<< Пред.           стр. 66 (из 754)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 БЕННЕТТ (Bennett) Арнолд (1867-1931)
  английский писатель. Бытописательские романы из жизни английской провинции "Анна из пяти городов" (1902), "Повесть о старых женщинах" (1908). Сатирический роман "Лорд Рейнго" (1926); новеллы.
 
 БЕННИ Артур Иванович (1839-67)
  российский революционер, журналист, британский подданный. С 1861 в России распространял издания Вольной русской печати. По "процессу 32-х" выслан за границу. В отряде Гарибальди под Ментоной смертельно ранен.
 
 БЕННИГСЕН Леонтий Леонтьевич (1745-1826)
  граф (1814), российский военачальник, генерал от кавалерии (1802). Участник убийства императора Павла I. В 1807 командующий армией в войне с Францией, был разбит под Фридландом. В Отечественную войну в августе - ноябре 1812 исполняющий обязанности начальника главного штаба армии, уволен за интриги против М. И. Кутузова.
 
 БЕНОНИ (Benoni)
  город в Южно-Африканской Республике, пригород Йоханнесбурга. 95 тыс. жителей (1985). Центр добычи золота. Черная металлургия. Машиностроительные, металлообрабатывающие предприятия.
 
 БЕНТ (Bent)
  группа нидерландских и фламандских художников, работавших в Риме в 17 в. (также Шильдерсбент, Бентвегельс - перелетные птицы). Основана в 1623 Бабюреном, Бором, ван Ларом и др. Входившие в Бент получали характерное прозвище. Почти все члены группы представляли бамбоччату.
 
 БЕНТАЛЬ
  область водоемов, заселенная донными организмами, обитающими на грунте или в его толще (бентос).
 
 БЕНТАМ (Bentham) Джордж (1800-84)
  английский ботаник, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1872). Автор (совместно с Дж. Гукером) обзора всех родов цветковых растений.
 
 БЕНТАМ Иеремия (1748-1832)
  английский философ, социолог, юрист. Родоначальник философии утилитаризма.
 
 БЕНТОН (Benton) Томас Харт (1889-1975)
  американский живописец. Представитель регионализма. Соединяющие символику и натурализм сцены из жизни "среднего Запада" ("Июльский полдень", 1943).
 
 БЕНТОНИТЫ
  коллоидные глины, состоящие в основном из минералов группы монтмориллонита. Образуются при изменении вулканических туфов и пеплов в условиях морского дна. Используют для приготовления буровых растворов, как отбеливающие глины и др.
 
 БЕНТОС (от греч. benthos - глубина)
  совокупность организмов, обитающих на грунте и в грунте дна водоемов. Морской бентос служит пищей многим рыбам и другим водным животным, а также используется человеком (напр., водоросли, устрицы, крабы, некоторые рыбы).
 
 БЕНУ
  в египетской мифологии бог в виде цапли, известен из гелиопольского сказания о сотворении мира.
 
 БЕНУА Александр Николаевич (1870-1960)
  российский художник, историк искусства и художественный критик. Сын Н. Л. Бенуа. Идеолог "Мира искусства". В живописи, графике, театральных работах ("Версальская серия"; иллюстрации к "Медному всаднику" А. С. Пушкина, 1903-22) тонко передавал стиль прошедших эпох. В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью "свободного искусства". Художественный руководитель "Русских сезонов" (1908-11), режиссер (Московского Художественного театра, 1913-15). С 1926 жил во Франции.БЕНУА Александр Николаевич [21 апреля (3 мая) 1870, Санкт-Петербург - 9 февраля 1960, Париж], российский художник, историк искусства и художественный критик. Вдохновитель и лидер объединения "Мир искусства".Сын архитектора Н. Л. Бенуа. Учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. Жил в основном в Петербурге. Был главным идеологом журнала "Мир искусства" (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества.Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелей и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию "Последние прогулки Людовика XIV" (1897-98, Русский музей и др. собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу "певца Версаля и Людовиков". В 1907-10 выполнил серию гуашей для издания "Русская история в картинках" (Санкт-Петербург, 1910); его исторические образы ("Парад при Павле I", гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого, ироничного анекдота. В замечательных - благодаря своему тонкому, романтичному историзму - сериях иллюстраций к "Пиковой даме" (1899 и 1910, отдельное издание - Санкт-Петербург, 1911) и "Медному всаднику" А. С. Пушкина (1903-22; отдельное издание - Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики.Возглавлял художественную часть антрепризы С. П. Дягилева, активно участвуя в его "Русских сезонах". Работал как художник и режиссер Московского художественного театра (1913-15), Большого драматического театра и Театра оперы и балета (1919-25) в Ленинграде. В своей сценографии [балет Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" в Мариинском театре (1907), "Петрушка" И. Ф. Стравинского в театре Шатле в Париже (1911), "Маленькие трагедии" А. С. Пушкина в МХТ (1914-15, Бенуа здесь выступил также и как режиссер) и многие др. спектакли] продолжил традицию "живописного театра" 18-19 вв., придав ей новую драматическую остроту.В 1894 дебютировал как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания "История живописи XIX века" Р. Мутера (Мюнхен, 1894). Здесь, а также в "Истории русской живописи в XIX веке" (Санкт-Петербург, 1902) и "Русской школе живописи" (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ. Монументальным вкладом в мировое искусствознание стала его 4-томная "История живописи всех времен и народов" (Санкт-Петербург, 1912-17). Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете "Речь"). Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего "большого стиля", боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства; выступал против русского авангарда с консервативно-охранительских позиций.С 1917 активно участвовал в реформах художественной жизни и музейной работе (в 1918 возглавил Картинную галерею Эрмитажа). Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 обосновался в Париже. Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике "Мира искусства", много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской "Гранд-Опера" (1927-34), миланской "Ла Скала" (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Н. А. Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и др. городов.В написанных в поздний период мемуарах "Мои воспоминания" (Нью-Йорк, 1955; 1-е издание в России - М., 1980) проникновенно воссоздал атмосферу духовных и творческих исканий "серебряного века" в России рубежа 19-20 столетий.Литература:Эткинд М. Г. А. Н. Бенуа. Л.; М., 1965.Александр Бенуа размышляет... / Под ред. И. С. Зильберштейна, А. Н. Савинова. М., 1968.Бернандт Г. Б. Александр Бенуа и музыка. М., 1969.Эткинд M. Г. А. Н. Бенуа и русская художественная культура конца XIX - начала XX века. Л., 1989.А. Н. Бенуа и Эрмитаж: Каталог выставки / Государственный Эрмитаж. СПб., 1994.М. Н. Соколов
 
 БЕНУА ДЕ СЕНТ-МОР (Benoit de Sainte-Maure)
  нормандский поэт при дворе английского короля Генриха II, автор стихотворной хроники Нормандии и "Романа о Трое" (между 1180 и 1190), один из эпизодов которого (о Троиле и Крессиде) послужил источником сюжетов для Дж. Боккаччо, Дж. Чосера и У. Шекспира.
 
 БЕНУА Леонтий Николаевич (1856-1928)
  архитектор, заслуженный деятель искусств России (1927). Сын Н. Л. Бенуа, брат А. Н. Бенуа. Продолжал традиции классицизма (западный корпус Русского музея в Петрограде, 1914-16).
 
 БЕНУА Николай Александрович (1901-88)
  итальянский художник. Родился и получил образование в России, сын и ученик А. Н. Бенуа. С 1925 жил в Италии. Оформил оперные спектакли многих театров мира (в 1936-71 был директором постановочной части театра Ла Скала), плодотворно продолжая традиции "живописного театра" времен "Мира искусства".
 
 БЕНУА Николай Леонтьевич (1813-98)
  российский архитектор. Мастерски подражал историческим стилям (фрейлинские дома в Петродворце, 1858; в духе барокко). Построил ряд железнодорожных вокзалов (в Петродворце, 1855-57), где воспроизвел готические формы каркаса в металлических конструкциях.
 
 БЕНУАР (франц. baignoire)
  ложи в театре по обеим сторонам партера на уровне сцены или несколько ниже.
 
 БЕНУЭ (Benue)
  река в Камеруне и Нигерии, левый приток Нигера. 1300 км, площадь бассейна 441 тыс. км2. Средний расход воды 3170 м3/с. Судоходна от г. Иби, в сезон дождей - от г. Гарва.
 
 БЕНУЭ-КОНГОЛЕЗСКИЕ ЯЗЫКИ
  подсемья нигеро-конголезских языков.
 
 БЕНЦУР (Benczur) Дьюла (1844-1920)
  венгерский живописец. Эффектные, динамичные исторические картины на национальные темы ("Прощание Л. Хуньяди", 1866).
 
 БЕНЬКОВ Павел Петрович (1879-1949)
  живописец, заслуженный деятель искусств Узбекистана (1939). Мастер пленэрной живописи ("Девушка с дутаром", 1947). Сыграл большую роль в воспитании национальных художников в Татарии и Узбекистане.
 
 БЕНЬЯН (Bunyan) Джон (1628-88)
  английский писатель, религиозный проповедник. В аллегорическом романе "Путешествие пилигрима" (1678-84) паразитизму и корыстолюбию высших социальных слоев противостоят добродетели простых людей. В "Жизни и смерти мистера Бэдмана" (1680) - первый в английской литературе образ буржуазного стяжателя.
 
 БЕНЮК (Beniuc) Михай (р. 1907)
  румынский писатель. Революционно-романтический сборник "Песни погибели" (1938). Утверждение новых отношений в лирических сборниках "Яблоня при дороге" (1954), "Ночной патруль" (1975). Роман "Приглушенный взрыв" (1971) о коммунистах 40-х гг.
 
 "БЕОВУЛЬФ" (Beowulf)
  древний англо-саксонский эпос. Назван по имени главного героя, легендарного короля скандинавского племени на юге Швеции. В основе поэмы народные сказания, восходящие к 1-й пол. 6 в. и доносящие отголоски исторических событий. Список нач. 10 в. - в Британском музее.
 
 БЕОЛЬКО (Beolco) Анджело (сценическое имя Рудзанте) (1502-42)
  итальянский драматург и актер. Расширил возможности т. н. ученой комедии Возрождения, введя в нее диалекты и черты народного быта (комедия "Анконитанка", "Корова", "Пьована").
 
 БЕОТАРХИ
  в Др. Греции высшие магистраты в Беотии.
 
 БЕОТИЙСКИЙ СОЮЗ
  федерация древнегреческих государств в Беотии (область в Ср. Греции) во главе с Фивами с 6 в. до н. э. В 4 в. при Пелопиде и Эпаминонде - крупнейшая политическая сила в Греции. В 338 распущен, в 3-2 вв. восстановлен, в 146 до н. э. прекратил существование после завоевания Греции Римом.
 
 БЕППУ
  город и порт в Японии, на о. Кюсю. 130 тыс. жителей (1990). Цветная металлургия, химическая и текстильная промышленность. Бальнеоклиматический курорт; центр туризма. Научно-исследовательские институты вулканологии, бальнеологии.
 
 БЕР (Baer) Поль (1833-86)
  французский врач, физиолог, общественный деятель. В 1882-86 - министр просвещения Франции. Проводил исследования по пересадке органов и тканей от одного животного к другому и по перекрестному кровообращению. Его классические труды по физиологии дыхания (1869) и влиянию барометрического давления на организм (1878) позднее были оценены как основополагающие для авиационной и подводной медицины. Впервые изучил гипербарическую оксигенацию, симптомы кислородного отравления.
 
 БЕРАНЖЕ (Beranger) Пьер Жан (1780-1857)
  французский поэт. Завоевал известность сатирой на наполеоновский режим ("Король Ивето", 1813). Поднял фольклорный куплет на высоту профессионального искусства. Песни Беранже, проникнутые революционным духом, юмором, оптимизмом, плебейской прямотой, приобрели широкую популярность. В 1821 и 1828 находился в заключении по обвинению в оскорблении религиозной и общественной морали (песни "Капуцины", "Ангел-хранитель"), а также в оскорблении короля ("Наваррский принц", "Белая кокарда"). Разделял идеи утопического социализма (стихотворение "Безумцы"). Книга "Моя биография" (1857).
 
 БЕРАРДИУСЫ
  то же, что плавуны.
 
 БЕРБАНК (Burbank) Лютер (1849-1926)
  американский селекционер. Автор многих сортов плодовых, овощных, полевых и декоративных культур.
 
 БЕРБЕДЖ (Burbage) Ричард (ок. 1567-1619)
  английский актер. Представитель театра эпохи Возрождения. Друг У. Шекспира, который для Бербеджа создал роли Гамлета, Отелло, Макбета и др.
 
 БЕРБЕРА
  город и порт в Сомали, на берегу Аденского зал. 65 тыс. жителей (1981). Рыболовство. Цементный завод.
 
 БЕРБЕРИН
  алкалоид, содержащийся в листьях барбариса и других растений различных семейств. Сульфат берберина - желчегонное средство.
 
 БЕРБЕРОВА Нина Николаевна (1901-93)
  русская писательница. В 1922 эмигрировала. Цикл рассказов "Биянкурские праздники" (1928-40) о судьбах русских в эмиграции. Автобиографическая книга "Курсив мой" (на английском языке - 1969, на русском языке - 1972). Роман "Железная женщина" (1981) о похождениях русской эмигрантки. Исследование "Люди и ложи. Русские масоны 20 столетия" (1986).
 
 БЕРБЕРО-ЛИВИЙСКИЕ ЯЗЫКИ
  ветвь афразийской семьи языков. Генеалогическая классификация в значительной мере гипотетична. Памятники письменности записаны разновидностями консонантного ливийского письма, восходящим к нему сохранившимся алфавитом тифинаг и латинской графикой.
 
 БЕРБЕРЫ (самоназвание - амахаг)
  группа народов (тамазигхт, риф, шильх, туареги, кабилы, шауйя и др.), коренное население Сев. Африки, Центрального и Зап. Судана. 11,52 млн. человек (1992). Говорят на берберо-ливийских языках. По религии - в основном мусульмане-сунниты.
 
 БЕРБИДЖ (Burbidge)
  семья американских астрономов: Джефри (1925) и его жена Элинор Маргерит (1919). Одни из создателей теории строения и эволюции звезд и теории происхождения химических элементов во Вселенной (1957).
 
 БЕРВАЛЬД (Berwald) Франц Адольф (1796-1868)
  шведский композитор, скрипач, дирижер. Один из первых шведских симфонистов. Опера "Эстрелла де Сориа" (1841, постановка в 1862), кантаты, симфонии, концерты. Профессор Королевской академии музыки (позднее консерватория ) в Стокгольме.
 
 БЕРВИ-ФЛЕРОВСКИЙ Василий Васильевич (1829-1918)
  российский социолог, публицист, экономист и беллетрист, участник общественного движения 1860-90-х гг. В нач. 1870-х гг. близок к "чайковцам" и "долгушинцам". В 1862-87 в ссылке, сотрудник журналов "Дело", "Слово", "Отечественные записки". Сочинения: "Положение рабочего класса в России" (1869), "Азбука социальных наук" (1871), воспоминания "Записки революционера-мечтателя" (1929), роман "На жизнь и смерть. Изображение идеалистов" (Женева, 1877, в России - 1907).
 
 БЕРГ Аксель Иванович (1893-1979)
  российский ученый, академик АН СССР (1946), инженер-адмирал (1955), Герой Социалистического Труда (1963). Труды по радиотехнике. Активный участник решения основных проблем развития радиоэлектроники в СССР. Инициатор и руководитель исследований по кибернетике и ее приложениям.
 
 БЕРГ (Berg) Альбан (1885-1935)
  австрийский композитор. Представитель новой венской школы. Эволюционировал от музыкального романтизма к экспрессионизму. Один из создателей серийной техники (см. Додекафония). Гуманизм и социальный критицизм отразились в опере "Воццек" (1921). Опера "Лулу" (1935), камерно-инструментальные сочинения (в т. ч. "Лирическая сюита", 1926), вокальные циклы и др.; литературные сочинения.
 
 БЕРГ Лев Семенович (1876-1950)
  физикогеограф и биолог, академик АН СССР (1946). Разработал учение о ландшафтах и развил идеи В. В. Докучаева о природных зонах. Первым осуществил зональное физико-географическое районирование СССР. Капитальные труды по ихтиологии (анатомии, систематике и распространению рыб), климатологии, озероведению, а также истории географии. В 1922 выдвинул эволюционную концепцию номогенеза. Президент Географического общества СССР (1940-50). Государственная премия СССР (1951).БЕРГ Лев Семенович (Симонович) [2(14) марта 1876, Бендеры - 24 декабря 1950, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российский ученый-энциклопедист, зоолог, географ, эволюционист, историк науки.Родился в еврейской семье, отец был нотариусом. Учась в кишиневской гимназии (1885-94), увлекался естествознанием - собирал гербарии, препарировал рыб, читал научную литературу. В 1894 крестился и поступил в Московский университет. Уже студентом стал известен опытами по разведению рыб. Дипломная работа по эмбриологии щуки была 6-й печатной работой Берга. По окончании университета (1898, золотая медаль) работал в Министерстве сельского хозяйства инспектором рыбных промыслов на Аральском море и Волге, исследовал степные озера, реки, пустыни.В 1902-1903 Берг изучает гидрологию в Бергене (Норвегия), в 1904-13 работает в Зоологическом музее Петербургской АН, в 1913 переезжает в Москву, где получает место профессора в Московском сельскохозяйственном институте. В 1916 Берг был приглашен на кафедру физической географии Петербургского университета, где работал до конца жизни. Первые крупные научные работы Берга - "Рыбы Туркестана" (1905) и магистерская диссертация "Аральское море" (1908), за которую Берг получил сразу степень доктора географии. В 1909-16 Берг издал 5 монографий по рыбам России, но главным предметом его научных интересов становится география. Он разработал теорию происхождения лесса, предложил первую классификацию природных зон азиатской части России. К этому времени сложился научный стиль и методы работы Берга, поражавшего необычайной продуктивностью (ему принадлежат свыше 800 работ). Его отличали железная самодисциплина, цепкая память, умение работать без черновиков и в любых условиях, ясность и четкость изложения (текст начинался с определения понятий) и выводов, прекрасный литературный язык.Берг стоял в стороне от политики, но остро переживал ужасы войны и революции, трактуя их как краткое торжество принципа борьбы над принципом сотрудничества. Не имея в этот период условий для полевой работы, Берг расширил педагогическую деятельность (в 1916-18 - в Москве и Петрограде параллельно) и написал ("подогревая замерзающие чернила на огне коптилки") 3 труда по теории эволюции (1922). В них дан анализ основных понятий (эволюция, прогресс, целесообразность, случайность, появление нового, простота теории, направленность), отвергнута роль борьбы за существование как фактора эволюции (и в природе, и в обществе), резко ограничена роль естественного отбора (он лишь охраняет норму) и выдвинута оригинальная теория эволюции - номогенез, т. е. эволюция на основе закономерностей.Теория имела ряд слабых мест, которые коллеги (А. А. Любищев, Д. Н. Соболев, Ю. А. Филипченко) сразу отметили, но в основном критика приняла идеологический характер, особенно после выхода английского издания "Номогенеза" (1926). Н. И. Вавилов, защищавший Берга от травли, писал ему (1927): "Вас мы с поста не отпустим. Корабль надо вести, какие бы чудовища ни вставали на пути". Больше Берг о механизмах эволюции не писал. В 1928 он был избран член-корреспондентом АН СССР (в 1946 - академиком) как географ. В географии Берг известен как создатель отечественного озероведения и теории ландшафта ("география есть наука о ландшафтах"). В климатологии Берг дал классификацию климатов во взаимосвязи с ландшафтами, объяснял опустынивание деятельностью человека, а оледенение - "факторами космического порядка". Берг отрицал дрейф материков; вслед за В. И. Вернадским он отодвигал возникновение жизни к самому началу геологической истории.В зоогеографии Берг предложил свои трактовки распространения рыб и других водных животных, напр., показал местное происхождение фауны Байкала, а состав каспийской фауны, наоборот, объяснял послеледниковой миграцией по Волге. В ихтиологии главные труды Берга: "Система рыбообразных и рыб, ныне живущих и ископаемых" (1940) и классический трехтомник "Рыбы пресных вод СССР и сопредельных стран" (1949, Государственная премия 1951), сохранившие свое научное значение и поныне, а также многочисленные работы по разведению и промыслу рыб.Интерес Берга к истории и этнографии, зародившийся в молодости ("Уральцы на Сыр-Дарье", 1900), не утратился с годами. В этой области его работы посвящены открытиям русских в Азии, Антарктике, на Аляске ("Очерки по истории русских географических открытий", 1949), старинным картам, быту малых народов (гагаузы, лазы и др.), биографиям ученых. Благодаря Бергу было восстановлено множество забытых имен и фактов русского приоритета. Как этнограф Берг использовал в научной работе знание языков и зоологии (напр., "Названия рыб и этнические взаимоотношения славян", 1948).Сочинения:Избранные труды. М.; Л., 1956-62. Т.1-5.Труды по теории эволюции. Л., 1976.Литература:Крупенников И. А. Берг Л. С. Кишинев, 1976. Ю. В. Чайковский
 
 БЕРГ (Berg) Пол (р. 1926)
  американский биохимик. Изучал роль транспортной РНК в биосинтезе белков. Получил рекомбинантные молекулы ДНК двух разных вирусов, на которых исследовал структуру индивидуальных генов. Нобелевская премия (1980).
 
 БЕРГ Федор Федорович (Фридрих Вильгельм Ремберт) (1793-1874)
  граф (1856), русский генерал-фельдмаршал (1865). Участник Отечественной войны 1812, заграничных походов русской армии 1813-14, русско-турецкой войны 1828-29. В 1863-66 исполняющий должность наместника и главнокомандующего войсками в Польше, руководил подавлением Польского восстания 1863-64.
 
 БЕРГАМО (Bergamo)
  город в Сев. Италии, административный центр пров. Бергамо. 118 тыс. жителей (1990). Электрометаллургическая, машиностроительная, химическая, цементная, текстильная промышленность; изготовление географических карт. Университет. Академия Каррара с картинной галереей. Палаццо делла Раджоне (12 в.), церковь Санта-Мария Маджоре (12-18 вв.). Родина Г. Доницетти.
 
 БЕРГАМОТ
  1) вечнозеленое дерево рода цитрус семейства рутовых. В Средиземноморье, Индии, Шри-Ланке, а также в Грузии. В плодах, цветках, листьях - эфирное масло...2) Сорта груши (Бергамот осенний, Бергамот летний и др.) с шаровидными, несколько сплюснутыми, винносладкими плодами. Урожайность до 130-200 кг с дерева.
 
 БЕРГАМОТ
 ..1) вечнозеленое дерево рода цитрус семейства рутовых. В Средиземноморье, Индии, Шри-Ланке, а также в Грузии. В плодах, цветках, листьях - эфирное масло...2) Сорта груши (Бергамот осенний, Бергамот летний и др.) с шаровидными, несколько сплюснутыми, винносладкими плодами. Урожайность до 130-200 кг с дерева.
 
 БЕРГГОЛЬЦ Ольга Федоровна (1910-75)
  русская писательница. Лирические произведения о героической обороне Ленинграда. Поэмы "Февральский дневник", "Ленинградская поэма" (обе 1942), "Первороссийск" (1950), автобиографическая книга "Дневные звезды" (1959). Государственная премия СССР (1951).
 
 БЕРГЕЛЬСОН Давид Рафаилович (1884-1952)
  еврейский писатель (Россия). Психологические романы "После всего" (1913), "Отход" (1920) о судьбах еврейской интеллигенции. Роман "На Днепре" (книга 1-2, 1932-40) о жизни евреев в России в нач. 20 в., перед Революцией 1905-07. Репрессирован; реабилитирован посмертно.
 
 БЕРГЕЛЬСОН Лев Давидович (р. 1918)
  химик и биохимик, член-корреспондент Российской АН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1968). Сын Д. Р. Бергельсона. Труды по химии биополимеров и физиологически активных соединениям, стереохимии и конформационному анализу. Исследование биологической мембраны. Государственная премия СССР (1985).
 
 БЕРГЕН (Bergen)
  город и порт в Норвегии, у Бю-фьорда, административный центр фюльке Хордаланн. 213 тыс. жителей (1991). Машиностроение (в т. ч. судостроение), рыбопереработка, текстильная промышленность. Близ Бергена - крупный нефтехимический комплекс. Университет. Основан ок. 1070. В средние века - один из крупнейших торговых центров Сев.-Зап. Европы (находился в составе немецкой ганзы до 1630). Остатки крепости с королевским залом Хоконсхаллен (13 в.) и башней Розенкранц (16 в.), романская церковь Марии (12 в.). Дом-музей Э. Грига (Тролльхауген).
 
 БЕРГЕР (Berger; наст фам. Штайнбергер
  Steinberger) Хельмут (р. 1944), австрийский актер. Прославился, снимаясь в фильмах Л. Висконти: "Гибель богов" (1969), "Людвиг" (1972), "Семейный портрет в интерьере" (1974). Игра Бергера, исполняющего обычно роли людей надломленных, снедаемых тайными пороками, отличается тонким изяществом и глубоким психологизмом.
 
 БЕРГИУС (Bergius) Фридрих (1884-1949)
  немецкий химик-технолог. Разработал (1913) способ получения жидкого моторного топлива деструктивной гидрогенизацией угля и тяжелых масел (бергинизация). Нобелевская премия (1931, совместно с К. Бошем).
 
 БЕРГМАН (Bergmann) Густав (1878-1955)
  немецкий терапевт. Клинически и экспериментально разработал учение о функциональной патологии.
 
 БЕРГМАН (Bergman) Ингмар (р. 1918)
  шведский кинорежиссер. Фильмы: "Вечер шутов" (1953), "Седьмая печать", "Земляничная поляна" (оба 1957), "Лицо" (1958), "Молчание" (1963), "Осенняя соната" (1978), "Фанни и Александр" (1983) и др. Развивает тему трагического одиночества человека в современном обществе. Ставил спектакли в драматическом и оперном театрах.
 
 БЕРГМАН Ингрид (1915-82)
  шведская актриса. Снималась в фильмах: "Газовый свет", "Завороженный", "Стромболи, земля божья", "Европа-51", "Убийство в Восточном экспрессе", "Осенняя соната" и др.
 
 БЕРГМАН (Bergmann) Эрнст (1836-1907)
  немецкий хирург. Один из создателей асептики. Труды по хирургии черепа и головного мозга.
 
 БЕРГМАН (Bergman) Яльмар (1883-1931)
  шведский писатель. Социально-психологические романы "Маркуреллы из Вадчепинга" (1919), "Бабушка и Господь Бог" (1921), "Клоун Як" (1930), камерные драмы, комедии.
 
 БЕРГСОН (Bergson) Анри (1859-1941)
  французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, - жизнь как метафизически-космический процесс, "жизненный порыв", творческая эволюция; структура ее - длительность, постигаемая только посредством интуиции, противоположной интеллекту; различные аспекты длительности - материя, сознание, память, дух ("Творческая эволюция", русский перевод 1914). Нобелевская премия по литературе как блестящему стилисту (1927).БЕРГСОН (Bergson) Анри Луи (18 октября 1859, Париж - 4 января 1941, там же), французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни, создатель оригинальной философской и этико-религиозной концепции, в основу которой легла идея динамики человеческого сознания и мира. Образование и начало преподования Отец Бергсона, Мишель Бергсон, композитор и музыкант, профессор Женевской консерватории, был евреем, выходцем из Польши; мать происходила из еврейской семьи, жившей в Англии. Бергсон получил классическое образование, традиционное для кругов французской интеллектуальной элиты. В 1878, окончив лицей Кондорсье в Париже, поступил в Высшую нормальную школу; затем преподавал в лицее г. Анжера (1881-83). В 1883 занял кафедру философии в лицее Блеза Паскаля в Клермон-Ферране. Первые труды Переосмыслив понятие времени, Бергсон разработал концепцию "чистой длительности", изложенную им в первом крупном труде "Опыт о непосредственных данных сознания" (1889). В полемике с теориями психологического детерминизма и психофизики он описывает человеческое сознание как непрерывно, изменяющуюся, творческую реальность, как поток, в котором мышление составляет лишь поверхностный слой, подчиняющийся потребностям практики и социальной жизни. В глубинных же своих пластах сознание может быть постигнуто лишь усилием самонаблюдения (интроспекции) и интуицией. С 1888 Бергсон в Париже, где начал преподавать- вначале в лицеях Людовика Великого и Генриха IV, затем - в Коллеж Роллен (1889-1900) и Высшей Нормальной школе. В работе "Материя и память" (1896), Бергсон показывает, что материя и сознание , тело и рассудок - это явления, реконструированные самим рассудком из фактов непосредственного опыта, той первичной интуиции, которая открывает нам нераздельную движущуюся непрерывность. Основу познания составляет чистое восприятие, но в реальном познавательном процессе всегда взаимодействует с памятью, и этот процесс образует различные уровни, "планы" сознания."Творческая эволюция" С 1900 Бергсон - профессор Коллеж де Франс; его лекции, вызывавшие огромный интерес у образованной публики, легли в основу его главного труда"Творческая эволюция" (1907). Бергсон нарисовал здесь грандиозную картину эволюционного процесса, метафорически названного "жизненным порывом", развертывание которого приводит к возникновению и развитию жизни на Земле; главные линии эволюции - инстинкт и интеллект. Бергсон утверждает, что сознание и жизнь принципиально недоступны позитивной науке, которая ограничена сферой "неорганизованной материи" и может постигать лишь отношения между вещами. Философия же опирается на непосредственное видение вещей, на интуицию, и совокупность ее интуиций должна дать целостное представление о реальности. Поздний период творчества "Творческая эволюция" принесла Бергсону славу не только философа, но и писателя (в 1927 он был награжден Нобелевской премией по литературе). После этой работы Бергсон долгое время писал только статьи (вошли в сборники "Духовная энергия", 1919, "Мысль и движущееся", 1934; единственная его книга - "Длительность и одновременность" (1922), посвященная теории относительности А. Эйнштейна. Читал также курсы лекций в США, Англии, Испании. В 1914 был избран президентом Академии моральных и политических наук и членом Французской академии наук. В период Первой мировой войны проявил себя на дипломатическом поприще в Испании и США. В 1922 стал первым президентом Международной комиссии по интеллектуальному сотрудничеству. В конце 1920-х гг. из-за болезни постепенно отошел от практической деятельности. Его этико-религиозная концепция изложена им в "Двух источниках морали и религии" (1932). Противопоставляя два типа обществ: закрытое, стремящееся к самосохранению и опирающееся на принципы авторитаризма и насилие, и открытое, воплощенное в великих личностях - моральных героях, христианских мистиках и т. п., Бергсон связывает с ними два типа морали и религии - статический и динамический. Возможность дальнейшего прогресса человеческого общества Бергсон видит лишь в открытом обществе, в динамической морали, выделяя в качестве главных принципов любовь к человечеству, "дух простоты", отказ от искусственных потребностей, вызванных преимущественным развитием "тела" человечества в ущерб его духовной культуре. Философия Бергсона оказала значительное влияние на интеллектуальную атмосферу во Франции и других странах; воздействие его идей испытали Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден, А. Тойнби, Дж. Сантаяна, А. Уайтхед и многие другие. Сочинения: Собр. соч.: В 5 т. СПб., 1913-14.Собр. соч.: В 4 т. М., 1992. Т. 1.Смех. М., 1992. Ecrits et paroles. Paris, 1957-1959. V. 1-3.Oeuvres. Paris, 1959. Литература:Свасьян К. А. Эстетическая сущность интуитивной философии Бергсона. Ереван, 1978.Benrudi I. Souvenirs sur Henri Bergson. Neuchatel; Paris, 1942.Jankelevitch V. Henri Bergson. Paris, 1959.Skarga B. Czas i trwanie. Studia o Bergsonie. Warszava, 1982.Mosse-Bastide R.-M. Bergson educateur. Paris, 1995.И. И. Блауберг
 
 БЕРГСТРЕМ (Bergstrom) Суне (р. 1916)
  шведский биохимик, иностранный член АН СССР (1976), АМН СССР (1982). Основные труды по химии и биохимии простагландинов. Нобелевская премия (1982, совместно с Б. Самуэльсоном и Дж. Р. Вейном).
 
 БЕРГШТРИХИ (указатели склона)
  короткие штрихи на горизонталях топографических карты, указывающие направление вниз по склону.
 
 БЕРД (Byrd) Р.
  см. Бэрд Р.
 
 БЕРД (Byrd) Уильям (ок. 1543-1623)
  английский композитор, органист, верджинелист, нотоиздатель. Создатель английского мадригала. Фантазии, вариации, танцы для верджинела и виолы, мессы, псалмы и др.
 
 БЕРД Чарлз (Карл Николаевич) (1766-1843)
  российский инженер, предприниматель, судовладелец. Уроженец Шотландии, с 1786 в России. Первым в России в 1805-06 спроектировал и построил в Петербурге чугунный мост "на дугах". Построил корабельную верфь, основал (1815) пароходство на Неве. Руководил изготовлением и установкой решеток, барельефов, скульптур, фонарей, перекрытий и др. металлических несущих конструкций и элементов. На его первом в России механическом литейном заводе в Петербурге (основан в 1792) изготовлены барельефы Александровской колонны, конструктивные элементы фронтона и купола Исаакиевского собора и др. Изготовил и установил пролетные строения всех висячих мостов Петербурга.
 
 БЕРДАНКА
  однозарядная винтовка системы американского изобретателя Х. Бердана, усовершенствованная в 60-х гг. 19 в. российскими инженерами А. П. Горловым и К. И. Гуниусом. На вооружении российской армии в 1868-91.
 
 БЕРДАХ (наст. имя и фам. Бердимурат Каргабаев) (1827-1900)
  каракалпакский поэт. Лирические, сатирические, дидактические стихи, исторические поэмы, антидеспотическая поэма-сказка "Царь-самодур".
 
 БЕРДЖЕСС (Burgess) Антони (1917-93)
  английский писатель. Сатирический роман "Право на ответ" (1960); "черные утопии" "Новости конца света" (1982) и "1985" (1978). Тема антигероя - в романах "Заводной апельсин" (1962) и "Завещание заводному миру" (1974), а также в пародийных "контрбиографиях" У. Шекспира (1964) и Дж. Китса (1977). Автор музыкальных произведений.
 
 БЕРДЗЕНИШВИЛИ Мераб Исидорович (р. 1929)
  грузинский скульптор, народный художник СССР (1987), член-корреспондент АХ (1988). Монументальный, пластически выразительный памятник в честь 30-летия Победы в Марнеули (1975), декоративная скульптура ("Медея", Пицунда). Государственная премия СССР (1976).
 
 БЕРДИЧЕВ
  город (с 1845) на Украине, Житомирская обл. Железнодорожный узел. 93,4 тыс. жителей (1991). Заводы: станкостроительный, химического машиностроения. Мебельная, полиграфическая, легкая, пищевая промышленность. Возник в 15 в.
 
 БЕРДНИКОВ Георгий Петрович (1915-1996)
  русский литературовед, член-корреспондент Российской АН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1974). Книги по истории русской литературы 19 в. Государственная премия СССР, (1985).
 
 БЕРДСК
  город (с 1944) в Российской Федерации, Новосибирская обл., на р. Бердь, близ впадения ее в Новосибирское водохранилище. Железнодорожная станция. 81,2 тыс. жителей (1992). ПО "Вега" (стереофонические электропроигрыватели, магнитофоны и др.); заводы: химический, резинотехнических изделий и др. Пищевая, легкая промышленность. Основан в нач. 18 в.
 
 БЕРДСЛИ (Бердслей) (Beardsley) Обри (1872-98)
  английский рисовальщик. Болезненно хрупкие рисунки, отличающиеся виртуозной игрой силуэтов и линий (иллюстрации к "Саломее" О. Уайльда, 1894), повлияли на графику стиля "модерн".
 
 БЕРДЫШ (польск. berdysz)
  холодное оружие, широкий длинный топор с лезвием в виде полумесяца на длинном древке; на вооружении русской пехоты в 15-17 вв. Близким к бердышу видом оружия была алебарда.
 
 БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948)
  русский религиозный философ. Участвовал в сборниках "Вехи" (1909), "Из глубины" (1918). В 1922 выслан из Советской России. С 1925 - во Франции, издавал религиозно-философский журнал "Путь" (Париж, 1925-40). От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Свобода, дух, личность, творчество противопоставляются Бердяевым необходимости, миру объектов, в котором царствуют зло, страдание, рабство. Смысл истории, по Бердяеву, мистически постигается в мире свободного духа, за пределами исторического времени. Основные сочинения (переведены на многие языки): "Смысл творчества" (1916), "Миросозерцание Достоевского" (1923), "Философия свободного духа" (т. 1-2, 1927-28), "Русская идея" (1948), "Самопознание" (1949).БЕРДЯЕВ Николай Александрович [6 (18) марта 1874, Киев - 23 марта 1948, Кламар, Франция], русский религиозный философ.Ранний периодБердяев принадлежал к знатному военно-дворянскому роду. Учился в Киевском кадетском корпусе (1884-94) и Киевском университете (1894-98) на естественном, затем на юридическом факультетах. С 1894 примкнул к марксистским кружкам, в 1898 за участие в них исключен из университета, арестован и выслан на 3 года в Вологду. В 1901-02 Бердяев проделал эволюцию, характерную для идейной жизни России тех лет и получившую название "движение от марксизма к идеализму". Наряду с С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком Бердяев становится одной из ведущих фигур этого движения, которое заявило о себе сборником "Проблемы идеализма" (1902) и положило начало религиозно-философскому возрождению в России. С 1904 Бердяев живет в Петербурге, руководит журналом "Новый путь" и "Вопросы жизни". Он сближается с кругом Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, В. В. Розанова и др., где возникло течение, названное "новым религиозным состоянием". Статьи этих лет собраны Бердяевым в книгах "Sub specie aeternitatis: Опыты философские, социальные и литературные 1900-1906" (1907) и "Новое религиозное сознание и общественность" (1907); в них выразились, по его самооценке, "тенденции религиозного Анархизма". С 1908 жил в Москве, входил в круг деятелей книгоиздательства "Путь" и Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева; участвовал в сборнике "Вехи" (1909). Оригинальная философия Бердяева начинает складываться в 1911-12, когда после пребывания в Италии и размышлений о Ренессансе исконная у Бердяева тема свободы дополняется темой творчества и его неизбежной трагедии ("Смысл творчества", 1916).Годы революции Революционные годы - время интенсивной творческой и общественной деятельности Бердяева. Царский режим России он считал разложившимся и революцию оправданной; однако реальность победившей революции оттолкнула его, и в начале 1919 он написал книгу "Философия неравенства" (издана 1923), в которой отвергал демократию и социализм как "принудительную добродетель и принудительное братство". Позднее он вернулся к признанию социалистической идеи, но всегда был противником большевистского тоталитаризма и видел свой долг в духовном противостоянии ему. Он проводит у себя дома еженедельные литературно-философские собрания, организует Вольную академию духовной культуры (конец 1918), читает публичные лекции и становится признанным лидером небольшевистской общественности. Участник сборника "Из глубины" (1918). Дважды его арестовывают и осенью 1922 высылают в Германию в составе большой группы деятелей русской науки и культуры. В Берлине Бердяев организует Религиозно-философскую академию, участвует в создании Русского научного института, содействует становлению Русского студенческого христианского движения (РСХД).В эмиграции во Франции В 1924 он переезжает во Францию, где, поселившись в Кламаре под Парижем, становится редактором основанного им журнала "Путь" (1925-40), важнейшего философского органа российской эмиграции. С небольшой книги о смысле современной эпохи "Новое средневековье" (1924) начинается широкая европейская известность Бердяева, и постепенно намечается его особая роль мыслителя-посредника между русской и западной культурами. Он знакомится с ведущими западными мыслителями (М. Шелер, Кейзерлинг, Ж. Маритен, Г. О. Марсель, Л. Лавель и др.), устраивает межконфессиональные встречи католиков, протестантов и православных (1926-28), регулярные собеседования с католическими философами (1-я половина 1930-х гг.), участвует в культурфилософских "декадах Понтиньи", философских собраниях и конгрессах. Персоналистское течение французских левых католиков, сложившееся в середине 1930-х гг. вокруг журнала "Esprit" во главе с Э. Мунье, возникает и развивается под прямым влиянием идей Бердяева о необходимости соединения христианской веры, духовной свободы и социальной справедливости. На Западе становится влиятельной также трактовка Бердяева русской истории и русского национального сознания, большевизма и революции, выраженная главным образом в книгах "Истоки и смысл русского коммунизма" (1937) и "Русская Идея" (1946). Бердяев считает, что "русский коммунизм есть трансформация и деформация старой русской мессианской идеи. Коммунизм в Западной Европе был бы совершенно другим явлением". В годы 2-й мировой войны у Бердяева возникают надежды на гуманизацию советского режима, он даже вступает в контакты с его представителями (1944-46), однако известия о репрессиях и новых идеологических кампаниях обрывают его просоветские настроения. В послевоенные годы Бердяев дает наиболее зрелое изложение своей философии ("Опыт эсхатологической метафизики", 1947), пишет философскую автобиографию ("Самопознание", 1949). Бердяев приобретает общемировую известность - он автор около 40 книг, избирается почетным доктором богословия Кембриджского университета (1947). Философия Впервые выразив основные идеи в книге "Смысл творчества", Бердяев затем варьирует и развивает их. Это идея свободы, идея творчества и объективации, идея личности и, наконец, идея "метаисторического", эсхатологического смысла истории. В созданной Бердяевым дуалистической картине реальности друг другу противостоят, с одной стороны, дух (Бог), свобода, ноумен, субъект (личность, "я"), с другой - эмпирический мир, необходимость, феномен, объект. Оба мира не существуют оторванно друг от друга (что, по Бердяеву, соответствует платонизму), а взаимодействуют между собой: дух и свобода прорываются из ноуменального в феноменальный мир и действуют в нем. Творчество и объективация Плоды действия духа в мире всегда принимают форму объектов, мертвых продуктов, которые отделены от субъекта и подчинены всем ограничениям эмпирии - законам пространства-времени, причинно-следственной связи, формальной логики. Это ниспадение свободы в необходимость, называемое Бердяевым объективацией, - бытийный корень страдания, рабства, зла. Но объективации противостоит в мире другое начало - творчество. Творя, субъект вбирает этот мир в себя, включает его в свою внутреннюю жизнь, открытую для свободы и духа, и тем преображает его, освобождает от объективации. Творческий акт - прорыв духа в мир объектов. Плоды его вновь окажутся в сфере объективации, но сам он как таковой этой сфере не принадлежит, он свободен. Творчество - путь к преодолению объективации, а это преодоление составляет смысл и назначение мировой истории. Но в рамках эмпирии, пространственно-временного бытия преодоление невозможно; само время с его несовместимостью прошлого, настоящего и будущего есть следствие объективации. Свободный от объективации мир лежит вне истории как иной "эон", мир свободного духа, отождествляемый у Бердяева с евангельским Царством Божиим. Этот метаисторический эон существует извечно в некоем "эсхатологическом" плане бытия, который может соприкоснуться со здешним миром в любое время и в любом месте. Творческий акт и есть такое касание, при котором в мире, в истории как вспышка, является их конец и смысл. История с точки зрения ее смысла не непрерывна, а дискретна, она есть "прерывный, прорывный творческий процесс". Подобная картина истории исключает все эволюционные и телеологические модели, теорию прогресса, а также и доктрину Божественного Провидения, которую Бердяев прямо называет "ложным учением": Бог открывает Себя миру, но не управляет им. Идея личности Философия Бердяева - это философия личности, персонализм. Личность - это не эмпирическая индивидуальность, а человек взятый как творческое и свободное существо, неподвластное объективации. Выход к другим людям и единение с ними присущи, по Бердяеву, личности как неустранимая часть ее внутреннего мира: "общество- часть личности" ("О рабстве и свободе человека"). Реализацию этой свободной внутренней cоциальности Бердяев называет "соборностью" и противопоставляет ее принудительной социализации, которую несут личности все безлично-универсальные структуры коллективного, социальные институты - классы, партии, нации, церкви. Отсюда социальная и правовая позиция Бердяева: "Нужно утверждать относительные формы, дающие максимум возможной свободы и достоинства личности, и примат права над государством" ("Опыт эсхатологической метафизики"). Будучи верующим, Бердяев в то же время критически относился ко всем овеществленным формам религиозного - догматам, церковной организации, историческому христианству как пораженным объективацией: творческое ее преодоление должно выявить духовную суть "эсхатологического христианства" как непреходящего откровения о Боге и человеке. Сочинения:Собрание соч. Париж, 1983-90. Т. 1-4.О назначении человека. 1993.О русских классиках. 1993.Философия свободного духа. 1994.Философия, творчество культуры и искусства. 1994. Т. 1-2.Н. А. Бердяев: Pro et contra. Антология. 1994.Царство духа и царство кесаря. 1995.Литература:Полторацкий Н. А. Бердяев и Россия: философия истории России у Н. А. Бердяева. Нью-Йорк, 1967.Bulletin de l Association Nicolas Berdiaev. Paris, c 1953.Klepinine Т. Bibliographie des oeuvres de N. Berdiaev. 1978.С. С. Хоружий
 
 БЕРДЯНСК (в 1939-58 Осипенко)
  город (с 1835) на Украине, Запорожская обл., порт на Азовском м. Железнодорожная станция. 135 тыс. жителей (1991). Заводы: "Азовкабель", "Южгидромаш", "Азовсельмаш" и др.; производство стекловолокна, нефтяных масел; пищевкусовая, легкая промышленность. Педагогический институт. Краеведческий, художественный музеи. Грязевой и климатический курорт. Основан в 1827.
 
 БЕРЕ БОСК
  осенний сорт груши французского происхождения. Плоды крупные, с тающей, очень сочной, ароматной мякотью. Урожайность до 250-300 кг с дерева.
 
 БЕРЕГ
  полоса взаимодействия между сушей и водоемом (морем, озером, водохранилищем) или между сушей и водотоком (рекой, временным потоком).
 
 БЕРЕГ СЛОНОВОЙ КОСТИ (БСК)
  государство в Африке; см. Кот-д Ивуар.
 
 БЕРЕГИНИ
  в восточнославянской мифологии богини природы, олицетворявшие лесную и водную стихии.
 
 БЕРЕГОВАЯ ОБОРОНА
  силы, средства флота и береговые укрепления для обороны военно-морских баз, портов, побережья и островов. Оборона морского побережья осуществляется совместными усилиями сухопутных войск, ВМФ (ВМС), ВВС и войск ПВО.
 
 БЕРЕГОВО
  город (с 1946) на Украине, Закарпатская обл. Железнодорожная станция. 30,3 тыс. жителей (1991). Мебельный и деревообрабатывающий комбинаты; пищевкусовая, легкая промышленность; майоликовый завод и др. Известен с 11 в. готический костел (15 в.).
 
 БЕРЕГОВОЙ Георгий Тимофеевич (1921-1995)
  космонавт. Летчик-космонавт СССР (1968), генерал-лейтенант авиации (1977), участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза (1944, 1968), кандидат психологических наук, заслуженный летчик-испытатель СССР (1961). Полет на "Союзе-3" (октябрь 1968). Начальник Центра подготовки космонавтов им. Гагарина в 1972-87. Государственная премия СССР (1981).
 
 БЕРЕГОВОЙ ХРЕБЕТ (Coast Range)
  на западе Канады и США. Ок. 1700 км. Высота до 4042 м (г. Уоддингтон). Хвойные леса. Ледники, местами спускающиеся до уровня моря.
 
 БЕРЕГОВЫЕ КОРДИЛЬЕРЫ АНД
  цепь хребтов и массивов вдоль берега Тихого ок., в Юж. Америке, между 19 °и 37 °30 ю. ш. Высота до 3200 м; южнее 41 °31 ю. ш. представлены в виде островов Чилийского архипелага.
 
 БЕРЕГОВЫЕ ХРЕБТЫ (Coast Ranges)
  хребты в тихоокеанском поясе Кордильер Сев. Америки, вдоль западного побережья США, от 34 °до 48 °30 с. ш. Высота до 2428 м (г. Олимпес). Хвойные леса, кустарники; массивы гигантской секвойи. Национальный парк Олимпик.
 
 БЕРЕГОУКРЕПИТЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
  служат для защиты берегов водоемов от разрушающего воздействия волн, течений, напора воды, льда и др. К берегоукрепительным сооружениям относятся буны, волноломы, габионы, поперечные полузапруды, дамбы и др.
 
 БЕРЕЖАНЫ
  город (с 1939) на Украине, Тернопольская обл. Железнодорожная станция. 17,7 тыс. жителей (1991). Стекольный завод, мебельный комбинат, пищевая промышленность. Известен с 1375.
 
 БЕРЕЖКОВ Николай Георгиевич (1886-1956)
  российский историк, доктор исторических наук. Труды по истории Великого княжества Литовского 14-16 вв., хронологии русского летописания.
 
 БЕРЕЗА
  город (с 1940) в Белоруссии, Брестская обл., близ ж.-д. ст. Береза-Картуская. 26,0 тыс. жителей (1991). Мотороремонтный завод; металлообрабатывающая, пищевая промышленность; производство стройматериалов. Историко-революционный музей.
 
 БЕРЕЗА
  род деревьев и кустарников семейства березовых. Обычно выделяют 120-140 (по другим данным, 65) видов, в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйственное значение имеют береза повислая, или бородавчатая, и береза пушистая. Древесину используют в мебельном производстве, на поделки; почки и листья как мочегонное, желчегонное средства. 5 видов охраняются. См. также Карельская береза.
 
 БЕРЕЗАНЬ
  город (с 1981) на Украине, Киевская обл. Железнодорожная станция. 15,2 тыс. жителей (1991). Суконная фабрика; производство стройматериалов.
 
 БЕРЕЗАНЬ (в античное время - Борисфен)
  остров в Черном м., при входе в Днепровский лиман, близ Очакова. На Березани были расстреляны активные участники Севастопольского восстания 1905: лейтенант П. П. Шмидт, матросы А. И. Гладков, Н. Г. Антоненко, С. П. Частник.
 
 "БЕРЕЗИЛЬ"
  название (до 1935) Харьковского украинского драматического театра.
 
 БЕРЕЗИН Илья Васильевич (1923-87)
  химик, член-корреспондент АН СССР (1970). Основные труды по кинетике свободнорадикальных жидкофазных процессов и ферментативному катализу. Ленинская премия (1982).
 
 БЕРЕЗИН Илья Николаевич (1818-96)
  российский востоковед (тюрколог, иранист, монголист). Работы по истории, филологии, археологии стран Ближнего и Ср. Востока.
 
 БЕРЕЗИН Михаил Евгеньевич (1906-50)
  конструктор авиационного вооружения в СССР. В 1941 его крупнокалиберный пулемет УБ (универсальный Березина) был принят на вооружение и стал одним из основных образцов авиационного стрелкового оружия. Государственная премия СССР (1941, 1946).
 
 БЕРЕЗИНА
  река в Белоруссии, правый приток Днепра. 613 км, площадь бассейна 24,5 тыс. км2. Средний расход воды 145 м3/с. Входит в Березинскую водную систему (соединяет бас. Днепра и Зап. Двины). Судоходна на 505 км. В войну 1812 при переправе с боями через Березину 14-17 (26-29) ноября наполеоновская армия (75-80 тыс. человек) потеряла ок. 50 тыс. человек, большую часть артиллерии и обозов и перестала существовать как организованная сила. На Березине в мае - июле 1920 в советско-польскую войну и в 1941 и 1944 в Великую Отечественную войну происходили упорные бои.

<< Пред.           стр. 66 (из 754)           След. >>

Список литературы по разделу