<< Пред.           стр. 8 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

  Эриксон: Маленькой Бекки сейчас два года (Бекки одна из внучек Эриксона). В день своих именин она полностью оправдала славу своего "ужасного" возраста. Сначала она говорила на все: "Это мое, мое, мое". Потом добавила: "Я сама, я сама, я сама." Сначала она определила, что же является ее собственностью, а потом поняла, что она теперь будет с этим делать.
  Росси: Поэтому когда у детей появляются какие-то новые навыки, очень важным для них является факт признания того, что они овладели чем-то новым, и они отказываются от какой бы то ни было помощи (используя отрицание). Это напоминает мне первое "нет" новорожденного, которое можно усмотреть в том, как он, наевшись, отворачивает свою голову от материнской груди (не это ли прообраз отрицательного качания головой?).
  Эриксон: Я добился того, что клиентка миновала свою неуверенность - свое "может быть". (Клиентка сначала дважды повторяет "может быть", а потом дважды отвечает Эриксону "да" на его предложение помощи.)
  Росси: Мы очень часто запускаем этот примитивный механизм защиты, построенный на отрицании, как от других людей, так и от самих себя, когда в нас зарождается что-то новое.
  Эриксон: Мы начинаем пользоваться этим в весьма раннем возрасте.
 
 
  2.6. Как усилить внутренние обязательства пациента и веру в неизбежность излечения; Эриксон задает вопросы, "прочищающие" благоприятные для внушения подсознательные каналы
 
  Эриксон: Давайте кое-что обсудим. Сейчас июнь, потом наступит июль, за ним август. Вы плавали этим летом?
  Клиентка: Нет, я не особенно "тепло" отношусь к воде.
  Эриксон: А почему?
  Клиентка: Не знаю. Но при виде воды мое сердце начинает выпрыгивать из груди. Я ее боюсь, но сама не знаю почему. Я безумно ее боюсь.
  Эриксон: Неужели так сильно?
  Клиентка: Просто чертовски сильно. У меня появляется такое ощущение, будто я ношусь взад и вперед как угорелая.
  Эриксон: И что Вы делаете?
  Клиентка: Это зависит от ситуации. Если мне никак не удается отвертеться от купания, я очень осторожно захожу в воду сантиметров на десять, затем извиняюсь и убегаю.
  Эриксон: И давно у Вас этот страх плавания?
  Клиентка: Черт возьми, я не знаю.
  Эриксон: А Вам бы хотелось поплавать?
  Клиентка: Хотелось бы. Терпеть не могу чего-нибудь бояться. Это меня сковывает.
  Эриксон: А с чего это началось?
  Клиентка: Не знаю.
  Эриксон: А давно Вы боитесь воды?
  Клиентка: Не могу вспомнить. Мама рассказывала, что когда мы были совсем маленькие, она, бывало, не успеет оглянуться, а мы уже в воде по самую шею.
  Эриксон: А когда Вы еще могли зайти в воду без проблем?
  Клиентка: Не знаю - только теперь мне всегда надо пересиливать себя для того, чтобы это сделать. Надо сказать, что это малоприятное ощущение.
  Эриксон: А что Вы делали после Вашего последнего купанья?
  Клиентка: Вытерлась полотенцем и вернулась домой.
  Эриксон: И как Вы себя чувствовали?
  Клиентка: Чертовски напуганной.
  Эриксон: И как долго это продолжалось?
  Клиентка: Да не очень-то долго. Мы ехали из больницы в этот как его? - Генри-Нолл, и всю дорогу мое бедное сердце колотилось, как сумасшедшее. Но зато после этого по дороге домой - я чувствовала себя освеженной. Вода была такая приятная.
  Эриксон: А Вам не хотелось бы избавиться от своего страха?
  Клиентка: Конечно, хотелось бы. Я думаю, что каждый человек должен уметь плавать. Я делала несколько попыток, но потом в панике все бросала и убегала, как сумасшедшая.
  Эриксон: Прямо вот так и бежали, как сумасшедшая?
  Клиентка: Да. Я буквально выпрыгивала из воды и убегала на приличное расстояние.
  Эриксон: Ну, хорошо. Так Вы действительно хотите научиться плавать?
  Клиентка: Безусловно.
  Эриксон: А как Вы думаете, У Вас получится?
  Клиентка: Не знаю. Я уже все испробовала: я всячески пыталась убедить себя, что не должна бояться - но от этого было мало толку.
  Эриксон: Да, все впустую.
  Клиентка: Именно так.
  Эриксон: Все Ваши доводы на Вас не подействовали, так ведь? Ваши уговоры не помогли, да?
  Клиентка: Иногда они полезны, но в этом случае все окончилось неудачей.
  Эриксон: А как Вы считаете, что бы могло Вам помочь?
  Клиентка: Наверное, психоанализ - но на курс нужно три или четыре тысячи долларов.
  Эриксон: Но ведь самоуговоры не помогут?
  Клиентка: Это совершенно очевидно. Если только я не была слишком снисходительна к себе.
  Эриксон: Хотите заключить пари?
  Клиентка: Я готова на все.
  Эриксон: Хотите поспорить, что Ваш страх можно победить?
  Клиентка: Это бесспорно.
  Эриксон: Вы уверены?
  Клиентка: Да.
  Эриксон: Точно уверены?
  Клиентка: Абсолютно.
  Эриксон: А как Вам кажется, сколько у Вас уйдет на это времени?
  Клиентка: Не знаю.
  Эриксон: Но Вы ведь хотите начисто избавиться от своего страха?
  Клиентка: О, абсолютно!
  Эриксон: Может быть, Вы имеете какое-нибудь представление о том, что могло бы Вам помочь?
  Клиентка: Если верить мистеру Меннингеру, то существует какаято первопричина моего страха.
  Эриксон: Совершенно верно.
  Клиентка: Ах, если бы только я знала, что это за первопричина!
  Эриксон: Вы бы хотели это выяснить?
  Клиентка: Да, но я не могу. По крайней мере, до сих пор не могла.
  Эриксон: Это пока Вы сами пытались разобраться. Но может быть, у Вас все получится с чьей-нибудь помощью?
  Клиентка: Может быть. Но кто же из посторонних сможет помочь мне вспомнить события из моей же жизни? Может быть, мои страдания связаны с вытеснением. Что Вы на это скажете, доктор Финк? Молчит, как сфинкс.
  Эриксон: "Сфинкс" рифмуется с "Финк". Какая разница - помните Вы или нет, можете Вы или нет. Что Вы будете делать, если кто-нибудь поможет Вам все вспомнить?
  Клиентка: Я попытаюсь проанализировать ситуацию и выяснить, что же заставило меня так испугаться.
  Эриксон: Но может ведь так случиться, что эта ситуация и должна была Вас напугать?
  Клиентка: Но тогда я бы ее запомнила - потому что я, как и Вы, помню о том, как я чего-то испугалась.
  Эриксон: Вы должны помнить это и понимать это. А теперь давайте сделаем следующий шаг. А вдруг Вы помните, но не хотите вспоминать по какой-то причине?
  Клиентка: Но ведь я пытаюсь.
  Эриксон: Вы, конечно, пытаетесь, но так ли Вы заинтересованы в успехе?
  Клиентка: Да.
  Эриксон: Вы уверены?
  Клиентка: Да.
  Эриксон: Может быть, Вы сначала закончите эту сигарету?
  Клиентка: Да. Пока подожду со второй. (Докуривает сигарету.)
 
  Росси: Итак, страх воды в полном разгаре. Клиентка осознает, что "она страдает из-за вытеснения", а Вы задаете такие вопросы, что она начинает верить, что Ваша психотерапия поможет ей все вспомнить и тем самым разрешит ее проблемы. Вы добиваетесь того, что клиентка берет на себя внутреннее обязательство победить свой страх - в отличие от ее прежних пресных попыток ("Вы, конечно, пытаетесь, но так ли Вы заинтересованы в успехе?"). Я, вообще, обратил внимание на то, что прежде чем начать свою гипнотерапевтическую работу (в узком смысле этого слова), Вы стараетесь сделать так, чтобы пациент чувствовал себя обязанным изменить свое состояние и вылечиться.
  Эриксон: Он должен совершенно четко это осознать (ответ клиентки "Абсолютно").
  Росси: И даже после этого Вам желателен более определенный настрой, и клиентка еще раз сообщает Вам о своем решении: "О, абсолютно!" Зачем Вам так нужна эта определенность?
  Эриксон: Она должна перебороть свой страх!
  Росси: Итак, Вы пытаетесь вызвать и использовать ментальный механизм чувства уверенности. Уверенность активизируется сильнее неуверенности. Для того, чтобы преодолеть что бы то ни было, необходима полная уверенность в победе - и клиентка должна взять на себя обязательство победить свой страх.
  Эриксон: Да. Представьте, что Вы берете в руки игрушку и прячете руки за спину, а затем предлагаете ребенку отгадать, в какой руке игрушка.
  Росси: Тем самым Вы вовлекаете ребенка в веселую игру "Угадай-ку", и даже если он прежде и не любил игрушку, которую Вы спрятали - он все равно захочет ее найти. Можно проследить простую аналогию: преодоление страха плавания - это игрушка, которая должна заинтересовать клиентку.
  Эриксон: Она должна захотеть вылечиться.
  Росси: Она должна не просто захотеть - она должна понять, что обязана это сделать. Это очевидная установка на неизбежность излечения, и Вы формируете эту установку еще до начала всякой "трансовой" работы и до всякого лечебного внушения. Установка на ожидание исцеления - это та удобренная почва, в которую Вы бросаете зерна внушения. Вы повышаете подсознательную активность в зоне травматических ассоциаций и тем самым "прочищаете" подсознательные каналы для терапевтического гипноза.
  Эриксон: Благоприятные для внушения подсознательные каналы!
 
 
  2.7. Прерванное наведение транса: как упрочить транс повтор-
  ными наведениями и эффект Зейгарника
 
  Эриксон: Давайте-ка я пожму Вашу руку.
  Клиентка: Давайте.
  Эриксон: Раз-два-три-четыре. Раз-два-три-четыре. (Доктор Финк передает Эриксону лист бумаги.)
  Клиентка: Разрешите мне взглянуть. Я хочу знать, что написано на листке, который он держит в руке.
  Эриксон: Кто это - он?
  Клиентка: Доктор Финк. Я хочу это увидеть.
  Эриксон: Проснитесь. Совсем-совсем проснитесь. Хотите взглянуть? (Показывает клиентке листок.)
  Клиентка: Ваши действия столь же бессмысленны, как и у всех окружающих.
 
  Росси: И вновь своим рукопожатием Вы открываете новую страницу гипнотических "регрессивных визитов" Февральского человека. Доктор Финк нечаянно отвлекает внимание клиентки, когда передает Вам листок бумаги. Вы мгновенно "даете задний ход" и командуете клиентке проснуться, а затем даете ей этот листок, чтобы она смогла убедиться, что в записях ничего понять не может ("Ваши действия столь же бессмысленны, как и у всех окружающих"). Эта аварийная остановка и команда проснуться совершенно необходимы для того, чтобы неудачная попытка наведения транса не повлияла на Ваш ключевой прием с рукопожатием.
  Эриксон: Это именно так. Мне бы очень не хотелось потерять столь важное средство. Но поскольку клиентке неожиданно было дано указание выйти из транса, у нее появляется непреодолимое желание вернуться к прерванному занятию.
  Росси: Так называемый эффект Зейгарника18.
  Эриксон: Чем чаще Вы наводите транс, тем более устойчивым он становится.
 
  2.8. Активизация и использование ментальных механизмов как сущность подхода Эриксона; как успокоить пациента, "излучая" одобрение и поддержку
 
  Эриксон: А теперь засыпайте. Вы погружаетесь в крепкий сон. Я хочу, чтобы Ваши руки лежали на коленях совершенно расслабленно. Вы засыпаете глубоко-глубоко. Я хочу, чтобы руки отдыхали у Вас на коленях. Вы спите спокойно, дышите глубоко. Вы ведь не проснетесь, не правда ли? Не проснетесь, да? Вы продолжаете спать, верно? Вы спите крепко-крепко, да? И Вы не проснетесь, а будете спокойно спать. А теперь мне бы хотелось, чтобы Вы рассказали мне кое о чем. Вы сделаете это? Я хочу, чтобы Вы спали, но чтобы при этом рассказывали. Вы сможете справиться с этим? Приготовьтесь и будьте готовы мне все рассказать.
  Клиентка: Нечего мне Вам рассказывать, разве только о моем страхе. Мне повсюду мерещатся посиневшие утопленники. Но это не я, это какие-то незнакомые мне люди.
  Эриксон: И впрямь ужасающие видения.
  Клиентка: Да.
  Эриксон: И Ваше сердце начинает колотиться.
  Клиентка: Да, конечно, - правда, для этого всегда есть благовидный предлог.
  Эриксон: И Вам не нравятся эти предлоги?
  Клиентка: Нет.
  Эриксон: А как Вам кажется, можем мы выяснить, почему это так?
  Клиентка: Может быть.
  Эриксон: Вам бы этого хотелось?
  Клиентка: Да.
  Эриксон: Как Вы считаете, это будет просто? Как Вы думаете, Вам не будет неловко? (Клиентка кивает.) Как Вы считаете, Вы не будете испытывать неудобство?
  Клиентка: Может быть, и буду.
  Эриксон: Но Вы готовы к этому?
  Клиентка: Конечно.
  Эриксон: Полностью готовы?
  Клиентка: Окончательно и безоговорочно.
  Эриксон: А Вы не испытываете никакого чувства вины по отношению ко мне?
  Клиентка: Испытываю.
  Эриксон: Почему? У Вас не должно быть никакого чувства вины, чувства стеснения передо мной. Я всегда стремлюсь к тому, чтобы с величайшей осторожностью совершить необходимые действия одно за другим, по порядку. Но все-таки я иногда допускаю какую-нибудь оплошность, так ведь? Но Вы не должны испытывать никаких смутных сожалений о том, будто что-то не так - потому что я Вам помогу. Вы догадываетесь, о чем я говорю? Видимо, нет - но я-то все знаю. Я хочу, чтобы Вы успокоились на этот счет.
 
  Росси: Эриксон, здесь Вы опять возрождаете веру клиентки в Ваше волшебное гипнотерапевтическое средство. Вы вновь наводите транс обычными усыпляющими директивами, после чего поднимаете вопрос о страхах. Клиентка признает, что путь излечения может быть совсем нелегким. Вы ощущаете, что на этот раз по причине внезапного выхода из предыдущего транса она не столь расслаблена, как обычно, и успокаиваете ее тем, что "будете с величайшей осторожностью совершать необходимые действия одно за другим, по порядку." Вы, наверное, хотите этим сказать, что Вы все делаете как надо - вначале усыпляете клиентку, потом традиционно пожимаете ей руку - для инициации возрастной регрессии - и так далее?
  Эриксон: Вообще-то я только хотел, чтобы она расслабила свои руки: "Я хочу, чтобы Ваши руки лежали на коленях совершенно расслабленно".
  Росси: А зачем?
  Эриксон: Она, наверное, чувствует себя совершенно несчастной, и это принесет ей некоторое успокоение!
  Росси: После того, как клиентка расслабила руки, чувство удобства и успокоения охватывает весь ее организм. Вновь Вы обращаетесь к определенным ментальным механизмам. Я вообще, Милтон, заметил одну вещь, которая недоступна большинству психотерапевтов - Вы всегда имеете дело с ментальными процессами,ментальными механизмами...
  Эриксон: ...которые свойственны именно данному пациенту!
  Росси: И которые действуют поэтому всегда специфическим, уникальным образом! Даже после восьмилетнего стажа работы с Вами, после того, как я написал "Гипнотическую реальность" и "Гипнотерапию", я все еще, по вашему выражению, наивен, как ребенок. Я не в состоянии вместить все Ваши идеи. Вы не просто понимаете или анализируете - Вы вызываете и используете ментальные процессы пациента. Многие этого не понимают даже после того, как прочли все Ваши труды. И такое обращение к ментальным механизмам составляет сущность Вашего метода, не правда ли? Так как Вы всегда имеете дело с ментальными механизмами, Вас можно назвать ментальным механиком, согласны?
  Эриксон: Да.
  Росси: Еще раз повторюсь: главным в терапевтической работе является активизация, трансформация и использование различных ментальных процессов. Это так?
  Эриксон: (Утвердительно кивает головой.)
  Росси: Расскажите об этом немного поподробнее. Это совершенно новый взгляд на терапию. Большинство психотерапевтов обычно все анализируют, а затем то, что они выяснили о пациенте, сообщают самому пациенту.
  Эриксон: Мне кажется, я уже спрашивал: как можно попасть из одной комнаты в другую?
  Росси: Ну, конечно, разными путями. Я могу выйти через окно, поехать в Китай и затем, вернувшись, войти в дверь. Существует бесчисленное количество способов. Зачем Вы опять меня об этом спрашиваете?
  Эриксон: Потому что профессионалы, как правило, весьма ригидны в своем мышлении.
  Росси: Ну да. Большинство психотерапевтов только и делают, что треплются. Создается такое впечатление, что их работа только в том и состоит, чтобы, проанализировав и поняв, что же такое случилось с их пациентом, затем с важным видом ему сообщить: "Вот что с Вами произошло". Это не имеет никакого отношения к истинной терапии!
  Эриксон: Конечно, нет. Терапия - это способ обучить пациента обращаться со своей собственной психикой.
  Росси: Терапия - это способ научить пациента использовать свои собственные ментальные процессы! Роль отвечающего на вопросы стороннего наблюдателя, который старается понять пациента и сказать ему о том, что он понял - вовсе не для терапевта. Это просто смешно! И уж конечно, не терапевту с его предубеждениями навязывать пациенту свою философию.
  Эриксон: Потому что у каждой личности свой собственный строй.
  Росси: Правильно. Человек живет в своем собственном мире. И нельзя требовать от пациента того, чтобы он адаптировался к Вашему, отбросив свой. Единственное, что Вы можете - это помочь ему обустроиться в его мире. Именно этот вопрос разделяет психотерапевтов на два лагеря. Все совершенно не так, как кажется. Сотни людей, интересующихся психологией, говорят: "Как я люблю разговаривать с людьми! Я думаю, что мне нужно стать психотерапевтом, потому что людям нравится беседовать со мной и я их понимаю." Но одного лишь понимания людей - понимания их образа жизни - еще недостаточно. Нужно научиться активизировать такие ментальные процессы, которые помогут людям самим изменить свое представление о жизни. Именно это и есть психотерапия. Согласны?
  Эриксон: (Кивает головой.)
  Росси: Быть психотерапевтом - значит работать с этими ментальными процессами.
 
 
  2.9. Десятый "визит" Февральского человека: как "сон" усиливает возрастную регрессию и доводит ее до шестилетнего уровня; предпосылки терапевтического использования возрастной регрессии
 
  Эриксон: Ну, давай пожмем друг другу руки - один, два, три, четыре19. Теперь все в порядке. Сколько тебе лет?
  Клиентка: Не знаю.
  Эриксон: Не знаешь? Подумай, сколько тебе лет?
  Клиентка: Не знаю.
  Эриксон: А ты знаешь, кто я?
  Клиентка: Да.
  Эриксон: И кто?
  Клиентка: Февральский человек.
  Эриксон: А тебе не шесть ли лет?
  Клиентка: Вроде нет.
  Эриксон: Закрой глаза и засни на минутку. Я хочу, чтобы тебе было шесть лет, чтобы тебе было шесть лет. И я хочу поговорить с тобой.
  Клиентка: Привет.
  Эриксон: Сколько тебе лет?
  Клиентка: Шесть.
  Эриксон: А какой сейчас месяц?
  Клиентка: Февраль.
  Эриксон: Февраль.
  Клиентка: Вы всегда приходите в феврале.
  Эриксон: Это действительно так.
 
  Росси: Я с интересом слежу за всеми теми вроде бы незначительными деталями, которые Вы все время добавляете к основному приему наведения транса и вызову возрастной регрессии. Клиентка уже попала в другой - гипнотический - мир и общается с Вами Февральским человеком; Вы хотите, чтобы ей было шесть лет, и просите ее закрыть глаза, заснуть на мгновение и почувствовать себя шестилетней девочкой.
  Эриксон: Если я прошу клиентку об этом, она может не согласиться с моей просьбой. А вот мой приказ: "Закрой глаза и засни на минуточку. Я хочу, чтобы тебе было шесть лет" - она не может не выполнить.
  Росси: То есть она реагирует на Ваш приказ совершенно подсознательно, когда "спит", и ее сознание в этом вовсе не участвует?
  Эриксон: Ну, да.
  Росси: Это чисто гипнотическая модальность: подсознание начинает свою автономную деятельность, прячась за ширмой сна. То есть на самом деле клиентка не спит. Сон - в данном случае только метафора, которая указывает на то, что подсознательные процессы могут начать свою творческую работу.
  Эриксон: Шестилетний ребенок очень доверчив.
  Росси: Я понимаю. Именно для этого и служит возрастная регрессия. Детское восприятие и вера в терапевтичекое внушение значительно сильнее, чем у взрослого, скептически настроенного человека.
  Эриксон: Но только не надо говорить о вере ребенка. Для него внушение оборачивается реальностью!
 
 
  2.10. Как можно постепенно побороть страх плавания вполне естественным путем: от амбивалетности к определенности; сопоставление умозаключения и реальности
 
  Эриксон: Скажи-ка мне, ты купалась летом?
  Клиентка: Да.
  Эриксон: Тебе понравилось?
  Клиентка: Типа того.
  Эриксон: Что это за выражение - "типа того"?
  Клиентка: Наверное, понравилось.
 
  Эриксон: Смотрите, мой вопрос: "Что это за выражение - "типа того"?" и ее ответ: "Наверное, понравилось." Клиентка идет на уступки своему реальному прошлому, когда говорит "типа того". Но я не отстаю от нее до тех пор, пока она четко не говорит: "Наверное, понравилось." Ей понравилось!
  Росси: Вы даете клиентке почувствовать позитивный аспект ее переживаний и она наконец-то может ответить, что "ей понравилось"!
  Эриксон: Гм. Вполне естественно для процесса развития.
  Росси: Шаг за шагом, постепенно, клиентка стала воспринимать как нечто само собой разумеющееся то новое, что ей несомненно нравится - победу над своим страхом. В этом заключается Ваш натуралистический подход - как можно точнее сымитировать процесс естественного психологического развития.
 
 
  2.11. Как уменьшить чувствительность к трагическому эпизоду путем неоднократного повторения рассказа о нем: как с помощью будущего времени и обещаний облегчить пациенту процесс воспоминания; как гремучую змею вымели за порог
 
  Эриксон: А почему ты ответила, что тебе "наверное" понравилось?
  Клиентка: В этом виноват мой обычный страх.
  Эриксон: Страх чего?
  Клиентка: Того, что люди тонут.
  Эриксон: Что, утонул кто-нибудь из знакомых?
  Клиентка: Нет.
  Эриксон: То есть этого вообще не было?
  Клиентка: Нет.
  Эриксон: А знала ли ты кого-нибудь, о ком ты думала, что он утонул?
  Клиентка: Однажды мне показалось, что Элен утонула.
  Эриксон: Кто такая Элен?
  Клиентка: Моя сестра.
  Эриксон: Когда это случилось?
  Клиентка: Давно.
  Эриксон: Где это произошло?
  Клиентка: По соседству.
  Эриксон: И как это все было?
  Клиентка: Я уже Вам рассказала.
  Эриксон: Расскажи еще раз.
  Клиентка: Я пыталась поднять ее и уронила в воду.
  Эриксон: Что было потом?
  Клиентка: Потом прибежала мама и вытащила ее из воды.
  Эриксон: И как она выглядела?
  Клиентка: Вся посинела.
  Эриксон: Что ты чувствовала при этом?
  Клиентка: Мне было ужасно плохо. Я думала, что она умерла.
  Эриксон: Ты думала, что она умерла.
  Клиентка: Да.
  Эриксон: Джейн, мы уже не раз с тобой встречались. Когда-нибудь, когда ты станешь выше и старше, я хочу, чтобы ты мне все рассказала про это. Я хочу, чтобы ты все вспомнила - а потом мне рассказала. Ты выполнишь мою просьбу? Когда-нибудь, когда ты станешь выше и старше, ты это вспомнишь очень подробно. Когда-нибудь, когда ты станешь выше и старше, мы с тобой поговорим. Я буду называть тебя Джейн и я скажу тебе: "Джейн, расскажи мне об этом. Все-все-все". Как тебе кажется, ты сделаешь это? Я хочу, чтобы ты мне все рассказала, но только не сейчас, а когда ты станешь выше и старше, когда ты повзрослеешь. И расскажи мне об этом при первой же возможности. Сразу же, как сможешь это сделать. Так же, как ты некогда смогла сказать: "Peter - Piper-picked-a-peck-of-pickled peppers"20 Ты ведь учила эту скороговорку? Я хочу, чтобы тогда, когда ты станешь выше и старше, ты всевсе мне рассказала, даже то, о чем сейчас совсем забыла. Все, что ты теперь не помнишь - ты вспомнишь в нужный момент. Видишь, что я тебе обещаю.
  Клиентка: Вижу.
  Эриксон: А теперь - что мне нужно сделать, Джейн, чтобы ты почувствовала уверенность в том, что все мне расскажешь?
  Клиентка: Вы меня должны все время спрашивать - и это будет напоминать мне об этом.
  Эриксон: И когда ты станешь выше и старше, ты все мне расскажешь об Элен, правда? Ты ведь сделаешь это? Обещаешь? Ты расскажешь мне даже то, о чем пока совсем не помнишь.
  Клиентка: Но как же я тогда вспомню?
  Эриксон: Вспомнишь, даже если для этого тебе придется повторить свой рассказ два, три, четыре, пять раз. Согласна? (Клиентка кивает.) И когда ты станешь выше и старше и будешь со мной разговаривать, будет очень хорошо, если ты мне расскажешь не только, что происходило, но и то, какие чувства ты при этом испытывала. Ведь ты себя гадко чувствовала, когда это случилось, правда? Мне хотелось бы, чтобы ты мне рассказала о своих ощущениях. Ты сделаешь это?
  Клиентка: Да.
  Эриксон: Дать тебе немного поспать?
  Клиентка: Да.
  Эриксон: И все-все вспомнить, ладно?
  Клиентка: Да.
  Эриксон: И когда ты станешь выше и старше, мы опять увидимся, Джейн, и я тебе скажу: "Джейн, расскажи мне об Элен". И ты мне все расскажешь, вне зависимости от того, сколько тебе будет лет - десять, двенадцать, шестнадцать, девятнадцать или двадцать пять.
  Клиентка: Ну, тогда-то я, может быть, и забуду.
  Эриксон: Мне так кажется: если маленькая девочка что-нибудь обещает, она должна выполнять свои обещания. Так ведь?
  Клиентка: Да.
 
  Эриксон: Полный пересказ событий причиняет меньше боли.
  Росси: Теперь клиентка уже настолько продвинулась в своем лечении, что может более объективно оценить трагический эпизод, связанный с падением Элен в воду. С этой точки зрения - почему Вы предлагаете клиентке рассказать о своем страхе воды несколько позже? Почему бы не сделать это сейчас, когда этому так благоприятствует ее возрастная регрессия и Ваши с ней доверительные взаимоотношения?
  Эриксон: Как правило, если любого человека попросить что-нибудь немедленно сделать - можно не получить ничего, кроме раздражения; поэтому Вы отодвигаете Вашу просьбу в будущее, когда пациент сможет к ней подготовиться - но только при этом надо добиться от него обещания о выполнении. Когда Вы обещаете сделать что-либо потом, само будущее время придает вес Вашему обещанию.
  Росси: Чем больше проходит времени, тем весомей становится обещание, увеличивая веру пациента в успех и побуждая его к дальнейшим действиям.
  Эриксон: Будущее время работает на Вас.
  Росси: Фантастика!
  Эриксон: Чем больше знаешь - тем меньше почитаешь. Чем больше пациент говорит о травматическом, тем менее оно сохраняет свою травматичность.
  Росси: Вы уменьшаете чувствительность клиентки этими бесконечными повторениями рассказа о том, как она уронила свою сестру.
  Эриксон: Такая десенсибилизация приводит к тому, что трагическая ситуация становится чем-то вроде "старой шляпы". (Эриксон вспоминает, как его мать внезапно увидела, что в двух шагах от ее годовалой дочки свернулась гремучая змея.) И моя мать так мне рассказывала: "Я схватила швабру и вымела миссис Гремучую змею за дверь с такой скоростью, что она ничего не успела сообразить." Сорок лет спустя, пятьдесят лет спустя, шестьдесят лет спустя - она все еще рассказывала, как она вымела гремучую змею за порог. И всегда уважительно добавляла - "миссис". А когда она доходила до швабры, голос ее становился жестким и властным. Это был, безусловно, трагический эпизод, и она так от него и "не отошла".
  Росси: Стало быть, волнующая "история из жизни" говорит о том, что рассказчик еще не совсем в ней разобрался, не "разложил все по полочкам". Он попадает в тиски своих непосредственных эмоций, и именно на эти эмоции реагирует слушатель.
 
 
  2.12. Двухуровневые сообщения: как иллюзорный выбор помогает все расставить на места естественным путем; "двойной узел" времени; установка на "быстрый-пересказ-без-всяких-пауз"
 
  Эриксон: Ну что ж, теперь крепко спи, потому что я собираюсь уходить. Спи, спи пока не наступит 3 июня 1945 (дата второго сеанса). (Клиентка просыпается) Те же лица.
  Клиентка: Абсолютно неизменные.
  Эриксон: Не хотите сигарету?
  М-р Битти: А вот и мы.
  Клиентка: Вы теперь курите другие сигареты?
  Эриксон: Да.
  М-р Битти: Сейчас я дам Вам прикурить.
  Клиентка: Очень плохо, что Вы не курите.
  Эриксон: Обратите внимание, как она это сказала!
  М-р Битти: Вы бы не раскрыли окно пошире, чтобы я смог закурить трубку? Жена всегда гонит меня спать и курить в мою комнату.
  Эриксон: Надеюсь, Вам нравится запах?
  М-р Битти: Вы имеете в виду мою трубку?
  Клиентка: Нет-нет, что Вы, мой дедушка обкуривал меня с головы до ног еще с малолетства.
  М-р Битти: Здесь я упомянул, что всегда курю в своей спальне. Я сплю отдельно, потому что ужасно храплю. Не находите ли Вы в этом какой-нибудь психологический или психоаналитический смысл?
  Эриксон: Все вопросы в порядке очередности.
  Клиентка: А о чем Вы сейчас думаете? (М-ру Битти) У Вас что, неприятности?
  М-р Битти: И очень большие.
  Эриксон: Вам будет приятно услышать, что когда я работал по фонду Меннингера, мне очень пригодилось знакомство с Вами.
  Клиентка: Слава Богу, и я пригодилась.
  Эриксон: Я использовал в своих лекциях материал наших бесед.
  Клиентка: С паршивой овцы хоть шерсти клок. Не правда ли, восхитительно? Как-то в разговоре с подругой мне вдруг пришла в голову мысль: а как Вам понравится, если в ответ на все Ваши гипнотизерские штучки я буду просто сидеть и смеяться? А она мне ответила: "Не будь смешной".
  М-р Битти: Вы тоже работаете в фонде Меннингера?
  Клиентка: Да нет, я учусь и подрабатываю медсестрой в больнице Провидения. Когда-нибудь я рассчитываю закончить и выбраться оттуда.
  Эриксон: Можете ли Вы мне рассказать что-нибудь о Ваших "плавательных" проблемах? Можете, мисс С.?
  Клиентка: Не представляю, что я еще смогу Вам сказать.
  Эриксон: А это никак не связано с тем, что Вы знаете?
  Клиентка: Нет.
  Эриксон: Ваша рука лежит вот так, и Вы говорите, что совершенно не знаете, когда же появился Ваш страх. Может быть, когда Вам было восемь лет?
  Клиентка: Этого я не могу сказать точно. Но насколько я себя помню, этот страх был всегда со мной. Конечно, я имела дело с водой - но я ее всегда не любила. Ведь многие вещи просто необходимо делать. Но воды я боялась.
  Эриксон: Вы вообще быстро разговариваете?
  Клиентка: Ну, это в зависимости от того, в каком я состоянии.
  Эриксон: А как быстро Вы можете произнести: "Peter-Piperpicked-a-peck-of-pickled-peppers"?
  Клиентка: (Быстро проговаривает) "Peter-Piper-picked-a-peckof-pickled-peppers". Только мне не нравится это скороговорка.
  Эриксон: А это Вам больше по душе? - "How-much-wood-could-awoodchuck-chuck-if-a-woodchuck-would-chuck-wood?"21

<< Пред.           стр. 8 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу