<< Пред. стр. 16 (из 17) След. >>
- умение быть простым, доступным в общении с людьми;- требовательность к себе и своей работе;
- высокая результативность труда и качество его выполнения;
- полная самоотдача в любом деле;
- умение учитывать условия и обстоятельства;
- умение преодолевать трудности;
- уверенность в своих силах.
Подчеркни требования к своей будущей профессии:
- отсутствие чрезмерной физической нагрузки;
- конкретные результаты;
- возможность творчества;
- возможность заниматься любимым делом;
- общение с интересными людьми;
- высокая общественная значимость;
- разнообразие в содержании работы;
- свободное время;
- возможность самому регулировать рабочее время.
Какой учебный предмет является твоим любимым и почему (?):
(люблю ........................ (учебный предмет), потому что):
- он легко усваивается;
- развивает хорошо ум и способности;
- нравится преподаватель этого предмета и мои
взаимоотношения с ним;
- нравится, как преподают этот предмет;
- знание этого предмета необходимо для поступления в
институт;
- знание этого предмета пригодится для будущей
профессии;
- испытываю постоянное чувство успеха в освоении этой
дисциплины;
- .......................................................(своя причина).
Анализ ответов учащихся может дать психологу первичную информацию о них:
- интересах;
- склонностях;
- увлечениях;
- способностях;
- возможностях;
- характере мотивации выбора профессии;
- уровне самооценки;
- о главных направлениях профориентационной работы при
последующих встречах с ребенком.
Бланк для выделенных ответов.
1 Твои способности, одаренности, природные задатки, проявившиеся в большей мере... (выдели 2-3 призн-ка). 2 Чем отличаешься от других? В чем превзошел своих сверстников. В чем отстаешь от них? 3 Твои недостатки, которые возможно мешают тебе и могут считаться как "противопоказания" к профессии.
4 Какие профессии из предложенных предпочтешь, если другого выбора не будет?
5 Профессиональные черты личности - твой образец человека (твой идеал).
6 Какие требования ты выдвигаешь к своей будущей профессии? 7 Какой твой любимый школьный предмет и почему...
Анализ ответов:
Интересы: Склонности: Увлечения: Способности: Возможности: Мотивация выбора:
Вывод:_________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика 32. "Теппинг-тест".
(Определение типа нервной системы).
Тест определяет один из пяти типов нервной системы:
- по уровню нейродинамики (сила-слабость):
1 тип - сильный тип нервной системы;
2 тип - средне-сильный тип нервной системы;
3 тип - средний тип нервной системы;
4 тип - средне слабый тип нервной системы;
5 тип - слабый тип нервной системы.
- по уровню психодинамики (подвижность- инертность):
1 тип (45-50 точек) - высокая подвижность;
2 тип (35-45 точек) - средневысокая подвижность;
3 тип (25-35 точек) - средняя подвижность;
4 тип (20-25 точек) - склонность к инертности;
5 тип (до 20 точек) - ярко выраженная инертность.
Ход работы:
В течение 5 секунд в каждом из 8 квадратов вы должны поставить как можно больше точек, держа руку на весу. Идет подсчет точек в каждом квадрате, строится график, определяется тип нервной системы. Задание выполняется для каждой руки отдельно.
Бланк к теппинг-тесту:
I
4 II
3 III
2 IV
1 VIII
5 VII
6 VI
7 V
8
В бланке арабскими цифрами обозначен порядок работы "Правой рукой", а римскими - порядок работы "Левой рукой".
Результаты, полученные с помощью "бланка к теппинг-тесту", необходимо занести в "график нейродинамических процессов". С помощью графика определите "силу-слабость" и "подвижность-инертность" нервных процессов испытуемого.
График нейродинамических процессов:
(Представить две кривые - на левую и правую руку отдельно).
Кол.точек:
50
45
40
35
30
25
20
15
Кол. 1 2 3 4 5 6 7 8
клеток:
Обработка результатов:
Обработка производится по анализу графической кривой.
I. Сила-слабость:
1. Сильный тип нервной системы:
2. Средний тип нервной системы:
3. Низкий тип нервной системы:
II. Подвижность-инертность:
1. Подвижный тип - ближе к 50 точкам
2. Слабо-подвижный - 25-35 точкам
3. Инертный тип - ближе к 10 точкам.
В случае, когда в ходе профессиональной консультации выявляются четко выраженные профессиональные намерения, возникает вопрос, а сможет ли ученик в полной мере овладеть избранной профессией, какой ценой он добьется в ней успеха, т.е. речь идет о соответствии возможностей и способностей -интересам и склонностям. Иногда психолог уже в ходе первичной консультации видит явное несоответствие выбора ученика его возможностям. В этом случае ему необходимо изучить "общие" и "специальные" способности ребенка, чтобы подсказать ему правильный выбор. Речь идет об исследовании:
- типологических свойств нервной системы;
- психических процессов;
- психомоторных процессов;
- психических состояний.
Выводы: ___________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема VI. Работа с документацией
по профессиональному самоопределению
Методика 33. "Бланки документов психолога-
профконсультанта".
Бланк 1. Лист первичного обращения.
Формулировка причины обращения к профконсультанту:
______________________________________________________________________________________________________________
Сведения о членах семьи (образование, работающие, неработающие)______________________________________________
_______________________________________________________
1. Информативность оптанта о мире профессий:
а) полная ________________________________________
б) недостаточная__________________________________
в) отсутствует ____________________________________
г) другое _________________________________________
2. Наличие профессионального плана у оптанта:
а) предполагаемая профессия _______________________
б) учебное заведение ______________________________
3. Сформированность у оптанта профессионального плана:
а) сформирован ___________________________________
б) частично сформирован __________________________
в) не сформирован ________________________________
г) другое ________________________________________
4. Осознанность выбора профессии оптантом ____________ _______________________________________________________
5. Ведущие мотивы оптанта в выборе профессии: ________
______________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ________ Подпись профконсультанта ___________
Бланк 2. Лист итоговых результатов профдиагностики в профконсультации.
1. Сведения из "Анкеты оптанта":
_______________________________________________________
а) любимые занятия _____________________________________
в) опыт работы __________________________________________
г) успешность обучения по дисциплинам:
естественным ________________________________________
точным _____________________________________________
гуманитарным _______________________________________
труду ______________________________________________
2. Анкета профессионального самоопределения:
_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
3. Анкета "Твоя будущая взрослая жизнь"
_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
3. Готовность на материальные жертвы:
_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
5. Беседа "Стандартизированное интервью"
_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
6. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО):
вариант 1_________________________________________
вариант 2_________________________________________
вариант 3_________________________________________
Результаты профессиональной направленности личности (итоговый вариант): П___Т___Ч___З___Х___
7. Определение направленности на цель труда:
Г ___ П ___ И ____
8. Орудия и средства труда: Р___А___М___П__Ф___
9. Различные аспекты деятельности:
а) степень проблемности трудовых ситуаций: Н___ С___ В___
б) социально-психологические параметры:
К___ С___В___
в) эмоционально-волевые параметры: О___У___ П/Н___
10. Умения и способности к деятельности: (выведенная формула)
_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
11. Выявленные профессии по формуле:
_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Карта интересов (сведения о познавательных интересах):
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 13. Классификатор и опросник профессий Дж. Голланда: (сведения о взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности)
_______________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________
14. "Мечты о профессиях":
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Опросник Йовайши: (сведения о сфере профессиональных предпочтений)
_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
16. Опросник профессиональных склонностей Л.Н.Кабардова
_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________
17. Выраженность профессиональных интересов и склонностей:
а) ярко выражены (в какой области деятельности?)_____
_______________________________________________________ _______________________________________________________
б) не выражены__________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
18. Опросник профессиональных предпочтений Д. Голланда:
а) вариант 1 ______________________________________
_______________________________________________________
б) вариант 2______________________________________
_______________________________________________________
19. Матрица выбора профессии.
_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
20. Потребность в достижениях:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
21. Ведущие мотивы деятельности:
_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
22. Мотивы выбора профессии:
_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
23. Личностный опросник Кэттэлла:
14
13 12
11
10
9 8
7
6
5 4
3
2
1
0 МД А В С Е F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4
МД - самооценка;
А - замкнутость-общительность; В - интеллект;
С - эмоциональная неустойчивость- устойчивость;
Е - подчиненность - доминантность;
F - сдержанность - экспрессивность;
G - моральное непостоянство-высокая нормативность повеления;
H - робость-смелость;
I - жесткость-чувствительность (эмпатия); L - доверчивость - подозрительность (тревога);
M - практичность- развитое воображение (творчество);
N - наивность - принципиальность;
O - уверенность в себе-тревожность;
Q1 - консерватизм-радикализм; Q2 - зависимость от группы -самостоятельность;
Q3 - низкий самоконтроль -высокий самоконтроль;
Q4 - расслабленность - напряженность. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
24. Личностный опросник Томаса (выявление степени конфликтности):________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
25. Опросник "Коммуникативных" и "Организационных" склонностей (КОС):________________________
а) Кс - 1, 2, 3, 4, 5; Уровень:___________________
б) Ос - 1, 2, 3, 4, 5. Уровень:___________________
26. Тест "Самооценка": (результат)__________________
_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
27. Самооценка деловых качеств:
_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
28. Уровень притязаний (моторная проба):
_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
29. Анализ значимых личностных качеств:
_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
30. Определение типа нервной системы:
_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
Результаты профдиагностики:
______________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
Дата: __________________________________________
Консультант: ______________________________________
Бланк 3. Лист заключения психолога по