<< Пред.           стр. 1 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Образовательный консорциум
 НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РОССИИ
 
 
 
 
 
 
 Материалы межрегиональной научно - практической конференции
 
 
 
 
 
 НЕПРЕРЫВНОСТЬ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БИЗНЕСА
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Санкт - Петербург - 2005
 
 УДК 331. 021
 ББК 65.24
 
 
  Непрерывность подготовки кадров и конкурентоспособность бизнеса. Материалы межрегиональной научно - практической конференции "Непрерывность подготовки кадров и конкурентоспособность бизнеса". Под общей редакцией проректора по научно - исследовательской работе Института управления и бизнеса г. Калуги А. Г. Елгаева - Санкт-Петербург: НП Национальный открытый университет России, 2005 - 144 с.
 
 Вузы, входящие в образовательный консорциум
  "Национальный открытый университет России":
 
 
 1. Астраханский институт бизнеса и управления, г. Астрахань;
 2. Среднерусский университет (Брянский открытый институт управления и бизнеса), г. Брянск;
 3. Институт экономики и права, г. Воронеж;
 4. Камский институт гуманитарных и инженерных технологий, г. Ижевск;
 5. Среднерусский университет (Институт управления и бизнеса), г. Калуга;
 6. Липецкий эколого-гуманитарный институт, г. Липецк; Северо-Кавказский институт бизнеса, г. Минеральные Воды;
 7. Региональный гуманитарный институт, г. Москва;
 8. Открытая русская школа, г. Москва;
 9. Независимый московский университет, г. Москва;
 10. Институт технологии и бизнеса, г. Находка;
 11. Невинномысский институт экономики, управления и права,
 г. Невинномысск;
 12. Среднерусский университет (гуманитарный институт), г.Обнинск;
 13. Рязанский институт бизнеса и управления, г. Рязань;
 14. Салаватский гуманитарный институт, г. Салават;
 15. Южно-Российский научно-образовательный центр (ЮРНОЦ ИСПИ РАН), г.Ставрополь;
 16. Региональный центр управления и культуры, г.Тамбов;
 17. Среднерусский университет (Тульский институт управления и бизнеса),
 г. Тула;
 18. ЗАО "Санкт-Петербургский институт профилактической медицины";
 19. Национальный Открытый Институт России, г. Санкт-Петербург.
 
 
 
 (c) Национальный открытый университет России - 2005
 
 
 ПРЕДИСЛОВИЕ
 
  Экономика представляет собой сложный многофакторный механизм человеческой деятельности. Экономическая реальность настолько быстро изменяется, что знания, полученные в процессе профессиональной подготовки, устаревают буквально через три - четыре года. Дальнейшая деятельность становится неэффективной или невозможной. Система подготовки специалистов, сложившаяся за время административно-плановой экономики, и полученные ими знания не отвечает современным требованиям работодателей, которым нужны специалисты, способные принимать эффективные решения. Качество управленческих решений является необходимым условием обеспечения жизнедеятельности организации и ее конкурентоспособности в динамично меняющимся мире экономических отношений.
  Развитие и усложнение экономических систем приводят к необходимости повышения уровня подготовки специалистов в этой области. Особенно важно систематически повышать квалификацию кадров предприятия. Существующие бизнес - школы ориентированы на переподготовку руководителей среднего и высшего звена. Это образование доступно ограниченному кругу специалистов и они не способны оказывать существенного влияния на эффективность деятельности предприятий.
  Одним из способов повышения эффективности хозяйствующих субъектов является создание региональных центров непрерывного повышения квалификации с ориентацией на подготовку конкурентно-способных управленцев разного уровня. Это позволит создать корпус специалистов, способных принимать эффективные решения в конкурентной среде.
  Нам представляется, что проводимая конференция позволит выявить пути реализации указанной проблемы и будет полезна для специалистов различного профиля.
 
 
 
 
 Проректор по научно-исследовательской работе
 Института управления и бизнеса г. Калуги, к. т. н. А.Г. Елгаев
 Аброськин П.Н.
 Среднерусский университет (гуманитарный институт), г. Обнинск
 
 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ДЕЖА ВЮ В РОССИИ
 
  Непрерывная подготовка руководящих работников невозможна без определения магистрального направления развития экономики страны. Отсутствие внятной, отвечающей национальным интересам экономической политики приводит к тому, что страна повторяет пагубный экономический сценарий конца XIX - начала XX века. Сходство нынешних и прошлых рыночных реформ просто поразительно:
 * близкие темпы экономического роста (см. ниже);
 * экспортная ориентация экономики в ущерб национальным интересам и уровню жизни населения - "голландская болезнь", стимулирование экономического развития западных стран на российские средства;
 * безразличие власти к интересам большинства населения, бюрократизация, коррупция, казнокрадство, сосредоточение личных интересов правящей элиты вне нашей страны;
 * олигархический капитализм, сращенный с властью;
 * внутренний инвестиционный голод;
 * перекладывание решения крупных социальных проблем на плечи местной власти и населения - вымывание располагаемых доходов;
 * внешнее поверхностное улучшение уровня жизни по качественному совершенствованию потребления;
 * сходная социальная ситуация и методы протеста населения.
  Прошлый опыт ценен тем, что позволяет прогнозировать макроэкономические и социальные последствия сегодняшних реформ. Ошибочно принято считать, что после отмены крепостного права Россия быстро достигла высокого уровня развития, наступила эра благоденствия и процветания, а война и пришедшие к власти большевики все испортили. Анализ фактов показывает, что это далеко не так. Так же как и сейчас в то время в нашей стране наблюдались некоторые внешние неглубокие признаки улучшения качества жизни (как сейчас: сотовая связь, компьютеризация, автомобилизация и т.п.) при нерешенности основополагающих проблем.
  В настоящее время властью ставится задача значительного увеличения валового внутреннего продукта (ВВП) и ускоренных темпов экономического роста. Но приведет ли это к экономической обеспеченности, которая является одной из целей общества? Прошлый опыт показывает, что это далеко не так. Так же, как и сейчас Россия в начале ХХ в (1860 - 1913 гг.) имела самый высокий экономический рост (увеличение ВВП за год) в год:
 * Россия - 5,72%, в 2001 - 2004 гг. - 4,5 - 5,7% (по разным источникам);
 * США - 5,2%;
 * Германия - 4,5% ;
 * Великобритания - 2,11%.
 И что же? Уровень жизни населения существенно отставал от роста ВВП.
 
 Таблица 1
 Среднедушевой национальный доход в России в долях от аналогичного показателя стран
 
 Страны 1861 г. 1913 г. Германия 40% 32% США 16% 11,5% В России в 1861 г. потреблялось в среднем 3353 ккал, в 1913 г. - 3040 ккал.
 
 Таблица 2
 Среднедушевое потребление в год зерна и сахара в 1900 - 1913 гг., кг
 
 Страна Зерно Сахар Россия 345 6 США 992 30 Дания 912 нет данных Франция 544 18 Германия 432 16 Англия нет данных 32
 Князь Багратион, полковник Генштаба Русской армии в 1911 г. писал: "...С каждым годом Русская армия становится все более хворой и физически неспособной... Из трех парней трудно выбрать одного, вполне годного для службы... около 40 процентов новобранцев первый раз если мясо по поступлении на военную службу..." Не правда ли похоже на нынешнее состояние здоровья призывной молодежи? Как отмечают призывные комиссии, основной проблемой является недостаток массы тела, отставание в физическом развитии, заболевания, связанные с недостаточным питанием.
  Можно было бы продолжить иллюстрировать данными состояние экономики России периода начала ХХ в, но этот рыночный опыт недвусмысленно показывает, что удвоение ВВП и ускоренные темпы экономического роста сами по себе не обеспечивают подъема уровня жизни.
  Исторические события это подтвердили. Если примерно до середины 1890-х гг. протест наемных работников любого ранга выражался в голосовании ногами - смене работы, то потом протесты стали носить массовый публичный характер: сначала экономический, потом и политический. Чем кончилось - известно. Сейчас наблюдается аналогичная ситуация, причем, совпадающая и по временным периодам развития реформ.
  Мы повторяем пагубный сценарий с завидным упорством. В начале ХХ в. в России была зерновая "голландская болезнь". При годовом производстве в 80 - 82 млн. т - кстати, столько же и сейчас производим, - при средней урожайности 8 ц/га, Россия экспортировала (в основном в Германию) 10 млн. т зерна ежегодно. При этом пуд (16,38 кг) хлеба в России стоил 2 рубля, а в Германии - 91 копейку. Причем, значительную часть хлебобулочных изделий и муки мы импортировали из той же Германии. Так было ввезено в нашу страну только в 1913 г. 738 тыс. т муки. Сегодня то же самое твориться с углеводородным топливом. Литр бензина у нас стоит 60 центов, в США - 30 центов, самый качественный бензин - финский из нашей нефти. Соглашение о разделе продукции по нефти и газу при использовании иностранных инвестиций таковы, что добывающие регионы замерзают зимой, например, Сахалин.
  Как и в начале ХХ в., сейчас Россия имеет положительное сальдо торгового баланса. В 1900 - 1913 гг. у нас в среднем в год оно составляло 330 млн. руб. золотом.
  Так же, как и в рассматриваемый период, сейчас в России наблюдается инвестиционный голод (и это при 80-процентной изношенности основных фондов). После Второй мировой войны норма инвестирования (отношение инвестиций к ВВП в процентах) в наиболее быстро развивающихся странах: ФРГ и Японии составила 30 - 40%. В России сейчас - примерно 15 - 17%. То есть вместо 1,9 трлн. руб. мы должны инвестировать не менее 5 трлн. руб. Но источников для этого нет. Компаниям неинтересно это делать - инвестиционная льгота по налогу на прибыль снята, налоги на имущество растут. А средства населения, которые являются традиционно одним из важнейших источников финансирования инвестиций (в СССР, ЕС, США и Японии) расходуются на текущее потребление. По данным исследования Фонда "Общественное мнение" 54% населения не имеют свободных денег в принципе, еще 23% живут в долг, 17% откладывают деньги на покупки в течение года, только 2% инвестируют деньги в ценные бумаги, остальные затруднились дать вразумительный ответ. Из имеющих, в принципе, свободные деньги граждан 66% живет в Москве.
  Известно, что при увеличении располагаемых доходов населения (даже при невозможности копить) увеличение потребления с прямым мультипликативным эффектом (то есть в разы) увеличивает рост соответствующих отраслей. При этом с акселеративным эффектом (в десятки раз) увеличивается производство средств производства.
  Сегодня Правительство РФ взяло курс на перекладывание финансирования восстановления основных фондов ЖКХ, энергетики, медицины, строительства дорог и развития других инфраструктурных проектов на конечных потребителей. Чем это может обернуться в ближайшие два года становится понятным из табл. 3. Если сейчас мы оплачиваем полную стоимость эксплуатации ЖКХ, то в скоро на население будет переложена нагрузка по капвложениям ЖКХ при указанной выше изношенности основных фондов. РАО ЕЭС и РАО "Газпром" вместе добиваются увеличения цен на газ на 25%. Кроме этого государство отнимает или собирается отнять средства граждан дополнительными поборами: неработающим ОСАГО, введением обязательного страхования жилья и уголовной ответственности граждан, а также налога на имущество по жилью. Исследования, проведенные по городам Московской области и северо-востоку Калужской области (Подольск, Наро-Фоминск, Серпухов, Протвино, Дмитров, Дубна, Обнинск, Малоярославец, Жуков, Калуга) демонстрируют удручающую картину.
  Таблица 3
  Влияние тарифной политики в жилищно-коммунальной сфере
  на располагаемый доход
 Показатели При 100%-й оплате текущих эксплуатационных расходов ЖКХ - 2005 г. При 100-% оплате текущих эксплуатационных расходов и капитальных вложений ЖКХ: 2006 г. При 100-% оплате текущих эксплуатационных расходов и капитальных вложений ЖКХ и повышении на газ и электроэнергию на 25%: 2006 г. Квартира двухкомнатная 50 кв. м без телефона Семья работающие супруги и ребенок 10 - 12 лет, автомобиля нет Среднемесячный доход семьи, руб. 18000 20700 20700 Стоимость коммунальных услуг
 на 1 кв. м 29,1 78,0 97,5 Месячная стоимость коммунальных услуг, руб. 1455 3900 4875 Средний расход электроэнергии на квартиру, к Вт-ч 200 Месячная стоимость электроэнергии, руб. 232 232 290 Налог на имущество в расчете за месяц, руб. х 1050 1050 Страхование жилья в расчете на месяц, руб. х 830 830 Всего стоимость расходов на жилье в месяц, руб. 1687 6012 7045 Страхование личной уголовной ответственности 1 чел. в расчете на месяц, руб. х 416 416 Всего изъятий из располагаемого дохода в месяц, руб. 1687 7260 8293 Располагаемый доход семьи, в месяц, руб. 16313 13440 12407 Доля изъятий в доходе
 семьи, % 9,4 35,1 40,1
  Эти данные говорят о том, что для "идеальной городской" семьи при 15%-м росте дохода в год располагаемый доход в ближайшей перспективе может сократиться в ближайшее время, минимум, почти на 18%. Здесь не рассмотрены возможности его еще большего сокращения за счет платности медицины и образования.
  Даже при росте заработной платы это приводит уже сейчас к сокращению располагаемых доходов и конченого потребления. Это явно расходится с программными заявлениями власти о повышении рождаемости, уровня жизни и т.п.
  Аналогичная ситуация была в 1900 - 1913 гг.: при зарплате высококвалифицированного рабочего примерно 25 руб. в месяц, его располагаемый доход составлял не более 10 - 12 руб.
  При этом сегодня мы располагаем более, чем 1,5 трлн. руб. на развитие инфраструктурных проектов и могли бы освободить деньги населения от этого для развития потребительского сектора и ускоренного роста экономики. О таком использовании профицита бюджета, считая стабилизационный фонда не говорит только ленивый. Но Правительство РФ с завидным упорством вкладывают эти средства в зарубежные экономики: в виде портфельных инвестиций и досрочного возвращения долгов. Между тем, известно, что долг - не веревка, не оборвется. Аналогичная ситуация была и перед Первой мировой войной - мы также финансировали экономику Франции и Германии. Уже руководству Советской России в 1918 г. пришлось радикально решать эту проблему путем дефолта.
  Значит, чтобы закрыть инвестиционную прореху необходимо привлекать иностранные инвестиции. Но так ли это выгодно на самом деле? Использование иностранных инвестиций в России в начале ХХ в. было таково, что строя на них два предприятия в России, иностранные инвесторы строили три у себя. Сейчас ситуация повторяется в более невыгодном для нас варианте. Соотношение корпоративного долга с учетом обязательств по разделу продукции и экспорта растет:
 
 
 Эти данные перекликаются с данными табл. 1.: нынешний экономический рост уходит за рубеж.
  Из ситуации конца XIX - начала ХХ в. был, по-существу, извлечен только один важный экономический урок: столицу надо кормить, даже в ущерб всей стране. Известно, что в 1916 - 1917 гг. уровень жизни в Петрограде был ниже, чем остальной России. Нынешняя модель экономических отношений Москва - регионы, также пагубно сказывается на экономическом развитии. Сосредоточив у себя регистрацию и управление большинством крупных и средних фирм, Москва аккумулирует прибыль и налоги, которые недополучают производящие регионы. Понятно, что это приводит к завышенным зарплатам и экспорту инфляции в регионы, усиливая экономические диспропорции.
  Таким образом, пока не поздно нам надо извлечь экономико-исторические уроки и не повторить прежних ошибок. Они слишком дорого обходятся. При подготовке менеджеров всех уровней, особенно в программах профессиональной переподготовки, МВА, недостаточно внимания уделяется макроэкономической среде. Менеджер должен видеть лес за деревьями. Пока мы этого не наблюдаем. Наш бизнес, особенно крупный и средний готов продаваться за бусы. В свете сказанного одними из основных задач непрерывной подготовки менеджеров для повышения конкурентоспособности отечественного бизнеса являются развитие навыков ретроспективного анализа в его взаимодействии с перспективным прогнозированием, а также пробуждение интереса к макроэкономическому анализу. Это позволит учиться на ошибках прошлого и избежать ненужных экономических, социальных и экологических издержек.
 Литература:
 
 1. Н. Яковлев. 1 августа 1914. М., "Молодая гвардия", 1974
 2. В.В. Леонтьев. Экономические эссе. М.:. Фолиум, 1998
 3. Т. Гурова, А. Фадеев, А Привалов. Территория обитания // Эксперт № 21 2003 г. С 51 - 55.
 4. П. Рушайло. На всеобщем довольствии. // Деньги № 21 2005 г. С. 52
 
 
 Аброськина Ю.Н.
 Среднерусский университет (гуманитарный институт), г. Обнинск
 
 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
 ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
 
  В настоящее время не только бизнес, но и высшее образование действует в условиях конкуренции, где качество играет все возрастающую роль. Качество образования - это ключевой фактор в соревновании между странами.
  Главная роль в подготовке кадров для реализации национальной идеи повышения конкурентоспособности России принадлежит высшей школе, осуществляющей профессиональную и послевузовскую подготовку специалистов. На современном этапе наблюдаются следующие тенденции развития высшего образования:
  глобализация конкуренции во всех сферах деятельности вследствие дефицита ресурсов и автоматизации;
  формирование адаптивных виртуальных структур;
  развитие электронных образовательных технологий;
  повышение роли индивидуального подхода;
  интенсификация учебного процесса, возрастание объёма самостоятельной работы студентов;
  стандартизация образовательных процессов;
  аттестация персонала, специальностей, вузов.
  Наиболее распространенными системами подготовки специалистов являются естественно-научная, зародившаяся в Германии около 400 лет назад, и гуманитарная (американская). В первой приоритет (больший удельный вес) отдается математике, химии, физике, биологии и другим естественным наукам. Благодаря применению этой системы Германия с бедными природными ресурсами является по научно-производственному и человеческому потенциалу третьей страной мира. В России около 300 лет, вплоть до 1991 г., применялась германская система подготовки специалистов.
  Россия, опираясь на естественно-научную систему, достигла значительных результатов в таких наукоемких отраслях промышленности, как космонавтика, авиастроение, оборонная промышленность, а также в лазерной и биотехнологии, производстве композитов, новых материалов, компьютерных продуктах и других отраслях промышленности и науки. Современная научно-техническая революция, возникновение и быстрый рост так называемой экономики знаний, становление информационного общества, поднимают значение именно естественно-научного подхода к развитию высшего и других степеней образования.
  Гуманитарная (американская) система образования отдает приоритет (по удельному весу) философии, истории, психологии, социологии и другим гуманитарным наукам. Естественно-научные дисциплины имеют место в гуманитарной системе, но по удельному весу (часов учебной нагрузки) значительно меньше, чем в первой.
  Россия рыночные отношения и систему образования начала строить по рекомендации американских советологов и американских книг по экономике, менеджменту и маркетингу. Начался процесс перевода и издания крупными тиражами в основном американской литературы по экономике, менеджменту и маркетингу.
  Американские книги по менеджменту и маркетингу, реализующие гуманитарный подход к образованию, подготовлены в информационно-описательном философском стиле. Как в преподавании истории сообщаются даты, фамилии, названия объектов и другие факты, так и в американских книгах, например, по менеджменту, приводится множество названий фирм, применяемые ими матрицы, организационно-психологические приемы общения, общие результаты их применения и т. п. Это дает российскому студенту только некоторые бессистемные (фрагментарные) теоретические основы управления и информацию. Гуманитарная система подготовки специалистов по американским книгам не замыкает цикл разработки и реализации проекта, а в какой-то мере помогает сделать только первый шаг, и то по американским фирмам, что совершенно не выполняет цели российского образования. Игнорируется богатый опыт и наработки советских и российских ученых.
  Гуманитарный поход к образованию является более простым, рассчитанным на массовую подготовку специалистов, которым предстоит вписаться в уже сложившие организационно-экономические структуры. Российская экономика развивается совершенно в ином измерении. Здесь специалисту надо не приспосабливаться к работе действующих структур и механизмов, не соблюдать давно введенные стандарты и инструкции, а создавать их заново. В этом огромная разница.
  Переходная российская экономика сложнее как плановой, так и рыночной экономик. Для того чтобы учесть эти аспекты, необходимо для переходной экономики применять свою, третью, систему (технологию) подготовки экономистов и менеджеров, ориентированную на конкурентоспособность - главную цель реформирования экономики России. Это очень сложная проблема, так как в конкурентоспособности отражается все многообразие всех аспектов жизни любого коллектива или общества в целом. Конкурентоспособность на современном этапе усиления глобальной конкуренции (России не избежать вступления в ВТО) представляется основой прогресса абсолютно во всех сферах деятельности.
  В России уже 15 лет пытаются реформировать экономику бессистемно, решить некоторые фрагментарные вопросы - налоги, долги, бюджет, пенсии, социальное развитие и т. д., а главное - сохранение и приумножение научно-производственного и кадрового потенциала, эффективное использование природных ресурсов, повышение конкурентоспособности продукции - осталось в тени.
  Основные причины: непрофессионализм многих чиновников, руководителей, специалистов и ученых в решении проблем переходной экономики, их нежелание учиться, системно подходить к изучению и решению проблем переходного периода на основе концепции единства экономики, техники и управления.
  Российские менеджеры, обученные по неадаптированным к российским условиям переводным книгам по маркетингу и менеджменту, плохо ориентируются в законах организации, научных подходах и принципах, методах и моделях оптимизации качества и ресурсоемкости объектов, изучения рыночных регуляторов. Переводные книги, написанные в информационно-описательном стиле, легко читать, но они бесполезны в решении конкретных практических задач. Как неоднократно отмечали начиная с 1995 г. международные организации, оценивающие конкурентоспособность стран (Всемирный банк, Всемирный экономический форум, Европейский форум по проблемам управления), самыми узкими местами в российской системе являются экономика и управление как разделы науки.
  Экономисты и менеджеры должны владеть методами анализа механизма действия экономических законов, законов организации в статике и динамике, методами применения научных подходов и принципов управления различными объектами, методами и моделями анализа, нормирования, прогнозирования, оптимизации, оценки управленческих решений в различных областях науки, техники, экономики, управления. Без владения экономистами и менеджерами методами факторного анализа конкурентных преимуществ персонала, технологии, товара, конкурента и т. д., функционально-стоимостного анализа эффективности использования ресурсов, системного анализа факторов конкурентоспособности внешней среды и внутренней структуры объекта нечего надеяться на успех в жесткой конкурентной борьбе. Выпускники ведущих (находящихся в первой десятке по рейтингу) вузов страны этими методами владеют на уровне понятий, а не на уровне методики и практического применения.
  Для применения современных образовательных технологий безусловно важна материально-техническая база (технические средства) и методическое обеспечение учебного процесса (наличие и качество учебников, учебных, методических пособий). Одним из факторов повышения качества подготовки специалистов является повышение качества учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования России. В связи с этим необходимо повысить качество экспертизы, устраивать конкурсы с присвоением грантов и премий. Это одна сторона применения эффективных методов обучения.
  Вторая заключается в том, что главным в образовательном процессе является не получение информации, а понимание сущности явления, принципа, закона, закономерности и т.д. Образовательный процесс следует делить на три этапа: 1) получение информации; 2) анализ, результатом которого являются знания; 3) синтез, результатом которого является понимание сущности.
  Опыт работы автора в ряде государственных и негосударственных вузов (Дмитровский филиал Астраханского государственного технического университета, Современный гуманитарный институт (Дмитровский филиал) и т. д.), в частности, по очной форме обучения показывает, что роль ряда дисциплин и отдельных разделов дисциплин, направленных на изучение методов экономических исследований и методик экономических расчётов, значительно снизилась и по количеству часов в учебном плане, и по объёму реального внимания, уделяемого в процессе обучения. Преобладают более простые методы изучения экономических процессов - ретроспективный, трендовый анализ, а факторный, функционально-стоимостной анализ, нормативный, расчетно-конструктивный, экономико-математические методы представлены слабо и бессистемно. Например, факторный анализ экономических показателей (детерминированный, корреляционно - регрессионный анализ), экономико-математические модели практически отсутствуют в курсовых и дипломных работах студентов. И дело здесь не только в трудности получения экономической информации. Трудоемкость передачи информации в форме описаний для ответа на вопросы "кто?", "что?", "где?", "когда?" незначительна. Трудоемкость передачи знаний (технологий решения проблем) посредством инструкций для ответа на вопрос "как?" и передачи понимания посредством объяснений, т.е. ответов на вопрос "почему?" в десятки - сотни раз выше ответов на вопросы информационного характера. Практическая реализация проекта и получение результата, ответ на вопрос "что это даст?", требует ещё больших затрат труда.
  Россия всегда славилась талантами в области математики, физики, химии, механики, медицины, психологии и в других сферах деятельности. Это достигнуто благодаря построению системы образования на основе понимания глубинных процессов, а не заучивания истин, прокручивания на ЭВМ стандартных ситуаций. Главное - понять, потом - знать и, наконец - обладать информацией. Одной из форм понимания является проблема. Поэтому в настоящее время, целесообразно еще более усилить проблемный аспект изучения дисциплин на основе применения современных научных подходов, методов анализа, синтеза, прогнозирования, оптимизации, расчетно-конструктивного, а не описательного стиля обучения. В этих условиях повышается роль качественных учебников, которыми всегда отличалась отечественная система образования. Также необходимо усилить практическую подготовку студентов, направленную на развитие навыков действия в условиях конкретных ситуаций, развитие творческих качеств. Для этого необходимо как можно больше использовать активных методов обучения: групповая работа, работа в подгруппах, ролевые игры и т. д.
 
 Библиографический список:
 
 1. Вениаминов В.Н. Качество в негосударственном вузе. - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2005. - 234 с.
 2. Резник С.Д. Управление кафедрой: Учебник. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2004. - 653 с.
 3. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. - М.: Издательско-книготорговый центр "Маркетинг", 2002. - 892 с.
 4. Экономика знаний / В.В. Глухов, С.Б, Коробко, Т.В. Маринина. - СПб.: Питер, 2003. - 528 с.
 
 
 Алюнов Н.Е.
 НОУ ВПО "Национальный открытый институт России г. Санкт-Петербург"
 
 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
  Происходящие в стране грандиозные социально-экономические преобразования приводят к необходимости реформирования образовательной деятельности, ее адаптации к реальным современным условиям.
  Долгие годы практиковавшиеся в учебных заведениях традиционные методы обучения, ориентированные, прежде всего, на накопление информации и ее пассивное воспроизведение при принятии решений, в первую очередь были ориентированы на стабильные условия хозяйствования, в рамках которых достаточно эффективно применялись стандартные методы и процедуры решений управленческих задач. Процесс обучения в этом случае направлен, главным образом на запоминание и освоение этих стандартных приемов в ущерб развитию аналитических навыков.
  В реальной жизни последствия такого обучения проявляются в неспособности руководителей и специалистов быстро реагировать на новые, возникающие задачи и нежелании брать на себя ответственность при принятии управленческих решений. Ориентация на воспроизведение прошлого опыта при решении новых задач приводит к постоянному запаздыванию в реализации необходимых решений и, соответственно, снижению их эффективности.
  Все эти проблемы резко обострились в ходе рыночных преобразований и интеграции России в мировое сообщество.
  Россия наряду с другими странами вошла в постиндустриальную эпоху, характеризующуюся высоким уровнем конкурентоспособности бизнеса, неопределенностью и нестабильностью. Прошлые стереотипы построения образовательных систем становятся не только малоэффективными, но и тормозящими внедрение новых инновационных технологий обучения. Появилась настоятельная необходимость смещения приоритетов от массового обучения по стандартным методикам к индивидуальному обучению по инновационным технологиям. Целью такого обучения является формирование современного экономического мышления, ориентированного на системное восприятие окружающего мира, позволяющее обеспечивать быструю адаптацию обучаемого к восприятию решению новых, усложненных задач.
  Это предполагает изменение подходов к профессиональному образованию по всей его системе с учетом непрерывности. Попытки реализации этого предпринимаются в рамках экономического образования в Национальном открытом институте России г. Санкт-Петербург. На наш взгляд, особое место при этом должно отводиться:
  А. - методологии подготовки кадров;
  Б. - методам и технологиям их обучения.
  А. Базовыми элементами методологии подготовки кадров, по нашему мнению, должны стать:
  системный подход к формированию учебных планов, предполагающий не просто арифметическую сумму (в разрезе аудиторных часов) учебных курсов, а их оптимальную интеграцию, способную при квалифицированной реализации обеспечить синергетический эффект в форме нового знания - навыка, получаемого в результате взаимодополняемости и последовательного развития по уровням сложности изучаемых учебных дисциплин;
  модульность в построении учебного процесса, обеспечивающую высокую адаптируемость учебных планов к постоянно меняющимся условиям современной общественной жизни. Это, в свою очередь, как нам представляется, позволяет сгладить нередко возникающее давление на содержание учебного процесса факторов лоббирования выбора тех или иных дисциплин;
  обратная связь, способствующая лучшей управляемости процесса обучения по уровням сложности. Реализация обратной связи предполагает разработку действенной системы контроля знаний обучаемых, одной из целей которой должна быть корректировка учебного процесса.
  В системе непрерывного профессионального образования "школа - колледж - вуз - послевузовское дополнительное образование" эти требования должны реализовываться:
  на уровне школы - колледжа:
  через интеграцию базовых предметов школьной программы (математики, истории, географии, литературы, иностранного языка) с профессиональными (в данном случае - экономическими) курсами как по горизонтали, в рамках учебного плана по уровням обучения, так и по вертикали - по предметным программам обучения;
  через разработку модуля "Основы экономики (основы профессии)", интегрирующего в себе базовые компоненты экономического образования на данном уровне;
  через разработку систем тестирования и контроля знаний на базе компьютерной техники и программного обеспечения.
  на уровне ВУЗа:
  через разработку учебных планов специальностей, ориентированных на сочетание базового первоначально - профессионального знания, методологии системного мышления и профессионально ориентированных интегрированных учебных курсов и программ;
  через модульность учебных программ различного уровня сложности, строящихся по трем составляющим: объектам моделирования, методам и инструментам решения экономических задач, технологии реализации решений.
  через разработку систем контроля знаний на базе компьютерных технологий.
  на уровне послевузовского дополнительного образования:
  через разработку программ обучения, ориентированных на комплексное знание по смежным специальностям (предметная интеграция), либо по специальностям, предполагающим сходные методы, приемы и технологии решения задач (технологическая интеграция);
  через модульность программ, дифференцируемых по уровням сложности и иерархичности решаемых проблем;
  через разработку систем корректировки поведения обучаемого в процессе поиска и реализации решения управленческих задач на базе информационных технологий.
  Последнее достаточно успешно реализуется в НОИР по программе подготовки и переподготовки специалистов по направлению оценочной деятельности - "Оценка предприятия (бизнеса)".
  Б. Изменение в методологии организации образовательного процесса предполагает развитие качественно новых методов и технологий обучения. Приоритетная роль здесь, на наш взгляд, должна отводиться активным методам обучения и индивидуальной работе.
  Эти две составляющие образовательного процесса являются тесно связанными между собой. Интенсификация обучения через широкое использование активных методов обучения предполагает и существенные изменения в содержании и форме организации индивидуальной работы обучаемого.
  Индивидуальная работа становится технологией развития аналитических способностей обучаемого, условием раскрытия и реализации его творческого потенциала.
  Эффективное использование активных методов обучения позволяет получить новое качество процесса обучения - формирование массивов синтезированной информации, которая является необходимой составляющей процесса выработки эффективных хозяйственных решений.
  Основной особенностью синтезированной информации является то, что она представляет собой такой набор сведений и знаний, который ни один из участников сложного процесса взаимодействия (преподаватель - студент), в ходе обучения получить в одиночку не в состоянии. То есть создаются условия, стимулирующие инициирование творческого решения задач непосредственно в процессе обучения. Это, в свою очередь, предполагает качественную перестройку как содержания, так и процедур организации процесса обучения.
  Изложение теоретического материала должно носить проблемный характер, а процесс обучения предполагает обеспеченность обучаемого учебно - методическими материалами (учебниками, в том числе компьютеризированными, конспектами лекций, иллюстративным материалом). В этом случае активизация учебного процесса обеспечивается за счет перехода от чтения лекций в традиционной форме к дискуссионному обсуждению проблемных вопросов отдельных тем курсов.
  Индивидуальная работа включает здесь предварительный критический анализ теоретического материала курса.
  Практическое освоение теоретического материала должно базироваться на широком использовании ролевых, хозяйственных и игровых процедур различного уровня сложности, ориентированных на формирование у обучаемых навыков аналитического характера, использование которых необходимо для принятия управленческих решений в современных условиях.
  Изменение в технологиях обучения предполагает критический анализ содержания базовых учебных курсов с учетом профиля дисциплины и ее назначения в структуре учебного плана.
  В целом изменение в подходах к организации профессионального образования в системе непрерывной подготовки кадров "школа - колледж - вуз - послевузовское дополнительное образование", с одной стороны, позволяет обеспечить комплексность и интегрированность формирования экономического знания, адекватного изменениям, происходящим во внешней среде; с другой стороны, способствует более полному раскрытию профессионального мастерства и творческих возможностей, как преподавателя, так и студента.
 
 
 Ахмедзянов Р.Р. Елгаев А.Г
 Среднерусский университет (Институт управления и бизнеса) г. Калуга
 ПРОЦЕСС НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ОСНОВЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЕГО СТОИМОСТИ
 
  Работа в сложных условиях нестабильности экономической ситуации предъявляет повышенные требования к квалификации руководителей, уровню их профессиональных знаний, обеспечивающих предприятию реальный переход к стратегическому управлению предприятием в постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре.
  Создание систем эффективного управления предприятиями самого разного характера и сферы деятельности - одна из проблем, стоящих перед современным менеджером. В число наиболее передовых методов построения систем эффективного управления входит так называемый процессный подход, который заключается в выделении в организации сети процессов и управлениями этими процессами.
  На сегодняшний день понятия "процессный подход", "процессное управление" или "процессный подход к управлению" используются руководителями и специалистами организаций достаточно часто, но четкого определения пока не имеют. Наиболее общим, базирующимся на стандарте МС ИСО 9000:2000 [1] является определение процесса как устойчивой, целенаправленной совокупности взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя. Так, например, можно говорить о процессе производства, процессе реализации и т.д.
  В условиях конкуренции, где ключевыми факторами является цена и условия оплаты ресурсов и продукции, эффективное функционирование предприятия достигается при стремлении к максимизации дисконтированного денежного потока - повышении рыночной стоимости предприятия.
  Создание стоимости предприятием может достигаться только благодаря постоянному управленческому воздействию. Процесс созданием стоимости - это интегрирующий процесс, направленный на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях организации за счет концентрации общих усилий на ключевых факторах стоимости.
  Специалисты одной из ведущих консалтинговых фирм McKinsey & Company, Inc. считают, что процесс созданием стоимости вернее всего понимать как союз стоимостного мышления и управленческих процессов и систем, необходимых для перевода этого мышления на язык конкретных действий. Одной из этих составляющих явно недостаточно для успеха. Только в совокупности они могут принести заметный и устойчивый положительный результат [2].
  Управленческие процессы и системы, к которым относится планирование, выработка целевых нормативов, оценка результатов и системы материального поощрения, необходимые любому предприятию для ведения бизнеса, побуждают менеджеров и других работников к максимизации стоимости своей организации.
  Если организация выбрала путь улучшений на основе процессного подхода, то руководителям высшего и среднего звена необходимо:
  а) комплексно изучать проблемы управления предприятием и способы решения этих проблем при помощи процессного подхода к управлению;
  б) изучить и освоить набор методик, необходимых для внедрения процессного подхода на практике;
  в) правильно сориентироваться среди множества предложений консультантов, включающих различные способы и программные средства для описания бизнес - процессов, и выбрать приемлемые для предприятия предложения.
  Таким образом, процесс создания стоимости будет являться приоритетным, а процесс непрерывного обучения руководителей высшего и среднего звена будет являться одним из элементов конкурентоспособности и фактором повышения стоимости предприятия.
 
 
 Белянина С.И. ст. преп.
 НОУ Среднерусский университет (Брянский открытый институт управления и бизнеса) г. Брянск
 
 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
 
  Одной из основных задач стабилизации российского общества в настоящее время является развитие экономики страны, повышение ее конкурентоспособности и интеграция России в мировое сообщество и хозяйство.
  Важнейшим фактором выполнения этой задачи является обеспечение конкурентоспособности руководителей, экономистов, менеджеров предприятий и организаций. Поэтому в стране необходимы кардинальные меры по повышению качества подготовки специалистов, модернизации системы образования.
  Прежде всего, здесь необходимо создать условия для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.
  В основу построения педагогической системы профессионального образования положены принципы государственной политики в области образования, из которых ведущими выступают: гуманистический, светский характер образования, непрерывность и преемственность образования, автономность образовательных учреждений и др.(Федеральный закон "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"). Руководствуясь ими, педагогическая наука создает систему профессионального образования, которая призвана обеспечить реализацию требований государственных стандартов по различным направлениям подготовки (специальностям) и квалификационных характеристик по специализации, которые определяют квалификацию специалиста.
  Реформирование содержания образования должно быть направлено на то, чтобы всем выпускникам средней школы и всех ступеней профессионального образования дать знания и навыки в области предметов, обеспечивающих активную социальную адаптацию (экономика, право, основы политической системы, менеджмента и социологии). Вместе с тем, необходимо обеспечить и вариативность образования с учетом актуальных и персональных общественных и экономических потребностей и личностных образовательных устремлений и возможностей.
  Профессиональное образование и квалификация не просто выступают характеристикой того или иного человека, но и становятся для него гарантией социального благополучия, условием его конкурентоспособности на рынке труда. Поэтому модернизация образования должна быть направлена на повышение качества процесса обучения, освоения преподавателями инновационных технологий обучения. Необходим переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся. В связи с этим, наряду с инновационными технологиями дистанционного, модульного, компьютерного обучения, требующими довольно больших капиталовложений, целесообразно более широкое применение технологии проблемного обучения.
  Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучаемых по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
  Особенностями содержания проблемного обучения является то, что оно основано на создании проблемной мотивации, поэтому конструкция дидактического содержания материала должна представлять собой цепь проблемных ситуаций. Оптимальной структурой материала является сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций. Особенности методики заключаются в использовании методов, основанных на создании проблемных ситуаций, организации активной познавательной деятельности обучаемого, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления закон.
  В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности обучаемых, а вторая представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов обучающего, подчеркивающих новизну, важность и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Технологическая схема проблемного обучения может быть представлена таким образом: преподаватель создает проблемную ситуацию, направляет обучаемых на ее решение, организует поиск решения; обучаемый ставится в позицию субъекта своего обучения и, как результат, у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.
  Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от преподавателя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
  Разновидностями методов проблемного обучения, каждая из которых может быть самостоятельным частным методом, имеющим определенную область применения, являются: метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) метод, частично - исследовательский (экспериментальный), учебно-исследовательский метод.
  Данные разновидности метода проблемного обучения обусловливают появление соответственно им четырех уровней проблемности, каждый из которых характеризуется целесообразным объемом подачи программного материала через учебные проблемные ситуации на различных видах занятий и соответствует конкретной разновидности проблемного метода обучения.
  Для реализации проблемной технологии необходимы: отбор самых актуальных, сущностных задач; определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы; построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств; личностный подход и мастерство преподавателя, способные вызвать активную познавательную деятельность обучаемого.
 

<< Пред.           стр. 1 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу