<< Пред.           стр. 14 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

  86. Мне легче не считаться с другими людьми, чем им со мной.
  а) верно в) иногда с) неверно
 
  87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать.
  а) часто в) иногда с) никогда
  88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:
  а) отстают в) идут правильно с) спешат
 
  89. Мне бывает скучно:
  а) часто в) иногда с) редко
 
  90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом.
  а) верно в) иногда с) неверно
 
  91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомительны.
  а) да в) иногда с) нет
 
  92. Дома, в свободное время, я:
  а) болтаю и отдыхаю
  в) затрудняюсь ответить
  с) занимаюсь интересующими меня делами
 
  93. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми.
  а) да в) иногда с) нет
 
  94. Я считаю: то, что люди говорят стихами, можно так же точно выразить прозой.
  а) да в) иногда с) нет
 
  95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной.
  а) да, в большинстве случаев в) иногда с) нет, редко
 
  96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставляют в моей душе никаких следов.
  а) да в) иногда с) нет
 
  97. Я думаю, что было бы интереснее быть:
  а) натуралистом и работать с растениями
  в) не знаю
  с) страховым агентом
 
  98. Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, например к определенным животным, местам и т.д.
  а) да в) иногда с) нет
 
  99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир.
  а) да в) трудно сказать с) нет
 
  100. Я предпочитаю игры:
  а) где надо играть в команде или иметь партнера
  в) не знаю
  с) где каждый играет за себя
 
  101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны.
  а) да в) иногда с) нет
 
  102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время ощущаю тревогу и страх.
  а) да в) иногда с) нет
 
  103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не нравятся.
  а) да в) иногда с) нет
 
  104. Какое слово не относится к двум другим?
  а) думать в) видеть с) слышать
 
  105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?
  а) двоюродным братом в) племянником с) дядей
 Ключ к ответам:
 МД 1. + + с 18. а + + 35. а + + 52. + + с 69. а + + 86. а + + А. 2. а + + 19. + + с 36. а + + 53. + + с 70. + + с 87. а + + В. 3. а + с 20. а б + 37. а + с 54. а б + 71. + б с 88. а б + С. 4. + + с 21. + + с 38. а + + 55. + + с 72. а + + 89. а + + Е. 5. а + + 22. а + + 39. + + с 56. + + с 73. а + + 90. + + с F. 6. а + + 23. + + с 40. а + + 57. + + с 74. + + с 91. а + + G. 7. + + с 24. а + + 41. + + с 58. а + + 75. + + с 92. а + + H. 8. + + с 25. а + + 42. а + + 59. + + с 76. + + с 93. а + + I. 9. + + с 26. + + с 43. а + + 60. + + с 77. а + + 94. а + + L. 10. + + с 27. а + + 44. а + + 61. а + + 78. + + с 95. + + с M. 11. а + + 28. а + + 45. + + с 62. + + с 79. + + с 96. а + + N. 12. а + + 29. а + + 46. + + с 63. + + с 80. а + + 97. а + + O. 13. а + + 30. + + с 47. а + + 64. + + с 81. а + + 98. + + с Q1 14. + + с 31. + + с 48. а + + 65. а + + 82. а + + 99. + + с Q2 15. + + с 32. а + + 49. + + с 66. + + с 83. а + + 100. а + + Q3 16. + + с 33. + + с 50. + + с 67. а + + 84. а + + 101. а + + Q4 17. + + с 34. а + + 51. а + + 68. + + с 85. а + + 102. + + с МД 103. а + + В. 104. + б с В. 105. а + с
 Интерпретации факторов
  Фактор А - "замкнутость - общительность"
  При низких оценках человек характеризуется необщительностью, замкнутостью, безучастностью, некоторой ригидностью и излишней строгостью в оценке людей. Он скептически настроен, холоден по отношению к окружающим, любит быть в одиночестве, не имеет близких друзей, с которыми можно быть откровенным.
  При высоких оценках человек открыт и добросердечен, общителен и добродушен. Ему свойственны естественность и непринужденность в поведении, внимательность, доброта, мягкосердечность в отношениях. Он охотно работает с людьми в устранении конфликтов, доверчив, не боится критики, испытывает яркие эмоции, живо откликается на любые события.
  В целом фактор ориентирован на измерение общительности человека в малых группах.
  Фактор В - "интеллект"
  При низких оценках человеку свойственны конкретность и некоторая ригидность мышления, может иметь место эмоциональная дезорганизация мышления.
  При высоких оценках наблюдается абстрактность мышления, сообразительность и быстрая обучаемость. Существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудиции.
  Фактор С - "эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость"
  При низких оценках выражены низкая толерантность по отношению к фрустрации, подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности настроения, раздражительность, утомляемость, невротические симптомы, ипохондрия.
  При высоких оценках человек выдержанный, работоспособный, эмоционально зрелый, реалистически настроенный. Он лучше способен следовать требованиям группы, характеризуется постоянством интересов. У него отсутствует нервное утомление. В крайних случаях может иметь место эмоциональная ригидность и нечувствительность. По некоторым работам фактор связан с силой нервной системы, лабильностью и преобладанием процесса торможения.
  Фактор Е - "подчиненность - доминантность"
  При низких оценках человек застенчив, склонен уступать дорогу другим. Он часто оказывается зависимым, берет вину на себя, тревожится о возможных своих ошибках. Ему свойственны тактичность, безропотность, почтительность, покорность до полной пассивности.
  При высоких оценках человек властный, независимый, самоуверенный, упрямый до агрессивности. Он независим в суждениях и поведении, свой образ мыслей склонен считать законом для себя и окружающих. В конфликтах обвиняет других, не признает власти и давления со стороны, предпочитает для себя авторитарный стиль руководства, но и борется за более высокий статус; конфликтный, своенравный.
  Фактор F - "сдержанность - экспрессивность"
  При низких оценках человек характеризуется благоразумием, осторожностью, рассудительностью, молчаливостью. Ему свойственны склонность все усложнять, некоторая озабоченность, пессимистичность в восприятии действительности. Беспокоится о будущем, ожидает неудач. Окружающим он кажется скучным, вялым и чрезмерно чопорным.
  При высоких оценках человек жизнерадостен, импульсивен, беспечен, весел, разговорчив, подвижен. Энергичен, социальные контакты для него эмоционально значимы. Он экспансивен, искренен в отношениях между людьми. Эмоциональность, динамичность общения приводят к тому, что он часто становится лидером и энтузиастом групповой деятельности, верит в удачу.
  В целом оценка по этому фактору отражает эмоциональную окрашенность и динамичность общения.
  Фактор G - "подверженность чувствам - высокая нормативность поведения"
  При низких оценках человек склонен к непостоянству, подвержен влиянию случая и обстоятельств. Не делает усилий по выполнению групповых требований и норм. Он характеризуется беспринципностью, неорганизованностью, безответственностью, гибкими установками по отношению к социальным нормам. Свобода от влияния норм может привести к антисоциальному поведению.
  При высоких оценках наблюдается осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность.
  В целом фактор определяет, в какой мере различные нормы и запреты регулируют поведение и отношения человека.
  Фактор Н - "робость - смелость"
  При низких оценках человек застенчив, не уверен в своих силах, сдержан, робок, предпочитает находиться в тени. Большому обществу он предпочитает одного-двух друзей. Отличается повышенной чувствительностью к угрозе.
  При высоких оценках человеку свойственна социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Он склонен к риску, держится свободно, расторможено.
  В целом фактор определяет реактивность на угрозу в социальных ситуациях и степень активности в социальных контактах.
  Фактор I - "жестокость - чувствительность"
  При низких оценках человеку свойственна мужественность, самоуверенность, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, некоторая жесткость, суровость, черствость по отношению к окружающим.
  При высоких оценках наблюдается мягкость, уступчивость, зависимость, стремление к покровительству, склонность к романтизму, артистичность натуры, женственность, художественность восприятия мира. Можно говорить о развитой способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей.
  Фактор L - "доверчивость - подозрительность"
  При низких оценках человек характеризуется откровенностью, доверчивостью, благожелательностью по отношению к другим людям, терпимостью, уживчивостью; человек свободен от зависти, легко ладит с людьми и хорошо работает в коллективе.
  При высоких оценках человек ревнивый, завистливый, характеризуется подозрительностью, ему свойственно большое самомнение. Его интересы обращены на самого себя, он обычно осторожен в своих поступках, эгоцентричен.
  В целом фактор говорит об эмоциональном отношении к людям.
  Фактор М - "практичность - развитое воображение"
  При низких оценках человек практичный, добросовестный. Он ориентируется на внешнюю реальность и следует общепринятым нормам, ему свойственна некоторая ограниченность и излишняя внимательность к мелочам.
  При высокой оценке можно говорить о развитом воображении, ориентировании на свой внутренний мир, высоком творческом потенциале человека.
  Фактор N - "прямолинейность - дипломатичность"
  При низких оценках человеку свойственна прямолинейность, наивность, естественность, непосредственность поведения.
  При высоких оценках человек характеризуется расчетливостью, проницательностью, разумным и сентиментальным подходом к событиям и окружающим людям.
  Фактор O - "уверенность в себе - тревожность"
  При низких оценках человек безмятежен, хладнокровен, спокоен, уверен в себе.
  При высоких оценках человеку свойственна тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность.
  Фактор Q1 - "консерватизм - радикализм"
  При низких оценках человек характеризуется консервативностью, устойчивостью по отношению к традиционным трудностям, он знает, во что должен верить, и несмотря на несостоятельность каких-то принципов, не ищет новых, с сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям. Он противится переменам и не интересуется аналитическими и интеллектуальными соображениями.
  При высоких оценках человек критически настроен, характеризуется наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления, стремится быть хорошо информированным. Более склонен к экспериментированию, спокойно принимает новые не устоявшиеся взгляды и перемены, не доверяет авторитетам, на веру ничего не воспринимает.
  Фактор Q2 - "конформизм - нонконформизм"
  При низких оценках человек зависим от группы, следует за общественным мнением, предпочитает и работать, и принимать решения вместе с другими людьми, ориентируется на социальное одобрение. При этом у него зачастую отсутствует инициатива принятия решений.
  При высокой оценке человек предпочитает собственные решения, независим, следует по выбранному им пути, сам принимает решения и сам действует, однако он не всегда доминантен, т.е., имея собственное мнение, не стремится навязать его окружающим.
  Нельзя сказать, что он не любит людей, он просто не нуждается в их одобрении и поддержке.
  Фактор Qз - "низкий самоконтроль - высокий самоконтроль"
  При низких оценках наблюдается недисциплинированность - внутренняя конфликтность представлений о себе, человек не обеспокоен выполнением социальных требований.
  При высоких оценках - развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований. Человек следует своему представлению о себе, хорошо контролирует свои эмоции и поведение, доводит всякое дело до конца. Ему свойственна целенаправленность и интегрированность личности. В отличие от социальной нормативности поведения (фактор G) этот фактор измеряет уровень внутреннего контроля поведения.
  Фактор Q4 - "расслабленность - напряженность"
  При низких оценках человеку свойственна расслабленность, вялость, спокойствие, низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность и невозмутимость.
  Высокая оценка свидетельствует о напряженности, фрустрированности, взвинченности, наличии возбуждения и беспокойства. Состояние фрустрации, в которой человек находится, представляет собой результат повышенной мотивации. Ему свойственно активное неудовлетворение стремлений.
  Фактор МD - "адекватность самооценки"
  Чем выше оценка по этому фактору, тем в большей степени человеку свойственно завышать свои возможности и переоценивать себя.
  ВЫВОД: На основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязей могут быть выделены следующие блоки факторов:
  - интеллектуальные особенности (факторы В, М, Q1);
  - эмоционально-волевые особенности (факторы С, O, G, I, Q3, Q4);
  - коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия (факторы А, Н, F, Q2, N, L).
  Данная методика может применяться как в группе, так и индивидуально, как в блоке с другими методиками, так и изолированно. Для качественной и прогностической интерпретации экспериментатору требуется некоторый опыт работы с методикой.
 14
 13 12
 11
 10
 9 8
 7
 6
 5 4
 3
 2
 1
 0 МД А В С Е F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4
 
 МД - самооценка;
 А - замкнутость-общительность; В - интеллект;
 С - эмоциональная неустойчивость- устойчивость;
 Е - подчиненность - доминантность;
 F - сдержанность - экспрессивность;
 G - моральное непостоянство-высокая нормативность повеления;
 H - робость-смелость;
 I - жесткость-чувствительность (эмпатия); L - доверчивость - подозрительность (тревога);
 M - практичность- развитое воображение (творчество);
 N - наивность - принципиальность;
 O - уверенность в себе-тревожность;
 Q1 - консерватизм-радикализм; Q2 - зависимость от группы -самостоятельность;
 Q3 - низкий самоконтроль -высокий самоконтроль;
 Q4 - расслабленность - напряженность.
 Вывод: ________________________________________________
 ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
 
 Методика 26. "Личностный опросник Томаса"
 (тест на определение степени конфликтности)
 
  Позволяет определить типичные способы реагирования личности на конфликтные ситуации. На ее основе можно выявить степень склонности к соперничеству и сотрудничеству, готовность к компромиссам, избежанию конфликтов или стремлению их обострить. Можно также оценивать степень социально-психологической адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности.
 
  1. А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
  Б) Прежде чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стремлюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.
  2. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.
  Б) Я пытаюсь наладить его с учетом интересов другого человека и моих собственных.
  А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  Б) Иногда я жертвую собственными интересами ради другого человека.
  А) Я стараюсь найти компромиссное решение.
  Б) Я стараюсь не видеть чувства другого человека.
  А) Во время улаживания спорных ситуаций, я пытаюсь найти поддержку у друга.
  Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать ненужной напряженности.
  А) Я пытаюсь избежать для себя неприятности.
  Б) Я стараюсь добиться своего.
  А) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.
  Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться лучшего.
  А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  Б) Я прежде всего стараюсь понять то, в чем заключаются все затронутые интересы и спорные вопросы.
  А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.
  Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
  А) Я упорно стремлюсь добиться своего.
  Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
  А) Я стремлюсь ясно представить то, в чем заключаются все затронутые интересы и спорные вопросы.
  Б) Я стараюсь успокоить другого человека и главным образом сохранить наши отношения.
  А) Часто избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
  Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
  А) Я предлагаю среднюю позицию при разногласии.
  Б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
  А) Я сообщаю другому человеку свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
  Б) Я пытаюсь показать другому человеку логику моей позиции и преимущество моих взглядов.
  А) Я стараюсь успокоить другого человека и сохранить наши отношения.
  Б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
  А) Я стараюсь не задеть чувств другого.
  Б) Я обычно пытаюсь убедить другого человека в преимуществах моей позиции.
  А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать ненужной напряженности.
  А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
  Б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он пойдет мне навстречу.
  А) Прежде всего я пытаюсь понять то, в чем заключаются все затронутые интересы и спорные вопросы.
  Б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем их окончательно решить.
  А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
  Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
  А) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.
  Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
  А) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека.
  Б) Я отстаиваю свою позицию
  А) Как правило, я стараюсь удовлетворить желания каждого из нас.
  Б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
  А) Если позиция другого человека кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
  Б) Я стараюсь убедить другого человека пойти на компромисс.
  А) Я пытаюсь убедить другого человека в своей правоте.
  Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к интересам другого.
  А) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
  Б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
  А) Часто стремлюсь избежать споров.
  Б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
  А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  Б) Улаживая ситуации, я стремлюсь найти поддержку у другого.
  А) Я предлагаю среднюю позицию в решении спорного вопроса.
  Б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникших разногласий.
  А) Я стараюсь не задевать чувства другого человека.
  Б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы оба могли достигнуть успеха.
 
  Опросник используется как диагностический материал для изучения степени конфликтности. Может помочь в работе профориентолога с потенциальным лидерами, с нарушителями дисциплины, с кандидатами в состав малых рабочих групп - рабочих бригад в период принятия на рабочее место (не допустив две конфликтные личности в одно подразделение) - для предупреждение конфликтных ситуаций на почве психологической несовместимости. А также в работе наставников - для выработки в процессе воспитания и самовоспитания недостаточно развитых личностных качеств в сфере общения и др.
 
  Обработка результатов:
  Рассмотрим ситуацию, где испытуемый получает следующие результаты по тесту:
 - допустим, в колонке "соперничество" - 1 балл;
 - "сотрудничество" - 5 баллов;
 - "компромисс" - 12 баллов;
 - "избежание" - 6 балов;
 - "приспособление" - 4 балла.
  Такая картина свидетельствует о том, что испытуемый в конфликтной ситуации:
 - склонен - к "Компромиссу";
 - ему свойственно - стремление "Избежать" конфликт;
 - а в случае возникновения конфликта - он стремиться к "Сотрудничеству";
 - не присущи - пассивное "Приспособление" к конфликтной ситуации, стремление с "Соперничеству" любой ценой
 Вывод: Такую личность нельзя назвать конфликтной
 
 Бланк для ответов:
 № Соперничество Сотрудничество Компромисс Избежание Приспособление 1 а б 2 б а 3 а б 4 а б 5 а б 6 б а 7 б а 8 а б 9 б а 10 а б 11 а б 12 б а 13 б а 14 б а 15 б а 16 б а 17 а б 18 б а 19 а б 20 а б 21 б а 22 б а 23 а б 24 б а 25 а б 26 б а 27 а б 28 а б 29 а б 30 б а балл
 ***
 ***
 ***
 ***
 ***
 
 Методика 27. "Опросник коммуникативных
 и организаторских склонностей"
  ("КОС" В.В.Синявский, Б.А.Федоришин.)
 
 Вводные замечания:
  Для оценки потенциальных возможностей личности, ее способностей на этапах первичной профконсультации тщательно анализируются данные анкеты оптанта, разделы, касающиеся успешности обучения, опыта и успехов во внеучебной и внешкольной деятельности, а также используется анкета для оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), предложенная Б.А.Федоришиным.
  Коммуникативность как черта характера развивается на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, социальная перцепция, рефлексия, эмпатия. Все эти качества можно считать необходимыми для работы в сфере профессии "человек - человек", а также в других сферах, где работа связана с руководством и общением. Не менее важны и организаторские склонности, которые проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности деятельности и общения, в планировании деятельности.
 Порядок работы:
  Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте так: если ваш ответ на вопрос положителен (вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте "+", если же ваш ответ отрицателен (не согласны) - поставьте "-".
  Следите, чтоб номер вопроса и номер клетки, куда вы запишете свой ответ, совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который вы считаете предпочтительным.
  При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними.
  Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов".
 Обработка результатов:
  1. Сопоставить ответы испытуемого с дешифратором и подсчитать количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям.
  2. Вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (кк) и коэффициент организаторских (ко) склонностей как отношения количества совпадающих ответов по "Коммуникативным Склонностям" (Кс) и "Организаторским Склонностям" (Ос) к максимально возможному числу совпадений (20) по формулам:
  кк = Кс(х)/20; ко= Ос(х)/20.
  Для качественной оценки результатов необходимо сопоставить полученные коэффициенты со шкальными оценками в таблице.
 
 Кк Ко Шкальная оценка 0,10 - 0,45
 0,45 - 0,55
 0,56 - 0,65
 0,66 - 0,75
 0,75 - 1,00 0,20 - 0,55
 0,56 - 0,65
 0,66 - 0,70
 0,71 - 0,80
 0,81 - 1,00 1 низкий
 2 ниж/ср
 3 средн
 4 выш/ср
 5 высокий
  При анализе полученных результатов необходимо учитывать следующие параметры:
  1. Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
  2. Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровень ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
  3. Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых возможно нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию их коммуникативных и организаторских способностей.
  4. Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
  5. Испытуемые, получившие высшую оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.
  Текст опросника "КОС"
  1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
  2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?
  3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем-то из ваших товарищей?
  4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
  6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
  7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?
  8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?
  9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
  10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли вы включаетесь в новую для вас компанию?
  12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

<< Пред.           стр. 14 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу