<< Пред.           стр. 260 (из 754)           След. >>

Список литературы по разделу

 КАНДАГАР
  город на юге Афганистана, административный центр провинции Кандагар. 225 тыс. жителей (1989). Международный аэропорт. Шерстоткацкая фабрика, фруктово-консервный завод. Центр плодоводческого и животноводческого района. Старинный центр декоративного искусства. Музей.
 
 КАНДАГАЧ
  до 1967 поселок городского типа в Казахстане, Актюбинская обл., затем г. Октябрьск.
 
 КАНДАЛАКША
  город (с 1938) в Российской Федерации, Мурманская обл., порт в Кандалакшском зал. Белого м., при впадении в него р. Нива. Железнодорожная станция. 54,3 тыс. жителей (1992). Заводы: алюминиевый, "Автоспецоборудование" и др.; лесокомбинат. ГЭС. Известен с 11 в.
 
 КАНДАЛАКШСКИЙ ЗАЛИВ (ГУБА)
  в северо-западной части Белого м. Длина 185 км, ширина до 67 км. В западной части глубина до 40 м, в восточной - до 350 м. Много островов. Впадают рр. Нива, Ковда. Рыболовство (сельдь, треска). Порты: Кандалакша, Ковда, Умба.
 
 КАНДАЛАКШСКИЙ ЗАПОВЕДНИК
  в Российской Федерации, Мурманская обл. Архипелаг в Кандалакшском зал. и острова у Мурманского берега Баренцева м. Основан в 1939 (на базе заповедника 1932) . Площадь 58 100 га. Тундра и северная тайга. Птичьи базары, гнездовья гаги и 43 других видов птиц. Лось, бурый медведь, куница и др.
 
 КАНДАЛЫ (от араб. кайдани - оковы
  путы), железные цепи, надевавшиеся на заключенных для предупреждения побегов или усугубления наказания. В России с кон. 14 в. ("железа") до 1917; подразделялись на ручные и ножные.
 
 КАНДАУРОВ Дмитрий Петрович (1851-1914)
  российский инженер путей сообщения, общественный деятель. Главный инженер Московско-Курской железной дороги (1886-93), управляющий Рязанско-Уральской железной дорогой (1893-1905). Провел техническую модернизацию Рязанско-Уральской железной дороги, увеличил протяженность ее основных линий и станционных путей. Организовал сеть железнодорожных школ. Участвовал в создании проектов строительства электрических железных дорог Ялта-Бахчисарай и Севастополь-Алушта (1911). В 1910-14 избирался гласным петербургской Городской думы. Занимался организацией в Петербурге автобусного движения, один из разработчиков проекта Ладожского водопровода. Член Центрального Комитета партии прогрессистов (с 1912).
 
 КАНДЕЛА (от лат. candela - свеча)
  единица силы света СИ, обозначается кд. Кандела - сила света в заданном направлении источника, испускающего монохроматическое излучение частотой 540 · 1012 Гц, энергетическая сила которого в этом направлении составляет 1/683 Вт/ср.
 
 КАНДЕЛА (Candela) Феликс (р. 1910)
  мексиканский архитектор и инженер. Создатель разнообразных железобетонных сводов-оболочек; разработал тонкостенные покрытия в форме гиперболических параболоидов. Постройки отличаются смелостью конструкции и необычными формами.
 
 КАНДЕЛАКИ Владимир Аркадьевич (1908-94)
  российский певец (баритон) и режиссер, народный артист СССР (1970). С 1929 в Музыкальном театре имени Немировича-Данченко (с 1941 - имени Станиславского и Немировича-Данченко), одновременно в 1954-64 главный режиссер Московского театра оперетты. Государственная премия СССР (1952).
 
 КАНДЕЛАКИ Николай Порфирьевич (1889-1970)
  грузинский скульптор, народный художник Грузии (1957). Портреты с подчеркнуто волевой, энергичной характеристикой образов ("Народный артист СССР А. Хорава", 1948).
 
 КАНДЕЛА-СЕКУНДА
  единица освечивания СИ; обозначается кд·с - освечивание, создаваемое излучением с силой света 1 кд, действующим в течение 1 с.
 
 КАНДЕЛЬ Феликс Соломонович (р. 1932)
  русский писатель. С 1977 в эмиграции в Израиле. В центре прозы - социально-нравственные проблемы. В романе "Коридор" (1981) - жизнь московской коммунальной квартиры, истории ее обитателей. В романе-дилогии "Первый этаж" (1982) и "На ночь глядя" (1985) на примере судеб двух братьев из подмосковной деревни исследуются возможности социальной реализации в условиях советской действительности. Книги: "Врата исхода нашего" (1980), "Люди мимоезжие" (1986) и др.
 
 КАНДЕЛЬ Эдуард Израилевич (1923-90)
  российский нейрохирург, доктор медицинских наук (1965), один из пионеров применения стереотаксического метода в нейрохирургии. Разработки по хирургическому лечению аневризмы сосудов головного мозга. Государственная премия СССР (1985).
 
 КАНДЕЛЯБР (франц. candelabre)
  светильник с разветвлениями для нескольких свечей или электрических ламп.
 
 КАНДИ
  город в Шри-Ланке. 102 тыс. жителей (1988). Центр района производства чая. Переработка сельскохозяйственных продуктов. Близ Канди, в Перадении, - ботанический сад и ряд факультетов Государственного университета. Национальный музей Канди. Место паломничества буддистов (храм "зуба Будды", 14, 18 вв.). В 15 в. - 1815 столица последнего независимого сингальского государства.
 
 КАНДИД Никопольский (ум. ок. 319)
  один из сорока пяти христианских мучеников, пострадавших в Никополе Армянском в гонение императора Лициния. Память в Православной церкви 10 (23) июля.
 
 КАНДИД Севастийский (ум. ок. 320)
  один из сорока севастийских мучеников.
 
 КАНДИД Трапезундский (ум. 305)
  христианский мученик, пострадавший в гонение императора Диоклетиана. Память в Православной церкви 21 января (3 февраля).
 
 КАНДИДАМИКОЗ (кандидоз)
  микоз животных и человека, вызываемый дрожжевыми грибами. Поражаются слизистые оболочки пищеварительного тракта, мочеполовых путей, кожа, внутренние органы.
 
 КАНДИДАТ (от лат. candidatus
  букв. - одетый в белое; в Др. Риме соискатель государственной должности надевал белую тогу), лицо, выдвигаемое для избрания в государственный или общественный орган для замещения какой-либо должности или для приема в какую-либо организацию.
 
 КАНДИДАТ НАУК
  ученая степень, присуждается в Российской Федерации с 1934 лицам с высшим образованием, сдавшим кандидатский минимум и защитившим кандидатскую диссертацию.
 
 КАНДИЛЬ-КИТАЙКА
  позднезимний сорт яблони (Украина, Казахстан, Киргизия). Выведен И. В. Мичуриным. Плоды средней величины, сочные, винносладкие. Урожайность 50 кг и более с дерева.
 
 КАНДИЛЬ-СИНАП
  старинный крымский раннезимний сорт яблони. Плоды сочные, сладкие. Урожайность 400-600 кг с дерева.
 
 КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич (1866-1944)
  российский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий ("Смутное", 1917). Участвовал в организации общества "Синий всадник" и Института художественной культуры (Инхука). В 1900-14 и с 1921 жил за границей.---КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич [22 ноября (4 декабря) 1866, Москва - 13 декабря 1944, Нейи-сюр-Сен, Франция], российский живописец, график, поэт, теоретик искусства. Один из основоположников абстрактного искусства 20 в.Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 семья осела в Одессе, здесь будущий художник закончил гимназию (1876-85). В 1885-93 (с перерывом в 1889-91) учился на юридическом факультете Московского университета. В 1889 ездил с этнографической экспедицией по Вологодской губернии, где углубленно знакомился с древнерусской иконописью и народным творчеством. Около 1895 отказался от карьеры университетского профессора и полностью посвятил себя искусству. В 1897 поступил в школу А. Ашбе в Мюнхене, в 1900 учился у Ф. Штука в Королевской Академии художеств. В начале 1900-х гг. Кандинский много путешествовал по Европе и Северной Африке, приезжал в Россию, но постоянным местожительством избрал Мюнхен (1902-1908), затем деревню Мурнау в Баварских Альпах.Период раннего творчестваВ раннем творчестве Кандинского натурные впечатления служили основой для создании ярких красочных пейзажей, иногда с романтически-символической нагруженностью сюжетов ("Синий всадник", 1903). Середина и вторая половина 1900-х гг. прошли под знаком увлечения русской стариной; в картинах "Песня Волги" (1906), "Пестрая жизнь" (1907), "Рок" (1909) художник совмещал ритмико-декоративные черты русского и немецкого модерна (югендстиля) с приемами пуантилизма и стилизацией под народный лубок. В части работ Кандинский развивал ретроспективные фантазии, свойственные мастерам круга "Мир искусства" ("Дамы в кринолинах", масло, 1909, Третьяковская галерея).Художник синтетического склада, Кандинский работал также в сферах декоративно-прикладного искусства (эскизы женских украшений, мебельной фурнитуры), пластики (лепка в глине), экспериментировал с живописью по стеклу.Возникновение абстрактных произведенийВ 1910 создал первое абстрактное произведение и написал трактат, озаглавленный "О духовном в искусстве" (опубликован в 1912 на немецком языке, фрагменты русского варианта были прочитаны Н. И. Кульбиным в декабре 1911 на Всероссийском съезде художников в Петербурге). Выдвинув в качестве основополагающего фундамента искусства его духовное содержание, Кандинский считал, что сокровенный внутренний смысл полнее всего может выразиться в композициях, организованных на основе ритма, психофизического воздействия цвета, контрастов динамики и статики. Абстрактные полотна группировались художником по трем циклам: "Импрессии", "Импровизации" и "Композиции". Ритм, эмоциональное звучание цвета, энергичность линий и пятен его живописных композиций были призваны выразить мощные лирические ощущения, сходные с чувствами, пробуждаемыми музыкой, поэзией, видами прекрасных ландшафтов. Носителем внутренних переживаний в беспредметных композициях Кандинского становилась колористическая и композиционная оркестровка, осуществленная живописными средствами - цветом, точкой, линией, пятном, плоскостью, контрастным столкновением красочных пятен. Большое внимание художник уделял графике, в особенности гравюре на дереве. Экспрессивно-беспредметные графические композиции украсили немецкую книгу стихов Кандинского "Звуки" (1913). Участник множества русских и европейских выставок, художник умел консолидировать вокруг себя единомышленников. В 1901 он создал в Мюнхене группировку "Фаланга", в 1909 возглавил "Новое художественное общество - Мюнхен", в 1911 был инициатором возникновения объединения "Синий всадник". В первом альманахе "Синего всадника" (1912) была помещена сценическая композиция Кандинского "Желтый звук" на музыку Ф. А. Гартмана - готовившаяся постановка, призванная синтезировать в органическом единстве цвет, свет, движение и музыку (не состоялась из-за начавшейся 1-й мировой войны).В 1913 в Берлине вышла книга Кандинского "Живопись как чистое искусство" на немецком языке и альбом его работ (1901-13).Русские годыС началом войны Кандинский, российский подданный, вынужден был покинуть Германию. Возвратившись на родину через Швейцарию и Балканы, он поселился в Москве; в 1916 посетил Швецию, в 1917 Финляндию. Его живописные работы предреволюционных и революционных лет обладали широким стилистическим диапазоном: продолжая создавать экспрессивно-абстрактные полотна ("Смутное", Третьяковская галерея, "Сумеречное", Русский музей, обе 1917; "Белый овал", 1920, Третьяковская галерея, и др.), художник писал и обобщенно-реалистические натурные пейзажи ("Москва. Зубовская площадь", "Зимний день. Смоленский бульвар", обе ок. 1916, Третьяковская галерея), не оставлял занятий живописью на стекле ("Амазонка", 1917; "Дамы в кринолинах", ок. 1918, обе в Третьяковской галерее), а также создавал картины, сочетавшие фигуративные элементы и декоративно-беспредметное начало ["Москва I (Красная площадь)", Третьяковская галерея; "Москва II", частное собрание, Мурнау, Германия, обе 1916].После Октябрьской революции Кандинской активно включился в общественную деятельность. Был членом художественной коллегии Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, председателем Всероссийской закупочной комиссии при Музейном бюро Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, в 1919-21 заведовал московским Музеем живописной культуры. Преподавал в Государственных художественных свободных мастерских и Вхутемасе (1918-21), состоял профессором Московского университета. В 1921 живописец-теоретик разработал программу деятельности Института художественной культуры (Инхук), где руководил секцией монументального искусства. В печати регулярно появлялись статьи и теоретические работы Кандинского; так появилась и автобиографическая книга "Ступени" (М., 1918).В январе 1921 Кандинский покинул Институт из-за внутренних разногласий. Вскоре был избран вице-президентом вновь созданной Российской Академии художественных наук, в которой руководил также физико-психологическим отделением. В декабре 1921 был откомандирован в Берлин для организации там филиала Академии и установления культурных связей с другими странами.Переезд в ГерманиюВ 1922 Кандинского пригласили преподавать в школу "Баухауз", где ему были поручены занятия по стенной живописи, по теории формы. В изданиях "Баухауза" были опубликованы трактаты Кандинского, посвященные вопросам формообразования, цветоведения, сценическому синтезу искусств. В живописи и графике Кандинский обратился к воплощению своеобразных космологический идей, интерес к которым возник у него еще в России (графическая серия "Малые миры", 1923). В 1924-25 вместе с художниками Л. Фейнингером, А. Г. Явленским, П. Клее вошел в объединение "Синяя четверка". В 1926 Кандинский опубликовал свой теоретический труд "Точка и линия на плоскости", переизданный во многих странах мира. Спроектировал и выполнил ряд монументальных работ (эскизы живописных панно для фойе "Свободной выставки", 1922; керамическое оформление музыкальной комнаты для Международной выставки в Берлине, 1931). Выступил как сценограф и режиссер в постановке сюиты М. П. Мусоргского "Картинки с выставки" в театре Дессау (1928). В 1928 принял немецкое подданство. В 1920-е гг. художник достигает всемирного признания, его персональные выставки и выставки "Синей четверки" прошли во многих музеях и галереях в странах Европы и США.Во ФранцииПосле закрытия нацистами школы "Баухауз" (1932) переехал в Берлин, а оттуда в конце 1933 - во Францию; поселился в Нейи-сюр-Сен, пригороде Парижа, где жил до самой смерти (французское гражданство получил в 1939). Экспрессивно-органический стиль Кандинского трансформировался в 1920-30-е гг.; композиции с широким использованием правильных геометрических элементов приобрели более упорядоченный характер ("В черном квадрате", 1923, Музей Соломона Р. Гуггенхейма, Нью-Йорк; "Тринадцать квадратов", 1930, Национальный музей современного искусства, Париж, и др.). Творчество парижского периода, получившее наименование "синтетического", отмечено отпечатком воздействия сюрреалистической живописи ("Разные части", "Вокруг круга", обе 1940, "Разнообразные действия", 1941, Городская галерея Ленбаххауз, Мюнхен, Германия, и др.). Работы Кандинского были включены нацистами в экспозицию "Дегенеративное искусство" (Мюнхен, 1937), часть его произведений была уничтожена. Первые месяцы фашистской оккупации художник провел в Пиренеях. Отказавшись эмигрировать в США, в августе 1940 возвратился в Париж. В 1944 задумал создать комедийный фильм-балет на музыку Ф. А. Гартмана. В ноябре-декабре 1944 состоялась его последняя прижизненная персональная выставка в Париже.Литература:Василий Васильевич Кандинский. 1866-1944: Каталог выставки. Л.: Аврора, 1989.Сарабьянов Д. В., Автономова Н. Б.. Василий Кандинский. М.: Галарт, 1994.Grohman W. Wassily Kandinsky: Leben und Werk. Koln, 1958.Roethel H. K., Benjamin J. K. Kandinsky: Catalogue Raisonne of the Oil Paintings. New York, 1982-1984. V. 1-2.Barnett U. E. Kandinsky Watercolours: Catalogue Raisonne. London, 1992. V. 1-2.А. С. Шатских
 
 КАНДИНСКИЙ Виктор Хрисанфович (1849-1889)
  российский психиатр. Дал классическое определение псевдогаллюцинаций. Труды по проблемам психопатий, применения трудотерапии.
 
 КАНДЛА
  город, один из главных портов Индии, в зал. Кач Аравийского м., шт. Гуджарат. 24 тыс. жителей (1981).
 
 КАНДО (Kando) Кальман (1869-1931)
  венгерский электротехник. В 1917 разработал синхронный преобразователь фаз, который в 1923 применил в электровозе с трехфазными асинхронными тяговыми двигателями, питающимися от однофазной контактной сети.
 
 КАНЕВ
  город на Украине, Черкасская обл., порт на р. Днепр (Каневское водохранилище). 29,7 тыс. жителей (1991). ГЭС. Электромеханический завод "Магнит" и др.; пищевкусовая промышленность. Музей народного декоративного искусства, библиотека-музей А. П. Гайдара (похоронен в Каневе). Известен с 12 в. Близ Канева, на Тарасовой горе, - литературно-мемориальный музей Т. Г. Шевченко (могила поэта).
 
 КАНЕВСКИЙ Аминадав Моисеевич (1898-1976)
  российский график, народный художник СССР (1973), действительный член АХ СССР (1973). Веселые иллюстрации к детским книгам ("Золотой ключик" А. Н. Толстого, 1942-1943 и 1950), произведениям Н. В. Гоголя, В. В. Маяковского, карикатуры и сатирические плакаты.
 
 КАНЕВСКИЙ Виталий Евгеньевич (р. 1935)
  российский киноактер и режиссер. Творческая карьера прерывалась восьмилетним тюремным заключением, которое он впоследствии использовал для создания собственного имиджа "режиссера-зэка". Успех принесли ему две ленты в стиле "ретро": "Замри-умри-воскресни" (1989) и "Самостоятельная жизнь" (1992, приз жюри Каннского кинофестиваля).
 
 КАНЕВСКИЙ ЗАПОВЕДНИК
  на Украине, Черкасская обл., на правом берегу Днепра. Основан в 1923 (восстановлен в 1968). Площадь 2,0 тыс. га. В береговых обрывах обнажения горных пород, в которых наблюдаются нарушения (надвиги и сбросы), т. н. гляциодислокации, связанные с деятельностью древнего ледника ("каневские дислокации"). Грабовый лес с примесью липы, клена, ясеня. Остатки стоянок охотников каменного века, поселений и могильников бронзового века, стоянок и городищ скифских племен, поселений восточнославянских племен.
 
 КАНЕВСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ
  на р. Днепр, на Украине, Киевская и Черкасская обл. Образовано плотиной одноименной ГЭС в 1972-78. Площадь 675 км2, объем 2,62 км3, длина 152 км, наибольшая ширина 8 км. Создано в целях развития энергетики, водного транспорта, используется для водоснабжения, орошения и рыбного хозяйства.
 
 КАНЕЙДИАН БРОДКАСТИНГ КОРПОРЕЙШЕН (Canadian Broadcasting Corporation)
  радио- и телевещательная корпорация Канады. Основан в 1936. Финансируется правительством. Находится в Оттаве.
 
 "КАНЕЙДИАН ИМПИРИАЛ БАНК ОФ КОММЕРС" (Canadian Imperial Bank of Commerce)
  коммерческий банк Канады. Основан в 1961. Более 1600 отделений в стране, 45 отделений и 11 представительств за рубежом. Сумма баланса, собственный капитал, прибыль (млрд. долларов США): 71,5; 3,8; 0,4845 (кон. 1980-х гг.).
 
 КАНЕЙДИАН ПРЕСС (Canadian Press)
  национальное информационное агенство Канады; кооперативное объединение владельцев ежедневных газет. Основано в 1917. Находится в Торонто.
 
 КАНЕЙДИАН-РИВЕР (Canadian River)
  река в США, правый приток р. Арканзас. Ок. 1500 км, площадь бассейна 124 тыс. км2. Средний расход воды ок. 200 м3/с.
 
 КАНЕМ-БОРНУ
  государство в Африке (2-я пол. 1-го тыс. - кон. 19 в.). Первоначально включало область Канем (к северо-востоку от оз. Чад, расцвет в 13 в.), в 14 в. центр государства переместился в область Борну (к западу от оз. Чад). Расцвет в кон. 16 - нач. 17 вв. В кон. 19 в. вошло в состав Раббаха государства. В нач. 20 в. большая часть территории Канем-Борну включена в английские владения (Нигерию), остальная - во владения Германии и Франции.
 
 КАНЕТТИ (Canetti) Элиас (1905-94)
  австрийский писатель. В романе "Ослепление" (1935), пьесах ("Комедия тщеславия", 1934, и др.), многочисленных эссе и острохарактерных миниатюрах (сборник "Слышавший своими ушами", 1974) в притчеобразной форме исследовал массовую психологию. В философско-социальном трактате "Массы и власть" (1960) анализировал природу авторитарной власти. Мемуары (т. 1 - "Спасенный язык", 1977; т. 2 - "Факел в ухе", 1980; т. 3 - "Игра глаз. История жизни 1931-1937", 1985). Нобелевская премия (1981).
 
 КАНЗАС (Kansas)
  река в США, правый приток р. Миссури. Ок. 278 км, с р. Репабликан ок. 1200 км, площадь бассейна 158,8 тыс. км2. Средний расход воды 225 м3/с. На Канзасе - г. Канзас-Сити.
 
 КАНЗАС
  штат на Ср. Западе США. 213,1 тыс. км2. Население 2,53 млн. человек (1993). Административный центр - Топика.
 
 КАНЗАС-НЕБРАСКА БИЛЛЬ в США (1854)
  предоставил населению Канзаса и Небраски, расположенным на территории, где Миссурийским компромиссом 1820 запрещалось рабство, при приеме в США самостоятельно решать вопрос о допущении или запрещении у себя рабства.
 
 КАНЗАС-СИТИ (Kansas City)
  два одноименных города в США, в штате Миссури (435 тыс. жителей, 1990) и в штате Канзас (150 тыс. жителей), слившихся в одну агломерацию с пригородами. Крупный торгово-финансовый центр и транспортный узел Ср. Запада. Порт на р. Миссури при впадении в нее р. Канзас. Пищевая, нефтеперерабатывающая, химическая промышленность, машиностроение. Университеты.
 
 КАНЗУ (канезу) (франц. canezou - короткая кофточка)
  косынка больших размеров из легкой ткани или кружев, которую носили (в 1-й пол. 19 в.), перекрестив концы на груди и завязывая их на талии.
 
 КАНИБАДАМ
  город в Таджикистане, Худженская обл., близ железнодорожной станции Канибадам. 38,8 тыс. жителей (1991). Завод "Таджиксельмаш", легкая (хлопкоочистительная, текстильная, швейная), пищевая промышленность. Старинный центр художественных ремесел. Театр. Историко-краеведческий музей. Возник в 9-10 вв., впервые упоминается в 1463. 2 медресе 16-17 вв., квартальные мечети с традиционной резьбой и росписью.
 
 КАНИЗИЙ (Canisius) Петр (1521-97)
  католический богослов и видный церковный деятель эпохи Котрреформации, первый немецкий иезуит. Автор католического катехизиса (1554, св. 130 изданий), в 1925 провозглашен учителем Церкви.
 
 КАНИКУЛЫ (польск. kanikula
  от лат. caniculares - период наиболее жарких дней в году), 1) перерывы в занятиях в учебных заведениях в течение учебного года. 2) В некоторых странах - перерыв в работе парламента.
 
 КАНИН Александр Игнатьевич (1877-1953)
  российский режиссер и актер, заслуженный артист России (1926). Художественный руководитель театров в Воронеже, Курске, Рязани и др. Поставил почти все пьесы М. Горького. Возглавлял театральные студии в ряде городов. Государственная премия СССР (1951).
 
 КАНИН ПОЛУОСТРОВ
  равнинный полуостров на севере Европейской части Российской Федерации. Отделяет северную часть Белого м. от Чешской губы Баренцева м. Ок. 10,5 тыс. км2. Высота до 242 м. Заканчивается на северо-западе скалистым мысом Канин Нос. Тундра. У побережья - промыслы рыбы и морского зверя.
 
 КАНИТЕЛЬ (от. франц. cannetille)
  очень тонкая металлическая (обычно золотая или серебряная) нить для вышивания. В переносном смысле - нудное, с проволочками тянущееся дело.
 
 КАНИФАС (от нидерл. kanefas - канва)
  плотная хлопчатобумажная ткань, обычно с рельефными полосками. Из канифаса шьют мужскую и женскую одежду, иногда используется как бельевая ткань.
 
 КАНИФАС-БЛОК (от нидерл. kinnebaks-block)
  одношкивный блок, служащий для изменения направления тяги троса при грузоподъемных и других работах на судне. Для закладывания троса в оковке канифас-блока есть откидная часть (щека).
 
 КАНИФОЛЬ (от названия др.-греч. города Колофон в М. Азии)
  хрупкое стекловидное вещество от светло-желтого до темно-коричневого цвета. Входит в состав смолистых веществ хвойных деревьев. Получают из живицы, экстракцией измельченной древесины органическими растворителями или перегонкой сырого таллового масла. Применяют в производстве синтетического каучука, резин, пластмасс, искусственной кожи, лаков и др., в качестве флюса при лужении и пайке металлов, а также для натирания волоса смычков струнных инструментов.
 
 КАНИШКА
  царь империи Кушан (2 в.); в буддийской мифологии один из покровителей и защитников буддизма.
 
 КАНКАН (Kankan)
  город в Гвинее, административный центр обл. Канкан. Ок. 89 тыс. жителей (1983). Пищевая промышленность. Торговля рисом, скотом, каучуком. Гончарное производство.
 
 КАНКАН (франц. cancan
  от canard - утка), французский бальный танец, позднее вошедший в оперетту. Характерное па - высокое вскидывание ноги. Музыкальный размер 2/4.
 
 КАНКЛЕС
  см. Кантеле.
 
 КАНКРИН Егор Францевич (1774-1845)
  граф (с 1829), российский государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1824). В 1823-44 министр финансов. В 1839-43 провел финансовую реформу, ввел в качестве основы денежного обращения серебряный рубль, установил обязательный курс ассигнаций. Добился бездефицитности государственных бюджетов, временно укрепил финансы России.
 
 КАНН (Канны) (Cannes)
  город, порт, климатический курорт на юго-востоке Франции, на Средиземном м. 73 тыс. жителей (1982). Международные кинофестивали. Туризм. Производство ароматических эссенций.
 
 КАННА
  парнокопытное животное семейства полорогих. Длина тела до 3,5 м, весит до 1000 кг. Рога у самцов (длина до 1 м) и самок. В саваннах Африки (к югу от Сахары). Сохранилась главным образом в национальных парках. Западная канна в Красной книге Международного совета охраны природы и природных ресурсов. В ряде стран ведутся работы по одомашниванию; на Украине стадо одомашненных канн создано в Аскании-Нова.
 
 КАННА
  род многолетних растений семейства канновых. Ок. 50 видов, в тропиках и субтропиках Азии, Африки и Америки. Культивируют как декоративные во многих странах. Канну съедобную возделывают в Австралии и Африке как крахмалоносное растение.
 
 КАННАДА (каннара)
  язык, относится к дравидийским языкам. Официальный язык индийского шт. Карнатака. Письменность на основе алфавита каннада, восходящего к брахми.
 
 КАННАНУР
  город в Индии, шт. Керала. 158 тыс. жителей (1981). Порт на Малабарском побережье. Хлопчатобумажная, пищевкусовая промышленность. Вывоз ковровых изделий.
 
 КАННАРА (каннада
  самоназвание каннадига), народ в Индии, основное население шт. Карнатака. 35 млн. человек (1992). Язык каннада. Верующие в основном индуисты, есть мусульмане-сунниты и джайны.
 
 КАННЕ (Kanne) Иоганн Арнольд (1773-1824)
  немецкий писатель, исследователь мифологии, преподаватель восточных языков. Раннее творчество - юмористические повести "Листки от алефа до кофа" (1801) и "Маленькое путешествие" (1803) - привлекло внимание Жан Поля, написавшего предисловие к трактату Канне "Первые свидетельства истории, или Всеобщая мифология" (1808). Продолжением этого трактата стал "Пантеон древней философии, религия всех народов" (1811).
 
 КАННЕЛЬ
  см. Кантеле.
 
 КАННЕЛЮРЫ (франц. cannelures)
  в архитектуре - вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры.
 
 КАННИБАЛИЗМ
  в биологии - поедание животными (каннибалами) особей своего вида. Наблюдается обычно при переуплотнении популяции, недостатке пищи, воды и т. п. (напр., самки волка, рыси могут поедать свой приплод, жуки мучные хрущаки - свои яйца). Известен и постоянный каннибализм, возникший в процессе эволюции (поедание самками каракуртов и богомолов оплодотворивших их самцов.)
 
 КАННИБАЛИЗМ (от франц. cannibale - людоед)
  поедание человеческого мяса, распространенное у первобытных народов. Бытовой каннибализм практиковался на древнейшей стадии каменного века, с увеличением пищевых ресурсов сохранился лишь как исключительное, вызванное голодом явление. Религиозный каннибализм сохранялся дольше, выражался в поедании различных частей тела убитых врагов, умерших сородичей; был основан на убеждении, что сила и другие свойства убитого переходили к поедающему.
 
 КАННИНГ (Canning) Джордж (1770-1827)
  премьер-министр Великобритании в 1827, министр иностранных дел в 1807-09 и с 1822, лидер тори. Стремясь утвердить английскую гегемонию в Европе, противодействовал политике континентальных держав Священного союза.
 
 КАННИНГЕМ (Cunningham) Уолтер (р. 1932)
  космонавт США, доктор наук. Полет вокруг Земли на "Аполлоне-7" (октябрь 1968).
 
 КАННИЦЦАРО (Cannizzaro) Станислао (1826-1910)
  итальянский химик, один из основателей атомно-молекулярной теории, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1889). Разграничил понятия "атом", "эквивалент" и "молекула" (1858).
 
 КАННОН
  в японской буддийской мифологии божество милосердия; происходит от китайской Гуань-инь. Ее изображают с тысячей рук.
 
 КАННЫ (Canne
  лат. Cannae), селение в юго-восточной Италии (обл. Апулия), близ устья р. Офанто. Около Канн 2.8.216 до н. э. во время 2-й Пунической войны карфагенская армия Ганнибала ударами с флангов окружила и уничтожила 70-тысячную римскую армию.---КАННЫ. Битва при Каннах (2 августа 216 до н. э.), сражение римлян с Карфагеном во время 2-й пунической войны (см. Пунические войны), в результате которого была разгромлена и уничтожена почти вся римская армия; свидетельство военного искусства карфагенского полководца Ганнибала.Подготовка сраженияГаннибал расположился лагерем возле селения Канны на реке Ауфид (в Апулии - юго-восточной части Италии), в местности, наиболее выгодной для использования нумидийской конницы. Он поставил лагерь так, чтобы при разворачивании строя к сражению сухой южный ветер, бьющий песком и пылью в глаза, дул его воинам в спину. Римляне, которыми командовали консулы Эмилий Павел и Теренций Варрон, расположились поблизости двумя лагерями на обоих берегах реки. На рассвете 2 августа 216 Ганнибал переправил свое войско через р. Ауфид и выстроил его в форме полумесяца. Центр, значительно выдававшийся вперед, состоял из высокорослых, обнаженных по пояс галлов и облаченных в белые с пурпуром туники испанцев, на правом и левом фланге стояли сами карфагеняне, вооруженные римским оружием. Конных испанцев и галлов Ганнибал поставил на левом фланге у реки, нумидийскую конницу - на правом. Центром командовал сам Ганнибал с братом Магоном, левым флангом - его военачальник Гасдрубал, правым - Магарбал. Всего у Ганнибала было 40 тыс. пехоты и 10 тыс. конницы. Римляне расположили строй прямой линией. В центре стояла отборная римская пехота, на правом фланге (у реки) находилась римская конница, на левом - пехота и конница союзников. Центр находился под командованием консула Сервилия Гемина, Теренций Варрон находился на левом, а Эмилий Павел - на правом флангах. Римляне насчитывали 87 200 человек пехоты и более 6 тыс. конницы.Ход сраженияСражение начали легковооруженные воины и конница. Римская конница сражалась ожесточенно, но была оттеснена и обращена в бегство. В центре римляне начали теснить испанцев и галлов, что, однако, привело лишь к выравниванию пунийского строя. На место уставших галлов и испанцев выдвинулись карфагеняне, т. о., первоначальный успех римлян был сведен к нулю. На левом фланге сражение шло вяло, но пунийцы применили хитрость. Около 500 нумидийских всадников, спрятав под панцирем оружие, якобы перебежали на сторону римлян, затем, в ходе сражения оставленные без внимания, набросились на римлян с тыла, обратив их в бегство. На правом фланге Эмилий Павел держался довольно долго, стремясь прорваться к Ганнибалу. Однако он был ранен, лошадь под ним пала, что вынудило всех римских всадников спешиться. Ганнибал, узнав об этом, заметил: "Лучше б он, связав их, прямо привел ко мне!" Почти все спешившиеся всадники были перебиты, а сам консул, отказавшись бежать, пал в сражении. Теперь римляне оказались охваченными с правого и левого флангов, а пунийская конница вышла римлянам в тыл. Кольцо замкнулось, началось избиение огромного римского войска. Тит Ливий (XXII, 48) передает, что карфагеняне, "убивая врагов, утомились больше, чем от сражения." 7 тыс. римлян удалось укрыться в малом лагере, 10 тыс. - в большом. Консул Теренций Варрон с 50 всадниками бежал в г. Венузий. На поле сражения было истреблено 45 500 пехотинцев и 2 700 римских конников. Среди убитых было 2 квестора, 29 военных трибунов, 80 сенаторов. В плен попало лишь 3 тыс. пехотинцев и 1 500 всадников. Оба римских лагеря были сданы, около 4, 5 тыс. римлян удалось прорвать окружение и присоединиться в Венузии к Варрону. Ганнибал потерял в сражении около 8 тыс. человек.Литература:См. при статье Пунические войны.Л. Л. Кофанов
 
 КАНО (Kano)
  город на севере Нигерии, административный центр штата Кано. 595 тыс. жителей (1991). Пищевая, текстильная промышленность. Транспортный узел. Международный аэропорт. Крупный ремесленный центр. Пищевкусовые, химические, цементные и другие предприятия. Университет.
 
 КАНО
  школа японской живописи 2-й пол. 15 - нач. 16 вв. - нач. 20 в. Развивала приемы школы Тоса и традиции монохромной живописи. Отличается стремлением к декоративным композициям, достоверностью изображения. Художники - Кано Масанобу (2-я пол. 15 - нач. 16 вв.), Кано Мотонобу, Кано Эйтоку (оба 16 в.).
 
 КАНО (Cano) Алонсо (1601-67)
  испанский скульптор и живописец. Представитель барокко. Полихромная деревянная пластика, религиозные картины (цикл "Семь радостей Марии", 1652-1664, в соборе в Гранаде).
 
 КАНОАТ Мумин (р. 1932)
  таджикский поэт. Сборник "Поэмы огня" (1967), поэмы "Голоса Сталинграда" (1972), "Колыбель Авиценны" (1978); сборник стихов и поэм "Материнский лик" (1986). Государственная премия СССР (1977).
 
 КАНОВА (Canova) Антонио (1757-1822)
  итальянский скульптор. Представитель классицизма. Эффектные надгробья (папы Климента ХIII, 1792), мифологические статуи ("Амур и Психея", 1793), идеализированные портреты ("Паолина Боргезе в образе Венеры", 1805-07).
 
 КАНОВАС ДЕЛЬ КАСТИЛЬО (Canovas del Castillo) Антонио (1828-97)
  премьер-министр Испании в 1875-81 (с перерывами), 1884-85, 1890-92, 1895-97. Один из вдохновителей реставрации монархии в 1874 и лидер консервативной партии. В молодости либерал. Писатель, историк.
 
 КАНОВИЧ Григорий (наст. имя и отчество Яков Семенович) (р. 1929)
  русский, литовский и еврейский писатель. Сборники стихов: "Доброе утро" (1955), "Весенний гром" (1960) и др. В прозе, отмеченной интересом к истории, лиризмом и метафоричностью, изображает жизнь еврейских местечек в Литве, обращается к философско-нравственным проблемам. Романы: "Птицы над кладбищем" (1974), "Слезы и молитвы дураков" (1986), "И нет рабам рая" (1989) и др. Пьесы: "Пусть уходит" (1965), "Боль" (1967), "Огонь за пазухой" (1973) и др.
 
 КАНОН в изобразительном искусстве - система стилистических и иконографических норм
  господствующая в искусстве какого-либо периода или направления; произведение, служащее нормативным образцом.
 
 КАНОН
  форма многоголосной музыки, основанная на строгой имитации - проведении во всех голосах той же мелодии, в каждом последующем голосе вступающей до того, как она закончилась в предыдущем. Обычно применяется как элемент других форм (фуга).
 
 КАНОН
  жанровая форма литургической поэзии, вид церковной поэмы-гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4-6) - тропарями. Пришел на смену кондаку в 8 в. ("Великий канон" Андрея Китского).
 
 КАНОН (канун)
  струнный щипковый музыкальный инструмент; тип трапециевидной цитры. Распространен в странах Ближнего и Среднего Востока, Армении.
 
 КАНОН (от греч. kanon - норма
  правило), свод положений, имеющих догматический характер: 1) библейский канон - совокупность книг Библии, признаваемых церковью "боговдохновенными", применяемых в богослужении в качестве "Священного писания". Канон православной, католической, протестантской церквей несколько различаются составом произведений; 2) церковный канон - правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон; 3) (перен.) все, что твердо установлено, стало общепринятым.
 
 КАНОНАДА (франц. canonnade
  от canon - пушка), частая и мощная стрельба из многих артиллерийских орудий.
 
 КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА (франц. canonniere)
  артиллерийский корабль, предназначенный для ведения боевых действий в прибрежных районах морей, на реках и озерах.
 
 КАНОНИЗАЦИЯ (от греч. kanonizo - узаконяю)
  1) в католической и православной церквах акт причисления того или иного лица к числу святых.2) (Перен.) превращение в незыблемое, обязательное правило, норму, канон; узаконение.
 
 КАНОНИК (позднелат. canonicus)
  в католической и англиканской церквах член капитула.
 
 КАНОНИР (нем. kanonier
  от итал. cannone - пушка), солдат в артиллерии русской и некоторых других армий.
 
 КАНОНИЧЕСКИЙ АНСАМБЛЬ Гиббса
  статистический ансамбль для макроскопической системы, находящейся в тепловом равновесии с окружающей средой заданной температуры. Если при этом система обменивается частицами со средой, то статистический ансамбль называется большим каноническим ансамблем.
 
 КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО
  совокупность решений церковных соборов и постановлений римских пап. Нормы канонического права регулировали вопросы внутрицерковной организации, некоторые семейно-брачные и имущественные отношения. Наиболее известная кодификация канонического права - Свод канонического права 1582 (Corpus juris canonici).
 
 КАНОПА (от греч. Kanobos - город в Др. Египте)
  сосуд для хранения внутренностей бальзамированного покойника (в Др. Египте) или пепла после кремации (в Этрурии). Крышка канопы имела вид головы человека или бога.
 
 КАНОПУС (? Киля)
  звезда 1-й звездной величины, вторая по блеску (после Сириуса) звезда всего неба. Звезда Южного полушария.
 
 КАНОССА (Canossa)
  замок маркграфини Матильды в Сев. Италии, где в январе 1077 в ходе борьбы за инвеституру отлученный от церкви и низложенный император "Священной Римской империи" Генрих IV униженно вымаливал прощение у своего противника римского папы Григория VII. В переносном значении "идти в Каноссу" - согласиться на унизительную капитуляцию.
 
 КАНОТЬЕ (франц. canotier - гребец)
  мужская или женская соломенная шляпа с низкой, правильной цилиндрической формы тульей и прямыми узкими полями. Впервые канотье стали носить в конце 2-й пол. 19 в. молодые люди, увлекавшиеся греблей.
 
 КАНОЭ (от исп. canoa - челнок; заимствование из карибских языков)
  1) лодка индейцев Сев. Америки из целого ствола дерева или деревянный каркас, обтянутый кожей; без уключин, с однолопастными веслами. Вместимость 2-100 человек. 2) Спортивная лодка (см. Гребной спорт).
 
 КАНПУР
  город в Индии, шт. Уттар-Прадеш, на р. Ганг. Ок. 2 млн. жителей (1991). Текстильная, легкая, металлообрабатывающая, пищевая, химическая промышленность. Машиностроение. Университет.
 
 КАНСА
  в индуистской мифологии злой царь-узурпатор, сын демона, враг Кришны.
 

<< Пред.           стр. 260 (из 754)           След. >>

Список литературы по разделу