<< Пред.           стр. 4 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу

 Сильван. Это древнейшая часть Иерусалима. Здесь пять тысяч лет назад
 родился Иерусалим. Во время раскопок были обнаружены различные уровни
 древнего города. Остатки стен толщиной в 2,5 метра найдены на восточном
 склоне холма. Удалось раскопать остатки сооружений, относящихся к эпохам
 ханаанцев и асмоников, эпохи иудейских царей (VIII - VII вв. до н.э.).
 
  Теперь наша цель - Старый город. В него можно попасть через семь
 действующих ворот. Дамасские или Шхемские ворота - самые красивые, богато
 украшены орнаментом. Они были построены в 1537 году во времена Сулеймана
 Великого. От них начиналась дорога на Дамаск и Шхем (Наблус). Раскопки
 вблизи ворот привели к открытию римской площади, в центре которой стояла
 колонна со статуей Императора Адриана. От колонны отсчитывали расстояния
 до других городов. Под Шхемскими воротами раскопаны ворота времен II века
 до нашей эры и возле них лестничная площадка. Сюда можно подняться по
 винтовой лестнице к самой высокой точке, полюбоваться панорамой и
 совершить прогулку по городской стене до Яффских ворот в одну сторону или
 до ворот Ирода в другую. В 1979 году вошел в строй пешеходный туннель,
 сокращающий путь от Шхемских ворот до Стены плача. Новые ворота были
 пробиты в 19 веке, а точнее в 1887 году и сократили путь между
 христианским кварталом и учреждениями церкви за пределами города. Они были
 заперты с 1948 года и до 1967 года. Недалеко от Новых ворот по улице
 Шивтэй Исраэль находится монастырь "Нотр-Дам де Франс", основанный в 1887
 году. Он был пристанищем для пилигримов, совершающих паломничество на
 Святую Землю. Сегодня монастырь принадлежит Ватикану. Ворота Сиона
 соединяют Армянский квартал с горой Сион. Отсюда и название. Иногда их
 называют еще "Ворота Еврейского квартала". Через них в квартал ворвались
 бойцы Пальмаха (военные соединения, предшествующие Армии Обороны Израиля)
 во время войны за независимость в 1948 году.
 
  Навозные ворота, расположенные на юге вблизи Стены плача, получили
 свое название в давние времена. Через эти ворота вывозили мусор на
 городскую свалку, которая находилась в Кедровской долине. Они очень узкие
 и низкие. Их ширина с трудом позволяет пройти человеку с ослом. У этих
 ворот находится экскурсионное бюро, которое организует экскурсии по
 Старому городу. Золоченные ворота относятся к памятникам новой эры. Их
 называют еще и "Ворота Милосердия". Существует легенда, по которой во
 времена турецкого владычества мусульмане заложили ворота кирпичной
 кладкой, так как по еврейской традиции Мессия должен пройти через эти
 ворота и освободить город Давида от иноверных. Считается, что Христос,
 после воскрешения, через эти ворота вошел в Иерусалим. Львиные ворота
 построены в 1538-1539 гг. Свое название они получили по барельефам с
 изображением льва - символа вождя мамлюков. Интересно, что и в гербе
 города изображен лев. Их называют также "Ворота святого Стефана". Согласно
 легенде, он был замучен поблизости от них. Через эти ворота израильские
 парашютисты вошли в Старый город по направлению Храмовой горы во время
 шестидневной войны. Ворота Ирода, находящиеся в северо-восточной части
 городской стены, называют так, потому что находящаяся недалеко от них
 церковь ошибочно принималась за дом Ирода Антипы (сына Ирода Великого), к
 которому был послан Христос. Иногда эти ворота называют "Цветочные",
 возможно, из-за укращающих их цветочных гирлянд. Арабы называют их "Ворота
 лунатиков" по названию соседнего кладбища. Напротив ворот Ирода находится
 музей Рокфеллера. Это крупный археологический музей и
 научно-исследовательский центр. Музей открыт в 1930 году. Ранее назывался
 Палестинским археологическим музеем. Он открыт с 10 до 16 часов ежедневно,
 кроме вторника. И наконец - Яффские ворота. Они пользуются наибольшей
 популярностью у туристов. Это связано с тем, что от них удобнее всего
 совершать прогулки по Старому городу. Вблизи ворот находится
 информационно-туристическое бюро. Они же и наиболее приближены к
 городскому транспорту. От Яффских ворот начиналась дорога, ведущая в Яффо
 - главный порт на Средиземном море того времени. И сегодня улица, ведущая
 к воротам, называется улицей Яффо. Ворота построены в 1537 году. В 1898
 году их расширили для проезда кареты германского императора Вильгельма.
 Через Яффские ворота вошел в Старый город английский генерал Алленби после
 разгрома турецких войск в 1917 году.
  Цитадель Давида находится рядом с Яффскими воротами. Название "башня
 Давида" неверно и называется так в духе народных традиций. Первое
 укрепление было построено хасмонеями для защиты городских ворот. Ирод
 Великий построил на фундаменте укрепления цитадель, которая являлась
 мощным опорным пунктом и одновременно служила защитой царского дворца.
 Цитадель имела три башни имени Гиппикус, Фасаэль и Мариамна. Так звали
 друга, брата и жену Ирода. Крестоносцы не смогли овладеть цитаделью
 приступом и его гарнизон сдался только после падения города. Цитадель
 восстановили крестоносцы и обновили мамлюки в период Оттоманской империи.
 До наших дней сохранилась только нижняя часть башни Фасаэля. Над цитаделью
 возвышается минарет, относящийся к XII веку. Сегодня цитадель служит
 этнографическим музеем. Один из экспонатов музея - замечательный макет
 Иерусалима работы Стефана Илльса (19 век). Два главных рынка начинаются от
 Яффских и Дамасских ворот. Они тянутся по двум историческим улицам
 Иерусалима - Декаминиус и Кардо Максимум - со времен Рима и Византии и
 отличаются разнообразием и пестротой. Стоит побродить, поглазеть, а может
 и купить приглянувшийся товар.
  Теперь, на выбор, три экскурсии по трем кварталам Старого города.
 
 
 
  ЕВРЕЙСКИЙ КВАРТАЛ
 
 
  Территориально он примыкает к Армянскому кварталу, а на севере, в
 районе Стены плача, граничит с Мусульманским кварталом.
  Еврейский квартал расположен в том месте, где во времена Второго
 храма была территория Верхнего города, заселенного в те времена знатью.
  В течение веков еврейская община ютилась по восточному склону
 Сионской горы. К концу XIX века, с началом строительства новых кварталов
 за пределами стен Старого города, число жителей еврейского квартала начало
 быстро убывать. В тридцатых годах нашего столетия, когда возникает
 напряженность в отношениях с арабами, процесс исхода нарастает. К моменту
 образования государства Израиль численность сократилась до 1700 человек.
 Сегодня здесь живет свыше 6000 евреев.
  После воссоединения Иерусалима началось интенсивное восстановление
 квартала. Построено множество жилых домов, реконструируются знаменитые
 синагоги. Сейчас территория Еврейского квартала представляет собой
 настоящий лабиринт переплетающихся между собой средневекового типа улочек
 и переулков, застроенных домами своеобразной архитектуры.
  В ансамбль квартала органично вписываются здания синагог, йешив, кафе
 и магазинов.
  Знакомство с историко-археологическими местами квартала начнем с
 комплекса "Четырех синагог", находящегося на площади Тиферет Иерушалаим.
  Войдя в Старый город через Сионские ворота, видим автомобильную
 стоянку, устроенную на площади Тиферет Иерушалаим для жителей Еврейского
 квартала. По левую сторону площадь ограничена улицей Хабадников. Идем по
 ней до невысокого минарета мечети, вклинившейся между двумя жилыми домами.
 От мечети сворачиваем на площадь и идем вдоль автомобильной стоянки.
 Справа, вдоль крепостной стены, тянется территория археологических
 раскопок.
  Здесь можно увидеть остатки сооружений времен крестоносцев и
 византийского периода, а также руины башни времен мамелюков.
  С этой же площади, от угла городской стены, у бетонного остова
 современного недостроенного амфитеатра, можно спуститься к раскопкам
 грандиозной византийской церкви "Нея", построенной во времена правления
 императора Юстиниана (VI век н.э.). В ходе работ откопана стена, толщиной
 семь метров, основанием которой служит естественная скала. В стене
 выдолблена выемка диаметром 5 м. Видимо, это был боковой придел церкви.
 Территория церкви продолжается под примыкающими к площади новостройками.
  В этом районе обнаружено 6 огромных подземных сводчатых помещений. В
 одном из них найдена надпись времен Юстиниана. Камень с этой надписью
 хранится в Музее Израиля.
  Дойдя до конца площади, поворачиваем влево. В этом месте от площади
 уходит вниз улица Батей Махасэ. Если продолжить по ней движение, то через
 две-три минуты мы окажемся у Стены плача.
  Проходим мимо сложенного из розоватого камня трехэтажного здания. Это
 "Метивта йешива". От этого здания по деревянному лестничному маршу
 спускаемся ко вновь отстроенному комплексу из четырех действующих синагог.
 Первоначально они были построены в XVI веке сефардскими евреями и были
 центром еврейской общины. По преданию, рабби Иоханан Бен-Заккай,
 величайший знаток талмудического учения своего времени, именно здесь в
 последний раз молился перед уходом из Святого города, осажденного
 римлянами. Здесь же на протяжении веков посвящался в сан главный раввин
 сефардов, носивший титул "Ришон Лецон" (Первый в Сионе). В этом месте
 капитулировали последние еврейские защитники Старого города в мае 1948
 года.
  Все синагоги комплекса находятся в одном здании и представляют собой
 скромных размеров молельни. Войдя в здание, мы попадаем сразу в самую
 большую из синагог, которая носит имя рабби Бен-Заккая. Стена у амвона
 украшена росписью в голубых и золотых тонах по иерусалимским мотивам. Из
 этой синагоги три двери ведут в помещения других синагог. Слева синагога
 Илияу (св.Илии). По преданиям, в библейские времена, на этом месте также
 стояла синагога, в которой пророк Илияу собрал людей для службы Судного
 дня. В синагоге Илияу и сейчас демонстрируют кресло, на котором, как
 утверждают, восседал пророк. Интерьер синагоги украшает резная деревянная
 арка XVI века, доставленная из Италии. Направо вход в Истамбульскую
 синагогу, названную так потому, что до 1948 года в ней молились, в
 основном, выходцы из Турции. Синагогу украшает арка XVIII века из Анконы
 (Италия). Средняя дверь ведет в синагогу, которая так и называется "Эмцаи"
 (средняя). Это самая маленькая из четырех синагог.
  Побывав в этих синагогах, поднимаемся наверх и сразу же сворачиваем
 направо на улицу Мишмарот а'Шхуна. Эта улица приводит нас к самым
 знаменитым синагогам Иерусалима. Мы стоим у синагоги Рамбам, которая была
 основана в 1267 году и названа в честь знаменитого еврейского мыслителя
 рабби Моше Бен-Нахмана (Маймонид), выходца из Испании. (Рамбам -
 аббревиатура имени рабби).
  Наше внимание сразу же привлекает величественная арка над
 реконструируемым зданием - это синагога Хурва (дословно - руина). "Хурва",
 построенная в XIX веке, была большим, богато украшенным сооружением и
 стояла на руинах синагоги, воздвигнутой в 1700 году и спустя 20 лет
 разрушенной. К ней можно подняться по ступенькам от синагоги Рамбам.
  Пересекаем площадь, лежащую справа от синагоги Рамбам. От площади
 прямо уходит улица Тиферет Исраэль. Примерно в 10 метрах от угла этой
 улицы, у входа в сувенирный магазин "Мансур", вверх, вдоль стены, ведет
 каменная лестница. Поднявшись по ней, увидим фасад с арками. Это все, что
 осталось от четырехэтажной синагоги Тиферет Исраэль, которая более
 известна как синагога Нисана Бека. Синагога была возведена в середине XIX
 века. В этот период руководителем еврейской общины Иерусалима был Нисан
 Бек, который сделал много для успешного завершения строительства этой
 синагоги.
  Пройдя сквозь арку, которой оканчивается улица Тиферет Исраэль,
 окажемся у "Археологического сада". Здесь можно осмотреть впечатляющие
 руины церкви времен крестоносцев.
  Справа от стены, ограждающей сад, лестница в несколько маршей ведет
 вниз к Стене плача. По другую сторону от лестницы возвышается
 недостроенное монументальное здание йешивы "а'Котэль" и примыкающее к нему
 здание современной архитектуры, в котором находится йешива "Порат Йосеф".
  С площадки лестницы перед последним маршем открывается вид на
 раскопки у стены, ограждающей Храмовую гору. Прямо перед нами, на
 восточном склоне Масличной горы хорошо просматриваются застекленные
 арочные проемы фасада отеля "Интерконтиненталь". Справа от Масличной горы,
 на вершине горы Поругания (гар Ашпала), сквозь густую листву проглядывает
 здание францисканского монастыря.
  Внизу, на площади у Стены плача, остановка автобуса N 1, который
 следует в центр города и к Центральной автобусной станции (тахана
 мерказит).
  Но продолжим свою прогулку от синагоги Нисан Бек. Вправо от нее
 уходит узкая и короткая Караимская улица. Проходим по ней примерно 10
 метров и справа видим вход в небольшой Караимский музей. Из помещения
 музея можно пройти в реконструированную караимскую синагогу XI века.
 Синагога находится ниже уровня земли. Пол синагоги устлан прекрасным
 ковром. При входе в синагогу надо снять обувь.
  Побывав в караимской синагоге, продолжаем идти по Караимской улице и
 снова выходим на площадь перед синагогой Рамбам. Сворачиваем влево и идем
 по узкой извилистой улице а'Мекбалим до улицы Бейт Эль. По ней выходим на
 Еврейскую улицу к месту археологических раскопок "Кардо". Такое название
 носила главная улица римского города Элиа Капитолина, построенного на
 месте разрушенного Иерусалима. Раскопки дают возможность воссоздать облик
 улицы, который она имела в те далекие времена. Ширина улицы составляла,
 примерно, 22 м. Она разделялась двумя рядами колонн на три полосы,
 вымощенные каменными плитами. Боковые полосы, шириной в 5,5 м, были
 защищены от дождя и зноя навесами, которые опирались с одной стороны на
 колонны, а с другой - на крыши стоявших вдоль улицы домов. Центральная
 часть улицы была проезжей. При раскопках обнаружены наслоения, относящиеся
 к византийскому периоду.
  Осмотрев раскопки, идем по Еврейской улице налево и вскоре выходим на
 площадь Тиферет Иерушалаим, и вдоль нее к знакомому зданию "Метивта
 йешива". Под аркой этого здания начинается улица а'Хацоцрот. По ней
 выходим на улицу Галеед. Сразу же, на противоположной стороне улицы, слева
 от жилого дома, видим проход, по которому попадаем на площадь Батей
 Махасэ. Табличка с названием площади укреплена на боковой стене здания,
 "Бейт Ротшильд" (дом Ротшильда). Постройка этого здания закончена в 1871
 году. Оно было построено в рамках программы решения острейшей жилищной
 проблемы Еврейского квартала и финансировалось немецкой ветвью семьи
 Ротшильдов.
  Перед "Бейт Ротшильд" установлены остатки колонн и капителей,
 датируемых II-III веками до н.э. Это трофеи археологических раскопок на
 территории Еврейского квартала.
  Пройдя вдоль фасада "Бейт Ротшильд", сворачиваем у угла здания налево
 и попадаем на небольшую площадку, где установлен чрезвычайно скромный
 памятник защитникам Еврейского квартала, павшим в боях во время войны за
 Независимость.
  Проходим от памятника чуть вперед и опять попадем на улицу Галеед.
 Идем по ней направо до развилки. Далее следуем по улице Бейт Эль и
 пересекаем площадь, а далее по улице Тиферет Исраэль в направлении
 противоположном тому, которым следовали к синагоге "Нисан Бек". По правую
 руку - раскопки стены периода Первого храма. У этих раскопок поворачиваем
 налево и почти сразу снова попадаем на Еврейскую улицу (рхов а'Егуди).
 Следуя по ней в правом направлении, очень скоро попадаем в лабиринт
 Восточного базара.
  На этом мы заканчиваем прогулку по Еврейскому кварталу Старого
 города. Правда, можно еще долго бродить по очень своеобразным улочкам и
 переулкам квартала, наблюдая жизнь в возрожденном духовном и историческом
 центре еврейского народа.
 
 
  МУСУЛЬМАНСКИЙ КВАРТАЛ
 
 
  В северо-восточной части Старого города находится Муcульманский
 квартал, где расположен "Харам-эш-Шериф" (священный двор) со знаменитыми
 мечетями Омара и Аль-Акса.
  Площадь Харам-эш-Шериф имеет форму неправильного четырехугольника.
 Западная стена "Харама" протянулась на 490 м, северная - на 321 м,
 восточная - на 497 м и южная - на 238 м. Площадь "Харама" представляет
 собой ухоженный сад. Почти в центре сада вознесся купол мечети Омара.
 Напротив, на южной стороне - громоздкое здание мечети Аль-Акса.
  Территория "Харам-эш-Шериф" окружена каменной оградой, которую
 прорезают 12 ворот: 8 - на западе, 3 - на севере и Золотые ворота - на
 востоке, где стена "Харама" смыкается со стеной Старого города.
  Вход туристов на территорию "Харама" разрешен только с 8 до 11 часов.
  Выйдя через одни из ворот "Харама", попадаем в заповедный мир
 Востока, в улочки, сохранившие свой облик и атмосферу на протяжении веков.
 
 
  МЕЧЕТЬ СКАЛЫ (МЕЧЕТЬ ОМАРА)
 
 
  В 691 году на Храмовой горе (гора Мориа), на месте, где некогда
 находился Второй храм, было завершено строительство мечети Омара, как ее
 ошибочно называют, т.к. она была построена по приказу халифа Омара.
 Правильное название - мечеть Скалы. На иврите "Кипат а'Села" (купол
 скалы). И действительно, мечеть, воздвигнутая над скалой - святилищем
 Соломонова храма, - является как бы куполом, прикрывающим священную скалу.
  Мечеть Скалы является не только третьей по значимости святыней
 ислама, но и самым величественным архитектурным памятником Ближнего
 Востока. Она имеет форму восьмиугольника. Наружные стены выложены голубыми
 изразцами. Мечеть увенчана куполом, который хорошо виден со многих точек
 Иерусалима. Он был, в свое время, покрыт свинцовой крышей, а наружная
 поверхность - листами позолоченной меди. Свинцовая крыша сохранялась
 вплоть до 1964 года. В ходе ремонта мечети покрытие купола сделали из
 алюминиевых листов, которым химическим путем был придан цвет золота.
 Внутри мечеть колоннами делится как бы на три круга. В среднем круге за
 металлической решеткой находится огромная бесформенная глыба из белого
 известняка - святыня Соломонова храма. Под камнем расположена пещера, куда
 ведут 11 ступеней. В потолке пещеры имеется отверстие, через которое
 стекала кровь жертвенных животных.
 
 
 
  МЕЧЕТЬ АЛЬ-АКСА
 
 
  Выйдя из южной двери мечети Омара и спустившись мимо фонтана для
 омовения, мы попадем в мечеть Аль-Акса. Она воздвигнута в 693 году на
 руинах христианской базилики, построенной византийским императором
 Юстианианом в VI веке в честь Пресвятой Девы. Зал мечети двумя рядами
 колонн разделен на три равные части. В северном крыле мечети обозначено
 место, откуда согласно мусульманскому вероучению, вознесся на небо пророк
 Мухаммед. Это место называется "Маком Азиз".
  В северной стене мечети находится семь входов. Мечеть имеет огромное
 подвальное помещение более древней кладки, известное под названием
 Соломоновых конюшен. Во времена крестоносцев, захвативших Иерусалим в 1099
 году, в мечети располагались рыцари-тамплиеры (храмовники), использовавшие
 подземные помещения, действительно, в качестве конюшен.

<< Пред.           стр. 4 (из 43)           След. >>

Список литературы по разделу