками, напр. суперортиконом.
СУПЕРИНВАР
см. Инвар.
СУПЕРКАЛАНДР (от супер... и каландр)
устройство для отделки бумаги (повышения гладкости, уплотнения, тиснения и т. д.); состоит из 6-12 бумажных и металлических горизонтальных валов (обычно расположены один над другим), между которыми пропускают бумажное полотно.
СУПЕРМАЛЛОЙ
см. Пермаллой.
СУПЕРМАРКЕТ (англ. supermarket)
крупный магазин самообслуживания по торговле товарами повседневного спроса (преимущественно продовольственными). Супермаркеты впервые возникли в США (1930) и получили распространение после 2-й мировой войны.
СУПЕРОРТИКОН (от супер... и ортикон)
передающий электронно-лучевой прибор с накоплением заряда, с переносом изображения с фотокатода на двустороннюю мишень, считыванием изображения с мишени медленными электронами и последующим усилением видеосигнала вторичным электронным умножителем. Одна из наиболее распространенных телевизионных трубок.
СУПЕРПАРАМАГНЕТИЗМ
парамагнетизм системы мелких (1-10 нм) ферро- или ферримагнитных однодоменных частиц во внешнем магнитном поле. Внешнее поле ориентирует магнитные моменты частиц по полю без изменения направления самих частиц, в то время как у парамагнитных газов магнитные моменты переориентируются вместе с их носителями - молекулами. Суперпарамагнетизмом обладают, напр., микрочастицы Со, выпадающие из твердого раствора Cu - Co.
СУПЕРПОЗИЦИИ ПРИНЦИП
1) в классической физике: результирующий эффект от нескольких независимых воздействий; представляет собой сумму эффектов, вызываемых каждым воздействием в отдельности. Справедлив для систем или полей, описываемых линейными уравнениями; важен в механике, теории колебаний и волн, теории физических полей.2) В квантовой механике принцип суперпозиции относится к волновым функциям: если физическая система может находиться в состояниях, описываемых двумя (или несколькими) волновыми функциями, то она может также находиться в состоянии, описываемом любой линейной комбинацией этих функций (принцип суперпозиции состояний).
СУПЕРПОЗИЦИОННАЯ КАРТА
перфокарта, на которую поисковые признаки записанной информации наносятся в виде системы отверстий так, что у карт с однотипной информацией эти отверстия совпадают "на просвет". Используется как носитель информации в информационно-поисковых системах.
СУПЕРСИММЕТРИЯ (от супер... и симметрия)
гипотетическая симметрия, объединяющая в одну группу (супермультиплет) частицы с разными спинами, как с целыми (бозоны), так и с полуцелыми (фермионы), т. е. подчиняющиеся разным квантовым статистикам. Должна проявляться при сверхвысоких энергиях. По современным представлениям является основой для построения единой теории всех взаимодействий, включая гравитационное.
СУПЕРСТРАТ (от лат. superstratum - настланное)
язык пришельцев по отношению к языку первоначального населения; следы влияния языка пришельцев на язык коренного населения (ср. Субстрат).
СУПЕРФИНИШ (суперфиниширование) (от супер... и англ. finish - отделка
обработка), тонкая отделочная обработка поверхностей деталей брусками из мелкозернистых абразивных материалов.
СУПЕРФОСФАТ
фосфорное удобрение для разных почв под различные сельскохозяйственные культуры. В основном Са(Н2РО4)2 с примесью гипса. Простой гранулированный (содержит 14-19,5% Р2О5), двойной (45-48% Р2О5), аммонизированный, марганизированный, борный, молибденовый.
СУПЕРЭЛИТА
семена лучших растений, полученные в научно-исследовательских учреждениях, наиболее полно передающие все признаки и свойства сорта. Используют для получения семян элиты.
СУПЕСЬ
песчано-глинистая осадочная горная порода, содержащая 10-20% глинистых частиц. Термин "супесь" применяется и для обозначения гранулометрического состава почв.
СУПИНАТОР (от лат. supino - опрокидываю)
ортопедическое приспособление (стелька), вкладываемое в обувь при плоскостопии.
СУПО (Soupault) Филипп (1897-1990)
французский поэт-сюрреалист. Сборник галлюцинаторных стихотворений в прозе "Магнитные поля" (1920, в соавторстве с А. Бретоном). Лирика 1917-73 гг. собрана в книге "Стихи и стихотворения"(1977). Эссе о У. Блейке (1928), Лотреамоне (1929), Ч. Чаплине (1930). Мемуарная книга "Воспоминания о забвении" (1981).
СУППИЛУЛИУМА I
хеттский царь в 1380-1340 до н. э. Подчинив Митанни, восстановил господство хеттов в Передней Азии.
СУППЛЕТИВИЗМ (от позднелат. suppletivus - дополняющий)
образование форм одного и того же слова от разных основ ("я - меня", "иду - шел", "хороший - лучше").
СУППОЗИТОРИИ (от лат. suppono - прикладываю снизу)
то же, что свечи.
СУППОРТ (от позднелат. supporto - поддерживаю)
основной узел металлорежущего станка (обычно токарной или строгальной группы) для закрепления и перемещения режущих инструментов.
СУПРАЛИТОРАЛЬ (от лат. supra - над
выше и литораль), зона на границе моря и суши, расположенная выше литорали. В супралиторали соприкасаются морская и наземная фауна и флора; супралитораль орошается брызгами прибоя, особенно во время штормов, иногда покрывается водой при ветровых нагонах.
СУПРАСЛЬСКАЯ ЛЕТОПИСЬ
хранилась в Супрасльском монастыре (ныне территория Польши); составлена в 1-й пол. 16 в. Охватывает события с 9 в. до нач. 16 в., в т. ч. по истории Украины и Белоруссии.
СУПРЕМАТИЗМ
стиль положенный К. С. Малевичем в основу своих художественных экспериментов 1910-х гг., К. С. Малевич считал его высшей точкой развития искусства (отсюда название, производное от лат. supremus, "высший, последний"), которому свойственны геометрические абстракции из простейших фигур (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник). Оказал большое влияние на конструктивизм, производственное искусство. Сам Малевич и его ученики (Н. М. Суетин, И. Г. Чашник и др.) неоднократно переводили супрематическую стилистику в архитектурные проекты, дизайн предметов быта (в особенности художественного фарфора), оформление выставок.
СУПРЕССИЯ (от лат. suppressio - давление)
полное или частичное восстановление у наследственно измененных форм организма (мутантов) нормального проявления признака в результате новой мутации.
СУПРЕФЕКТ (франц. sousprefet)
во Франции до 1983 представитель префекта в административном округе.
СУПРУГИ (правовое положение)
лица, состоящие в надлежаще оформленном браке. По российскому праву супруги полностью равноправны; при регистрации брака могут сохранить добрачные фамилии либо избрать общую - по фамилии одного из них; имеют равные права на имущество, нажитое во время брака. Супруги обязаны материально поддерживать друг друга, в ряде случаев - и после расторжения брака.
СУПРУН Степан Павлович (1907-41)
летчик, дважды Герой Советского Союза (1940, 1941, посмертно), подполковник (1940). Участник боев с японскими войсками в Китае (1939-40). В Великую Отечественную войну в истребительной авиации, командир полка; сбил 2 самолета противника, погиб в бою вместе с шестью немецкими самолетами.
СУПРУНЕНКО Николай Иванович (1900-84)
историк, академик АН Украины (1972). Труды по истории Украины.
СУПРУТСКОЕ ГОРОДИЩЕ
2-й пол. 1-го тыс. н. э. у одноименного села в Тульской обл., торгово-ремесленный центр кон. 1-го тыс. Остатки наземных жилищ, гончарный горн, погребения.
СУР (древнее финикийское название Тир)
город на юге Ливана, порт на Средиземном м. 14 тыс. жителей (1975). Ремесла (изделия из шелка и стекла). Известен с 4-го тыс. до н. э. Остатки древних и средневековых построек. Археологический музей. Туризм.
СУР
династия, правившая в 16 в. в Сев. Индии, основана правителем Бихара, происходившим из афганского племени сур (см. Шер-шах), изгнавшим из Дели Великого Могола Хумаюна.
СУРА (араб.)
глава Корана.
СУРА
река в европейской части Российской Федерации, правый приток Волги. Ок. 841 км, площадь бассейна 67,5 тыс. км2. Средний расход воды 260 м3/с. Сплавная. Судоходна на 394 км от устья.
СУРАБАЯ (Surabaya)
город в Индонезии, на о. Ява, морской порт в устье р. Кали-Мас (рукав Брантас), административный центр пров. Вост. Ява. 2,4 млн. жителей (1990). Паромом связан с о. Мадура. Металлообрабатывающая, машиностроительная, нефтехимическая промышленность; художественные промыслы (батик, резьба по дереву и др.). Музей. Университет.
СУРАБХИ
в индуистской мифологии божественная корова, живущая в сварге. Исполняет желания богов.
СУРАЖ
город (с 1781) в Российской Федерации, Брянская обл., на р. Ипуть. Железнодорожная станция. 12,8 тыс. жителей (1993). Фабрика технического картона; пищевые предприятия.
СУРАКАРТА (Соло)
город в Индонезии, на о. Ява, на р. Соло. 504 тыс. жителей (1990). Пищевая, текстильная промышленность. Центр традиционных художественных ремесел (батик и др.). Мечеть Мангкунегаран (16 в.), дворец "кратон" (18 в.).
СУРАКАРТА (Соло) (Surakarta
Solo), султанат на о. Ява (Индонезия) с сер. 18 в. до 1950. В Республике Индонезии в 1950 вошел в пров. Центр. Ява.
СУРАМСКИЙ ХРЕБЕТ
в Грузии, см. Лихский хребет.
СУРАНОВ Александр Степанович (р. 1913)
российский конструктор авиационного автоматического оружия. Вместе с А. Э. Нудельманом участвовал в разработке авиационных пушек НС-23, НС-37, НС-45. Государственная премия СССР (1943, 46).
СУРАПАТИ (Surapati) (?-1706)
национальный герой Индонезии, руководитель антинидерландского движения на о. Ява в 80-х гг. 17 - нач. 18 вв.
СУРАТ
город на западе Индии, шт. Гуджарат; морской порт в устье р. Тапти, близ Аравийского м. 1,5 млн. жителей (1991). Текстильная, пищевая, бумажная промышленность. Художественные ремесла. Первая английская торговая фактория в Индии (основана в 1613).
СУРБАРАН (Zurbaran) Франсиско (1598-1664)
испанский живописец. Представитель севильской школы. Строгий монументализм композиций и образов тонко сочетал с тщательностью в передаче предметной фактуры, теплотой цветовой гаммы, светотеневой моделировкой (цикл картин из жизни св. Бонавентуры, 1629).
СУРГУТ
город (с 1965) в Российской Федерации, Ханты-Мансийский а. о., порт на р. Обь. Железнодорожная станция. 258,5 тыс. жителей (1993). Центр нефтегазодобывающнго района. ГРЭС-I и ГРЭС-II. Газоперерабабатывающая, деревообрабатывающая, пищевая, рыбная промышленность. Краеведческий музей. Основан в 1593, центр русской колонизации Сибири.
СУРГУЧ
смесь сосновой канифоли, пигмента и минерального масла. Температура размягчения 60-90 °С. Применяют для опечатывания почтовых отправлений, бутылочной посуды и др.
СУРГУЧЕВ Михаил Леонидович (1928-91)
российский ученый, член-корреспондент АН СССР (1990). Основные труды по разработке нефтяных и газовых месторождений, в т. ч. по методам увеличения нефтеотдачи пластов. Ленинская премия (1966).
СУРДАС (ок. 1483 - ок. 1563)
индийский поэт, певец, проповедник. Слагал стихи на брадже (одном из диалектов хинди). Его поэзия связана с традициями религиозно-реформаторского движения бхакти. Лироэпическая поэма "Море поэзии Сурдаса" запечатлела крестьянскую жизнь, верования, язык.
СУРДИНА (сурдинка) (франц. sourdine
итал. sordina, от лат. surdus - глухой, глухозвучащий), приспособление в музыкальных инструментах (главным образом в струнных и духовых медных) для уменьшения силы звука и изменения тембра.
СУРДОКАМЕРА (от лат. surdus - глухой и камера)
помещение со звуконепроницаемыми стенами, служащее для проведения физиологических, психологических и др. исследований, а также тренировок (напр., при подготовке космонавтов) в условиях отсутствия звуковых раздражителей.
СУРДОПЕДАГОГИКА (от лат. surdus - глухой и педагогика)
отрасль дефектологии, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.
СУРДОТЕХНИКА
отрасль приборостроения; разработка и производство технических средств для коррекции и компенсации недостатков слуха и обусловленных ими нарушений речи.
СУРЕНЬЯНЦ Вардгес Яковлевич (1860-1921)
армянский живописец, график и театральный художник. Эффектные исторические и историко-бытовые картины ("Семирамида у трупа Ара Прекрасного", 1899).
СУРЕПИЦА
однолетнее травянистое растение рода капуста семейства крестоцветных. Ок. 20 видов, в умеренном поясе Северного полушария. В семенах 35-45% масла; медонос.
СУРЕПКА
род двулетних или многолетних трав семейства крестоцветных. Ок. 20 видов, в умеренном поясе Северного полушария. Сорняки, растут на влажных местах по лугам, пастбищам, пустырям, у дорог. Сурепку весеннюю, или зимний кресс, культивируют в Зап. Европе как салатное растение.
СУРЕПНОЕ МАСЛО
растительное жирное масло, получаемое из семян сурепицы. Используется главным образом в мыловаренной и лакокрасочной промышленности.
СУРЖИНА Нонна Андреевна (р. 1937)
украинская певица (меццо-сопрано), народная артистка СССР (1976). С 1963 в Харьковском, с 1974 в Днепропетровском театрах оперы и балета.
СУРИЙО ТАИ
национальная героиня Таиланда. Жена короля Аютии Маха Чакрапата. В 1549 участвовала в сражении с бирманскими войсками и погибла, прикрывая отступление войск своего мужа.
СУРИК ЖЕЛЕЗНЫЙ
природный пигмент от желто-красного до вишневого цвета; основной компонент - оксид железа Fe2O3. Используется в лакокрасочных материалах, образующих свето-, щелоче- и кислотостойкие покрытия.
СУРИК СВИНЦОВЫЙ
пигмент от светло-оранжевого до красного цвета; оксид свинца Pb3O4. Применяется в нижних (грунтовочных) слоях антикоррозионных лакокрасочных покрытий. Ядовит.
СУРИКОВ Василий Иванович (1848-1916)
российский живописец. Передвижник. В монументальных полотнах, посвященных переломных моментам, напряженным конфликтам русской истории, главным героем показал народную массу, богатую яркими индивидуальностями, исполненную сильных чувств. Глубокие по пониманию противоречий исторического процесса произведения Сурикова ("Утро стрелецкой казни", 1881; "Меншиков в Березове", 1883; "Боярыня Морозова", 1887; "Покорение Сибири Ермаком", 1895) отличаются широтой и полифоничностью композиции, яркостью и насыщенностью колорита. Портреты, акварели.
СУРИКОВ Василий Иванович [12 (24) января 1848
Красноярск - 6 (19) марта 1916, Москва], российский художник. Лучший мастер русской исторической картины, соединивший реализм 19 в. с ярким живописным новаторством.Родился в семье канцелярского служащего. Семья Сурикова принадлежала к старинному казачьему роду; будущий мастер привык с детства воспринимать окружающий сибирский быт с его живописной архаикой и преданиями старины как живую историю. В 1869-75 учится в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Жил в Петербурге, а с 1877 в Москве. Был членом Товарищества передвижных художественных выставок и Союза русских художников. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону (1893), Волге (1901-03), в Крыму (1913). В 1880-90-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Особое впечатление на него произвели живописцы итальянского и испанского Возрождения, прежде всего Д. Веласкес и художники венецианской школы, такие, как П. Веронезе. В своих письмах о западноевропейских музеях и выставках выше всего ставит "картины с затрагивающим смыслом" и "моготу форм", - и в его собственном творчестве идейность естественно рождалась из чисто художественного впечатления, из формы, не перерождаясь в сухую тенденциозность, которой порой грешили передвижники.Итогом учебы в Академии стала картина "Апостол Петр объясняет догматы веры" (1870, Русский музей). Уже в те годы Суриков проявил себя как мастер пейзажа, причем пейзажа историко-ассоциативного ("Вид памятника Петру I в Петербурге", 1870, там же). Важной школой для него были работы по декоративному оформлению храма Христа Спасителя в Москве, создание композиций для росписей на тему 4-х Вселенских Соборов (эскизы 1876-77 - там же)."Утро стрелецкой казни"Переезд молодого художника в "первопрестольную", впечатления от старинной московской архитектуры (на памятники которой он, как впоследствии говорил М. А. Волошину, смотрел "как на живых людей") явились важным стимулом на пути к первому его историческому шедевру - картине "Утро стрелецкой казни". Художник, по словам того же Волошина, "осознавал из форм", писал то, что видел, обладая потрясающей способностью открывать историко-поэтическую ауру внешней видимости. Поэтому, когда он рассказывал, что "Стрельцы" родились из впечатления от "горящей свечи на белой рубахе", а "Боярыня Морозова" - из "вороны на снегу", то это, разумеется, звучит анекдотом, но в то же время затрагивает самый нерв творческого метода мастера."Утро стрелецкой казни" - грандиозная картина, завершенная в 1881 (Третьяковская галерея), - производит фурор. И дело даже не столько в ассоциациях с тогдашними политическими брожениями и тревогами, с крепнущим социальным противостоянием монархии - хотя этот момент, конечно, сыграл свою роль. Избрав сюжетом финальный эпизод последнего стрелецкого бунта 1698 года - казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I - Суриков показывает народное противодействие царским реформам сверху. При этом противостояние народа и царя - или же, в еще более масштабном плане, русского средневековья и ранних рубежей русской новой истории - явлено в виде монументальной трагедии, причем трагедии, где ни одна из сторон не остается победителем, взаимно свидетельствуя о неразрешимости конфликта. С невиданной силой Суриков воплощает в своих образах нелинейный, полифонический характер исторического процесса. И этот полифонизм, равноправие противоборствующих сторон составляет главное достоинство его "хоровой картины" (как называет В. В. Стасов многофигурные исторические сцены такого рода). Правда деталей, - тот же стрелец в белой рубахе с молитвенной свечой в руке (если упомянуть лишь одну из множества "нервных клеток" картины) - не как-нибудь поверхностно "осовременивает" образ, но, напротив, укрепляет его "древний дух" (метко подмеченный И. Н. Крамским в письме Стасову, 1884). И древность эта лишена чрезмерной, благостной идеализации. Поминая старую Москву, Суриков говорит о "черной грязи" и серебристом блеске "чистого железа" тележных колес. Подобные "грязь" и "блеск" составляют в картине органическое единство.Живописец-историкСвою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах "Меншиков в Березове" (1883) и "Боярыня Морозова" (1887; обе - Третьяковская галерея). Обе композиции - об опале и сибирской ссылке самого могущественного из "птенцов гнезда Петрова", об увозе в острог старообрядческой подвижницы во время церковного раскола - тоже "читаются" как визуальные романы. Тесный, как тюремная камера, интерьер избы в первой картине, ее пластическая статика, и, напротив, широкий пространственный размах второй, где доминирует мотив движения, но движения в неволю, в равной мере знаменуют неодолимость исторических судеб, которые могут быть поняты и понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в любом случае в их актуальной, - суровой и красочной - разноречивости. Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в "Меншикове..." воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца)."Утро стрелецкой казни", "Меншиков в Березове" и "Боярыня Морозова" составляют вершину суриковского творчества. Почти адекватно им "Взятие снежного городка" (1891, Русский музей). Художник подчеркивал, что не мыслит "исторических деятелей без народа, без толпы". Нарушив этот принцип в картине "Меншиков в Березове", он в "Снежном городке", вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив, изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре. Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь. Последующие "хоровые" картины художника ("Покорение Сибири Ермаком", 1895; "Переход Суворова через Альпы", 1899; "Степан Разин", 1903-07, все - Русский музей), несмотря на все мастерство режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного рода спад. В эпических сценах колониальной экспансии России в Сибирь, антифранцузской кампании России в швейцарских Альпах, наконец, разбойничьей вольницы 17 в. отсутствует та драматургическая сложность, которая придает особое пластическое и психологическое богатство трем великим картинам Сурикова (так, противостоящие Ермаку татаро-монголы и сибирские аборигены смотрятся пусть как яркий и характерный, но отнюдь не равноправный исторический фон).В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций, имеющих и вполне самоценный эстетический смысл. Он создает и целый ряд самостоятельных портретов, обычно близких ему людей, - простых по композиции, но чрезвычайно сильных и целостных по красочной лепке ["П. Ф. Сурикова" (мать художника), 1887, Русский музей]. Его замечательный дар колориста, который не красит, а строит форму цветом, пользуясь открытыми, звучными тонами, с особой непосредственностью проявляется в акварельных этюдах. Этапной в цветовых поисках художника явилась поездка в 1910 в Испанию (вместе с зятем П. П. Кончаловским), откуда он привозит едва ли не лучшие свои акварели. Широта его эстетических взглядов проявляется в одобрительном отзыве о кубизме П. Пикассо, а также в дружеском общении с представителем совсем другого поколения, символистом и поэтом-"декадентом" М. Волошиным, создавшим большой очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в 1916 в журнале "Аполлон"), который М. В. Нестеров назвал "быть может лучшим, что когда-либо было написано о русских художниках" (в письме А. А. Турыгину, 1927).Среди поздних картин Сурикова следует в первую очередь отметить "Посещение царевной женского монастыря" (1912, Русский музей) и "Благовещение" (1914, Красноярская художественная галерея), где он стремится к более емкой выразительности форм и цвета. В этот период он также пишет ряд лучших своих портретов, по-прежнему лаконически простых композиционно, темных по тону, полных внутреннего драматизма ("Автопортрет", 1913, Третьяковская галерея; "Человек с больной рукой", 1913, Русский музей).Влияние творчества Сурикова было очень значительным, в равной мере затронувшим и традиционалистов, и мастеров более авангардного толка (напр.,. художников круга "Бубнового валета").Литература:В. И. Суриков: Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977.Волошин М. А. Суриков. Л., 1985.Суриков и Сибирь. Красноярск, 1995.Алленов М. М. Василий Суриков. М., 1996.М. Н. Соколов
СУРИКОВ Иван Захарович (1841-80)
русский поэт. Основные темы лирики - жизнь крестьянства, городской бедноты, картины природы, тяжелое положение женщины. Многие его стихи стали народными песнями: "Рябина" ("Что шумишь, качаясь..."), "В степи" (в народной обработке "Степь да степь кругом...") и др.
СУРИКОВСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ КРУЖОК
литературное объединение писателей-самоучек из народа, созданное в 1872 в Москве по инциативе поэта И. З. Сурикова. Существовал до 1933.
СУРИНАМ (Suriname)
Республика Суринам, государство на северо-востоке Юж. Америки, омывается Атлантическим ок. 163,3 тыс. км2. Население 405 тыс. человек (1993), суринамцы и суринамцы-индопакистанцы. Городское население 65% (1988). Официальный язык - нидерландский. Верующие - индуисты, христиане, мусульмане-сунниты. Административно-территориальное деление: 9 округов. Столица и главный морской порт - Парамарибо. Глава государства - президент. Высший законодательный орган - Национальное Собрание. Расположен большей частью на северо-востоке Гвианского плоскогорья (до 1280 м высотой), на севере - низменность. Климат субэкваториальный. Среднемесячные температуры 26-28 °С. Осадков 2300 - 3000 мм в год. Основные реки Корантейн, Марони, Суринам. Св. 90% территории - вечнозеленые леса. Природный парк Браунсберг, несколько резерватов. В древности население - индейцы. С 17 в. колония Нидерландов (Нидерландская Гвиана). В 1954 Суринам получил автономию. С 1975 независимое государство. Основа экономики - добыча бокситов (3,1 млн. т в 1991) и их переработка. Доля в ВВП (1991, %): добывающая промышленность - 2,9, обрабатывающая - 9,2, сельское и лесное хозяйство 9,2. Добыча золота. Производство глинозема, алюминия; переработка сельскохозяйственного сырья. Лесопиление, деревообработка. Производство электроэнергии 1,4 млрд. кВт.ч (1991). Главные сельскохозяйственные культуры: рис, сахарный тростник, бананы, цитрусовые. Заготовки тропической древесины. Лов креветок. Длина железных дорог 301 км, автодорог 9,1 тыс. км (1991). Экспорт бокситов, глинозема, алюминия, древесины главным образом в США и страны ЕЭС. Денежная единица - суринамский гульден.
СУРКИ
род млекопитающих семейства беличьих. Длина тела до 60 см, хвоста менее 1/2 длины тела. 13 видов, в Северном полушарии (исключая пустыни и тундры); в России несколько видов. Объект промысла (мех, жир, мясо). Могут быть носителями возбудителя чумы. Некоторые виды редки, охраняются.
СУРКОВ Алексей Александрович (1899-1983)
русский поэт, Герой Социалистического Труда (1969). В лирике - героика Гражданской войны (сборник "Ровесники", 1934, и др.), чувства солдата Великой Отечественной войны, тема защиты мира (сборник "Миру - мир", 1950). Тексты популярных песен, в т. ч. "Конармейская", "Бьется в тесной печурке огонь...". Государственная премия СССР (1946, 1951).
СУРКОВ Виктор Семенович (р. 1926)
российский ученый, российский академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987). Труды по комплексной интерпретации геологических и геофизических данных. Государственная премия Российской Федерации (1994).
СУРОВИКИНО
город (с 1966) в Российской Федерации, Волгоградская обл., при впадении р. Чир в Цимлянское вдхр. Железнодорожная станция. 18,9 тыс. жителей (1993). Пищевая промышленность.
"СУРОВЫЙ СТИЛЬ"
направление в искусстве СССР кон. 50 - нач. 60-х гг., для которого характерны романтическая героизация людей "трудных профессий" (геологов, нефтяников, моряков и т. п.), выявление в образах современников энергически-волевого начала (экспрессивные, лапидарные по форме и цвету произведения Н. И. Андронова, В. И. Иванова, П. Ф. Никонова, В. Е. Попкова, Т. Т. Салахова и др.).
СУРОВЬЕ
неотделанная ткань текстильная.
СУРОЖ
древнерусское название г. Судак в Крыму.
СУРОЖАНЕ
в Русском государстве 14-16 вв. богатые купцы (гости), торговавшие с Византией, итальянскими городами, Турцией через порт Сурож в Крыму.
СУРОЖСКОЕ МОРЕ (Судакское море)
название Азовского м. в 14-15 вв. (от названия г. Сурож).
СУРРОГАТ (от лат. surrogatus - поставленный взамен)
1) продукт (или предмет), заменяющий какой-либо др. продукт (или предмет), с которым он имеет некоторые общие свойства, но не обладает его качествами (напр., суррогат зерен кофе - ячмень, желуди).2) Подделка; подделанный, фальсифицированный продукт.
СУРСК
город (до 1953 пос. Никольский Хутор) в Российской Федерации, Пезенская обл., на р. Сура, близ ж.-д. ст. Асеевская. 10,0 тыс. жителей (1993). Литейно-механический завод, суконный комбинат.
СУРТ (др.-исл. черный)
в скандинавской мифологии великан, который во время последней битвы богов поведет против асов враждебные полчища хтонических существ.
СУРУКУКУ
то же, что бушмейстер.
СУРХАНДАРЬИНСКАЯ ОБЛАСТЬ
в Узбекистане 20,8 тыс. км2. Население 1336 тыс. человек (1991). Адм. ц. - Термез.
СУРХАНДАРЬЯ
река в Узбекистане, правый приток Амударьи. Образуется слиянием рек Тупалангдарья и Каратаг. Длина 175 км, площадь бассейна 13,5 тыс. км2. Средний расход воды ок. 66 м3/с. Используется для орошения. На Сухандарье - Южно-Сурханское вдхр.
СУРХКОТАЛЬ
холм в Сев. Афганистане, в Банглане, с остатками крупного храмового комплекса 2-3 вв. - памятник культовой архитектуры Бактрии эпохи Кушанского царства. Включал храмы, посвященные кушанскому царю Канишке и культу огня.
СУРХОБ
название р. Вахш в Таджикистане, между устьями рек Муксу и Обихингоу.
СУРЬМА (лат. Stibium)
Sb, химический элемент V группы периодической системы, атомный номер 51, атомная масса 121,75. Образует несколько модификаций. Обычная сурьма (т. н. серая) - синевато-белые кристаллы; плотность 6,69 г/см3, tпл 630,5 °С. На воздухе не изменяется. Важнейший минерал - антимонит (сурьмяный блеск). Компонент сплавов на основе свинца и олова (аккумуляторные, типографские, подшипниковые и др.), полупроводниковых материалов.
СУРЬМЫ ОКСИДЫ: Sb2O5 и Sb2O3. Природный Sb2O3 - минералы сенармонтит
валентинит. Применяются как пигменты, Sb2O3 - также для получения сурьмы, как компонент эмалей и глазурей, специальных стекол, наполнитель термостойких пластмасс, антипирен в тканях.
СУРЬМЯНЫЕ РУДЫ. Главный минерал - антимонит (до 71
4% Sb). Содержание Sb в пластах 1-10%, жилах 3-50%, минимальное 1-2%. Мировые запасы св. 2 млн. т. Главные добывающие страны: ЮАР, Мексика, Китай, Турция, Марокко и др.
СУРЬЯ
в ведийской и индуистской мифологии бог Солнца, сын Дьяуса и Адити. Иногда отождествляется с Савитаром.
СУС
город на востоке Туниса, порт на Средиземном м., административный центр вилайета Сус. 101 тыс. жителей (1989). Текстильные, пищевые предприятия. Автосборка. Кустарное производство сафьяна. Ремесла (вышивка, плетение кружев, ковроткачество). Основан в 11 в. до н. э. финикийцами. Башня аль-Халаф, касба-крепость (ныне Археологический музей), мечеть Бу Фатата, Большая мечеть (все 9 в.), монастырь-рибат (8 или 9 вв., 18-19 вв., ныне Музей исламского искусства), мечеть Сиди Али-Аммар (11 в.), павильон "Кахва аль-Кубба" (11 или 12 вв.).
СУСАК
род однодольных многолетних болотных и водных трав семейства сусаковых. 1 вид с несколькими разновидностями, в умеренном поясе Евразии и в Сев. Америке (заносное); в России почти повсеместно. Сорняк на рисовых полях. Богатое крахмалом корневище съедобно.
СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО (сусаль)
тончайшие (обычно доли мкм) пленки золота, наклеиваемые на изделие в декоративных целях. Иногда сусальным золотом называют пленки из металлов, сплавов (напр., медных) или химических соединений (дисульфид олова), имитирующих золото.
СУСАНИН Иван Осипович (?-1613)
крестьянин Костромского у. Зимой 1613 завел отряд польских интервентов в непроходимое лесное болото, за что был замучен. Подвигу Сусанина посвящена опера М. И. Глинки "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин").
СУСАННА Никопольская (Армянская) (ум. ок. 319)
одна из сорока пяти христианских мучеников, пострадавших в Никополе Армянском в гонение императора Лициния. Память в Православной церкви 10 (23) июля.
СУСАНОО
в японской мифологии территориальное божество, отец О-кунинуси. Спас людей от чудовищного змея Ямата-но Ороти.
СУСЕЕВ Аксен Илюмджинович (р. 1905)
калмыцкий поэт, народный поэт Калмыкии (1967). Поэмы "Степь, мать моя родная" (кн. 1-3, 1960-62), "Сын степей" (отдельное издание 1980); сборники стихов "Стальное сердце" (1929), "Мелодии времени" (1968), "Первая весна" (1981); повесть "В горниле народной жизни" (1974).
СУСЕКА
то же, что закром.
СУ-СЕНТ-МАРИ (Sault Sainte Marie)
город на востоке Канады, пров. Онтарио. Порт на одноименном канализированном водном пути между озерами Верхнее и Гурон. 81 тыс. жителей (1991). Черная металлургия, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность.
СУСЕРИБИМЭ