<< Пред.           стр. 10 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу

 Это кельи отшельников. Кое-какие из них обитаемые и по сей день.
  В церкви, построенной вблизи места, где, по преданиям, вороны
 приносили пищу Илье-пророку, имеются фрески VI века.
  Монастырь был разрушен при нашествии персидских полчищ. Следы их
 злодеяний видны в пещере, находящейся в ста метрах от монастыря. Монастырь
 был восстановлен в конце ХIX века.
  Внутри монастыря монахи показывают могилу св. Георгия
  Можно еще осмотреть пещеру, в которой оборудована часовня. Здесь,
 согласно преданиям, жил некогда пророк Илия.
  Вади Кельт стоит посетить и из-за живописности этого места. Особенно
 красиво здесь весной, когда склоны покрываются цветочным ковром.
  Слово"кельт" арабского происхождения, смысловое значение которого до
 сих пор неизвестно.
  Возвращаемся на шоссе и продолжаем свой путь в Иерихон. Через
 несколько километров видим справа камень с надписью, свидетельствующей о
 том, что мы спустились ниже уровня моря.
  Гравийная дорога, уходящая вправо, ведет к интересной
 достопримечательности.
  МЕЧЕТЬ "НЕБИ МУСА". Она построена в 1269 г. на месте, где, согласно
 мусульманским верованиям, погребен пророк Моисей (Неби Муса - по-арабски).
  Библия повествует о том, что Моисей умер в земле Моавитянской, но
 точное место его погребения неизвестно.
  Мы вновь на шоссе и продолжаем свой путь. Вскоре дорога
 раздваивается. Шоссе, ответвляющееся вправо, ведет к Мертвому морю, дорога
 влево приводит нас в Иерихон.
  ИЕРИХОН (ИЕРИХО). Недалеко от рыночной площади современного Иерихо
 есть холм высотой в 20 метров. Здесь в начале нашего века археологи
 открыли то, что осталось от древнего Иерихона, одного из старейших городов
 мира.
  С помощью радиоуглеродного анализа было установлено время создания
 обнаруженных остатков каменных сооружений: десять тысячелетий тому назад.
  По библейским сказаниям, евреи именно с Иерихона начали завоевывание
 земли ханаанской. После смерти Моисея евреи, руководимые Иисусом Навином,
 перешли Иордан и встали под стенами Иерихона.
  Глядя на эти древние остатки каменных стен, можно представить себе то
 далекое утро, когда Иисус Навин вышел из своего шатра и приказал трубить в
 трубы, как можно громче. Для чего? Возможно для того, чтобы осажденные не
 слышали шума, производимого евреями, рывшими подкоп под стену в наиболее
 уязвимой точке, подсказанной еврейским разведчикам некой иерихонской
 блудницей, в обмен на обещание сохранить ей жизнь.
  Согласно библейской версии, евреи, осадившие Иерихон, применили
 необычный военный маневр. Построившись в колонну, они молча шесть раз
 обошли городские стены, а в седьмой дружно крикнули и затрубили в рожки,
 да так громко, что грозные стены рухнули. С той поры и вошло в обиход
 выражение "труба иерихонская" по отношению к слишком громко говорящему
 человеку.
  На территории раскопок привлекают к себе внимание остатки мощной,
 вросшей глубоко в землю башни.
  К северу от раскопок древнего Иерихона (примерно в трех километрах)
 находятся руины дворца халифа Дамаска Хишама ибн Абдаль-Малика, жившего в
 первой половине VIII века нашей эры. Здесь можно осмотреть остатки
 мечетей, бань и прочих дворцовых помещений. Основной
 достопримечательностью дворца Хишама являются сохранившиеся картины из
 мозаики. Особенно примечательна одна из них, изображающая "древо жизни".
 На картине изображено дерево, усыпанное золотистыми плодами. У подножия
 дерева - три газели и лев.
  На западной границе Иерихо возвышается "Сорокадневная гора" или, как
 ее еще называют, "Гора искушения". Высота горы - 380 метров.
  По преданиям, на этой горе Христос, искушаемый дьяволом, постился
 сорок дней и ночей после своего крещения. На самой вершине горы -
 развалины церкви византийского периода.
  По пути к горе проходим источник, именуемый фонтаном Елисея
 (находится у Рыночной площади). По библейской легенде, жители Иерихона
 как-то посетовали пророку Елисею на то, что вода в колодце плохая. Тогда
 пророк сотворил чудо, превратив соленую воду в сладкую.
  Светлой полосой в середине горы выделяется греческий монастырь
 "Каранталь" (монастырь Искушения), внутренние помещения которого вырублены
 в скале. Монастырь основан в IV веке н. э. В пещере, где, по преданию,
 укрывался Христос во время своего поста, устроена небольшая скромная
 часовня.
  В 10 километрах от Иерихо через реку Иордан перекинут мост Алленби,
 по которому граждане Израиля арабской национальности могут навестить своих
 родных в Иордании.
  Сейчас наш путь лежит к берегам Мертвого моря, оно же Соленое море
 (ям а'Мелах на иврите).
 
 
  МЕРТВОЕ МОРЕ (ЯМ А'МЕЛАХ)
 
 
  Мертвое море является одним из редчайших феноменов природы. Это самая
 глубокая впадина на земном шаре. В библейские времена Мертвое море
 называли "Море соли" и "Содомским морем" (по названию одного из самых
 знаменитых городов древности, стоявшем на его берегах).
 
  У арабов бытует название "Бахр Лот" - море Лота. В селе Бени-Наим,
 расположенном в Иудейских горах, около Хеврона, до сих пор показывают
 могилу, в которой согласно преданиям, похоронен Лот. Эта могила была
 известна уже в IV веке н. э. Южнее этой могилы на горной вершине находятся
 развалины древнего храма. Бытует легенда, что именно отсюда наблюдал
 праотец за гибелью Содома и Гоморры и за бегством семьи Лота из проклятого
 Богом места. В пол этого храма вделана плита с отпечатками, как
 утверждают, ступней и коленей Авраама.
  По дороге в Эйлат, проходящей вдоль берега Мертвого моря, в южной
 оконечности побережья, справа от шоссе находится пещера, вход в которую
 контрастно обозначен. Выше пещеры, над самым обрывом возвышается соляной
 столб, напоминающий очертаниями человеческую фигуру. Этот столб носит
 название "Жена Лота". Библия повествует о том, что Бог покарал жену Лота,
 превратив ее в соляной столб, за излишнее любопытство. (Во время бегства
 из Содома она оглянулась, нарушив этим запрет Бога).
  Мертвое море расположено на 400 метров ниже уровня Средиземного моря.
 Эта впадина образовалась под воздействием могучих тектонических сил, из-за
 которых опустилась часть суши, составляющая в настоящее время долину
 Иордана. Море, площадь которого 1020 кв. м, имеет воды с таким высоким
 содержанием солей брома, хлора и магния, что существование живых существ в
 нем практически невозможно.
  О концентрации солей в Мертвом море могут дать представление
 следующие сравнительные данные. Если в литре воды, взятой из океана,
 содержится 35 г соли, то в литре воды, взятой из Мертвого моря - 275 г.
  Именно поэтому раскинувшееся на 76 км в длину и 17 км в ширину (в
 самом широком месте), при средней глубине 161 метр море с легкой руки
 римлян стало называться "Мертвым".
  Выдающийся израильский микробиолог Вулкани (его именем назван
 крупнейший агротехнический центр в городе Реховот) в ходе научных
 изысканий, продолжавшихся четыре года, обнаружил в водах Мертвого моря
 большой и своеобразный мир микроорганизмов.
  В то время как в водах других морей поваренная соль составляет 77ех
 солей, в водах Мертвого моря ее доля составляет лишь 30олее половины солей
 Мертвого моря приходится на хлористый калий, который имеет огромное
 промышленное значение для Израиля, т. к. является основой производства
 ряда химических удобрений.
  Второй по значимости продукт Мертвого моря - бром, который так же как
 и калий является сырьем для многих видов промышленного производства.
  Для эксплуатации огромных природных ресурсов Мертвого моря создан
 концерн "Предприятий Мертвого моря". Предприятия концерна оснащены по
 последнему слову техники и работают весьма успешно. Львиная доля
 производимой ими продукции идет на экспорт.
  Но Мертвое море имеет не только промышленное значение. Все большую и
 большую роль приобретает его лечебный потенциал. Можно купаться в его
 водах, что само по себе, как установлено специалистами, очень полезно, но
 можно и принимать ванны в насыщенном солевом растворе, использовать
 грязелечение, принимать гормональные препараты, выделяемые из солей
 Мертвого моря, использовать в лечебных целях сернистые источники,
 имеющиеся на его берегах. Кроме того, научно установлено, что
 климатические условия зоны Мертвого моря благоприятствуют излечению ряда
 тяжелых болезней и, прежде всего, бронхиальной астмы.
  Особенно хорошо на побережье Мертвого моря в период с ноября по
 апрель, когда нет мучительной жары.
  Совокупность всех этих факторов позволяет превратить значительную
 часть побережья в лечебно-курортную зону мирового значения. Этому
 способствует и наличие по всему побережью ценных и весьма интересных
 исторических и памятных мест.
  Первым из таких мест на маршруте по побережью Мертвого моря являются
 знаменитые Кумранские пещеры.
  КУМРАН. Как известно, в пещерах Кумрана найдены рукописи, известные
 всему миру под названием "Свитки Мертвого моря".
  От развилки, где шоссе, ведущее из Иерусалима, разделяется на две
 дороги (на Иерихон - влево и на Эйлат - вправо, вдоль побережья Мертвого
 моря), до Кумрана 20 километров. Путь к пещерам Кумрана лежит по
 обесцвеченной, безжизненной местности. Море появляется только за
 поворотом, откуда начинается территория Кумрана.
  Следы пребывания человека в Кумране относятся к VIII веку до н. э.
 Шесть веков спустя, здесь основала свой центр община ессеев, которой и
 принадлежали "Свитки Мертвого моря". Во время царствования Ирода ессеи
 покинули Кумран, а их постройки были разрушены землетрясением. Примерно
 тридцать лет спустя, они возвратились и стали готовиться к "концу света".
 Это событие, т. е. "конец света" и было описано ессеями в одном из
 свитков, известном под названием "Война сынов света против сынов тьмы".
 Конец ессеям пришел в 68 году нашей эры, когда римляне сожгли их
 поселение.
  Во время восстания Бар-Кохбы в Кумране стоял римский гарнизон. Затем
 Кумран был заброшен и пребывал в безвестности 18 столетий, пока в 1947
 году не были найдены случайно первые рукописи. После этого в Кумране
 начались систематические археологические раскопки.
  Среди раскопанных руин привлекает внимание скрипториум (в нем были
 найдены глиняные чернильницы), гончарная мастерская, комната собраний. К
 раскопкам примыкает кладбище ессеев, где обнаружили 1200 могил.
  Спустившись по шоссе, проезжаем еще три километра на юг. Здесь у
 самого берега Мертвого моря раскинулся оазис Эйн Фешха.
  ОАЗИС ЭЙН ФЕШХА. В этом месте выбивается из сухой земли источник
 пресной воды, который наполняет два искусственных больших бассейна для
 купания.
  Оазис, зеленое пятно которого резко контрастирует с окружающим
 суровым пейзажем, очень популярен у израильтян, охотно проводящих здесь
 свой уик-энд.
  Дальше шоссе идет вдоль берега моря, правда, не всегда параллельно.
 Чаще оно петляет в горах.
  В районе киббуца Мицпе Шилоах на самом берегу моря устроена смотровая
 площадка, на которой стоит несколько каменных изваяний, поставленных в
 честь открытия нового участка шоссе от Эйн Фешха до Эйн Геди.
  ЗАПОВЕДНИК ЭЙН ГЕДИ. Заповедник находится в 80 километрах от
 Иерусалима. Следуя указателю, сворачиваем с шоссе направо, и через
 несколько минут мы на автостоянке заповедника.
  Этот оазис богат водой и осадочной горной породой, что обеспечивает
 произрастание пышной растительности.
  Заповедник рассекается каньоном, по дну которого, между скал и
 бамбуковых зарослей, проложена пешеходная тропа, идущая к так называемому
 колодцу Давида. Он представляет собой красивый грот, куда низвергается
 довольно внушительный водопад.
  К истокам водопада также проложен маршрут вверх по склону каньона.
 Путь довольно утомителен, но это компенсируется прекрасным видом, который
 открывается с гребня каньона.
  Склоны каньона изрыты пещерами. В одной из них скрывался Давид от
 гнева царя Саула.
  На территории Эйн Геди обнаружены следы трех крепостей, относящихся к
 временам иудейских царей.
  В пещерах Эйн Геди и в пещерах прилегающего к оазису горного района
 Нахаль Хевер (на пути к Масаде) скрывались повстанцы Бар-Кохбы.
  В заповеднике много птиц, можно увидеть грациозных козлов с изящно
 изогнутыми рогами и других животных.
  С заповедником соседствует процветающий киббуц того же названия, в
 котором имеется молодежный пансионат.
  В 20 километрах от Эйн Геди находится крепость Масада.
  МАСАДА. С этим именем связана одна из самых героических страниц
 истории еврейского народа.
  Масадой называется мощная крепость, расположенная на вершине огромной
 скалы, которая высится недалеко от береговой черты.
  Стены скалы очень крутые. С восточной стороны их высота достигает 300
 метров, с западной стороны - менее ста метров. Именно отсюда овладели
 римляне крепостью, поднявшись на эту высоту с помощью возведенного ими
 вала.
  Географическое положение Масады в зоне безводной пустыни, вдали от
 населенных пунктов, ее природная неприступность, сделали Масаду безопасным
 убежищем. Именно поэтому повелел царь Ирод воздвигнуть на вершине скалы
 мощную крепость. По словам Иосифа Флавия: "... Он воздвиг стену вокруг
 вершины горы и построил поверх стены тридцать семь башен. И царский дворец
 воздвиг он для себя в крепости, на западном склоне горы, под стеной,
 замыкающейся на вершине горы. И повсюду в скале были высечены им бассейны
 для водоемов, благодаря чему ему удалось обеспечить водой жителей
 крепости... Таким образом, крепость была воздвигнута Богом и людьми для
 защиты от врага, который поднимется на нее войной..." И далее: "... Это
 очень сильная крепость, и вот ее характерные особенности: со всех сторон
 очень высокой и широкой скалы идут отвесные склоны, которые спускаются в
 такие бездны, что их не измерить. Тут не ступала нога живого существа.
 Лишь в двух местах есть в скале небольшая покатость и там тропинки, идущие
 кверху, но они очень узки".
  Одна из таких тропинок, называемая "змеиной тропой", и сейчас
 используется некоторыми туристами, желающими совершить пешее восхождение.
 Подавляющее большинство туристов пользуется фуникулером, установленном у
 восточной стены древней крепости.
  Предвидя возможность длительной осады, Ирод приказал построить в
 северной части скалы целый комплекс продуктовых складов и рядом с ними
 выстроить большую общественную баню. Были высечены 12 колоссальных
 бассейнов для хранения воды.
  После смерти Ирода (4 г. до н. э.) Масада была завоевана римлянами и
 находилась в их руках в течение почти семидесяти лет. В 66 г. н. э., в год
 начала антиримского восстания, Масада была отбита.
  После четырехлетней кровопролитной войны, завершившейся разрушением
 Иерусалима, малочисленный гарнизон Масады еще два года сопротивлялся
 римским легионерам. В конце концов римлянам удалось ворваться в объятую
 огнем крепость. К своему удивлению легионеры обнаружили, что все защитники
 крепости, включая женщин и детей, мертвы. Случайно спасшиеся две женщины
 (из девятисот с лишним человек), рассказали, что защитники Масады по
 предложению своего предводителя Элиэзара бен-Яира предпочли заколоть своих
 жен и детей и покончить с собой, но не сдаться врагу.
  Для еврейского народа Масада (Мецада) стала символом героизма,
 символом смелости и самоотверженности, символом преданности свободе.
 Недаром сегодня в ее древних стенах приносят воинскую присягу солдаты
 лучших подразделений Армии Обороны Израиля.
  Периодические археологические раскопки и исследования на территории
 Масады начались с конца XIX века. Но только в 1963-1965 годы трудами
 многочисленных археологов, руководимых Игалом Ядином, были произведены
 систематизированные массированные работы. В результате их была вскрыта вся
 площадь крепости и реставрированы все ее наиболее важные участки. Так,
 сейчас можно осмотреть в северной части крепости трехъярусный "Висячий
 дворец", построенный на самом краю пропасти. На верхней террасе дворца
 сохранилось несколько комнат, отделанных черной и белой мозаикой и
 украшенных стенной росписью. На центральной террасе, служившей, видимо,
 местом отдыха и развлечений, имеется колоннада и круглый павильон. Хорошо
 сохранилась и нижняя терраса. Уцелела (частично) многоцветная роспись,
 украшавшая двойную колоннаду, которая окаймляла просторный внутренний
 двор.
  Южнее "Висячего дворца" расположен большой комплекс зданий с длинными
 узкими помещениями. В них помещались продовольственные запасы, сожженные
 защитниками крепости. В кладовых были найдены сотни кувшинов с остатками
 продуктов. Вблизи складов находится баня в римском стиле с тремя
 комнатами, в полах которых частично сохранились изразцы искусной
 художественной работы, а на стенах - остатки фресок. У западной крепостной
 стены можно осмотреть остатки другого царского дворца, площадью в четыре
 тысячи квадратных метров. В нем были тронный зал и залы для приемов. На
 территории этого дворца можно увидеть два сохранившихся мозаичных панно.
  В восточной стене крепости сохранились жилые помещения. В них были
 найдены домашняя утварь, циновки, остатки обуви и одежды.
  У южной стены находится бассейн для ритуальных омовений "миквэ" с
 тремя купелями.
  Любителям природы можно предложить уникальное по своей природе
 зрелище. Для этого надо приехать в Масаду с ночевкой. С рассветом со стен
 крепости можно полюбоваться восходом солнца. Зрелище весьма необычное и
 красивое: из-за бромистых паров, насыщающих воздух над Мертвым морем,
 восход особенно богат красными оттенками.
  От шоссе, ведущего мимо Масады в Эйлат, ответвляется на запад дорога
 к городу Араду, до которого отсюда 13 километров.
  АРАД. Город стоит на высоком пустынном плато, где воздух необычайно
 прозрачен и чист. В четырех километрах от него находится Тель Арад -
 остатки древнего ханаанского города, упоминаемого в Библии. При раскопках
 в древнем Араде обнаружены не только следы ханаанского периода, но и руины
 израильской крепости с синагогой внутри. Крепость построена во времена
 царя Соломона.
  Новый город основан в 1961 году и входит в число "городов развития".
  Благодаря исключительно благоприятным климатическим условиям, город
 стал курортным центром. Особенно благоприятны здесь условия для лечения
 астмы.
  Развивается город и в промышленном отношении. Здесь действуют
 несколько предприятий по переработке местных полезных ископаемых. В
 настоящее время в городе около 30 тыс. жителей.
  Арад связан и со столицей Негева Беер-Шевой, до которой 50
 километров.
  ИЕРУСАЛИМ И ТЕЛЬ-АВИВ
  Если поездка в Иерусалим - это всегда событие, то поездка в Тель-Авив
 - скорее мероприятие. Иерусалиму подходит глагол "посетить", Тель-Авиву -

<< Пред.           стр. 10 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу