<< Пред.           стр. 58 (из 92)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 Оберабшнит - Оберштурмфюрер СС
 Оберабшнит
 
  (Oberabschnitt), основной территориальный округ в системе СС, то же
 самое, что веркрайс (военный округ) в вооруженных силах Германии.
 Обербефельсхабер
 
  (Oberbefehlshaber; Ob), главнокомандующий одним из родов войск Германии.
 Обербефельсхабер дер Люфтваффе
 
  (Oberbefehlshaber der Luftwaffe; ObdL), главнокомандующий
 военно-воздушными силами Германии. Этот пост принадлежал Герману Герингу.
 Обербефельсхабер дес хеерес
 
  (Oberbefehlshaber des Heeres; ObdH), главнокомандующий сухопутными
 войсками Германии.
 Оберг, Карл
 
  (Oberg), генерал СС. Родился 27 января 1897 в Гамбурге в семье врача. Во
 время 1-й мировой войны добровольцем вступил в армию, воевал на Западном
 фронте в звании лейтенанта. Был награжден Железным крестом II и I степени.
 После войны сменил много профессий. В 1926 поступил на работу в компанию по
 оптовой продаже фруктов. В 1930 открыл собственный табачный магазин. В июне
 1931 Оберг вступил в НСДАП. В 1932 стал членом СС, где проявил незаурядные
 организаторские способности. После знакомства с Рейнхардом Гейдрихом Оберг
 вступил в СД, был назначен в его штаб и вскоре стал одним из его ближайших
 сотрудников. В 1933 Оберг стал начальником штаба Гейдриха, а затем начальником
 службы личного состава СД. Добровольно оставив СД, Оберг вернулся в СС, где
 командовал 22-м полком СС в Мекленбурге, получив звание штандартенфюрера СС.
 Вскоре он возглавил IV отдел СС в Ганновере и в этой должности пробыл до
 декабря 1938. В январе 1939 Оберг был назначен шефом полиции Цвиккау,
 Саксония, получив в апреле звание оберфюрера СС. В сентябре 1941 Оберг получил
 назначение в Радом, Польша, в качестве фюрера СС и полиции, где участвовал в
 уничтожении евреев и в облавах для набора остарбайтеров. Получив чин
 бригаденфюрера СС и генерал-майора полиции, Оберг 22 апреля 1942 был назначен
 личным представителем Гиммлера и "высшим фюрером СС и полиции" в Париже. Оберг
 разделил вверенные ему полицейские службы на две группы соответственно общему
 типу германской организации: орднунгсполицай (силы правопорядка) и
 зихерхейтсполицай (зипо, сыскная полиция СД). На Оберге целиком лежит
 ответственность за проведение карательных акций против мирного французского
 населения. После неудачного покушения на Гитлера 20 июля 1944 по
 преждевременному сигналу заговорщиков "Валькирия" Оберг в числе других
 сотрудников гестапо и СС в Париже был арестован по приказу участника
 антигитлеровского заговора военного коменданта Большого Парижа генерала фон
 Бойнебурга. Однако после расправы над участниками заговора Оберг был отпущен и
 вновь приступил к своим обязанностям, отправляя в Германию составы с
 заключенными.
  В конце войны Оберг попытался укрыться от ответственности в тирольской
 деревушке Кирштберг, неподалеку от Китцбюля, где жил под именем Альбрехта
 Гейнце. Однако в конце июля 1945 американская военная полиция арестовала его и
 7 августа передала представителям французских властей. Дело Оберга
 рассматривал парижский военный трибунал. После долгого следствия слушание
 началось 22 февраля 1954. Первоначальным приговором Обергу была смертная
 казнь, однако вскоре президентским указом смертную казнь заменили пожизненным
 заключением, а 31 декабря 1959 новый указ снижал срок до 20 лет, считая со
 времени вынесения приговора. Однако и этого срока Оберг не отсидел, поскольку
 в соответствии с новым президентским указом о помиловании 28 ноября 1962 он
 был передан западногерманским властям и поселился с семьей в Гамбурге.
 Обергруппе
 
  (Obergruppe), основная территориальная единица в системе СА.
 Обергруппенфюрер СС
 
  (Obergruppenfuehrer-SS; OGruF), старшее воинское звание в СС,
 соответствующее общевойсковому званию генерала.
 Оберзальцберг
 
  (Obersalzberg). См. Бергхоф.
 Оберкоммандо дер вермахт
 
  (Oberkommando der Wehrmacht; OKW), см. Верховное главнокомандование вооруженными силами Германии (ОКВ).
 Оберкоммандо дер Люфтваффе
 
  (Oberkommando der Luftwaffe; OKL), главное командование военно-воздушными
 силами Германии.
 Оберкоммандо дес хеерес
 
  (Oberkommando des Heeres; OKH), главное командование сухопутными войсками
 Германии.
 Оберстгруппенфюрер СС
 
  (Oberstgruppenfuehrer-SS; Obstgruf.), старшее воинское звание в СС,
 равнозначное общевойсковому званию генерал-полковника.
 Оберстер бефельсхабер дер вермахт
 
  (Oberster Befehlshaber der Wehrmacht; Oberst. Bef. Wehrm.), верховный
 главнокомандующий вооруженными силами Германии. Звание, которое носил Гитлер с
 4 февраля 1938 по 30 апреля 1945 и гросс-адмирал Карл Дениц с 30 апреля по 9
 мая 1945.
 Оберстер СА-фюрер
 
  (Oberster SA-Fuehrer; OSAF), верховный фюрер СА. Звание, которое носил
 Гитлер с 1930.
 Оберстес партайгерихт
 
  (Oberstes Parteigericht), верховный партийный суд. Судебный орган,
 разбиравший дела членов нацистской партии.
 Оберфорена, меморандум
 
  Сообщение, опубликованное 27 апреля 1933 в английской газете "Манчестер
 гардиан", в котором впервые было заявлено о причастности нацистов к поджогу
 рейхстага. Депутат рейхстага от Немецкой националистической народной партии
 д-р Эрнст Оберфорен утверждал, что инициатором поджога выступал Пауль Йозеф
 Геббельс, общее руководство осуществлял бывший в то время министром внутренних
 дел Пруссии Герман Геринг, а подготовку акции проводили лидер берлинских
 нацистов Вольф Генрих Гелльдорф и некий лейтенант Шульц. Далее говорилось, что
 Маринуса Ван дер Люббе, схваченного на месте преступления, в здание рейхстага
 провели нацисты, воспользовавшись подземным тоннелем, ведущим от штаб-квартиры
 Геринга в рейхстаг. Оберфорен утверждал, что целью поджога было обвинить
 коммунистов в дестабилизации положения в Германии и обеспечить предлог для
 последующих репрессий против демократических сил в стране. Меморандум
 Оберфорена стал предметом ожесточенных исторических споров. Некоторые немецкие
 историки (Ф. Тобиас, Х. Моммзен) заявляли о подтасовке сообщаемых в нем фактов
 и утверждали, что Ван дер Люббе осуществил поджог в одиночку по указке
 коммунистов.
  7 мая 1933 в печати появилось сообщение, что Оберфорен покончил с собой в
 Киле.
 Оберфюрер СС
 
  (Oberfuehrer-SS; Oberf.), старшее офицерское звание в СС, соответствующее
 общевойсковому званию бригадного генерала.
 Оберштурмбаннфюрер СС
 
  (Obersturmbannfuehrer-SS; Ostubaf.), старшее офицерское звание в СС,
 равнозначное общевойсковому званию подполковника.
 Оберштурмфюрер СС
 
  (Obersturmfuehrer-SS), младшее офицерское звание в СС (1-й лейтенант или
 капитан).
 
 
 
 
 
 
 Образование в Третьем рейхе-Образование в Третьем рейхе
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Образование в Третьем рейхе - Образование в Третьем рейхе
 Образование в Третьем рейхе
 
  В течение многих столетий образовательная система Германии служила
 образцом для всего мира. Организация обучения, начиная с детского сада и
 кончая университетом, статус учителя, сущность учебного плана - все это
 вызывало широкое восхищение. За 12 лет существования Третьего рейха произошел
 катастрофический упадок всей системы образования, когда ее стали подгонять под
 стандарты нацистской диктатуры.
  Гитлер часто повторял: "У кого в руках молодежь, у того в руках и
 будущее. Я начинаю с молодежи. Мы, те, кто стар, - отработанный материал. Мы
 прогнили до мозга костей. Но моя замечательная молодежь! Есть ли где-нибудь в
 мире еще столь прекрасная молодежь? Взгляните на этих юношей и подростков!
 Какой материал! С ними я смогу создать новый мир!
  Мое обучение будет суровым. Мы выбьем из них слабость. Необычайно
 активная, властная, жестокая молодежь - вот что я оставлю после себя. Молодежь
 должна быть равнодушна к боли. В ней не должно быть слабости и жалости. Я
 снова хочу увидеть в их глазах отблеск гордости и независимости хищного зверя.
  Я не стану проводить интеллектуальную подготовку. Знание - это крах для
 моей молодежи. Я хочу, чтобы они обучались только тому, что дает им их
 воображение. Но одной вещи они должны научиться - самообладанию. Они научатся
 преодолевать страх смерти благодаря суровым испытаниям.
  Это - героическое поколение молодежи, из которого выйдет творец,
 человек-бог!". В основе гитлеровского представления об образовании лежало его
 негативное отношение к интеллигентным людям. Он никогда не забывал ужасного
 удара, полученного им в молодости, когда его не приняли в Венскую академию
 художеств. После этого он на всю жизнь сохранил презрительное отношение к
 преподавателям и к интеллигенции вообще. Придя к власти, он всеми способами
 стремился искоренить интеллектуальную элиту страны. Первым долгом государства,
 говорил Гитлер, является забота о телесном усовершенствовании молодежи.
 "Всякое образование в национальном государстве должно быть направлено прежде
 всего не на то, чтобы пичкать ученика никчемными знаниями, а на строительство
 здорового тела... Мозги молодежи не должны заполняться научными знаниями".
 "Гении никогда не смогут появиться из нации дегенератов". "Новая молодежь,
 подобно той, что была в древней Спарте, должна быть мужественной и сильной.
 Идеальное государство должно базироваться на двух основных образовательных
 идеях. Во-первых, надо зажечь огонь в сердце молодежи и внедрить в ее разум
 понятие расы. Во-вторых, германская молодежь должна быть готовой к войне,
 обученной либо победить, либо умереть. Конечная цель образования -
 сформировать граждан, сознающих славу страны и охваченных фанатической
 преданностью национальной идее. Национал-социализм обеспечит нацию необходимой
 элитой".
  Ненависть Гитлера к преподавателям и интеллигенции в целом переняла у
 своего фюрера и остальная нацистская верхушка. Руководитель Германского
 трудового фронта д-р Роберт Лей так выражал нацистскую позицию относительно
 образования: "Уличный дворник одним взмахом сметает в сточную канаву тысячи
 микробов. Ученый же гордится собой, открыв лишь одного-единственного микроба
 за всю жизнь". Ярый антисемит Юлиус Штрайхер, редактор "Дер Штюрмер" ("Der
 St?rmer"), выступая перед студентами Берлинского университета, сформулировал
 свое отношение к профессорам следующим образом. Он нарисовал на доске две чаши
 весов. Та чаша, что внизу, сказал он, содержит мозг фюрера, а та, что наверху,
 - Dreck [мусор, хлам] профессорских мозгов. В одной из статей журнала СС
 "Черный корпус" выдающиеся немецкие ученые Вернер Гейзенберг и Макс Планк были
 названы "белыми евреями в сфере науки". Многие нацистские лидеры вторили
 Гитлеру в вопросах образования молодежи. Министр народного просвещения и
 пропаганды д-р Геббельс говорил: "Молодежь принадлежит нам, и мы не уступим ее
 никому".
  В 1933 были приняты указы о нацификации всей образовательной системы
 Третьего рейха, от начальной школы до университетов. Школы подлежали
 реформированию в соответствии с личными представлениями Гитлера об
 образовании. В феврале 1933 министром образования Пруссии был назначен
 безработный школьный директор из провинции Бернхард Руст, в апреле 1934
 произведенный в рейхсминистры по делам науки, образования и культуры. Занимая
 этот высокий пост, Руст перелицовывал образовательную систему Германии с целью
 превратить ее в опору национал- социализма. Одно обстоятельство облегчало
 работу Руста: и во Второй империи, и в Веймарской республике школьное
 ведомство уже было в массе своей пронизано националистическим духом. Задача
 Руста сводилась к тому, чтобы направить националистическое сознание молодежи в
 нацистское русло. Первым шагом на этом пути стало очищение всех школ и
 университетов Германии от преподавателей-евреев. За короткое время 97%
 учителей и преподавателей страны были включены в состав NS-Lehrerbund (NSLB) -
 Национал-социалистического союза преподавателей (НСЛБ). К 1936 около 32%
 учителей из НСЛБ стали членами нацистской партии. К 1938 две трети всех
 учителей начальных школ проходили идеологическую обработку в специальных
 лагерях на обязательных месячных курсах со строевой подготовкой и лекциями.
 Предполагалось, что все, чему их обучили в лагерях, они передадут своим
 ученикам.
  Первой книгой, с которой ребенок сталкивался после детского сада, был
 Primer - букварь. На его обложке была помещена карикатура на еврея со словами:
 "Не верь лисе в степи, не верь еврею в его божбе!" Внутри были рисунки
 марширующих солдат и их лагерной жизни, которые сопровождал следующий текст:
 Тот, кто хочет стать солдатом,
 Тот оружие должен иметь,
 Заряжать его порохом должен
 И хорошею твердою пулей.
 Малыши, если вы хотите стать новобранцами,
 Обратите внимание на эту песенку.
  Особое внимание в учебных планах школ, гимназий и университетов уделялось
 спортивной подготовке. Первостепенными предметами были история, биология и
 немецкий язык. Изучение истории носило политический характер, упор делался на
 историю национал-социалистического движения. Студенты обязаны были знать
 события мюнхенского "Пивного путча" 1923 и историю жизни "мученика" Хорста
 Весселя так же хорошо, как и "злодеев" Веймарской республики, например,
 "презренного Курта Эйснера", который пытался учредить советскую республику в
 Баварии в 1919. Подростки изучали события 1-й мировой войны под таким углом:
 "Штык Отто изящно проскользнул между ребер русского, после чего тот рухнул с
 протяжным стоном. Перед глазами Отто возникла простая и заветная великая мечта
 - Железный крест".
  Преподавание биологии основывалось прежде всего на взглядах фюрера
 относительно расы и наследственности (см. Расовая доктрина). Официально
 утвержденным учебником о расе был "Новые основы расовых исследований" Германа
 Гауха, где имелись следующие типичные пассажи: "Животный мир следует
 классифицировать на представителей нордической расы и низших животных
 [евреев]. Таким образом, можно вывести следующее правило: не существует ни
 физических, ни психологических особенностей, которые могли бы подтвердить
 отличие человека от животного мира. Единственное различие, которое существует
 - это различие между представителями нордической расы с одной стороны, и
 животными, в основном представителями ненордической расы, или недочеловеками
 (представляющими собой переходный вид), с другой стороны". У студентов
 поощрялось умение определять свое арийское происхождение.
  Изучение германистики базировалось на требовании восстановления "былого
 тевтонского величия", упор делался на историю германцев, как
 культуросозидающую расу, и евреев, как культуроразрушающую расу. Знакомя
 учеников с героическим нордическим эпосом (сагами), учителя требовали от них
 при пересказе использовать исключительно германские варианты слов,
 заимствованных из других языков. В учебные планы было внесено изучение трудов
 руководителей нацистской партии, например, работы Геббельса "Образовательная
 ценность Имперской службы занятости", на издание которой он получил
 специальные кредиты от правительства. Особых изменений с приходом нацистов к
 власти не претерпела программа математики, если не считать того, что акцент
 был смещен на подсознательную подготовку учащихся к военной службе.
 Математические задачи так или иначе были связаны с расчетами артиллерийских
 траекторий и истребительно-бомбардировочных коэффициентов. Вот типичная задача
 из учебника математики нацистской школы:
  "Самолет летит со скоростью 240 км в час в район, отстоящий на дистанции
 210 км, с приказом сбросить бомбы. Когда можно ожидать его возвращения, если
 бомбометание занимает 7,5 минуты?"
  Широко распространенное ранее в школах Германии религиозное обучение
 после 1933 было резко сокращено. В 1935 из билетов выпускных экзаменов были
 изъяты вопросы по религии, а посещение школьных молитв стало необязательным.
 Размывание основ религиозного обучения продолжалось в течение всего срока
 нацистского правления.
  В рамках нацификации всей системы образования огромное внимание уделялось
 воспитанию молодежи за пределами классных комнат - в многочисленных
 молодежных организациях и прежде всего в "Гитлерюгенд". Гитлер, будучи в
 прошлом исключенным из школы, поощрял деятельность организаций и обществ,
 которые рассматривал как кадровый резерв нацистской партии. "Новый рейх, -
 говорил он, - создаст собственную молодежь, даст ей собственное образование и
 воспитание". С помощью организации "Гитлерюгенд", во главе которой был
 поставлен Бальдур фон Ширах, Гитлер рассчитывал сформировать новое поколение
 молодежи, "твердой, как крупповская сталь", проникнутой духом воинского
 порядка и дисциплины. К 1938 эта организация насчитывала в своем составе
 7.728.329 членов.
  Задачами находившегося в рамках "Гитлерюгенд" Союза немецких девушек было
 воспитывать и готовить немецкую девушку к материнству, ведению домашнего
 хозяйства и войне. "Единственная цель женского образования, - писал Гитлер в
 "Майн кампф", - должна рассматриваться с точки зрения будущего материнства".

<< Пред.           стр. 58 (из 92)           След. >>

Список литературы по разделу