<< Пред.           стр. 4 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

 1. Считают ли другие, что вы человек обидчивый, ранимый, уязвимый в общении (в ответ на критику, замечание)?
 2. Надолго ли сохраняется у вас в душе осадок от переживаний, возникших в общении (радости, досады, печали)?
 3. Часто ли бывают у вас подъемы и спады настроения?
 4. Тяжело ли и долго ли переживаете вы критику в свой адрес?
 5. Сильно ли утомляет вас шумная, веселая компания?
 6. Испытываете ли вы затруднения, стесняетесь ли, когда приходится знакомиться с новыми людьми?
 7. Вам легче и приятнее узнать о чем-либо из книги, чем спросить об этом у других?
 8. Часто ли испытываете вы желание отдохнуть в одиночестве, побыть в тишине?
 9. Долго ли подыскиваете в разговоре нужные слова?
 10. Предпочитаете ли вы узкий круг постоянных друзей широкому кругу новых знакомств?
 
  Обработка результатов: Если на большинство вопросов вы ответили "Да", то, по-видимому, вам не очень подойдут профессии и с частыми и напряженными контактами с людьми.
 Во всяком случае, придется много поработать над собой, чтобы достигнуть успеха и чувствовать себя достаточно уютно. ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА Задание: Попробуйте оценить свой опыт выполнения:
 
 1. Своих письменных работ по разным предметам (удавалось ли, нравилось ли?)
 2. Вычислительных работ, подсчетов.
 3. Выполнение чертежных работ, схематических, набросков и др
 4. Упорядоченность накопления и хранения разного рода сведений (вырезок, выписок).
 5. Выполнение конспектов (записей) и хранение их.
 6. Выполнение перевода с одного языка на другой и т.п.
 
  Обработка результатов: Если эта работы выполнялась вами с удовольствием, то возможно, знаковая система -это будущая область вашей профессиональной деятельности, где вы не будете чувствовать себя утомительно и изнуренно.
  ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ Задание: Ответьте нравится ли вам, интересует ли вас:
 
 1. Заниматься изобразительной деятельностью (копировать рисунки, схемы, чертежи, создавать свои эскизы, просто выполнять какие-то наброски карандашом, красками, мелками и др.)
 2. Заниматься музыкальной деятельностью (увлекаться музицирование, разбором музыкальных произведений, пением, двигательной активностью под музыку, сочинять песни, музыку?)
 3. Заниматься литературно-художественной деятельностью (сочинять стихи, песни; писать рассказы, критические статьи, сочинения и др.).
 4. Заниматься актерско-сценической деятельностью (играть в спектаклях, участвовать в концертах (читать стихи, петь песни, выступать с научной лекцией) выходить на публику - широкую аудиторию).
 
  Обработка результатов: Если вы выбрали хотя бы один из предлагаемых пунктов, возможно, вы человек - с художественным образом. Вывод: ________________________________________________
 
  Методика 10. Изучение профессиональных
  предпочтений с учетом "Цели труда".
 
  При обращении к испытуемому с вопросом, что бы он предпочел из двух возможностей, необходимо, чтобы он отдал предпочтение либо виду деятельности (а) по отношению к (б), либо деятельности (б) по отношению к (а) и поставил "+" в соответствующей номеру вопроса клетке листа ответов.
 Текст опросника
  Что бы вы предпочли из двух возможностей:
  1а) изучать явления природы ИЛИ
  1б) изменять живую природу, развивая, улучшая окружающую действительность;
  2а) распознавать неисправности, неполадки технических систем ИЛИ
  2б) обрабатывать материалы (металл, дерево, пластмассу и др.);
  3а) научиться разбираться в людях, оценивать их положительные и отрицательные качества ИЛИ
  3б) быть настоящим учителем, воспитателем молодежи, уметь оказывать на молодых людей положительное влияние;
  4а) искать ошибки в тексте, расчете, программе для ЭВМ ИЛИ
  4б) производить вычисления, расчеты по заданному алгоритму;
  5а) изучать произведения литературы и искусства с целью раскрытия авторских замыслов. ИЛИ
  5б) восстанавливать памятники искусства и культуры;
  6а) разбираться в сущности и взаимосвязи явлений природы ИЛИ
  6б) выводить новые сорта растений, породы животных;
  7а) заниматься наладкой и регулировкой электронной аппаратуры ИЛИ
  7б) конструировать новые виды машин и механизмов;
  8а) распознавать характер человека, научиться давать точную характеристику людям, их качествам. ИЛИ
  8б) создавать в своем воображении тип вашего любимого героя или идеала;
  9а) корректировать тексты, анализировать математические функции, графики. ИЛИ
  9б) создавать математические модели явлений окружающего мира, применяя в них результаты расчетов;
  10а) искать неизвестные произведения искусства, не дошедшие до широкого круга ценителей. ИЛИ
  10б) создавать литературные произведения в поэзии, прозе, драматургии;
  11а) оказывать преобразующее влияние на развитие живых организмов ИЛИ
  11б) заниматься разведкой и поиском полезных ископаемых;
  12а) заниматься сборкой новой техники (в сборочных цехах предприятий, на конвейере сборки электроники) ИЛИ
  12б) изобретать принципиально новые автоматические электронные устройства;
  13а) воздействовать на психику другого человека, подчиняя его вашей воле, заставляя следовать за вами ИЛИ
  13б) вырабатывать новые, значимые личностные человеческие качества, анализировать их значение;
  14а) выполнять набор цифровой и текстовой информации при работе на ЭВМ ИЛИ
  14б) разрабатывать новые математические конструкции, математические теории;
  15а) заниматься творческой оформительской работой в строительстве, книгопечатании и т.д. ИЛИ
  15б) работать над созданием произведений живописи, музыки и др.
 Требования к работнику гностического класса:
 - ярко выраженная познавательная активность;
 - наблюдательность;
 - высокая работоспособность;
 - устойчивость внимания;
 - хорошая память;
 - высокий уровень развитости понятийного и словестно-логического мышления;
 - умение проявлять твердость позиции;
 - принципиальность выводов. Требования к работнику преобразующего класса:
 - умение и желание делать что-то своими руками;
 - практическое преобразование предмета труда предполагает умственную (интеллектуальную) деятельность, часто скрытую от внешнего наблюдателя, и профессия может показаться "легкой" - лишенной интеллектуальной нагрузки.
 Преобразующая деятельность человека может быть направлена:
 - на вещи,
 - на виды энергии,
 - информацию,
 - процессы,
 - устройства общественной жизни. Требования к работнику изыскательского класса:
 - наглядно-образное мышление;
 - творческий подход;
 - высокая степень ответственности;
 - умение принимать решения
  Подсчитать количество "+" в каждом из трех столбцов, причем наименование целей труда проставить после подсчитанной суммы в каждом столбике.
  Приведенное выше деление профессий на три класса -условное.
  Есть профессии, сочетающие в себе признаки двух или даже всех трех классов, но в разной степени.
  Так, профессия учителя относится к классу преобразующих, но в период экзаменов, когда оно проверяет, оценивает знания учеников, цель труда становится преимущественно гностической.
  Слесарь-ремонтник - сначала находит неисправность в механизме, потом устраняет ее, обдумывает, как сделать, чтобы таких поломок больше не было. Тут имеют место все три цели труда - познавательная, преобразующая и изыскательская.
 
  Надо помнить, что в любой профессии можно и нужно установить главную цель труда и по этой цели отнести ее к определенному классу.
 
  Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 _______________________________________________________
 _______________________________________________________
 _______________________________________________________
 
 
 Методика 11. Изучение профессиональных
 предпочтений с учетом "Средств труда".
 
  При работе с методикой, необходимо заполнить таблицу "предпочтений", ориентируясь на свои возможности, интересы, способности и т.п.
  При чтении тестового материала, поставьте в соответствующую колонку знак "+", если данные средства труда вас устраивают, и знак "-" - если данными средствами вы не желали бы пользоваться (по разным причинам).
 Таблица "предпочтений":
 Средства труда: Знак выбора
 "+"; "-" Алгебр.
 сумма Ручные средства Механические Автоматические Функциональные
 Ручной труд: Люди этих профессий используют ручные и механизированные орудия труда. К ним относятся, например, отвертка, скальпель, штихель (гравирование по древесине или металлу), рейсфедер, торцовка (разновидность малярной кисте), электрическая дрель, краскораспылитель, пневматический отбойный молоток и т.д.
  Ручные (и механизированные) инструменты, как и ручное мастерство, - совершенствуются.
  При работе с ними требуется:
 - высокая культура труда,
 - терпеливость,
 - особый интерес к самому процессу, а не только к результату работы. Машинный труд (с ручным управлением): Эти профессии можно назвать профессиями машинно-ручного труда - токарь, фрезеровщик, машинист крана, тракторист-машинист широкого профиля, машинист тепловоза и др.
  От людей, работающих по этим профессиям, требуются:
 - не только технологические знания,
 - но и навыки ручного труда,
 - готовность к неожиданным сигналам и событиям,
 - быстрота реакции и предусмотрительность,
 - готовность к экстренным действиям.
  Автоматизированные и автоматические системы: В зависимости от степени автоматизации на долю работающего выпадают разные функции:
 - управления агрегатом в целом;
 - его ремонт,
 - наблюдение за работой агрегата;
 - вызова при необходимости нужного специалиста.
  Представители данного отдела профессий: оператор прокатного стана, диспетчер энергосистемы, аппаратчик химического производства, оператор автоматических линий, сталевар и др. Функциональные средства труда: В роли средств (орудий труда) здесь играют функциональные средства поведения и речи человека:
 - жесты,
 - произношение звуков, слов, фраз,
 - смысловые и эмоциональные интонации,
 - пауза, мимика лица...
 - вербальный и невербальные компоненты
  К этому отделу относятся профессии: учителя, воспитателя, диктора, актера, дирижера и др.
  В роли функциональных средств может выступать и организм человека: артисты балета, спортивный педагог-тренер, певец, цирковой акробат.
 
  Для людей, владеющих этими профессиями, характерна:
 - способность удерживать в памяти множество правил, сведений;
 - осуществлять самоконтроль и самоуправление.
  Приведенное деление профессий по условиям труда, конечно условно. Нередко труд людей одной и той же профессии протекает в разных условиях, поэтому приходится ориентироваться на главные из них.
 Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 Методика 12. Изучение профессиональных предпочтений с учетом различных аспектов деятельности.
 
  1. Цель труда.
  2. Орудия и средства труда.
  3. Степень проблемности трудовых ситуаций
  4. Социально-психологические параметры
  5. Эмоционально-волевые параметры
  6. Условия работы.
 
 I. Схема описания профессиональной деятельности по цели труда: 1. Гностическая. Не создавать новый продукт, а оценивать уже имеющийся продукт (или его отдельные параметры и характеристики), какое-либо изделие, произведение искусства, поведение людей и т.д., т.е. различать, оценивать, анализировать что-либо.
 2. Преобразующая. Преобразовывать какой-либо продукт, изделие, человеческие отношения, здоровье, информацию и т.п. с целью их изменения, усовершенствования, доработки:
  а) организовывать, упорядочивать;
  б) оказывать влияние, воздействовать, обрабатывать;
  в) перемещать, обслуживать.
 3. Изыскательская. Создавать новый, не существовавший ранее продукт, изобретать, придумывать что-либо, находить новый вариант, результат, образец. II. Орудия и средства труда: 1. Внешние:
  а) ручные инструменты;
  б) механизмы, машинное оборудование, различные виды транспорта;
  в) автоматическое оборудование;
  г) приборы, измерительные устройства.
 2. Внутренние, функциональные:
  а) речь (эмоциональная, выразительная; деловая, бесстрастная);
  б) поведение (мимика, жесты): (эмоциональное, выразительное; деловое);
  в) интеллектуальные средства (мышление, воображение, память, внимание и др.). III. Степень проблемности трудовых ситуаций:
  1. Низкая.
  Работа четко определена правилами, инструкциями, в ней практически нет новых, неожиданных для работника проблемных ситуаций.
 2. Средняя.
  Деятельность достаточно четко определена, но иногда в ней возникают ситуации, требующие принятия новых, нестандартных решений.
 3. Высокая.
 Часто встречаются новые, сложные ситуации, требующие творческой активности и нестандартного подхода. IV. Социально-психологические параметры: 1. Степень коллективности процесса:
  а) низкая (индивидуальный труд);
  б) высокая (коллективный труд).
 2. Степень самостоятельности в организации работы:
  а) исполнитель;
  б) организатор собственной деятельности;
  в) организатор работы других людей.
 3. Особенности трудового взаимодействия (контактов)
  а) по количеству контактов:
  - немногочисленные;
  - многочисленные;
  б) по типу партнера:
 - посетители, клиенты;
 - сотрудники;
 - группа (класс, аудитория);
 в) по степени постоянства круга партнеров:
 - постоянный;
  - меняющийся. V. Эмоционально-волевые параметры: 1. Характер ответственности:
  а) повышенная:
 - материальная;
 - моральная;
 - физическая
  (за жизнь и здоровье других людей);
 б) средняя, обычная.
 2. Факторы, вызывающие психическую напряженность:
  а) риск для жизни;
  б) сложные, аварийные ситуации;
  в) общение с правонарушителями, психически боль-
  ными и т.д.;
  г) четко заданный ритм и темп работы;
  д) физические нагрузки;
  е) длительное пребывание в одном положении;
  ж) ночные смены;
  з) специфические условия:
  - температура;
  - влажность;
  - шум;
  - вибрация;
  - неприятные запахи и т.п. VI. Условия работы: Работа в различных микроклиматических условиях:
  а) в помещении;
  б) на открытом воздухе;
  в) в необычных условиях (в горах, под водой, под
  землей, в лесу, в воздухе, в степи, в пустыне и др. г) с повышенной моральной ответственностью. Вывод: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 ___________________________________________________
 _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 ___________________________________________________
 
 
  Методика 13. Схема анализа профессий.
 
  После проведения представленных выше методик, следует познакомить учащихся с анализом профессий путем составления таблицы.
  В пустых колонках поставьте знак "+" напротив тех характеристик, которые присутствуют в выбранной вами ранее профессии.
 
  Характеристика профессии Учитель
 истории 1 Предмет труда:
 - неживая природа;
 - живая природа;
 - материалы и заготовки;
 - дети;
 - подростки,
 - взрослые;
 - техника;
 - знаковые системы;
 - художественный образ 2 Цели труда:
 - контроль, оценка;
 - преобразовательные цели;
 - изобретательные цели;
 - транспортирование;
 - обслуживание;
 - собственное развитие и самосохранение. 3 Внешние средства труда:
 - ручные и простые приспособления;
 - механические приспособления;
 - автоматические системы;
 - компьютерные системы;
 - переносные и др. 4 Внутренние средства труда:
 - средства общения (голос, мимика, пантомимика и др.)
 - анализаторы;
 - интеллект;
 - внешние данные;
 - физическая сила;
 - быстрота реакции;
 - координация движений;
 - выносливость;
 - волевые качества;
 - аккуратность, спокойствие;
 - здоровье;
 - нравственные качества 5 Условия труда:
 - бытовой микроклимат;
 - большие помещения с людьми;
 - производственный цех;
 - необычные производственные условия 6 Характер общения в труде:
 - минимальное общение;
 - клиенты, посетители;
 - обычный коллектив;
 - аудитории;
 - дисциплина, субординация;
 - небольшой коллектив замкнутом пространстве 7 Характер подвижности в труде:
 - преимущественно сидя;
 - преимущественно стоя;
 - разнообразные движения;
 - длительная ходьба;
 - вынужденная статичная поза;
 - высокая избирательность в движении определенных мышц 8 Ответственность в труде:
 - материальная;
 - моральная;
 - жизнь и здоровье людей;
 - обычная, невыраженная ответственность 9 Особенности труда:
 - большая официальная зарплата;
 - льготы;
 - "соблазн";
 - встреча со знаменитостями;
 - высокий общий престиж;
 - ярко выраженная полезность;
 - рискованная работа 10 Требуемые знания для работы:
 - математика;
 - физика;
 - химия;
 - история; правоведение
 - литература, русский язык;
 - иностранный язык;
 - биология; география;
 - физическая культура;
 - эстетические предметы 11 Типичные трудности в работе:
 - нервное напряжение;
 - профессиональные заболевания;
 - повышенный риск судимости;
 - невысокий престиж;
 - очень маленькая зарплата;
 - общественно презираемый труд;

<< Пред.           стр. 4 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу