<< Пред. стр. 47 (из 92) След. >>
(Ludendorff), (1865-1937), немецкий военный и политический деятель,
генерал пехоты (1916). Родился 9 апреля 1865 в Крушевни, близ Познани, в
помещичьей семье. Окончил Кадетский корпус (1881). С 1894 служил в Генштабе. В
1908-12 начальник оперативного отдела Генштаба. Во время 1-й мировой войны
сначала был обер-квартирмейстером 2-й армии, а с 23 августа до ноября 1914 -
начальником штаба 8-й армии, начальником штаба Восточного фронта (с ноября
1914) и 1-м генерал-квартирмейстером штаба верховного командования (с августа
1916). Являясь непосредственным помощником генерала Пауля фон Гинденбурга,
Людендорф с августа 1914 фактически руководил действиями на Восточном фронте,
а с августа 1916 - действиями всех вооруженных сил Германии. В марте-июле 1918
он безуспешно пытался неоднократными наступлениями сломить сопротивление
англо-французских войск на Западном фронте. 26 октября 1918 вышел в отставку.
После Компьенского перемирия в ноябре 1918 Людендорф эмигрировал в Швецию.
Весной 1919 вернулся в Германию и стал лидером наиболее крайних
контрреволюционных кругов, был активным участником Капповского путча в 1920.
Тесно сблизившись с национал- социалистами, Людендорф в ноябре 1923 возглавил
Гитлер и Людендорф в качестве двух лидеров "Пивного путча".
Пропагандистский фотомонтаж
вместе с Гитлером "Пивной путч" 1923 в Мюнхене, во время которого прошагал
через кордоны полиции, не осмелившейся стрелять в героя войны. Во время
Мюнхенского процесса над участниками путча Людендорф был оправдан. В 1924 он
был избран депутатом рейхстага от НСДАП. Выставив свою кандидатуру на
президентских выборах в 1925, Людендорф потерпел поражение. Был основателем
Танненбергского союза, целями которого была борьба с "внутренними врагами
государства": евреями, масонами и марксистами. После возникших разногласий с
президентом Гинденбургом, с одной стороны, и со своим бывшим единомышленником
Гитлером, с другой, Людендорф отошел от активной политической деятельности. Он
умер 20 декабря 1937 в Татцинге, Бавария.
Люфтваффе-Люфтшпортфербанд
Люфтваффе - Люфтшпортфербанд
Люфтваффе
(Luftwaffe), военно-воздушные силы Германии в период Третьего рейха. По
условиям Версальского договора 1919 Германии запрещалось иметь военную и
гражданскую авиацию (в 1922 запрет на гражданскую авиацию был снят с
некоторыми ограничениями). При содействии генерала рейхсвера Ханса фон Зеекта,
немецкая гражданская авиация оказалась в значительной степени контролируема
военными.
Широкое распространение получили планерные и авиационные клубы, в которых
проходили подготовку на самолетах коммерческих авиалиний многие пилоты. К
середине 20-х годов в Германии была создана высоко эффективная авиационная
промышленность (заводы "Фоккевульф" в Бремене, "Дорнье" в Фридрихшафене,
"Хейнкель" в Варнемюнде, "Юнкерс" в Дессау, "Мессершмитт" в Аугсбурге). В то
время как победившие союзники все еще летали на устаревших деревянных
бипланах, немецкие конструкторы разработали современные металлические
монопланы со свободнонесущим крылом, убирающимися шасси и лопастными винтами.
Реорганизованная авиакомпания "Люфтганза", получив разрешение на
коммерческие рейсы в Западной Европе, стала в техническом отношении самой
современной авиакомпанией в мире. В нарушение Версальского договора, боевые
экипажи проходили подготовку в четырех летных школах "Люфтганзы", приобретая
опыт в ночных и всепогодных условиях.
Когда Гитлер стал канцлером в 1933, он уже имел серьезную базу для
создания новых военно-воздушных сил. Были найдены крупные капиталовложения для
строительства Люфтваффе. Рейхскомиссаром военно-воздушных сил с
неограниченными полномочиями был назначен заместитель фюрера Герман Геринг,
бывший во время 1-й мировой войны высококлассным летчиком. Именно ему Гитлер
поручил создание самого мощного в мире воздушного флота. Не имея возможности
заниматься исключительно авиационными делами, Геринг пригласил в свое
министерство бывшего директора "Люфтганзы" Эрхарда Мильха, оказавшегося именно
тем человеком, который был способен справиться с этой задачей. Однако возникли
определенные трудности, когда стало известно, что предки Мильха были евреями,
что, по мнению Гитлера, являлось тягчайшим грехом. С помощью ловкого трюка
Герингу, который не столь щепетильно относился к вопросам расовой чистоты,
удалось обойти возникшее препятствие и "ариезировать" Мильха.
Геринг и Мильх обеспечили организацию Люфтваффе. Основной тактической
единицей новых ВВС стала авиагруппа (Geschwader), насчитывавшая около 120
самолетов. Она подразделялась на три авиакрыла (Gruppen) - около 40 самолетов
в каждом (некоторые бомбардировочные подразделения состояли из 6 и более
авиакрыльев). Каждое крыло, в свою очередь, состояло из трех эскадрилий
(Staffeln) - от 12 до 16 самолетов. Во время 2-й мировой войны Люфтваффе несла
тяжелые потери, поэтому фактическое количество самолетов в каждом
подразделении постоянно менялось. Военно-воздушные силы включали:
истребительную авиацию (Jagdgeschwader; JG), бомбардировочную авиацию
(Kampfgeschwader; KG), ночную истребительную авиацию (Nachtjagdgeschwader;
NJG), скоростную бомбардировочную авиацию (Schnellkampfgeschwader; SKG),
авиацию пикирующих бомбардировщиков (Stukageschwader; StG), транспортную
авиацию (Transportgeschwader; TG) и авиацию специального назначения (zur
besonderen Verwendung; zbV).
Подчиненным Мильха являлся генерал Вальтер Вефер, начальник штаба ВВС, в
прошлом пехотинец, ярый сторонник национал-социализма. Под руководством
Геринга, Мильха и Вефера, работавших в обстановке строжайшей секретности и при
полной поддержке Гитлера, по всей Германии развернулось строительство новых
авиационных заводов, аэродромов и тренировочных баз. В марте 1935 фюрер
почувствовал, что новые военно-воздушные силы Германии уже набрали достаточную
мощь, чтобы продемонстрировать их всему миру. К этому времени Люфтваффе
насчитывала 1888 самолетов различного типа и около 20 тыс. человек личного
состава. Бывшие планерные и летные клубы один за другим поглощались новыми
ВВС. Сообщения о мощности гитлеровской авиации вызвали панику за пределами
Третьего рейха.
В мае 1936 генерал Вефер погиб в авиационной катастрофе. Его заменил
генерал Альберт Кессельринг.
В августе 1936 германские военно-воздушные силы впервые приступили к
боевым действиям, оказав поддержку войскам генерала Франсиско Франко во время
Гражданской войны в Испании. Вначале около 20-ти транспортных самолетов Ю-52
перебросили из Марокко в Испанию верный Франко 10-тысячный корпус. К ноябрю
1936 контингент Люфтваффе в Испании вырос до 200 самолетов и был
переименован в легион "Кондор". Боевые действия в Испании явились генеральной
репетицией для Люфтваффе накануне 2-й мировой войны.
Вместо устаревшей тактики плотных боевых порядков "винт к винту", стало
применяться новое построение "по четыре", совмещавшее концентрированную
огневую мощь и свободу боевых действий. Весь мир облетело известие об
уничтожении германскими ВВС испанского городка Герника.
Во время аншлюса и чехословацкого кризиса Люфтваффе находилась в
состоянии боевой готовности, однако каких-либо действий не вела.
К началу 2-й мировой войны воздушный флот Германии вырос с 36 самолетов в
1932 до 5 тыс. в 1936 и более 9 тыс. в 1939.
1 сентября 1939 около 1600 боевых самолетов I и IV воздушных флотов
вторглись в воздушное пространство Польши, начав 2-ю мировую войну. Польские
аэродромы подверглись массированным бомбардировкам. Лишь немногим польским
летчикам удалось подняться в воздух, где они становились легкой добычей мощных
скоростных "Мессершмиттов". Немецкие самолеты постоянно атаковали польские
войска с воздуха, помогая своим сухопутным войскам, сокрушая опорные пункты и
артиллерийские батареи. Затем на весь период "зитцкрига" (см. "Сидячая война")
боевые соединения Люфтваффе отправились на отдых и ремонт. Авиация вновь
приступила к действию лишь 9 апреля 1940 при нападении на Данию и Норвегию, а
затем при вторжении в Нидерланды, Бельгию и Францию. Не сумев предотвратить
эвакуацию Дюнкерка (см. Дюнкеркская операция 1940 ), Люфтваффе переключила свое
внимание на поддержку танковых соединений, наступавших на Париж. Здесь
немецкая авиация столкнулась с ожесточенным сопротивлением противника, и
уставшие, перенапряженные пилоты стали терпеть первые поражения.
"Хейнкель-111" в бреющем полете бомбит советский нефтепровод
После капитуляции Франции, Гитлер обратил взор на Великобританию. Перед
Люфтваффе была поставлена задача уничтожить английские Королевские военно-
воздушные силы (RAF), препятствовавшие высадке сухопутных войск на Британские
острова. Для выполнения этой насущной задачи в составе II и III воздушных
флотов, дислоцировавшихся на берегу Ла-Манша, было сконцентрировано около 2600
самолетов. В середине июля 1940 Люфтваффе приступила к пробным боевым
вылетам, одновременно устанавливая с воздуха минные поля. 13 августа 1940
началась битва за Англию. В этот день немецкая авиация совершила 1000
самолето - вылетов и осуществила 485 бомбардировок наземных объектов
противника, потеряв при этом 45 самолетов. Через 2 дня - 1266 самолето-вылетов
и 520 бомбардировок, потеряв 75 самолетов. Почти сразу же стало ясно, что
Люфтваффе столкнулась с серьезным противником. Создавая военно-воздушные силы,
Гитлер рассчитывал на быстрые результаты, соответствующие тактике блицкрига,
поэтому основное внимание уделялось высокоскоростным истребителям в ущерб
тяжелым бомбардировщикам.
Легкие германские бомбардировщики, не оснащенные для выполнения таких
задач, как покорение Великобритании, неожиданно для себя столкнулись с
яростным сопротивлением английской авиации. Конец августа и начало сентября
1940 Люфтваффе продолжала боевые действия, неся все большие потери. Только 15
сентября 1940, во время самого крупного дневного налета на Лондон, немецкая
авиация потеряла свыше 60 самолетов. С этого момента активность действий
Люфтваффе начала падать.
Все очевидней становилась неспособность гитлеровской авиации эффективно
сражаться с противником и даже защищать собственную территорию от ночных
массированных бомбардировок авиацией союзников. Было несколько локальных
успехов, таких как налет на Крит 20 мая 1941, но в целом Люфтваффе, особенно
после вступления в войну Советского Союза, значительно уступала авиации
союзников. К лету 1944 превосходство советской и английской авиации стало
абсолютным.
Последним усилием Люфтваффе явилась поддержка Арденнской операции
1944-45.
К концу февраля 1945 Люфтваффе стала полностью небоеспособной. Хотя у
Германии еще имелось свыше 3000 самолетов, но большая их часть оставалась на
земле ввиду отсутствия топлива и слабой подготовленности летчиков. По
официальной статистике, за время 2-й мировой войны гитлеровские
военно-воздушные силы потеряли убитыми или пропавшими без вести 44065 человек
из летного состава, 28200 ранеными и 27610 попавшими в плен.
По официальным немецким данным, значительно отличающимся от данных
союзников, 94 немецких аса сбили в воздушных боях 13997 самолетов противника,
большая часть которых приходится на Восточный фронт.
Мартин Калдэн (Martin Caldin) в книге "Ме-109" (Лондон, 1973) приводит
список германских летчиков, сбивших каждый свыше 150 самолетов противника:
Эрих Хартман 352
Эрих Герхард Баркхорн 301
Гюнтер Ралль 275
Отто Киттель 267
Вальтер Новотный 258
Вильгельм Батц 242
Тео Вайзенбергер 238
Эрих Рудорфер 222
Генрих Бэр 220
Хайнц Эрлер 220
Ханс Филипп 213
Вальтер Шук 206
Антон Хафнер 204
Хельмут Липперт 203
Герман Граф 202
Вальтер Крупинский 197
Антон Хакль 190
Иоахим Брендле 189
Макс Штоц 189
Иоахим Киршнер 185
Вернер Брандле 180
Гюнтер Йостен 178
Иоганн Штейнхоф 176
Гюнтер Шак 174
Хайнц Шмидт 173
Эмиль Ланг 173
Э.В. Рейнерт 169
Хорст Адамайт 166
Вольф Д. Вильке 161
Гордон Голлоб 160
Ханс-Иоахим Марсель 158
Герхард Тюбен 157
Ханс Бейсшвенгер 152
Петер Дутман 152
"Люфтганза"
(Lufthansa), немецкая гражданская транспортная авиакомпания, на базе
которой, вопреки условиям Версальского договора 1919, были созданы германские
военно- воздушные силы - Люфтваффе.
Люфткрайс
(Luftkreise), военный округ в германских военно-воздушных силах. В
составе Люфтваффе насчитывалось шесть округов.
Люфтфлотт
(Luftflotte; Lfl), воздушный флот, крупное воинское формирование в
составе германских Люфтваффе.
Люфтшпортфербанд
(Luftsportverband), германский авиационный союз в 1933-35, в состав
которого входили многочисленные планерные и авиаклубы, где негласно проходили
подготовку будущие пилоты Люфтваффе.
"Мадагаскар"-Майер, Хелена
"Мадагаскар" - Майер, Хелена
"Мадагаскар"
Задуманный нацистами в 1940 план выселения европейских евреев на о.
Мадагаскар, бывший в то время французской колонией. Планом предусматривалось,
что Франция "уступит" остров Германии путем заключения мирного соглашения.
Военно- морскому флоту Германии надлежало определить места военных баз на
побережье, в то время как остальная территория острова, где намечалось создать
еврейские резервации, переходила под юрисдикцию ведомства Гиммлера. Мадагаскар
нацисты считали предпочтительнее Палестины, "которая принадлежала христианам и
мусульманам". Кроме того, евреев, выселенных на остров, предполагалось
использовать в качестве заложников для оказания давления на их "расовых
друзей" в США. Все затраты по переселению предусматривалось финансировать за
счет экспроприации собственности, принадлежавшей евреям.
План не был реализован, поскольку заручиться согласием Франции на уступку
острова было невозможно без заключения мирного договора с Великобританией.
Обсуждению еврейского вопроса была посвящена Ваннзееская конференция, на
которой было принято т.н. "Окончательное решение".
"Мажино, линия"
Система фортификационных сооружений вдоль восточной границы Франции
протяженностью около 380 км. Построена в 1929-34, совершенствовалась до 1940.
Считалась наиболее укрепленной пограничной линией в Европе. Свое название
получила по имени французского военного министра Анри Мажино (1877-1932).
Включала три укрепленных района (Мецкий, Лаутерский, Бельфорский), Рейнский
укрепленный фронт, Саарский участок заграждений и состояла из полосы
обеспечения (глубиной 4-14 км) и главной полосы (глубиной 6-8 км). Имела около
5600 долговременных огневых сооружений, объединенных в единую систему, в т. ч.
артиллерийских 520, пулеметных 3200 и прочих 1800. В глубине обороны
располагались модернизированные крепости - Бельфор, Эпиналь, Туль, Верден.
Опорные пункты и узлы сопротивления прикрывались противотанковыми и
противопехотными заграждениями. В 1936-40 для продолжения "Мажино линии" до
Укрепленная огневая точка на "линии Мажино"
Северного моря строилась "линия Даладье" протяженностью 620 км, включавшая 3
укрепленных участка (Монмеди, Мобеж, Шельда) и 2 участка заграждений
(Фландрский и Арденны), но закончена не была. На строительство "линии Мажино"
было затрачено около 1 млрд. долларов. Общая численность войск на линии
достигала 300 тыс. человек. В подземных многоуровневых фортах были оборудованы
жилые помещения для личного состава, электростанции, мощные вентиляционные
установки, узкоколейные железные дороги, телефонные станции, госпитали,
комнаты отдыха, абсолютно недосягаемые для снарядов и бомб. В верхних наземных
этажах располагались снабженные лифтами орудийные казематы.
Французские военные стратеги считали "линию Мажино" неприступной. Но в
1940 германские войска стремительно обошли "линию Мажино" с севера через