<< Пред. стр. 18 (из 43) След. >>
древнего города осталось в настоящее время прекрасное свидетельство техдней: синагога, которую, однако, не следует путать ни с той, в которой
Иисус давал свои первые наставления ученикам, ни с той, которая была
воздвигнута центурионом, чей слуга был обласкан чудом. Синагога Кириафа
восходит в IV веку, к эпохе императора Юлиана и входит в группу синагог
Высокой Галилеи, построенных, вероятно, на деньги императорского
правительства, у которого еврейские общины должны были просить разрешение
на строительство своих культовых мест. Предположение о финансировании
правительства подтверждается еще и тем фактом, что до сих пор сохранились
орнаментальные мотивы необычные из-за запрета, который накладывался на
изображения в местах еврейского культа.
ТАБГА
Название этой местности представляет собой ошибочное произношение
греческого слова "Гептапегон", что означает "семь источников". Именно в
этой зоне протекают сернистые источники, известные, в свое время, как
средство для лечения болезней кожи. Один из источников, чьи воды слишком
радиоактивны, чтобы ими можно было лечить, упоминается в сказаниях как
место, где Иов был излечен от всех своих болезней.
Но наибольшей своей известностью Табга обязана одному преданию,
связанному с историей христианства: согласно одной версии, существующей и
принятой, начиная с первых веков нашей эры, это и является тем местом, где
произошло чудо приумножения хлеба и рыбы, в память о котором здесь, около
IV века, была воздвигнута базилика, от которой до наших дней сохранились
остатки великолепного мозаичного пола, находящегося теперь в уже новой
церкви Табги. На этой мозаике, с невероятным подбором цветов и изяществом,
изображены животные и растения, типичные для фауны и флоры этих мест. В
Табге Орден францисканцев основал монастырь, к которому примыкает
францисканская церковь Св. Петра, возвышающаяся на озере, где, говорят,
Христос появился в третий раз перед своими учениками после воскрешения.
САФЕД
Слава Сафеда связана, прежде всего, с его прошлым как центра, где
появилась и разошлась по всему миру еврейская религиозная культура. В
дальнейшем, после изгнания евреев из Испании, Сафед в 1492 году,
находившийся в то время под весьма лойяльным владычеством мусульман,
принял многих беглецов, среди которых фигурировали многие знаменитые
интеллектуалы того времени: Иссак Лурия, Хаим Витал, Моше Кордоверо,
Израэль Найяра, Иосиф Каро, посвятившие себя изучению святых писаний.
В настоящее время город четко поделен на кварталы, куда входят
цитадель (Мецуда), квартал древних синагог, квартал художников и
ханаанский квартал.
КИББУЦ АЙЕЛЕТ ХАШАХАР
В районе археологической зоны Тель Хазор простирается киббуц Айелет
Хашахар, основанный в 1918 году и знаменитый своими туристическими
сооружениями. Здесь есть интересный музей, где собраны экспонаты из Тель
Хазора, ханаанского города, развалины которого были обнаружены в 1928
году. В результате раскопок были найдены нижний город и акрополь,
соединенные между собой туннелем глубиной 38 метров, многочисленные
княжеские могилы, дворец, храм с множеством предметов культа и могила царя
Хазора.
ГОЛАН
Ограниченные на западе озером Тибериада и рекой Иордан, на севере -
горой Хермон, на востоке и юге, соответственно, реками Ракад и Ярмук, эти
высоты отмечают самую крайнюю северную границу государства Израиль. Этот
район, одно время известный благодаря своему плодородию - Голан - это
исторический Баш'ан из библии - в настоящее время возделывается жителями
свыше двадцати еврейский поселений, сложившихся там с 1967 года. Когда
сирийские войска ушли из Голана, там остались группы крестьян, друзов и
черкессов.
Над Голаном доминируют, зачастую, заснеженные очертания горы Хермон,
достигающей на израильской территории высоты в 2.224 метра, истинного рая
для любителей горнолыжного спорта, т.к. снег часто остается лежать с
ноября по март. Со склонов горы Хермон берет начало река Иордан, воды
которой пополняются от таяния снегов.
БАНЯС
Зеленея лесами, оживляемыми плеском ручьев и шумов водопадов,
раскинулось по склонам Хермона местечко Баняс, с древних времен выбранное
судьбой, как храм природы. Уже ханаанцы, издревле являющиеся первыми
хозяевами этих мест, преклонялись родниковым божествам, а греки посвятили
их культу Пана, бога природы, которому воздвигли немало статуй, помещенных
в ниши, до сих пор сохранившихся неподалеку от главного родника. Кажется,
что нынешнее название этого места происходит от искажения арабами древнего
греческого названия Панеас, в то время как в римскую эпоху место это было
известно как Кесария Филиппи, неоднократно упоминаемое в Евангелиях.
Баняс, разрушенный землетрясением, был оккупирован крестоносцами,
поселившимися около 1130 года в расположенном неподалеку форте Субейба,
сооруженном на руинах замка Немрод, построенного, по преданию, легендарным
царем Вавилонии, сыном Кама, "первым, властвующим над землей". От форта до
сих пор сохранились остатки, говорящие о таинственном и захватывающем
прошлом, поскольку город после ухода крестоносцев попал в руки секретной
секты хашишимов, чьи адепты, употребляющие наркотики, зачастую пятнали
себя убийствами, совершаемыми, прежде всего, по политическим причинам,
отчего имя их стало, само по себе, символом насилия, от которого родилось
слово "преступник".
БИРШИБА
Столица засушливого района Негев, город Биршиба, построен на границе
пустыни, в местах, богатых историческими и библейскими воспоминаниями.
Считающееся археологами одним из самых древних поселений того района,
Биршиба неоднократно упоминается в Ветхом Завете. Названием своим город
обязан еврейским традициям, потому что Биршиба означает "колодец
обещания", в память о колодце, вырытом Абрамом, перед которым патриарх и
царь Абемелек поклялись никогда не враждовать друг с другом. В этой зоне
проживал пророк Илиаф, бывали здесь Исаак, Яаков и Джошуа, а еврейский
народ поселился здесь после ухода из Вавилонии и Египта. В последующие
века Биршиба был ничем другим, как скромной деревней у въезда в пустыню и
приобрел некоторую важность только к концу девятнадцатого века, когда
турецкие власти пытались превратить ее в административный центр,
контролирующий южные территории Палестины. За последние десятилетия
Биршиба развивалась такими быстрыми темпами, что в настоящее время может
считаться одним из наиболее жизнедеятельных городов страны, оснащенным
современной туристической инфраструктурой и всеми службами, необходимыми
для жизни большого города.
Кроме активно действующего промышленного квартала, дающего работу
жителям целого региона, нынешняя столица Негева может гордиться наличием
многочисленных мастерских художников, учебных заведений всех уровней,
знаменитого университета Бен Гурион и богатым музеем, расположившимся в
мечети старинного городка. Основной характеристикой Биршибы является, без
всякого сомнения, космополитизм ее жителей. В Биршибе проживают иммигранты
почти из семидесяти разных стран, начиная с первых, из Марокко и Румынии,
вплоть до семей, совсем недавно прибывших из СНГ и Аргентины.
Бедуины, проживающие в квартале Тель Шава в палатках среди пустынных
дюн, выплескиваются на улицы города в четверг утром, в базарный день. Этот
базар является одной из основных достопримечательностей для туристов,
желающих приобрести ковры, подушки, седла для верблюдов, характерные
головные уборы, изящно инкрустированные предметы и другие вещи местного
кустарного производства.
ДИМОН
Вдоль дороги, соединяющей Биршибу с Содомом, лежит Димон, основанный
в 1955 году прямо в пустыне с целью дать пристанище рабочим, занятым на
различных предприятиях, расположенных у Мертвого моря, и на фосфатных
рудниках Орона. Наряду с Ерохамом, этот, постоянно растущий городок,
представляет собой промышленное сердце района Негев. Он славится своими
заводами по производству стекла, а также предприятиями текстильной
промышленности. В окрестностях города проводится сельскохозяйственный
эксперимент по выращиванию оливы и фруктовых деревьев. В районе Димона
располагается государственное предприятие, занимающееся изучением и
добычей имеющихся в этом районе радиоактивных минералов, а также
производством тяжелой воды.
Неподалеку от городского центра, заселенного, прежде всего,
иммигрантами из Северной Африки, говорящими на французском языке, высятся
руины древнего Мамшита, наватийского поселения, восходящего к I веку нашей
эры, где археологи нашли остатки двух великолепных византийских церквей и
грандиозных гидросооружений того периода в прекрасном состоянии.
АВДАТ
На вершине холма, с которого открывается вид на безграничную,
опаленную солнцем пустыню, высятся руины величественных стен Авдата,
древнего наватийского города, восходящего к III веку до н. э., который
вместе с Мамшитом, Халузой, Шивтой и Низаной входил в знаменитые пять
наватийских городов. Наватийцы называли себя преемниками Навата, сына
Измаила, рожденного, в свою очередь, от Абрама и рабыни Агар; их
цивилизация процветала, в особенности, в период между I веком до нашей эры
и первой половиной I века нашей эры, когда благодаря контролю за
караванными путями, ведущими из Персидского залива и Йемена, через их
царство, в Дамаск и Газа, им удалось значительно обогатиться. Авдат,
стоящий на пути, соединяющем Петру, столицу наватийского царства, с
Эйлатом и Газа, тоже стал крупным торговым центром, чье развитие
оборвалось только лишь с завоеванием Негева императором Трояном в 106
году. Раскопки, произведенные в 1952 году, дали возможность проследить
через века уклад жизни византийской эпохи. До сих пор остается тайной, как
древний Авдат, окруженный пустыней, мог выращивать такие богатые урожаи.
Кажется, что древние жители пустыни были большим мастерами в сохранении
редких атмосферных осадков и, прежде всего, в выборе сельскохозяйственных
культур, пригодных для засушливых земель, показывая при этом удивительное
знание технических приемов.
ЭЙЛАТ
Эйлат, выходящий на залив Акаба, на крайнем юге Израиля, родился и
вырос там, где раньше находился древний порт Эцион Гебер, бывший предметом
яростных распрей среди народов, которые, проживая в его окрестностях,
надеялись получить доступ к Красному морю. Нынешний Эйлат, весь обращенный
в будущее, кажется, не сохранил следов от своей тысячелетней истории:
место представляет собой веселый курортный городок, постоянно развивающий
туризм и торговлю, связанный, прежде всего, с портом, чье необычное
географическое положение открывает единственный путь, через который
Израиль может получить выход к Индийскому и Тихому океанам. Каждый день в
порт прибывают и отправляются тонны грузов. Все возрастающая роль Эйлата в
торговом мире способствует быстрому городскому развитию, благоприятствуя
иммиграции, создавая новые промышленные предприятия и воплощая в жизнь
грандиозные проекты - например, по обессоливанию морской воды, призванные
превратить этот морской центр в современный лагунный город. Так, за
короткое время, жалкое скопище убогих домишек, из которых состоял Эйлат до
1949 года, стало настоящим всемирно известным раем для туристов. Здесь
постоянно светит солнце, отражаясь в кристально чистом море, богатом
чудесами природы, которыми можно полюбоваться в Обсерватории подводного
царства, сооруженной, частично, под водой и оборудованной огромными
иллюминаторами, дающими возможность посетителям наблюдать за многообразной
фауной Акабского залива.
Вдоль дороги, ведущей к Эйлату, высится Тимна, довольно значительный
горнопромышленный центр, где беспрерывно работают израильские рабочие,
занимающиеся добычей из подземных недр меди и магния, которыми богата эта
зона. Здесь, по преданию, находятся знаменитые копи царя Соломона, на
которого работали тысячи рабов, добывающих медный минерал. Археологические
раскопки, проводившиеся под руководством Бена Ротенберга в период между
1959 и 1969 годами, свидетельствуют, с другой стороны, о том, что ковкий
металл добывался здесь уже 6.000 лет назад. В XV веке область была
оккупирована египтянами, занимающимися эксплуатацией рудников, они и
построили в тех местах храм, посвященный богине Хатор, расположенный в
тени пилястров царя Соломона, одного из наиболее впечатляющих естественных
горных образований страны.
Здесь мы закончим наше путешествие по Израилю.
ИНФОРМАЦИЯ
ДЛЯ РЕПАТРИАНТОВ
- Я не знаю, о чем вы спорите, но ехать надо!
Старый еврейский анекдот
* * *
В море встречаются два теплохода. Один идет из СССР в Израиль, другой
из Израиля в СССР. Еврей, стоящий на борту первого, выразительно крутит
пальцем у виска. Еврей с другого теплохода отвечает ему таким же жестом.
- Это у нас такое национальное приветствие, - объясняют они
пассажирам.
Из еврейского юмора
АБСОРБЦИЯ
Абсорбция включает полную интеграцию новоприбывших во всех областях
жизни в Израиле: жилье, работа, образование, культура, участие в
демократическом процессе.
ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ
РЕПАТРИАНТАМИ
Репатриантами занимаются несколько организаций и учреждений.
МИНИСТЕРСТВО АБСОРБЦИИ
Министерство абсорбции занимается разработкой общей программы
абсорбции и ее выполнением. Для ответов на вопросы репатриантов открыта
круглосуточная телефонная линия
в Иерусалиме 02-294360
в Тель-Авиве 03-5651261
в Хайфе 04-303150.
СПИСОК ФИЛИАЛОВ МИНИСТЕРСТВА АБСОРБЦИИ:
Главная канцелярия - Иерусалим Ха-Кирия, здание номер 2. Тел.
02-695611
Аэропорт им.Бен-Гуриона, бюро информации.
Тел. 03-9711197; 03-9711019
ответственный дежурный. Тел. 03-9711571; 03-9711573
Иерусалимский округ - Иерусалим, ул.Гилель, 15. Тел. 02-241121
Ашкелон, ул.Герцль, 29. Тел. 051-750116; 051-751210
Кирьят-Маалахи - торговый центр. Тел. 08-581688
Беэр-Шевский округ, Беэр-Шева, сдерот Ха-Несиим, здание Негев. Тел.
057-30811
Димона, ул. Орон, 11. Тел. 057-559213
Арад, ул. Иегуда, 34, торговый центр. Тел. 057-95707
Шдерот, ул. Ха-веред 7/364. Тел. 051-897033
Эйлат, сдерот Ха-Тмарим, здание Солель-Боне. Тел. 059-72367
Тель-Авивский округ - Тель-Авив, ул. Эстер Ха-малка, 6. Тел.
03-5449988
Ришон-ле-Цион, ул.Жаботинского, 49. Тел. 03-9305647
Бюро информации для резервистов армии Тель Ха-Шомер. Тел. 03-345130
Рамла, ул.Ицхак Саде, 7. Тел. 08-225540
Реховот, ул.Соколов, 2. Тел. 08-460997
Кфар-Саба, ул.Бен-Гурион, 14. Тел. 052-546411
Раанана, ул.Ахуза, 117. Тел. 052-919678
Бюро в Нетании - ул. Смилянски, 4. Тел. 053-621333/4, 051-617253
Бюро в Ашдоде - ул. Дорот Ришоним, 26. Тел. 08-523250, 08-521993,
08-522666
Бюро Холона и Бат-Яма, ул. Эйлат, 39, Холон.
Тел. 03-5021992, 880404, 5037633
Хайфский округ - сдерот Паль-Ям, 7, Хайфа.
Тел. 04-681332
Акко, ул. Бен-Ами, 2. Тел. 04-910577
Нагария, кирьят Иосифталь, дом престарелых. Тел. 04-823519
Кармиэль, ул. Ха-Галиль, 3/25. Тел. 06-985317