<< Пред.           стр. 26 (из 87)           След. >>

Список литературы по разделу

 "коврового" бомбометания сбросили на эту крошечную страну столько тонн
 взрывчатки, сколько было сброшено на Германию за последние два года вто-
 рой мировой войны. Вьетнамские бойцы - вьетконговцы - использовали неп-
 роходимые джунгли соседней страны для устройства военных лагерей и баз в
 ходе операций против американцев. По этим опорным пунктам и наносили
 бомбовые удары американские самолеты.
  Принц Нородом Сианук, правитель Камбоджи и наследник ее религиозных и
 культурных традиций, отказался от королевского титула за десять лет до
 начала вьетнамской войны, но остался главой государства. Он старался
 вести страну по пути нейтралитета, балансируя между воюющими странами и
 конфликтующими идеологиями. Сианук стал королем Камбоджи - французского
 протектората - еще в 1941 году, но в 1955-м отрекся от престола. Однако
 затем, после свободных выборов, вернулся к руководству страной как глава
 государства.
  Во время эскалации вьетнамской войны с 1966 по 1969 год Сианук попал
 в немилость политического руководства Вашингтона за то, что не принимал
 решительных мер против контрабанды оружия и создания лагерей вьетнамских
 партизан в джунглях Камбоджи. Однако он был также весьма мягок в критике
 карательных воздушных рейдов, проводимых США.
  18 марта 1970 года, когда Сианук находился в Москве, его премьер-ми-
 нистр генерал Лон Нол при поддержке Белого дома совершил государственный
 переворот, вернув Камбодже ее древнее название Кхмер. Соединенные Штаты
 признали Кхмерскую Республику, но уже через месяц осуществили вторжение
 в нее. Сианук оказался в изгнании в Пекине. И здесь экс-король сделал вы-
 бор, заключив союз с самим дьяволом.
  О Пол Поте известно немногое. Это человек с обликом благообразного
 старца и сердцем кровавого тирана. Именно с этим монстром и объединился
 Сианук. Вместе с вождем "красных кхмеров" они поклялись слить свои силы
 воедино ради общей цели - разгрома американских войск.
  Пол Пот, выросший в крестьянской семье в камбоджийской провинции Кам-
 понгтхом и получивший начальное образование в буддийском монастыре, два
 года был монахом. В пятидесятых годах он изучал электронику в Париже и,
 как и многие студенты того времени, оказался вовлеченным в левое движе-
 ние. Здесь Пол Пот услышал - до сих пор не известно, встречались ли они,
 - о другом студенте, Кхиеу Самфане, чьи противоречивые, но будоражащие
 воображение планы "аграрной революции" подогревали великодержавные амби-
 ции Пол Пота.
  По теории Самфана, Камбоджа, чтобы достичь прогресса, должна была по-
 вернуть вспять, отречься от капиталистической эксплуатации, жирующих
 вождей, вскормленных французскими колониальными правителями, отказаться
 от девальвированных буржуазных ценностей и идеалов. Извращенная теория
 Самфана гласила, что люди должны жить в полях, а все соблазны современ-
 ной жизни следует уничтожить. Если бы Пол Пот в ту пору, скажем, попал
 под машину, эта теория, вероятно, так и заглохла бы в кофейнях и барах,
 не перешагнув пределы парижских бульваров. Однако ей суждено было вопло-
 титься в чудовищную реальность.
  С 1970 по 1975 год "революционная армия" Пол Пота превратилась в Кам-
 бодже в мощную сипу, контролирующую обширные аграрные районы. 17 апреля
 1975 года мечта диктатора о власти стала реальностью: его войска, марши-
 руя под красными флагами, вошли в столицу Камбоджи Пномпень. Через нес-
 колько часов после переворота Пол Пот созвал особое совещание своего но-
 вого кабинета министров и объявил, что страна отныне будет называться
 Кампучией. Диктатор изложил дерзкий план построения нового общества и
 заявил, что его реализация займет всего несколько дней. Пол Пот объявил
 об эвакуации всех городов под руководством новоиспеченных региональных и
 зональных вождей, приказал закрыть все рынки, уничтожить церкви и разог-
 нать все религиозные общины. Получив образование за границей, он питал
 ненависть к образованным людям и приказал казнить всех учителей, профес-
 соров и даже воспитателей детских садов.
  Умереть первыми было суждено высокопоставленным членам кабинета ми-
 нистров и функционерам режима Лон Нола. За ними последовал офицерский
 корпус старой армии. Все были похоронены в братских могилах. Одновремен-
 но убивали врачей из-за их "образованности". Уничтожали все религиозные
 общины - они считались "реакционными". Затем началась эвакуация городов
 и деревень.
  Осуществлению извращенной мечты Пол Пота - обратить время вспять и
 заставить свой народ жить в аграрном обществе марксистского толка - по-
 могал его заместитель Иенг Сари. В своей политике уничтожения Пол Пот
 использовал термин "убрать с глаз долой". "Убирали" - уничтожали тысячи
 и тысячи женщин и мужчин, стариков и младенцев.
 
  Буддийские храмы осквернялись или превращались в солдатские бордели,
 а то и просто в скотобойни. В результате террора из шестидесяти тысяч
 монахов в разрушенные храмы и святые обители вернулись только три тыся-
 чи.
  Декретом Пол Пота фактически искоренялись этнические меньшинства. Ис-
 пользование вьетнамского, тайского и китайского языков каралось смертной
 казнью. Провозглашалось чисто кхмерское общество. Насильственное искоре-
 нение этнических групп особенно тяжело отразилось на народности чан. Их
 предки - выходцы из нынешнего Вьетнама - населяли древнее Королевство
 Чампа. Чаны мигрировали в Камбоджу в XVIII веке и занимались рыбной лов-
 лей по берегам камбоджийских рек и озер. Они исповедовали ислам и были
 наиболее значительной этнической группой в современной Камбодже, сохра-
 нив чистоту своего языка, национальную кухню, одежду, прически, религи-
 озные и ритуальные традиции.
  Молодые фанатики из "красных кхмеров" как саранча набросились на ча-
 нов. Сжигались их поселения, жители изгонялись в болота, кишащие моски-
 тами. Людей насильно заставляли употреблять в пищу свинину, что катего-
 рически запрещалось их религией, духовенство безжалостно уничтожалось.
 При оказании малейшего сопротивления истреблялись целые общины, а трупы
 сбрасывались в огромные ямы и засыпались известью. Из двухсот тысяч ча-
 нов в живых осталось менее половины.
  Те, кто пережил начало кампании террора, в дальнейшем осознали, что
 уж лучше мгновенная смерть, чем адские муки при новом режиме.
 
 
  "Буржуазные" преступники
 
  По мнению Пол Пота, старшее поколение было испорчено феодальными и
 буржуазными взглядами, заражено "симпатиями" к западным демократиям, ко-
 торые он объявил чуждыми национальному образу жизни. Городское население
 сгонялось с обжитых мест в трудовые лагеря, где сотни тысяч людей были
 до смерти замучены непосильным трудом.
  Людей уничтожали даже за попытку заговорить по-французски - самое
 большое преступление в глазах "красных кхмеров", так как это считалось
 проявлением ностальгии по колониальному прошлому страны.
  В огромных лагерях без каких-либо удобств, кроме соломенной циновки в
 качестве подстилки для сна и миски риса в конце рабочего дня, в услови-
 ях, которым не позавидовали бы даже узники нацистских концлагерей времен
 второй мировой войны, трудились торговцы, учителя, предприниматели, вы-
 жившие только потому, что им удалось скрыть свои профессии, а также ты-
 сячи других горожан.
  Эти лагеря были организованы таким образом, чтобы посредством "ес-
 тественного отбора" избавиться от стариков и больных, беременных женщин
 и малолетних детей.
  Люди гибли сотнями и тысячами от болезней, голода и истощения, под
 дубинками жестоких надсмотрщиков.
  Без врачебной помощи, за исключением традиционных методов лечения
 травами, продолжительность жизни узников этих лагерей была удручающе ко-
 роткой.
  На рассвете людей строем отправляли в малярийные болота, где они по
 двенадцать часов в день расчищали джунгли в безуспешных попытках отвое-
 вать у них новые посевные угодья. На закате, опять же строем, подгоняе-
 мые штыками охранников, люди возвращались в лагерь к своей чашке риса,
 жидкой баланде и кусочку вяленой рыбы. Затем, несмотря на страшную уста-
 лость, им еще предстояло пережить политзанятия по марксистской идеоло-
 гии, на которых выявлялись и подвергались наказанию неисправимые "буржу-
 азные элементы", а остальные, как попугаи, все повторяли фразы о радос-
 тях жизни в новом государстве. Через каждые десять рабочих дней полагал-
 ся долгожданный выходной, на который планировалось двенадцать часов иде-
 ологических занятий. Жены жили отдельно от мужей. Их дети начинали рабо-
 тать с семилетнего возраста или отдавались в распоряжение бездетных пар-
 тийных функционеров, которые воспитывали из них фанатичных "бойцов рево-
 люции".
  Время от времени на городских площадях устраивались огромные костры
 из книг. К этим кострам сгонялись толпы несчастных замученных людей, ко-
 торых заставляли хором скандировать заученные фразы, в то время как пла-
 мя пожирало шедевры мировой цивилизации. Организовывались "уроки нена-
 висти", когда людей пороли кнутом перед портретами руководителей старого
 режима. Это был зловещий мир ужаса и безысходности.
  Полпотовцы разорвали дипломатические отношения во всеми странами, не
 работала почтовая и телефонная связь, въезд в страну и выезд из нее были
 запрещены. Камбоджийский народ оказался изолированным от всего мира.
  Для усиления борьбы с реальными и воображаемыми врагами Пол Пот в
 своих лагерях для заключенных организовал изощренную систему пыток и эк-
 зекуций. Как во времена испанской инквизиции, диктатор и его приспешники
 исходили из предпосылки, что те, кто попадал в эти проклятые места, были
 виновны и им оставалось только признать свою вину. Чтобы убедить своих
 последователей в необходимости жестоких мер для достижения целей "нацио-
 нального возрождения", режим придавал пыткам особое политическое значе-
 ние.
  Документы, захваченные после свержения Пол Пота, свидетельствуют о
 том, что офицеры кхмерской службы безопасности, обученные китайскими
 инструкторами, в своей деятельности руководствовались жестокими идеоло-
 гизированными принципами. "Руководство по допросам S-21" - один из доку-
 ментов, позже переданных в ООН, - гласило: "Целью применения пыток явля-
 ется получение адекватной реакции на них со стороны допрашиваемых. Пытки
 применяются не для развлечения. Боль надо причинять так, чтобы вызвать
 быструю реакцию. Другой целью является психологический надлом и потеря
 воли допрашиваемого. При пытках не следует исходить из собственного гне-
 ва или самоудовлетворения. Бить донашиваемого надо так, чтобы запугать
 его, а не забить до смерти. Прежде чем приступить к пытке, необходимо
 обследовать состояние здоровья допрашиваемого и осмотреть орудия пыток.
 Не следует стараться непременно убить допрашиваемого. При допросе глав-
 ными являются политические соображения, причинение боли вторично. Поэто-
 му никогда не надо забывать, что вы занимаетесь политической работой.
 Даже во время допросов следует постоянно вести агитационнопропаган-
 дистскую работу. В то же время необходимо избегать нерешительности и ко-
 лебаний в ходе пыток, когда есть возможность получить от врага ответы на
 наши вопросы. Необходимо помнить, что нерешительность может замедлить
 нашу работу. Другими словами, в агитационно-воспитательной работе такого
 рода необходимо проявлять решительность, настойчивость, категоричность.
 Мы должны приступать к пыткам без предварительного разъяснения причин
 или мотивов. Только тогда враг будет сломлен".
  Среди многочисленных изощренных методов пыток, к которым прибегали
 палачи из числа "красных кхмеров", наиболее излюбленными были преслову-
 тая китайская пытка водой, распятие, удушение целлофановым мешком.
 Объект S-21, который и дал название документу, был самым печально из-
 вестным лагерем во всей Камбодже. Он находился на северо-востоке страны.
 Здесь было замучено по меньшей мере тридцать тысяч жертв режима. Выжили
 только семеро, да и то лишь потому, что административные навыки узников
 были нужны их хозяевам для управления этим страшным учреждением.
  Но пытки не были единственным орудием устрашения и без того запуган-
 ного населения страны. Известно множество случаев, когда охранники в ла-
 герях заставали узников, доведенных голодом до отчаяния, за поеданием
 своих умерших товарищей по несчастью. Наказанием за это была страшная
 смерть. Виновных зарывали по шею в землю и оставляли на медленную смерть
 от голода и жажды, а их еще живую плоть терзали муравьи и другая жив-
 ность. Затем головы жертв отрезали и выставляли на кольях вокруг поселе-
 ния. На шею вешали табличку: "Я - предатель революции!".
  Дит Пран, камбоджийский переводчик американского журналиста Сиднея
 Шенберга, пережил все ужасы правления Пол Пота. Нечеловеческие испыта-
 ния, через которые ему пришлось пройти, документально отражены в фильме
 "Поле смерти", в котором перед всем миром с потрясающей обнаженностью
 впервые предстали страдания камбоджийского народа. Душераздирающее по-
 вествование о путешествии Прана из цивилизованного детства в лагерь
 смерти повергло зрителей в ужас.
  "В своих молитвах, - рассказывал Пран, - я просил Всевышнего избавить
 меня от невыносимых мук, которые я вынужден был переносить. Но некоторым
 из моих близких удалось бежать из страны и укрыться в Америке. Ради них
 я продолжал жить, но это была не жизнь, а кошмар".
 
 
  Курганы из черепов
 
  Прану посчастливилось выжить в этом кровавом азиатском кошмаре и сое-
 диниться с семьей в Сан-Франциско в 1979 году. Но в удаленных уголках
 опустошенной страны, пережившем страшную трагедию, еще сохранились мас-
 совые захоронения безымянных жертв, над которыми немым укором возвышают-
 ся курганы из человеческих черепов.
  В конце концов благодаря военной мощи, а не морали и праву, удалось
 прекратить кровавую бойню и восстановить на истерзанной земле хотя бы
 подобие здравого смысла. Следует отдать должное Великобритании, высту-
 пившей в 1978 году против нарушений прав человека после поступления со-
 общений о разгуле террора в Камбодже через посредников в Таиланде, но
 этот протест остался без внимания. Британия выступила с заявлением в Ко-
 миссии ООН по правам человека, но представитель "красных кхмеров" исте-
 рично парировал: "Британские империалисты не имеют права говорить о пра-
 вах человека. Всему миру хорошо известна их варварская сущность. Лидеры
 Британии утопают в роскоши, тогда как пролетариат имеет право только на
 безработицу, болезни и проституцию".
  В декабре 1978 года вьетнамские войска, на протяжении многих лет
 конфликтовавшие с "красными кхмерами" из-за спорных приграничных райо-
 нов, силами нескольких мотопехотных дивизий при поддержке танков вступи-
 ли на территорию Камбоджи. Страна пришла в такой упадок, что из-за от-
 сутствия телефонной связи приходилось доставлять боевые донесения на ве-
 лосипедах.
  В начале 1979 года вьетнамцы заняли Пномпень. За несколько часов до
 этого Пол Пот покинул опустевшую столицу на белом бронированном "мерсе-
 десе". Кровавый диктатор спешил к своим китайским хозяевам, предоставив-
 шим ему убежище, но не поддержавшим его в борьбе против вооруженных до
 зубов вьетконговцев.
  Когда всему миру стало известно об ужасах режима "красных кхмеров" и
 о разрухе, царившей в стране, в Камбоджу мощным потоком устремилась по-
 мощь. "Красные кхмеры", как в свое время нацисты, были очень педантичны
 в регистрации своих преступлений. Следствие обнаружило журналы, в кото-
 рых ежедневно подробнейшим образом фиксировались расстрелы и пытки, сот-
 ни альбомов с фотографиями приговоренных к казни, включая жен и детей
 интеллигентов, ликвидированных на начальных этапах террора, детальную
 документацию о пресловутых "полях смерти". Эти поля, задуманные как ос-
 нова трудовой утопии, страны без денег и нужд, на самом деле оказались
 братскими могилами дня захоронения людей, раздавленных ярмом жестокой
 тирании.
  Пол Пот, который, казалось, ушел в небытие, недавно вновь возник на
 политическом горизонте как сила, претендующая на власть в этой многост-
 радальной стране. Как все тираны, он утверждает, что его подчиненные до-
 пускали ошибки, что он столкнулся с сопротивлением на всех фронтах, а
 погибшие были "врагами государства". Вернувшись в Камбоджу в 1981 году,
 на тайном собрании среди своих старых друзей у границы с Таиландом он
 заявил, что был слишком доверчив: "Моя политика была правильной. Слишком
 усердные региональные командиры и руководители на местах извращали мои
 приказы. Обвинения в массовых убийствах - гнусная ложь. Если бы мы
 действительно уничтожали людей в таком количестве, народ уже давно пе-
 рестал бы существовать".
 
 
  Ангел смерти
 
  "Недоразумение" ценой в три миллиона жизней, почти четверти населения
 страны, - слишком невинное слово для обозначения того, что было совершено
 от имени Пол Пота и по его приказам. Но, следуя известному нацистскому
 принципу - чем чудовищнее ложь, тем больше людей способно поверить в
 нее, - Пол Пот по-прежнему рвется к власти и надеется собрать силы в
 сельских районах, которые, по его мнению, все еще верны ему.
  Он опять стал крупной политической фигурой и ждет удобного случая
 снова появиться в стране как ангел смерти, ищущий отмщения и завершения
 ранее начатого дела - своей "великой аграрной революции".
  В международных кругах ширится движение за признание резни, учиненной
 в Камбодже, преступлением против человечества - подобно гитлеровскому
 геноциду в отношении евреев. В Нью-Йорке работает камбоджийский центр
 документации под руководством Йенг Сама. Как и бывший узник нацистских
 лагерей Сим он Визенталь, который долгие годы собирал по всему миру сви-
 детельства против нацистских военных преступников, Йенг Сам, переживший
 кампанию террора, накапливает информацию о зверствах преступников в сво-
 ей стране.
  Вот его слова: "Те, кто наиболее виновен в камбоджийском геноциде -
 члены кабинета полпотовского режима, члены ЦК компартии, военачальники
 "красных кхмеров", чьи войска принимали участие в массовых убийствах,
 должностные лица, надзиравшие за казнями и руководившие системой пыток, -
 продолжают активную деятельность в Камбодже. Укрываясь в приграничных
 районах, они ведут партизанскую войну, стремясь вернуться к власти в
 Пномпене.
  Они не были привлечены за свои преступления к международной правовой
 ответственности, и это трагическая, чудовищная несправедливость.
  Мы, выжившие, помним, как нас лишали семей, как зверски убивали наших
 родных и друзей. Мы были свидетелями того, как люди умирали от истоще-
 ния, не в сипах вынести рабский труд, и от нечеловеческих условий жизни,
 на которые обрекли камбоджийский народ "красные кхмеры".
  Мы также видели, как полпотовские солдаты уничтожали наши буддийские
 храмы, прекращали занятия в школах, где учились наши дети, подавляли на-
 шу культуру и искореняли этнические меньшинства. Нам трудно понять, по-
 чему свободные, демократические государства и нации ничего не предприни-
 мают для наказания виновных. Разве эта проблема не вопиет о справедли-
 вости?"
  Но справедливого решения этого вопроса нет и поныне.
 
 
  ХАЙНЦ ЛАММЕРДИНГ: Палач Орадура
 
  Деревня Орадур, расположенная на берегу реки Глан близ Лиможа на

<< Пред.           стр. 26 (из 87)           След. >>

Список литературы по разделу