<< Пред.           стр. 2 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

 профессиональной деятельности
  1. Субъективное отражение объективной реальности.
  2. Индивидуальная и совместная деятельность людей.
  3. Характер, форма и динамика отражения объективной реальности субъектом труда.
  4. Факторы, обусловливающие конкретные типы этого отражения в профессиональной деятельности.
  5. Психологические признаки труда и их градации.
 
 Вопросы для самоконтроля
  1. В чем состоит "деятельность человека"? Дайте определение этому понятию. Чем отличается деятельность человека от деятельности животного?
  2. Какие вы находите положительные и отрицательные аспекты в индивидуальной и совместной деятельности людей? Как влияет группа на качество результата деятельности индивида?
  3. Как вы понимаете определение способности психики "субъективно отражать объективную действительность"?
 
 Тема 17. Основные принципы профессионального
 самоопределения
  1. Равное уважение разных видов труда.
  2. Полное представление о психологической структуре труда.
  3. Отношение к знаниям о мире профессий, как к знаниям об обществе.
  4. Формирование профессиональной пригодности.
  5. Хозяин выбора - сам человек.
  6. Право на выбор профессии.
  7. Руководство профессиональным самоопределением.
  8. Ориентация на личностные качества человека и на жизненные, социальные ситуации.
  9. Соблюдение педагогического такта.
  10. Согласование интересов человека, выбирающего профессию, с интересами общества и страны.
 
 Вопросы для самоконтроля
  1. Как вы интерпретируете выражение: "Все профессии нужны. Все профессии важны"?
  2. Согласны ли вы с выражением: "Хозяин выбора профессии - сам человек"?
  3. В чем, по-вашему, заключается "свобода личности" и что она предопределяет?
 
 
 
 3. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
 Система методов
 профессионального консультирования.
 
  В профессиональном консультировании, психолог пользуется системой методов и показателей, которые наглядно можно представить в следующей таблице:
 
 № Показатели Методы 1 Состояние здоровья и физического развития Медицинское освидетельствование 2 Любимые занятия в свободное время Интервью 3 Способности Тесты 4 Интересы и склонности Вопросники 5 Знания Школьная успеваемость. Тесты достижений 6 Умения и навыки Школьная характеристика.
 Тесты квалификаций. Интервью. 7 Социально-экономическое положение семьи. Анкеты. Интервью. Беседы. 8 Личностные особенности ребенка Наблюдение.
 Личностные тесты.
 Интервью. Школьная характеристика Тема I. Определение сформированности
 профессионального плана
 Вводные замечания
  Направленность выступает как системно-образующее качество личности, определяющее ее психологический склад. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы и субъективное отношение к различным сторонам действительности.
  В связи с этим С.Л. Рубинштейн писал: "Проблема направленности - это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами" (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М.- Л., 1946.- С. 385).
  Между развитием мотива и овладением деятельностью существуют сложные взаимоотношения. Формирование мотива опережает формирование деятельности, а иногда, наоборот, отстает, что сказывается и на результате овладения деятельностью. Каждый период жизни человека приводит к изменению мотивационной сферы.
  Адекватная и сформированная мотивация выбора профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на успешность профессионального обучения и на продуктивность деятельности. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% ребят выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен; 17% - по совету родителей; 9% - под влиянием средств массовой информации; еще 9% - руководствуются в выборе малозначительными факторами (близость к дому и др.).
  Только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности, хотя многочисленные исследования показывают, что профессиональные намерения более устойчивы, а овладение деятельностью происходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.
  Для выявления сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности в профконсультации используется ряд методик, представленных в данном пособии. Начать профориентационную работу рекомендуем с "анкеты оптанта", целью которой является выявление сформированности профессионального плана старших школьников.
 
  Цель занятия: определение сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности.
 
  Порядок работы: испытуемому предлагается заполнить анкету и дается инструкция: "Для того чтобы обсудить с вами возможные варианты выбора профессии, прошу вас ответить на ряд вопросов".
 
  Анализируя результаты анкеты, профконсультант должен сформулировать следующие выводы:
 
  1) о наличии профессионального плана;
  2) степени его сформированности:
  а) сделан выбор профессии или еще нет;
  б) продуманы пути ее получения или нет;
  в) имеется ли уверенность в правильности выбора или нет;
  г) самостоятельно ли сделан выбор или под воздействием внешних факторов (влияние родителей, учителей, товарищей и др.);
  3) об осознанности выбора профессии:
  а) выбор построен с учетом интересов подростка или нет;
  б) с учетом предшествующего опыта самого ребенка (раньше этим занимался) или нет;
  в) с учетом способностей оптанта или нет;
  г) выбор осознан или нет;
  д) выбор адекватно мотивирован или нет.
 
 
 Методика 1. "Анкета оптанта".
  Ф.И.О. ..........................................................................
  Школа...............класс..................Дата..............................
  1. Назовите ваши любимые учебные предметы.
  2. Назовите ваши нелюбимые учебные предметы.
  3. Назовите профессии, которые вам нравятся.
  4. Назовите профессии, которые вам не нравятся.
  5. Чем вы любите заниматься в свободное время?
  6. Какие кружки, секции, факультативы посещаете или посещали?
  7. В какой работе класса или школы принимаете участие?
  8. Сколько времени обычно у вас уходит на приготовление уроков?
  9. Какая область деятельности или знаний из приведенных ниже вас больше всего интересует:
  - естественнонаучная (химия, биология, медицина, геология, сельское хозяйство);
  - точные науки (математика, физика);
  - общественно-научная (история, философия, экономика, право);
  - гуманитарная (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология);
  - искусство (музыкальное, театральное, изобразительное) или же определенные интересы отсутствуют?
  10. Какую профессию вы решили избрать?
  11. Что повлияло на ваш выбор?
  - родители; - друзья;
  - учителя; - книги;
  - СМИ; - радио, телевидение;
  - известные личности; - кино;
 - ................................................................................................
 .................................................(иные источники информации).
  12. Наметили ли вы пути получения выбранной Вами профессии?
  13. Есть ли у вас родственники или друзья, которые работают по избранной вами профессии?
  14. Есть ли у вас друзья, которые намерены избрать ту же профессию, что и вы?
  15. Что привлекает вас в избранной профессии:
  - условия труда;
  - сам процесс трудовой деятельности;
  - высокая материальная обеспеченность;
  - подвижная работа и возможность получения новых впечатлений;
  - спокойная работа;
  - высокая степень ответственности;
  - самостоятельное принятие решений;
  - возникновение сложных или даже опасных ситуаций;
  - контакты с людьми;
  - возможность творческой деятельности;
  - частые командировки;
  - возможность создавать что-либо своими руками;
  - работа на свежем воздухе;
  - романтичность;
  - полезность результатов;
  - независимость;
  - перспективность (профессиональный рост, продвижение по службе);
  - близость к месту жительства;
  -.......................................................(другие обстоятельства)?
  ......................................................................................................
  ......................................................................................................
 
 Обработка результатов:
 Профконсультант, анализируя анкету, должен сделать вывод:
  1. Профплан сформирован полностью (адекватен; рационален; обоснован).
  2. Профплан сформирован частично (достоинства и недостатки данного профплана, над чем предстоит работать).
  3. Профплан не сформирован (причины этого).
 
 
  После качественной обработки данных и формулировки выводов планируется профориентационная работа с детьми, профплан которых не сформирован или сформирован частично.
 
  Для школьников, профплан которых сформирован частично, возможно, будет достаточно работы с методиками, представленными в данном пособии.
 
  Для школьников, профплан которых не сформирован, необходимо будет использовать дополнительные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения.
 
 Методика 2. "Анкета профессионального
  самоопределения".
 
  Прочитай вопросы и выбери не больше двух вариантов предложенных ответов. Рядом с каждым ответом стоит его "цена". Подсчитай количество своих баллов.
 Вопросы + - 1. Выбрал (а) ли ты профессию:
  а) да
  б) нет
 2. Почему именно эту профессию:
  а) не будет проблем с трудоустройством
  б) высокая зарплата
  в) престижно
  г) мне это интересно
 3. Если не выбрал (а), то почему:
  а) плохо знаю мир профессий
  б) плохо знаю свои возможности
  в) не могу выбрать из нескольких вариантов
  г) не знаю, как выбирать профессию
 4. Что ты знаешь о своей будущей профессии:
  а) предмет, содержание, условия труда
  б) профессионально важные качества
  в) где можно получить эту профессию
  г) спрос на эту профессию
  д) ничего
 +2
 
 
 +2
 
 
 +2
 
 
 
 
 
 
 +2
 +2
 +2
 +2
 
 - 2
 
 
 -2
 -2
 
 
 -2
 -2
 0
 -2
 
 
 
 
 
 -2 Если получилось 8-10 баллов - ты имеешь четкое представление о своей будущей профессиональной карьере. Если тебе и нужна помощь профконсультанта, то лишь для того, чтобы подтвердить свой выбор.
  От 4 до 6 баллов - выбор профессии для тебя - вполне решаемая задача. И решить ее помогут знания о себе и о мире профессий. В случае сомнений лучше обратиться к профконсультанту.
  От -2 до +2 - ты испытываешь затруднения в выборе профессии. Возможно, сейчас это не самая главная для тебя проблема. Но решить ее лучше сейчас, пока еще есть время.
  Меньше -2 баллов - без комментариев. Советую еще раз ответить на эти вопросы, когда прочитаешь книгу до конца.
 
 
 Методика 3. Анкета "Твоя будущая взрослая жизнь".
 
  Жизнь человека - это не только профессиональная карьера. Предлагаем список жизненных ценностей. Проранжируй их (поставь в квадратиках цифры от 1 перед самой важной до 12 перед наименее важной):
  - Активная, деятельная жизнь ?
  - Здоровье ?
  - Интересная работа ?
  - Красота природы и искусства ?
  - Любовь ?
  - Материально обеспеченная жизнь ?
  - Наличие хороших и верных друзей ?
  - Уверенность в себе ?
  - Познание (возможность получения новых знаний) ?
  - Свобода как независимость в поступках и действиях ?
  - Счастливая семейная жизнь ?
  - Творчество ?
 
  Какие из них, на твой взгляд, труднодостижимы?
 
  Выбор профессии и места учебы или работы тянет за собой целую цепочку других выборов:
  - интересная работа - низкая зарплата;
  - хороший коллектив - далеко добираться;
  - не ценит начальство - есть перспективы профессионального роста и т.д.
  Какую цену ты готов заплатить за свой выбор?
  Чем ты будешь за него расплачиваться?
  Будущая балерина должна быть готова к ежедневным изнурительным тренировкам и диетам, возможным травмам и стрессам. Летчик-испытатель за возможность заниматься любимым делом постоянно рискует своей жизнью. Некоторые профессии вредны для здоровья. Есть профессии, несовместимые с семейной и личной жизнью. Но пока ограничимся двумя аспектами выбора - материальным и эмоциональным. Если ты уже выбрал профессию и хотя бы ориентировочно представляешь себе уровень оплаты, тебе будет легче найти клетку в приведенной далее таблице.
 Методика 4. "Готовность на материальные жертвы"
 
  На какие материальные жертвы ты готов идти ради того, чтобы заниматься любимым делом? Готов ли ты за большие деньги делать работу, вызывающую у тебя отвращение?
  Поставь знак "+" в подходящих тебе клетках, знак "-" - в неподходящих. Если сомневаешься, поставь "?". Лучше подумать над этими вопросами заранее. Предложи это задание своим родителям.
 
  Наслаж-дение
  Удоволь-ствие
  Равнодушие
  Дискомфорт
  Отвращение
  "Бешеные деньги"
 
 
 
 
 
  Достойная зарплата
 
 
 
 
 
  "На жизнь хватает"
 
 
 
 
 
  "Еле свожу концы с концами"
 
 
 
 
 
  Прожиточный минимум
 
 
 
 
  Изменения в экономике привели к возникновению нового типа личности - "рыночного". Для "рыночного" человека содержание его профессии не имеет самостоятельной ценности. Он не может позволить себе "хочу". Он готов заниматься неинтересным, даже неприятным делом, лишь бы за это платили. "Рыночный" человек - это товар, который сам себя пытается продать. Чем больше "продавцов", тем меньше "покупателей". Тем более "товар" произведен по нехитрым рецептам из популярных брошюр типа "Как стать счастливым", "Как разбогатеть", "Как достичь успеха" и т.п. На таком товаре не разбогатеешь.
  Если ты видишь себя исключительно в левой верхней клетке, можно только позавидовать твоему оптимизму. С уровнем притязания у тебя все в порядке. Но для успеха одного этого недостаточно.
 Методика 5. Профориентационная беседа - стандартизированное интервью
  (опросник - беседа с учащимися)
 
  Начинать профориентационную работу школьному психологу лучше всего с профориентационной беседы.
  Профориентационная беседа помогает школьнику ответить на вопросы:
  - кто я;
  - какой я;
  - зачем я;
  - кем я хочу быть;
  - кем я могу быть;
  - кем (каким) мне надо быть;
  - каким (кем) я не хочу быть;
  - как осуществить намеченные планы.
 
 Схема индивидуальной беседы с учащимися
  I. Профессиональные намерения учащегося.
  1. Что собираетесь делать после окончания 9 класса:
  - учиться в 10-11 классах, ПТУ, техникуме (записать полное название учебного заведения);
  - работать (записать полное название предприятия, цеха, отдела, специальности).
  2. Что знаете о содержании избираемой профессии, об условиях учебы, работы?
  3. Знаете ли вы о требованиях избираемой профессии к человеку?
  4. Что вам советуют делать родители после окончания 9 класса? Согласны ли вы с их мнением?
  II. Интересы.
  1. Какие учебные интересы преобладают у вас (любимые и нелюбимые предметы школьной программы).
  2. Есть ли интересы, связанные с выбором профессии (чтение специальной литературы, беседы о профессии со специалистом, посещение учебных заведений)?
  3. Как развиваете свои интересы, связанные с выбором профессии?
  4. Оказывают ли вам помощь родители в развитии учебных интересов и интересов к профессиональной деятельности? В чем это заключается?
  5. Увлекающая вас литература (читательские интересы).
  6. Какие кружки, секции, факультативы вы посещаете с удовольствием и что вас в них привлекает (сам процесс деятельности, общение со сверстниками, ваша успешность в данной деятельности)?
  III. Склонности.
  1. Какие склонности проявляются у вас в учебной деятельности, в кружковой работе в свободное от учебы время?
  2. Есть ли склонности, связанные с выбором профессии ("проба сил")?
  3. Как развиваете свои склонности, связанные с выбором профессии?
  4. Оказывают ли вам помощь родители в развитии склонностей к какой-либо профессиональной деятельности? В чем это заключается?
  IV. Способности.
  1. Какие способности вы у себя находите (в учебной и внеучебной деятельности)?

<< Пред.           стр. 2 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу