<< Пред. стр. 4 (из 17) След. >>
1. Считают ли другие, что вы человек обидчивый, ранимый, уязвимый в общении (в ответ на критику, замечание)?2. Надолго ли сохраняется у вас в душе осадок от переживаний, возникших в общении (радости, досады, печали)?
3. Часто ли бывают у вас подъемы и спады настроения?
4. Тяжело ли и долго ли переживаете вы критику в свой адрес?
5. Сильно ли утомляет вас шумная, веселая компания?
6. Испытываете ли вы затруднения, стесняетесь ли, когда приходится знакомиться с новыми людьми?
7. Вам легче и приятнее узнать о чем-либо из книги, чем спросить об этом у других?
8. Часто ли испытываете вы желание отдохнуть в одиночестве, побыть в тишине?
9. Долго ли подыскиваете в разговоре нужные слова?
10. Предпочитаете ли вы узкий круг постоянных друзей широкому кругу новых знакомств?
Обработка результатов: Если на большинство вопросов вы ответили "Да", то, по-видимому, вам не очень подойдут профессии и с частыми и напряженными контактами с людьми.
Во всяком случае, придется много поработать над собой, чтобы достигнуть успеха и чувствовать себя достаточно уютно. ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА Задание: Попробуйте оценить свой опыт выполнения:
1. Своих письменных работ по разным предметам (удавалось ли, нравилось ли?)
2. Вычислительных работ, подсчетов.
3. Выполнение чертежных работ, схематических, набросков и др
4. Упорядоченность накопления и хранения разного рода сведений (вырезок, выписок).
5. Выполнение конспектов (записей) и хранение их.
6. Выполнение перевода с одного языка на другой и т.п.
Обработка результатов: Если эта работы выполнялась вами с удовольствием, то возможно, знаковая система -это будущая область вашей профессиональной деятельности, где вы не будете чувствовать себя утомительно и изнуренно.
ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ Задание: Ответьте нравится ли вам, интересует ли вас:
1. Заниматься изобразительной деятельностью (копировать рисунки, схемы, чертежи, создавать свои эскизы, просто выполнять какие-то наброски карандашом, красками, мелками и др.)
2. Заниматься музыкальной деятельностью (увлекаться музицирование, разбором музыкальных произведений, пением, двигательной активностью под музыку, сочинять песни, музыку?)
3. Заниматься литературно-художественной деятельностью (сочинять стихи, песни; писать рассказы, критические статьи, сочинения и др.).
4. Заниматься актерско-сценической деятельностью (играть в спектаклях, участвовать в концертах (читать стихи, петь песни, выступать с научной лекцией) выходить на публику - широкую аудиторию).
Обработка результатов: Если вы выбрали хотя бы один из предлагаемых пунктов, возможно, вы человек - с художественным образом. Вывод: ________________________________________________
Методика 10. Изучение профессиональных
предпочтений с учетом "Цели труда".
При обращении к испытуемому с вопросом, что бы он предпочел из двух возможностей, необходимо, чтобы он отдал предпочтение либо виду деятельности (а) по отношению к (б), либо деятельности (б) по отношению к (а) и поставил "+" в соответствующей номеру вопроса клетке листа ответов.
Текст опросника
Что бы вы предпочли из двух возможностей:
1а) изучать явления природы ИЛИ
1б) изменять живую природу, развивая, улучшая окружающую действительность;
2а) распознавать неисправности, неполадки технических систем ИЛИ
2б) обрабатывать материалы (металл, дерево, пластмассу и др.);
3а) научиться разбираться в людях, оценивать их положительные и отрицательные качества ИЛИ
3б) быть настоящим учителем, воспитателем молодежи, уметь оказывать на молодых людей положительное влияние;
4а) искать ошибки в тексте, расчете, программе для ЭВМ ИЛИ
4б) производить вычисления, расчеты по заданному алгоритму;
5а) изучать произведения литературы и искусства с целью раскрытия авторских замыслов. ИЛИ
5б) восстанавливать памятники искусства и культуры;
6а) разбираться в сущности и взаимосвязи явлений природы ИЛИ
6б) выводить новые сорта растений, породы животных;
7а) заниматься наладкой и регулировкой электронной аппаратуры ИЛИ
7б) конструировать новые виды машин и механизмов;
8а) распознавать характер человека, научиться давать точную характеристику людям, их качествам. ИЛИ
8б) создавать в своем воображении тип вашего любимого героя или идеала;
9а) корректировать тексты, анализировать математические функции, графики. ИЛИ
9б) создавать математические модели явлений окружающего мира, применяя в них результаты расчетов;
10а) искать неизвестные произведения искусства, не дошедшие до широкого круга ценителей. ИЛИ
10б) создавать литературные произведения в поэзии, прозе, драматургии;
11а) оказывать преобразующее влияние на развитие живых организмов ИЛИ
11б) заниматься разведкой и поиском полезных ископаемых;
12а) заниматься сборкой новой техники (в сборочных цехах предприятий, на конвейере сборки электроники) ИЛИ
12б) изобретать принципиально новые автоматические электронные устройства;
13а) воздействовать на психику другого человека, подчиняя его вашей воле, заставляя следовать за вами ИЛИ
13б) вырабатывать новые, значимые личностные человеческие качества, анализировать их значение;
14а) выполнять набор цифровой и текстовой информации при работе на ЭВМ ИЛИ
14б) разрабатывать новые математические конструкции, математические теории;
15а) заниматься творческой оформительской работой в строительстве, книгопечатании и т.д. ИЛИ
15б) работать над созданием произведений живописи, музыки и др.
Требования к работнику гностического класса:
- ярко выраженная познавательная активность;
- наблюдательность;
- высокая работоспособность;
- устойчивость внимания;
- хорошая память;
- высокий уровень развитости понятийного и словестно-логического мышления;
- умение проявлять твердость позиции;
- принципиальность выводов. Требования к работнику преобразующего класса:
- умение и желание делать что-то своими руками;
- практическое преобразование предмета труда предполагает умственную (интеллектуальную) деятельность, часто скрытую от внешнего наблюдателя, и профессия может показаться "легкой" - лишенной интеллектуальной нагрузки.
Преобразующая деятельность человека может быть направлена:
- на вещи,
- на виды энергии,
- информацию,
- процессы,
- устройства общественной жизни. Требования к работнику изыскательского класса:
- наглядно-образное мышление;
- творческий подход;
- высокая степень ответственности;
- умение принимать решения
Подсчитать количество "+" в каждом из трех столбцов, причем наименование целей труда проставить после подсчитанной суммы в каждом столбике.
Приведенное выше деление профессий на три класса -условное.
Есть профессии, сочетающие в себе признаки двух или даже всех трех классов, но в разной степени.
Так, профессия учителя относится к классу преобразующих, но в период экзаменов, когда оно проверяет, оценивает знания учеников, цель труда становится преимущественно гностической.
Слесарь-ремонтник - сначала находит неисправность в механизме, потом устраняет ее, обдумывает, как сделать, чтобы таких поломок больше не было. Тут имеют место все три цели труда - познавательная, преобразующая и изыскательская.
Надо помнить, что в любой профессии можно и нужно установить главную цель труда и по этой цели отнести ее к определенному классу.
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Методика 11. Изучение профессиональных
предпочтений с учетом "Средств труда".
При работе с методикой, необходимо заполнить таблицу "предпочтений", ориентируясь на свои возможности, интересы, способности и т.п.
При чтении тестового материала, поставьте в соответствующую колонку знак "+", если данные средства труда вас устраивают, и знак "-" - если данными средствами вы не желали бы пользоваться (по разным причинам).
Таблица "предпочтений":
Средства труда: Знак выбора
"+"; "-" Алгебр.
сумма Ручные средства Механические Автоматические Функциональные
Ручной труд: Люди этих профессий используют ручные и механизированные орудия труда. К ним относятся, например, отвертка, скальпель, штихель (гравирование по древесине или металлу), рейсфедер, торцовка (разновидность малярной кисте), электрическая дрель, краскораспылитель, пневматический отбойный молоток и т.д.
Ручные (и механизированные) инструменты, как и ручное мастерство, - совершенствуются.
При работе с ними требуется:
- высокая культура труда,
- терпеливость,
- особый интерес к самому процессу, а не только к результату работы. Машинный труд (с ручным управлением): Эти профессии можно назвать профессиями машинно-ручного труда - токарь, фрезеровщик, машинист крана, тракторист-машинист широкого профиля, машинист тепловоза и др.
От людей, работающих по этим профессиям, требуются:
- не только технологические знания,
- но и навыки ручного труда,
- готовность к неожиданным сигналам и событиям,
- быстрота реакции и предусмотрительность,
- готовность к экстренным действиям.
Автоматизированные и автоматические системы: В зависимости от степени автоматизации на долю работающего выпадают разные функции:
- управления агрегатом в целом;
- его ремонт,
- наблюдение за работой агрегата;
- вызова при необходимости нужного специалиста.
Представители данного отдела профессий: оператор прокатного стана, диспетчер энергосистемы, аппаратчик химического производства, оператор автоматических линий, сталевар и др. Функциональные средства труда: В роли средств (орудий труда) здесь играют функциональные средства поведения и речи человека:
- жесты,
- произношение звуков, слов, фраз,
- смысловые и эмоциональные интонации,
- пауза, мимика лица...
- вербальный и невербальные компоненты
К этому отделу относятся профессии: учителя, воспитателя, диктора, актера, дирижера и др.
В роли функциональных средств может выступать и организм человека: артисты балета, спортивный педагог-тренер, певец, цирковой акробат.
Для людей, владеющих этими профессиями, характерна:
- способность удерживать в памяти множество правил, сведений;
- осуществлять самоконтроль и самоуправление.
Приведенное деление профессий по условиям труда, конечно условно. Нередко труд людей одной и той же профессии протекает в разных условиях, поэтому приходится ориентироваться на главные из них.
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика 12. Изучение профессиональных предпочтений с учетом различных аспектов деятельности.
1. Цель труда.
2. Орудия и средства труда.
3. Степень проблемности трудовых ситуаций
4. Социально-психологические параметры
5. Эмоционально-волевые параметры
6. Условия работы.
I. Схема описания профессиональной деятельности по цели труда: 1. Гностическая. Не создавать новый продукт, а оценивать уже имеющийся продукт (или его отдельные параметры и характеристики), какое-либо изделие, произведение искусства, поведение людей и т.д., т.е. различать, оценивать, анализировать что-либо.
2. Преобразующая. Преобразовывать какой-либо продукт, изделие, человеческие отношения, здоровье, информацию и т.п. с целью их изменения, усовершенствования, доработки:
а) организовывать, упорядочивать;
б) оказывать влияние, воздействовать, обрабатывать;
в) перемещать, обслуживать.
3. Изыскательская. Создавать новый, не существовавший ранее продукт, изобретать, придумывать что-либо, находить новый вариант, результат, образец. II. Орудия и средства труда: 1. Внешние:
а) ручные инструменты;
б) механизмы, машинное оборудование, различные виды транспорта;
в) автоматическое оборудование;
г) приборы, измерительные устройства.
2. Внутренние, функциональные:
а) речь (эмоциональная, выразительная; деловая, бесстрастная);
б) поведение (мимика, жесты): (эмоциональное, выразительное; деловое);
в) интеллектуальные средства (мышление, воображение, память, внимание и др.). III. Степень проблемности трудовых ситуаций:
1. Низкая.
Работа четко определена правилами, инструкциями, в ней практически нет новых, неожиданных для работника проблемных ситуаций.
2. Средняя.
Деятельность достаточно четко определена, но иногда в ней возникают ситуации, требующие принятия новых, нестандартных решений.
3. Высокая.
Часто встречаются новые, сложные ситуации, требующие творческой активности и нестандартного подхода. IV. Социально-психологические параметры: 1. Степень коллективности процесса:
а) низкая (индивидуальный труд);
б) высокая (коллективный труд).
2. Степень самостоятельности в организации работы:
а) исполнитель;
б) организатор собственной деятельности;
в) организатор работы других людей.
3. Особенности трудового взаимодействия (контактов)
а) по количеству контактов:
- немногочисленные;
- многочисленные;
б) по типу партнера:
- посетители, клиенты;
- сотрудники;
- группа (класс, аудитория);
в) по степени постоянства круга партнеров:
- постоянный;
- меняющийся. V. Эмоционально-волевые параметры: 1. Характер ответственности:
а) повышенная:
- материальная;
- моральная;
- физическая
(за жизнь и здоровье других людей);
б) средняя, обычная.
2. Факторы, вызывающие психическую напряженность:
а) риск для жизни;
б) сложные, аварийные ситуации;
в) общение с правонарушителями, психически боль-
ными и т.д.;
г) четко заданный ритм и темп работы;
д) физические нагрузки;
е) длительное пребывание в одном положении;
ж) ночные смены;
з) специфические условия:
- температура;
- влажность;
- шум;
- вибрация;
- неприятные запахи и т.п. VI. Условия работы: Работа в различных микроклиматических условиях:
а) в помещении;
б) на открытом воздухе;
в) в необычных условиях (в горах, под водой, под
землей, в лесу, в воздухе, в степи, в пустыне и др. г) с повышенной моральной ответственностью. Вывод: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________
Методика 13. Схема анализа профессий.
После проведения представленных выше методик, следует познакомить учащихся с анализом профессий путем составления таблицы.
В пустых колонках поставьте знак "+" напротив тех характеристик, которые присутствуют в выбранной вами ранее профессии.
Характеристика профессии Учитель
истории 1 Предмет труда:
- неживая природа;
- живая природа;
- материалы и заготовки;
- дети;
- подростки,
- взрослые;
- техника;
- знаковые системы;
- художественный образ 2 Цели труда:
- контроль, оценка;
- преобразовательные цели;
- изобретательные цели;
- транспортирование;
- обслуживание;
- собственное развитие и самосохранение. 3 Внешние средства труда:
- ручные и простые приспособления;
- механические приспособления;
- автоматические системы;
- компьютерные системы;
- переносные и др. 4 Внутренние средства труда:
- средства общения (голос, мимика, пантомимика и др.)
- анализаторы;
- интеллект;
- внешние данные;
- физическая сила;
- быстрота реакции;
- координация движений;
- выносливость;
- волевые качества;
- аккуратность, спокойствие;
- здоровье;
- нравственные качества 5 Условия труда:
- бытовой микроклимат;
- большие помещения с людьми;
- производственный цех;
- необычные производственные условия 6 Характер общения в труде:
- минимальное общение;
- клиенты, посетители;
- обычный коллектив;
- аудитории;
- дисциплина, субординация;
- небольшой коллектив замкнутом пространстве 7 Характер подвижности в труде:
- преимущественно сидя;
- преимущественно стоя;
- разнообразные движения;
- длительная ходьба;
- вынужденная статичная поза;
- высокая избирательность в движении определенных мышц 8 Ответственность в труде:
- материальная;
- моральная;
- жизнь и здоровье людей;
- обычная, невыраженная ответственность 9 Особенности труда:
- большая официальная зарплата;
- льготы;
- "соблазн";
- встреча со знаменитостями;
- высокий общий престиж;
- ярко выраженная полезность;
- рискованная работа 10 Требуемые знания для работы:
- математика;
- физика;
- химия;
- история; правоведение
- литература, русский язык;
- иностранный язык;
- биология; география;
- физическая культура;
- эстетические предметы 11 Типичные трудности в работе:
- нервное напряжение;
- профессиональные заболевания;
- повышенный риск судимости;
- невысокий престиж;
- очень маленькая зарплата;
- общественно презираемый труд;