<< Пред.           стр. 10 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

  а) о машине нового типа;
  б) о новой научной теории.
  15. Какая из двух работ на свежем воздухе вас больше бы привлекла:
  а) работа, связанная с постоянными передвижениями (агроном, лесничий, дорожный мастер);
  б) работа с машинами.
  16. Какая, на ваш взгляд, задача школы важнее:
  а) подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим создавать материальные блага;
  б) подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага.
  17. Что, на ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности:
  а) то, что они несут людям искусство и красоту;
  б) то, что они выполняют общественно полезную работу.
  18. Какая, на ваш взгляд, область деятельности человека в дальнейшем будет иметь доминирующее значение:
  а) физика;
  б) физическая культура.
  19. Что обществу принесет больше пользы:
  а) забота о благосостоянии граждан;
  б) изучение поведения людей.
  20. Какого характера научную работу вы бы выбрали:
  а) работу с книгами в библиотеке;
  б) работу на свежем воздухе в экспедиции.
  21. Представьте, что вы профессор университета. Чему вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время:
  а) занятиям по литературе;
  б) опытам по физике, химии.
  22. Вам представляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого вы охотнее поехали бы:
  а) как известный спортсмен на международные соревнования;
  б) как известный специалист по внешней торговле с целью покупки необходимых товаров для нашей страны.
  23. Какие лекции слушали бы вы с большим удовольствием.
  а) о выдающихся художниках;
  б) о выдающихся ученых.
  24. Что вас больше привлекает при чтении книг:
  а) яркое изображение смелости и храбрости героев;
  б) прекрасный литературный стиль.
  25. Вам представляется возможность выбора профессии. Какой из них вы бы отдали предпочтение:
  а) работе малоподвижной, но связанной с созданием новой техники;
  б) физической культуре или другой работе, связанной с движением.
  26. Какими выдающимися учеными вы больше интересуетесь:
  а) Поповым и Циолковским;
  б) Менделеевым и Павловым.
  27. Как вам кажется, на что следовало бы в школе обратить большее внимание:
  а) на спорт, так как это нужно для укрепления здоровья;
  б) на успеваемость учащихся, так как это необходимо для будущего.
  28. Что бы вас больше заинтересовало в печати:
  а) сообщение о состоявшейся художественной выставке;
  б) известие о прошедшем митинге в защиту прав человека.
  29. Если бы вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы вы выбрали:
  а) главного инженера завода;
  б) директора университета.
  30. Как вы считаете, что важнее:
  а) много знать;
  б) создавать материальные блага.
 
 
 
 Методика 18. Опросник профессиональных склонностей
 Л.Н. Кабардова
 
  "Опросник профессиональных склонностей (предпочтений)" Л.Н. Кабардова, является модифицированным вариантом опросника ДДО Е.А. Климова.
 
  Он позволяет анализировать соотношения мотивационного, когнитивного и практического компонентов.
 
  Инструкция. Опросник ОПП предназначен для выявления вашего отношения к различным видам профессиональной деятельности (типам профессий). Внимательно прочтите вопросы. Найдите в листе ответов клетку с номером очередного вопроса и проставьте 3 оценки в баллах под соответствующими буквами:
  "У" - умение; "О" - отношение; "Ж" - желание.
 
 "У" - умение
  "О" - отношение "Ж" - желание Делаю хорошо -
 2 балла
 Делаю средне -
 1 балл
 Не получается -
 0 баллов Нравится -
 2 балла
 Безразлично -
 1 балл
 Не нравится -
 0 баллов Хочу заниматься -
 2 балла
 Безразлично -
 1 балл
 Не хочу -
 0 баллов
  Если затрудняетесь с ответом на какой-либо вопрос, то поставьте в этом месте прочерк. Когда проставлены оценки на все вопросы, подсчитайте суммы баллов и запишите их в нижние свободные клетки таблицы. Полученные величины нанесите на полигон.
 
 Текст опросника (экспериментальный материал)
  1. Делать выписки, вырезки из различных текстов, собирать и группировать их по определенному признаку.
  2. Выполнять практические задания на лабораторных занятиях по физике (составлять и собирать схемы, устраивать неисправности, разбираться в причинах действия приборов и т.п.).
  3. Длительное время ухаживать за растениями (более года поливать, удобрять, пересаживать и пр.).
  4. Сочинять стихи, рассказы, писать рефераты, сочинения, которые многими признаются интересными.
  5. Оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждается.
  6. Наблюдать и изучать звездное небо, посещать планетарий.
  7. Выделять из текста основные линии и составлять конспект, план или новый текст.
  8. Разбираться в физических процессах, решать задачи по физике.
  9. Вести регулярные наблюдения за растениями и записывать их в дневник.
  10. Своими руками мастерить красивые изделия из дерева и других материалов (соломки, ниток, листьев и др.).
  11. Терпеливо, без раздражения учить кого-либо, даже если приходится повторять много раз одно и то же.
  12. Заниматься поиском и изучать образцы камней и материалов.
  13. Легко определять ошибки в письменных работах по русскому языку.
  14. Разбираться в химических процессах, решать задачи по химии.
  15. Разбираться в признаках многочисленных видов растений.
  16. Создавать произведения графики, живописи, скульптуры.
  17. Часто и подолгу общаться с разными людьми, и это не надоедает.
  18. Вести календарь погоды, изучать климат
  19. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы, вести беседу, составлять и рассказывать тексты.
  20. Ремонтировать и налаживать работу разных механизмов и приборов (велосипеда, мотоцикла, пылесоса, электроутюга, светильника и пр.).
  21. Посвящать свое свободное время наблюдению за животными, уходу за ними.
  22. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.
  23. Внимательно, терпеливо, не перебивая выслушивать людей.
  24. Узнавать о географических открытиях и путешествиях.
  25. На уроках иностранного языка без особых трудностей работать с иностранными текстами.
  26. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор, колонки звуковые).
  27. Регулярно, без напоминаний выполнять необходимую работу по уходу за животными (кормить, чистить, лечить, обучать, убирать).
  28. Не стесняясь, для многих зрителей разыгрывать разные роли, подражать, изображать, декламировать.
  29. Охотно заниматься и увлекаться делом, игрой, рассказом детей младшего школьного возраста.
  30. Заниматься опытами по химии.
  31. Выполнять задания по математике и другим предметам, где требуется выведение формул, решение теорем, логическое мышление.
  32. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.
  33. Разбираться в породах и видах животных (лошадей, собак, птиц, рыб, насекомых), знать их внешние признаки и повадки.
  34. Четко различать признаки оригинальности и талантливости в художественном произведении (книге, кинофильме, спектакле, картине, скульптуре и т.п.) и уметь доказать свое мнение устно и письменно.
  35. Организовывать людей на общие дела, проведение мероприятий.
  36. Наблюдать и изучать физические явления (теплоту, свет, электрический магнетизм...).
  37. Уметь применять законы, правила, формулы при решении различных математических задач.
  38. Выполнять действия, требующие хорошей координации и ловкости рук; работать на станке, швейной машине, производить монтаж и сборку изделий из мелких деталей.
  39. Сразу замечать малейшие изменения во внешнем виде или поведении животных или растений.
  40. Играть на музыкальных инструментах. Публично исполнять песни, танцы.
  41. Выполнять работу, требующую обязательных контактов с разными людьми.
  42. Узнавать о гидротехнических сооружениях (ГЭС, каналах, мостах, плотинах).
  43. Выполнять различные подсчеты и расчеты, выводить из них различные закономерности и следствия.
  44. Самостоятельно придумывать и конструировать новые изделия из типовых деталей и узлов.
  45. Читать научную литературу, слушать лекции и доклады по биологии, анатомии, ботанике, зоологии.
  46. Создавать на бумаге и в натуре новые, оригинальные модели одежды, причесок, украшений, интерьеры помещений и др. предметы.
  47. Оказывать влияние на людей: убеждать, разрешать ссоры.
  48. Узнавать о космических исследованиях, полетах космонавтов, открытиях в космосе.
  49. Составлять и рисовать схемы, чертежи, карты.
  50. Выполнять задания, в которых требуется мысленно представлять расположение фигур, предметов и их частей в пространстве.
  51. Постоянно заниматься в биологических кружках, на биостанции, в зоопарке, питомнике.
  52. Быстрее и чаще других замечать в обычном новые, удивительные, необычные и прекрасные стороны и черты.
  53. Сопереживать разным людям, понимать их состояние.
  54. Разбираться в свойствах различных материалов для изготовления моделей, игрушек и других предметов.
  55. Аккуратно и безошибочно выполнять "бумажную работу": писать, составлять документы, высчитывать, проверять.
  56. Выбирать наиболее рациональный способ решения задачи - технической, математической, логической.
  57. Преодолевать трудности при работе с животными и растениями: физический труд, грязь, неприятный запах, плохую погоду и др.
  58. Настойчиво, терпеливо повторять и доводить до совершенства создаваемое или выполняемое произведение.
  59. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух слушателям.
  60. Заниматься практическими работами по географии и землеустройству: измерениями на местности, планированием, составлением карт, работой с атласами.
 
 Знаковая система Техника Живая природа Художественный образ Человек Неживая природа У О Ж
 (сумма по вопросам) У О Ж
 (сумма по вопросам) У О Ж
 (сумма по вопросам) У О Ж
 (сумма по вопросам) У О Ж
 (сумма по вопросам) У О Ж
 (сумма по вопросам) 1
 7
 13
 19
 25
 31
 37
 43
 49
 55 2
 8
 14
 20
 26
 32
 38
 44
 50
 56 3
 9
 15
 21
 27
 33
 39
 45
 51
 57 4
 10
 16
 22
 28
 34
 40
 46
 52
 58 5
 11
 17
 23
 29
 35
 41
 47
 53
 59 6
 12
 18
 24
 30
 36
 42
 48
 54
 60 Е = Е = Е = Е = Е = Е =
  Полигон "Профессиональные предпочтения оптанта".
 
  Ф.И.О. __________________________ Школа ____________
  Класс ___________________________ Дата _____________
 
 Инструкция.
  Цена одного деления на луче шестиугольника равна 4 баллам, или 20%. Обозначьте на каждом луче точкой сумму баллов из таблицы опросника профессиональных предпочтений. Каждый луч соответствует определенному типу профессий.
 
  Полученные точки соедините линиями. Для наглядности полученный неправильный шестиугольник можно заштриховать. Окончив работу, проанализируйте и обсудите с психологом ваш личный полигон профессиональных предпочтений.
 
 
 
 
 
 
 Методика 19. Опросник профессиональных
 предпочтений (классификация Д. Голланда)
 Вариант 1
 
  Люди давно заметили, что профессия накладывает отпечаток на личность человека. Однако справедливо и другое: не только профессиональная деятельность формирует личностные особенности, но каждый человек по своим личностным качествам подходит к определенному типу профессий.
  Уточнить свой выбор можно с помощью модифицированного варианта методики Голланда, основанной на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека. Для этого необходимо "примерить" на себя шесть утверждений, касающихся различных типов профессий, найти им место в таблице и отметить.
 
 
 
 
 
 
  Абсолютно верно
 
 
 
  Скорее верно
 
  Не знаю
 
  Не верно
 
  1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  2
 
 
 
 
  3
 
 
 
 
  4
 
 
 
 
  5
 
 
 
 
  6
 
 
 
 
 
  Утверждение 1. Ты - практик, склонный заниматься конкретными делами. Предпочитаешь работу, приносящую конкретные, ощутимые результаты для себя и для других. Тебя не пугает физический труд. Тебя интересует работа с техникой, требующая практического склада ума, хорошо развитых двигательных навыков.
  Утверждение 2. Ты, скорее, теоретик, чем практик. Тебе нравится заниматься изучением, исследованием какой-либо проблемы, получением новых знаний. Ты предпочитаешь работу, приносящую радость познания, а иногда и радость открытия, работу, требующую абстрактного склада ума, способностей к анализу и систематизации информации, широкого кругозора.
  Утверждение 3. Ты - "коммуникатор", любящий работать с людьми и для людей, поэтому тебя, вероятно, заинтересует работа, связанная с обучением, воспитанием, обслуживанием клиентов, оказанием помощи нуждающимся и т.п. Тебе интересна эмоционально насыщенная, живая работа, предполагающая интенсивное взаимодействие с людьми и умение общаться.
  Утверждение 4. Тебе нравится работать с документами, текстами, цифрами, в том числе с использованием компьютерных средств. Работа спокойная, без особого риска, с четким кругом обязанностей. Она может быть связана с обработкой информации, с расчетами, вычислениями, требующими точности, аккуратности, усидчивости. Тебе хотелось бы избежать частого общения, необходимости управлять другими людьми и отвечать за их действия.
  Утверждение 5. Ты - организатор, ориентированный на активную преобразовательную деятельность. Ты предпочитаешь работу, дающую относительную свободу, самостоятельность, обеспечивающую положение в обществе, превосходство над другими, материальное благополучие; работу азартную и рисковую, требующую инициативности, предприимчивости, воли, умения брать ответственность на себя.
  Утверждение 6. Ты, вероятно, "свободный художник". Тебе подходят виды деятельности, дающие возможность творческого самовыражения, где нет жесткого режима, формальностей; работу, дающую простор фантазии, воображению, требующую развитого эстетического вкуса, специальных способностей (художественных, литературных, музыкальных).
 
 
 
 Методика 20. Опросник профессиональных
 предпочтений (классификация Д. Голланда)
 Вариант 2
 
  Информацию, полученную по предыдущей методике, можно проверить или сопоставить с результатами следующей диагностики.
  Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Из предложенных ниже пар профессий надо выбрать одну, которая тебе больше подходит (исходя из твоих способностей и возможностей).
  Рядом с названием профессии в скобках стоит код.
  В "бланке ответов", напротив кода выбранной профессии, поставь знак "+".
  Подсчитай количество плюсов в каждой строке.
  Например, из пары "инженер" - "социолог" тебе интереснее профессия социолога (код этой профессии - 2). Значит, в бланке ответов по строке "код профессий" с цифрой 2, в графе "Выбор" надо поставить "+".

<< Пред.           стр. 10 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу