<< Пред.           стр. 2 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу

  Помимо "старения" наблюдается еще один побочный эффект иммиграции, а
 именно: "русский акцент". В общественных местах часто можно увидеть
 рекламу на русском языке, многие израильские фирмы снабжают свои товары
 этикетками, написанными по-русски. Не говоря уже о том, что газетные
 киоски сейчас прямо пестрят кириллицей.
  Появление сотен тысяч новых потребителей сказалось также и на
 торговле. Каждый новоприбывший должен обзаводиться домашней утварью,
 поэтому в магазинах электротоваров бум - каждая семья вынуждена приобрести
 хотя бы минимум товаров, и в этот минимум входит телевизор, холодильник,
 плита и стиральная машина. Продавцы утверждают, что клиенты-репатрианты
 любят все "большое", и даже научились произносить это прилагательное
 по-русски. Новые клиенты непременно требуют самый большой телевизор, с
 самым большим экраном, самый большой холодильник и самую большую плиту.
 Возможно, они тем самым компенсируют невозможность приобретения в данный
 момент "самой большой" машины.
  Многие отрасли торговли и промышленности остались "непокрытыми" и
 никак не выиграли от наплыва потенциальных потребителей. К этим секторам
 относятся магазины дорогой одежды, дорогие салоны-парикмахерские,
 туристические агентства, гостиничное дело, кафе, кантри-клубы и т.д. Зато
 процветают недорогие, непретенциозные рестораны с русской кухней и
 музыкой, рекламные агентства, посреднические фирмы, мясные некошерные
 лавки.
  Репатрианты предпочитают покупать продукты на рынке, поэтому там
 наиболее часто можно услышать русскую речь. Впрочем, на русскую речь
 теперь уже никто в Израиле не оборачивается...
 
 
  Данные 1993 года - "Голос Израиля"
 
 
  Из всего израильского населения 60,5уроженцы СССР. Уроженцы Европы,
 Америки и Австралии составляют 24,9Азии и Африки - 14,6%.
  Средняя продолжительность жизни мужчин в Израиле 74,9 года, женщин -
 78,4, а среднемесячная зарплата израильтянина - 1180 долларов.
  Со дня основания государства Израиль из других стран приехали 2 млн.
 репатриантов. По прогнозам "Сохнута", до конца 1998 г. приедут еще
 полмиллиона репатриантов.
  В нынешнем году репатриация из России и Содружества Независимых
 Государств продолжается и находится на уровне 8 тысяч человек в месяц.
  Есть данные о количестве евреев в отдельных регионах СНГ. В Москве до
 1989 г. жили 175 тысяч евреев, теперь их 120 тысяч. В мусульманских
 республиках и на Кавказе живут 250 тысяч евреев. И на огромном
 пространстве от Урала до Дальнего Востока - 100 тысяч евреев.
  АЛИЯ - ОЖИДАНИЕ И НАДЕЖДЫ
 
 
  В опере идет "Евгений Онегин". Певцы поют невнятно и Рувим Лапидус
 вынужден спросить у соседа:
  - Что происходит?
  - Онегин послал вызов Ленскому.
  - А семье?
  Из еврейского юмора
 
 
  К психологии израильского общества нельзя подходить линейно. Сионизм,
 согласно определению известного израильского историка проф. Авинери, был и
 продолжает быть "перманентной революцией еврейского народа". И так как
 страна строилась и заселялась не одномоментно, каждая волна репатриантов,
 накатываясь одна на другую в разные исторические промежутки времени,
 накладывала свой отпечаток на облик и психологию народа. Однако
 экзистенциальная общность объединившая все слои израильского общества в
 единый, хотя и неоднородный конгломерат, сформировала некий консенсус,
 основу для дальнейшего формирования израильского национального сознания.
 Смогут ли репатрианты из бывшего СССР, с их своеобразной психологией,
 стать частью этого консенсуса?
  "Русский" репатриант ждет от Запада (и от Израиля как части Запада)
 уверенной тенденции к прогрессу. На достигнутом ныне уровне технологии и
 культуры, в том числе культуры негоциации, ему представляется естественной
 и необходимой всечеловеческая интеграция, - интеграция с глубоким анализом
 и масштабным планированием мировых и региональных процессов, а также
 эффективным контролем над вооружениями, экономикой, болезнями, пороками. С
 тщательным соблюдением прав человека.
  Словом, вместо "империи зла", из которой он вырвался, свободный мир
 видится ему - хотя бы в неопределенном будущем - как "империя добра", но,
 конечно, без имперских атрибутов вроде диктаторской власти, тайной
 полиции, принудительной идеологии и т.п.
  Альфой и омегой ожидаемого социального устройства должны быть Право и
 Закон, которые, в свою очередь, не застывают в раз и навсегда заданной
 форме, а прогрессируют, совершенствуясь под влиянием общественной мысли.
  Многие из новых репатриантов - увы, безработные. Местный рынок пока
 что не раскачался, а кроме того, на многие специальности нет большого
 спроса.
  * * *
  Однако некоторые репатрианты предпочитают не ждать милостей от
 израильской экономики, а взять их, вернее создать, своими руками. Те из
 них, которые достаточно инициативны, имеют шанс стать маленькими
 капиталистами - а со временем и большими.
  Но как войти в мир бизнеса, не имея ни первоначального капитала, ни
 предпринимательских навыков, ни умения ориентироваться в лабиринтах
 незнакомой финансовой фискальной системы? Тем более, что репатрианты в
 своем большинстве не ориентированы на бизнес.
  Упор делается на профессиональный уровень, который в их среде
 довольно высок. Однако многие инженеры, врачи, преподаватели, ученые
 оказываются в ситуации, когда их профессиональные навыки остаются
 невостребованными. Это не означает, что эти навыки негде приложить. Один
 из способов найти им применение - открыть собственное дело в области, с
 которой потенциальный предприниматель знаком. Это открывает перед
 репатриантами новые возможности.
  Что касается первоначального капитала, то эту проблему решает
 Иерусалимский центр поощрения частной инициативы с помощью ссуды на
 льготных условиях.
  Ссуда ограничена суммой 75 тысяч долларов под низкий процент сроком
 на пять лет и оформляется через банк. Центр поощрения частной инициативы
 обладает капиталом для инвестиций. Этот капитал составляет 10 миллионов
 долларов. До сих пор из этого капитала инвестирован только один миллион
 долларов. В фонд было подано 558 заявлений-просьб. Только 95 из них были
 удовлетворены. Дело в том, что потенциальный предприниматель обязан
 представить подробный план с целью доказать жизнеспособность будущего
 предприятия.
  Консультант фонда проверяет все расчеты и выкладки с тем, чтобы
 убедиться в его рентабельности. Фонд также "опекает" новых бизнесменов на
 первых порах, проводит для них соответствующие консультации, а местные
 клубы деловых людей обычно принимают новых репатриантов без уплаты
 взносов, стараясь приобщить их к деловой жизни страны.
  В Центре действует несколько секторов, и при каждом имеется
 консультант.
  Так, например, врач курирует врачей, инженер-электронник - инженеров,
 специалист по программированию - программистов и т.д.
  Многие экономисты считают, что поощрение частного бизнеса небольшого
 объема является на сегодняшний день самым перспективным способом создания
 новых рабочих мест. Эффективность подобной экономической политики доказана
 на примере многих стран.
  МИЛЛИОНЕРЫ
  - Кем собирается стать ваш сынок?
  - Миллионером.
  - Что же он для этого делает?
  - Для начала стал смотреть на нас с мужем, как на бедных
 родственников!
  Из еврейского юмора
 
 
  Сколько миллионеров приходится на душу населения?
  По приблизительным оценкам Объединения израильских банков, в Израиле
 есть более 100.000 граждан, чья собственность составляет миллион и более
 долларов. Сюда входят и наличные деньги и недвижимое имущество. Что
 касается собственно наличных, а также вкладов, облигаций полисов и
 пенсионных фондов, то к концу 1990 года граждане Израиля сосредоточили в
 своих руках 239 миллиардов шекелей (105 миллиардов долларов).
  Средняя израильская семья имеет собственность на сумму около 200.000
 шекелей.
  Точных данных о распределении доходов нет, но поскольку есть большая
 прослойка граждан, не имеющих капиталов, считается, что верхний эшелон
 располагает суммами, в пять раз превышающими средний уровень.
 
 
  ИЗРАИЛЬ: ФРАГМЕНТЫ
  - Сема, мне интересно, если у них так плохо, а у нас так хорошо,
 почему им так хорошо, а нам так плохо?
  Из еврейского юмора
 
 
  С тех пор как обмен информацией между Израилем и СНГ перестал быть
 политической проблемой, спрос на информацию из Израиля все еще превышает
 предложение.
  Во-первых, для многих граждан бывшего СССР и его республик, ныне
 ставших самостоятельными государствами, Израиль - это страна, по которой
 они "примеряют" эмиграцию.
  Во-вторых, отсутствие непрерывного потока информации, Израиль для
 многих остается неким мифическим государством, образ которого каждый
 строит в зависимости от устаревших стереотипов или в соответствии со своим
 эмоциональным отношением к так называемому "еврейскому вопросу".
  Очень часто Израиль становится как бы проекцией тех этнических
 взаимоотношений, которые сформировались в бывшем СССР.
  * * *
  Дело в том, что представить Израиль гораздо труднее, нежели
 представить Англию или Америку.
  Израиль - страна неоднородная, волны иммиграции со всех концов
 планеты сформировали своеобразную страну, состоящую из различных
 контрастирующих фрагментов. Совместить эти фрагменты в некий единый образ
 - весьма трудно.
  * * *
  Израиль - это и Восток, и Запад, причем отнюдь не сплав одного с
 другим.
  Смесь этносов, стилей, часто несовместимых, социальных моделей,
 субкультур.
  * * *
  Израиль, где не существует ни "типичного" израильтянина, ни
 "типичного" ландшафта, - страна, которая выглядит еще более
 многокультурной и многонациональной, чем такие традиционные иммигрантские
 страны, как Америка и Канада.
  Страна, где евреи испытывают шок и удивление при встрече с другими
 евреями - вопреки ожиданию, совсем не такими, как они...
  * * *
  Поэтому "представить" Израиль - означает выбрать фрагменты. Выбор
 этот произволен и субъективен - у каждого свой Израиль.
  * * *
  Может быть, твой Израиль окажется другим.
  Если ты приедешь и "построишь" его своими глазами - из тех
 фрагментов, которые окажутся у тебя под рукой...
  ПОТРЕБЛЕНИЕ (по материалам израильской прессы)
  Приписываемое йогам изречение "что ты ешь, то ты есть" на самом деле
 касается не только питания. Его можно понимать и более широко,
 распространяя на потребление вообще.
  Невозможно получить полное представление о стране и обществе, не
 изучив его потребительских привычек, которые являются неотъемлемой частью
 образа жизни.
 
  Трудно определить четкий потребительский профиль израильтян. Но вот
 некоторые его обобщенные параметры: израильский "народный" автомобиль -
 японского происхождения; израильская кухня - это "сборная солянка" из
 самых разнородных компонентов; израильский семейный бюджет характерен
 отсутствием бережливости - средняя семья тратит обычно больше, чем
 зарабатывает; в манере одеваться преобладают две тенденции -
 средиземноморская с итальянским уклоном и американский "базис", ставший,
 впрочем, международной городской униформой...
  * * *
  Зарабатывают - 2.800; тратят - 4.200
  "Корзина товаров и услуг на семью из 4-х человек" стоит в среднем в
 месяц 4240 шекелей (без стоимости жилья - 3225 шекелей). Средняя зарплата
 в хозяйстве составляет 2860 шекелей брутто.
 
  * * *
 
  Высокий банковский процент привел к тому, что продавцам невыгодно
 держать товар на полках, и они спешат от него избавиться, предлагая
 скидки. Безработица ведет к тому, что граждане делают меньше покупок.
 Подешевели фрукты и овощи - на 6,6 жилье - на 0,1 культурные и
 развлекательные мероприятия упали в цене в среднем на 0,40
  А те наименования "корзины", которые подорожали, поднялись в цене
 совсем незначительно: пищевые продукты - на 0,7 коммунальные расходы - на
 0,6 мебель - на 0,8 услуги здравоохранения - на 1,3 Наиболее ярко выражено
 сезонное подорожание одежды и обуви - 3,4
 
 
  Зарисовки
  Израиль встает рано. Но первыми просыпаются автомобили, ночующие,
 тесно прижавшись друг к другу, вдоль тротуаров. Нет ни одной большой или
 маленькой улицы, где каждый клочок разрешенного пространства не занимали
 бы автомобили.
  Разного цвета и размера, по утрам они создают симфонический оркестр,
 благодаря звуковым "сторожам", которыми оснащают свои транспортные
 средства израильтяне. Быстрее остальных машин несутся автобусы.
 Одноэтажные и двухэтажные, красивые и комфортабельные, кажущиеся
 громоздкими, но не уступающие в ловкости юрким автомобильчикам, автобусы
 со свистом пролетают мимо, обдавая мощной волной горячего воздуха. Но
 достаточно пассажиру в салоне нажать кнопку - это можно сделать, не
 вставая, с любого места, - и перед водителем загорается табло:
 "Останови!", и автобус замедляет свой бег, подруливает к остановке,
 высаживает одних, принимает других. Даже если ты стоишь один на скоростной
 трассе, автобус непременно притормозит и подберет.
  * * *
  В пять часов утра уже открыты маленькие магазинчики. Подъезжают
 машины, из них выгружают молочные продукты, хлеб, булочки и еще что-то в
 коробках и ящиках.
  Самое удивительное - в магазинах есть покупатели. Солдаты - мальчики
 и девочки - берут какао в полиэтиленовых пакетах, надкусывают краешек и с
 детским наслаждением завтракают на ходу.
  А вот пришла пожилая госпожа. Она берет свежий хлеб, сметану...
 Видимо, в ее обязанности входит приготовление домашнего завтрака для
 работающих членов семьи.
  Из подрулившей к магазину "субару" выскочил хозяин, попросил пачку
 "Кента". Ранний велосипедист, похоже, заботится о сегодняшнем обеде: пакет
 наполняется основательно.
  * * *
 
  Новый день открывали автомобили и магазинчики. И еще небольшие
 уличные кафе.
  Вот встает из кресла, опираясь на красивую резную палочку, сухонькая
 дама. Определить ее возраст можно так: от пятидесяти до восьмидесяти.
  Она обсудила все новости в одном из кафе с ровесниками, причем
 подслушать беседу нелегко, ибо она ведется на иврите, идише, русском,
 румынском или еще каком-нибудь из европейских языков.
  А вот вышел из подъезда и понес себя по улице важный ребе. Он весь в
 черном, при шляпе и застегнут на все пуговицы. Ребе при шляпе и дама с
 палочкой пересекают тротуар и садятся в автомобили. За руль.
  Через секунду обе машины срываются с места и сразу забываешь, кто их
 хозяева. Теперь это джигиты, никому не уступающие тропу.
  ЧТО ЕДЯТ?
  Хозяйка дома приготовила на ужин утку, выложила ее на стол и ждет от
 гостей похвал.
  Однако гости жуют молча. Тогда хозяин, спасая положение, замечает:
  - Интересная вещь! Вот мы едим сегодня эту утку и даже не
 задумываемся, что много веков назад на свете было только две утки, которые
 Ной взял в свой ковчег.
  Один из гостей спрашивает:
  - А что случилось со второй?
  Из еврейского юмора
 
 
  В Израиле пока еще не существует того, что мы могли назвать
 "израильская кухня".
  Кухня страны также эклектична, как ее культура. Иммигранты из разных
 стран привозят сюда не только культурный багаж, но и многолетние
 кулинарные привычки. Но климат и образ жизни делают свое дело, проходят
 годы, и обнаруживается, что "русская" или "марокканская" кухня в Израиле -
 это не совсем то или даже совсем не то, что русская кухня в России и
 марокканская в Марокко.
  Возникают некие кулинарные мутации. Привезенные из-за границы
 кулинарные привычки приходится менять, и "русские" рецепты претерпевают
 при этом больше изменений, чем "марокканские".
  Это происходит потому, что Марокко, как и Израиль, средиземноморская
 страна, а Россия или Польша - нет.
  * * *
  Древняя культура питания в Индии не единственная, в которой
 диетические предписания приравниваются к религиозным.
  В буддизме существует запрет на употребление в пищу мяса коровы,
 которая считается "священной", но иудаизм и ислам накладывают запрет на
 свинину вовсе не из-за ее священных свойств, а совсем наоборот. Еврейские
 правила кошерности в последнее время получают неожиданную поддержку со
 стороны диетологов: они утверждают, например, что исключительно вредно

<< Пред.           стр. 2 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу