<< Пред.           стр. 26 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу

  До 19 века в понятии "иудаизм" невозможно было отличить национальный
 аспект от религиозного и понятия "еврейство" не существовало вне понятия
 "иудаизм". Понятие "еврейства", как народа, возникло впервые в 19 веке, с
 распространением секуляризма и национализма в Европе, привнесших в
 еврейское сознание два аспекта, заключаемые в понятии "еврей" - религия и
 национальность.
  В ту же пору обозначились новые возможности в понимании слова
 "еврей". С одной стороны, в ту эпоху еврей были ассимилированы с
 национальной точки зрения, и предпочитали видеть себя частью французского,
 немецкого или другого народа, а в свое еврейство вкладывали только
 религиозный смысл. Они называли себя приверженцами веры Моше.
 Восточноевропейские евреи же подчеркивали национальный аспект в понятии
 "еврей".
 
 
  ГАЛАХА
  Еврейская религия - это не только вера и мировоззрение, но и
 практическая религия, требующая от верующего соблюдения совокупности
 указаний "делай" и "не делай" - "Тарьяг Мицвот" - 613 заповедей. Их начало
 - в 10 Заповедях и в законе, данном Моше, своему народу и записанному в
 книгах Торы.
  Пока народ Израиля жил в своей земле, законы и повеления соблюдались
 и корректировались величайшими мудрецами. Однако после изгнания евреев и
 оформления кодекса законов в Талмуде (Вавилон, 500 г. до н.э.) он
 превратился в основу еврейского образа жизни в странах рассеяния и строго
 соблюдался в рамках Галахических законов Талмуда.
  Книга "Шульхан Арух" (Накрытый стол"), составленная в Цфате в 15 веке
 раввином Иосифом Каро, стала Практическим руководством оформившейся в
 течении многих поколений Галахи.
 
 
  ТЕЧЕНИЯ В ИУДАИЗМЕ
  В последние столетия произошли изменения в еврейском религиозном
 поведении. Многие оставили религию, другие провели "реформу" и стали
 только частично выполнять религиозные заветы. Эти группы, находящиеся в
 большинстве своем в Америке и англо-саксонских странах, называются
 "реформистским иудаизмом".
  Другое течение в иудаизме называется консервативным. Консервативные
 евреи соблюдают больше законов Галахи, чем реформисты.
  "Ортодоксальный" иудаизм строго соблюдает все заповеди Галахи. В
 Израиле преобладает ортодоксальное течение иудаизма, хотя существует
 несколько реформистских и консервативных общин.
  На сегодня религиозная часть населения оставляет около четверти
 населения Израиля, около половины определяет себя соблюдающими традиции, а
 оставшаяся четверть считает себя светской.
 
 
  ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ
 
 
  В силу того, что в момент создания государства статус религии не был
 четко определен основополагающими законами, религиозные партии
 потребовали, чтобы вопросы, бывшие в ведении еврейской общины до создания
 государства, были оформлены законодательно. Это относится к таким
 вопросам, как брак и развод, закон об отдыхе в субботу и в праздники,
 соблюдение кашрута в Цахале и т.д. Это породило многие идеологические и
 практические проблемы, такие как, например, работа аэропорта и
 общественного транспорта в субботу и праздничные дни.
 
 
  "СТАТУС-КВО"
  С первых дней государства существует соглашение, называемое
 "статус-кво в религиозных законах". По этому соглашению была разрешена
 работа по субботам лишь тех организаций, которые уже работали до этого, и
 запрещено создание новых органов, работающих в субботу. Так, например,
 была запрещена работа общественного транспорта по субботам и праздникам
 (кроме Хайфы и Севера, где общественный транспорт действовал еще во
 времена британского мандата). В субботу работают такси, а также радио и
 телевидение, прекращающие работу только в Судный день, но почта не
 действует.
  Спор о связи религии с государством в Израиле продолжается. Такие
 вопросы, как работа аэропорта в субботу или проблема "Кто является евреем"
 в соответствии с законом в возвращении, время от времени появляются в
 повестке дня, но обычно не решаются однозначно.
 
 
  "КТО ЯВЛЯЕТСЯ ЕВРЕЕМ?"
  Одна из проблем, находящаяся в центре общественного спора - вопрос:
 "Кого считать евреем?". Решение этой проблемы впрямую влияет на три
 закона: "Закон о Возвращении", гласящий, что любой еврей имеет право
 репатриироваться в Израиль; закон о судопроизводстве в религиозных судах
 (брак и развод) и закон о записи населения в Теудат-зеут. В момент
 образования государства Давид Бен-Гурион обратился к 50 еврейским
 философам во всем мире и попросил их дать определение понятия "еврей". 37
 из них дали религиозное галахическое определение ("Тот, кто рожден
 еврейской матерью или принял иудаизм"). В конце концов было принято
 решение не давать никакого определения и писать "еврей" в графе
 "национальность в теудат-зеуте любому, заявляющему об этом. В 70-х годах
 религиозные партии добились принятия поправки к Закону о Возвращении,
 согласно которой еврей - человек, рожденный еврейской матерью или
 перешедший в иудаизм, не исповедующий другую религию.
  ОБРАЗОВАНИЕ
  Образование является одной из самых развитых услуг в Израиле. Эта
 глава описывает структуру израильской системы образования, с дошкольного и
 до высшего, изучение языка иврит в ульпанах и трудоустройство
 репатриантов-учителей.
 
 
  ЗАКОН ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ
  БЕСПЛАТНОМ ОБРАЗОВАНИИ
 
 
  Одним из первых законов, принятых Кнессетом, был закон об
 обязательном бесплатном образовании. Этот закон устанавливает, что каждый
 ребенок в возрасте от 5 до 15 лет должен обязательно получить образование
 по государственной программе или по любой другой программе, утвержденной
 министерством образования. В государстве Израиль существуют две
 параллельные системы образования: "государственная" и
 "государственно-религиозная". Родители могут послать своих детей в любую
 из них, соответственно своему мировоззрению. Кроме того, существует
 независимая сеть учебных заведений, финансируемая крайне религиозными
 организациями и действующая согласно из мировоззрению. Закон
 предусматривает, что образование должно быть предоставлено бесплатно детям
 до 17 лет или до завершения ими среднего образования. Однако со времени
 принятия закона "много воды утекло", на сегодняшний день образование
 осталось бесплатным лишь формально, родителям приходится оплачивать
 дополнительные услуги, стоимость которых достигает значительных сумм.
  СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
 
 
  Эта система включает ясли для детей в возрасте от 9 месяцев до 3 лет
 и детские сады для детей от 2 до 5 лет. 80 процентов этих заведений
 принадлежат женским организациям "Наамат", "Вицо" и "Амана", остальные
 находятся в ведении частного сектора.
 
 
  НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
 
 
  Начальное образование включает классы с первого по шестой (от 6 до 12
 лет). Министерство образования устанавливает учебную программу, несет
 ответственность за подготовку учителей и производит надзор. Муниципальные
 власти обеспечивают содержание учебных комплексов и дополнительные услуги,
 такие, как вспомогательные уроки, психологическую службу и др. Особое
 место в системе начального образования занимает "специальное образование",
 занимающееся физически ограниченными детьми (слепыми, глухими и с другими
 инвалидностями), детьми с отклонениями в поведении и имеющими проблемы в
 обучении, а также умственно отсталыми детьми. Таких детей стараются
 приблизить, насколько возможно, к рамкам общего образования. Запись в
 начальные школы проводится в муниципальных органах. Ребенок направляется в
 школу соответственно месту жительства. За дополнительной информацией можно
 обратиться по следующим адресам:
  Министерство образования - главная контора Иерусалим, ул. Шивтей
 Исраэль, 34. Тел. 02-278211
  отдел религиозного образования - ул. Шивтей Исраэль, 27. Тел.
 02-278319
  отдел независимого образования - ул. Давид ха-Мелех, 6-8. Тел.
 02-278163.
  Психологическая служба для детей - сеть станций психологической
 службы находится в ведении муниципальных учреждений. Обращаться следует
 через школу.
 
 
  НЕПОЛНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
 
 
  Неполное образование включает классы с 7 по 9 (возраст 13-15 лет).
 Еще не везде введено неполное среднее образование, там, где оно не
 введено, начальная школа имеет 8 классов, после чего ученик переходит в
 среднюю общеобразовательную школу еще на четыре года. Неполная средняя
 школа была введена между начальной и средней, среди прочего для того,
 чтобы провести интеграцию, слияние, между детьми, принадлежащими к разным
 социально-экономическим прослойкам населения. Запись производится в
 секретариатах школ.
 
 
  УЧЕНИКИ - НОВЫЕ РЕПАТРИАНТЫ
  Новые репатрианты - ученики начальной и неполной средней школ
 получают помощь в учебе в течение первых двух лет пребывания в стране.
 Помощь оказывается в рамках вспомогательных уроков и летних классов.
  Вспомогательные уроки даются ученикам-репатриантам в течение первых
 двух лет пребывания в стране. Учителя, выставляющие оценки, принимают во
 внимание особое положение учеников-репатриантов. Информацию можно получить
 у директоров школ и у инспекторов по делам абсорбции в областных отделах
 министерства образования.
 
 
  СРЕДНЯЯ ШКОЛА
 
 
  В Израиле существуют различные типы школ, дающих среднее образование:
 общеобразовательные, профессиональные, религиозные, школы-ешивы,
 сельскохозяйственные, морские училища, военные училища и др. Большинство
 средних школ принадлежит муниципальным учреждениям, другие находятся в
 ведении общественных организаций, меньшая часть - в частных руках.
  Учебная программа завершается экзаменами на аттестат зрелости,
 которые проводятся по системе набора очков - ученики набирают их
 соответственно уровню изучения. Некоторые предметы являются обязательными,
 например, математика на уровне 3 очков, литература на уровне 2 очков,
 Танах на уровне 2 очков, история еврейского народа и гражданское право
 (2-3 очка), язык иврит (2 очка), остальные предметы выбираются
 произвольно.
 
 
  ПРАВА РЕПАТРИАНТОВ - УЧЕНИКОВ СРЕДНИХ ШКОЛ
  Репатрианты - ученики средних школ имеют право на получение помощи в
 учебе в течение четырех лет. Помощь оказывается в подготовке к выпускным
 экзаменам, а также к экзаменам на аттестат зрелости. Годовые отметки
 ставятся с учетом особого положения новых репатриантов.
  ЭКЗАМЕНЫ НА АТТЕСТАТ ЗРЕЛОСТИ
  Ученики-репатрианты имеют право на облегченные выпускные экзамены и
 экзамены на аттестат зрелости. Экзамены по социальным и гуманитарным
 наукам сдаются на языке иврит, ученики могут сдавать их устно, кроме
 сочинения. По другим предметам ученики могут сдавать экзамены устно, на
 иврите или на родном языке, при условии, что найдутся подходящие
 экзаменаторы. Экзамены по иностранным языкам сдаются наравне со всеми
 учениками. Ученики могут сдавать экзамен по русскому языку в качестве
 иностранного языка, при условии, что найдутся подходящие экзаменаторы.
  Высшие учебные заведения не относят русский язык к главным
 иностранным языкам, таким, как английский или французский.
 Ученики-репатрианты могут писать выпускные работы на родном языке, при
 условии, что найдется подходящий экзаменатор.
  Можно продлить льготный срок для сдачи экзаменов на аттестат
 зрелости, обратившись к председателю комиссии по особым вопросам в
 министерство образования. Ученики-репатрианты получают полное освобождение
 от платы, взимаемой при сдаче экзаменов на аттестат зрелости, по всем
 предметам. Точную информацию можно получить в школах - от директоров,
 консультантов и классных руководителей.
 
 
  СРЕДНИЕ ШКОЛЫ
  С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
 
 
  В Израиле имеются школы с профессиональным средним образованием по
 разным отраслям. Многие из них имеют технический уклон (компьютеры,
 электричество, электроника, обработка металлов и др.). Другие готовят
 служащих, артистов, работников сферы услуг и др. Некоторые школы и
 общеобразовательные программы выдают только выпускные профессиональные
 грамоты, другие программы рассчитаны на получение аттестата зрелости.
  Многие профессиональные школы принадлежат общественным организациям,
 таким как сеть "ОРТ" или сеть "Амаль", принадлежащая Гистадруту.
 
  Сеть "Амаль" имеет 28 профессиональных училищ по всей стране.
 
  Адрес: Тель-Авив 61240, ул. Кгилат Киев, 15.
  Тел. 03-497444.
  ШКОЛЫ И ИНТЕРНАТЫ ВИЦО
 
 
  Женская организация ВИЦО имеет 11 школ с профессиональным и
 общеобразовательным уклоном, большая их часть является
 школами-интернатами.
 
  В этой же сети имеются школы-интернаты для детей помладше.
  Обращаться по телефону 03-254932, 03-257321.
 
 
  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ
  И МОЛОДЕЖНЫЕ ПОСЕЛКИ
 
 
  В сельскохозяйственных школах изучаются предметы на получение
 аттестата зрелости, а также теоретические и практические предметы из
 области сельского хозяйства. Эти школы, по большей части, имеют интернаты,
 и в них оказывается большое внимание общественной жизни в школе.
 Большинство этих школ находятся в ведении организации "Алият ха-ноар",
 принадлежащей Еврейскому Агентству, женских организаций "Наамат" и ВИЦО, а
 также отделу поселенческого воспитания при министерстве образования.
 
 
  ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ
 
 
  Программа производственного обучения предназначена для воспитанников
 15-18 лет, желающих совместить общеобразовательное обучение с
 профессиональным обучением на рабочем месте. Эта программа осуществляется
 в рамках министерства труда и благосостояния, она опирается на "Закон о
 производственном обучении". Воспитанники записываются прямо в школы,
 участвующие в этой программе. Они работают по три дня в неделю, а три дня
 учатся. Есть места, где работают пять дней в неделю и только один день
 посвящен учебе. В некоторых школах имеются интернаты, в которых изучаются
 электроника, электричество, плотницкое и столярное дело, автомеханика,
 печатное дело, оптика, авиационные профессии, обработка металлов,
 кулинария, гостиничное дело, делопроизводство, ювелирное дело,
 парикмахерское дело, швейное дело, воспитательский уход, обучение зубных
 техников и др. Многие школы производственного обучения принадлежат сети
 "Амаль" Гистадрута, эта сеть осуществляет программу производственного
 обучения в союзе с заводами, гаражами, гостиницами и др. Ученики проходят
 двухлетний курс обучения, а затем работают на рабочем месте. Кроме этих,
 имеются школы военного обучения с 16.5 лет, в которых обучают профессиям,
 нужным в армии.
  В крупных городах имеются консультационные бюро, дающие
 психологические консультации и консультации по выбору профессии. Школы,
 имеющие программу производственного обучения, подготовлены к приему
 учеников-репатриантов.
  Часть молодежи, мобилизуемой в ЦАХАЛ, может отложить военную службу
 до получения первой академической степени. По вопросам консультации,
 направления и записи можно обратиться в отдел предакадемического
 образования при Объединении развития образования - Иерусалим 96347,
 проспект Герцль, 94. Тел. 02-523073.
 
 
  ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
 
 
  В 1989 году в израильских высших учебных заведениях обучалось 70 000
 человек. В Израиле пять университетов: Еврейский университет в Иерусалиме,
 Тель-Авивский университет, университет имени Бар-Илана, Хайфский
 университет и университет имени Бен-Гуриона в Бэер-Шеве. Особенным вузом

<< Пред.           стр. 26 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу