<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 Министерство образования и науки Российской Федерации
 ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права"
 Центр по изучению транснациональной преступности и коррупции при Американском университете (г. Вашингтон, США)
 Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции
 
 
 
 
 
 Евстифеева Екатерина Владимировна
 
 Организованная преступность и торговля людьми: криминологический и уголовно-правовой анализ
 Специализированный учебный курс
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Евстифеева Е.В. Организованная преступность и торговля людьми: криминологический и уголовно-правовой анализ: специализированный учебный курс / Под ред. доц. Е.В. Кобзевой. Саратов: Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции, 2004. - с.
 
  Настоящий специализированный учебный курс включает в себя научные, практические и учебно-методические материалы по проблемам противодействия организованной преступности и торговле людьми, в том числе планы лекционных занятий, краткие конспекты тем лекций, результаты проведенного социологического исследования, рекомендуемые литературные источники.
  Работа предназначена для магистрантов и аспирантов юридических вузов и факультетов, а также научных и практических работников.
  Спецкурс разработан в рамках грантовской программы Саратовского Центра по исследованию проблем организованной преступности и коррупции при финансовой поддержке Центра по изучению транснациональной преступности и коррупции при Американском университете (г. Вашингтон, США).
 
 Рецензенты: Разгильдиев Б.Т. - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного и уголовно-исполнительного права ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права"
  Галкин А.И. - председатель Саратовского областного суда, Заслуженный юрист РФ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ВВЕДЕНИЕ1
  Одной из наиболее острых проблем, порождающих большую тревогу во всем мире, является проблема борьбы с организованной преступностью. Концепция национальной безопасности Российской Федерации исходит из признания того, что организованная преступность на сегодняшний день угрожает национальной безопасности государства2. Масштабы деятельности организованной преступности вызывают опасения за сохранность социальной, экономической и политической сфер общественной жизни, а ее межгосударственный характер диктует необходимость налаживания международной системы противодействия данному антисоциальному явлению с координацией усилий различных государств на долгосрочной основе.
  К сожалению, на сегодняшний день поставленная задача практически не выполнима в виду отсутствия специального законодательства, направленного на борьбу с организованной преступностью. Создание эффективной системы правового противодействия этому явлению невозможно без четкого научного представления о понятии организованной преступности, основных элементах ее структуры. Борьбе с организованной преступностью посвящен целый ряд научных концепций и законопроектов, однако содержащиеся в них предложения в основной своей массе остаются без внимания российского законодателя. Высокая общественная опасность данного явления вызывает необходимость немедленного создания на государственном уровне Концепции борьбы с организованной преступностью. На первоначальном этапе формирования такой Концепции требуется принять Федеральные законы "О борьбе с организованной преступностью" и "О борьбе с коррупцией", разработанные на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных документов, опыта борьбы с этим явлением в зарубежных государствах, с учетом особенностей техники построения национального законодательства Российской Федерации.
  Помимо количественного изменения преступлений, совершаемых организованными группами и преступными сообществами, появляются качественные изменения соответствующего преступного поведения, выражающиеся в появлении новых направлений деятельности организованной преступности. Особую тревогу и беспокойство среди населения вызывают деяния, связанные с торговлей людьми, широко распространившиеся в последние годы как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.
  Эксперты ООН по предотвращению международных преступлений установили, что Россия сегодня занимает первое место в списке стран - поставщиков рабов. По данным ООН, 600 тыс. граждан бывшего СССР сегодня пребывают в подневольном состоянии. За ними в этом перечне идут жители Украины, Таиланда, Нигерии, Румынии, Албании, Китая, Белоруссии и Болгарии. Мировой оборот от торговли людьми с каждым годом увеличивается, сейчас он достиг 12 млрд. долл. в год3. Приведенные статистические данные характеризуют только выявленные случаи этого криминального бизнеса без учета латентности. В связи с этим о реальном состоянии данного вида преступности говорить сложно.
  До недавнего времени на уровне законодательства Российской Федерации проблеме противодействия торговле людьми уделялось неоправданно мало внимания, несмотря на подписание специальных международно-правовых документов. Это, в частности, стало одной из причин роста рассматриваемого социально-негативного явления в России. В настоящее время российскими ассоциациями общественных организаций на территории России и СНГ (всего их насчитывается более 43) осуществляется активная работа по предотвращению торговли людьми. Результатом такой деятельности стало оказание медицинской, психологической и юридической помощи многим женщинам, ставшим жертвами трафика. В 2002 г. представителями этих организаций был разработан и внесен в Государственную Думу законопроект об установлении уголовной ответственности за торговлю людьми. Федеральным законом РФ от 21 ноября 2003 г. в Уголовный кодекс РФ включено законодательное основание для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности за торговлю людьми и иные формы эксплуатации человека. В целях формулирования рекомендаций по более эффективному использованию имеющихся криминологических и уголовно-правовых мер противодействия организованным формам торговли людьми возникла необходимость в системном анализе правового регулирования и организационно-нормативного обеспечения борьбы с соответствующими криминальными проявлениями.
  Предлагаемый нами спецкурс предназначен для изучения слушателями института магистратуры. Необходимость прочтения спецкурса для слушателей, обучающихся по программе магистратуры, обусловлена тем, что магистрант, обладая необходимыми знаниями по уголовному праву и криминологии, полученными в период обучения в ВУЗе, готов изучать уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с организованной преступностью и основными направлениями ее деятельности.
  Целью создания спецкурса является комплексное изучение проявлений организованной преступности и ее влияния на формирование и развитие преступного бизнеса, связанного с торговлей людьми.
  В рамках курса планируется изучить два блока проблем. Первый блок посвящен исследованию проблем борьбы с организованной преступностью, второй - изучению возникновения и развития организованных форм торговли людьми как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.
 
 Тема 1. Понятие и признаки организованной преступности.
  Лекции - 2 часа
  Практические занятия - 2 часа
 
  Социальная обусловленность и юридическая природа организованной преступности. Признаки организованной преступности. Особенности структуры организованной преступности.
 
  Литература:
 1. Гриб В.Т. Организованная преступность - различные подходы к ее пониманию // Государство и право. 2000. № 1.
 2. Гуров А.И. Профессиональная преступность. Прошлое и современность. М., 1990.
 3. Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003.
 4. Основы борьбы с организованной преступностью / Под ред. В.С. Овчинского, В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова. М., 1996.
 5. Топильская Е.В. Организованная преступность. СПб., 1999.
 6. Россия в фокусе криминальной глобализации: Монография / Отв. ред. В.А. Номоконов. Владивосток, 2002.
 
  Организованная преступность представляет собой сложное многофакторное социальное явление, отличающееся многообразием проявлений, множеством внутренних составляющих и существующих между ними взаимосвязей. Уровень и тенденции распространения организованной преступности в стране поставили ее в один ряд с самыми серьезными проблемами современной российской действительности. Актуальность обозначенной проблемы подтверждена Концепцией национальной безопасности, называющей в числе угроз безопасности страны угрозу криминализации общественных отношений, роста организованной преступности и коррупции, борьба с которыми "имеет не только правовой, но и политический характер"4.
  Разработка понятия и признаков организованной преступности имеет как теоретическое, так и практическое значение. Отсутствие четких научных критериев приводит к серьезным недоработкам в законодательстве и, как следствие, к противоречивой и неэффективной практике борьбы с этим криминальным явлением.
  В настоящее время в юридической литературе существует множество определений понятия организованной преступности. Это обусловлено тем, что на законодательном уровне отсутствуют специальные нормативные акты, регламентирующие правовые основы борьбы с ней.
  Этимологически слово "организованный" произошло от греческого organon и французского organizer. Organon (греч.) - буквально означает "орудие, инструмент", а organizer переводится на русский язык как "устроить, соединить в одно целое, упорядочить что-либо, придать чему-либо планомерность". В русском языке слово "организованный" означает а) обладающий организацией, объединенный в организации, сплоченный; б) планомерный, отличающийся строгим порядком, или в) дисциплинированный, действующий точно и планомерно5.
  В криминологической литературе преступность определяется как "исторически изменчивое, социальное и уголовно-правовое явление, представляющее собой систему преступлений, совершенных в соответствующем государстве (регионе) в соответствующий период"6.
  Одним из первых законодательно закрепленных определений понятия организованной преступности является определение, зафиксированное в документах Международной конференции ООН по проблемам организованной преступности в 1991 г. в Суздали (Россия): организованная преступность - это "функционирование относительно массовой группы устойчивых, управляемых сообществ преступников, занимающихся преступлениями как промыслом и создающих систему защиты от социального контроля с использованием таких противозаконных средств, как насилие, запугивание, коррупция и хищения в крупных размерах".
  В Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, принятой резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г., определение понятия организованной преступности отсутствует. В этом правовом акте оно лишь связывается с деятельностью организованных, структурно оформленных групп, создающихся на базе совместной криминальной деятельности исключительно в целях получить прямо или косвенно, финансовую или иную материальную выгоду. По смыслу положений, зафиксированных в Конвенции, характеристика признаков организованной преступности заложена в закрепленных в ней следующих терминах: а) организованная преступная группа (означает структурно оформленную группу в составе трех или более лиц, существующую в течение определенного периода времени и действующую согласованно с целью совершения одного или нескольких серьезных преступлений или преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, с тем, чтобы получить, прямо или косвенно, финансовую или иную материальную выгоду); б) серьезное преступление (означает преступление, наказуемое лишением свободы на максимальный срок не менее четырех лет или более строгой мерой наказания); в) структурно оформленная группа (означает группу, которая не была случайно образована для немедленного совершения преступления, и в которой не обязательно формально определены роли ее членов, оговорен непрерывный характер членства или создана развитая структура и иные определения).
  Анализ перечисленных терминов, позволяет сделать вывод о том, что преступления, совершаемые организованными преступными группами в иных целях, нежели получение финансовой или иной материальной выгоды, не охватываются вышеперечисленными признаками и поэтому не могут быть отнесены к деятельности организованной преступности.
  В проекте Федерального закона "О борьбе с организованной преступностью" последняя определяется как создание и функционирование организованных преступных формирований: организованных групп, банд, преступных организаций и преступных сообществ; их преступная деятельность. Преступная деятельность в Законе определена как система деяний с заранее обдуманным умыслом по приготовлению, покушению, совершению одного или более преступлений, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ, а также по легализации и приумножению преступных доходов.
  Анализ научных работ известных российских криминологов на предмет определения в них понятия и признаков организованной преступности показал, что на сегодняшний день существует два основных направления при изучении исследуемого криминального явления.
  Одни авторы связывают определение организованной преступности с функционированием устойчивых преступных формирований либо указывают на отличительные признаки, касающиеся организованных преступных групп. Такой подход к пониманию организованной преступности опирается на фундаментальные понятия "организованная группа" и "преступное сообщество", которые и служат исходным признаком при определении анализируемого понятия. В этой связи заслуживает внимания суждение В.В. Лунеева о криминальной организованности как основном и практически единственном группировочном признаке деяний, свойственных организованной преступности7. Представляет интерес понимание им организованной преступности как совокупности хотя и относительных, но взаимосвязанных характеристик, в структуре которых организованность является главной. Схожую позицию занимает и А.И. Гуров, по мнению которого организованная преступность - "это относительно массовое функционирование устойчивых управляемых сообществ преступников, занимающихся совершением преступлений как промыслом (бизнесом) и создающих с помощью коррупции систему защиты от социального контроля"8. Примерно таким же образом организованная преступность определяется в работах Э.Ф. Побегайло, С.В. Дьякова, В.С. Устинова9.
  Другая группа ученых-криминологов понимают организованную преступность как социальное негативное явление, которое характеризуется сплочением преступных формирований. Сторонником такого подхода является Я.И. Гилинский, который раскрывает организованную преступность как сложный социальный феномен, характеризующий качественно новую характеристику такого состояния преступности, когда она встроена в социальную систему, оказывает существенное влияние на другие составляющие (элементы) системы, прежде всего - на экономику и политику10. Аналогичного взгляда придерживается А.Н. Волобуев, определяющий организованную преступность как "негативное социальное явление, характеризующееся сплочением криминальной среды в рамках региона, страны с разделением на иерархические уровни и выделением лидеров, осуществляющих организаторские управленческие, идеологические функции; монополизацией и расширением сфер противоправной деятельности с целью получения максимальных материальных доходов при максимальной же защищенности ее высших эшелонов от уголовной ответственности"11.
  Опираясь на изложенные позиции ученых-криминологов по вопросу определения понятия организованной преступности, выделим необходимые ее признаки: а) криминальная организованность; б) устойчивость; в) массовость; г) длительность функционирования; д) наличие социальных связей и негативное влияние на общество; е) коррупция; ж) иерархичность; з) масштабный, межрегиональный и международный характер преступной деятельности; и) осуществление преступной деятельности в экономических и политических целях; к) наличие лидера, руководящего звена. Безупречно обоснованно отдельные авторы в качестве основной цели функционирования организованной преступности выделяют экономическую выгоду, прибыль. И в этом отношении организованная преступность не отличается от обычного бизнеса. Преступные организации добиваются высокой прибыли как законными, так и противоправными методами. В связи с этим Я.И. Гилинский выделяет ряд условий, при наличии которых криминальный бизнес возникает, существует и развивается:
  а) спрос на нелегальные товары (наркотики, оружие и т.д.) и услуги (сексуальные и др.); б) не удовлетворенный спрос на легальные товары и услуги; в) рынок труда, безработица, незанятость подростков и молодежи. Согласно данным экспертного опроса сотрудников судов и прокуратуры г. Саратова и Саратовской области, 68% респондентов (всего было опрошено 76 человек) считают, что риску вовлечения в деятельность организованной преступности в большей степени подвержены безработные и несовершеннолетние. Эта категория составляет примерно 70% из общего числа лиц, входящих в преступное сообщество, остальные 30% занимают должностные лица, участвующие в деятельности организованной преступности посредством коррупционных связей; г) пороки налоговой, таможенной, вообще экономической политики государства, а также коррупция, препятствующие нормальному развитию легальной экономики12.
  Следует отметить, что получение прибыли нельзя считать единственно возможным мотивом и целью организованной преступной деятельности. Ее целью наряду с обогащением может быть получение лидерами организованных преступных групп властных полномочий в государственных, хозяйственных и иных органах. Чаще всего подобная цель у лидеров преступных сообществ возникает после удовлетворения цели обогащения. 45% опрошенных сотрудников правоохранительных органов отметили, что доходы от криминальной деятельности лидеры преступной среды тратят на проникновение в политическую сферу жизни общества. Известные респондентам факты подобного проникновения выражались в следующем: выдвижение своего кандидата на выборах в государственные органы (52%); финансовая или иная поддержка не своих кандидатов, но в надежде использовать их затем в своих целях (33%); личное проникновение лидеров организованной преступной среды в органы государственной власти (37%); подкуп членов избирательных комиссий (11%); подкуп иных государственных служащих (23%); создание общественных организаций и фондов в целях оказания влияния через них (18%); установления контроля над уже созданными организациями и фондами (15%); оказание влияния на политику через учебные заведения своих ставленников (11%); устрашение неугодного политического деятеля (8%) и устранение такого деятеля (4%)13. Так, на региональном уровне активным участием в местной политической жизни отличилась деятельность лидеров организованной преступной группировки Тамбовской и Челябинской областей. "Авторитет" Тамбовской организованной преступной группировки Андрей Попов, с 1994 г. организовавший сбор дани с рыночных структур, впоследствии был избран депутатом Тамбовской областной думы. В середине 90-х годов в Челябинской области разразился скандал: в Законодательное Собрание был избран Александр Морозов, бывший спортсмен-боксер, лидер организованной преступной группы. В 1996 г. Морозов был зарегистрирован кандидатом на пост мэра Златоуста. За три дня до выборов Морозов захватил кабинет мэра и заявил, что власть сменилась. Мэром он так и не стал. Однако в декабре 1996 г. организованная преступная группа сумела сосредоточить средства для проведения грамотной избирательной кампании, в результате которой ее глава стал депутатом Законодательного Собрания Челябинской области14. Приведенные примеры не являются единичными фактами проникновения лидеров преступных формирований в политику.
  Политический аспект в качестве цели деятельности организованного преступного формирования может присутствовать и при совершении отдельных преступлений против основ конституционного строя Российской Федерации и общественной безопасности. На этот счет в научной литературе существует несколько классификаций типов организованной преступности, выделяемых в зависимости от характера криминальной деятельности. Так, по мнению В.С Овчинского, существует пять основных видов преступных формирований: "лжепредприниматели", "гангстеры", "расхитители", "коррупционеры", "координаторы" (элита преступного мира, "воры в законе")15. Следует отметить, что предложенная структура организованной преступности не позволяет выявить особенности функционирования организации, а лишь помогает обнаружить ее преступные связи. В.С. Устинов, проводя систематизацию по вышеуказанному основанию, выделяет экономическую, общеуголовную и политическую преступность16. Е.А. Мохов предлагает классифицировать организованные преступные группировки следующим образом: по направлениям преступной деятельности криминальных сообществ; по регионам их влияния; по этническим признакам17. Предложенная градация криминальных сообществ позволяет нам определить их специализацию в зависимости от направления преступной деятельности. В связи с этим представляется неверным отождествление криминальной деятельности только с извлечением материальной выгоды, такая деятельность может носить разнородный характер.
  Теоретический и практический интерес представляет определение структуры организованной преступности. На первый взгляд, эта проблема не представляет особой сложности. Однако в криминологической литературе не существует единого мнения о построении коммуникативных связей внутри организованных преступных групп.
  Одни авторы видят построение структуры организованной преступности в виде своеобразной пирамиды, состоящей из трех основных уровней, вершиной которой является организационно-управленческое звено, к нему примыкает организационно-вспомогательное, и в основании лежит исполнительское18.
  Другие ученые рассматривают систему организованной преступности как социально системное явление, которое состоит из организованных группировок криминальной направленности, организованной деятельности криминальной направленности, организационного управления криминальной направленности19. В данном случае именно организационный характер группировки, ее деятельности и управления является основополагающим признаком рассматриваемой системы, что существенно отличает организованную преступность от иных видов преступности.
  Авторы одного из учебников по криминологии считают, что организованная преступность есть консолидация и сплочение организованных преступных групп, преступных организаций и преступных сообществ20. Такое понимание организованной преступности и ее структурных элементов, по сравнению с ранее названными составляющими исследуемой структуры, максимально приближено к определению форм соучастия, закрепленных в Уголовном кодексе РФ. В данном случае каждое названное структурное звено имеет не только уголовно-правовую, но и соответствующую криминологическую характеристику. В.С. Разинкин следующим образом раскрывает составные элементы системы организованной преступности:
  1. Организованная преступная группа. Имеет простейшую иерархию, включает в себя главаря или группу главарей, активных участников и соучастников исполнителей, а также пособников, способствующих осуществлению преступных замыслов. 2. Преступная группировка. Это сплоченная общность лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений, отличающаяся строгим порядком и планированием преступных действий и имеющая одного или нескольких главарей. Численность участников таких формирований составляет от 5 до 30 человек. Основными направлениями преступной деятельности являются разбойные нападения, заказные убийства, автобизнес. Деятельность той или иной преступной группировки, как правило, зависит от личности главаря. 3. Преступные организации. Представляют собой симбиоз преступных группировок, организованных групп. Главарь осуществляет общее руководство и как бы нейтрален ко всем составным ее частям, проводя свою линию через своих помощников, возглавляющих отдельные структуры. Устойчивость и безопасность обеспечиваются руководящими и охранно-боевыми звеньями. 4) Преступное сообщество. Это криминальные объединения главарей преступных организаций и лидеров преступной среды, создаваемые для координации и упорядочения преступной деятельности, решения межрегиональных связей и межгосударственных криминальных вопросов, оказания помощи в приспособлении преступных структур к современным условиям России, стран СНГ и дальнего зарубежья. В зависимости от организационной формы существует несколько видов таких объединений. К ним относятся преступная картель и преступный синдикат. Картель представляет собой объединение нескольких криминальных организаций на добровольной основе, путем заключения договора. Организации, входящие в картель, сохраняют свою самостоятельность, но определяются мероприятия, когда следует действовать сообща, а когда самостоятельно. Преступный синдикат возникает тогда, когда при острой криминально-конкурентной борьбе сильная преступная организация поглощает более слабую или несколько ей подобных. Преступные организации в данном случае относительно самостоятельны, но при осуществлении процесса криминального производства они обязаны жестко соблюдать установленные правила и подчиняться центральному звену21.
  Более масштабную характеристику схемы организованного преступного формирования привел В.В. Лунеев, в которой наличествуют или формируются:
 - организатор или руководящее ядро;
 - определенная иерархическая структура, отделяющая руководство от непосредственных исполнителей;
 - более или менее четкое распределение ролей, которые реализуются при выполнении конкретных заданий, обязанностей или в ролевом должностном поведении;
 - жесткая дисциплина с беспрекословным подчинением по вертикали, основанная на собственных законах и нормах;
 - система жестких наказаний;
 - финансовая база для решения "общих" задач;
 - сбор информации для выгодных о выгодных и безопасных направлениях преступной деятельности;
 - создание такой структуры управления, которая избавляет руководителей от непосредственной организации или совершения конкретных преступлений;
 - распространение устрашающих слухов о своем могуществе, деморализующее свидетелей, потерпевших, сотрудников СМИ, правоохранительных органов, поддерживающих преступный дух рядовых исполнителей;
 - профессиональное использование основных государственных и социально-экономических институтов, действующих в стране и в мире, в целях создания внешней законности своей преступной деятельности;
 - информативность22.
  Несмотря на множественность перечисленных признаков рассматриваемой структуры, отдельные ее составляющие, на наш взгляд, относятся к признакам организованной преступности и дублируют их.
  Подводя итог выделению элементов системы организованной преступности, попытаемся представим их графически:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Определяющую роль в функционировании и развитии всякого преступного сообщества играет его лидер. Он определяет основные направления деятельности криминальной организации, руководит им, представляет преступную организацию на региональном и межрегиональном уровне. Поэтому немаловажным фактором является криминологическая характеристика личности лидера преступного формирования. Имеются в виду его интеллектуальные, психологические, демографические и социальные характеристики. Можно выделить несколько типов лидеров преступных сообществ. К первому типу относятся лидеры, заслужившие статус "вора в законе" по правилам преступного мира. Сообщества, возглавляемые такими лидерами, как правило, специализируются на общеуголовных преступлениях. Ко второму типу относятся лидеры, приобретшие свой статус на воле, путем внесения в общак определенной суммы, т.е. фактически купившие его. Как правило, эти лица не судимые, занимающие определенные должности в органах государственной власти, либо стоящие во главе крупных финансовых компаний, благотворительных фондов, которые являются прикрытием в их преступной деятельности. Психологически уравновешены, имеющие высокие интеллектуальные способности, практически не уязвимы за счет коррумпированных связей и занимаемой должности.
  Каждый лидер криминальной организации имеет в своем распоряжении помощников, наделенных специальными полномочиями.
  Помощник по финансовым вопросам осуществляет контроль за поступлением и расходованием преступных средств. Помощник по вопросам регионального, межрегионального и транснационального характера преступной деятельности непосредственно руководит совершением преступлений, занимается законным бизнесом в целях прикрытия и облегчения преступной деятельности, осуществляет раздел и поддержание рынка определенной преступной деятельности. Помощник по аналитическим вопросам возглавляет руководство сбором необходимой информации для криминальных целей, разрабатывает тактику и стратегию преступной деятельности, занимается вопросами пропаганды криминальной жизни. Помощник по связям с общественностью налаживает коррумпированные отношения с представителями всех ветвей власти, вербует лиц для участия в преступной деятельности. Помощники имеют в своем подчинении пособников и исполнителей, которые непосредственно выполняют поручения для достижения криминальных целей. Каждое отдельное звено взаимосвязано и дополняет друг друга.
 Тема 2. Юридические и криминологические основы борьбы с организованной преступностью
 Лекции - 2 часа
 Практические занятия - 2 часа
 
  Уголовно-правовые основы борьбы с организованной преступностью. Криминологические основы борьбы с организованной преступностью: координация и основные направления деятельности государственных органов Российской Федерации по предупреждению организованной преступности.
 
  Литература:
 1. Босхолов С.С. Законодательное обеспечение борьбы с организованной преступностью // Журнал российского права. 1998. № 9.
 2. Гыскэ А.В. Борьба с преступностью в системе обеспечения внутренней безопасности российского общества. М., 2001.
 3. Скобликов П.А. К вопросу о создании в России самостоятельной федеральной службы для борьбы с организованной преступностью // Государство и право. 2000. № 2.
 4. Овчинникова С.Ф. Некоторые направления борьбы с организованной преступностью // Российский следователь. 2001. № 3.
 
  Уголовно-правовые основы борьбы с организованной преступностью.
  Эффективность и результативность борьбы с организованной преступностью во многом зависит от того, насколько точны, логически связаны и последовательны нормы права, посвященные борьбе с этим явлением. В уголовном праве теоретической основой для определения организованной преступности и ее форм являются институт соучастия (глава 7 УК РФ) и отдельные нормы, расположенные в Особенной части УК РФ (ст. 208, 209, 210 и др.). Некоторые из них были известны и ранее действовавшему законодательству (например, норма о бандитизме), большая же их часть - законодательные новеллы.
  Следуя нормам действующего уголовного законодательства, в частности ст. 35 УК РФ, можно выделить следующие формы объединений участников организованной преступной деятельности: а) организованная группа, под которой понимается устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений; б) преступное сообщество (преступная организация), определяемое уголовным законом как сплоченная организованная группа (организация), созданная для совершения тяжких и особо тяжких преступлений, либо объединение организованных групп, созданное в тех же целях.
  В теории уголовного права и правоприменительной деятельности к проблемным вопросам квалификации действий лиц, совершающих преступления в соучастии в составе организованной преступности, относят, главным образом, нечеткость дефиниций, закрепленных в ст. 35 УК РФ, использование в процессе их создания оценочных признаков. Это подтверждается и результатами проведенного опроса сотрудников правоохранительных органов г. Саратова и Саратовской области, отметивших, что одной из причин неправильной квалификации действий лиц, участвующих в деятельности организованной преступности, является неясность и нелогичность понятий и их признаков в нормах, закрепленных в уголовном законе.
  В этом ключе обратим внимание на отличительные признаки отдельных форм соучастия, закрепленных в уголовном законе, таких как группа лиц по предварительному сговору, организованная группа и преступное сообщество. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое" в отличие от группы лиц, заранее договорившихся о совместном совершении преступления, организованная группа характеризуется, в частности, устойчивостью, наличием в ее составе организатора (руководителя) и заранее разработанного плана совместной преступной деятельности, распределением функций между членами группы при подготовке к совершению преступления и осуществлении преступного умысла. Об устойчивости организованной группы может свидетельствовать не только большой временной промежуток ее существования, неоднократность совершения преступлений членами группы, но и их техническая оснащенность, длительность подготовки даже одного преступления, а также иные обстоятельства (например, специальная подготовка участников организованной группы к проникновению в хранилище для изъятия денег (валюты) или других материальных ценностей).
  Более узко признак устойчивости толкуется в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм", в котором отмечается, что об устойчивости могут свидетельствовать стабильность состава группы, тесная взаимосвязь между ее членами, согласованность их действий, постоянство форм и методов преступной деятельности, длительность ее существования и количество совершенных преступлений.
  Суммируя сказанное, отметим, что такие признаки, как длительность существования преступной группы и количество совершаемых преступлений, указывают на возможность создания организованной группы для совершения нескольких преступлений, а не одного, как это предусмотрено в ст. 35 УК РФ.
  Рассматривая вопрос об отграничении преступного сообщества от организованной группы, отметим, что преступное сообщество характеризуется сплоченностью и наличием специальной цели. Оценочная природа понятия сплоченности придает первостепенное значение установлению признаков, образующих ее содержание. В научной литературе встречаются различные варианты толкования соответствующего понятия. По мнению Н.Ф. Кузнецовой, сплоченность преступного сообщества характеризует четкость и спаянность взаимодействия ее группы, подразделений, конкретных соучастников, выполняющих преступные задания организации23. Другие авторы представляют рассматриваемую дефиницию как социально-психологическую характеристику, отражающую общность участников в реализации преступных целей преступного сообщества. Т.Д. Устинова определяет сплоченность как тесную связь между всеми участниками, при которой наиболее тщательным образом распределены все связи и обязанности не только между всеми членами, но и отдельными группами, составляющими такое сообщество24. Изложенное выше свидетельствует о том, что сплоченность - это не только устойчивость группы, но и установление и поддержка отношений, сложившихся между ее участниками внутри преступного сообщества. Поэтому признак сплоченности будет характеризовать внутреннее состояние преступного сообщества, а устойчивость - внешнюю сторону его деятельности.
  Наличие специальной цели - совершение тяжких и особо тяжких преступлений - при создании преступного сообщества (преступной организации) является неотъемлемым признаком ч. 4 ст. 35 и ч. 1 ст. 210 УК РФ. Законодатель, указывая на специальную цель, сужает тем самым понятие преступного сообщества (преступной организации), а, соответственно, и возможность применения данной уголовно-правовой нормы, в то время как не исключается возможность совершения в рамках преступного сообщества преступлений иной степени тяжести. Перечень деяний, представляющих интерес для организованной преступности, достаточно велик. Так, например, предметом посягательства преступного сообщества, характеризующегося высокой устойчивостью, сплоченностью и систематическим извлечением преступных доходов, может быть совершение отдельных экономических преступлений, которые в соответствии с действующим законодательством являются преступлениями небольшой или средней тяжести, однако в соответствии с прямыми требованиями закона такие деяния не могут квалифицироваться по ст. 210 УК РФ. Данное обстоятельство значительно сужает возможности уголовно-правовой борьбы с организованной преступностью. В то же время следует отметить, что в составе организованной группы также могут совершаться тяжкие и особо тяжкие преступления, поэтому вряд ли целесообразно разграничивать преступное сообщество и организованную группу по данному критерию.
  Уголовно-правовое значение преступного сообщества (ст. 35 УК РФ) состоит в том, что оно выступает лишь в качестве конститутивного признака составов преступлений, указанных в ст. 210 УК РФ, и не предусмотрено ни в одном из составов преступлений в качестве квалифицирующего обстоятельства. Совершение преступления в составе организованной группы не образует самостоятельного состава преступления, а выступает квалифицирующим или особо квалифицирующим признаком в тех случаях, когда это предусмотрено статьями Особенной части УК РФ. Наряду с этим, в соответствии с п. "в" ст. 63 УК РФ, "совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) признается обстоятельством, отягчающим наказание.
  Положения уголовного закона о формах соучастия вызывают нарекания и по ряду иных не менее важных вопросов. Так, могут возникнуть трудности при квалификации действий организаторов и руководителей преступного сообщества в случаях совершения участниками такого сообщества иных преступлений, нежели это предусмотрено данной преступной организацией. Закон подчеркивает, что ответственность по ст. 210 УК РФ наступает за организацию преступного сообщества (организации). В связи с этим возникает вопрос о наличии данного состава преступления в ситуациях, когда преступное сообщество создается с абстрактными целями преступной деятельности, и наличествует лишь общая связь преступников, общая преступная деятельность безотносительно к конкретным формам ее проявления25. На наш взгляд, следует согласиться с высказанным по этому поводу мнением о том, что в силу принципов уголовного права ответственность за организацию преступного сообщества должна наступать не за неопределенную общую преступную деятельность, а при условии его создания для совершения конкретно определенных по характеру преступлений26. В соответствии со ст. 210 УК РФ ответственность наступает за сам факт организации, руководства или участия в деятельности преступного сообщества (преступной организации), поэтому совершение в составе сообщества каких-либо преступлений требует самостоятельной юридической оценки в форме квалификации по совокупности ст. 210 и соответствующих статей УК РФ. Рассматриваемая нами цель создания преступного сообщества предполагает, что ей должна охватываться вся преступная деятельность. В то же время организатору необязательно знать об обстоятельствах совершения всех преступлений, поскольку в данном случае вина организатора выступает в виде неконкретизированного умысла. Следует согласиться с Квасницей С.Е., что руководитель рассматриваемой формы соучастия определяет лишь "генеральную линию" преступной деятельности сообщества. При этом руководитель преступного сообщества привлекается по тем же нормам с учетом требований ст. 33, 34 УК РФ, а именно: если он участвовал в конкретном деянии, - по ст. 210 УК и норме Особенной части, предусматривающей ответственность за преступление, а если не участвовал, - по ст. 210 УК, ст. 33 и статье Особенной части, предусматривающей ответственность за совершение конкретного преступления27.
  Для привлечения к ответственности за создание объединения организаторов, руководителей и иных представителей организованных групп в целях разработки планов и условий для совершения тяжких и особо тяжких преступлений достаточно установления устойчивых связей хотя бы с одним организатором, руководителем или иным представителем иной организованной группы или иных организованных групп в указанных целях.
  Подводя итог выше сказанному, отметим, что ответственность за участие в преступном сообществе (преступной организации) может наступать при условии, если действия виновного: а) отражают преступный характер сообщества или объединения; б) причинно связаны с преступными планами и целями деятельности сообщества; в) вписываются в русло общей направленности функционирования сообщества или объединения.
  Одной из проблем практической деятельности правоохранительных органов является отличие банды от преступного сообщества. На наш взгляд, анализируемое преступление отличается от бандитизма, во-первых, отсутствием в сообществе цели совершения нападений на организации или граждан, во-вторых, ограниченным кругом преступлений, ради совершения которых создается сообщество, в-третьих, отсутствием в преступном сообществе оружия. Однако если сообщество либо его структурные подразделения приобретают оружие и начинают совершать нападения на граждан и организации, то организация преступного сообщества как преступление перерастает в бандитизм и квалифицируется по ст. 209 УК РФ. Организационная деятельность в этих случаях наступает в качестве подготовительного этапа к организации банды и, соответственно, дополнительной квалификации по ст. 210 УК РФ не требует. Вместе с тем, на этот счет в специальной литературе имеется и противоположная точка зрения. Преступное сообщество согласно закону может существовать в виде объединения организованных групп, а поскольку банда и есть организованная группа, обладающая признаком вооруженности и нападения на граждан и организации, то, возможно, что преступное сообщество может существовать в форме объединения нескольких банд. В связи с этим, если преступное сообщество будет обладать оружием, и его действие будет направлено на совершение тяжких и особо тяжких преступлений путем нападений, то его создание и руководство либо участие в нем будет охватываться ст. 210 УК РФ, и дополнительной квалификации по ст. 209 УК РФ не потребуется28. В таком случае преступление, предусмотренное ст. 210 УК РФ, должно обладать большей степенью общественной опасности, нежели преступление, описанное в ст. 209 УК, что в настоящее время не соответствует действительности. Приведенные недостатки закона свидетельствуют о необходимости принятия соответствующих мер по их устранению.
  Помимо организации преступного сообщества (преступной организации) к числу организованных форм преступной деятельности, как самостоятельных видов преступлений, следует отнести организацию незаконного вооруженного формирования (ст. 208 УК), бандитизм (ст. 209 УК), организацию объединения, посягающего на личность и права граждан (ст. 239 УК), вооруженный мятеж (ст. 279 УК). Перечисленные нормы УК РФ предусматривают ответственность за создание и руководство отдельными видами организованных групп либо за участие в таковых.
  Уголовный закон содержит также ряд специальных статей, направленных на борьбу с отдельными проявлениями деятельности организованной преступности (например, ст. ст. 222, 228-233, 205-206 УК и др.).
 
  Криминологические основы борьбы с организованной преступностью: координация и основные направления деятельности государственных органов Российской Федерации по предупреждению организованной преступности.
  Реализация государственной политики борьбы с организованной преступностью может быть достигнута на основе согласованных усилий субъектов этой деятельности. Эффективность данного направления будет достигнута лишь в том случае, когда деятельность, организационное построение, задачи, функции и полномочия органов, осуществляющих борьбу с организованной преступностью, будут приведены в соответствие со складывающейся криминальной ситуацией, ее изменениями и тенденциями. В этих целях совершенно необходимой представляется координация мер по реализации политики борьбы с преступностью на общегосударственном уровне, с учетом участия не только правоохранительных органов, но и органов государственной власти, ее различных ветвей, министерств и ведомств, органов местного самоуправления и др.29 В связи с этим отдельные государственные органы РФ законодательно наделены специальными полномочиями в области борьбы с организованной преступностью.
  Так, при Совете Безопасности в соответствии с Указом Президента от 01.09.2000 г. в целях реализации возложенных на Совет Безопасности РФ задач в области обеспечения безопасности общества и государства от преступных и иных противоправных действий, создана Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией. В соответствии с Указом на комиссию возложены следующие функции:
  а) разработка основных направлений стратегии в области обеспечения общественной безопасности, борьбы с преступностью и коррупцией в Российской Федерации;
  б) подготовка предложений Совету Безопасности по выработке и реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности общества и государства от преступных и иных противоправных действий;
  в) анализ, оценка и прогнозирование состояния преступности, коррупции и иных противоправных явлений в целях обеспечения общественной безопасности;
  г) анализ внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам общества, его материальным и духовным ценностям;
  д) подготовка предложений Совету Безопасности по разработке проектов нормативных правовых актов, направленных на обеспечение безопасности общества и государства от преступных и иных противоправных действий;
  е) рассмотрение в установленном порядке проектов федеральных целевых программ, направленных на борьбу с преступностью, коррупцией и обеспечение общественной безопасности, оценка их эффективности, подготовка соответствующих предложений;
  ж) заслушивание по поручению Совета Безопасности или Секретаря Совета Безопасности РФ информации руководителей правоохранительных органов о состоянии борьбы с преступностью, коррупцией, об обеспечении общественной безопасности, а также о результатах рассмотрения конкретных сообщений в средствах массовой информации о коррумпированности должностных лиц органов государственной власти;
  з) обобщение практики и результатов борьбы с коррупцией в федеральных органах государственной власти и внесение предложений по профилактике этого вида противоправных действий;
  и) организация проведения криминологической экспертизы отдельных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, способствующих коррупции;
  к) изучение зарубежного опыта борьбы с преступностью и коррупцией, подготовка предложений по его использованию в деятельности правоохранительных органов Российской Федерации;
  л) мониторинг сообщений в средствах массовой информации о фактах коррумпированности должностных лиц органов государственной власти.
  В основе деятельности Комиссии лежит программно-целевой подход. Программы содержат мероприятия как общего характера, так и по основным направлениям борьбы с отдельными видами преступности, включая межгосударственные и межрегиональные. Примером реализации мероприятий в сфере борьбы с отдельными видами преступности на межрегиональном уровне может служить рабочая поездка секретаря Совета Безопасности РФ В. Рушайло по Саратовской области в феврале 2004 г., которая явилась одним из подготовительных этапов к запланированному заседанию Совета Безопасности РФ по вопросам нейтрализации основных угроз в приграничной зоне. Результаты проверки показали, что обстановка на российско-казахстанском участке границы характеризуется дальнейшим ростом контрабанды. В пределах регионального управления ФПС пограничники пресекли более 1 тыс. 300 попыток незаконного перемещения через госграницу грузов и товаров на сумму более 165 млн. рублей. Задержано более 600 нарушителей госграницы, более 200 незаконных мигрантов, изъято около 450 кг наркотиков. Секретарь Совета безопасности РФ выделил ряд проблем в сфере обеспечения безопасности приграничной зоны в Саратовской области. Одной из объективных причин этому является недостаточная ресурсная поддержка проводимых мероприятий. К субъективным факторам, негативно сказывающимся на состоянии вопросов пограничной безопасности, отнесено ненадлежащее взаимодействие с соответствующими структурами пограничных государств, отсутствие должной межведомственной координации, распыление имеющихся сил и средств, отсутствие надлежащей инфраструктуры и эффективной системы контроля за перемещением через границу людей и транспорта, недостаточность сил и средств для прикрытия границы, значительные расстояния между пунктами пропуска и их удаленность от границы30.
  Особое значение для предупреждения организованной преступности на федеральном уровне имеет орган Федеральной службы безопасности. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 3 апреля 1995 г. (в ред. от 30.06.2003 г.) "О федеральной службе безопасности", основным направлением деятельности органов федеральной службы безопасности является борьба с преступностью и террористической деятельностью (ст. 8 Закона). Эти органы осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, а также осуществляют специальные операции по пресечению террористической деятельности (оперативно-боевая деятельность), создание методики и средств для их осуществления. В связи с возложенными функциями органы федеральной службы безопасности обязаны разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп.
  В системе органов борьбы с организованной преступностью ведущую роль занимает Министерство внутренних дел Российской Федерации. В структуру Министерства входит несколько подразделений, объектом деятельности которых является организованная преступность. К их числу относятся Главное управление по борьбе с организованной преступностью службы криминальной милиции МВД РФ и Национальное центральное бюро Интерпола.
  В соответствии с Положением о ГУБОП СКМ МВД РФ его основными задачами являются:
  а) разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по противодействию организованной преступности и коррупции;
  б) обеспечение координации, анализ и контроль деятельности органов внутренних дел в федеральных округах и субъектах Российской Федерации по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, отнесенных к компетенции подразделений по борьбе с организованной преступностью;
  в) организация и непосредственное осуществление предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), имеющих международный и межрегиональный характер, установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также раскрытие преступлений, поставленных на контроль в МВД России;
  г) организация и осуществление оперативно-розыскной деятельности при проведении органами внутренних дел мероприятий антитеррористической направленности, относящихся к компетенции МВД России, проведение комплексных оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций;
  д) совершенствование организационно-методического, правового и кадрового обеспечения оперативно-служебной деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью.
  В качестве примера эффективности работы ГУБОП СКМ МВД РФ в 2004 г. можно привести следующие данные. В первом полугодии 2004 года основные усилия подразделений по борьбе с организованной преступностью были сосредоточены на следующих направлениях:
  1) пресечение противоправной деятельности преступных сообществ. По заявлению начальника ГУБОП СКМ МВД РФ Н. Овчинникова, в настоящее время на территории Российской Федерации действует около 100 организованных преступных сообществ, которые характеризуются высоким уровнем организации, планирования преступлений, особой дерзостью и жестокостью. За январь-июнь 2004 г. в России выявлено 16294 преступления, совершенных в составе организованных групп и преступных сообществ, среди них 56 заказных убийств, свыше 600 разбойных нападений, около 500 вымогательств, 6158 наркопреступлений. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество выявленных фактов преступлений, связанных с созданием и участием в преступном сообществе, возросло более чем в полтора раза. К числу "горячих" регионов, где функционируют наиболее известные по своей преступной деятельности преступные сообщества, отнесены Липецкая, Оренбургская, Пермская, Ростовская, Самарская, Челябинская области31. В качестве положительного опыта работы подразделений БОП можно привести раскрытие деятельности татарской организованной преступной группировки, действовавшей на территории Татарстана. В отношении данной группировки было возбуждено уголовное дело по ст. 210 УК РФ и 31 уголовное дело, возбужденное с 1997 по 2004 гг. Всего к уголовной ответственности привлекается 41 человек;
  2) борьба с коррупцией в органах государственной власти и управления. За шесть месяцев 2004 года сотрудниками подразделений БОП выявлено 1776 преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Так, в марте текущего года сотрудниками ГУБОП и УБОП ГУВД Ростовской области за получение взятки в размере трехсот тысяч рублей задержаны и арестованы участники группы, которую возглавлял глава администрации района Ростовской области;
  3) борьба с проявлениями терроризма и экстремизма. За прошедшие полгода положительным результатом борьбы в данном направлении стало выявление 26 террористических актов;
  4) противодействие незаконному обороту наркотиков. За минувший период (первое полугодие 2004 г.) выявлено 6158 наркопреступлений, что в два раза выше прошлогодних показателей. В ходе оперативно-розыскных мероприятий из незаконного оборота изъято 2 тонны 671 килограмм наркотических средств и психотропных веществ, свыше 196 килограмм наркосодержащих растений.
  В качестве основных направлений деятельности органов ГУБОП СКМ МВД РФ по борьбе с организованной преступностью на июль-декабрь 2004 г. запланированы меры по противодействию преступным сообществам и организованным группам, имеющим межрегиональные и международные связи; подрыв их экономических основ; совершенствование координации антитеррористической деятельности подразделений органов внутренних дел; осуществление оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, направленных на предупреждение террористических актов, пресечение деятельности активных участников и пособников вооруженных формирований и экстремистских организаций32.
  Следующим, не менее важным по своей значимости в борьбе с организованной преступностью, является специальное подразделение криминальной милиции, входящее в состав центрального аппарата МВД РФ, - Национальное центральное бюро Интерпола, которое является органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола. В соответствии с Указом Президента РФ от 30 июля 1996 г. № 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола" главными задачами данного подразделения являются: а) обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях; б) оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации; в) осуществление наблюдения за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является Российская Федерация.
  Деятельность НЦБ Интерпола осуществляется исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер. Россия стала одной из первых стран, которые подключились к глобальной системе коммуникаций. С ее помощью получаются различные сведения, необходимые для оперативно-розыскных мероприятий в борьбе с организованной преступностью, например, информация из базы данных об угнанных автомобилях, запросы в отношении преступников, находящихся в розыске и иные. По заявлению Российского бюро Интерпола, в настоящее время по инициативе Российской Федерации в международном розыске находится 851 преступник, причем значительную часть этого списка составляют террористы и лица, им способствующие33.
  Подразделения и службы органов внутренних дел, деятельность которых направлена на борьбу с организованной преступностью, функционируют как звенья единой цепи, органически связаны и дополняют друг друга.
  К системе федеральных органов исполнительной власти, призванных осуществлять борьбу с организованной преступностью, следует также отнести Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральную службу по финансовому мониторингу.
  Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
  Федеральная служба РФ по финансовому мониторингу является органом, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Важной функцией данного ведомства является то, что оно составляет перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности34.
  Контакты, возникающие между перечисленными органами, в процессе осуществления деятельности по борьбе с организованной преступностью, как уже было отмечено, множественны и разнообразны. Причем взаимоотношения строятся на основе согласованности при сохранении полной самостоятельности и выражаются в форме объединения усилий, взаимной договоренности и согласованности. По мнению А.В. Бокова, подобное взаимодействие должно выступать в форме делового сотрудничества, однако внутриведомственная согласованность должна быть урегулирована нормами права35.
 
 
 
 
 
 
 Тема 3. Транснациональная организованная преступность.
  Лекции - 2 часа
  Практические занятия - 2 часа
 
  Понятие и признаки транснациональной организованной преступности. Виды транснациональных преступных организаций.
 
  Литература:
 1. Меркушин В.В. Борьба с транснациональной организованной преступностью. Минск, 2003.
 2. Овчинский В.С. XXI век против мафии. Криминальная глобализация и Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. М., 2001.
 3. Транснациональная организованная преступность: дефиниции и реальность. Владивосток, 2001.
 
  Понятие и признаки транснациональной организованной преступности.
  В последние десятилетия ХХ века организованная преступность приобрела высшую форму своего развития и стала носить транснациональный характер. Процесс транснационализации внутригосударственной организованной преступности начал расти с момента расширения международно-правового сотрудничества между государствами, установления экономических, социальных и иных отношений между физическими и юридическими лицами зарубежных стран. Совокупность причин, влияющих на формирование и развитие транснациональной организованной преступности, была сформулирована во время работы Всемирной конференции по транснациональной организованной преступности на уровне министров (Неаполь, Италия, 21-23 ноября 1994 г.) и на IX Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Каир, Египет, 28 апреля - 8 мая 1995 г.).
  Так, в справочном документе к п. 4 повестки дня Неапольской Всемирной конференции по организованной транснациональной преступности приведены следующие факторы развития мировой экономики и политики, обусловившие возникновение транснациональной организованной преступности:
  - увеличение взаимозависимости государств;
  - формирование мирового рынка, для которого характерны тесные экономические связи, взаимные инвестиции;
  - формирование международных финансовых сетей, систем международных расчетов, позволяющих быстро осуществлять сложные финансовые операции, с задействованием банковских учреждений нескольких государств;
  - развитие мировых систем коммуникаций;
  - широкое развитие технологии контейнерных перевозок;
  - увеличение масштабов миграции, образование многонациональных мегаполисов;
  - "прозрачность границ" между государствами, входящих в Европейский союз и СНГ36.
  Перечисленные факторы оказали и продолжают оказывать влияние на развитие как мирового, так и региональных криминальных рынков.
  Применительно к современным реалиям понятие транснациональной организованной преступности на законодательном уровне не сформулировано. Следует обратить внимание на то, что в ноябре 2000 г. Организация Объединенных Наций приняла Конвенцию против транснациональной организованной преступности, цель которой заключается в объединении усилий различных государств в деле более эффективного предупреждения транснациональной организованной преступности и борьбы с ней. В ст. 2 Конвенции закреплены лишь отдельные термины, содержание которых может способствовать теоретическому определению рассматриваемого явления. На наш взгляд, главная проблема как раз и заключается в том, что мировое сообщество в целом и Российская Федерация, в частности, осуществляют борьбу с такими негативными явлениями, которые ни в международно-правовых актах, ни в национальном законодательстве не определены, в связи с чем возникает вопрос о перспективах и эффективности такой борьбы.
  Изучение теоретических работ российских криминологов позволяет сделать вывод о том, что сформулированные ими понятия транснациональной организованной преступности (ТОП) в целом сходны между собой и отличаются лишь по отдельным, не имеющим принципиального значения, признакам. Так, А.Л. Репецкая определяет транснациональную организованную преступность как осуществление преступными организациями незаконных операций, связанных с перемещением потоков информации, денег, физических объектов, людей, других материальных и нематериальных средств через государственные границы с целью использования благоприятной рыночной конъюнктуры в одном или нескольких иностранных государствах для получения существенной экономической выгоды, а также для эффективного уклонения от социального контроля с помощью коррупции, насилия и использования значительных различий в системах уголовного правосудия разных стран37. В.В. Меркушин считает, что транснациональная организованная преступность - это общесоциальное явление, выражающееся в широкомасштабной деятельности преступных организаций по предоставлению запрещенных товаров и услуг или не запрещенных товаров и услуг запрещенным способом, а также их иной преступной деятельности, систематически осуществляемой на территории нескольких стран с сосредоточением под своим контролем значительных финансовых ресурсов, использованием криминальной конкуренции и проникновением в национальную и международную экономику и политику. Несколько специфичным является толкование исследуемого криминального явления С.П. Глинкиной. Она полагает, что ТОП - явление по своей природе экономическое. Это одна из отраслей экономики, производящая и поставляющая на мировые рынки незаконные товары и услуги либо законные продукты незаконными способами и инвестирующая полученный в итоге капитал, в том числе и в законные сферы экономики38.
  Различия в приведенных определениях следует усматривать, прежде всего, в установлении криминологической природы происхождения ТОП - как явления, как деятельности преступных организаций и как отрасли экономики, причем все точки зрения имеют право на существование. Примечательно то, что, несмотря на разницу в подходах к определению сущности ТОП, общим ее признаком является извлечение максимальной финансовой прибыли, получаемой в результате преступной деятельности, а также путем участия представителей ТОП в политике и легальной экономике. Развитие транснациональных преступных организаций наряду с экономическими факторами (в части конъюнктуры рынка) обусловлено также необходимостью сокрытия их деятельности от правоохранительных органов и легализации доходов. Поэтому деятельность организованной преступности на международном уровне может проявляться в нескольких направлениях. В частности, это совершение непосредственно транснациональных преступлений и участие в легальной экономике с целью придания легального характера средствам и имуществу, нажитым преступным путем.
  В этих целях часть преступных операций переносится в страны с более либеральным законодательством, где в "отмывании денег" задействуются "налоговые убежища" и международные финансовые центры (оффшоры). Оффшоры фактически представляют собой сокрытие от государственного контроля финансовой организацией своей деятельности в полном объеме с целью уменьшения (или освобождения) налогов путем перемещения такой деятельности на территорию того государства, где существуют более выгодные налоговые условия. Е. Воловик выделяет отдельные особенности регулирования оффшоров: а) отказ от сотрудничества с налоговыми ведомствами "материнских" стран; б) непрозрачность норм налогового регулирования, неполнота соответствующей законодательной базы; наличие "номинальных" владельцев и директоров; в) наличие жесткого законодательства в отношении неразглашения банковской и коммерческой тайны лиц, получающих выгоду от установленного налогового режима; г) законодательная защита размещенных в налоговом убежище активов, исключающая возможность их конфискации кредиторами, что позволяет использовать данные страны для спасения денег от кредиторов; д) широкое рекламирование себя в качестве территории, которую можно использовать для ухода от налогов, подлежащих уплате в "материнской" стране39.
  В настоящее время наиболее известными оффшорными зонами являются:
  в Европе - острова пролива Ла-Манш, Люксембург, Швейцария, Ирландия, Мальта и др.;
  в Америке - Панама и территория на островах Карского моря (Багамские, Виргинские, Каймановы острова и др.);
  в Азии - Гонконг, Сингапур;
  в Африке - Либерия40 и др.
  Возникновение оффшорных рынков является одним из главных факторов утечки капиталов из России. По оценкам специалистов, за годы реформ из страны ушло от 120 до 165 млрд. долларов, причем большая часть вывезена нелегально41.
  Суммируя все вышеперечисленные характеристики транснациональной организованной преступности, выделим ее обязательные признаки: 1) широкомасштабная преступная деятельность; 2) осуществление финансовых операций в государствах с благоприятной налоговой конъюнктурой; 3) контроль над огромными финансовыми средствами; 4) проникновение представителей ТОП в органы власти и управления государства; 5) наличие в организованной структуре специальной системы (коррумпированных связей, разведки, контрразведки) обеспечения безопасности всей группы и отдельных ее частей; 6) уклонение от социального контроля; 7) осуществление своей преступной деятельности на территории нескольких государств. Обратим внимание на то, что транснациональное преступление не обязательно сопровождается пересечением государственных границ. Товары, изъятые или ограниченные в гражданско-правовом обороте, могут производиться в одной стране, а их распространение осуществляться в другой. 8) совершение, конвенционных преступлений систематически; 9) осуществление преступной деятельности с помощью представителей государственной власти. Необходимо отметить, что перечисленные свойства служат одновременно разграничительными признаками при сопоставлении национальной и транснациональной организованной преступности.
  На наш взгляд, принципиально важным является вопрос о разграничении международного и транснационального преступления. При изучении транснациональной организованной преступности в криминологической литературе нередко можно встретить синонимическое употребление терминов "международные" и "транснациональные" преступления. Подробный анализ международно-правовых актов и специальной литературы по международному уголовному праву позволяет прийти к выводу, что международные преступления и преступления международного характера являются различными по своему содержанию, но в целом образуют международную преступность.
  В юридической литературе международные преступления понимаются как наиболее тяжкие преступления, посягающие на мир и безопасность человечества. Прежде всего, это преступления государств против мирового сообщества. Международные преступления - это особо опасные преступления, посягающие на международный мир и безопасность, и субъектами которых являются как соответствующие государства, так и физические лица, выступающие, как правило, от имени государства42. В проекте Кодекса против мира и безопасности человечества международное преступление определено как "международно-правовое деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается международным сообществом в целом, составляет международное преступление"43. Согласно действующему уголовному законодательству Российской Федерации разновидностями таких преступлений являются деяния, закрепленные в главе 34 раздела XII УК РФ "Преступления против мира и безопасности человечества".
  Преступления международного характера определяются как деяния, предусмотренные международными соглашениями (конвенциями), не относящиеся к преступлениям против человечества, но посягающие на нормальные отношения между государствами, наносящие ущерб мирному сотрудничеству в различных областях отношений (экономических, социально-культурных, имущественных и т.п.), а также организациям и гражданам, наказуемые либо согласно нормам, установленным в международных соглашениях (конвенциях), ратифицированных в установленном порядке, либо согласно нормам национального уголовного законодательства в соответствии с этими соглашениями.
  В Конвенции ООН, посвященной борьбе с транснациональной организованной преступностью 2000 г., названы следующие признаки транснационального преступления:
  - оно совершено более чем в одном государстве;
  - оно совершено в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства и контроля имеет место в другом государстве;
  - оно совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность в более чем одном государстве;
  - оно совершено в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве44.
  Специфичным представляется суждение В.А. Номоконова, который, помимо выше перечисленных преступлений, относит к международной преступности преступления с "иностранным элементом". По его мнению, это обычные общеуголовные преступления, имеющие существенную особенность - иностранный элемент. Подобные преступления либо совершают иностранцы, либо посягательства направлены на них самих или связаны с перемещением товаров, предметов, людей через государственные границы и т.п.45 На наш взгляд, с приведенной позицией можно согласиться лишь в той части, когда речь идет о совершении преступлений иностранными гражданами. В остальном определение этих преступлений дублирует ранее приведенные понятие и признаки транснационального преступления.
  Общим системообразующим признаком преступлений, относящихся к международной преступности, является то, что они признаны преступными не только на национальном, но и на международном уровне и являются опасными как для отдельного государства, так и для всего мирового сообщества. Отличительные признаки международных преступлений и преступлений международного характера можно классифицировать по объекту посягательства, степени их общественной опасности. Преступления международного характера, как и международные преступления, наносят значительный ущерб международному правопорядку и, в конечном счете, касаются интересов всех или многих стран. Однако их опасность для всего международного сообщества значительно меньше, чем угроза международному миру и безопасности, являющаяся характерным элементом международных преступлений.
  Еще одним отличительным моментом рассматриваемых видов преступности является их субъектный состав. Субъектами международного преступления являются любые группы и организации, а также преступники-одиночки. Транснациональные организованные преступления имеют более узкий субъектный состав, имеющий ряд свойственных только ему признаков. Это преступные организации и сообщества, опирающиеся на сети своих филиалов в разных странах. Часть субъектов ТОП представляет собой симбиоз преступных организаций и государства, где последнее через свои органы использует преступные связи, способы и виды деятельности для достижения собственных целей или полностью зависит от таких организаций, которые в свою очередь, используют государственную атрибутику как прикрытие истинной сущности своей деятельности.
 
  Виды транснациональных преступных организаций
  Транснациональные преступные организации - это структурно оформленные преступные группы, объектом деятельности которых является совершение конвенционных преступлений и которые осуществляют свою криминальную деятельность на территории одного или нескольких зарубежных государств.
  По мнению специалистов американского Института национальных стратегических исследований, транснациональные преступные организации по сравнению с "домашними" имеют ряд ключевых особенностей. К ним относятся: создание заграничных филиалов и представительств, коррумпирование иностранных лидеров, образование транснациональных стратегических союзов и осуществление законных инвестиций в зарубежных странах46.
  Исследователи отмечают также следующие специфические черты транснациональных преступных организаций: гибкость входящих в сеть организаций, благодаря которой последние легко уходят от пристального взора полиций, пирамидальную организационную структуру, позволяющую отдалить лидеров от процесса непосредственного совершения преступлений, проникновение в легальную предпринимательскую деятельность и коррупция47.
  Общепризнанным фактом является то, что единой модели транснациональной преступной организации не существует. Каждая группировка отличается от других своей структурой, построением коммуникативных связей, сферой преступной деятельности, территорией базирования, а также особенностями регионального распространения преступной деятельности. Общим для них является следующее: 1) национальный признак образования организации; 2) общность криминальных интересов, которые могут выражаться в совместности проведения отдельных преступных операций; 3) одинаковость сфер криминальной деятельности.
  Однако, несмотря на специфические черты транснациональных преступных организаций, особенности ведения ими деловых операций, основные их характеристики могут соответствовать нескольким классическим организационным моделям. А.Л. Репецкая выделяет следующие виды организационных моделей: корпоративная и сетевая, модели партнерства, патримониальная модель, модел,ь основанная на теории этнического наследования, а также модели, базирующиеся на структурных характеристиках предпринимательских синдикатов и синдикатов, применяющих насилие для контроля над производством товара и услуг и рынками их сбыта48.
  Специалисты и эксперты ООН называют в числе наиболее известных транснациональных преступных организаций колумбийские наркокартели, китайские триады, итальянскую мафию, нигерийские преступные организации, российскую организованную преступность, японскую якудзу и др.49
  Итальянская мафия. Состоит из союза высокоорганизованных преступных организаций, которые действуют независимо друг от друга. К их числу относятся Сакра корона униту, Ндрангетта, Сицилийская мафия и Каморра. Особняком среди них стоит "Коза Ностра", особенностью которой является то, что местом ее базирования выступает США. По данным Интерпола, сфера деятельности итальянской мафии направлена на торговлю наркотиками, внедрение "грязных денег" в легальные сферы бизнеса, ростовщичество, осуществление незаконных операций в кредитно-финансовой сфере, контрабанда оружия, алкоголя и др.50.
  В настоящее время, по данным Интерпола, состояние организованной преступности в Италии в целом характеризуется следующими чертами:
  - происходит интенсивная внутренняя реконструкция преступных организаций вследствие того, что ряд крупнейших сообществ был нейтрализован действиями итальянской полиции. В некоторых регионах Италии наблюдается появление новых преступных групп, занимающихся торговлей наркотиками, вымогательством, разбоем;
  - деятельность организованных преступных формирований Италии повсеместно выходит за рамки национальных границ, заключаются союзы с прочими преступными организациями, в том числе и не итальянского происхождения;
  - широко практикуется совершение преступлений в кредитно-финансовой сфере;
  - продолжается проникновение в центральные государственные структуры;
  - внутри преступных организаций неизменно существуют жесткие правила подчинения, круговая порука, соблюдение закона молчания - "омерта"51.
  Китайские триады. История их развития насчитывает тысячи лет. В переводе "триада" означает треугольник и содержит три основных элемента, составляющих одно целое: небо, земля, человек. Предшественниками триад принято считать возникновение в XIV в. тайных обществ монахов, репрессированных императором. Их деятельность в первую очередь была направлена на борьбу с татаро-монгольским игом. Со временем в этих обществах выработалась высокая конспиративность поведения как основная форма защиты от внешних влияний, а основной целью стало дестабилизирование власти52. По структуре триады характеризуются иерархически авторитарным способом организации.
  По данным экспертов, сейчас в мире действует около 50 триад общей численностью почти 300000 человек. Между тем, аналитики до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно степени организованности триад. Происходит это потому, что при наличии строго формализованной структуры руководящего уровня, исполнительные звенья, осуществляющие непосредственную преступную деятельность, действуют в рамках гибкой сетевой системы, которая может меняться в зависимости от той или иной проводимой операции53. Основные сферы деятельности разноплановы. Это незаконный оборот наркотиков и оружия, торговля людьми, нелегальные азартные игры, вымогательство денег за охрану, операции с недвижимостью, "отмывание" денег, контрабанда спирта, валюты, нелегальная миграция, продажа в рабство. В России триады активно осуществляют свою деятельность в Дальневосточном регионе.
  Вьетнамская мафия (прозвище "змея"). Напоминает структуру змеи, поскольку принцип транснациональной деятельности таков - сначала появляется "голова", устанавливающая контакты с властными национальными структурами, а затем медленно подтягиваются основные силы - бесконечное "тело" змеи. Внутри группировки установлена жесткая иерархия, железная дисциплина и тотальный контроль над каждым членом общества. Эти организации имеют в основном транснациональный характер деятельности, они тесно связаны с этническими диаспорами эмигрантов в европейских, американских и азиатских странах.
  Японская якудза. Исследованием преступности в Японии в последнее время активно занимаются ученые Дальнего Востока. По всей видимости, это обусловлено тем, что Дальний Восток выступает основным регионом России, где якудза осуществляет свою криминальную деятельность54.
  Аналогично итальянской мафии японскую якудзу составляют несколько преступных обособленных друг от друга организаций, среди которых лидирует Ямагучи-гуми, насчитывающая свыше 26000 членов. Вторая по численности организация - Инагава-кай (8600 членов), за ней следует Сумиеши-кай (свыше 7000 членов)55.
  Структура построения преступных групп основана по вертикальному способу. Борекудан имеет свою территорию и кодекс поведения, члены этих объединений связаны между собой псевдородственными отношениями преданности.
  Основные сферы преступной деятельности - незаконный оборот наркотиков и оружия, киноиндустрия, индустрия развлечений, профессиональный спорт, лотереи, финансовая сфера и сфера недвижимости.
  Сейчас распространенность якудзы в мире сильно расширилась. Для совершения преступлений ею используются территории Юго-Восточной Азии, в которой якудза активно занимается секс-бизнесом, незаконным оборотом наркотиков и оружия, Южная Корея, Гавайские острова, США, Россия. Основная сфера криминальных взаимоотношений с Россией - контрабанда морепродуктов, торговля крадеными автомобилями и проституция. По некоторым оценкам, если российская организованная преступность, японская якудза и китайская триада смогут договориться, то Дальний Восток начнет превращаться в колыбель объединенной криминальной сверхдержавы56.
  Колумбийские картели. Наиболее высокоорганизованные корпорации для занятия преступным бизнесом. Традиционно представляют собой известные торговые династии, большинство из которых имело патриархальную авторитарную структуру, требовавшую абсолютной дисциплины и преданности.
  В настоящее время колумбийские картели являются основными производителями и поставщиками кокаина на мировой рынок наркотиков. До 80 % произведенного в мире кокаина, сырье для которого произрастает только в трех Южноамериканских странах: Боливии, Перу (70 %) и Колумбии (30 %), распространяется двумя известными наркокартелями, расположенными в колумбийских городах Медельине и Кали. Медельинский (основанный семьями Пабло Эскабаром (уничтожил около 200 судей, пытавшихся преследовать его) и семейством Очао) и калийский (семья Сантакруз и Родригес Орихуэлла). Картели главенствуют на мировом рынке наркотиков, производя по 715 тонн кокаина в год.
  Основные руководящие уровни структурированы с использованием вертикальных корпоративных принципов, присущих легальной и нелегальной бюрократической организации. Между тем, абсолютно по иной схеме построены нижние уровни этих преступных корпораций. Здесь используется узкоспециализированная ячеистая структура с тщательным разделением функций и сбором лишь той информации, которая действительно необходима картели.
  Такой модульный подход позволяет ограничить ущерб, который может быть нанесен правоохранительными органами. Трудности выявления таких ячеек и влияния на их деятельность государства обусловлены тем, что членство в этих ячейках резко ограничено только теми людьми, которых лично знает "коленос".
  Таким образом, нижние звенья представляют собой обширную сеть изолированных друг от друга ячеек, находящихся под жестким контролем и руководством сверху. Безопасность корпораций и четкое выполнение предписанных функций обеспечено внутренним взаимным контролем, основанном на страхе за свою жизнь и жизнь своей семьи, а также жестком ограничении информации как о деятельности организации, так и об ее членах.
  Основным рынком сбыта наркотиков долгое время являлись США, а затем и Западная Европа. В 1990-е г. появилась тенденция к расширению рынков сбыта за счет Восточной Европы и стран СНГ.
  По имеющимся экспертным оценкам, колумбийские картели контролирует около 70% импорта кокаина в США и 90% импорта в Западную Европу. Так, по данным Интерпола, 62,8% кокаина, конфискованного в Европе в 1990-х г., имело колумбийское происхождение. Только Боливия, Перу и Колумбия получают, по самым приблизительным подсчетам, от продажи наркотиков примерно 2 млрд. долларов.
  Особенностями данного вида преступности являются: 1) высокая прибыль и постоянное увеличение дохода; Все цели и мотивации, включая политические, имеют второстепенный характер. ТОП отличает то, что прибыли, которые она получает, систематически осуществляя свою деятельность на территории других государств, имеют колоссальные размеры; 2) широкомасштабная преступная деятельность. Так, оценка уровня торговли наркотиками в розничной продаже равна 50 млрд. долларов. Доходы, получаемые колумбийскими картелями, оцениваются в 20 млрд. долларов, тогда как объединенные годовые бюджеты правительств таких стран, как Колумбия, Боливия, Перу, не превышают 9 млрд. долларов; 3) такая деятельность мало чем отличается по своему строению и организации от крупнейших легальных корпораций, располагающих постоянными специализированными структурами для осуществления различных экономических операций: экспортно-импортных, кредитно-финансовых, что позволяет отграничивать ТОП от деятельности преступных организованных групп, имеющих возможность лишь эпизодически осуществлять отдельные международные операции; 4) контроль над огромными финансовыми средствами; 5) масштабное проникновение представителей ТОП в органы власти и управления государства; 6) применение насилия и коррупции для достижения своих основных целей и защиты собственных интересов. Насилие и коррупция дифференцировано используются в основном для быстрого решения специфических проблем: насилие - как средство обеспечения непрерывности процесса преступной деятельности, коррупция - как средство нейтрализации отдельных лиц и целых учреждений. Можно лишь догадываться, сколько тратится на подкуп должностных лиц, если только в легальной международной торговле оружием ежегодно на взятки тратится около 2,5 млрд. долларов; 7) глобальность масштаба операций ТОП. Этот признак определяет специфику международных связей, с помощью которых преступная деятельность транснациональных преступных организаций является бизнесом мирового распространения. Глобальность операций не возможна без обширных сетевых структур таких организаций, покрывающих территории целых континентов. Однако кроме устойчивых связей с собственными филиалами, находящимися в разных точках мира, ТПО имеют и стратегические международные контакты, перерастающие иногда в крупнейшие альянсы разных транснациональных преступных организаций. И эта тенденция становится типичной чертой, выделяющей ТОП из числа традиционных форм; 8) быстрая адаптация даже в условиях самых жестких действий, предпринимаемых правоохранительными органами отдельных стран, и возможность легко уходить от социального контроля. Например, после попыток американских сил правопорядка закрыть поток героина, производящегося в Турции, новые источники были развиты в Юго-Восточной и Юго-Западной Азии и Мексике. Когда были пресечены пути кокаина во Флориде и на Карибах, его поставки возросли через Центральную Америку и Мексику. Кроме того, ТПО часто способны препятствовать локализированным усилиям правоохранительных органов, быстро приспосабливаясь к переменам в политике отдельных стран, используя разногласия в международной кооперации правоохранительных сил в своих интересах. Стратегические альянсы, кооперация транснациональных преступных организаций повышает их возможности опережать государственный контроль.
  Основной причиной транснационализации преступности следует назвать происходящую в настоящее время мировую глобализацию экономики, где процессы социального контроля отстали от процессов интеграции преступников.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Тема 4. Основные направления деятельности организованной преступности.
  Лекции - 4 часа
  Практические занятия - 4 часа
 
  Основные направления деятельности организованной преступности в сфере криминального рынка в Российской Федерации. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Незаконная миграция. Незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
 
  Литература.
  1. Баширов В.В. Борьба с организованными формами преступного оборота оружия: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2000.
  2. Гасанов Э.Г. Наркотическая преступность как вид организованной преступности // Законность. 1997. № 1.
  3. Метелев С.Е. Криминальная миграция: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 1996.
  4. Романова Л.И. Уголовная политика в области борьбы с наркоманией и наркотизмом // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 2.
  5. Симакова И. Международное и национальное уголовное право: контроль над наркотическими средствами и психотропными веществами // Уголовное право. 2003. № 3.
 
  Основные направления деятельности организованной преступности в сфере криминального рынка в Российской Федерации.

<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу