<< Пред.           стр. 16 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу

 станция.
  Если отсюда повернуть назад, то выйдем к Хан эль-Шаварда (второй
 поворот налево). Это место, где сосредоточены мастерские и лавки мелких
 ремесленников. В минувшие времена здесь находился женский францисканский
 монастырь. Предания рассказывают, что, когда в 1291 году мамелюки
 захватили город, сестры-францисканки совершили массовое самоубийство,
 предпочтя смерть бесчестью. Поодаль стоит сторожевая башня крепости
 крестоносцев, единственная из башен того времени, сохранившаяся по всей
 своей высоте. На первом ее этаже сейчас ночной клуб. Башня носит название
 Бурдж эль-Султан.
  Продолжая прогулку вдоль городских стен, выходим к рыбной гавани. Во
 времена крестоносцев это место также служило гаванью.
  От нее повернем по узкой улочке направо, потом налево и вскоре выйдем
 к наиболее интересному зданию Старого города. Это караван-сарай,
 построенный в 1785 году. Он именуется "Хан эль-Умдан" (постоялый двор с
 колоннами). Двор этого здания украшен гранитными колоннами, привезенными
 из Кесарии. Все сооружение, целиком сохранившее первозданный вид, решено
 превратить в гостиницу для туристов.
  Неподалеку высится "Часовая башня", построенная в 1906 году. Если
 подняться по винтовой лестнице на вершину башни, то можно полюбоваться
 великолепной панорамой Старого города.
  На этой же площади находится монастырь св. Франциска, основанный в
 XVII веке.
  От Часовой башни продолжаем двигаться вправо вдоль городской стены,
 пока не выйдем к маяку. Внизу у маяка - развалины фортификации времен
 крестоносцев. В нескольких минутах ходьбы от маяка - цитадель,
 господствующая над всем городом. Цитадель построена в 1785 году. В
 последнее десятилетие турецкого владычества цитадель была превращена в
 тюрьму. Одно время здесь содержался бахайский пророк Баха-Улла. Во времена
 английского мандата в цитадели находились в заключении многие члены
 еврейского подполья, в том числе и организаторы Хаганы. Здесь же были
 повешены несколько еврейских борцов за независимость, обвиненных
 британскими властями в вооруженном терроре. Из цитадели был совершен в
 1947 году массовый дерзкий побег еврейских подпольщиков. Он получил
 широкий международный резонанс.
  В настоящее время большую часть цитадели занимает психиатрическая
 больница, а в остальной части размещен Музей героизма, увековечивший
 память содержавшихся в тюрьме еврейских борцов за свободу и независимость.
 Сохранена камера смертников, в которой можно увидеть одежду красного
 цвета, которую носили приговоренные к смертной казни. Рядом - виселица с
 потертой веревочной петлей и открытым люком в полу.
  Музей открыт с 9 до 17 часов. В пятницу и канун праздничных дней с 9
 до 13 часов. Выходной - суббота.
  С самой высокой точки цитадели открывается прекрасный вид на Галилею.
  Выйдя из цитадели, можно совершить приятную прогулку по лабиринту
 узких улочек Старого города, побывать на красочном и шумном восточном
 базаре.
  * * *
  В двух километрах к северу от Акко находятся так называемые
 "Бахайские сады". Это прекрасно распланированный и ухоженный парк, где
 находится дом-музей пророка бахайской религии Баха-Уллы. Его усыпальница
 расположена рядом с музеем. Он открыт в воскресенье, пятницу и субботу с 9
 до 12 часов.
  В нескольких километрах от Акко, по дороге на Нагарию, находится
 киббуц "Лохамей а'Гетаот" (бойцы гетто). Он основан в 1949 году евреями,
 пережившими гетто Польши и Литвы. В киббуце есть большой музей памяти
 погибших во время Катастрофы. В нем представлены картины и скульптуры,
 авторы которых замучены в концлагерях. Музей открыт в обычные дни с 9 до
 16, в пятницу с 9 до 13, суббота - выходной.
  Долину около киббуца пересекает виадук, сооруженный при Ахмаде
 эль-Джазаре для подачи вод источника Кабри в Акко.
  Продолжаем свой путь на север к приморскому городу Нагария, до
 которого от Акко 10 километров.
  НАГАРИЯ. Это курортный город, облюбованный офицерами и солдатами ООН,
 проводящими здесь свои краткосрочные отпуска. Нагария очень живописный
 город, утопающий в зелени. Он основан в 1934 году беженцами из нацистской
 Германии. Город очень чистый, с аккуратными домиками. Главная улица -
 шдерот Гаатон разделена надвое неширокой речушкой Гаатон, берега которой
 засажены огромными эвкалиптами. "Нагар" (правильное произношение "nahar")
 на иврите "река", отсюда название города "Нагария".
  По улицам Нагарии разъезжают разукрашенные конные пролетки, служащие
 неотъемлемой частью городского пейзажа.
  Если подняться на крышу городского муниципалитета, то можно
 полюбоваться прекрасным видом на Западную Галилею. В самом здании
 помещается небольшой музей археологии и современного искусства.
  Почти у самого городского пляжа, к северу от него, находятся руины
 ханаанского храма Астарты, богини плодородия. Возраст храма исчисляется
 3-5 тысячелетиями. Покидаем Нагарию и движемся дальше на север.
  В трех километрах от Нагарии находится Ахзив.
  АХЗИВ. Это национальный парк с прекрасными пляжами. Во времена
 Второго храма здесь был город процветающей еврейской общины. В этом месте
 стоял укрепленный город византийцев, а позже - крепость крестоносцев. В
 районе раскопок обнаружены следы всех исторических периодов. Неподалеку
 обнаружены многочисленные могилы, вырубленные в скалах. Большинство из них
 относится к периоду израильских царств. В них найдено множество предметов
 религиозного культа.
  К югу от Ахзива так называемая "Французская деревня" (кфар Царфатит).
 Это один из филиалов международного "Морского клуба".
  Еще несколько километров, и мы в Рош а'Никра.
  Рош а'Никра и окрестности. Это крайняя точка побережья на границе с
 Ливаном. Место славится своими знаменитыми гротами. По свидетельству
 очевидцев, они своей величественной красотой вполне могут соперничать с
 "Голубым гротом" на Капри.
  Спустившись в вагончике подвесной канатной дороги глубоко вниз, к
 самой береговой кромке, попадаем в пещерный лабиринт, имеющий проходы в
 открытое море. Врывающиеся в гроты волны с грохотом разбиваются о стены и
 их скальные основания. Рев моря, бушующего у ваших ног под сводами пещеры,
 игра света и тени - все это создает фантастическую картину. Особенно
 впечатляет посещение гротов, когда море неспокойно.
  Гроты открыты для посещения ежедневно с 8.30 до 17 часов.
  От гротов дорога уходит влево. Проезжаем мимо банановых плантаций
 киббуца Рош а'Никра. Шоссе идет в горы вдоль границы с Ливаном по
 направлению к киббуцу Ханита, основанному в 1938 году. В ней есть музей,
 здание которого построено на остатках церкви византийского периода. В
 музее собрана неплохая коллекция местных археологических находок.
  На протяжение тридцати километров дорога в Ханиту проходит по
 сосновому лесу. Когда-то склоны, по которым проходит дорога, были так же
 голы, как и склоны гор по ту сторону границы, в Ливане. Леса, тянущиеся по
 нашу сторону границы, насажены усилиями фонда "Керен Каемет".
  На развилке 28 километра от Ханита поворачиваем направо и движемся по
 направлению к Нагарии. Дорога идет через киббуц Саса, затем проезжаем
 друзское село Хурфиш. Это очень характерное друзское поселение, в котором
 живет около 2000 человек. Высоко над этой деревней, на вершине горы Зебул
 (814 метров над уровнем моря), находится могила друзского пророка Неби
 Сабалана. В дни религиозных праздников сюда стекаются тысячи друзов.
  Еще через 6 км дорога разветвляется. Левое ответвление ведет к Цфату.
 Проехав пять километров по этой дороге, попадаем в Пекиин. Это место
 чтится как религиозными, так и нерелигиозными евреями. Поселение -
 единственное место в Эрец-Исраэль, где, начиная с периода Второго храма и
 до наших дней, зафиксировано непрерывное еврейское присутствие.
  При наличии свободного времени рекомендуется более оптимальный
 вариант путешествия в Цфат. А именно, побывав в Рош а'Никра, возвращаемся
 в Нагарию и, отдохнув в этом курортном городе, продолжим путешествие по
 Верхней Галилее по маршруту Кабри - Ехиам (Джудин) - Пекиин - Мирон -
 Цфат.
  До киббуца Кабри, основанного в 1949 году, четверть часа езды от
 Нагарии. В киббуце установлен памятник бойцам Хаганы, погибшим в этих
 местах в войну за Независимость.
  Почти сразу после Кабри дорога ответвляется вправо к киббуцу Ехиам. К
 нему примыкает территория национального парка с остатками замка Джудин,
 построенного в XII веке орденом тамплиеров. В 1265 году замок был захвачен
 и разрушен султаном Бейбарсом. В XVIII веке Джудин частично восстановлен и
 заселен.
  Возвращаемся на главную дорогу и следуем далее к селению Маалот и
 примыкающей к этому поселению арабской деревне Таршиха.
  От села Таршиха сворачиваем влево, и через несколько минут мы в селе
 Миилия. В этом селе живут арабы греко-православного вероисповедания. Здесь
 находятся развалины замка крестоносцев "Кастеллум Регис" (замок короля).
 Две угловые башни замка с северной стороны руин сохранились в полную
 высоту. "Кастеллум Регис" был захвачен и разрушен султаном Бейбарсом в
 1265 году.
  В нескольких километрах к северу от Миилии находятся развалины еще
 одной крепости крестоносцев - "Монфорт". Эта крепость была построена в
 середине XII века. Монфорт был захвачен и разрушен мусульманами в 1271
 году.
  Из Миилии возвращаемся в Маалот и от него продолжаем путь к Пекиину.
  ПЕКИИН. Это поселение известно не только тем, что здесь имело место
 непрерывное еврейское присутствие, но и тем, что в Пекиине много лет
 прожил глубоко почитаемый верующий рабби Шимон Бар-Иохаи. Узкие улочки
 села ведут к источнику, из которого рабби Шимон и его сын Элиэзер брали
 воду 13 лет, в течение которых они скрывались от римлян в пещере над
 селом. Шимон Бар-Иохаи похоронен в поселении Мирон, находящемся в 7
 километрах к северо-западу от Цфата.
  До 1972 года в Пекиине жило лишь несколько еврейских семей в
 окружении друзов и мусульман. В 1972 году группа иерусалимских студентов
 основала в Пекиине йешиву с целью возрождения здесь еврейской общины. По
 их инициативе была реконструирована древняя синагога, руины которой
 датируются II веком н. э. В стены новой синагоги вделаны камни с
 изображением Ковчега Завета и меноры, сохранившиеся от древней синагоги
 Пекиина. Сейчас в синагоге хранится несколько свитков Торы, возраст
 которых, как полагают, насчитывает более 1000 лет.
  Из Пекиина дорога выводит на шоссе Акко - Цфат. Следуя по этому
 шоссе, мы прибудем в Мирон.
  Мирон и его окрестности. Сегодня это живописное место является
 центром ежегодного паломничества десятков тысяч верующих, которые на
 праздник Лаг Баомер поднимаются по склонам горы Мирон к могилам рабби
 Шимона Бар-Иохаи и его сына Элиэзера.
  Продолжаем подниматься к вершине горы. Здесь после археологических
 раскопок вскрыты остатки одной из самых древних галилейских синагог (III
 век н. э.). Тут же обнаружены "миквэ" и остатки сооружений эллинского и
 римского периодов.
  К югу от мошава Мирон имеются многочисленные пещерные захоронения I -
 VI веков. От здания йешивы можно спуститься по тропинке к пещере, в
 которой, как полагают, похоронен рабби Гилель. На невысоком холме напротив
 могилы Гилеля находится массивный двойной саркофаг, в котором, как
 считают, покоятся останки современника Гилеля рабби Шамая. На вершине
 этого холма - руины синагоги III - V веков.
  Недалеко от Мирона расположена арабская деревня Джим (Гуш Халав). В
 ней живут католики-марониты, выходцы из Ливана. Отсюда родом один из
 руководителей восстания против римлян Иоханан из Гисхалы (Гуш Халав).
  В нескольких километрах к северу от поселения Гуш Халав находится
 древнее поселение Бирам.
  БАРАМ (БИРАМ) И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ. Высоко в горах, на границе с
 Ливаном, находится киббуц Барам, у которого лежат развалины еврейского
 селения Бирам периода Мишны и Талмуда. В этом месте находится одна из
 наиболее сохранившихся синагог конца II, начала III века. До наших дней
 почти полностью сохранился фасад, имеющий три каменных портала.
 Центральный увенчан полукруглой аркой, украшенной барельефами виноградных
 листьев и гроздей.
  Можно увидеть остатки еще одной синагоги того же периода, которая
 простояла до начала XIX века.
  Между жилыми домами киббуца разбросаны остатки древних построек, на
 камнях которых находят надписи на иврите.
  В 25 километрах к северо-востоку от Барама находится возвышенность
 Мецудат Иеша.
  С этих высот открывается прекрасный вид на долину Хула и плато Голан.
 Здесь установлен памятник солдатам, павшим в боях в этом районе.
  * * *
  От Мирона путь лежит на восток к святому городу Сафеду (Цфату), до
 которого остается семь километров.
 
 
  ЦФАТ (САФЕД)
 
 
  Город находится в центре Верхней Галилеи и раскинулся на вершине горы
 на высоте 800 метров над уровнем моря. С плоскогорья открывается
 удивительно красивый вид на Верхнюю Галилею.
  Цфат, один из четырех святых городов еврейства, приобрел свою святую
 славу не в библейские времена (в Библии он не упоминается вообще), а
 значительно позже, в средние века, когда он стал духовным центром кабалы.
 (Кабала - это мистическое учение в иудаизме, основанное на символическом
 толковании слов и чисел в Ветхом Завете).
  Во времена Второго храма Цфат входил в число городов-крепостей, где
 закрепились повстанцы-зелоты.
  Во времена крестоносцев и мамелюков Цфат являлся окружным центром.
  В средние века Цфат превратился в самый крупный из святых городов
 еврейства, благодаря иммиграции евреев из Испании, которые прибыли в Цфат
 через Турцию. В те времена численность еврейской общины Цфата доходила до
 18 тыс. человек. Большинство общины составляли последователи кабалы.
  В Цфате жил и умер духовный отец кабалы рабби Ицхак Луриа.
  С закатом турецкого владычества город пришел в упадок. Очень сильно
 повлияли на судьбу Цфата землетрясения, которым время от времени
 подвергался этот район. Во время землетрясения 1837 года погибло около 4
 тысяч жителей, и было разрушено большинство зданий. Много евреев бежало,
 спасаясь от погрома, разразившегося сразу после землетрясения.
  В настоящее время в Цфате живет 16 тыс. жителей. Цфат входит в число
 "городов развития". В нем строятся промышленные и другие предприятия. В их
 число вошел и недавно созданный научный центр Верхней Галилеи, в котором
 работают ученые-репатрианты из СССР. В городе функционирует большая,
 хорошо оборудованная окружная больница.
  Древние синагоги и священные могилы, живописные кварталы с их
 извилистыми улочками и переулками, по которым прогуливаются старики в
 меховых шапках, сделанных из 12 частей лисьих хвостов, по числу колен
 Израилевых, прекрасный климат, живописные окрестности - все это сделало
 Цфат очень популярным местом, привлекающим массу туристов и паломников.
  Особой достопримечательностью Цфата является "Квартал художников". Их
 на постоянное жительство привлекли сюда, свойственные только Цфату,
 атмосфера и шарм.
  В июле в Цфате проводится ежегодный хасидский фестиваль, а в сентябре
 - традиционный месячник изобразительного искусства.
  Массы людей посещают древние синагоги Цфата. Все они находятся в
 Старом городе, куда спускаемся по главной улице Цфата, вьющейся по склонам
 горы, улице Иерушалаим. По ней доходим до улочек Хатам Софер и Суккок
 Шалом, которые и приводят в Старый город.
  Первая синагога на нашем пути - синагога Абохав, названная по имени
 знаменитого кабалиста рабби Ицхака Абохава, жившего в XV веке. В синагоге
 хранятся древние свитки Торы, которые используются в праздники Рош а'шана,
 Йим Кипур и Шавуот. Примечательно то обстоятельство, что во время
 землетрясения 1837 года в этой синагоге оказалась неповрежденной только
 стена, обращенная к Иерусалиму.
  Затем синагога Алшех, увенчанная куполом, построена в XVI веке, носит
 имя рабби Моше Алшеха, автора комментариев к Торе.
  Далее синагога Банай, в которой находится гробница рабби Баная. На
 улице Алькабец находится синагога Каро, названная в честь рабби Иосефа
 Каро, автора "Шулхан Арух". На улице Наджара находится ашкеназийская
 синагога а'Ари. Считается, что она расположена в том месте, куда рабби
 Луриа приходил славить субботу. Эта синагога была построена в XVI веке и
 затем почти полностью разрушена землетрясением 1837 года. Через 15 лет она
 была отстроена на том же фундаменте.
  Около древнего городского кладбища находится самая знаменитая
 синагога Цфата - сефардийская синагога, также носящая имя а'Ари, одного из
 крупнейших средневековых комментаторов иудаизма. Впечатляет богатство
 интерьера этой синагоги.
  Из других достопримечательностей Цфата в первую очередь надо отметить
 "Квартал художников" с его оригинальными жилыми домами и художественными
 галереями, которые открыты с 9 до 17 часов летом, зимой с 9 до 16 часов. В
 пятницу с 9 до 14 часов и в субботу с 10 до 13 часов.
  У поворота с улицы Иерушалаим в "Квартал художников" находится музей
 печатного дела.
  Много в Цфате и его окрестностях пещер. Самая известная из них -
 пещера Шем ве-Эвер, расположенная недалеко от моста, проходящего над
 улицами Иерушалаим и Пальмах. К мосту поднимаемся по лестнице из Квартала
 художников. Эта пещера связана с именем Шема и Эвера, соответственно сыном
 и правнуком Ноя.
  В западной части города, у подножия горы, находится древнее кладбище,
 на котором похоронены знаменитые раввины, жившие в XVI веке: Кардоверо,
 Алькабец, Алшех, а'Ари.
  На вершине горы, на месте цитадели крестоносцев, разбит прекрасный
 парк "Гиват а'Мецуда" (холм цитадели). Отсюда открывается прекрасный вид
 на Цфат и его окрестности.
  Если идти от городского муниципалитета, находящегося на улице
 Иерушалаим, до первого поворота, то выйдем к музею Глиценштейна. В нем
 экспонируются работы самого Глиценштейна, а также других еврейских
 художников. Экспозиция музея размещена в здании, где находилась резиденция
 турецкого губернатора Цфата.
  * * *
  Из Цфата наш путь лежит на север Верхней Галилеи. Первая остановка в
 городе Рош Пина, до которого от Цфата 10 км.
  РОШ ПИНА основана в 1882 году и является первым еврейским поселением
 нашего периода. С иврита название города переводится как "краеугольный
 камень", что звучит достаточно символично. Действительно, Рош Пина явилась
 первой ласточкой возрождения еврейского поселенчества в Галилее.
  В настоящее время Рош Пина - небольшой приятный городок,
 раскинувшийся на склонах горы Ханаан, с населением в 1000 человек.
 Любопытно то обстоятельство, что в городе живет небольшая группа
 субботников, бежавшая в Палестину от религиозных преследований в России
 еще при царском режиме.
  После Рош Пина дорога раздваивается. Правое ответвление ведет на
 плато Голан, дорога, уходящая прямо, приводит в самую северную точку

<< Пред.           стр. 16 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу