<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 OCR & Spellchek: Allan Shade, janex@narod.ru
 http://janex.narod.ru/Shade/socio.htm
 
  Эркки Калеви Асп
  Введение в социологию.
 
  Эркки Калеви Асп (род. в 1930 г.) - известный социолог, профессор социологии и доктор философии, автор многих интересных работ по различным социальным проблемам.
  Перед широкой российской аудиторией Э. К. Асп предстает впервые. Предлагаемая читателю русская версия его "Введения в социологию" - это обобщение материалов лекций, с которыми автор выступал в различных университетах мира. Книгу характеризуют ясность, увлекательность и простота изложения. В ней лаконично даны история развития социологии, основные ее понятия, проблемы и направления. Читатель может получить первичное представление о содержании социологии как науки.
  Перевод с финского языка.
  Для широкого круга читателей.
  (c) Издательство "АЛЕТЕЙЯ" (СПб.), 1998 г.
 ПРЕДИСЛОВИЕ
  Последние годы в России активно развивается социология, которая является необходимой, фундаментальной наукой об обществе и человеке. Важную сторону этого процесса составляет социологическое образование, которое является ее основой. Несмотря на долгое отсутствие в нашей стране "институтов" подготовки социологов и сопутствующих ей специалистов (социальных антропологов, социальных работников и т. д.), сегодня в университетах и институтах России уже работают более 50 факультетов и отделений социологии, свыше 300 кафедр. Социологический анализ и социологическое мышление, культура активно внедряются в российскую действительность.
  В своем становлении и развитии российская социология активно использует, наряду с выявлением и использованием собственных российских традиций, опыт мировой социологии. Так, факультет социологии Санкт-Петербургского университета имеет тесные научные и учебные контакты с социологами, социальными антропологами университетов Билефельда, Берлина, Страсбурга, Лиссабона, Гамбурга, Хагена, Амстердама, Турку, Хельсинки, Сеула и т. д. Общение проявляется в острых дискуссиях, в совместных исследованиях, что способствует знакомству с наличным опытом, парадигмами, методами, существующих в современной социологии. Одной из важнейших сторон нашего общения с социологами разных стран является модернизация учебных планов и программ, т. е. изменение содержательной стороны обучения студентов, приближение его к мировому уровню.
  Представленное читателю "Введение." является результатом этого сотрудничества, в частности, с социологами университета города Турку. Профессор Эркки Асп - известный финский социолог, автор многих интересных работ по различным социальным проблемам. Курс "Введение в социологию" Э. Асп читает в течение многих лет в университете Турку. Книга Э. Аспа существенно отличается от подобных "Введений" на русском языке. Ее характеризуют ясность, увлекательность и простота изложения. В ней лаконично даны история развития социологии, основные ее понятия, проблемы и направления. Читатель может получить первичное представление о содержании социологии как науки.
  Все это делает книгу Э. Аспа весьма полезной для начинающих изучение интересной и очень важной науки - социологии. Она может дать не только базовые знания, что важно для изучения любой науки, но и вызвать желание расширить свои знания в области социальных отношений, образа жизни и поведения людей, т. е. вызвать исследовательский интерес по осмыслению человеческого мира.
  Представляя читателю книгу Эркки Аспа, мы надеемся, что она станет действительно для многих началом изучения социологии и поможет заглянуть за пределы повседневной жизни и собственного опыта и увидеть их no-новому; для многих она даст ответ на вопрос: "зачем нужна социология?".
  Профессор А. Бороноев.
  Доцент В. Минина
  Санкт-Петербург, 1998
 ОТ АВТОРА
  В современном мире по мере того как общество изменяется и приобретает новые формы, постоянно и закономерно возрастает потребность в социологических знаниях, т. е. в знаниях об обществе.
  Последние два-три десятилетия отмечены весьма бурными и иногда трудно прогнозируемыми общественными процессами. Русскому читателю это хорошо известно.
  Явления и проблемы социологических трансформаций становятся значимыми для представителей самых разных профессий, от дипломата до продавца, а социологические понятия и социологический подход все чаще являются исходным пунктом интерпретации общественной действительности в самых разных ее проявлениях.
  Однако для того чтобы овладеть социологическим аппаратом, как и в любой науке, необходимо знать азы.
  В данной книге сделана попытка сформулировать и дать тот минимум базовых социологических понятий, который необходим человеку, вступающему в сферу социологии и, как частный случай, - студенту, приступающему к изучению этой интересной науки.
  В концентрированном виде в книге представлен тот материал, который был прочитан мною в различных курсах по социологии в университете Турку (Финляндия). Разумеется, в учебном процессе материал рассматривался значительно шире и полнее, и было заманчиво внести в книгу как можно больше социологических знаний, конкретных, жизненных примеров, собранных за годы преподавательской и научной работы.
  Однако выбранный мною жанр "Введения" в науку накладывал известные ограничения и диктовал определенные правила в изложении материала. Как результат читателю представлен абрис центральных секторов и понятий социологии. Дать такие, базовые, знания - первая цель "Введения" в любую науку. Вторая цель - привлечь внимание, сформировать интерес к науке в целом и вызвать желание узнать в этой области больше. Если это произойдет, автор будет вознагражден за свой труд сполна.
  И наконец, я хочу выразить свою искреннюю благодарность тем людям, которые помогли появлению этой книги в русском издании. Это переводчицы Ма-арит Аалто и Пирьо Саари, работу которых отличает высокий профессионализм и тщательность, а также редактор русского перевода кандидат филологических наук Анна Рябова, которая, кроме обычной языковой редактуры, выполнила также работу по "приспособлению" текста книги к тому типу изложения, который привычен для русского читателя.
  Я также благодарю профессора, декана факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета А. О. Бороноева и доцента кафедры социального управления и планирования В. Н. Минину за их рекомендацию и помощь в публикации книги в замечательном санкт-петербургском издательстве "Алетейя".
  Профессор Эркки Асп
 
 1. ОБ ИСХОДНЫХ ПУНКТАХ СОЦИОЛОГИИ
 1.1. ИСТОКИ РАЗВИТИЯ
  Возникновение социологии и ее становление как самостоятельной науки связаны с теми общественными потрясениями, которые происходили по разным причинам в XVIII и XIX веках. Раздробление абсолютной монархии в большинстве стран, распад в связи с этим жесткой социальной структуры феодального общества, стремительное развитие капиталистического способа производства - крупнейшие социально-экономические события рубежа XVIII-XIX веков. Государство и общество, власть и народ, индивид и социум начинают дифференцироваться и осознаваться как самостоятельные субъекты действительности и объекты науки. Идеи свободы и равенства, вопросы общественного устройства и социальной справедливости попадают в центр общественного внимания. Капитализм в его прагматических целях начинает нуждаться в науке, и это дает толчок развитию естественных дисциплин.
  Однако весьма скоро становится очевидно, что капиталистический способ производства неизбежно сопровождается кризисами. Почти все общественные институты, которые казались столь устоявшимися и незыблемыми, начинают выглядеть как проблема. Такие традиционные институты, как церковь, приход, большая семья, или теряли свое былое значение, или распадались (как, например, большая феодальная семья), и их задачи переходили в заботу государства, тем самым социально-политические "обязанности" государства увеличивались. С другой стороны, религия и философия, которые раньше успешно занимались решением социальных и нравственных проблем, уже не справлялись с этим в изменившихся условиях. Все это вместе взятое подводило к неизбежности возникновения такой науки, которая бы специализировалась на исследовании общественных проблем и на накоплении знаний по этим проблемам. Так возникает социология. Ее прагматическая функция - "добывать" знания о существующих в обществе проблемах и "передавать" их в те инстанции, которые правомочий принимать конкретные решения на основе этих научных знаний. Социологии присуща критичность по отношению к общественным проблемам и стремление к глубинному раскрытию общественных проблем. Как и в каждой науке, в социологии теория и практика тесно связаны между собой: результаты исследования применяются на практике, а на основе эмпирических результатов исследования происходит разработка социологической теории.
  По своим задачам и характеру социология всегда являлась оппозиционной наукой. Как наука, которая изучает общество и применение власти, она часто оказывалась "сомнительной", особенно в таких общественных условиях, в которых власть являлась каким-то образом "сконцентрированной". При этом часто возникали противоречия между власть имущими и исследователями. Демократизация общества означала, что социум начали ставить выше государства. Таким образом, и те науки, которые изучали общество, приобрели в новых условиях большее значение. Благодаря своей критичности социология и в дальнейшем сохранила определенный оппозиционный характер. На оппозиционные же науки всегда смотрели несколько косо; например, в Германии 30-х годов социология не была "любимицей" среди наук, потому что она обращала слишком большое внимание на феномен власти. Как уже говорилось выше, социология имеет особо выраженную прикладную функцию. Она ставит своей целью решение общественных проблем и применение приобретенной информации в общественной деятельности. В разной связи, например в социалистических странах, подчеркивали эту сторону социологии и пытались использовать социологию и приобретенную ею информацию в управлении и руководстве обществом. При таком подходе существует, однако, опасность, что наука становится тесно связанной со взглядами и ценностями власть имущих и теряет свою первоначальную критичность. Детерминированность временем и социальными условиями, свойственная общественным наукам вообще, проявляется в социологии особенно остро, поскольку она является наукой, которая непосредственно изучает общество и его членов, людей и их проблемы.
 1.2. РАННЯЯ СОЦИОЛОГИЯ
  Изучаемые социологией проблемы не новы. Во все времена в той или иной форме существовали власть, различные отношения между людьми, взаимовлияния и споры. И всегда их стремились изучать и толковать, хотя и не под названием социологии, поскольку она как самостоятельная наука весьма молода. Например, уже Платон и Аристотель рассматривали вопросы, которые можно отнести к общественным наукам и социологии. Так, Платон (427-347) разработал структуру идеального государства, возглавляемого философами. В таком государстве особое значение придается воспитанию. Государство занимает главенствующее положение, и люди приспосабливаются к его принципам: человек - продукт государства. Воспитание в этом случае преследует выгоду государства, целью воспитания личности становятся интересы государства. Речь идет о ярко выраженной коллективности, когда индивид - зависимая, а общество - независимая переменная.
  Взгляд Аристотеля (384-322) является противоположным: индивиды образуют общество и тем самым и государство. Качества индивидов определяют характер и своеобразие общества. Естественно, что и целью воспитания при таком подходе является индивид. Речь идет о концепции индивидуализма, по которой индивид - независимая, а общество - зависимая переменная.
  В полярности взглядов этих ученых отражается прежде всего их время, обильное социальными переменами: Платон видел падение Афин, Аристотель - подъем греческого города-государства.
  Противопоставление индивид - общество было актуально всегда. Однако раньше ученые старались при изучении общественных явлений и поведения человека преподать, что нужно делать. Началом социологии можно считать тот момент, когда стали выяснять, что люди в действительности делают. На смену нормативно-дидактическому методу пришло изучение действительного поведения людей и действительных социальных явлений.
  Уже ранние исследования общественных вопросов, основанные на наблюдении и опыте, стали подрывать веру в абсолютные и непререкаемые ценности. Появлению новой науки, социологии, особенно способствовали идеи просветительства. Главные из них следующие:
  - человек способен познавать Вселенную;
  - человек способен использовать природу для своих потребностей;
  - наблюдение и способность к умозаключениям приближают к истине;
  - критичность является одним из способов приближения к истине.
  Эти постулаты явились новым критерием ценностей в научных исследованиях и в познании жизни вообще. Родиной просветительных идей была Англия, но их радикальные формы развивались и во Франции.
  Одним из предшественников социологического мышления, теории и методов социологии можно считать французского философа и историка Монтескье (1689-1755). Он декларировал важность сравнительного исследования и взаимозависимость социальных элементов общества, а также уделял особое внимание политическим и государственным институтам. Он пытался определить предпосылки трех форм государственного управления - демократии, монархии и деспотизма - с помощью типизации. Попутно заметим, что классификация и типизация - главнейшие "инструменты" любой науки. Ключевыми понятиями Монтескье среди прочего являются факты, действительность, а также демографические и территориальные факторы.
  Второй французский представитель ранней социологии Жан-Жак Руссо (1712-1778) известен своей теорией, согласно которой человек хорош изначально, по своей натуре, но общество "портит" его. По мнению Руссо, общественный договор (contrat social) должен сделать совместную жизнь людей такой, чтобы в ней реализовались идеалы свободы и равенства. Это могло бы осуществиться наилучшим образом в маленьких обществах типа древних республиканских городов-государств. Согласно Руссо, общество создано общей волей людей, и законы общества являются выражением этой воли. С помощью референдумов проверяется наличие, ослабление или отсутствие общей воли.
  Руссо считается по многим причинам пионером социологического мышления. Он уже ясно видел существование классов и классовых конфликтов, а также общественное значение неравенства. Кроме того, он понимал значение общественных перемен и роль человека в этих переменах как их зачинателя и руководителя.
  Просветительные идеи воплотились в жизнь во Французской революции, однако вызвали обратную реакцию и доминирование консервативной философии. По сравнению с XVIII веком XIX век перемещает внимание с индивида на группу, а также с критики существующего строя на его защиту, с социальных перемен на социальную стабильность. Типичными понятиями этой эпохи стали традиция, авторитарность, статус, связь, функция, норма, символ, ритуал. Общество описывается при таком подходе следующим образом.
  - Общество в действительности значительнее индивида. Без социальной группы или связей индивид не имеет значимого существования: он приобретает свою человеческую сущность только путем взаимозависимого участия в обществе.
  - Общество состоит из отношений и институтов, и индивиды являются только членами того и другого и при этом выполняют определенные роли и имеют определенные статусы.
  - Разные части общества взаимосвязаны, так что перемена в какой-либо одной части потрясает общество в целом.
  - Для нормального функционирования общества в его составе необходимы малые группы: семья, соседство, религиозная группа, профессиональная группа и некоторые другие. Названные группы являются основными, но не единственными единицами общества.
  - Равенство дурно, потому что оно разрушает установившийся в течение времен порядок. Иерархия и статус равно необходимы в семье, церкви и государстве; без них социальная стабильность невозможна.
  Эти взгляды консервативного склада оказали сильное влияние на мышление многих социологов.
  Социология является очень молодой наукой. Ее основоположником считается французский философ Огюст Конт (Auguste Comte, 1798-1857). Немаловажной причиной этого является то, что именно он начал употреблять название "социология" (лат. socius - товарищ, societas - общество и греч. logos - учение). Вторым основоположником социологии считается единомышленник и друг Конта - Клод Анри де Сен-Симон (Claude Henri de Saint, Simon, 1760-1825).
  Научные взгляды Сен-Симона формировались, с одной стороны, под влиянием просветительства, с другой - постулатов консерватизма. Суть его научно-практической деятельности - социальная критика и новаторство. Современное ему общество он характеризовал как индустриальное и видел в нем существенные противоречия и деструктивность. Так, он резко критиковал излюбленные консерваторами идеи стабильности и равновесия общества, за что приписывается к числу предшественников социализма.
  Рассматривая общественное развитие, Сен-Симон видел характерное для него постоянное чередование организованных периодов с критическими стадиями. В первом случае проявляется социальная интеграция, во втором - противоречия и релятивизм ценностей. Сен-Симон видел путь решения общественных проблем, в частности улучшение положения рабочих, в морально-религиозной реформе. Эта реформа в идеале должна была базироваться на добровольном желании владельцев предприятий улучшить условия рабочих. Такого, естественно, не происходило, и рабочие должны были бороться за свои интересы сами. Безусловная позитивность интенций, но практическая их нереализуемость - вот причина, по которой К. Маркс и Ф. Энгельс называли Сен-Симона утопическим социалистом.
  Сен-Симон впервые предложил планирование как способ управления хозяйством, и поэтому его можно считать также одним из основоположников экономической социологии. Сен-Симон верил в значение науки и силу разума. Сен-Симон назвал "социальной философией" ту область знаний, которую Конт именовал "социологией".
  Конт родился в южной Франции в городе Монпелье в католической, чиновничьей семье, имевшей v^ монархические взгляды. В 1814 году он поступил в парижскую элитную школу Scole polytechnique, где готовили чиновников высших рангов для системы общественного управления. В обучении особое внимание уделялось естественным наукам и математике. Конту пришлось бросить учебу уже в 1816 году, когда школу из-за нестабильной обстановки закрыли. Ее открыли снова в 1830 году, и Конт получил там уже место преподавателя. В промежуток с 1817 по 1824 год он был секретарем и помощником Сен-Симона.
  Мировоззрение Конта формировалось под влиянием философии просветительства, а также тех политических переворотов, свидетелем которых он оказался. Он наблюдал также начало промышленного переворота и постоянные споры между наукой и религией. Его личная судьба складывалась драматично: в 1851 году он лишился своей постоянной работы и жил после этого на гонорары за свои книги и на деньги, собираемые для него его друзьями.
  Конт читал цикл лекций, в которых формулировал свои социологические идеи. На основе этих лекций он написал впоследствии свое главное произведение - шеститомный "Курс позитивной философии". Конт стремился предотвратить моральное разложение общества и организовать общество заново по законам "позитивного гуманизма". Он подчеркивал самоценность идей как основу общественного строя и придавал особое значение тем идеям, которые укрепляли бы моральный порядок. Социология Конта является своего рода "социальной физикой", с помощью которой он хотел утвердить общественные законы и организовать общество заново по избранной им системе ценностей.
  Конт пытался применять принципы философии просветительства в решении коренных проблем своего времени и пришел к теории социологического развития, которая базировалась на разуме и системе господствующих социальных ценностей.
  Конт различал в развитии человечества три стадии: теологическую, или воображаемую, метафизическую, или абстрактную, позитивную, или научную. На первой стадии человек понимает природные явления как результат действия сверхъестественных сил, духов и богов. На второй стадии все явления объясняются как результат действия абстрактных причин, идей, мировоззрений и сил. На третьей стадии человек занимается наблюдением природных явлений и поисками закономерностей между ними. Таким образом, эмпирическое познание вытесняет мифологически-религиозное. Управление действием и мышлением получает материалистическое основание.
  На третьей, или позитивной, стадии происходит соединение теории и практики: знание законов, определяющих события, делает возможным управление событиями.
  Приведенная ниже таблица отражает трехступенчатую модель Конта. Из нее видно, что позитивная ступень связана с эпохой индустриального общества, когда социология становится одной из ведущих наук, и ученые вместе с руководителями промышленности занимают ведущее положение в обществе.
 Стадия развития
  Теологическая
  Метафизическая
  Позитивная
  Первопричина развития
  Скрытые силы
  Абстрактная сущность
  Взаимоотношения явлений
  Области науки
  Теология
  Математика
  Социология
  Руководитель
  Священник (воинская элита)
  Юрист (священство)
  Ученый (руководители промышленности) Общественная форма
  Милитаризованная
  Юридическая
  Индустриальная
  Тип социальной единицы Семья
  Государство
  Народ
 
  По этой модели развитие идет от теологической и метафизической стадии к высшей ступени - позитивизму.
  Конт определял в социальной системе две основные части: социальную статику и социальную динамику. Первая представляет собой прежде всего структуру и строй общества, а также законы человеческого существования, вторая означает изменение как таковое и его законы. Для выяснения и понимания деталей социальной статики и динамики применяется метод наблюдения, опыта и сравнения. Таким образом, выявляются социальные законы и закономерности общего социального развития.
  Согласно Конту, позитивистский метод ведет к познанию основ. При объяснении общественных явлений исследователь сталкивается с самыми разнообразными и многозначными причинными связями, но, изучая общество достаточно долго и тщательно, как в статическом, так и в динамическом состоянии, можно постепенно выявлять общие законы общественных событий и явлений.
  Изучая общественные явления, Конт подошел к созданию специальной науки, которая бы могла объяснить эти явления и даже по возможности управлять ими. Эта наука получила название социологии и в качестве основы избрала естественнонаучные методы. Для Конта идеальной представляется позитивистско-научная эпоха, когда социолог, будто представитель нового священства, может управлять общественной деятельностью.
  При создании "закона о трех ступенях", который иногда называли законом человеческого развития, он сделал также набросок иерархии наук. В этом смысле он является социологом в теории познания (гносеологии), так как он пытается постичь сущность и развитие науки, результатом чего явилось открытие им некоторых существенных признаков науки как таковой. По мнению Конта, теологический и метафизический подходы лишены научности, т. к. игнорируют метод наблюдения. Социология же не исключает наблюдение, а базируется на нем. Но и она, несмотря на этот позитивный посыл, еще многого должна достичь в своем развитии.
  Представленные выше типологии и модели Конта настолько важны и значимы, что позволяют считать их автора основоположником социологической науки и теории.
 
 ЛИТЕРАТУРА
  Allardt Erik. Sosiologia I (Социология I). WSOY, Juva, 1983.
  Eskola Antti. Sosiologia. Johdatus perusteisiin. (Социология. Введение в основы). Tiedon Portaat, 5. osa. WSOY, 1968.
  Hofstdtter Peter R. Einfiihrung in die Sozial-psychologie. Alfred Kroner Verlag, Stuttgart, 1959.
  Kinloch Graham С. Sociological Theory. Its Development and Major Paradigms. McGraw, Hill, Inc. New York, 1977.
  Korte Hermann. Einfuhrung in die Geschichte der Soziologie. Leske; Budrich. Opladen, 1992.
  Robertson lan. Sociology. Worth Publishers, Inc. New York, 1977.
  Soziologie Heute X. Soziologie als Beruf. Furth, Peter und Mathias Greffrath (hrsg.). Sender Freies Berlin (Manuskript), 1976.
  Stewart Elbert W. & James A. Glynn. Introduction to Sociology. McGraw, Hill Book Company, New York, 1971.
  Sulkunen Pekka. Johdatus sosiologiaan (Введение в социологию). WSOY, Juva, 1987.
  Thompson Kenneth. Auguste Comte. The Foundation of Sociology. Nelson, London, 1976.
  Zeitlin Irving M. Ideology and the Development of Sociological Theory. Prentice, Hall, Inc. En-glewood Cliffs, New Jersey, 1968.
  История теоретической социологии, т. 1, под ред. Ю. Н. Давыдова. М., 1995.
 
 
 2. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ
 2. 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ
  Голландский социолог П. И. Боуман (1955) различает четыре стадии в становлении социологии как самостоятельной науки:
  1. Социология как часть общей философии социума, прежде всего государства, права и морали, сформировалась в единую этическую и религиозно-нормативную систему.
  2. Социология сближается с естественнонаучным мышлением и начинает изучать естественные закономерности.
  3. Социология уже существует как самостоятельная наука, которая, однако, использует методы других наук, прежде всего естественных.
  4. Социология представляет собой самостоятельную науку со своими методами, предметами и понятиями.
  Данное разделение не совсем хронологично, но соответствует, однако, в главных чертах развитию социологического мышления.
  К первой стадии относятся Платон и Аристотель, а также многие христианские философы. В то время как Платон разрабатывал свое идеальное государство, философы хотели сделать из государства общество верующих.
  Вторая, представленная Боуманом, стадия относится по времени к XVI и XVII векам, когда, с одной стороны, индивидуализм мышления Возрождения и различные новые общественные и религиозные взгляды, вытеснившие духовное наследие схоластики, и, с другой стороны, развитие естественных наук создали новые возможности для рассмотрения общества и общественного строя. Социологическое мышление этого периода представляют прежде всего английские эмпирики Джон Локк (1632-1704) и Дэвид Юм (1711-1776), которые сильнейшим образом способствовали распространению реалистического подхода к рассмотрению объектов действительности.
  Третья стадия является продолжением предыдущей и относится к XVIII столетию. Первыми представителями этого периода были Сен-Симон и Конт. В социологическом мышлении господствовал тогда естественнонаучный позитивизм. К более поздним представителям социологии этого периода относятся среди прочих Маркс и Герберт Спенсер.
  Четвертая стадия представляет собой новейший период развития социологии, хотя весьма затруднительно провести четкую грань между четвертой и третьей стадиями. Самостоятельный характер социологии проявляется в том, что объекты исследования анализируются здесь с помощью собственных понятий и методов данной области науки.
  Кроме уже упомянутых социологов, в следующем разделе рассматриваются те исследователи, которые оказали решающее влияние на развитие социологии в ее начальной стадии.
  Как врачи ставят диагноз пациентам, так и социологи пытаются определить состояние общества. Далеко не все врачи разделяют одно и то же мнение, один и тот же диагноз. Так же и не все социологи согласны с различными находками и истолкованиями, и в результате получается ряд разных теорий и мнений о характере общества и общественных явлений.
  Далее рассматриваются некоторые классики социологии, оказавшие существенное влияние на последующих исследователей.
  Карл Маркс (Karl Marx, 1818-1883)
  Маркс родился в Германии в семье еврейского юриста. Он изучал в Бонне и Берлине историю, право и философию, участвовал в политике и работал около двух лет журналистом в Германии. Поняв, что у него нет возможностей добиться успеха на родине, он начал работать в Париже, Брюсселе и Лондоне.
  На деятельность Маркса оказывали влияние не только экономические и политические условия Германии, но прежде всего германская идеалистическая школа, в частности Георг Вильгельм Фридрих Гегель, а также французский социализм и английская экономика. Широкую известность ему принес его "Капитал".
  По общественной теории Маркса общество основывается на материальных условиях жизни, причем экономический базис и стремление человека к удовлетворению своих основных потребностей определяют надстройку общества, т. е. культуру, духовную жизнь и окружающий мир символов.
  Маркс поставил своей целью раскрыть взаимоотношения экономического базиса и надстройки общества, а также механизмы исторического развития общества. Это учение, называемое историческим материализмом, утверждает, что материальные факторы лежат в основе общественной жизни и определяют сознание людей. Из этого следует, что общественные перемены происходят при изменении материальных условий.
  Способы производства в материальной сфере определяют социальный, политический и духовный процесс жизни. Способы производства состоят из производительных сил и производственных отношений. К производительным силам относятся орудия производства и человеческая рабочая сила. А производственные отношения, в свою очередь, определяются уровнем развития производительных сил в каждый данный момент общественного развития и отражают существующие разделение труда и материальные условия. Труд таким образом является центральным понятием в теории Маркса. Диалектическое взаимодействие экономической основы общества, включающей в себя производственные отношения и производительные силы, с одной стороны, и зависимой от нее надстройки с другой, приводит к общественным переменам. По основной идее диалектики, которую Маркс взял у Гегеля, всякое явление заключает в себе силы собственной перемены. Маркс применил этот постулат к обществу и высказал мнение, по которому в капиталистической системе, порожденной индустриализацией, экономическая гегемония отчуждает трудящихся от орудий производства и природы. По Марксу, глубокие противоречия и проблемы капиталистической системы производства делают возможным такой переворот, вследствие которого общество переходит к социалистической формации.
  Социалистическую идею государства экспериментировали в так называемых социалистических странах. Результаты этого эксперимента сейчас хорошо известны. Несмотря на это, теоретические взгляды Маркса находят отклик и в наше время.
  Влияние Маркса на социологию велико. Его роль как теоретика конфликтов и создателя концепции марксистской социологии видимо будет существенной и в дальнейшем.
  Герберт Спенсер (Herbert Spencer, 1820-1903)
  Спенсер был сторонником эволюционного учения Чарлза Дарвина и применял принципы биологического развития к обществу. Он сравнивал общество с живым организмом. По органической аналогии разные части общества взаимозависимы и стремятся обеспечить выживание и функционирование общей системы.
  Согласно Спенсеру, Вселенная находится временами в состоянии постоянного развития, временами в состоянии распада. Задача социологии состоит в прослеживании и выявлении этих же процессов в сфере человеческого общества. Основные предположения Спенсера следующие:
  1. Развитие является универсальным процессом, т. е. всеобщим законом природы.
  2. Общество является органическим и развивающимся целым, которое много сложнее, чем суммы его частей.
  3. Общество существует в двух сущностях: в социальной статике и в социальной динамике. Статика представляет собой институциональную структуру и социальные системы общества, а динамика заключает в себе постоянную дифференциацию и развитие структуры.
  4. Главные институты общества - политические, церковные, профессиональные, промышленные, семейные и "праздничные". Многогранное индустриальное общество развилось из примитивного общества, пройдя разные этапы. Для Спенсера развитие означало прогресс.
  5. Общество разделяется кроме этого на две параллельные системы: внутреннюю и внешнюю. Эти подсистемы помогают обществу сохраняться как органическому целому в процессе развития. Процесс развития представляет собой чередование состояния равновесия с состоянием существенных перемен при движении общества от примитивного к современному и индустриальному.
  Задачей социологии, согласно Спенсеру, является понимание процессов развития общества с целью достижения максимальной социальной гармонии. Теоретически оптимальное (если не идеальное) общество современные социологи считают более или менее гармоничной системой, разные части которой должны находиться в соотношении, обеспечивающем гарантированность, защищенность и стабильность. В современной социологии популярна идея развития общества "от простого к многообразному", при этом понятия "развитие" и "прогресс" не отождествляются. Развитие означает отнюдь не всегда что-то лучшее.
  Фердинанд Теннис (Ferdinand Tonnies, 1855-1936)
  Немецкий социолог Ф. Теннис родился в аграрной общине Эйзенштадта и учился в университете в Тюбингене. Он был свидетелем экономических и политических переворотов, происходивших в современной ему Германии.
  По мнению Тенниса, общество, социальная действительность, являются продуктом человеческой воли. Предметом социологии, по его мнению, и является человеческая воля как основной созидающий фактор в структуре социума. При этом Теннис исходит из того, что природа человека в принципе познаваема.
  По главной концепции Тенниса общество заключает в себе различные отношения и объединения людей и является таким образом продуктом человеческой воли. Индивидуальные выражения воли объединяются в коллективную волю и тем самым в социальную структуру. Теннис различает "волю" двух типов: а) естественную - основа "гемейншафта" (общины) и б) рациональную - основа "гезельшафта" (общества). Первая характеризует прежде всего традиционное общество, а вторая - индустриальное. Такие общества отличаются друг от друга на основе доминирующих в них норм.
  Гемейншафт характеризует традиционное общество, которое основывается на тесных семейных отношениях, на нормах любви, взаимопонимания и защиты. Социальные связи базируются на родстве, общности локуса и языка. Такую организацию совместной жизни можно назвать "естественным" обществом, базирующимся на "естественной воле".
  Гезелъшафт представлен в современном индустриальном обществе, которое базируется на экономических, безличных и искусственных отношениях, на нормах экономической ценности, труда и потребления, а также на связях, которые относятся к общественному классу и экономическим соглашениям. Это можно назвать деловой организацией, в которой преобладает "рациональная воля".
  Типология гемейншафт - гезелыпафт применялась весьма часто и в современной социологии, особенно при сравнении сельских и городских общностей.
  Эмиль Дюркгейм (Emile Durkheim, 1858-1917)
  Французский социолог Э. Дюркгейм является одним из самых известных пионеров в развитии социологии как самостоятельной науки, имеющей свои предметы исследования, свои методы и понятия.
  Дюркгейм родился в еврейской семье. Он изучал право и философию, работал преподавателем философии в Париже. В 1887-1902 годах он был профессором социологии и педагогики в Бордо. В 1902 году ему предложили профессуру на кафедре педагогики в Сорбоннском университете в Париже, позднее в перечень дисциплин кафедры была включена также социология. Дюркгейм занимал эту должность до своей смерти. В течение всей своей жизни он проявлял также интерес к вопросам религии и морали.
  К ключевым понятиям Дюркгейма относится понятие социального факта. Под этим подразумевается, например, принадлежность людей к различным группам, религиозным объединениям и политическим партиям; в этих группах человек находит свою социальную реальность. Психические факты имеются в собственном сознании индивида, затосоциальные факты относятся к социальной действительности. По мнению Дюркгейма, именно эти социальные факты составляют основной предмет исследования социологии. Позднее он назвал их "институтами".
  Любой социальный институт, например семью, брак или какой-либо обычай, можно, по Дюркгей-му, рассматривать научно, как и другие объекты исследования. Их можно изучать, описывать и сравнивать, оперируя различными данными, касающимися этих "институтов". Изучение таких данных является наукой только тогда, когда их (данные) можно упорядочить по определенной системе понятий, выведенной из существенных признаков рассматриваемых институтов. Например, действие, влекущее за собой наказание, является преступлением. Преступление как социальный институт изучается исходя из его общественного происхождения и значимых связей. Второй пример: в обществе имеются общности, основанные на кровном родстве. Каждую такую общность Дюркгейм относит к категориальному понятию "семья".
  И социальный институт "преступление", и социальный институт "семья" характеризуются определенным набором своих категориальных признаков. Для того чтобы действие характеризовалось как "преступление", оно должно отвечать всем этим признакам. Отсутствие даже одного из них переводит это действие в другой статус, например "проступок", "ошибка". Исследователь должен иметь ясную систему понятий, однозначно воспринимаемую другими людьми. Социологические понятия обычно абстрактны, поэтому они должны быть по возможности четко определены.
  По главному предположению Дюркгейма, коллективное сознание, "растворенное" в обществе, имеет самостоятельное существование. Социальная сила основывается на "коллективном мышлении". Коллективность или коллективный дух - это то, что взаимообязывает членов общности. Коллективное, или общее, сознание означает совокупность тех верований и чувств, которые разделяются средними членами системы. Существующие в общности нормы усвоены и осознаны, результатом чего является унификация социального поведения. Коллективное сознание базируется на существующих в обществе ценностях.
  Коллективность выражает нормативный характер общества. Согласно Дюркгейму, все аспекты социальной структуры, в частности институты, базируются на нормативной системе общества. Итак, нормы представляют собой, по его мнению, ядро социальной действительности.
  Интересен взгляд Дюркгейма на разделение труда в обществе. Исходным пунктом Дюркгейм считает здесь численность и плотность населения, предполагая при этом, что в населенных пунктах городского типа разделение труда более развито и многообразно, чем в традиционной редконаселенной аграрной общине. Одновременно он отмечает различие в социальной солидарности. При незначительном разделении труда наблюдается механическая солидарность, а при сильно дифференцированном разделении труда - органическая солидарность, т. е. каждый зависит от каждого в большей степени, будучи заинтересован в результатах труда другого.
  Интересны замечания Дюркгейма по поводу некоторых частных явлений и феноменов, например, такого, как самоубийство. По его наблюдениям, самоубийства встречаются чаще среди тех групп, где социальная сплоченность слабее, чем среди групп с более тесными социальными связями. При этом важную роль играет семейный и религиозный статус (см. гл. 4. 3. Теория).
  Макс Вебер (Max Weber, 1864-1920)
  Немецкий социолог М. Вебер родился в Эрфур-те, учился в Гейдельберге, Страсбурге и Берлине. В 1894 году он стал профессором политической экономии Фрейбургского университета, а три года спустя Гейдельбергского университета. Из-за тяжелой болезни он был вынужден бросить преподавательскую деятельность на долгое время, но продолжил ее позднее приват-профессором. В течение двух лет до своей смерти Вебер работал профессором в университетах в Вене и Мюнхене.
  Вебер пытался разработать объективную и свободную от ценностей социологию, для чего детально и подробно рассматривал в своих основных трудах ценностные системы и их развитие.
  По мнению Вебера, самым основным понятием социологии является понятие социального действия. Это такое действие, которое соотносится с поведением окружающих людей и учитывает их поведение. При этом имеется в виду действие осмысленное и целенаправленное, действие, которое ориентируется на ценности. Вебер подчеркивает, что только осознание осмысленности чужого действия помогает нам понять его. Содержание действия диктуется его смыслом. С точки зрения научной социологии, смысл действия должен пониматься исследователем, а не исследуемым. Речь идет о методике "понимания".
  Согласно Веберу, социология представляет собой науку, главным объектом которой является социальное действие, его "ход" и его последствия. Он подчеркивал, что социология разрабатывает типизацию действий и событий, а также их общие закономерности. Идеальные типы, которыми оперирует социология, помогают определить и упорядочить причины действия. Идеальные типы представляют собой некое обобщение, сделанное на основании определенных признаков. Это обобщение не должно быть адекватно действительности, но оно дает исследователю хорошие исходные точки для рассмотрения различных вопросов. На основе "идеальных типов" образуются другие понятия, которые могут быть использованы в исследовательской практике.
  Социальное поведение представляет собой: а) унифицированное поведение, б) поведение, детерминированное окружающими людьми. Это не такое действие, которое может быть вызвано, например, паникой или массовым внушением, а только собственно социальной средой, ее стабильными ценностями и нормами.
  Социальное отношение - широкий и многозначный термин. Социальными отношениями являются, например, любовь и дружба. С другой стороны, экономический обмен, конкуренция и конфликт также базируются на социальном отношении. По Веберу, социальное отношение лежит и в основе власти. Власть - это социальное отношение, предоставляющее одному человеку главенствующее положение по сравнению с другим. Это отношение обеспечивает реализацию интенций первого субъекта независимо от поддержки или сопротивления другого. Короче говоря, власть - это иерархическое социальное отношение, а не свойство субъекта или субъектов.
  Анализируя развитие капитализма, Вебер пришел к выводу, что на экономическую ситуацию оказывают влияние религиозные ценности, в особенности протестантизм, и в наибольшей степени кальвинистское направление. Ведь в мире ценностей протестантизма доминируют трудолюбие, предприимчивость, экономическая деятельность, то же в практике капитализма как социально-экономической формации. В свое время теория Вебера привлекла к себе большое внимание. Интересно, что она противоположна теории Маркса, согласно которой производительные силы и производственные отношения определяют все, даже религию.
  Вебер высказал также некоторые оценки такому явлению, как бюрократизация общества. По его мнению, она является результатом рационализации социальной деятельности.
  Георг Зиммель (Georg Simmel, 1858-1918)
  Хотя Зиммель оказал значительное влияние на немецкое мышление, он остался в тени своего современника Вебера, и его явно недооценивали как социолога. Несмотря на это, он является одним из строителей основных понятий социологии и играет существенную роль в становлении социологии как самостоятельной науки. Он ввел в научный обиход понятия взаимодействия, роли и конфликта.
  Зиммель был противником позитивизма вообще и как основы социологии в частности. По этой причине позднее его стали считать основоположником т. н. формальной социологии, в которой центральную роль играют логические связи и структуры. Формы социализации, остающиеся неизменными с течением времени, были предметом его "чистой", формальной социологии.
  Различные формы социализации, как и общество в целом, пронизаны взаимоотношениями людей.
  Общество с сильно дифференцированным разделением труда предлагает индивидам все больше возможностей быть членами разных социальных кругов, на фоне чего возможность члена общества иметь индивидуальную жизнь также возрастает. При этом Зиммель подчеркивает, однако, опасность увеличения противоречия между культурой и интересами социума и культурой и интересами индивида.
  Доминирование материальных общественных ценностей вызывает, по предположению Зиммеля, явное противоречие по отношению к индивиду. Индивид остается во власти созданных им самим материальных продуктов.
  Зиммель считается одним из основателей социологической теории конфликта и разработки понятия отчуждения. Он включил в эту проблематику также такие понятия, как оппозиция, конкуренция, ревность и зависть.
  Зиммель считал, что решающее значение в формировании его мышления имела среда его родного города Берлина. Усиленный ритм жизни крупного города был для него неиссякаемым источником вдохновения; ведь на рубеже двух столетий Берлин являлся форпостом современной культуры. Социология Зиммеля представляла собой социокультурное субъективное реагирование на окружающую его среду.
  По мнению Зиммеля, ритм жизни в сельской общине является замедленным, чувственные впечатления устойчивыми и взаимоотношения людей более глубокими и эмоционально направленными. Жизнь же в крупном городе предполагает совсем иной тип человека. В основе такого типа личности лежит форсирование нервной системы, обусловленное сильными и постоянно изменяющимися внешними и внутренними раздражителями. В условиях интенсивной городской жизни впечатления теряют свою устойчивость, регулярность и предсказуемость. По Зим-мелю, они заменяются изменчивыми представлениями и неожиданными раздражителями. По этой причине личность создает для своей защиты щит, с помощью которого она сохраняется единой в раздробленной действительности постоянно меняющихся впечатлений. Разум доминирует над эмоциями. При этом необходимо прибегать к маске внешнего равнодушия, так как человек не может реагировать на все без исключения.
  Согласно Зиммелю, современное сознание прагматично. Количественные параметры явно доминируют над качественными, и отношения между людьми зачастую строятся по принципу взаимовыгоды. Поскольку связи и взаимоотношения людей в крупном городе изменчивы и многообразны, то во избежание хаоса они должны быть упорядочены во времени и в пространстве.
  Для Зиммеля современный образ жизни представляет собой новое этическое и эстетическое понимание мира. В своем анализе современного образа жизни он рассматривал феномен крупных городов, деньги и даже моду, все это - как составляющие социальных отношений.
  Зиммель долгое время был приват-доцентом в Берлинском университете и являлся при этом первым академическим социологом Германии. Только в 1914 году, за четыре года до своей смерти, он получил постоянную должность профессора в Страс-бургском университете.
  Труды Зиммеля охватывают широкие области науки: социологию, философию, психологию и эстетику. Он был популярным преподавателем и одним из первых, лекции которого привлекали в число слушателей и женщин.
  Карл Манхейм (Karl Mannheim, 1893-1947)
  Манхейм был одним из пионеров теории познания (гносеологии) и социологии познания. Вслед за Марксом Манхейм утверждал, что человеческое мышление и понимание развиваются не только на основе теоретического сознания, но также формируются исходя из историко-общественной ситуации и действующих в ней сил. Эта взаимосвязанность социального мышления с бытием проявляется также в классовом сознании и классовых связях. Мы связаны со множеством исходных пунктов, которые воздействуют на наше поведение.
  Большое внимание Манхейм уделял рассмотрению положений релятивизма. Релятивизм представляет собой философское учение, согласно которому истина или ценности являются относительными, т.е. каких-либо абсолютных истин или ценностей не существует. По теоретическому релятивизму те или иные позиции или положения не являются верными сами по себе, они верны или не верны только для определенного индивида в определенный момент, т. е. сознание и мышление человека зависят от социальных условий в каждый данный момент. При этом Манхейм подчеркивал, что нет одной-единственной истины.
  Манхейм считал важнейшим приоритетом социологии ее способность выяснять, каким образом изменения социальных ситуаций приводят к изменениям в духовных отношениях. Изменяющийся социальный фон и судьба социальных классов - источник новых идей, взглядов, концепций.
  Манхейм родился в Будапеште. Изучал философию и социологию в Будапеште, Фрейбурге, Берлине, Париже и Гейдельберге. Был учеником Вебера. В 1926 году он доцент в Гейдельберге, потом профессор социологии во Франкфурте. В 1933 году он эмигрировал в Англию, где также был доцентом в London School of Economics and Political Science, а затем с 1942 года профессором педагогики в Лондонском университете. Манхейм умер в Лондоне в 1947 году.
  К приведенному выше перечню классиков социологии можно было бы прибавить еще множество имен, которые связаны с развитием этой области науки. Рассмотрим здесь, однако, лишь кратко распространение социологии в США в конце XIX - начале XX века. Индустриализация, урбанизация, иммиграция и внутренняя миграция имели в США весьма важные последствия: они порождали многие социальные проблемы, которые настоятельно требовали решения. Здесь, как и в индустриализированной Европе, перед социологами вставали многочисленные задачи.
  Социология впервые проложила дорогу в США через труды и учение Лестера Франка Уорда (Les-ter Frank Ward, 1841-1913). Он был ботаником и геологом, позднее заинтересовался социологией и опубликовал среди прочего работу "Динамическая социология" (1883). Он основал также Американскую социологическую ассоциацию. В своем учении Уорд опирался частично на теорию Спенсера о механистической социальной эволюции, подчеркивая, однако, при этом возможность активного влияния в сторону социальных изменений. Для него социология означала прежде всего социальную науку, которая изучает механизмы перемен.
  Из ранних социологов США, возможно, наиболее известным является Уильям Грейэм Самнер (William Graham Suirmer, 1840-1910). Самое значительное из его произведений, "Народные обычаи" (Folkways), рассматривает значение социального контроля как управляющей силы поведения индивидов. Для него социология является в первую очередь "наукой об обычаях". Он разделял эволюционные взгляды Спенсера и был одновременно против мысли Уорда о социальном планировании общества.
  Третий представитель ранней социологии США, Чарлз Хортон Кули (Charles Horton Cooley, 1864-1929), сыграл значительную роль в развитии социологии как науки, создав свою "типологию групп". Он различал первичные и вторичные группы (primary and secondary groups). Первичные группы обычно невелики, это такие группы, как семья, соседство или детские коллективы. В этих объединениях усваиваются основные чувства групповой лояльности, необходимость и способность принимать во внимание окружающих людей. В них развиваются личностное взаимодействие, сотрудничество, дружеские отношения, чувства долга, ответственности, верности, идентификации. То есть первичные группы являются общностями, в которых усваиваются формы и нормы человеческого взаимодействия и способности сосуществования с окружающими людьми. Исключительное значение в первичных группах имеет их морально-этическая атмосфера. Вторичные группы (например, зрители спектакля, слушатели лекции) больше первичных и, будучи формальными, предоставляют меньше возможностей для личного общения или взаимодействия.
  Социология возникла в Европе, но, может быть, наиболее стремительно она развивалась и развивается в США. Методы, применяемые американской социологией особенно в эмпирических исследованиях, получили повсеместное распространение. Американские социологические теории долгое время служили важным руководством для европейской социологии. О темпах развития социологии в современной Америке дает хорошее представление рост количества членов в ассоциации социологов страны (American Sociological Association). Пятьдесят лет назад количество членов было менее тысячи человек, а теперь эта ассоциация насчитывает уже десятки тысяч членов. Примечательно, что в США ежегодно более двухсот человек получает степень доктора социологии.
  Как уже отмечалось, социология имеет свои корни в философии. Известные американские социологи Роберт Э. Парк (Robert E. Park) и Эрнест У. Берджесс (Ernest W. Burgess) (1969) подчеркивают, со своей стороны, связь социологии с историей и философией истории. Выделение и развитие социологии из философии истории в отдельную науку, изучающую общество, проходило, по их мнению, следующие этапы:
  1. Эпоху Конта и Спенсера, когда социология являлась практически философией истории. Для этого периода она была наукой прогресса и развития.
  2. "Эпоху школ", когда социологическое мышление, представленное различными школами, стремилось определить свои концепции и предметы исследования.
  3. Начало XX века - период конкретных исследований и решений.
  Эта хронология была составлена в 1921 году, так что к ней можно прибавить еще, например, период современной социологии. Он начался в США уже до второй мировой войны, а в Европе - только после войны.
  Толкотт Парсонс (Talcott Parsons, 1902-1979)
  Парсонс является одним из наиболее значительных социологов последних десятилетий. Его значение в развитии американской социологии особенно велико. Благодаря Парсонсу в социологических исследованиях стал применяться принцип теоретичности.
  Учеба и исследовательская работа в Англии и Германии разбудили в Парсонсе интерес к европейским классикам социологии, к Дюркгейму, Веберу и Вильфредо Парето (Vilfredo Pareto, 1848-1923). Его вдохновляли в особенности произведения Вебера. С 1927 года Парсонс был преподавателем Гарвардского университета, а с 1944 года - профессором социологии.
  Парсонс долго разрабатывал свою "теорию социального действия", на которую оказали влияние идеи Вебера, Зиммеля и Дюркгейма, и стремился применять ее в различных областях науки. Его теория описывает основы индивидуального и социального действий, которые Парсонс объединяет в теоретически единую систематическую рамку взаимодействия. Он разработал модель социальной системы, в которой субъект действия ведет себя координирование в соответствии со своими индивидуальными потребностями и ожиданиями, учитывая при этом потребности и ожидания взаимодействующих с ним субъектов. Эти потребности и ожидания ориентируются на общие модели ценностей и поведения и усиливаются по своей социальной структуре путем институционализации.
  Социальное действие заключает в себе: 1) субъект действия (агент), 2) цель действия, 3) ситуацию действия, к которой относятся условия и контролируемые субъектом средства, 4) нормативную ориентацию субъекта, т. е. выбор между теми средствами, которые пригодны по отношению к цели в каждой данной ситуации (Rocher, 1974, 30, 36). Согласно Парсонсу, все эти четыре структурных элемента необходимы для того, чтобы вообще рационально описывать действие как таковое.
  По основной концепции Парсонса, человеческое действие всегда образует системы. Парсонс считает, что социальные науки могут быть научными лишь в той мере, в какой они учитывают анализ систем (Rocher, 1974, 31). Действие всегда взаимосвязано с другими действиями и составляет вместе с ними более широкую совокупность действий. Например, роль отца в семье представляет собой только один элемент той совокупности действий, которая образует семью. Семья, в свою очередь, является частью в широкой рамке родства и т. д. Каждое действие можно понимать как комплекс единиц действий, а также как элемент целого.
  Для изучения и понимания социального действия Парсонс разработал специальные модусные переменные. Эти модусные переменные, данные им в виде альтернатив, реализуются субъектом деятельности в разных ситуациях. Такими переменными являются:
  1. Эмоциональность - нейтральность. Работа судьи предполагает нейтральность, зато многие другие роли допускают эмоциональность или даже требуют ее.
  2. Всеобщность - специализация. Определенные роли заключают в себе неисчислимое множество обязанностей и прав. Отношение матери и ребенка бесконечно многоаспектно и всеобъемлюще. Зато от банковского служащего ожидается специализированное отношение к клиентам.
  3. Общепринятость - специфичность. От учителя ожидается преимущественно одинаковое и беспристрастное отношение ко всем ученикам, а от родителей, нормативно, - специальное внимание к своим детям.
  4. Оценка качеств - оценка результатов. В отношениях "работник - работодатель" предполагается нацеленность на результат, но в отношении "мать - ребенок", очевидно, дело обстоит значительно сложнее.
  5. Ориентация на себя - ориентация на общность. Предполагается, что коммерсант работает в свою пользу, а священник - на благо всего прихода.
  Модусные переменные являются наиболее удачными из разработанных Парсонсом отвлеченных понятий и потому широко используемыми в эмпирических целях.
  Согласно Парсонсу, функционирование и сохранение общества всегда обусловлено определенными предпосылками. Основные из них таковы:
  1. Адаптация (Adaptation). Воспроизводство, координация и сбор ресурсов и средств (например, налоги) - необходимы, чтобы общество могло сохраняться и приспосабливаться к внешней среде.
  2. Целедостижение (Goal, Attainment). Постановка целей и целедостижение, принятие решений по использованию ресурсов (например, тех же налогов) внутри системы.
  3. Интеграция (Integration). Поддержание сплоченности и снятие напряжения при взаимодействии частей системы, что является ее внутренними проблемами.
  4. Непрерывность системы (Latency) также одна из важнейших внутренних проблем системы.
  Система должна уметь "заботиться о себе" и выполнять эти четыре функциональные задачи, чтобы она вообще могла существовать как система. Столь различными функциональными задачами занимаются и различные подсистемы: система культуры специализируется на поддержании непрерывности, социальная система - на интеграции, личностная система - на целедостижении, политическая система - на адаптации.
 
 ЛИТЕРАТУРА
  Арон Раймон, Этапы развития социологической мысли. М. 1993.
  Andreski Stanislav (ed.). Herbert Spencer. Nelson, London, 1971.
  Bouman P.J. Einfuhrung in die Soziologie. Ferdinand Enke Verlag, Stuttgart, 1955.
  Douglas Jack D. (ed.). Introduction to Sociology. The Free Press, New York, 1973.
  Дюркгейм Эмиль. Самоубийство: социологическое исследование. М., 1996.
  Frisby David. Georg Simmel. Ellis Horwood Ltd, Sussex, 1984.
  Hartfiel Gunther. Worterbuch der Soziologie. Alfred Kroner Verlag, Stuttgart, 1976.
  Kinloch Graham C. Sociological Theory. Its Development and Major Paradigms. McGraw, Hill, Inc., New York, 1977.
  Park Robert E. & Ernest W. Burgess. Introduction to the science of sociology. The University of Chicago Press. Third edition. Chicago, 1969.
  Roc her Guy. Talcott Parsons and American Sociology. Nelson, London, 1974.
  Ross Dorothy. The Origins of American Social Science. Cambridge University Press, USA, 1991.
  Simmel Georg. Muodin filosofia (Философия моды). Kustannus Oy Odessa, Rauma, 1986.
  Вебер Макс. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избранные произведения. М., 1990.
  Worterbuch der Marxistisch, Leninistischen Sozio-logie. Dietz Verlag. Berlin, 1977.
  Zeitlin Irving M. Ideology and The Development of Sociological Theory. Prentice, Hall, Inc. Engle-wood Cliffs, New Jersey, 1968.
 
 3. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
 3. 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ
  Выше излагались взгляды классиков социологии на предмет и задачи этой науки. В дополнение к этому представляем еще некоторые определения, описывающие социологию как науку, которая изучает общество и социальное поведение.
  Согласно определению Парка и Берджесса (1969), социологию можно считать наукой, которая изучает коллективное поведение. Алекс Инкелес (Alex Inkeles, 1969), в свою очередь, отмечает, что социология изучает системы социальных действий и их взаимоотношения, и ее объектами являются общества, институты и социальные отношения.
  Социология пытается постичь поведение человека, детерминируемое прежде всего культурой, бытом, социальной организацией и другими подобными факторами. При этом, естественно, в поле зрения исследователя попадают различные причинные связи, отношения и зависимости, т. е. социальное поведение изучается в динамике (Инкелес).
  Иан Робертсон (lan Robertson, 1977) называет социологию наукой, изучающей человеческое общество и социальное поведение. По Джеку Д. Дугласу (Jack D. Douglas, 1973), социология является наукой, которая изучает человека и общности и стремится определить их характерные черты, особенно на основе современных цивилизаций. Под "научностью" подразумевается в данном случае, как и в приложении к другим наукам, то, что накопленные знания об обществе и поведении человека более объективны и обоснованны, чем это может дать практическое мышление повседневной жизни.
  Хотя социология обращает внимание и на индивида, однако центральными объектами ее исследования являются социальные группы и группировки, а также социальные процессы. Социология описывает и рассматривает среди прочего модели социальных ценностей, социальных перемен, отклоняющегося поведения, религиозного поведения и семейной жизни. Социология исследует различия, которые существуют между социальными классами, политическими и профессиональными группами и другими социальными объединениями. При этом она не интересуется собственно межличностными различиями, хотя иногда должна рассматривать и их.
  Джек Ноббс (Jack Nobbs), Боб Хайн (Bob Hine) и Маргарет Флемминг (Margaret Flemming, 1975) выдвинули определение, характеризующее социологию как научное и систематическое исследование поведения людей, живущих в группах. Имеются в виду организованные общности. Самой малой группой является, как правило, семья, а самой большой - нация или государство. Между ними находятся различные другие группы, такие как школа, рабочий коллектив, соседство, село или город - все, что можно назвать общностями.
  Представитель марксистской социологии Г. Оси-пов (1969) определяет социологию как науку, которая исследует социальную структуру общества, развитие систем и организаций, а также взаимодействия внутри общества. Под социальной структурой Осипов подразумевает между- и внутриклассовые отношения и систему социальных институтов или учреждений, регулирующую эти отношения.
  Во всех приведенных определениях подчеркивается социальная структура, с одной стороны, и социальное поведение (действие) - с другой, как предметы социологического исследования. Демографическая, экономическая и классовая структура общества, территориальные факторы, господствующие этические, моральные и духовные ценности (что в общих чертах составляет социальную структуру общества) определяют социальное поведение. Социология стремится понимать и объяснять поведение человека именно с помощью этих структурных и ситуативных факторов.
  Одни структурные факторы весьма конкретны, как, например, демографическая и экономическая структура общества. Другие, в свою очередь, являются отвлеченными и как будто не столь очевидными. К ним относятся, в частности, социальные отношения, которые, как и социальная структура, регулируют взаимодействие индивидов.
  Определение социологии как науки, которая изучает социальное поведение, или действие, и социальные структуры, можно, по Гюнтеру Висведе (Gunter Wiswede, 1991, 20), представить наглядно следующим образом:
 
  "Поведение, сформировавшееся как социальное" - это поведение, которое формировалось под влиянием общества при усвоении индивидом ценностей и норм данного общества. "Социально направленное поведение" типично для взаимодействия людей в различных ситуациях, когда собственное поведение человека приспосабливается к поведению окружающих людей и происходящий при этом социальный обмен становится естественным. Как видим, различение этих двух типов поведения является больше аналитическим, чем наблюдаемым на практике или необходимым. Скорее, это две стороны одного явления.
  Социальные структуры включают в себя социальные признаки и социальные образования. К первым относятся, в частности, возрастная, экономическая и профессиональная структуры, доходная структура и социальная стратификация общества. К социальным образованиям относятся, например, такие социальные организации, как коммуны, церковь и промышленные предприятия. Социальными образованиями можно считать также круг дру* зей и различные общественные организации. На отвлеченном уровне социальные структуры включают в себя такие институты, как семья, религия и экономическая формация, а также существующие институциональные ценности и нормы.
  Социологические понятия обычно отвлеченны и для корректного и однозначного понимания должны быть точно прономинализованы в определенных терминах. Они отражают разные уровни рассмотрения: от охватывающего всю нацию или государство до узкого индивидуального уровня. Вернемся к этим понятиям позднее более подробно (см. гл. 5).
  В следующей таблице сравнивается область исследования социологии с областями исследования социальной психологии и психологии.
 
  Данная таблица представляет различные уровни, на которых может быть рассмотрено поведение человека. Для социологии человек - это единица той или иной социальной группы, а также участник различных социальных процессор Социология представляет собой научное исследование социальных явлений, обусловленных социальными отношениями.
 3.2. МИКРО- И МАКРОСОЦИОЛОГИЯ
  Область исследования социологии весьма обширна, так как в ее круг входят через социальные отношения самые разнообразные явления жизни. Такие важнейшие сферы человеческого бытия, как брак, семейная жизнь, работа, учеба, детские игры, проведение свободного времени, массовая информация, социальное обслуживание или дома для престарелых, окрашены социальными отношениями и относятся, таким образом, к существенным объектам исследования социологии. Если при исследовании данных объектов внимание обращается лишь на немногие единицы, например, на один дом для престарелых, один трудовой коллектив или проведение свободного времени молодежи в какой-то определенной местности, то тогда речь идет о микросоциологическом исследовании. Макросоциология, в свою очередь, рассматривает более широкие связи, как, например, различные скопления или социальные образования, коллективы. Типичное макросоциологическое исследование рассматривает общества, государства и нации, т. е. большие совокупности и их взаимоотношения.
  На практике разница между микро- и макросоциологией не столь очевидна, так как поиски общих закономерностей явлений могут поднимать исследование до макросоциологического уровня, хотя само исследование и не охватывало бы больших совокупностей в выше указанном смысле. Поэтому следующие примеры являются только ориентировочными в определении границ между микро- и макросоциологией.
 
  В данной схеме (Broom & Selznick, 1973) в область микросоциологии включены проблемы индивидуального уровня, а также явления, касающиеся индивида со стороны группового уровня. Макросоциология, в свою очередь, сосредоточивается на тех вопросах группового уровня, единицей которых являются группы и их взаимоотношения. Кроме того, к этой области исследования относятся, естественно, также различные общие модели, широкие общности и все общество в целом.
  Общество, как единица исследования макросоциологии, считается социальной системой, которая состоит из элементов, находящихся в определенном взаимоотношении. Часто этими элементами являются индивиды, но ими могут быть также группы, учреждения и другие подъединицы. Элементы социальной системы, подъединицы, связаны друг с другом и тем самым со всей совокупностью, системой. Система имеет свою структуру, которая включает в себя совокупность всех отношений в определенное время (Allardt & Littunen, 1972).
  Макросоциология изучает среди прочего союзы, организации, партии, шкалу профессий, церковь, общественные классы, социальные слои и меньшинства как относительно постоянные социальные системы. Говоря обобщенно, объектами макросоциологии являются структура и закономерности возникновения, развития, изменения и взаимодействия больших образований или социальных процессов (Hartfiel, 1976).
  Зато'в микросоциологии уделяется особое внимание интересам, мотивам, отношениям, ожиданиям, чувствам и взаимодействиям в малых единицах в том случае, если они представляют собой социальную группу. Ниже выясняется разница между микро- и макросоциологией с помощью различных переменных, используемых в исследовательской работе (Rosengren, 1971):
 Информация, характеризующая индивида Информация, характеризующая группу 1. Величина качественной переменной (напр. Состоятельный) 1. Относительная доля (х. Состоятельных ) 2. Величина количественной переменной (напр, дисперсия и т. д.
 доходов 10 000 марок) 2. Средняя величина (средний доход) 3 - 3. Величина с качественной или количественной переменной (напр, смертность, плотность населения, средний возраст и т. д.)
  Из вышесказанного можно заключить, что макросоциология рассматривает корреляции, основанные на групповых данных, не пытаясь делать выводы об индивидуальных корреляциях. Например, такие термины, как разделение труда, степень социальной дифференциации, уровень потребления, социальная солидарность и динамика социальных перемен характеризуют группу, общность или общество и не релевантны для характеристик индивида.
  Граница между микро- и макросоциологией достаточно условна, однако методологически оправданна, способствуя большей четкости в систематизации объектов социологии. Объекты макросоциологии - общности и их социальные связи, пожалуй, более существенны и значимы для социологии в целом, что, разумеется, не исключает и научного интереса к меньшим социальным группам. Согласно Яну Щепаньски (Jan Szczepanski, 1970), социология выявляет и изучает силы, которые проявляются во всех сферах общественной жизни и которые влияют объективно как на малые, так и на большие общности.
  Социология по области своих исследований является одной из наиболее "общих" среди общественных наук. В поисках общих признаков и закономерностей, проявляющихся в различных социальных связях, социология должна действовать также в таких сферах и объектах, для изучения которых имеется собственная область науки. Например, педагогика исследует явления, связанные с воспитанием и преподаванием; экономика изучает хозяйственные механизмы, учение о государстве - политические события и закономерности, психология - психологические феномены. Но за всем этим стоят также социальные отношения, которыми и занимается социология.
  Социология является отнюдь не единственной наукой, область исследования которой охватывает всю сферу человеческого поведения. К таким наукам относятся также философия, история и антропология. Социология имеет тесные связи с этими науками и использует накопленные ими знания в своих целях. Как выше уже отмечалось, социология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии или истории, так что она имеет и теперь естественную связь со своими истоками.
  Наиболее близкой к социологии представляется антропология, и в особенности ее отрасль, называемая "социальной антропологией". Общая антропология изучает человека как физическое существо, уделяя особое внимание биологическим изменениям в процессе развития человека, а также различным сторонам физического сосуществования индивидов, приближаясь в этом аспекте к исследованиям социологии. Предмет социальной антропологии - ментальные возможности человека, определенные аспекты человеческой культуры; при этом человек рассматривается как член различных групп и культурных общностей. В этом социальная антропология и социология совпадают. В этом совпадении нет, однако, ничего методологически порочного, такие случаи известны и в других смежных науках, например, изучение психической системы человека и в психологии и в психиатрии и др. В подобных случаях речь может идти только о совпадении, смежности, но не о дублировании, так как каждая из научных систем акцентирует в одном и том же объекте все-таки разные его стороны для разных же научных и практических целей. Дополняя Друг друга, смежные науки и обогащают друг друга.
  Следующая ниже схема отражает исторические корни и связи социологии с вышеупомянутыми близкими к ней науками и основами (ср. Park & Burgess, 1969). Указанная в ней этнология (этнография) соответствует в некоторых странах социальной или культурной антропологии. Близкой к этнологии является фольклористика, изучающая народные традиции и народную культуру. Исследованием культуры занимаются также археология и социология. Археология касается духовной культуры прошлого. Одним из макрообъектов социологии является духовная культура современного общества.
  На схеме приведены в качестве примеров некоторые существенные области социального поведения, которые помимо социологии изучаются и более конкретными специальными науками. Общность предметов исследования иногда осложняет проведение границ между этими науками, хотя они и рассматривают эти предметы с различных исходных пунктов и точек зрения, причем у социологии они зачастую шире, чем у других наук.
 
  Общее название "общественные и социальные науки", которое употребляется по отношению к исследованию социальных общностей и социальных отношений, применяется иногда узко только к социологии из-за ее обширности. Однако нормально социология считается лишь одной из общественных наук.
  Экономика изучает производство и потребление товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое поведение человека вообще, использование денег и капитала. Социология, в свою очередь, стремится разработать модели экономического поведения различных групп и исследовать экономические силы, влияющие на жизнь людей. Таким образом, социология интересуется прежде всего социальным поведением человека в различных экономических действиях. Эта специальная отрасль социологии называется экономической социологией. Связи социологии с экономикой и экономическими основами традиционно весьма тесны. Маркс и Вебер являются, пожалуй, самыми известными из исследователей этих связей. Многие социологи, особенно в бывших социалистических странах, вышли из сферы экономики.
  Учение о государстве изучает, исходя из своих теоретических посылов, политическое поведение человека, общественное управление и феномен власти. Эти предметы интересуют также и социологию, поскольку они служат выражением социальных отношений Политическая социология рассматривает среди прочего политические отношения и движения, различные стороны политической жизни вообще, например, поведение людей на выборах.
  Социология сравнивается часто с такими близкими к ней науками, как социальная психология и психология. Ранее уже говорилось о различиях и сходствах соответствующих предметов исследования, в дополнение приведем краткую характеристику данного вопроса.
  - Психология изучает прежде всего индивидов, индивидуальные черты поведения и личность индивида.
  - Социальная психология исследует человека как члена группы, взаимодействие между личностью и культурой.
  - Социология изучает явления, относящиеся к социальной системе.
  На следующей схеме представлено место социологии среди наук, при этом "точкой отсчета" является философия.
 
  В таблице (ср. Nobbs, Hine & Flamming, 1975) математика, история и география названы общими науками, которые необходимы в исследованиях других наук. К ним обращаются также общественные науки. С другой стороны, ввиду обширности области исследования социологии как общественной науки ее теории и результаты исследований используются, в свою очередь, специальными науками.
  Следует помнить, что науки по мере их развития и усложнения объектов исследования постоянно специфицируются. Некоторые отрасли социологии также детально специализированы. Кроме вышеуказанных специальных отраслей социологии, экономической социологии и политической социологии, назовем еще социологию семьи, социологию воспитания, социологию труда, социологию религии и социологию развивающихся стран.
  Социология занимает, благодаря своей универсальности, центральное положение среди социальных наук. Социология специализируется и детализируется и далее, можно сказать, что социология "проникает" во все области жизни, где социальные действия и социальное поведение человека являются ведущим и определяющим фактором.
 
 ЛИТЕРАТУРА
  Allardt Erikja Yrjo Littunen. Sosiologia (Социология). WSOY, Helsinki, 1972.
  Broom Leonard & Philip Selznick. Sociology. Fifth edition. Harper & Pow. Publishers, New York, 1973.
  Douglas Jack D. (ed.). Introduction to Sociology. The Free Press, New York, 1973.
  Drake Richard I. and Peter J. Smith. Behavioural Science in Industry. McGraw, Hill Management Manual, London, 1973.
  Гидденс Энтони. Социология. Челябинск, 1991.
  Hartfiel Gunther. Worterbuch der Soziologie. Alfred Kroner Verlag, Stuttgart, 1976.
  Inkeles Alex. Mita on sosiologia? (Что такое социология?). Tammi, Helsinki, 1969.
  Nobbs Jack and Bob Hine and Margaret Flemming. Sociology. Macmillan Education, London, 1975.
  Осипов Г. В. Социология. М., 1969.
  Park Robert E. and Ernest W. Burgess. Introduction to the science of sociology. The University of Chicago Press. Third edition. Chicago, 1969.
  Robertsonlan. Sociology. Worth Publishers, Inc., New York, 1977.

<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу