<< Пред.           стр. 72 (из 92)           След. >>

Список литературы по разделу

 поляков и группировки, которые способны были организовать сопротивление.
 Танненбергский союз
 
  (Tannenberg Bund), реакционная националистическая организация ветеранов
 1-й мировой войны, действовавшая в 20-е гг. в Германии. Возглавлял
 Танненбергский союз генерал Эрих Людендорф. Свое название союз получил в честь
 сражения при Танненберге 26-29 августа 1914, где русская армия генерала
 Самсонова попала в западню, устроенную немцами. Более 90 тыс. русских солдат
 тогда попало в плен, а генерал Самсонов застрелился. Разгромившей противника
 8-й германской армией командовал генерал Пауль фон Гинденбург, а Людендорф был
 у него начальником штаба.
  Программа Танненбергского союза отражала личные взгляды Людендорфа -
 крайний национализм, антисемитизм, антикоммунизм, неприятие масонства. Ее
 девизом стали слова Людендорфа: "Власть превыше государства" ("die
 ?berstaatlichen MIchte"). Среди членов Танненбергского союза было немало
 офицеров, сражавшихся вместе с Людендорфом во время 1- й мировой войны.
 Широкой популярностью среди народных масс союз никогда не пользовался.
 Большинство его членов приняло национал-социализм и поддержало Гитлера.
 
 
 
 
 
 
 Таткрайс-Театр в Третьем Рейхе
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Таткрайс - Театр в Третьем Рейхе
 Таткрайс
 
  (Tatkreis - "Группа действия"), одна из многочисленных консервативных
 народнических организаций Германии, действовавшая в период Веймарской
 республики. Проповедовала крайний национализм и расизм, подвергала нападкам
 демократические формы правления, выступала против равенства классов и религий,
 против "болтливых и безответственных парламентов, продажных и не способных к
 действию", против всего, что связывалось с Веймарской республикой. Отвергая
 любые традиционные формы правления, доводы и переговоры как устаревшие, члены
 Таткрайса приветствовали политический хаос как неизбежный и потому
 единственный путь к "возрождению и свободе" в Германском отечестве. Не
 считаясь с тяжелым положением народных масс, члены Таткрайса призывали
 интеллектуальную элиту страны проявить свой талант, при этом намеревались
 единолично возглавить грядущую национальную революцию. Они надеялись
 объединить интересы привилегированного класса с интересами Mittelstand
 (среднего класса), который составлял 45% населения Германии. Члены Таткрайса
 превозносили молодежь как образец, по которому будет построено будущее
 германское общество. Приверженцы Таткрайса призывали к уничтожению капитализма
 и построению вместо него плановой национальной экономики, полному
 самообеспечению, что должно было положить конец обязательствам Германии перед
 другими странами.
  Официальным печатным органом Таткрайса была газета "Die Tat"
 ("Действие"). Ее духовным лидером был Ханс Зерер, ставший в 1928 главным
 редактором и увеличивший тираж газеты с 1 тыс. до 30 тыс. экземпляров, что
 сделало ее наиболее популярным народным изданием в Германии.
  Таткрайс и особенно ее ультраправое крыло оказали сильное влияние на
 Гитлера, который считал собственное движение - национал-социализм - по сути
 народническим. Большинство членов Таткрайса вначале не испытывало никаких
 симпатий к безродному австрийцу, и многие были убеждены, что раскол нацистской
 партии в 1932 является лишь началом ее конца. Приход Гитлера к власти в 1933
 лишил многих членов Таткрайса иллюзий, а те из них, кто выступал против
 нацизма, были убиты. Возмущенный жестокостями нацистов, Зерер покинул пост
 редактора "Die Tat". Те, кому импонировало то, что Гитлер принял в конце
 концов некоторые их программные требования, признали нацистский режим и
 стали членами нацистской партии. Фюрер, однако, не стремился иметь независимо
 мыслящих людей среди ультраправой элиты больше, чем среди своих ультралевых
 противников. Таткрайс постепенно прекратила свое существование, растворившись
 в нацистском движении.
 Таубер, Рихард
 
  (Tauber), (1891-1948), австрийский оперный певец (тенор). Родился 16 мая
 1891 в Линце. Выступал в Граце и Линце. Широкую известность завоевал, исполняя
 партии в опереттах Легара и операх Моцарта. Также известен как композитор,
 писал музыку к кинофильмам и опереттам. С приходом нацистов к власти, был
 вынужден эмигрировать. Умер в Лондоне 8 января 1948.
 Театр в Третьем Рейхе
 
  В период Веймарской республики (1919-1933), германский театр приобрел
 высокую репутацию своим высочайшим мастерством. Немецкие драматурги, режиссеры
 и актеры, благодаря своей творческой энергии, внесли огромный вклад в развитие
 различных жанров театрального искусства, от трагедии до комедии. Все виды
 театрального искусства, от классического до радикального экспрессионизма,
 оказывали небывалое воздействие на публику. Во многих театрах Германии с
 успехом шли пьесы о сложной и противоречивой судьбе человека, о светлой
 стороне человеческой природы. Весь мир смеялся над разящей сатирической пьесой
 Карла Цукмайера "Капитан Кепеник", впервые поставленной в Германии в 1931, и
 затем переведенной на многие языки и инсценированной во многих странах.
 Установление нацистского режима в 1933 стало причиной резкого упадка
 германского театра. Под культурным руководством главы министерства народного
 просвещения и пропаганды Геббельса театр, вслед за кинематографией,
 радиовещанием, изобразительным искусством, литературой и прессой, оказался
 объектом политики гляйхшалтунг. Первым шагом нацистских властей было изгнание
 из театральной среды всех евреев - режиссеров, директоров и актеров, многие из
 которых с успехом работали и в кино и в театре (см. Кинематография в Третьем рейхе). Знаменитый немецкий режиссер Макс Рейнхардт, руководивший Немецким
 театром в Берлине, вынужден был покинуть Германию. Баварский
 драматург-неореалист Бертольд Брехт, чьи эпические драмы были необычайно
 популярны в Веймарской республике, покинул родину и уехал в Данию. Позднее, в
 США, Брехт написал несколько антинацистских пьес, в том числе "Карьера Артуро
 Ури", в которой разоблачается пропагандистская тактика, применявшаяся Гитлером
 в достижении им политической власти, и "Частная жизнь мастера Рейса", в
 которой автор предсказал скорый и неминуемый крах нацистского режима. Другой
 драматург-эмигрант, Эрнст Толлер, написал пьесу "Пастор Халль", драму о
 немецком священнике, который бросил вызов гитлеровским коричневорубашечникам
 (см. СА). Пьеса "Профессор Мамлон" Фридриха Вольфа, поставленная в Нью-Йорке в
 1937, рассказывает историю врача-еврея, который, оклеветанный, третируемый и
 лишенный своей работы, покончил с собой. Эти пьесы, созданные за пределами
 Третьего рейха выдающимися драматургами-эмигрантами, изобразили убийственную
 картину нацистского террора и потерю морально-нравственного стержня
 художниками, оставшимися в Германии и не сумевшими противостоять нацистскому
 режиму. Власти Третьего рейха пытались любыми способами сохранить интерес
 публики, привыкшей к высокому качеству театральных постановок. Геббельс
 назначил Ханса Йоста, драматурга средних способностей, главой Имперской
 театральной палаты, находившейся под контролем министерства пропаганды. Драма
 Йоста "Шлагетер", поставленная в 1933, была написана в честь Альберта Лео
 Шлагетера, нацистского "мученика", противостоявшего французской оккупации
 Рейнланда и убитого в 1923. Посвящение этой пьесы ("Написано для Адольфа
 Гитлера, с трепетным благоговением и неизменной преданностью") привлекло к
 Йосту внимание фюрера и обеспечило ему прочное положение среди нацистской
 верхушки. В своем театральном творчестве Йост преследовал две цели. Первая -
 "немец должен рождаться по крови и по сути в германизме". Вторая - "театр
 является последней педагогической возможностью для спасения германской нации
 от полного материализма исключительно реалистического мира". Йост задавал тон
 новой национальной драме, повторяя линию из своего "Шлагетера": "Когда я слышу
 слово "культура", я, забывая о безопасности, хватаюсь за револьвер".
  Единственным талантливым драматургом, остававшийся в Германии весь период
 Третьего рейха, чьи пьесы шли во многих театрах, был Герхард Гауптман. Этот
 одаренный автор заключил мир с нацистскими властями, и его пьесы были
 разрешены к постановкам. Кроме того, в различных театрах осуществлялись
 неплохие постановки Гете, Шиллера и Шекспира. Нацистской цензурой не были
 затронуты драмы Бернарда Шоу, поскольку они высмеивали аристократию и
 демократию. Германская публика, жаждавшая развлечений, благосклонно относилась
 к этим классикам, популярным долгое время. С другой стороны, театральная
 публика отвергала пронизанные откровенной нацистской пропагандой пьесы,
 рожденные в недрах министерства пропаганды и преподносимые им как
 удовлетворительные. Тональность нацистской драмы была героической. Драма "Марш
 ветеранов" Фридриха Бетже, поставленная в 1935, рассказывала историю о
 ветеранах наполеоновских войн, искавших лидера, о марширующих патриотах,
 возрождающихся из небытия. Поставленная в 1938 пьеса Курта Хейнике "Дорога к
 империи", повествует о судьбе решительного нациста, уничтожившего предателя и
 сумевшего объединить немцев. "Немецкая страсть" Рихарда Еурингера, появившаяся
 в 1936, выводит в главной роли неизвестного солдата, который искал для себя
 лучший мир, сражаясь с капиталистами и интеллектуалами. Пьеса "Панамский
 скандал" Эберхарда Вольфганга Мюллера, поставленная в 1936, показывает, как
 была уничтожена продажными политиками демократия, что на самом деле являлось
 нападками на Веймарскую республику. Некоторые нацистские драматурги завоевали
 одобрение Геббельса, воплощая на сцене расовую доктрину. Однако подобным
 пьесам не удавалось завоевать внимание немецкой публики.
 
 
 
 
 
 
 Тейлор, Алан Джон Персиваль-Тельман, Эрнст
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Тейлор, Алан Джон Персиваль - Тельман, Эрнст
 Тейлор, Алан Джон Персиваль
 
  (Taylor), английский историк, автор первого ревизионистского толкования
 причин 2-й мировой войны. Родился 25 марта 1906 в Баркдале, Ланкашир. Закончил
 Бутхем-Скул в Йорке и Ориел-колледж в Оксфорде. Преподавал в Манчестерском
 университете (1930-1938), занимался исследовательской работой и руководил
 группой в Магдален-колледже, Оксфорд, с 1938 по 1963; читал лекции по
 всемирной истории в Оксфорде с 1953 по 1963. Автор множества работ по
 германской колониальной политике, истории Габсбургской монархии, европейской
 дипломатии, истории 1-й и 2-й мировых войн и новейшей английской истории. Его
 "Курс германской истории" (Нью-Йорк, 1946), где детально прослеживается
 развитие Германии со времен Французской революции до настоящих дней, признан
 многими учеными- историками одним из самых блестящих толкований истории
 Германии, когда либо написанных. В 1961 Тейлор опубликовал в Нью-Йорке книгу
 "Причины Второй мировой войны", которая стала первой ревизионистской работой
 по причинам этой войны. Он предполагал, что Гитлер не был главным виновником
 разжигания войны, и попытался опровергнуть вердикт Нюрнбергского трибунала,
 согласно которому Гитлер нес основную ответственность за развязывание войны.
 Ответственность, по мнению Тейлора, ложится главным образом на других,
 особенно на премьер- министра Великобритании Невилля Чемберлена, который
 благодаря собственным ошибкам, подтолкнул Гитлера к агрессии. Тейлор считал,
 что именно ошибочная политика Великобритании послужила причиной начала войны,
 к которой Гитлер никогда не стремился, и что в планы нацистов никогда не
 входило завоевание мира. Гитлер лично, утверждал Тейлор, был грубо обманут
 тем, что был втянут в агрессию с помощью других стран в условиях крайних
 обстоятельств, находившихся вне его контроля. Гитлер был не лучше и не хуже
 других современных государственных деятелей. Он никогда не стремился к
 аннексии ни Австрии, ни Чехословакии. Он был втянут в чехословацкий кризис
 Чемберленом. Он никогда не собирался осуществлять на практике планы,
 изложенные в "Майн кампф". Тейлор резко выступал против решающего значения
 Хоссбахского совещания и доказывал, что причина тайного его проведения вызвана
 лишь стремлением Гитлера привести в замешательство своих противников.
  Книга Тейлора вызвала ожесточенные споры. Многие историки, и прежде
 всего, Тревор- Ропер и Г. Ф. Гудзон расценили ревизионизм Тейлора как чересчур
 болезненный, для того чтобы всерьез воспринимать его книгу в академической
 среде. Фактически все историки, писавшие о 2-й мировой войне, сходились на
 том, что именно от Гитлера исходила главная инициатива развязывания войны, что
 именно он набросал контуры своих будущих планов в "Майн кампф", и что
 Хоссбахский протокол явился неоспоримым доказательством его истинных планов
 и целей. Большинство исследователей рассматривают Гитлера как политика,
 умышленно начавшего войну, а не впутавшегося в нее по ошибке. Было ли
 возможно, спрашивают они, для Гитлера впутаться в войну 1 сентября 1939, когда
 его генералитет спланировал начало войны с Польшей на 23 мая 1939? Критики
 отказываются признавать доводы Тейлора о том, что Гитлер лишь стремился
 разрушить условия, создавшиеся на Востоке, и не имел намерений выступить
 против Великобритании и Франции. Сумей Гитлер до конца воплотить собственные
 замыслы, говорил один из оппонентов, Тейлор давно бы уже сам погиб в
 Бухенвальде или Дахау.
 Тейлор, Телфорд
 
  (Taylor), американский юрист, руководитель группы адвокатов по военным
 преступлениям во время Нюрнбергского процесса. Родился 24 февраля 1908 в
 Шенектеди, Нью-Йорк. Получил диплом Вилльямс-колледжа в 1928 и степень
 бакалавра права в Гарварде в 1932. В течение года преподавал историю и
 политические науки, затем начал юридическую практику в Нью-Йорке (1932-1933),
 был заместителем главного прокурора департамента внутренних дел США
 (1933-1934). Тейлор был главным юрисконсультом в Федеральной комиссии по
 средствам связи в 1940-1942. С апреля 1943 по май 1945 служил офицером
 военной разведки на европейском театре боевых действий, специализируясь на
 делах, связанных с германским Верховным командованием.
  Бригадный генерал Телфорд Тейлор
 
  С июня 1945 по октябрь 1949 Тейлор был руководителем группы адвокатов по
 военным преступлениям на Нюрнбергском процессе, где сыграл важную роль в
 распутывании клубка обвинений против нацистской верхушки. В апреле 1946 Тейлор
 был произведен в бригадные генералы. Позднее он стал профессором права
 Колумбийского университета, а также читал лекции в Йельской юридической школе.
 Среди его публикаций, касающихся Третьего рейха, - "Меч и свастика: генералы и
 нацисты в Третьем рейхе" (Нью-Йорк, 1952), "Налетевшая волна: 2-я мировая
 война летом 1940 года" (Нью-Йорк, 1967).
 Тельман, Эрнст
 
  (Thaelmann), (1886-1944), лидер немецких коммунистов, один из главных
 политических оппонентов Гитлера. Родился 16 апреля 1886 в Гамбурге. Рабочий. В
 1903 вступил в Социал-демократическую партию Германии (СДПГ), в 1904 - в
 профсоюз транспортных рабочих. В 1915 мобилизован в армию и отправлен на
 Западный фронт. В 1918 Тельман участвовал в Ноябрьской революции в Германии в
 составе левого крыла Независимой социал-демократической партии Германии
 (НСДПГ). В 1920 вступил в Коммунистическую партию Германии (КПГ). С декабря
 1920 председатель гамбургской организации КПГ и член городского совета. Летом
 1923, как делегат 3-го конгресса Коминтерна, посетил Сов. Россию. В 1924-33
 депутат рейхстага от КПГ. С начала 1925 возглавлял Союз красных фронтовиков. В
 конце 1925 Тельман был избран председателем Центрального комитета КПГ,
 полностью подчинив немецкое коммунистическое движение указаниям Москвы.
 Дважды, в 1925 и в 1932 Тельман баллотировался на пост президента Германии. На
 президентских выборах 13 марта 1932 получил 4.983.197 голосов, против
 18.650.730 у Гинденбурга, 11.339.285 у Гитлера и 2.557.729 у Теодора
 Дуйстерберга. На повторных выборах 10 апреля 1932 он получил 3.706.655
 голосов, против 19.359.650 у одержавшего победу Гинденбурга и 13.418.011 у
 Гитлера. После прихода Гитлера к власти в 1933 Тельман ушел в подполье.
 Через несколько дней после поджога рейхстага он был арестован и посажен в
 берлинскую тюрьму Моабит (1933-37), затем содержался в тюрьмах Ганновера
 (1937-43) и Бауцена (1943-44). В августе 1944 Тельман был переведен в
 концлагерь Бухенвальд, где и был расстрелян 18 августа 1944 по прямому
 указанию Гитлера и Гиммлера.
 
 
 
 
 
 
 Тербовен, Йозеф-Тирах, Отто Георг
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Тербовен, Йозеф - Тирах, Отто Георг
 Тербовен, Йозеф
 
  (Terboven), (1898-1945), нацистский рейхскомиссар Норвегии. Родился 23
 мая 1898 в Эссене. По профессии банковский служащий. В 1930 был избран
 депутатом рейхстага от нацистской партии по избирательному округу
 Дюссельдорф-Вест. В 1933 был назначен в прусский государственный совет и стал
 гауляйтером от НСДАП в Эссене. Положение Тербовена в партийных кругах
 упрочилось после того, как фюрер присутствовал на его свадьбе 28 июня 1934 в
 Эссене. 5 февраля 1935 Тербовен был назначен президентом Рейнской области, а в
 сентябре 1939 - рейхскомиссаром обороны VI оборонительного округа. После
 нацистского вторжения в Норвегию 9 апреля 1940, Гитлер посчитал необходимым
 назначить сюда заслуживающего доверия губернатора. Фюрер был неудовлетворен
 действиями марионеточного норвежского премьера Видкуна Квислинга, оказавшегося

<< Пред.           стр. 72 (из 92)           След. >>

Список литературы по разделу