<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

  Rosengren Karl Erik. Sociologisk metodik (Социологическая методика). Laromedelsforlagen, Stockholm, 1971.
  Щепанъски Ян. Элементарные понятия социологии. М., 1969.
  Wiswede Gunther. Soziologie. Verlag Moderne Industrie, Landsberg am Lech, 1991.
 
 4. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ
 4. 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ
  Пройдя достаточно длительный путь развития, социология стала наукой, задача которой - изучение постоянно изменяющегося общества. Социологические исследования выявляют модели и закономерности различных социальных связей и, опираясь на эти общие модели и закономерности, пытаются показать (а иногда и предсказать), почему определенные явления и события происходят именно в это время и в этом месте.
  Многие социологические работы дескриптивны, описательны, они показывают внешние свойства социальных действий и событий - вербально и посредством цифр. Результатом таких описательных исследований являются обычно гипотезы, касающиеся различных социальных явлений. Эти гипотезы используются в последующих исследованиях, для выявления каузальных связей и разработки теорий.
  Так, описаны модели социальных ценностей и социальных изменений; отклоняющегося поведения и семейной жизни. Выявлена взаимосвязь между социальным классом и воспитательными целями, между структурой организации и системой информации, средой проживания и семейными формами, технологией и стилем руководства.
  Перечисленные зависимости представляют собой простые социологические объекты, но в действительности социолог сталкивается с весьма многогранными взаимосвязанными социальными процессами.
  Первостепенные объекты социологического исследования - общности людей и имеющиеся в них социальные структуры и процессы, развитие и изменение этих структур и процессов. Социолог интересуется моделями и закономерностями социального мира (Baldridge, 1980).
  Социальные факты (этот термин употреблялся Дюркгеймом) являются, как правило, более широкими и многосторонними, чем в обыденном мировосприятии. К социальным фактам относятся, например, бюрократия, перенаселение, преступность, безработица и мн. др. Такие факты возможно изучать только в совокупности всех общественных явлений, связанных с ними и вовлеченными в их среду. (Например, социальный факт "преступность": экономические, психологические, психические причины, образовательный ценз, наличие-отсутствие и качество мест досуга, алкоголизм, генетика и др.)
  Уже из этих примеров видно, что социологию можно считать сложной наукой, поскольку: а) предмет ее исследования чрезвычайно многообразен, б) она рассматривает многопеременные причинные связи в сфере общества и культуры, в) она сталкивается с различными моделями изменяющихся социальных проблем. ,
  Социология базируется на фактах и оперирует теориями, т. е. социология эмпирична и теоретична. В этом смысле ее можно считать "консервативной" наукой. Радикальной же она является потому, что не оставляет ничего вне поля исследования, ни одна сфера человеческой деятельности для нее не свята и не табуирована. Общественное мнение обязательно учитывается социологией, но она подходит к нему - критично.
  Социология имеет свои специальные подходы и методы, ее основная цель - развитие социологической теории. Социологическая точка зрения по-новому отражает мир и человеческий опыт.
  Социология объективна в том смысле, что полученные при исследованиях социологов знания могут проверяться жизненной практикой других людей. Объективность науки часто понимается как свобода от ценностей. Люди связаны с различными ценностями, но исследователи стремятся по возможности избежать такой связанности, т. е. быть объективными или по крайней мере изложить свои исходные позиции ясно и непредвзято, так, чтобы читатель смог сам видеть возможные ценностные связи. Веберу принесла известность его дифференциация эмпирического познания и оценки. Этот вопрос является дискуссионным и в настоящее время, и даже выражаются сомнения в возможности наличия в социальных науках свободных от ценностей высказываний вообще.
 4. 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  Социолог использует в своих исследованиях информацию, приобретенную различными способами. Он должен обращаться к своим наблюдениям, догадке или здравому смыслу, но собственно научных знаний он может достичь только с помощью обоснованной методологии исследования. Под методологией понимается система различных правил, принципов и мер, управляющих научным исследованием.
  Наряду со своей собственной методологией социология руководствуется также следующими общими критериями научного исследования.
  - Систематичность при проведении наблюдений, обработке материала и рассмотрении результатов.
  - Всеобъемлемость: исследователь стремится выявить общие закономерности, инвариантности, а не довольствуется описанием однократных и единичных случаев. Чем более всеобъемлюще объяснение какого-либо явления, тем вероятнее прогнозирование его проявления.
  - Точность в измерении признаков, а также в использовании и определении понятий. От методов и результатов измерения требуются надежность и валидность.
  - Требование простоты, т.е. экономичности научного исследования. Стремление к достижению целей с возможно малым количеством основных понятий и связей. Результаты исследования должны быть четки и определенны.
  - Объективность. Детальное и точное изложение вопроса даст возможность проверять и контролировать исследование.
  - Публичность. Опубликование результатов исследования, возможность открытой критики.
  Методология социологии определяет способы и методы сбора социологического материала для получения (обобщенно говоря) ответов на вопросы, почему те или иные явления и события происходят в определенное время и в определенном месте. Методология указывает, какие именно методы исследования можно и рекомендуется применять в каждом случае. Социологические вопросы - это такие вопросы, на которые можно ответить с помощью наблюдаемых или подтверждаемых фактов.
  Самыми распространенными из методов сбора информации для социологического исследования являются эксперимент, опрос и интервью, наблюдение, а также использование статистики и документов.
  Эксперимент. Ситуация эксперимента позволяет в специально контролируемых условиях изучать воздействие исследуемой переменной в экспериментальной группе. Для выяснения воздействия проводится замер до и после эксперимента в определенных ситуациях как в экспериментальной, так и в контрольной группах. При составлении экспериментальных и контрольных групп стремятся, за исключением экспериментальной переменной, к возможно большой одинаковости.
  При социологическом исследовании часто трудно создать контролируемую экспериментальную ситуацию, поэтому необходимо прибегать к различным ситуациям, похожим на экспериментальную обстановку. Из таких, пожалуй, самым распространенным является использование данных "ex post facto", т. е. на основании уже происшедших фактов составляются экспериментальные и контрольные группы, причем выводы делаются только после событий, имеющих значение с точки зрения изучаемого вопроса.
  Опрос и интервью. Опрос и интервью называются методом "survey". Это - общее освещение вопроса, после чего данные подвергаются статистическим обобщениям. Опросы являются, может быть, самыми частотными методами сбора информации, особенно с тех пор, как они стали распространяться, кроме социологии, и в других областях науки. Почтовые опросы позволяют удобно и с относительно маленькими экономическими затратами дойти до большого количества респондентов, но этот метод имеет также многие недостатки. Для опросов подходят лучше всего сжатые анкеты.
  Интервью дает, благодаря своей многосторонности, хорошие исходные положения для весьма основательного исследования социального поведения, различных общественных отношений, мнений и т. п. Успешность интервью во многом зависит от формулировки вопросов, от интервьюера, опрашиваемого лица и ситуации интервью и, разумеется, также от актуальности изучаемой проблемы для опрашиваемого. Интервью является весьма результативным, но методологически сложным методом сбора информации.
  Методы опроса и интервью включают в себя много различных вариантов. Такими являются, в частности, групповые опросы и телефонные интервью, которые пригодны в определенных случаях.
  Наблюдение. Социологу часто приходится в своих исследованиях прибегать к наблюдению для дополнения и уточнения информации, полученной с помощью других методов. Причем само наблюдение также представляет собой метод сбора информации, так как путем участвующего (включенного) и неучаствующего (невключенного) наблюдения можно систематически и надежно собирать сведения о явлениях, к которым другие методы не подходят. В качестве примера участвующего наблюдения можно привести исследование тюремной общности, проведенное И. Галтунгом, который сам находился в тюрьме как пацифист; неучаствующего наблюдения - исследование К. Брууна о нормах и обычаях употребления алкогольных напитков (не сделавшее автора поклонником Вакха).
  Статистика и документы. Разные виды статистики предоставляют многосторонние возможности для социологических исследований. В официальной и неофициальной статистике собрана информация об обществе и общественных явлениях в такой мере, что в них можно найти материалы для рассмотрения самых разнообразных проблем.
  Различные газеты и журналы, теле- и радиопрограммы, кинофильмы, книги и письменные материалы вообще - прекрасные исходные пункты для рассмотрения многих социальных явлений и проблем методом разбора содержания. Распространенный в настоящее время дискурсионный анализ также успешно используется для интерпретации социальных отношений и социальных явлений. Статистика и документы в значительной степени обеспечивают объективность и научность социологических исследований.
  Выборка. Объект социологического исследования бывает настолько широк, что практически невозможно проводить исследования этого объекта в целом, исследуя каждую единицу определенной генеральной совокупности. Единственной альтернативой остается делать выводы на основе выборочной совокупности, репрезентирующей генеральную совокупность. С помощью различных методов выборки, разработанных статистикой, из генеральной совокупности выбирается некая часть оптимальных параметров (т. е. отбор), которая и подвергается исследованию и изучению. Полученные таким образом результаты позволяют делать выводы о генеральной совокупности в целом.
  К самым распространенным методам выборки относятся вероятностная выборка с помощью случайных чисел и систематическая выборка с равным интервалом чисел. Когда генеральная совокупность состоит из различных групп, пожалуй, наиболее удобно использовать раздельную выборку, причем отбор берется из каждой группы. В исследованиях, охватывающих всю страну, возможно применять групповую выборку, в которой объекты исследования сначала разделяются на группы, из которых берутся отборы. Например, когда генеральной совокупностью являются ученики 1-4 классов сельских общин, отбираются сначала изучаемые общины, потом школы, классы и, наконец, ученики. Такой метод называется четырехступенчатой групповой выборкой.
  Модель исследования. Ниже представляется в виде резюме ход эмпирического исследования шаг за шагом. Даются те общие линии, которыми (с некоторыми их варьированиями) руководствуются исследователи:
  1. Постановка проблемы. Естественно, что проблема исследования является его исходным пунктом и сущностью.
  2. Ознакомление с ранее опубликованными исследованиями и литературой на данную тему.
  3. Выдвижение гипотезы. Проблема исследования должна подвергаться экспериментированию и проверке. Для этого требуется пригодное к проверке утверждение, которое на первых порах определяет взаимосвязь переменных. Итак, гипотеза - это научно обоснованное предположение по существу исследуемой проблемы.
  4. Выбор метода сбора информации и анализа данных.
  5. Сбор информации.
  6. Обработка материала, анализ результатов. Собственно исследовательская работа: соединение, классификация, сравнение и статистическая проверка информации, составление таблиц по полученным данным и т. п. для проверки, опровержения или подтверждения выдвинутой гипотезы и для нахождения ответов на поставленные вопросы.
  7. Выводы. Представление результатов исследования, указание находок и упущений, невыясненных пунктов, оценка выполнения задачи исследования, обоснование теоретического и практического значения полученных результатов; определение в первом приближении перспективных исследований, вытекающих из результатов данного, и т. п. Названные вопросы должны излагаться в публикуемом рапорте исследования.
  Выше рассматривались преимущественно количественные методы, т. е. методы, основанные на различных измерениях. Наряду с ними в социологических исследованиях применяются также методы, которые могут быть названы качественными, использующие так называемые "мягкие" материалы (напр, документы, дневники, письма). В них возможно использовать сложные статистические решения, но прежде всего различные методы интерпретации, умозаключения и философскую трактовку. Все это связано с языковым выражением.
  Современное социологическое исследование является полиметодическим, т. е. оно использует одновременно различные способы и методы для решения проблем и обеспечения возможно большей надежности результатов.
  Социологическое исследование представляет собой, упрощенно говоря, поиск ответов на проблемы, избранные самим исследователем или заданные ему.
 4.3. ТЕОРИЯ
  Цель социологического исследования - выявить, описать и объяснить закономерности социальных процессов, отношений, явлений, как и в любой науке дать удовлетворительное объяснение всему, что требует объяснения. Такое объяснение можно считать социологической теорией. Согласно Э. Хану (Erich Hahn, 1968), о теории можно говорить тогда, когда имеются: 1) научный уровень знания или исследования и 2) систематически организованная терминология.
  В самом широком значении к "теории" относится все, что является формальным или отвлеченным в противоположность эмпирическому. С помощью корректной социологической теории можно объяснить поведение человека, обусловленное прежде всего влиянием окружающей среды, социальных ожиданий и социальной структуры.
  Хотя теория отражает сущность рассматриваемого объекта, при этом ее как таковую, в чистом виде, нельзя наблюдать в действительности. Например, положение о том, что члены общества разделяются на социальные слои - не теория, а эмпирический факт или знание. Однако объяснение глубинных причин этого деления представляет собой уже социологическую теорию.
  Социологическая теория - это теория о социальных явлениях или обществе. На основе научной социологической теории можно делать определенные прогнозы о состоянии общества и возможных социальных событиях. Более частной составляющей теории являются "понятия".
  Забегая вперед, отметим, что теоретические понятия выражают нечто отвлеченное и являются при этом противоположностью эмпирического факта, который конкретен и наблюдаем. Типичными социологическими понятиями являются, например, группа, норма, роль и статус (подробно см. гл. 5). Можно выделить несколько типов социологических теорий.
  - Объясняющая теория выявляет и изучает социальные причины существующих в обществе явлений.
  - Прогнозирующая теория стремится прогнозировать будущее на основе знаний о существующих в обществе тенденциях.
  - Классифицирующая теория является в большей степени описывающей, чем объясняющей или прогнозирующей, она представляет собой выявление наиболее отвлеченных существенных признаков явления. Например, "идеальный тип" Вебера может служить примером такой теории.
  - Функциональная теория относится к классифицирующим теориям. Она классифицирует и интерпретирует явления и их последствия. Функциональная теория показывает причинно-следственные взаимосвязи различных частей системы и воздействие каждой части на целое.
  Вместо функциональной теории исследователи могут употреблять термин "функциональный анализ", который можно считать синонимом функциональной теории, или термин "системная теория", когда подчеркивается значение целого. Многие исследователи отмечали, что общественные науки пока не имеют систематического подхода, существуют только методы исследования и ряд обобщений, и те на относительно невысоком уровне. Применительно к этому Роберт Мертон (1968) использовал выражение "теория среднего уровня". Некоторые исследователи сопоставляют теорию с парадигмой, которая понимается как образ мышления или направление науки (Wiswede, 1991).
  Несмотря на критику, направленную на теорию, возможно использовать понятие теории особенно тогда, когда с его помощью можно получать полезную информацию о социальных взаимосвязях. Теория имеет тесную связь с изучаемой действительностью. Теория является парадигмой или моделью действительности. Социологическая теория базируется на отношениях факторов, переменных, понятий. "Грамотная", корректная социологическая теория не должна являться чем-то оторванным от действительности, самоцелью, а должна быть способом к открытию новых взаимосвязей и закономерностей.
  Ниже приводится схема процесса научной работы по Уолтеру Л. Уоллису (Walter L. Wallace, 1969), в которой рассматриваются разработка теории и ее применение в исследовании. Уоллис считает социологию безусловно научной дисциплиной и выделяет в ней, согласно данной схеме, пять областей, которые коррелируют друг с другом.
 
  В качестве примера используем анализ Дюрк-гейма о самоубийстве. Он исходит из наблюдений о людях, которые покончили с собой самоубийством. Эти наблюдения дают некоторые эмпирические обобщения типа "среди протестантов более высокая частотность самоубийств, чем среди католиков".
  Следующий уровень знания зависит от ответов на вопросы:
  1. Каково значение принадлежности к тому или иному вероисповеданию в том особом случае, когда речь идет о частотности самоубийств?
  2. Можно вообще частотность самоубийств считать каким-то особым случаем?
  Эти вопросы, вместе взятые, затрагивают явление, требующее объяснения (суицид), и явление, которое объясняет (вероисповедание). При этом возможно по индукции "поднять" эмпирическое обобщение выше первоначальной формы и вследствие этого увеличить используемую научную информацию. Принадлежность к какому-либо вероисповеданию, т. е. объясняющее явление, можно обобщать с помощью той или иной степени интеграции. Самоубийство же как объясняемое явление - лишь одно из выражений так называемой дезорганизации, т. е. функционального расстройства общества, или ослабления предсказуемости. С помощью этих более Широких понятий названное эмпирическое обобщение можно представить в виде следующей теории: "Состояние личной дезорганизации варьируется обратно пропорционально степени социальной интеграции".
  Вышесказанное можно наглядно показать с помощью схемы, расположенной на с. 85. Из нее видно, что в эмпирических обобщениях речь идет об отношении между двумя переменными (а - 1), но на уровне теории обращается внимание на взаимную связь теоретических понятий (А - Б).
  На следующем этапе можно проверить теорию. Исходя из теории, путем логической дедукции выдвигаются гипотезы. Согласно данной теории, незамужние женщины и неженатые мужчины социально менее интегрированы, чем замужние и женатые.
 
  По этой причине первые имеют более высокую частотность самоубийств, чем последние. Эта гипотеза проверяется с помощью собираемых наблюдений, после чего делаются эмпирические обобщения, и, наконец, гипотеза включается путем логической индукции в теорию.
  Разработку теории, с одной стороны, и ее применение - с другой, можно изложить по Уоллису (1971) в следующем виде: в стадии разработки теории важны наблюдения, полученные в процессе исследования, а в стадии применения теории важны объекты приложения. При наблюдении и выводах необходимо учитывать положения теории. Теория помогает направить исследование на рассмотрение существенных вопросов.
  После проверки гипотезы она считается доказанной и служит основой логических заключений, ведущих к теории.
  Как выше уже отмечалось, разработка социологической теории и эмпирическое исследование находятся в отношениях взаимовлияния. Валидность и обобщаемость результатов исследования напрямую зависит от этого взаимодействия.
 
 ЛИТЕРАТУРА
  Asplund Johan (red.). Sociologiska teorier. Studi-er i sociologins historia. (Социологические теории. Исследования в истории социологии). Stockholm, 1967.
  Baldridge Victor J. Sociology: A Critical Approach to Power, Conflict and Change. Johan Wiley and Sons, New York, 1980.
  Bourdieu Pierre. Kultursociologiska texter. (Тексты по социологии культуры). Salamander, Stockholm, 1986.
  Дюркгейм Эмиль. Метод в социологии // Эмиль Дюркгейм. Социология. М., 1995.
  Eskola Antti. Sosiologian tutkimusmenetelmat 1 (Методы исследования социологии, 1). WSOY, 1981.
  Fichter Joseph H. Sociology. Second edition. The University of Chicago Press, Chicago, 1971.
  Хан Эрих. Исторический материализм и марксистская социология. М., 1971.
  Jyrinki Erkki. Kysely ja haastattelu tutkimuk-sessa (Опрос и интервью в исследовании). Hame-enlinna, 1974.
  Kloss Robert Marsh & Ron E. Roberts & Dean S. Dorn. Sociology with a Human Face. Sociology as if people mattered. The C. V. Mosby Company, Saint Louis, 1976.
  Liedes Matti & Pentti Manninen. Otantame-netelmut (Методы выборки). Оу Gaudeamus Ab, Helsinki, 1974.
  Merton Robert. Social Theory and Social Structure. New York, 1968.
  Mills Wright C. Sosiologinen mielikuvitus (Социологическое воображение) . Gaudeamus, Helsinki, 1982.
  Robertson lan. Sociology. Worth Publishers Inc., New York, 1977.
  Sariola Sakari. Sosiaalitutkimuksen menetelmat (Методы социального исследования). WSOY, Por-voo, 1956.
  Stinchcombe Arthur L. Constructing Social Theories. New York, 1968.
  Valkonen Tapani. Haastattelu, ja kyselyaineiston analyysi sosiaalitutkimuksessa (Анализ материалов опроса и интервью в социальном исследовании). Hameenlinna, 1974.
  Wallace Walter L. Sociological Theory. An Introduction. Chicago, 1969.
  Wallace Walter L. The Logic of Science in Sociology. Aldine. Atherton. Chicago, 1971.
  Warren Carol A. B. (ed.). Sociology, Change and Continuity. The Dorsey Press, Homewood, Illinois, 1977.
  Wiswede Gunther. Soziologie. Verlag Moderne Industrie. Landsberg am Lech, 1991.
 
 5. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИОЛОГИИ
 5. 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ
  Каждая область науки имеет свои основные понятия, с помощью которых она описывает свой объект исследования, упорядочивает рассматриваемые явления и информирует о выводах. Это касается, естественно, и социологии, которая имеет свой специфический понятийный аппарат, отделяющий ее от других областей науки.
  Социологическое понятие абстрактно в том отношении, что не соотносится с действительностью непосредственно. Это значит, что понятие полностью никогда не идентично тем явлениям, которые оно именует. Например, понятие "группа" может означать самые разные группы, если оно не будет четко определено или ограничено. С другой стороны, само понятие уже содержит существенные признаки объекта ("группы"), хотя непосредственно и не указывает, какая именно группа имеется в виду.
  Социологическая терминология (т. е. названия социологических понятий) включает в себя собственно социологические термины (которыми оперирует социологическая теория), термины, заимствованные из других областей науки, а также слова общелитературного, обиходного языка. Как наука, изучающая человека и общество, социология должна, естественно, применять многие понятия и выражения, которые употребляются в обиходной жизни. Использование этих понятий в исследовательской работе разумно и полезно, если они могут выполнять функции собственно научных понятий, а именно функцию типизации, классификации и описания явлений, а также выявления связей между переменными. Дефиниции, взятые из обиходного языка, должны обладать устойчивостью и контролируемостью, чтобы функционировать как научные понятия.
  Рассматриваемые в этой главе основные понятия социологии обычно представлены в социологических словарях и существенны с точки зрения предмета исследования. Выбор понятий сделан на основании их универсальности или тесной взаимосвязи. Разделение соответствует классификации двадцати ключевых понятий Теодора Каплова (Theodor Caplow, 1971).
  1. Социальная система
  2. Функция
  3. Интеграция
  4. Группа
  5. Организация.
  6. Общество
  7. Культура
  8. Институт
  9. Ценность
  10. Отношение.
  11. Норма
  12. Отклонение
  13. Социальное взаимодействие.
  14. Роль
  15. Социализация
  16. Конфликт.
  17. Социальное положение, статус.
  18. Социальная стратификация.
  19. Социальная мобильность.
  20. Власть
  Как видим, вверх вынесены универсальные понятия, из которых выведены все остальные. Например, из "социального взаимодействия" выводится "конфликт" или "социальное положение" (часть, частное из общего). "Культура" и "социальное положение" отличаются от других понятий ряда большей универсальностью.
  Кроме названных понятий, будут рассматриваться также другие социологические понятия, которые могут иметь центральное значение в какой-либо специальной отрасли социологии.
  Следует отметить, что социологические понятия изменяются и развиваются по мере развития социологических исследований и разработки теории.
 
 5. 2. СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
  Наличие социальной системы можно констатировать в том случае, если имеется группа людей, действующих и взаимовлияющих, причем существующие отношения являются довольно устойчивыми и длительными. Социальная система представляет собой совокупность, которая больше суммы ее составляющих. В ней возникают определенные закономерности, новые свойства, предполагающие рассмотрение частей вместе с целым, а не отдельно от него. При этом индивид рассматривается как член социальной системы, и его поведение интерпретируется именно с этой позиции.
  Нация, команда или семья - социальные системы, и эти столь различные образования объединяются одним понятием в силу существующих в них довольно постоянных взаимоотношений. Например, Организация Объединенных Наций является социальной системой, в которой разные государства и народы мира находятся во взаимоотношениях устойчивого типа.
  Социальная система имеет определенную внутреннюю структуру и утвердившиеся отношения с другими системами. Если доминирует внутренняя структура, то результатом может быть "закрытая система", что, в свою очередь, может мешать или препятствовать адаптации системы к окружающей среде и ее изменениям. Преимуществом же "открытой системы" является ее способность гибко реагировать на новые ситуации и происходящие в среде изменения благодаря тесным и открытым отношениям системы с окружающей средой.
  В тесной связи с социальной системой находится мир символов, в частности, язык, идеи, религия и т. д., а также собственно индивиды, каждый со своей личностью и системой потребностей. Все это образует ту "осмысленность", при наличии которой только и может функционировать социальная система.
  Так, Парсонс (1968) особенно подчеркивал наличие общего фактора "осмысленности" как основы действия. Социальное действие индивида осмысленно, потому что мотивировано той системой норм и ценностей, которые предлагает культура данной социальной системы. Социальная, культурная и личностная системы в силу взаимовлияния образуют, таким образом, одно целое, имеющее свои цели и средства для действия.
  По концепции Парсонса (1951) определяются четыре основных действия, особенно важных для любой социальной системы, если она стремится обеспечить самосохранение. Они представляют собой вопросы, требующие или перспективного или немедленного решения.
  На практике приобретение ресурсов опирается на труд и хозяйственную деятельность (адаптация), достижение целей зависит от способа принятия решений, законодательства и общего модуса действий, характерного для данной социальной системы. Социальная сплоченность, связанная с интеграцией, усиливается в результате социального общежития, в частности, соседства, различных обществ и социальных общностей. Семья, школа и церковь заботятся о непрерывности системы.
 
  Системную теорию Парсонса можно считать общей теорией, поскольку она применяется к описанию различных социальных систем. Действия, согласно модели AGIL (по употребляемым Парсонсом понятиям Adaptation, Goal Attainment, Integration и Latency), реализуются через разные соответствующие подсистемы. Экономические, политические, социальные и культурные подсистемы занимаются вопросами обеспечения сохранения социальной системы.
  Парсонса можно считать структуралистом-функционалистом, для которого социальная система представляет собой прежде всего систему действий. Из других известных представителей функционального подхода назовем антрополога Бронислава Малиновского (Bronislaw Malinowski) и этносоцио-лога Альфреда Радклиффа-Броуна (Alfred Rad-cliffe-Brown).
  Многие исследователи подчеркивают в первую очередь структуру и значение различных структур в анализе социальной системы. Структурализм является таким методом исследования, в котором социальная система и ее явления рассматриваются как структурные совокупности, а развитие и действие в социальной системе - как отношение между этими совокупностями или их составляющими. К наиболее известным представителям структурализма относятся среди прочих французские социальный антрополог Клод Леви-Стросс (Claude Levi-Strauss) и философ Луи Альтюссер (Louis Althusser). Маркса также считали структуралистом.
  Социальная система - это организованное целое, части которого находятся в отношениях взаимозависимости в том смысле, что изменение в какой-то части приводит к изменениям в других частях системы. Выше мы упоминали Спенсера, который сравнивал социальную систему с организмом. Сопоставление социальной системы с организмом показывает, как трудно иногда отличить друг от друга структуру и действие. Социальная система, как система взаимодействий, является таким образом структурной и функциональной совокупностью.
 5. 2. 1. функция
  функция (лат. functio) означает действие, назначение или влияние, в математике - переменную величину, значение которой зависит от значения другой величины. В социологии под функцией понимается исполнение, совершение, воздействие или известное следствие социального действия в структуре, когда это действие совершается для достижения или изменения определенного положения социальной системы. Иначе говоря, в социологии понятие функции означает те воздействия, которые части социальной системы оказывают на нее с точки зрения сохранения или желаемого изменения системы. Под функцией подразумевается таким образом действие, имеющее какую-то цель или назначение.
  Части социальной системы могут оказывать на целое также и такие воздействия, которые вовсе не поддерживают систему и не способствуют ее функционированию. Такие следствия, к которым 'не стремились и которых не желали, называются дисфункциями (disfunction). Одно и то же мероприятие может быть как функциональным, так и дисфункциональным; некоторые мероприятия не имеют обязательно ни того, ни другого воздействия. Например, новый закон для улучшения социальных условий явно имеет желаемые и предполагаемые следствия; при этом он является функциональным с точки зрения целого. Но закон может одновременно оставлять некоторые группы вне своих пределов или уменьшать их льготы, в этом случае результат является дисфункциональным.
  Мертон (1968) определял явные функции (manifest functions) и скрытые (латентные) функции (latent functions), из которых первые - осознанны, а вторые - неожиданны, а иногда даже и не осознаны.
  Ниже (Asp, 1984) приведены в качестве примеров социальные последствия строительства водоемов. Проект строительства водоема, например, с целью получения гидроэнергии является с точки зрения общества целесообразным и осознанным действием, с которым связаны, однако, и такие "мешающие" скрытые воздействия, которые в целом не ожидались или по какой-то причине недостаточно учитывались.
 
 Например, проект гидроэнергетического строительства водоема сопровождается различными далеко идущими последствиями, из которых одни непосредственно видны и осознаны уже на стадии проектирования, а другие - не осознаны, а часто и не желательны.
  Повышение благосостояния, связанное с обеспечением общества электроэнергией, самоочевидно уже на стадии проекта и специально не дискутируется; на основе этого критерия и начинаются собственно строительные работы, несмотря на то что и проектантам и строителям хорошо известны "мешающие" воздействия строительства водоема, в частности, изменения в ландшафте, в течении вод, а также различные социальные проблемы. Кроме этого возникают и последствия, которые трудно было предусмотреть. Потеря постоянного места жительства, разрыв социальных связей, экономические проблемы и чувство бессилия против бюрократии вызывают дискомфорт, отчуждение и даже болезни, представляющие собой скрытые следствия, которые проявятся, возможно, только через многие годы, но которые оказывают весьма негативное воздействие и на психическое и на физическое состояние человека.
  Различение функций и дисфункций, а также явных и скрытых функций постоянно должно быть в поле зрения исследователя. Следует прибавить, что выявление скрытых воздействий требует обычно долговременного изучения вопроса с охватом значительных промежутков времени.
 5. 2. 2. интеграция
  Под понятием "интеграция" подразумевается совмещение частей социальной системы таким образом, чтобы система образовала единое целое. Имеется в виду унификация ценностных структур или образцов поведения, существование общих целей или усиление единства.
  Например, по отношению к странам Европейского сообщества можно с полным основанием говорить об интеграции, так как главной целью является образование соединенных штатов Европы.
  Комплексность и многоплановость научных исследований позволяет видеть интеграцию наук, которая является противоположной тенденцией дифференциации и специализации наук.
  Выше (гл. 4. 3. Теория) рассматривались наблюдения Дюркгейма, касающиеся самоубийства, по которым количество самоубийств уменьшается при повышении степени интеграции. Интеграция понимается в этом случае как наличие взаимных контактов, социального взаимовлияния, единства и контроля, в общем - как социальные связи. В этом смысле близкими к интеграции понятиями являются, в частности, понятия социальной сплоченности и социальной притягательности.
  Социальная сплоченность (cohesiveness} означает внутреннее единство частей целого, добровольную социальную связь членов и достигнутую с помощью этой связи способность противостоять внешним воздействиям и давлениям. Наиболее наглядный пример - социальная сплоченность семьи.
  Социальная притягательность (attraction} - это тяготение к другому человеку или группе. Социальная притягательность возникает по различным побудительным причинам, в частности, из-за привязанности, социальных контактов или стремления получить выгоду. От внутренней притягательности группы зависит ее социальная сплоченность.
  То или иное государство может добиваться членства в Европейском сообществе для того, чтобы наилучшим образом обеспечить развитие своей экономики в дальнейшем. В таком случае Европейское сообщество обладает притягательностью по отношению к данному государству. По принятии в члены сообщества государство должно акцептировать и освоить общие цели и практику сообщества. Происходит процесс интеграции. Возможно, что члены сообщества будут чувствовать социальное единство в такой мере, что можно будет говорить также о социальной сплоченности сообщества.
  5. 2. 3. группа
  Группа представляет собой систему, состоящую из людей, которые находятся между собой в отношениях взаимодействия и среди которых существуют чувство единства и взаимосвязанность как результат некоторых общих действий. Другими ее критериями являются размер, персональные свойства членов, место, устойчивость и т.д.
  Согласно Петеру Р. Хофштеттеру (Peter R. Hof-statter, 1959), группу можно считать в высокой степени интегрированной: 1) когда она имеет относительно больше внутренних контактов, чем внешних, и 2) когда она характеризуется четкой специализацией ролей и четким разделением задач. На основе этих факторов можно представить процесс формирования группы в виде следующей схемы:
 
  Толпа народа, в которой имеются некие контакты между людьми, но нет специализации ролей (например, дифференциации лидерства), называется массой. Соответственно если нет межличностных контактов, а только специализация ролей, речь идет о бюрократии. Группа расположена между этими крайними случаями, и ее можно определить следующим образом: группа является социальной системой, в которой существуют взаимные контакты между членами и которой присуща четкая специализация по ролям. Например, подобным образом можно определить такую группу, как семья.
  И в обиходной речи, и в социологической теории понятие "группы" очень неоднозначно. Особенно в обиходной речи под "группой" понимают различные социальные образования. Полагаем, что приведенные выше определения "группы" дают довольно четкие критерии именно "группы". Следует однако учитывать, что детальное определение какого-либо понятия иногда ограничивает его общее употребление. Выше представленные определения группы изложены в весьма общей форме.
  Ранее были введены понятия первичной и вторичной группы (см. гл. 2. 3.). Кроме этого, выделяются также членские и референтные группы (membership and reference groups}. Членская группа представляет собой в соответствии со своим названием такую группу, в которой субъект пребывает, членом которой он является и где его можно встречать, зная о его принадлежности именно к этой группе. К понятию "референтной группы" относятся:
  1. Группа, которая служит в качестве объекта сравнения или эталона при оценке собственного положения, т. е. "эталонная группа".
  2. Группа, ценности и отношения, позиции и взгляды которой усваиваются индивидом, т. е. "группа идентификации", или "якорная группа".
  3. Группа, членом которой индивид стремится стать и со стороны которой индивид желает быть принятым, т. е. "целевая группа".
  Членские и референтные группы оказывают значительное влияние на поведение человека. Поэтому при изучении поведения исследователь должен учитывать также управляющее значение различных групповых связей.
  И действительное и основанное на идентификации членство индивида в какой-либо группе получает выражение в одинаковости, конформизме его поведения. Если индивид ведет себя вопреки ожиданиям группы, то другие члены группы стараются корректировать его отклоняющееся поведение. Таким образом, давление со стороны группы поддерживает одинаковость поведения. Поскольку индивид является одновременно членом многих групп, он участвует в деятельности одной группы только какой-то "частью" своей личности. При этом значение различных групп для индивида и влияние этих групп на него неодинаковы.
  Как уже говорилось, значение первичных групп исключительно велико для каждого человека. В этих группах усваивается основное представление о формах человеческого общежития и о необходимости принимать во внимание окружающих людей. Обобщенно говоря, посредством членства в каких-либо группах индивидом усваиваются требования, предъявляемые ему со стороны более широкой общности или даже всего общества, т. е. в группах происходит процесс социализации, в результате которого человек превращается в члена общества.
  Естественно, что социология зачастую должна рассматривать индивида и его положение и значение в различных социальных связях. Но пожалуй, более типичным подходом можно считать направление социологического исследования лишь на групповой уровень, в частности, на взаимоотношения и поведение групп. При этом необходимо обращать внимание на те основные факторы, которые регулируют эти отношения и поведение. Цели и средства каждой группы могут, со своей стороны, влиять на основные формы межгрупповых отношений (Allardt & Littunen, 1961). В случае наличия общих целей количество используемых средств регулирует возникновение конкуренции или сотрудничества. При возможности выбора из различных средств сотрудничество вероятнее конкуренции. Соответственно при стремлении к разным целям малое количество средств вызывает взаимные противоречия, а большое количество средств укрепляет взаимную независимость.
  Следует подчеркнуть, что связи воздействия в социальных отношениях редко так просты, как выше описывалось. Реальные ситуации различных социальных взаимодействий гораздо более разнообразны, они являются результатом одновременного влияния множества различных факторов.
 5. 2. 4. организация
  Однозначное определение понятия "организации" сложно, так как оно весьма многоаспектно и очень употребимо в самых различных ситуациях. Понятие "организация" включает в себя две' составляющие - дифференциация, "расчленение", и объединение и координация одновременно. В классической теории управления (напр. Etzioni, 1977) понятие организации сопряжено с разделением труда. При этом разделение труда характеризуется как форма координации производства; трудящиеся должны знать, чем занимаются их коллеги, и согласовывать свою деятельность с их работой. На основе вышесказанного организацию можно определить как социальную систему, в которой субъекты, осознающие свою принадлежность к данной системе, действуют для достижения общей цели.
  Организации являются результатом целевого рационального мышления и регулируемого сотрудничества. Им присущи следующие признаки:
  - они образованы осознанно и целенаправленно для достижения определенной цели или назначения;
  - в них существует продуманно созданный и общеобязательный порядок или структура;
  - с их помощью активность членов организации и используемые ими средства должны обеспечить достижение цели.
  Организация в некотором смысле слова - инструмент для достижения цели. Интересно при этом, что определенная цель, преследуемая организацией, не обязательно совпадает с целями участвующих в ее деятельности людей. Поэтому организация вынуждена создавать различные системы стимулирования и награждения, с помощью которых она вовлекает индивидов в действие для достижения общей цели.
  Дифференциация задач и связанная с ней координация влияют на структуру и форму организации. Чем более развита специализация, тем многостороннее и сложнее будут административные функции организации, ее планирование, координация, мотивирование и т.д., тем многограннее будет структура организации. По своей структуре организации чаще всего похожи на пирамиду, в которой задачи дифференцированы на нескольких уровнях.
  Кроме горизонтального разделения труда, в организации всегда имеются также координация, руководство и различные специализации по вертикальной линии.
  Основоположник социологического исследования организации М. Вебер (1947) рассматривал ее как систему власти и разрабатывал теоретические основы управления, оптимальные для организации как таковой. По его мнению, требованиям специализированной и многогранной организации наилучшим образом отвечает бюрократическая система.
  Преимущества бюрократии проявляются наиболее ярко тогда, когда ей (бюрократии) при исполнении служебных обязанностей в возможно большей мере удается исключить все личные, иррациональные и эмоциальные элементы. В соответствии с этим бюрократии присущи:
  - рациональность;
  - надежность;
  - экономичность и эффективность;
  - безличность;
  - специальные и рутинные задачи;
  - нейтральность;
  - иерархичность;
  - законность правил действия;
  - централизация власти.
  Бюрократическая система управления рациональна и способствует достижению целей организации. Ее можно назвать "официальной организацией".
  Согласно Амитаи Этциони (Amitai Etzioni, 1977), официальная организация включает в себя разделение задач и власти, а также установленные работодателем правила поведения членов организации.
  Наряду с официальной организацией в каждой организации образуется также неофициальная организация, которая основывается на взаимоотношениях и личном выборе членов общности и которая характеризуется социальной самостоятельностью. Неофициальная организация оказывает значительное воздействие на официальную и стремится изменять существующие в последней отношения по своему желанию. Организацию можно считать тем более эффективной, чем положительнее отклик, получаемый официальной стороной от неофициальной.
  Наибольшее внимание официальной и неофициальной организациям уделяется в научных исследованиях, посвященных различным проблемам, аспектам трудовой деятельности людей.
 5. 2. 5. общество
  Общество является самой крупной группой, к которой принадлежит индивид. Под "обществом" понимается самовосполняющаяся устойчивая социальная система, которая состоит из людей разного возраста и пола и образует экономические, политические и культурные совокупности. Можно говорить о финском обществе, западном обществе и т. д.
  Четкое определение этого понятия весьма трудно и его употребление очень разнообразно.
  По Рене Кенигу (Rene Konig, 1958), под обществом можно понимать: 1) различный тип образа жизни; 2) образованные народами единства или 3) основанные на договорах экономические и идейные объединения; 4) целостное общество, т.е. широкое социальное образование, совокупность различных социальных единиц. Кроме этого, понятие "общество" употребляется: 5) при описании определенной исторической формы социальной жизни, напр, "буржуазное общество" и 6) как синоним "социальный", "социум", когда речь идет о взаимоотношениях индивидов и основанных на этих отношениях структурах и социальных процессах.
  Робертсон (1977) определяет общество как группу индивидов, которые живут на одной территории, находятся в отношениях взаимовлияния и имеют общую культуру. Это определение содержит некоторые существенные черты понятия "общество" ("культура" и "территория"), которые следует однако понимать в широком смысле.
  Рудхард Столлберг (Rudhard Stollberg, 1983) считает основной задачей социологии изучение общества. Предметы социологии - социальные явления и процессы. При этом общество понимается как совокупность социальных отношений и как все проявления человеческой жизни вплоть до досуга и жилищных условий, а также как социальные группы и взаимоотношения индивидов. Таким образом, "общество" является очень широким понятием, которое можно определить как систему или совокупность социальных явлений.
  Можно считать, что социальные отношения проявляются и реализуются в человеческой деятельности. Поэтому одним предметом социологии является исследование этой деятельности. Второй предмет социологии - социальная структура общества, его деление на социальные группы, классы, профессиональные группы и т. д. То есть на абстрактном уровне общество - это структура и функция.
  Щепаньски (1970) употребляет понятие "общественная жизнь", под которым он понимает все явления, обусловленные взаимодействием индивидов и общностей, находящихся на определенной ограниченной территории. Основными факторами общественной жизни он считает биологические, территориальные, демографические, экономические и культурные факторы.
 ЛИТЕРАТУРА
  Allardt,Erik ja Yrjd Littunen. Sosiologia (Социология). WSOY, Porvoo, 1961.
  Asp Erkki. Yksilon ja yhteiskunnan tarpeet ja odotukset vesiasioissa (Потребности и ожидания индивида и общества в вопросах гидростроительства) // Vesitalous, 1/1984.
  Caplow Theodore. Elementary Sociology. Prentice, Hall, Inc. Englewood Cliffs, New Jersey, 1971.
  Дюркгейм Эмиль. Самоубийство: социологическое исследование. М., 1995.
  Etzioni Amitai. Nykyajan organisaatiot (Современные организации). Helsinki, 1977.
  Hartfiel Gunther. Worterbuch der Soziologie. Kroner Verlag, Stuttgart, 1976.
  Hofstatter Peter R. Einfuhrung in die Sozial-psychologie. Stuttgart, 1959.
  Koli Paavo. Organisaatio ja johtajuus (Организация и лидерство). WSOY, Porvoo, 1960.
  Korte Hermann. Einfuhrung in die Geschichte der Soziologie. Leske; Budrich, Opladen, 1992.
  Korte Hermann und Bernhard Schafers (hrsg.). Einfuhrung in Hauptbegriffe der Soziologie. Leske; Budrich, Opladen, 1992.
  Konig Rene (hrsg.). Soziologie. Fischer Bucherei, Frankfurt am Main, 1958.
  Lee David & Howard Newby. The Problem of Sociology. Hutchinson, Essex, 1983.
  Merton Robert. Social Theory and Social Structure. Glencoe, Illinois, 1968.
  Parsons Talcott. Toward a General Theory of Action. Harvard University Press, Cambridge, 1951.
  Parsons Talcott. Sociological Theory and Modern Society. New York, 1968.
  Robertson lan. Sociology. Worth Publishers, Inc., New York, 1977.
  Stollberg Rudhard. Warum und wozu Soziologie? Dietz Verlag, Berlin, 1983.
  Щепанъски Ян. Элементарные понятия социологии. М., 1969.
  Weber Max. The Theory of Social and Economic Organization. William Hodge, London, 1947.
  Wiswede Gunther. Soziologie. 2. Aufl. Verlag Moderne Industrie, Landsberg am Lech, 1991.
 5. 3. КУЛЬТУРА
  Первоначальное значение слова "культура" (лат. cultura) - возделывание, обрабатывание. Обычно под культурой понимается все то, что не само по себе возникает из природы, а сделано человеком. Согласно Эрику Алману (Erik Ahlman, 1913), культура представляет собой систему возрастающих ценностных образований и состояний, созданных сознательной деятельностью человека в обществе и передающихся от поколения к поколению.
  Культура составляет, таким образом, такую часть окружающей среды, соответствия которой не имеется у диких животных. Предпосылки возникновения культуры - человеческие потребности и требования социальной жизни. Культуру как социологическое понятие можно определить, например, по Эдварду Б. Тайлору (Edward В. Tylor, 1913), как многогранное целое, которое заключает в себе знания, верования, моральные воззрения, законы, традиции и другие навыки и обычаи, усвоенные человеком как членом общества.
  Принято различать мировую культуру и культуру какой-либо меньшей общности. Каждой общностью созданы модели, нормы и ценности, которые управляют поведением ее членов. Эти модели, нормы и ценности накладывают отпечаток на каждую общность. Метафорически говоря, этот отпечаток и называется существующей в обществе культурой. Так, Вилхо А. Койранен (Vilho A. Koiranen, 1966), изучая жизнь финских иммигрантов в Швеции, определял их, финскую, культуру, как переходящую из поколения в поколение совокупность человеческого поведения, языка, обычаев и ценностей, существующую в данной ограниченной финской общности, символы и значения которой известны членам этой общности.
  Далее, культуру принято разделять на духовную и материальную. Однако эти понятия нельзя рассматривать как противоположные явления; материальные предметы как продуманные создания являются продуктами той же культуры, что и поведение или управляющие поведением модели, нормы и ценности. Итак, культура - это состояние или степень материального и духовного развития, достигнутого в течение длительного времени, со всеми вытекающими из этого явлениями.
  Можно говорить о "нарастающей" культуре, когда возникает больше новых элементов, чем исчезает старых. Рост или "аккумуляция" культуры происходит за счет конкретных открытий и изобретений (в широком смысле слова), а также за счет диффузии (diffusion), т. е. распространения культурных черт с одной территории на другую, с соответствующей адаптацией к новым условиям.
  Рост культуры проявляется более явно в материальной сфере, чем в духовной. Рост количества знаний, связанный с возрастанием культуры, труднее поддается "исчислению", чем количество неких материальных объектов. Очевидно, что различные социальные, территориальные и демографические факторы могут способствовать или мешать росту культуры.
  Культурные черты и модели распространяются с различной скоростью; наиболее быстро распространяются материальные черты, потом внешнее поведение и наиболее медленно - ценности.
  Рост культуры путем изобретений или диффузии обусловливает обычно также и качественное изменение культуры. Социальный спрос способствует изобретательской деятельности: необходимо найти новые решения проблем. Социальный престиж, со своей стороны, стимулирует применение изобретений в обществе. Например, разработка и введение в эксплуатацию машин, которые облегчают и интенсифицируют работу, изменили решающим образом также социальное поведение человека и социальную структуру общества. Обобщенно говоря, изменение технологии вызывает изменения в некоторых социальных институтах и обычаях. Сама же технология означает, по Джону Гелбрейту (John Galbraith, 1968), систематическое применение научных или других упорядоченных знаний в практических целях.
  Можно предположить, что культура изменяется при изменении ее объективного состояния, социальной структуры общества или технологии. Изменение культуры происходит обычно медленнее, чем социальные изменения, под которыми подразумеваются прежде всего перемены в структуре и функционировании социальной системы. Это происходит потому, что элементы культуры интегрированы во внутренние потребности большинства членов группы, причем и сами личности подвергаются изменениям (Sanford, 1966). Между индивидом и культурой происходит взаимовлияние, вследствие чего продукт культуры содержит элементы и от общей культуры и от личности индивида. Зато социальная система и общество включают в себя некоторые отличные от культуры факторы, и поэтому они могут изменяться независимо друг от друга. Обычно все-таки они определенным образом взаимосвязаны.
  Изменениям культуры могут содействовать определенные общественные акции. Например, возможно достичь неких преобразований с помощью законодательства. Даже влиятельные лица, находящиеся в ключевых позициях, могут влиять на культурный процесс, как позитивно, так и негативно. Также давление масс (напр, профсоюзных объединений) и известность вопроса играют в этом отношении важную роль.
  Значение межкультурных контактов в изменении культуры изучалось уже в 1850-х годах. Социальная антропология позднее уделяла особое внимание влиянию культуры "белых" на культуру индейцев и негров. Такое явление было названо аккулътура-цией (acculturation), единодушное определение которой было достигнуто в начале 1930-х годов.
  Аккультурация - это процесс взаимовлияния культур, в котором одна социальная система воспринимает свойства какой-либо другой социальной системы (Herskovits, 1951). Согласно Алфреду Кре-беру (Alfred Kroeber, 1948), аккультурация заключает в себе те изменения, которые обусловлены влиянием одной культуры на другую, в результате чего формируется некая "одинаковость" обеих культур. На практике аккультурация означает медленную ассимиляцию культуры меньшинства с главной или господствующей культурой.
  Для четкого различения понятий следует отметить, что, по мнению исследователей, аккультурация является только одной стороной изменения культуры, а ассимиляция - иногда одной фазой, но чаще всего результатом аккультурации. Исследователи подчеркивают, что в процессе аккультурации межкультурные различия как на индивидуальном, так и на групповом уровнях уменьшаются, создавая при этом предпосылки для ассимиляции.
  Далее, необходимо отличать аккультурацию от диффузии, которая касается лишь элементов и частей культуры, тогда как аккультурация относится к культурам в целом. В отличие от диффузии аккультурация является всеобъемлющим процессом.
  Результатом аккультурации как процесса может быть восприятие новых культурных элементов, полная ассимиляция или, наоборот, отвержение новых влияний и вследствие этого защита и идеализация собственной оригинальной культуры (па-tivism).
 5. 3. 1. институт
  Каждое общество стремится обеспечить своим членам защиту и предложить им удовлетворяющий их образ жизни. Этими вопросами занимаются различные социальные институты. Социальный институт существует для выполнения основных задач общества, например, для достижения ценностных целей культуры. Так, функция семьи - заботиться о новых членах общества и обучать их традициям культуры.
  Экономические институты обеспечивают приобретение материальных ресурсов и приспособление к физической среде. Религиозные и политические институты способствуют сосуществованию людей. Школьные, семейные и досуговые институты играют множество различных ролей, направленных на стимулирование жизненной активности, и в конечном итоге на воспроизводство индивидов.
  Приведенные примеры показывают, что общество удовлетворяет свои основные потребности с помощью социальных институтов. Социальный институт можно определить как весьма устойчивую модель действия, связанную с той или иной основной потребностью общества, регулируемую определенными нормами и отражающую определенное социальное взаимовлияние. Социальные институты обеспечивают, таким образом, упорядоченность и предсказуемость социальной жизни; социальный институт представляет собой систему действий, которая регулирует поведение членов общества или группы (Douglas, 1973).
  Щепаньски (1970) перечисляет следущие четыре функции социальных институтов:
  1. Они делают возможным удовлетворение различных потребностей.
  2. Они регулируют действия индивидов в рамках социальных отношений, т. е. обеспечивают выполнение желаемых действий и подавление нежелательного поведения.
  3. Они обеспечивают непрерывность общественной жизни, в том числе и при изменениях в составе членов общества.
  4. Они соединяют стремления, действия и отношения индивидов, т. е. содействуют социальной сплоченности и тем самым предотвращают противообщественные акции.
  Перечисленные функции выполняются административными, политическими, культурными и другими учреждениями, обеспечивающими удовлетворение потребностей способами, которые регулируются принципами общежития.
  Несмотря на то что каждый институт выполняет свою основную задачу, он имеет кроме этого также побочные задачи, самым различным образом участвуя в общественной жизни и воздействуя на нее. Семья - наглядный пример такого многостороннего влияющего фактора.
  Для Дюркгейма социология означала науку институтов. Ядро института - различные формы регулируемой совместной деятельности индивидов. При межличностной обыденной коммуникации существуют свои формы институтов, например, этикет общения, разные жанры бесед. То же самое касается выражений, употребляемых в процессе совместной работы (сделка, обмен), в спортивных играх, в торжественных ритуалах (венчание и богослужение). Примеры можно привести из всех сфер жизни. Институты - это компоненты реальной жизни в определенные промежутки времени, в определенных (типичных) ситуациях, в определенных обществах и локусах. Они - элементы живой культуры.
  Например, такой институт, как венчание или свадьба, - совокупность элементов четырех параметров:
  1. Идея института: таинство брака.
  2. Личностная основа института, роли: невеста, жених, священник.
  3. Правила и нормы института: ритуальные речи, вопросы, ответы; гости.
  4. Материальная сторона института: праздничное помещение, одежда, еда и напитки.
  Институт имеет чрезвычайно важное значение для общества, социальной группы и индивида. Например, бракосочетание соблюдает повторяющиеся, неизменяющиеся обычаи и соединяет при этом людей, имущество и образы действия принятым общностью способом. Связанные с этим требования непрерывности традиции и уважения гарантируют надежность, порядок и устойчивость. Общественное значение институтов проявляется в том, что они (напр, свадьба) укрепляют чувство единства людей, а также, с христианской точки зрения, культурный и социальный идентитет.
  С точки зрения индивида, "свадебный институт" означает возникновение осмысленной связи реальности и действий, причем происходит совпадение собственных ожиданий с ожиданиями окружающих людей об образцах действия и поведения. И индивид, и окружающие люди знают, каковы права, обязанности или возможности, созданные бракосочетанием.
  С течением времени институты и их значение изменяются. "Свадебный институт" также может подвергаться изменениям, например, в результате секуляризации, рационализации, демократизации и индивидуализации общества. Но институты не обязательно отменяются, они могут получать новые формы.
  Резюмируя, можно сказать, что институты управляют человеческим поведением и стабилизируют его.
 5. 3. 2. ценность
  Ценность - приобретенное, усвоенное из опыта обобщенное и стабильное понятие о том, что является желательным; это - тенденция выбора и критерий постановки целей и результатов действия.
  Ценность - это "этические приказы", управляющие действиями людей; это - экспликация того, какой смысл и какое значение люди придают своим действиям.
  В различных определениях понятия "ценность" среди прочих есть следующие:
  1. Ценность как знание, на основе которого индивид оценивает какое-либо событие или объект действительности, при том что до этого у него не было собственного опыта, касающегося этого события или объекта.
  2. Ценность как некое "положение вещей", к которому стремятся. В таком случае ценность включает в себя нужды, потребности, привязанности, желания, ожидания и вообще тенденцию выбора.
  3. Ценность как действие отражает ситуацию, в которой действие для достижения определенной цели само по себе является важным, ценностным. Ценность при этом служит еще и оценочным критерием цели и результата.
  4. Ценностное переживание касается сферы эмоций и выражает эмоциональные состояния, связанные с усвоением различных ценностей.
  Следовательно, ценности - это понятия, которыми пытаются назвать и объединить целую совокупность явлений, состояний и целей, достойных того, чтобы к ним стремиться. Ценности "настраивают" людей и направляют их поведение.
  Таким образом, ценности - определяющий фактор в ориентации поведения и формировании позиции индивидов. Ценности являются важной частью культуры, достигнутой обществом.
  Ценность - мерило, с помощью которого индивид может оценить значение социального действия и его позитивные и негативные последствия. Исходя из этого, он может сделать также выводы о том, действует ли, думает ли и чувствует ли он сам "правильно". Так, исключительное поведение может быть определено и оценено только на фоне традиционных нормативов, основанных на ценностях данного общества.
  Каждое общество имеет четко определенные главные ценности, с которыми члены этого общества в целом согласны. В одном обществе и в одно время могут тем не менее функционировать и "уживаться" противоречащие друг другу или конкурирующие между собой ценности. Общество, которому это свойственно, называют многоценностным, или плюралистическим.
  В аграрном обществе во многом преобладало культурное и социальное единство: людей объединяли общие ценности и нормы. Вместе со структурным, социальным и культурным разобщением общества появились параллельные и самостоятельные системы ценностей. Противоречия интересов и ценностей обострились настолько, что вылились в программы политических партий. Для индивида многое изменилось: вместо прежней единичной ориентации, жестко диктуемой обществом, приходит возможность выбора.
  В плюралистическом обществе ни один социальный институт не имеет настолько сильного влияния, чтобы он один мог формировать гомогенное и цельное мировоззрение. Раньше церковь имела такой авторитетный статус. Сегодня имеется множество источников ценностей, которыми (ценностями) руководствуются люди, осуществляя свою деятельность.
  Как правило, исследователи стремятся к каталогизации объектов изучения, это касается и ценностей: были предприняты попытки создания конечных списков ценностей, но так как почти любая вещь может служить ценностью, такие списки теряют смысл. Несмотря на это, мы все-таки приводим здесь, как пример, классификацию ценностей Э. Алмана (Е. Ahlman).
  - К эстетическим ценностям могут быть отнесены красота природы, плоды творческой деятельности человека - например искусство.
  - Этические ценности связаны с моралью. Мораль, говоря наиболее обобщенно, это "водораздел" между добром и злом.
  - К теоретическим, или ментальным, ценностям можно причислить достоверность, а также понятия теории и системы, на которых зиждется любая наука.
  - Такие ощущения, как приятный вкус и запах, сексуальное чувство и состояние любого удовольствия, достойны того, чтобы считать их гедоническими ценностями.
  - Витальными ценностями являются здоровье, ощущение силы, чувство удачи и т.д.
  - Религиозные ценности по существу иррациональны и не поддаются научной экспликации.
  Ценности, которыми руководствуется индивид, определяют его поведение в случае выбора, ими же определяется и постановка целей. Ценности - это абстракции на фоне целей, конкретизирующие цели и притязания в планы действий и, наконец, в конкретные действия.
  Ценности - это, следовательно, такие феномены, которые представляются людям чрезвычайно важными, и ориентируясь на которые, они действуют, принимают решения и делают выбор. Ценности не равнозначны, они организуются по степени важности в определенный порядок, который называется системой ценностей. Система ценностей регулирует и направляет выбор между разными моделями и альтернативами поведения.
  В связи с ценностями принято говорить также о самоценностях и посреднических ценностях. Самоценности, или конечные ценности, представляют собой конечные цели - это такие абсолюты, как доброта, правда, красота, справедливость или даже святость. Посреднические ценности - средства для достижения самоценностей. Так, спорт, или какие-либо занятия, развлечения могут быть достаточны и интересны сами по себе; но в особых случаях, предписанные, например, в качестве терапии, представляют собой лишь посреднические ценности для достижения других - здоровья, выведения из депрессии и т. п.
 5. 3. 3. Позиция
  Позиция означает устоявшуюся тенденцию реагировать определенным образом в определенных ситуациях, это - устойчивое, предсказуемое и привычное отношение к определенным объектам действительности. Позиция включает в себя три типа компонентов: ментальные, или когнитивные; эмоциальные, или аффективные; бихевиористичес-кие, или поведенческие.
  Константность позиции и ее устойчивость по отношению к переменам опирается как раз на эти составляющие части. Так как позиция означает тенденцию реагировать, речь идет об укоренившемся, глубоко личностном свойстве, не столь легко поддающемся трансформациям. Нестабильность позиции, частое ее изменение, это тоже позиция - конформизм, или лицемерие, или прегибкость. Кроме того, позиция, безусловно, связана с ценностями, так как индивид формирует свою позицию, руководствуясь тем, что представляется ему ценным, а отсюда, более широко, прослеживается связь позиции с культурой вообще, так как ценностные притязания определяются культурным уровнем индивида: каков культурный уровень индивида (ив целом - какова его личность) - таковы и ценности, каковы ценности - такова и позиция.
  Позиции относительно некоторых вещей весьма кристаллизованы, зато относительно других вещей этого не наблюдается: эти вещи не воспринимаются настолько важными, чтобы по отношению к ним был бы выработан определенный образ отношения. Поэтому позиции последнего типа довольно легко трансформируются. Они не воспринимаются как личные, затрагивающие интересы личности, поэтому и отношение к ним менее заинтересованное, более индифферентное. Зато кристаллизованные позиции чрезвычайно стабильны и поддаются изменениям с трудом, т. к. они важны не только для социума в целом, но и для личности как таковой, а все личностное весьма устойчиво.
  Исходя из определения позиции, ее изменение означает изменение наклонности реагирования индивида. Изменение может происходить или в структуре, или в содержании позиции. При исследовании позиции внимание главным образом уделяется изменениям в ее содержании, однако стоит исследовать позиции в полной совокупности их свойств. Социологи иногда пользуются терминами "структура" и "содержание" позиции, полагая под первым некую регламентацию реагирования - рамки, а под вторым - реальное наполнение, т. е. само реагирование. Например, отношение индивида к религии тесно связано с ценностями, т.е. воспитание и прочие факторы могут влиять на содержание.
  Милтон Рокич (Milton Rokeach, 1973) считает, что ценности и позиции, а также в этом же ряду и такие ненаучные факторы, как поверья, образуют функционально интегрированную систему. Перемены в любой части системы влияют на целое и приводят к изменению поведения. По его определению, позиция - относительно стабильная система идей и поверий, касающаяся объекта или ситуации, которая определяет тип реагирования индивида. Рокич приписывает поверьям те же самые компоненты: когнитивность, эффективность и бихевио-ристичность, которые выше были определены как компоненты позиции.
  Позиции, таким образом, по М. Рокичу, связаны или с ценностями, или с поверьями. Изменение позиции происходит в результате изменения ценностей или поверий.
  В определении и установлении позиций используются разные методы. Один из них, часто используемый, - это метод опроса, при котором респонденты должны реагировать на предлагаемые утверждения. В зависимости от их реакции определяются их позиции. В определении позиций обычно обращается внимание на их частотность, силу и стабильность, что изображено на прилагаемом графике.
 
  Легче всего изменить позиции, находящиеся в точках А и В, которые не интенсивны по силе и, следовательно, по стабильности. Стабильные и сильные позиции могут стать взглядами, мнениями, убеждениями, предрассудками и стереотипами, касающимися различных сфер или проблем.
 5. 3. 4. норма
  Норма - правило поведения, которое принято какой-то социальной группой и которое данная группа контролирует санкциями. Наиболее очевидные нормы: этические, эстетические и правовые. Нормы определяют, как надо или необходимо поступать, более широко - каким должен быть человек как член социума. Нормы представлены в различных запретах и разрешениях, приказах и призывах, просьбах и рекомендациях.
  Само понятие нормы предполагает единообразное поведение людей, так как "нормативное" поведение направляется общими ценностями и оценками. Наличие норм проявляется как социальное давление, требующее определенного поведения. Если правила поведения, требуемые социальным давлением, нарушаются, следует социальная санкция. Санкция может быть как наказанием или мерой принуждения, например за нарушения закона, так и поощрением, в том случае, если отклонение от нормы было в позитивную сторону.
  У. Самнер (W. Sumner) различает в нормах моральные обычаи, законы и народные обычаи. Моральные обычаи можно считать результатом традиции, и большинство одобряет их. Они не вызывают сомнений, пока не столкнутся с отличными от них моральными обычаями другого общества или общности. Народные обычаи трудно отделить от моральных, и их часто рассматривают как одно и то же. Законы -- это нормы поведения, утвержденные законодательством.

<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу