<< Пред.           стр. 12 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

  Нотариус - должностное лицо, которое удостоверяет сделки, оформляет наследственные права граждан, договоры, свидетельствует копии документов, юридических актов.
  Озеленитель - специалист, который занимается подготовкой почвы, посадочного материала, удобрений; устройством клумб, бордюров, посадкой грунтовых трав; выращиванием саженцев, уходом за посадками, кустарниками, их стрижкой.
  Оператор почтовой связи - принимает, обрабатывает и выдает письма, бандероли, посылки, телеграммы, деньги по переводам, выплачивает пенсии и пособия, отпускает знаки почтовой оплаты, выполняет почтово-кассовые операции, организует работу почтальонов.
  Оператор ЭВМ - проверяет состояние и готовность машины к работе, четкость печати знаков, наличие шифров на материалах, подлежащих обработке; осуществляет обработку информации (выполняет арифметические расчеты, составляет ведомости, таблицы).
  Орнитолог - наблюдает за птицами в природе, изучает маршруты их перелетов, образ жизни в различных климатических условиях, выводит новые породы птиц, принимает участие в разработке современных технологий производства птичьего мяса.
  Официант - сервирует стол, встречает посетителей, знакомит их с меню, принимает заказы, которые выполняет, рассчитывает посетителей, собирает использованную посуду.
  Парикмахер-модельер - создает образы новых причесок, выполняет образцы сложных причесок, подбирает прически, исходя из особенностей лица, консультирует других парикмахеров.
  Переводчик-гид - лицо, которое помогает знакомству с национальными культурами туристам, торговым и коммерческим представителям, занимается организацией отдыха туристов, оформлением необходимых документов.
  Повар - занимается приемом пищевого сырья и его переработкой; приготовлением холодных и горячих блюд, напитков, их оформлением.
  Предприниматель - организует совместное дело (бизнес), управление бизнесом, проведение маркетинговых исследований по изучению ситуации на рынке товаров и услуг, спроса и конкуренции; ориентируется на достижение коммерческого успеха путем принятия самостоятельных решений и ответственности за их последствия и связанный с этим риск.
  Преподаватель вуза - проводит обучение студентов на высоком научном и методическом уровне, используя эффективные формы, методы и средства обучения; формирует у них профессиональные умения и навыки.
  Программист - разрабатывает компьютерные программы на основе анализа математических моделей и алгоритмов по реализации решения различных задач, отлаживает и корректирует разработанные программы.
  Продавец - обслуживает покупателей, производит отбор, взвешивание, демонстрацию, оценку, упаковку товара.
  Психолог - оказывает помощь по адаптации человека в окружающих его условиях, разрешению личностных проблем, улучшению морально-психологического климата в коллективах, осуществляет научно-практическую, исследовательскую, методическую деятельность.
  Пчеловод - осуществляет уход за пчелами, перевод пчел на медосбор, работу по созданию новых семей, выведению и замене маток, подготовке пчел к зимовке, ремонту ульев и инвентаря, изготовлению рамок для новых сот, откачке меда.
  Радиомонтажник - монтирует прибор по схеме, укладывает монтажные провода, выполняет пайку, сварку их с элементами схемы, проверяет качество монтажа, проводит испытания и настройку прибора.
  Режиссер - творческий работник, который выбирает материал для постановки спектакля, фильма, радио- и телепередач, эстрадных и др. программ, набирает творческую группу, проводит подготовку, направляет творческий процесс актеров.
  Реставратор - восстанавливает изделие или его детали в местах склейки или заделки части видовых и портретных рисунков, роспись на изделиях, ажурную гравировку и чеканку, подготавливает поверхность, специальный клей, мастику, краски.
  Священнослужитель - совершает церковные службы и таинства (венчание, крещение, отпевание, исповедь, причастие и др.), занимается содержанием и восстановлением прихода.
  Следователь - должностное лицо, юридически правильно квалифицирующее факты и обстоятельства, раскрывает преступления, собирает и закрепляет доказательства, представляет прокурору обвинительное заключение.
  Социальный работник - организует и оказывает материально-бытовую и морально-правовую поддержку инвалидам, одиноким, престарелым людям, детям-сиротам, а также другим бедствующим гражданам, разрабатывает программу реабилитационных мероприятий.
  Социолог - составляет программы и проводит по ним социологические исследования, анализирует их: обрабатывает первичную информацию, обобщает полученные данные, разрабатывает рекомендации.
  Статистик - обрабатывает и анализирует статистические данные по различным направлениям, составляет справки на основании данных статистического учета, ведет статистическую отчетность.
  Стенографист - выполняет скоростную буквенную запись с помощью упрощенных элементов букв обычного алфавита, заменяющих слова и словосочетания.
  Страховой агент - производит поиск и обслуживание физических и юридических лиц, проводит беседу с клиентами, стремится заинтересовать их услугами страхования жизни или имущества, оценивает причиненный ущерб с учетом критериев и степени риска.
  Судья - рассматривает уголовные и гражданские дела вместе с народными заседателями, обеспечивает законность всех действий суда.
  Телерепортер - корреспондент, который выезжает на место событий, берет интервью, беседует с людьми, анализирует обстоятельства, выделяет самое существенное и дает по телевидению информацию.
  Телефонист - по телефону, на аппаратах различных классов и систем принимает и передает телеграммы, сортирует их на магистральные, внутриобластные и городские связи, выявляет наличие телеграмм, ведет учет их прохождения, осуществляет контроль их доставки.
  Товаровед - на предприятиях, в организациях торговли и общественного питания изучает спрос на товары, составляет проекты договоров с поставщиками, следит за поставкой товаров в нужном ассортименте, соответствующего качества и в договорные сроки.
  Топограф - выполняет съемку рельефа и контуров на фотопланах, обновление топографических карт, полевое дешифрование контуров и элементов рельефа, составление планов.
  Тренер - обучает желающих технико-тактическим навыкам в определенном виде спорта, выезжает со спортсменами на сборы и соревнования.
  Фармацевт - готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, отпускает готовые лекарства без рецептов, комплектует заказы на медикаменты, оказывает первую доврачебную помощь.
  Философ - работает над осмыслением процессов, происходящих в природе и обществе, в сознании людей, занимается разработкой вопросов мировоззрения.
  Фотограф - осуществляет документальную и художественную фотосъемку людей и объектов, проявляет негативы, выполняет работы по ретушированию и печати.
  Фотокорреспондент - может работать самостоятельно или по заданию редакции в паре с корреспондентом готовить репортажи, очерки, статьи, дополняя их фотографиями, раскрывающими тему; выезжает на место, беседует с участниками событий, выбирает подходящее для съемки место.
  Хореограф - разрабатывает танцевальные движения, организует перемещения танцоров в пространстве сцены или танцевальной площадки, их взаимодействие, определяет музыку, грим, костюмы, выбирает декорации, освещение, то есть создает единый образ танца.
  Художник по дереву - специалист, который готовит изделие под роспись, расписывает изделия различными красками: наносит орнаментные узоры, сюжетные рисунки, украшает изделия, покрывает их лаком.
  Художник-модельер - специалист, работающий над созданием модели одежды, ее композиции, подбирает необходимые иллюстративные материалы, участвует в смотрах и выставках.
  Эколог - изучает структуру и функционирование природных и созданных человеком биологических систем, влияние промышленных отходов на среду обитания, занимается экологическим просвещением, разрабатывает мероприятия по охране окружающей среды.
  Экономист - занимается экономическим анализом и планированием путей достижения определенных экономических результатов предприятия, осуществляет учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей.
  Экскурсовод - осуществляет подготовку экскурсии: изучает литературу, анализирует архивные документы; проводит экскурсию.
  Юрисконсульт - специалист, работающий в различных организациях. Занимается составлением договоров, различных протоколов, намерений, разногласий; организует и ведет претенциозную работу, арбитражные дела. Задача юрисконсульта - свести к минимуму возможности возникновения конфликтных дел, предупредить возможное правонарушение в организации.
 
 
 Методика 21. "Матрица выбора профессии".
 
  Шаг за шагом мы приближаемся к цели - осознанному выбору профессии. В мире насчитывается десятки тысяч профессий. Матрица выбора профессии поможет тебе осуществить это или уточнить уже сделанный выбор. Прежде чем приступить к работе с Матрицей, ознакомься с приведенными объектами и видами деятельности и выбери один - два варианта.
 
 
 1. Какой объект деятельности тебя привлекает? Выбор + - 1.1.
 
 
 1.2.
 
 
 1.3.
 
 1.4.
 
 1.5.
 
 1.6.
 
 1.7.
 
 1.8.
 
 
 1.9.
 
 1.10.
 
  Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители, читатели, сотрудники)
 Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования)
 Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)
 Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины)
 Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись)
 Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые)
 Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные)
 Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские и хлебобулочные изделия, консервы, плоды, овощи, фрукты)
 Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства)
 Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения)
 
 2. Какой вид деятельности тебя привлекает?
 +
 - 2.1.
 
 2.2.
 
 2.3.
 
 2.4.
 
 2.5.
 
 2.6.
 2.7.
 
 2.8.
 
 2.9.
 2.10. Управление (руководство чьей-то деятельностью)
 Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей)
 Образование (воспитание, обучение, формирование личности)
 Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение)
 Творчество (создание оригинальных произведений искусства)
 Производство (изготовление продукции)
 Конструирование (проектирование деталей и объектов)
 Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)
 Защита (охрана от враждебных действий)
 Контроль (проверка и наблюдение) Если вам удалось выбрать привлекательные для виды и объекты деятельности, ознакомьтесь с "Матрицей выбора профессии", представленной ниже. Она имеет вид стоклеточного поля, где по горизонтали расположены названия объектов деятельности, а по вертикали - видов деятельности. Как в таблице элементов Менделеева каждый элемент занимает свою клетку, так и в Матрицу выбора профессии можно поместить любую профессию, если ее классифицировать по виду и объекту деятельности, что, кстати, не так просто.
  Выпиши для себя профессии, расположенные в клетках, соответствующих твоему выбору. Есть ли совпадения с твоим ответом на первый вопрос анкеты (выбрал (а) ли профессию, если "да", то какую?).
  Поинтересуйся, каков спрос на эту профессию. Каково содержание труда? Какими профессионально важными качествами должен обладать человек, чтобы достичь успеха в избранном виде деятельности? Какие препятствия могут возникнуть на твоем пути? Вот вопросы, на которые надо найти ответы, прежде чем ты сделаешь окончательный выбор.
 
 Матрица выбора профессии
 (Таблица №....Вставить!.)
 (дополнительный лист на дискете)
  .............................................................................................
 
 
 
 Тема IV. Изучение мотивов
 профессиональной деятельности
 
 Методика 22. "Потребности в достижениях".
 
 Инструкция:
  Представьте себе типичные ситуации и, не задумываясь над деталями, отвечайте быстро, давайте ответ, который первым приходит вам в голову. Возможно, некоторые высказывания трудно отнести к самому себе, но все-таки постарайтесь ответить, проставляя "Да" или "Нет" в соответствующую графу бланка ответов.
 Бланк ответов:
 № вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Да Нет № вопроса 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Да Нет
 № Вопросы теста Ответы 1 Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета 2 Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл 3 В любом деле для меня важнее не его исполнение, а конечный результат 4 Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими 5 По-моему мнению, большинство людей живут далекими, а не близкими целями 6 В жизни у меня было больше успеха, чем неудач 7 Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные 8 Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы 9 Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности 10 Мои близкие считают меня ленивым 11 Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам 12 Терпения во мне больше, чем способностей 13 Мои родители слишком строго контролировали меня 14 Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений 15 Думаю, что я уверенный в себе человек 16 Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансов очень мало 17 Я усердный человек 18 Когда все идет гладко, моя энергия усиливается 19 Если бы я был журналистом, то писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях 20 Мои близкие обычно не разделяют моих планов 21 Мои требования к жизни ниже, чем у моих товарищей 22 Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей Итог: (сумма) баллов, в соответствии с представленным ключом Вывод по уровню мотивации достижений
 Ключ:
 Ответы "Да" 2 6 7 8 14 16 18 19 21 22 Ответы "Нет" 1 3 4 5 9 10 11 12 13 15 17 20
 Оценка результатов:
  Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Если ответ не совпадает с ключевым, балл не присваивается.
 
 
 Сумма
 баллов Уровень мотивации достижений Низкий Средний Высокий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 До 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18-21 ПД (потреб-ность в достижении)
 нет
 слабая
 средняя
 высокая
 яркая
 Интерпретация результатов:
  Если получен высокий уровень мотивации достижения, то при большой активности, упорстве и настойчивости можно стать хорошим специалистом в любой профессии. Как правило, по мере достижения профессиональных успехов самооценка человека повышается, он становится более уверенным в себе, в своем стремлении к жизненному успеху.
  При среднем уровне мотивации достижения необходимо активизировать себя. Если хочешь быть преуспевающим деловым человеком, работай над собой, вырабатывай уверенность в себе и целеустремленность.
  В случае, когда результат соответствует низкому уровню стремления к успеху, любая профессия окажется для тебя трудной. Постарайся увлечься каким-нибудь делом. Чем больше интереса, тем больше шансов достичь успеха в любой области.
 
 Дополнительные сведения:
  Показателем уровня потребности в достижениях (ПД) является общая сумма баллов, которая лежит в пределах от 2 до 22. В зависимости от полученной величины ПД можно сделать вывод о том, насколько вы стремитесь превзойти уже достигнутый вами уровень исполнения или реализации своих целей, соревнуясь в этом с самим собой и другими. Потребность в достижениях лежит в основе настойчивости при преодолении препятствий, влияет на академическую успеваемость.
  ПД меньше 10 (потребности в достижении нет).
  Вы предпочитаете ставить перед собой легкие цели, чаще удовлетворены своим положением, не склонны увлекаться работой. Вы достаточно равнодушны к результатам своего труда, относитесь к работе на всегда добросовестно. Обычно выполняете работу, на задумываясь над ее улучшением.
  ПД=10-12 (потребность в достижении выражена слабо).
  Люди вашего типа предпочитают иметь четкие, не очень трудные цели. Они руководствуются принципом "лучше иметь синицу в руках, чем журавля в небе". Интересы таких людей связаны с более практическими делами. Чаще они удовлетворены своим положением. При выполнении работы не всегда проявляется стремление улучшить результаты. Сильного увлечения работой обычно нет. Такие люди спокойно переносят неудачу в работе, вполне удовлетворены успехом.
  ПД=13-14 (средняя выраженность потребности достижения).
  У вас достаточно критическое отношение к себе, к своим возможностям. Поэтому и цели вы ставите перед собой трудные, но наверняка достижимые. Не все, что сделано вами, устраивает вас. При выполнении какой-либо работы стремитесь достигнуть успеха, особенно в таком деле, где возможно соперничество. Но не будете и против того, чтобы вам помогли.
  ПД=15-16 (хорошо выражена потребность в достижении).
  Вы достаточно высоко оцениваете свои возможности, а потому предпочитаете ставить перед собой трудные цели, проявляете настойчивость в их достижении. Чаще всего вы не удовлетворены уже достигнутым. Стремитесь сделать работу лучше, чем раньше. Склонны увлекаться своим делом, стремитесь добиваться успеха. В обычных делах вам хочется изобретать новые приемы работы, внести разнообразие в нее. Вас не удовлетворяет легкий успех.
  ПД больше 17 (яркая выраженность в потребности достижения).
  У вас достаточно сильный характер. Вы проявляете настойчивость в достижении своих целей, очень часто не удовлетворены уже достигнутым. Постоянно проявляется стремление сделать работу лучше, чем раньше. Склонны сильно увлекаться делом, стремитесь в любом случае пережить удовольствие успеха. К любой работе предпочитаете подходить творчески, с выдумкой. Успех товарищей вас не огорчает, вы радуетесь их успеху вместе с ними. Не любите выполнять легкие задачи и не удовлетворены легким успехом.
 
 
 Методика 23. "Ведущие мотивы
  деятельности".
 
 Порядок работы:
  Обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают бланки для ответов и зачитывают инструкцию: "Предлагаемый опросник состоит из ряда утверждений, каждое из которых имеет три различных окончания. Необходимо из трех вариантов окончания выбрать наиболее верный. Далее в бланке ответов следует отыскать соответствующий ответ и отметить его, обведя кружком. Будьте внимательны: для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов".
  Обработка результатов:
  Методика предназначена для изучения мотивов профессиональной деятельности. Среди них условно выделены четыре основные группы:
  1) мотивы собственного труда;
  2) мотивы социальной значимости труда;
  3) мотивы самоутверждения в труде;
  4) мотивы профессионального мастерства;
  После заполнения бланка ответов подсчитывается сумма кружков в каждом столбике. Вначале находится абсолютная сумма баллов по каждой из четырех групп мотивов. Для этого складывается отдельно сумма всех столбиков:
  1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6; 2.1, 2.2, 2.3, и т.д.
  Но в различных группах мотивов выделено не одинаковое количество. Для их сравнения абсолютные суммы баллов первой и второй групп необходимо умножить на 2, а третьей и четвертой - на 3. Полученные суммы имеют одинаковый "вес" баллов и могут сравниваться друг с другом.
 
 Текст опросника:
 1. Мне нравится:
  а) выполнять любую работу, если я знаю, что мой труд не пропадет даром;
  б) учиться всему новому, для того чтобы достигнуть поставленных в жизни целей;
  в) делать все как можно лучше, потому что это поможет мне в жизни.
 2. Я думаю, что:
  а) надо делать все, что поручают, как можно лучше, так как это поможет мне в жизни;
  б) своей работой надо приносить пользу окружающим, тогда и они ответят тем же;
  в) можно заниматься чем угодно, если это приближает к достижению поставленных целей.
 3. Я люблю:
  а) узнавать что-то новое, если мне это пригодится в будущем;
  б) выполнять любую работу как можно лучше, если это будет кем-то замечено;
  в) делать любое дело как можно лучше, так как это приносит радость окружающим.
 4. Я считаю, что:
  а) главное в любой работе - это то, что она приносит пользу окружающим;
  б) в жизни необходимо все испытать, попробовать свои силы во всем;
  в) в жизни главное - это постоянно учиться всему новому.
 5. Мне приятно:
  а) когда я делаю любую работу так хорошо, как я это могу;
  б) когда моя работа приносит пользу окружающим, так как это главное в любой работе;
  в) выполнять любую работу, потому что работать всегда приятно.
 6. Меня привлекает:
  а) процесс приобретения новых знаний и навыков;
  б) выполнение любой работы на пределе моих возможностей;
  в) процесс той работы, который приносит явную пользу окружающим.
 7. Я уверен в том, что:
  а) любая работа интересна тогда, когда она важна и ответственна;
  б) любая работа интересна тогда, когда она приносит мне пользу;
  в) любая работа интересна тогда, когда я могу мастерски ее выполнить.
 8. Мне нравится:
  а) быть мастером своего дела;
  б) делать что-то самому, без помощи взрослых;
  в) постоянно учиться чему-то новому.
 9. Мне интересно:
  а) учиться;
  б) делать все то, что заметно окружающим;
  в) работать.
 10. Я думаю, что:
  а) было бы лучше, если бы результаты моей работы всегда были видны окружающим;
  б) в любой работе важен результат;
  в) необходимо скорее овладеть нужными знаниями и навыками, чтобы можно было самому делать все, что хочется.
 11. Мне хочется:
  а) заниматься только тем, что мне приятно;
  б) любое дело делать как можно лучше, поскольку только таким образом можно сделать действительно хорошо;
  в) чтобы моя работа приносила пользу окружающим, так как это поможет мне в будущем.
 12. Мне интересно:
  а) когда я делаю какое-то дело так хорошо, как это могут сделать немногие;
  б) когда я обучаюсь делать то, чего не умел раньше;
  в) делать те вещи, которые обращают на себя внимание.
 13. Я люблю:
  а) делать то, что очень всеми ценится;
  б) делать любое дело, если мне не мешают;
  в) когда мне есть чем заняться.
 14. Мне хочется:
  а) выполнять любую работу, так как мне интересен результат;
  б) выполнять ту работу, которая приносит пользу;
  в) выполнять ту работу, которая мне нравится.
 15. Я считаю, что:
  а) в любой работе самое интересное - это ее процесс;
  б) в любой работе самое интересное - это результат;
  в) в любой работе самое интересное - это то, насколько она важна для других людей.
 16. Мне приятно:
  а) учиться всему, что мне потом пригодится в жизни;
  б) учиться всему новому, независимо от того, насколько это нужно;
  в) учиться, поскольку нравится сам процесс учения.
 17. Меня привлекает:
  а) перспектива, которая откроется мне после окончания учебы;
  б) то, что после учебы я стану нужным человеком;
  в) в учебе то, что она полезна для меня.
 18. Я уверен в том, что:
  а) то, чему я научусь, всегда мне пригодится;
  б) мне всегда будет нравиться учиться;
  в) после учебы я стану нужным человеком.
 19. Мне нравится:
  а) когда результаты моей работы видны окружающим;
  б) когда я выполняю свою работу мастерски;
  в) когда я выполняю любое дело так хорошо, как это могут сделать немногие.
 20. Мне интересно:
  а) когда я качественно выполняю порученное мне дело;
  б) делать все то, что заметно для окружающих;
  в) если все знают, что я делаю на своей работе.
 
 Ключ:
 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1а 4б 9в 10б 7а 8б 2в 5в 13в 14а 14б 11а 13а 13б 15а 15б 15в 14в 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 1б 4в 9а 10в 7б 8в 3а 6а 16а 12б 17б 17в 16а 16б 18б 17а 18в 18а 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 1в 5а 7в 8а 2а 6б 12а 19в 3б 11б 19б 20а 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 2б 4а 9б 10а 3в 5б 12в 19а 1в 6в 20в 20б Методика 24. "Мотивы выбора профессии"
 
  Инструкция. Ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность.
 
  Я выбираю данную профессию, потому, что она (эта профессия).....
 № Утверждение Оценка Мотив 1 Требует общения с разными людьми 12345 И 2 Нравится родителям 12345 - 3 Предполагает высокое чувство ответственности 12345 С 4 Требует переезда на новое место жительства 12345 + 5 Соответствует моим способностям 12345 И 6 Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием 12345 - 7 Дает возможность приносить пользу людям 12345 С 8 Способствует умственному и физическому развитию 12345 И 9 Является высокооплачиваемой 12345 + 10 Позволяет работать близко от дома 12345 + 11 Является престижной 12345 - 12 Дает возможности для роста профессионального мастерства 12345 С 13 Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах 12345 - 14 Позволяет реализовать способности к руководящей работе 12345 С 15 Является привлекательной 12345 И 16 Близка к любимому школьному предмету 12345 + 17 Позволяет сразу получить хороший результат труда для других 12345 С 18 Избрана моими друзьями 12345 - 19 Позволяет использовать профессиональные умения вне работы 12345 + 20 Дает большие возможности проявить творчество 12345 И W С = ...; И = ...; "+" = ...; "-" = ...
 Шкала оценок:
  1 балл - эта причина никак не повлияла на мой выбор;
  2 балла - возможно, повлияла, но слабо;
  3 балла - не так чтобы очень повлияла, но имеет место быть и этому фактору (средне);
  4 балла - сильно повлияла;
  5 баллов - очень сильно повлияла данная причина.
 Подсчитайте сумму баллов по типам мотивации.
 
  Максимальная сумма указывает на преобладающий вид мотивации.
  Условные обозначения мотивации:
  "И" - внутренние индивидуально значимые мотивы;
  "С" - внутренние социально значимые мотивы;
  "+" - внешние положительные мотивы;
  "-" - внешние отрицательные мотивы.
 
 
 Тема V. Изучение личностных особенностей.
 Методика 25. "Личностный тест-опросник Кэттэлла"
 
  Многофакторный опросник личности широко используется в психодиагностической практике. Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию о человеческой индивидуальности. Вопросы носят проективный характер, отражают обычные жизненные ситуации, и являются наиболее популярным средством экспресс диагностики личности. Они используются во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека.
  Опросник диагностирует черты личности, которые Р.Б. Кэттэлл называет конституционными факторами. Изучение динамических факторов - мотивов, потребностей, интересов, ценностей - требует применения других методов. Это необходимо учитывать при интерпретации факторов, так как реализация в поведении личностных черт и установок зависит от потребностей и характеристик ситуации.
  В настоящем пособии предлагается сокращенный вариант опросника "С", который следует использовать в условиях дефицита времени. Он содержит 105 вопросов.
  Время обследования колеблется от 20 до 50 мин.
  Способ работы с вопросником излагается в инструкции для испытуемого. Ответы заносятся на специальный опросный лист, а затем обсчитываются с помощью специального ключа. Совпадение ответов "а" и "с" оценивается двумя баллами, совпадения ответа "в" - одним баллом. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор "В" - здесь любое совпадение ответа с "ключом" дает 1 балл. Таким образом, максимальная оценка по каждому фактору - 12 баллов, по фактору "В" - 8 баллов; минимальная - 0 баллов.
 
 Вопросы теста
  1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше.
  а) да в) трудно сказать с) нет
 
  2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.
  а) да в) иногда с) нет
 
  3. Если бы я сказал, что небо находится "внизу" и что зимой "жарко", я должен был бы назвать преступника:

<< Пред.           стр. 12 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу