<< Пред.           стр. 39 (из 92)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 "ИГ Фарбениндустри"-"Иллюстриртер беобахтер"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 "ИГ Фарбениндустри" - "Иллюстриртер беобахтер"
 "ИГ Фарбениндустри"
 
  (IG Farbenindustrie), крупнейший химический концерн Германии,
 контролировавший значительную долю производства основных химикатов, в т. ч.
 100% производства стратегически важного синтетического каучука, 72%
 производства азотных соединений, на которых базировалось производство
 боеприпасов. Председатель концерна - Георг фон Шницлер. На предприятиях "ИГ
 Фарбениндустри" широко использовался труд заключенных концлагерей.
 Изобразительное искусство в Третьем рейхе
 
  Немецкие художники внесли огромную лепту во все важнейшие направления
 изобразительного искусства XX века, включая импрессионизм, экспрессионизм,
 кубизм и дадаизм. В начале 20-х годов многие выдающиеся художники, жившие в
 Германии, обрели мировое признание своими произведениями. Среди них были
 крупнейшие представители "нового реализма" (Die Neue Sachlichkeit) - Георг
 Гросс, экспрессионист швейцарского происхождения Пауль Клее, русский
 экспрессионист, работавший в Германии, Василий Кандинский. Эти трое, наряду с
 другими, работали в знаменитом объединении "Баухауз", создавая замечательные
 произведения послевоенного периода.
  Для Гитлера, считавшего себя тонким знатоком искусства и истинным
 художником, современные тенденции в немецком изобразительном искусстве
 казались бессмысленными и опасными. В "Майн кампф" он высказывался против
 "большевизации искусства". Подобное искусство, говорил он, "есть болезненный
 результат сумасшествия". Гитлер утверждал, что влияние подобных тенденций было
 особенно заметно в период Баварской советской республики, когда в политических
 плакатах на первое место выдвигался модернистский подход. "Жаль людей, которые
 уже не способны контролировать свое болезненное состояние". Все годы своего
 движения к политической власти Гитлер сохранял чувство крайней неприязни к
 современному искусству. В 1930 он поддержал Национал-социалистическую боевую
 лигу Альфреда Розенберга, которая активно боролась с "дегенеративным
 искусством". Собственный вкус Гитлера в живописи ограничивался героическим и
 реалистическим жанрами. Истинное германское искусство, говорил он, никогда не
 должно изображать страдание, горе или боль. Художники должны использовать
 краски, "отличные от тех, которые различает в природе нормальный глаз". Сам он
 предпочитал полотна австрийских романтиков, таких как Франц фон Дефреггер,
 который специализировался на изображении тирольской крестьянской жизни, а
 также полотна второстепенных баварских художников, рисовавших счастливых
 крестьян за работой или пьянствующих монахов за игрой. Для Гитлера было
 очевидным, что наступит время, и он очистит Германию от декадентского
 искусства ради "истинного германского духа".
  Иво Залигер. "Суд Париса", 1939
 
  Специальным декретом от 22 сентября 1933 была создана Имперская палата
 культуры (Reichskulturkammer), во главе которой стоял министр народного
 просвещения и пропаганды Геббельс. Семь подпалат (изобразительного искусства,
 музыки, театра, литературы, прессы, радиовещания и кинематографии) были
 призваны служить инструментом политики гляйхшалтунг (Gleichschaltung). Около
 42 тыс. лояльных нацистскому режиму деятелей культуры были принудительно
 объединены в Имперскую палату изобразительного искусства. Директивы этого
 органа имели силу законов. Любой мог быть исключен за "политическую
 неблагонадежность". Для художников существовал целый ряд ограничений:
 Lehrverbot - лишение права на преподавательскую деятельность;
 Ausstellungsverbot - лишение права выставляться; и Malverbot - лишение права
 заниматься живописью. Агенты гестапо совершали молниеносные рейды по студиям
 художников. Владельцам художественных салонов и магазинов раздавали списки
 опальных художников и запрещенных к продаже произведения искусства.
  Не имея возможности работать в подобных условиях, многие наиболее
 известные германские художники оказались в изгнании. Пауль Клее вернулся в
 Швейцарию, Кандинский уехал в Париж и стал французским подданным, Оскар
 Кокошка, чей неистовый экспрессионизм особенно раздражал Гитлера, перебрался в
 Англию и принял британское гражданство, Георг Гросс эмигрировал в США, Макс
 Бекман обосновался в Амстердаме. Несколько известных художников все же решили
 остаться в Германии. Пожилой Макс Либерман, почетный президент Академии
 художеств, остался в Берлине ("Я не могу съесть столько, чтобы рвало!") и умер
 здесь в 1935. Всех этих художников власти обвинили в создании негерманского
 искусства.
  Первая официальная выставка "выродившегося искусства" (1918-1933) прошла
 в Карлсруэ в 1933, спустя несколько месяцев после прихода Гитлера к власти. В
 начале 1936 Гитлер приказал четырем нацистским художникам во главе с
 профессором Адольфом Циглером, президентом Имперской палаты изобразительного
 искусства, обследовать все основные галереи и музеи Германии с целью убрать
 все "декадентское искусство". Член этой комиссии граф фон Баудизен дал ясно
 понять, какой тип искусства он предпочитает: "Самая совершенная форма, самый
 изысканный образ, созданный в последнее время в Германии, родился вовсе не в
 мастерской художника, - это стальной шлем!". Комиссия изъяла 12890 картин,
 рисунков, эскизов и скульптур немецких и европейских художников, в том числе
 работы Пикассо, Гогена, Сезанна и Ван Гога. 31 марта 1936 эти конфискованные
 произведения искусства были представлены на специальной выставке
 "дегенеративного искусства" в Мюнхене.
  Эффект оказался обратным: огромные толпы народа стекались, чтобы
 полюбоваться на творения, отвергнутые Гитлером. Проходившая одновременно по
 соседству "Великая германская художественная выставка", на которой было
 выставлено около 900 работ, одобренных Гитлером, привлекла куда меньшее
 внимание публики. Чтобы поощрить "истинных германских художников",
 соответствующих его собственному вкусу, Гитлер учредил несколько сот премий.
 Незадолго до начала 2-й мировой войны, в марте 1939, в Берлине были сожжены
 тысячи художественных полотен. В конце июля 1939 по распоряжению Гитлера на
 аукционах в Швейцарии был продан целый ряд картин, чтобы получить валюту.
  Во время войны Герман Геринг, бывший куда большим эклектиком в своих
 художественных пристрастиях, нежели фюрер, присвоил множество ценнейших
 произведений искусства, похищенных в период нацистской оккупации из крупнейших
 музеев Европы. Постепенно он собрал коллекцию колоссальной ценности, которую
 считал личной собственностью. Для конфискации художественных ценностей из
 музейных собраний оккупированных стран была даже создана специальная
 оперативная группа Розенберга (Einsatzstab Rosenberg), только по данным
 которой 5281 живописное полотно, в том числе работы Рубенса, Рембрандта, Гойи,
 Фрагонара и других великих мастеров, было вывезено в Третий рейх. Многие из
 награбленных сокровищ были возвращены после войны их законным владельцам.
 "Иллюстриртер беобахтер"
 
  ("Illustrierter Beobachter"), иллюстрированное приложение к нацистской
 официальной ежедневной газете "Фелькишер беобахтер". Журнал выходил в
 издательстве "Эхер ферлаг" с ноября 1926 дважды в месяц и являлся рупором
 нацистской идеологии. Последний номер вышел 13 апреля 1944.
 
 
 
 
 
 
 "Илона"-"Индустриклуб"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 "Илона" - "Индустриклуб"
 "Илона"
 
  ("Ilona"), кодовое наименование военной операции, предполагавшей захват
 Иберийского полуострова и неоккупированной французской территории по директиве
 от 29 мая 1942.
 Имперская палата кинематографии
 
  (Reichsfilmkammer), созданная после прихода нацистов к власти
 организация, осуществлявшая контроль за киноиндустрией Третьего рейха,
 членство в которой было обязательным для творческих работников
 кинопроизводства. Организационно существовала как подпалата Имперской палаты
 культуры. В 1937 министр народного просвещения и пропаганды Геббельс установил
 контроль над последней независимой кинокомпанией Германии - киностудией УФА. С
 этого момента все финансирование кинопроизводства оказалось сосредоточенным в
 руках нацистских властей. См. также Кинематография в Третьем рейхе.
 Имперская палата культуры
 
  (Reichskulturkammer), создана по декрету от 22 сентября 1933, находилась
 под контролем министерства народного просвещения и пропаганды. Состояла из
 семи подпалат: прессы, радиовещания, кинематографии, театра, литературы,
 музыки и изобразительных искусств. Членство в одной из этих палат было
 обязательным для каждого творческого работника Германии. Любая творческая
 деятельность без наличия соответствующих членских документов строго каралась
 нацистскими властями, вплоть до тюремного заключения. На художников или
 писателей, не состоящих в Имперской палате культуры, распространялся запрет на
 профессию.
 Имперская служба труда
 
  (Reichsarbeitsdienst; RAD), обязательная трудовая повинность для всех
 трудоспособных граждан Третьего рейха. Незадолго до прихода к власти в одном
 из выступлений Гитлер пообещал, что сумеет ликвидировать безработицу в стране,
 причем, самым простым образом: вначале из числа безработных будут сформированы
 трудовые батальоны, которые затем пополнят ряды вооруженных сил. Закон от 26
 июня 1935 объявлял трудовую повинность обязательной для всех граждан Германии
 в возрасте от 19 до 25 лет в рамках созданной Имперской службы труда. Два раза
 в год все молодые немцы (каждая группа численностью до 200 тыс. человек)
 направлялись работать в трудовые лагеря, в основном на сельскохозяйственные
 работы. В течение 6 месяцев мужчины трудились на фермах и полях, а женщины
 помогали по хозяйству.
  Предыдущая профессия значения не имела. В трудовых лагерях под присмотром
 нацистских комиссаров поддерживалась строжайшая дисциплина в соответствии с
 тщательно разработанным уставом.
  Гитлер рассматривал трудовую повинность как необходимый шаг для успешного
 осуществления программы перевооружения Германии. По его мнению, мужчины,
 взвалившие на плечи лопаты, сумеют носить и оружие. Помимо этого, трудовая
 повинность обеспечивала рынок труда огромным количеством дешевой рабочей силы
 и снижала в стране уровень безработицы. В сентябре 1936 на партийном съезде
 Гитлер объявил, что число безработных в стране сократилось с 6 млн. человек до
 1 млн. Это заявление добавило Гитлеру популярности в стране, которая долгие
 годы была обременена безработицей.
 Имперский союз государственных служащих
 
  (Beamtenbund), объединение сотрудников государственных учреждений,
 находившееся под строжайшим контролем нацистской партии. Являясь составной
 частью политики гляйхшалтунг, этот союз предназначался для вытеснения старых
 профсоюзных организаций. От него ждали постоянного одобрения любых
 правительственных постановлений. Например, по декрету от 9 сентября 1937 члены
 союза должны были бойкотировать те магазины, которые определили в
 постановлении нацистские власти. Союз насчитывал более 1 млн. членов,
 обязанных платить членские взносы, посещать после работы всевозможные собрания
 и соблюдать все распоряжения властей. См. также Германский трудовой фронт.
 Имперский союз учителей
 
  (Reichslehrerbund), организация, созданная в 1933 для внедрения в среде
 немецких преподавателей и учащихся идей национал- социализма. Находилась под
 контролем министерства народного просвещения и пропаганды.
 Имперское министерство авиации
 
  (Reichsluftfahrtministerium), созданное в 1933 Германом Герингом
 управление по делам авиации с целью замаскировать предстоящую денонсацию
 условий Версальского договора 1919, по которому Германии запрещалось иметь
 военно- воздушные силы. Под контролем министерства авиации тайно проводилась
 организация и строительство Люфтваффе, о создании которых было официально
 объявлено в марте 1935.
 Имперское трудовое соревнование
 
  (Reichsberufswettkampf), ежегодно проводимые, начиная с 1933,
 профессиональные соревнования среди рабочих с целью улучшения их квалификации
 и демонстрации единства между рабочим классом Германии и нацистским режимом. С
 1938 эти соревнования охватили фактически все виды трудовой деятельности,
 начиная с тяжелой промышленности и кустарного производства и заканчивая
 государственными и конторскими служащими и даже студентами. Победителей
 чествовали как олимпийских чемпионов, приглашая в Берлин для встречи с
 Робертом Леем, руководителем Германского трудового фронта, и даже с Гитлером.
 "Индустриклуб"
 
  (Industrieklub), организация промышленных и финансовых магнатов в
 Дюссельдорфе. Председатель Фриц Тиссен. 27 января 1932 перед собранием членов
 клуба впервые выступил Гитлер. Это выступление (т. н. "Дюссельдорфская речь")
 положило начало сотрудничеству германских промышленников и нацистов.
 
 
 
 
 
 
 Июльский заговор 1944 -Июльский заговор 1944
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Июльский заговор 1944 - Июльский заговор 1944
 Июльский заговор 1944
 
  Попытка покушения на Гитлера 20 июля 1944 во время военного совещания в
 ставке фюрера "Волчье логово" под Растенбургом, Вост. Пруссия.
  Приход Гитлера к власти в 1933 и установление в стране нацистского режима
 породили раскол среди высших офицеров вооруженных сил Германии. Многие старшие
 офицеры, как, например, фельдмаршал Вильгельм Кейтель, генерал-полковник
 Альфред Йодль, генерал-майор Вальтер Варлимонт и другие оставались преданными
 фюреру. Но средний офицерский состав германской армии испытывал глубокое
 разочарование проводимой Гитлером политикой, полагая, что фюрер ведет Германию
 к катастрофе. 19 октября 1938 генерал-полковник Людвиг Бек ушел с поста
 начальника Генерального штаба в знак протеста против гитлеровского плана
 аннексии Чехословакии. Стремясь заручиться поддержкой высшего офицерского
 состава с целью ареста или отстранения Гитлера от власти, Бек собрал вокруг
 себя группу единомышленников, которая за пять последующих лет прошла путь от
 недовольства и оппозиции до сопротивления и заговора. В центре этого заговора
 оказались такие военачальники, как генерал-майор фон Тресков, начальник штаба
 группы армий "Центр" на Восточном фронте, генерал-полковник Эрих Хепнер,
 бывший командующий сухопутными войсками, уволенный Гитлером в декабре 1941,
 генерал-полковник Фридрих Ольбрихт, возглавлявший управление снабжения
 армейского резерва, генерал-полковник Карл Генрих фон Штюльпнагель,
 командующий войсками на территории оккупированной Франции, генерал-майор Ханс
 Остер, начальник штаба Абвера, и фельдмаршал Эрвин фон Вицлебен, вышедший в
 отставку в 1942. Помимо этих старших чинов, к заговору примкнуло несколько
 молодых офицеров, которые были убеждены, что Третий рейх - позор и катастрофа
 для Германии и готовы были рисковать собственной жизнью ради общего блага.
 Среди них были полковник Клаус Шенк граф фон Штауффенберг, начальник штаба
 генерала Фридриха Фромма, командующего Резервной армией, 1-й лейтенант Фабиан
 фон Шлабрендорф, штабной офицер генерала фон Трескова, и лейтенант Вернер фон
 Хефтен, адъютант фон Штауффенберга.
  Кроме военных, к заговору примкнули дипломат Кристиан Альбрехт Ульрих фон
 Хассель, в прошлом германский посол в Италии, Ханс Бернд Гизевиус, сотрудник
 Абвера, работавший в Швейцарии, и Адам фон Тротт цу Зольц, сотрудник
 министерства иностранных дел.
  Государственный аппарат представляли Карл Фридрих Герделер, бывший
 бургомистр Лейпцига, Юлиус Лебер, бывший депутат рейхстага от
 социал-демократической партии, и Йоханнес Попиц, министр финансов Пруссии.
  Среди участников заговора были священнослужители - пастор Дитрих
 Бонхеффер и иезуит отец Альфред Дельп.
  В него входили и члены Крейсау группы - граф Хельмут Мольтке,
 юрисконсульт Абвера, противник насильственных методов, и граф фон Вартенберг.
  Помимо этого, в той или иной степени к заговору были причастны адмирал
 Вильгельм Канарис, шеф Абвера, граф фон Гелльдорф, начальник берлинской
 полиции, и несколько юристов, в том числе Карл Лангбен, Клаус Бонхеффер, Йозеф
 Мюллер и Йозеф Вирмер.
  Многие другие лица, хотя и не участвовали в заговоре, но были осведомлены
 о нем. Среди них фельдмаршал Эрвин Роммель, генерал-лейтенант Адольф
 Хейзингер, начальник оперативного отдела командования сухопутных войск,
 фельдмаршал Гюнтер Ханс фон Клюге, командующий группой армий во Франции.
  К лету 1938 неопределенные планы недовольных начали вырисовываться в
 государственный переворот. Отставка Бека в октябре 1938 стимулировала движение
 от оппозиции к сопротивлению. Проводимая государственная и военная политика
 свидетельствовали о том, что Гитлер является человеком душевнобольным и что
 необходимо сместить его еще до того, как будет сформировано временное

<< Пред.           стр. 39 (из 92)           След. >>

Список литературы по разделу