<< Пред.           стр. 18 (из 30)           След. >>

Список литературы по разделу

  находится в руках большинства, но при которой
  противоположность между богатыми и бедными еще
  больше обостряется.
  Демократия возникает как результат восстания
  бедняков против богатых, в результате которого богатые
  уничтожаются или изгоняются, а власть распределяется
  между оставшимися членами общества. За демократией
  следует тирания, являющаяся результатом вырождения
  демократии. Согласно Платону, наличие чего-либо в
  излишней степени приводит к своей противоположности.
  Поэтому избыток свободы, как считает Платон, приводит к
  рабству, тирания рождается из демократии как высочайшей
  свободы. Сначала, при установлении тирании, тиран
  "улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет
  себя тираном, обещает многое в частном и общем,
  освобождает от долгов, народу и близким к себе раздает
  земли и притворяется милостивым и кротким в отношении
  ко всем" [Государство. VIII. 566]. Постепенно тиран
  уничтожает всех своих противников, "пока не останется у
  него ни друзей, ни врагов, от которых можно было бы
  ожидать какой-либо пользы" [Там же].
  В противовес всем отрицательным формам
  государства Платон выдвигает свой проект идеального
  государства, который явился первой социальной утопией в
  истории общества. Это идеальное государство, согласно
  Платону, должно быть построено на принципе
  справедливости. Исходя из справедливости, каждый
  гражданин в этом государстве должен занимать свое особое
  положение в соответствии с разделением труда, хотя
  различие между отдельными группами людей у Платона
  определяется нравственными задатками. Низший
  общественный разряд составляют производители - это
  земледельцы, ремесленники, купцы, затем идут воины -
  стражи и правители -философы.
  Низший общественный класс, по Платону, обладает и
  более низким нравственным характером. Эти три сословия
  соответствуют трем частям души, которые упоминались
  ранее. Для правителей характерна разумная часть души, для
  воинов - воля и благородная страсть, для производителей -
  чувственность и влечения. Таким образом, нравственные
  качества воинов и правителей Платон ставит выше
  нравственных качеств производителей.
  Идеальная государственная система, согласно
  Платону, обладает чертами нравственной и политической
  организации и направлена на решение важных
  государственных задач. К ним он относит следующие задачи:
  защита государства от врагов, осуществление
  систематического снабжения граждан, развитие духовной
  культуры общества и граждан. В выполнении этих задач
  состоит, по Платону, осуществление идеи блага как идеи,
  правящей миром.
  Идеальное, а тем самым благое государство обладает
  следующими четырьмя добродетелями, три из которых
  присущи трем сословиям общества соответственно, а
  именно: мудрость присуща правителям и философам,
  храбрость - воинам, стражам, умеренность - всему народу.
  Четвертая добродетель характерна для всего государства и
  выражается в том, чтобы "каждый делал свое". Платон
  считает, что "мно-годелание", т.е. стремление заниматься не
  свойственной его сословию деятельностью, причиняет
  огромный ущерб государству. Наилучшей формой правления
  Платон считает аристократическую республику.
  Характерная черта отрицательных типов государства,
  по Платону, -это наличие материальных интересов. Поэтому
  Платон выдвигает на первый план в своем идеальном
  государстве нравственный принцип, который должен
  выражаться в правильном образе жизни всех граждан этого
  общества. В нарисованном проекте идеального утопического
  государства Платона жизнь его граждан во многом
  регламентирована. Для высших сословий Платон не
  допускает частной собственности, она возможна только для
  низшего, производительного класса. Для высших сословий
  Платон также не допускает существования семьи. Он
  полагает, что браки возможны только под наблюдением
  государства и только для рождения детей. Дети отбираются у
  родителей и воспитываются в специальных учреждениях.
  Мальчики и девочки получают одно и то же воспитание, так
  как, по Платону, женщина вполне способна выполнять те же
  самые социальные функции, что и мужчина. Социальная
  утопия Платона, направленная на то, чтобы сделать
  счастливым все государство, приносит в конце концов в
  жертву отдельного человека. По Платону, идеальное
  государство состоит из людей, которые выполняют свои
  социальные функции без учета своих личных интересов и
  потребностей. Таким образом, сплоченность государства
  обеспечивается за счет жесткого ограничения и обеднения
  личной жизни людей, полное подчинение личности
  государству.
  На основании изложенной концепции идеального
  государства многие исследователи рассматривали теорию
  Платона как первый проект коммунистического общества.
  Другие ученые считали, что в проекте Платона обрисован
  первобытный коммунизм.
  Несмотря на явные крайности в отдельных своих
  положениях, теория Платона об идеальном государственном
  устройстве вполне соответствует тому примеру
  социалистического общества, которое разрабатывалось и
  претворялось в жизнь в последующем развитии цивилизации
  со всеми теми тоталитаристскими чертами, которые были
  нарисованы еще Платоном. Так, Платоном
  предусматривалась жесткая идеологическая диктатура
  властей. За "безбожие" полагалась смертная казнь. Также
  подвергалось строгой цензуре любое искусство, которое не
  было направлено на развитие морального совершенства в
  интересах государства.
  "Самое главное здесь следующее, - пишет Платон, -
  никто никогда не должен оставаться без начальника - ни
  мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх
  никто не должен приучать себя действовать по
  собственному усмотрению... Надо начальствовать над
  другими и самому быть у них под началом" [Законы. ХП.
  942].
  Платоновское государство - это теоретическая схема
  деспотического государства.
  Рассмотрев различные стороны учения Платона, мы
  видим, что все они являются претворением концепции
  "идеи" в различных областях. Однако учение Платона об
  "идеях" претерпело с течением времени определенные
  изменения. В процессе этого изменения произошло
  сближение Платона с пифагорейцами. В частности, это
  видно по его космологическому учению. Он прямо
  вкладывает свое понимание космологии в уста пифагорейца
  в диалоге "Тимей", который написан в последний период его
  творчества.
  Космология Платона представляет собой следующее
  учение. Космос имеет шаровидную форму, он был сотворен
  и конечен. Демиург (создатель) придал миру
  соответствующий порядок. Мир этот - живое существо, он
  обладает душой, которая находится не в нем самом, а
  окружает собой весь мир, состоящий из элементов земли,
  воды, огня и воздуха. Эти элементы организованы в
  определенные пропорциональные соединения на основе
  закона чисел. В мировой душе господствуют числовые
  отношения и гармония. К тому же мировая душа также
  обладает познанием. Мир образует ряд кругов: круг
  неподвижных звезд, круг планет. Итак, структура мира
  такова: божественный ум (демиург), мировая душа и
  мировое тело (космос). Живые существа творит Бог. Богом,
  по Платону, создаются души, которые после смерти тела, в
  которым они живут, переселяются в другие тела. Теорию о
  переселении душ Платон, вероятно, заимствовал у орфиков.
  Воздействие пифагореизма на Платона особенно
  заметно в его учении о строении вещества и
  закономерностях его развития. Платон распространяет на
  структуру идеи математические взаимоотношения, а так как
  идея тесно связана с вещью, то на последней отражается и
  математическая структура идеи. Таким образом, .огонь
  оказывается состоящим из телец, обладающих формой
  пирамиды, воздух - формой восьмиугольников и т.д.
  Обращение Платона к числовым взаимоотношениям
  объективно направлено на научное познание мира.
  Изложенная выше теория "идей" Платона еще
  называется "наивной", так как она представляет собой
  стержневую линию его взглядов и не учитывает много
  сложностей, а потому может быть подвергнута критике.
  Платон и сам чувствовал это, поэтому в диалогах
  "Парменид", "Филеб" и "Софист" он выдвигает против нее
  свои собственные возражения. Критика со стороны Платона
  сделана настолько серьезная, что некоторые исследователи
  даже считали, что эти диалоги принадлежат не Платону, а
  другим философам, например Аристотелю. Однако
  скрупулезные исследования все-таки показали, что эти
  диалоги платоновские.
  Критика теории "идей" Платона раскрывается по
  линии ее дуализма, а также за сведение подлинного бытия
  лишь к идеям, которые не имеют прямого отношения к
  земному чувственному миру. Поэтому Платон в упомянутых
  диалогах проводит новый подход к своей концепции идей.
  Он полагает, что "идеи" представляют собой противоречивое
  единство единого и многого, бытия и небытия, движения и
  покоя и это единство - источник любого изменения. В этом
  проявляется диалектика позднего Платона, которая признает
  противоположности тождественными, когда одно
  определение переходит в свою противоположность. Так,
  бытие предполагает небытие, единое -многое, покой -
  движение, тождество - различие.
  Платон - выдающийся представитель объективного
  идеализма, его основоположник, давший эвристический
  толчок для развития всей западной философии. В этом
  смысле справедливы слова А.Н. Уайтхеда, писавшего:
  "Самая надежная характеристика европейской философии
  состоит в том, что она представляет собою ряд примечаний к
  Платону" [Уайтхед. Процесс и реальность. С. 13].
 
 Плеснер
  Гельмут Плеснер (1892-1985) - немецкий философ,
  пытавшийся обосновать философскую антропологию в
  качестве самостоятельной
  философской дисциплины.
  В его работах раскрывается круг проблем, которыми
  занимается философская антропология, отвечая на вопрос:
  "Что такое человек?" Философская антропология, по его
  мнению, есть учение о человеке с точки зрения самого
  бытия человека. Философская антропология -это
  дисциплина, которая, с точки зрения Плеснера, соединяет в
  себе объективно-научное и ценностное рассмотрение
  человека и мира. Философская антропология стремится
  очертить область человеческого бытия в своих
  специфических границах, человеческую индивидуальность,
  творческие возможности человека.
  Плеснер утверждает человека как существо,
  занимающее центральное место в мире. Плеснер выступал
  как против отрицания биологических сторон человека, так и
  против преувеличенного возвеличивания биологизаторских
  тенденций в отношении человека, характерных для
  бихевиоризма.
  Для Плеснера человек заключает в себе синтез
  биофизических аспектов его сущности и духовных сторон,
  которые вскрываются науками о культуре. Плеснер считает,
  что поведение человека и разнообразные средства и формы,
  в которых оно проявляется, представляют ту сферу, в
  которой выражается сущность человека. При этом основное
  звучание в этом поведении он придает телу человека,
  поведение которого выражается в эксцентричных актах. В
  них он видит выражение отношения человека к самому себе
  и к окружающему миру. Для человека и его поведения
  большое значение имеет философия, которая рисует самому
  человеку картину его положения в мире, раскрывает все те
  вопросы, которые стоят перед ним и которые он должен
  постоянно решать.
  Свои мысли Плеснер изложил в работе "Ступени
  органического и человек. Введение в философскую
  антропологию" (1928).
 
 Плотин
  Плотин (204-270) признается основным зачинателем
  неоплатонизма, течения, в основу которого легли требования
  согласовать платонизм с аристотелизмом, принцип единства
  духовного начала.
  Сначала Плотин преподавал устно и только в зрелом
  возрасте стал записывать свои мысли. Порфирии
  систематизировал все сочинения Плотина и разделил их на
  шесть групп по девять произведений в каждой группе,
  поэтому они и получили название "Эннеады" (по-гречески
  девятка - "эннеада").
  Согласно Плотину, структура бытия выступает в
  следующем виде:
  оно является иерархией трех субстанций - Единого,
  Ума и Души. Единому принадлежит высшее место. Понятие
  Единого - главное в системе Плотина. Единое - это
  первосущее, оно лишено границ и формы, лишено также и
  каких-либо определений, стоит над любым существованием и
  мышлением. Плотин пишет: "Поскольку природа Единого
  творит все вещи, оно не есть что-либо из них. Следовательно,
  оно не есть ни качество, ни количество, ни душа, ни дух. Оно
  не движется и не покоится, не находится в пространстве или
  времени, оно совершенно однородно, более того существует
  вне рода и до всякого рода, до движения и покоя. Ибо такие
  свойства присущи только сущему и делают его многим"
  [Эннеады. VI. 9,3].
  Таким образом, все предикаты Единого
  отрицательные, но каким образом может быть оно познано?
  Плотин считает, что Единое можно познать особым
  сосредоточением - созерцанием познаваемого объекта.
  Ум - это вторая субстанция в иерархии Плотина. Он
  возникает из Единого, когда оно переливается через край и
  переступает через свою границу. Таким образом, возникает
  второе бытие, но при этом Единое остается Единым, не
  лишаясь своей полноты. Ум - тот же платоновский мир
  идей. Плотин пишет: "Идея есть одновременно и мысль
  Ума или даже сам Ум, и мыслимая сущность, ибо каждая
  идея не отлична от Ума, но есть Ум. Ум же в своей
  целостности есть совокупность всех идей" [V. У,8]. В Уме,
  по Плотину, различаются следующие моменты: вещество
  (но это не материальное вещество, а форма сущности),
  мыслимое бытие, само мышление
  Третья субстанция возникает из Ума. Эта
  субстанция - Душа. "Поскольку он (Ум) совершенен, он
  должен рождать, ибо такая полнота силы не может
  оставаться бесплодной [V. 1,7].
  Душа согласно Плотину, производит "все живые
  существа, вдохнув в них жизнь - тех, которых питает земля и
  море, и тех, что в воздухе, и божественные звезды в небе, и
  она же произвела Солнце и великое небо которое она
  устроила и украсила [Эннеады. V, 1, 3J.
  Все отдельные души возникают из Души как
  божественного начала. Душа постоянно остается
  неделимой и находится во всех частях
  Рассматривая вопрос об образовании мира. Плотин
  говорит о материи которую понимает как некий субстрат,
  лишенный каких-либо качеств, как нечто
  неопределенное. Она лишена формы, красоты, а потому
  есть злое начало.
  В космологии Плотин придерживался мнения, что
  небесные светила обладают разумом. Более того, наша
  Земля тоже одушевлена.
  Душа человека, по Плотину, находится как в связи
  с Душой .божественной, так и с чувственным миром. Для
  Плотина цель земной жизни состоит в том, чтобы
  отрешиться от телесности и возвратиться к
  первоначальной жизни - к жизни, когда она была тесно
  связанно Умом и созерцала идеи. Путем к этому должно
  стать совершенство нравственной жизни. Души тех
  людей, которые сумели отрешиться от всего
  чувственного, после смерти тела становятся
  божественными.
  Учение Плотина о структуре бытия выглядит как
  порождение. Единого Ума, который порождает Душу,
  состоящую из божественной и земной Души. По
  терминологии Плотина, это порождение обозначается как

<< Пред.           стр. 18 (из 30)           След. >>

Список литературы по разделу