<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Федеральная целевая программа
 "Модернизация транспортной системы России
 (2002-2010 годы)"
 
 БИЗНЕС-ПЛАН
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Москва, 2001 год
 
 
 С О Д Е Р Ж А Н И Е Стр. 1. Краткая характеристика состояния проблемы....................... 3 2. Экономическая, социальная и научно-техническая значимость проблемы .................................................................. 6 3. Анализ спроса и прогноз развития рынка транспортных услуг.. 10 4. Анализ внешних и внутренних факторов риска..................... 15 5. Обоснование важнейших программных мероприятий ........... 17 5.1. Железнодорожный транспорт.................................. 17 5.2. Автомобильные дороги.......................................... 20 5.3. Гражданская авиация............................................. 20 5.4. Единая система организации воздушного движения...... 22 5.5. Морской транспорт............................................... 24 5.6. Внутренний водный транспорт................................ 25 5.7. Внутренние водные пути ....................................... 26 5.8. Реформирование пассажирского транспорта общего пользования ............................................. 27 5.9. Безопасность дорожного движения........................... 28 5.10. Информатизация.................................................. 29 5.11. Международные транспортные коридоры.................. 30 6. План реализации Программы........................................... 31 7. Финансовый план реализации Программы, объемы и
  источники финансов....................................................
 35 8. Экономическая эффективность Программы........................ 49 9. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы...... 59
 
 
 
 
 
 
 
 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ
 
  Транспорт в России - важнейшая составная часть производственной инфраструктуры. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием стабилизации и подъема экономики, ее структурной перестройки, обеспечения целостности, национальной безопасности и обороноспособности страны, улучшения условий и уровня жизни населения.
  В условиях реформирования экономики усиливается взаимосвязь развития транспорта с развитием других отраслей хозяйства и социальной сферы, которая не только определяет требования к транспорту в отношении направлений, объемов и качества перевозок, но и возможности его развития, поскольку от объемов перевозок зависят доходы транспортных организаций, являющиеся в современных условиях основным источником инвестиций.
  В силу этой зависимости удешевление и ускорение грузовых перевозок стимулируют расширение транспортно-экономических связей, а удешевление, ускорение и повышение качества пассажирского сообщения приводят к росту подвижности населения и улучшению условий его жизни.
  Таким образом, развитие и модернизация транспорта являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие страны, укрепляющими ее федерализм и территориальную целостность.
  Роль транспорта еще более повышается в условиях глобализации мировой экономики, приводящей к значительному увеличению межгосударственных хозяйственных связей.
  Развитие транспорта будет способствовать также повышению конкурентоспособности российского транспорта на международном рынке транспортных услуг и реализации значительного транзитного потенциала отечественной транспортной системы.
  Для реализации стимулирующего воздействия транспорта на ход экономических и социальных процессов в Программе Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу его развитие отнесено к приоритетным задачам государственной деятельности.
  Россия располагает развитой сетью транспортных коммуникаций общего пользования - железных и автомобильных дорог, воздушных линий, внутренних водных путей и морских сообщений.
  Удовлетворяя, в основном, платежеспособный спрос на перевозки грузов и пассажиров, транспорт пока не обеспечивает надлежащих условий для эффективного социально-экономического развития страны. Неадекватный уровень транспортных тарифов сдерживает развитие внутренних и внешних экономических связей, ограничивает подвижность населения. Слабо используются выгоды географического положения России для получения доходов от экспорта транспортных услуг.
  В период экономических реформ на всех видах транспорта были разработаны федеральные и отраслевые целевые программы их развития, реализация которых должна была обеспечить эффективное удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров в рыночных условиях.
  В 1997 г. Правительством Российской Федерации одобрена Концепция государственной транспортной политики Российской Федерации на период до 2010 гг., содержащая конкретные установки по стратегии развития и основным вопросам развития и работы транспортной отрасли в новых хозяйственных условиях, предназначенные для внедрения современных экономических механизмов на рынке транспортных услуг, а также для обеспечения согласованности деятельности всех федеральных и территориальных органов государственной власти, местного самоуправления, транспортных организаций и других коммерческих структур на транспорте.
  Наряду с изменением отношений собственности и формированием рынка транспортных услуг в годы реформ осуществлялось совершенствование системы управления транспортом и законодательно-правовой базы, регламентирующей транспортную деятельность.
  Однако эти меры в должной мере не улучшили ситуацию. Перевод транспортной отрасли на коммерческую основу и сокращение выделяемых ей государственных инвестиций существенно обострили проблемы развития отрасли.
  Уменьшение доходов транспортных организаций из-за резкого спада объемов перевозок при одновременном росте цен на необходимые им технические средства и материалы, топливо и энергию привели к существенному замедлению обновления основных фондов всех видов транспорта и ухудшению их состояния.
  Федеральные целевые программы по видам транспорта, разработанные без должной увязки друг с другом и не обеспеченные ресурсами, выполняются с большим отставанием.
  Износ основных производственных фондов транспортных отраслей достиг 55-70% и продолжает нарастать. В парках транспортных средств много устаревшей и изношенной техники, значительная часть которой работает за пределами нормативного срока службы. Неудовлетворительно состояние и многих инфраструктурных объектов.
  Недостаточно используются современные информационные технологии.
  Слабо реализованы значительные потенциальные возможности участия России в интеграционных процессах по обеспечению международных транспортных связей.
  Все это, являясь одной из причин высокой ресурсоемкости перевозок, их низкого качества и нарушения экологических требований, приводит к существенному росту транспортных издержек и требует принятия неотложной мер по преодолению сложившихся в развитии транспортной отрасли негативных тенденций.
  Такие меры необходимы, прежде всего, в области технического перевооружения транспорта, которое в сложившихся условиях является ключевой задачей и без которого нельзя добиться существенного улучшения использования транспортного потенциала страны и эффективного обслуживания экономики и населения, а также более полного удовлетворения требований по безопасности перевозок и охране окружающей среды.
  Обновление и пополнение парков подвижных средств транспорта предпочтительно осуществлять за счет техники отечественного производства, что необходимо для обеспечения национальной безопасности страны и уменьшения ее зависимости от закупок технических средств транспорта за рубежом.
  В связи с этим решение рассматриваемой задачи выходит за рамки транспорта и требует соответствующих мероприятий в отраслях промышленности, обеспечивающих транспорт подвижными средствами и другой необходимой ему техникой.
  При этом наряду с поставками уже освоенных отечественной промышленностью прогрессивных типов транспортных средств необходимо также продолжить разработку и обеспечить серийное производство новых перспективных типов транспортных средств, более эффективных по коэффициенту полезного действия, потреблению энергоресурсов, весовым показателям, трудоемкости обслуживания, и более полно удовлетворяющих требования по безопасности перевозок и охране окружающей среды.
  Необходимо обновить парки подвижных средств всех видов транспорта, пополнить их прогрессивными типами локомотивов, вагонов, автомобилей, морских и речных судов, самолетов и привести в соответствие с ожидаемыми потребностями в перевозках. При этом важно обеспечить и рациональную структуру этих парков по мощности, грузоподъемности, пассажировместимости, специализации, виду потребляемого топлива и другим параметрам.
  Необходимо также улучшить состояние и техническую оснащенность инфраструктурных объектов, привести их в соответствие с современными требованиями, ликвидировать имеющиеся на ней "узкие места", увеличить пропускную и провозную способность звеньев, ограничивающих перевозки, создать условия для полной реализации технических возможностей современных подвижных средств. Комплекс дополнительных работ на отечественной транспортной сети необходимо выполнить в связи с формированием на территории России международных транспортных коридоров.
  На железнодорожном транспорте предстоит продолжить электрификацию участков, работающих на тепловозной тяге, усилить подходы к морским портам, на ряде магистральных направлений выполнить работы, связанные с включением их в состав международных транспортных коридоров.
  Исключительно большие работы предстоят на сети автомобильных дорог. Чтобы полностью реализовать возможности автомобильного транспорта и улучшить обслуживание экономики и социальной сферы, а также в связи с формированием международных транспортных коридоров, предстоит реконструировать многие автомобильные магистрали с улучшением их дорожных покрытий, строительством обходов населенных пунктов, развязок в разных уровнях и различных объектов дорожного сервиса, увеличить протяженность дорог общего пользования с твердым покрытием.
  Для обеспечения надежного и безопасного функционирования гражданской авиации необходимы масштабные реструктуризация и модернизация объектов ее наземной производственной базы, развитие и оснащение этой базы современным оборудованием в соответствии с установленными нормативами.
  На внутренних водных путях нуждаются в срочном оздоровлении устройства и оснащения судоходных шлюзов на многих гидротехнических сооружениях Волжско-Камского бассейна и сибирских реках, необходимо увеличить объемы путевых работ по поддержанию судоходных условий на эксплуатируемых реках, повысить перерабатывающую способность ряда устьевых портов.
  Для эффективного освоения прогнозируемых объемов перевозок морским транспортом и уменьшения грузопотоков, следующих в настоящее время через порты сопредельных стран, необходимы существенное наращивание мощности перегрузочных комплексов в отечественных морских портах и модернизация погрузо-разгрузочного оборудования в этих портах.
  Наряду с совершенствованием перевозочного процесса, выполняемого по традиционной технологии, должны получить широкое применение новые прогрессивные технологии перевозок, использующие последние достижения науки и техники.
  Для обеспечения и согласованного функционирования всех видов транспорта важное значение будет иметь повышение уровня информатизации транспортной отрасли, включающей системы информационного обеспечения функций государственного управления транспортом, информационного сопровождения перевозок, информационного обслуживания пользователей транспорта, информационного взаимодействия транспорта с нетранспортными ведомствами и ряд других структур.
  Меры по повышению технического уровня транспорта дополнены и подкреплены мероприятиями организационного, экономического и административного характера, позволяющими улучшить управление перевозочным процессом и другой деятельностью транспортныхорганизаций, для чего предусматривается соответствующая нормативно-правовая база.
  Большое значение будут иметь указанные мероприятия в решении таких общетранспортных проблем как повышение безопасности работы транспорта, формирование на территории России международных транспортных коридоров.
  Они необходимы также и для успешного решения рассмотренных выше задач по техническому перевооружению транспорта, которое связано с крупными капиталовложениями и требует максимальной мобилизации и эффективного использования инвестиционных ресурсов, концентрации их на решающих направлениях.
  Значительная роль в техническом перевооружении и повышении эффективности транспортной системы принадлежит научному обеспечению.
  Для выбора перспективных типов транспортных средств, более совершенных в конструктивном отношении и в то же время более полно отвечающих эксплуатационным и социальным требованиям предстоит выполнить большой комплекс исследований по обоснованию рациональных параметров этих средств.
  Систематические исследования необходимы и для прогнозных оценок спроса на перевозки грузов и пассажиров, являющегося основой для большинства решений по развитию транспорта, а также для обоснования многих экономических и организационных мероприятий, связанных с реформированием транспорта и его работой в рыночных условиях.
  Таким образом, содержанием проблемы модернизации транспортной системы России является широкий круг взаимосвязанных технических, экономических и организационных вопросов, решение которых должно опираться на научные разработки и обеспечить:
  - соответствие развития транспорта общим направлениям социально-экономического развития страны, что необходимо для своевременного удовлетворения спроса на перевозки пассажиров и грузов;
  - опережающее развитие транспортной отрасли по сравнению с другими отраслями экономики, что позволит смягчить ограничения, накладываемые транспортом на производство, сферу обращения и социальную сферу;
  - согласованное развитие всех видов транспорта общего пользования, обеспечивающее их гармоничное сочетание на рынке транспортных услуг и рациональное участие в перевозках, что должно обеспечить снижение транспортных издержек;
  - учет общих закономерностей формирования транспортных систем (пропорциональность в развитии транспортного хозяйства каждого вида транспорта, рациональные схемы транспортной сети, оптимальные режимы работы и т.д.), что обеспечивает высокую эффективность инвестиций.
 
 
 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
 
  Модернизация транспортной системы относится к приоритетным задачам государственного регулирования в Российской Федерации и должна обеспечить благоприятные условия экономической и социальной деятельности, эффективное функционирование производства и рынка, снижение транспортных издержек, создать необходимые предпосылки для интеграции России в международное производственное, информационное, транспортное и торговое сообщество.
  Значимость проблемы определяется необходимостью решения на видах транспорта следующих задач:
  на железнодорожном транспорте предусматривается:
  - внедрение информационно-управляющих систем, модернизация устройств автоматики, телемеханики, связи и энергоснабжения;
  - оптимизация эксплуатационной работы сети и совершенствование управления перевозочным процессом, создание единого центра управления перевозками и 7 региональных центров;
  - создание и поставка железнодорожному транспорту подвижного состава нового поколения с улучшенными технико-экономическими показателями, модернизация и техническое переоснащение заводской и линейной ремонтных баз;
  - поэтапное обновление и модернизация основных производственных фондов федерального железнодорожного транспорта для ликвидации тенденции нарастания уровня их износа, повышения безопасности движения и качественного обеспечения платежеспособного спроса на перевозки пассажиров и грузов;
  - расширение полигона электрификации с доведением доли грузооборота, выполняемого электротягой, до уровня 80-83%;
  - снижение себестоимости перевозок на 10-12% по сравнению с уровнем 2000 г.;
  - реконструкция и модернизация железнодорожных линий общим протяжением более 8 тыс. км для организации скоростного движения пассажирских поездов со скоростями 160-200 км/ч;
  - реконструкция и развитие пограничных железнодорожных станций для обеспечения беспрепятственного пропуска поездов в международном сообщении и создания условий для проведения пограничного и таможенного досмотра, усиление железнодорожных подходов к существующим и строящимся новым морским портам;
  - рационализация взаимодействия с другими видами транспорта, развитие интермодальных перевозок, основанных на логистических принципах и совершенствование информационного обеспечения.
 
  в области модернизации автомобильных дорог:
  * приоритетное финансирование совершенствования, модернизации и развития опорной дорожной сети, ремонта и содержания дорог;
  * развитие сети местных автомобильных дорог для обеспечения связи населенных пунктов с дорожной сетью общего пользования, решения социальных проблем сельского населения;
  * совершенствование системы управления дорожным хозяйством на федеральном и региональном уровнях;
  * совершенствование методов перспективного и оперативного планирования на основе анализа транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог с учетом обеспечения стабильного финансирования и соблюдения инвестиционных приоритетов;
  * повышение качества дорожных работ на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса, опережающего развития отечественного дорожного машиностроения и дорожно-строительной индустрии, в т.ч. с привлечением к этой проблеме организаций оборонной промышленности;
  * совершенствование рынка дорожных работ, повышение качественного уровня конкуренции за счет более широкого внедрения конкурсной системы предоставления подрядов;
  * повышение ответственности территориальных органов управления за решение задач по развитию автодорожной сети при одновременном совершенствовании координации деятельности федеральных и территориальных органов управления автомобильными дорогами.
 
  в области гражданской авиации:
  - восстановление роли воздушного транспорта в транспортной системе страны, обеспечение надежного авиасообщения между всеми ее регионами и стабильного функционирования воздушных линий в районах слабо обеспеченных другими видами транспорта, увеличение доступности воздушного сообщения для всех слоев населения и использования авиации в отраслях экономики и социальной сфере;
  - коренное техническое перевооружение отрасли и, прежде всего, практически полное обновление и оптимизация структуры парка воздушных судов с доведением удельного веса объемов авиаперевозок на новых типах воздушных судов до 80-85%;
  - упорядочение развития сети аэропортов гражданской авиации, в том числе международных, осуществление в приоритетных аэропортах глубокой модернизации производственных объектов и доведение их технической оснащенности до 85% от нормативного уровня;
  - усиление государственного регулирования функционирования и развития гражданской авиации;
  - повышение безопасности деятельности гражданской авиации;
  - снижение за счет применения более экономичных двигателей удельного расхода авиатоплива на 22%.
 
  в области организации воздушного движения:
  - совершенствование структуры и механизмов управления в системе организации воздушного движения;
  - разработка нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность по организации воздушного движения;
  - совершенствование существующего механизма финансового обеспечения;
  - развитие технического обеспечения аэронавигационного обслуживания, внедрение технологий и технических решений перспективной концепции CNS/ATM ИКАО;
  - открытие новых воздушных трасс для полетов воздушных судов отечественных и зарубежных авиакомпаний;
  - обеспечение аэронавигационного обслуживания отечественных авиакомпаний при увеличении интенсивности полетов на 3% - 5% в год и иностранных авиакомпаний при увеличении интенсивности полетов на 4% - 6% в год;
  - обеспечение безопасности воздушного движения в соответствии с требованиями ИКАО (снижение риска столкновения воздушных судов с 6 · 10-8 на час налета в 2000 г. до 3,0 · 10-8 на час налета в 2005 г. и 1,5 · 10-8 на час налета в 2010 г.);
  - сокращение времени доставки пассажиров за счет совершенствования организации воздушного движения на 10%;
  - снижение себестоимости аэронавигационного обслуживания к 2005 г. на 12% и к 2010 г. - на 30%.
 
  на морском транспорте:
  - улучшение материально-технической базы отрасли, приведение ее в соответствие с требованиями развивающейся российской экономики и внешней торговли, а также мировыми стандартами за счет обновления и пополнения морского торгового флота, реконструкции существующих и создания новых перегрузочных мощностей в морских портах, развития систем, обеспечивающих навигационное обслуживание и безопасность судоходства, развития учебных заведений на морском транспорте;
  - улучшение взаимодействия морского транспорта со смежными видами транспорта и грузовладельцами в рамках логистических товаропроводящих систем и международных транспортных коридоров, проходящих по территории России;
  - повышение эффективности механизма государственной поддержки и государственного регулирования работы и развития морского транспорта, обеспечивающее реализацию интересов государства и общества без ущемления хозяйственной самостоятельности организаций;
  - повышение доли российских морских портов в обеспечении переработки отечественных внешнеторговые грузов;
  - повышение доли флота под российским флагом в общем составе флота, контролируемого Россией;
  - обеспечение перевозок отечественным флотом не менее 40% российских внешнеторговых грузов.
 
  на внутреннем водном транспорте:
  - улучшение материально-технической базы внутреннего водного транспорта, приведение ее в соответствие с требованиями развивающейся российской экономики и внешней торговли и современными стандартами - обновление и пополнение транспортного флота внутреннего и смешанного (река-море) плавания, реконструкция существующих речных и устьевых портов;
  - усиление взаимодействия внутреннего водного транспорта со смежными видами транспорта и грузовладельцами в рамках логистических товаропроводящих систем и международных транспортных коридоров, проходящих по территории России.
 
  в области модернизации внутренних водных путей:
  - обеспечение стабильного и надежного функционирования внутренних водных путей и гидротехнических сооружений;
  - обновление флота государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства для проведения путевых работ, обслуживания судоходной обстановки, обеспечения экологических требований и др.;
  - развитие инфраструктуры внутренних водных путей в интересах судоходства, энергетики, водоснабжения городов, населенных пунктов и сельского хозяйства, поддержания экологического равновесия;
  - совершенствование систем связи.
 
  на общественном пассажирском транспорте предусматривается:
  - совершенствование структуры парков пассажирских транспортных средств, модернизация и улучшение их технико-эксплуатационных характеристик;
  - строительство и совершенствование сервисных объектов и производственно-технической базы;
  - модернизация технических устройств метрополитенов, обеспечение высокого уровня надежности функционирования систем безопасности пассажиров и персонала;
  - повышение надежности и экономичности транспортных средств за счет сокращения расхода топлива и электроэнергии, снижения трудоемкости технического обслуживания и ремонта, потребности в запасных частях, увеличения срока службы и межремонтных пробегов;
  - совершенствование транспортных технологий, комплексная информатизация на базе использования навигационных и телекоммуникационных систем;
  - осуществление энергосбережения путем проведения организационно-технических мероприятий по сокращению потребления энергии, в т.ч. за счет расширенного внедрения альтернативных видов топлива, повышения контроля за качеством поставляемых топливно-смазочных материалов, совершенствования нормирования их расхода;
  - осуществление комплекса мер по повышению безопасности движения, уменьшению загрязнения окружающей среды и снижению вредных выбросов в атмосферу.
 
  В области обеспечения безопасности дорожного движения:
  - совершенствование государственной системы управления обеспечением безопасности дорожного движения;
  - предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;
  - совершенствование требований, касающихся конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств, и механизмов их реализации;
  - разработка и применение эффективных схем, методов и средств организации дорожного движения;
  - ликвидация и профилактика возникновения опасных участков на федеральной и территориальной сети дорог;
  - совершенствование правового, информационного, организационного и технического обеспечения контрольно-надзорной деятельности;
  - повышение эффективности аварийно-спасательных работ и оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП.
  Важнейший целевой показатель подпрограммы - это снижение уровня аварийности в городах и на дорогах России и сокращение на 30-40% числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях.
 
  в области совершенствования системы информатизации:
  - внедрение единых нормативно-юридических и организационно-технических стандартов, правил и систем информационного взаимодействия участников транспортного процесса, органов государственного управления транспортом и органов государственной власти на всех уровнях управления;
  - создание системы информационного и технологического взаимодействия отдельных видов транспорта в едином транспортном комплексе страны;
  - обеспечение непрерывного мониторинга функционирования и развития транспорта;
  - осуществление организационно-технических мероприятий, внедрение информационных систем и систем связи для обеспечения необходимого уровня готовности транспорта к работе в чрезвычайных ситуациях;
  - обеспечение прозрачной информационной среды для органов госуправления, инвесторов и участников инновационного процесса на транспорте.
 
  в области формирования международных транспортных коридоров:
  - согласованное развитие объектов российской транспортной, таможенной и пограничной инфраструктуры, обеспечивающее интеграцию евроазиатских транспортных систем и беспрепятственное передвижение через национальные границы пассажиров и грузов;
  - освоение новых секторов внутреннего и международного рынков транспортных услуг, транспортное обеспечение приграничного сотрудничества;
  - привлечение на российские транспортные коммуникации транзитных грузопотоков, в том числе крупнотоннажных контейнеров;
  - гармонизация российских законодательных и нормативных актов с международными нормами.
  - увеличение к 2010 г. ежегодных доходов России от экспорта транспортных услуг на 2-3 млрд. долл. США.
 
  3. АНАЛИЗ СПРОСА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА
  ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
 
  Транспорт выступает в качестве одной из базовых отраслей национального хозяйства страны. От степени развития и эффективности его работы зависит бесперебойность взаимодействия всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, а также каждого предприятия в отдельности, своевременность поставок разнообразной продукции.
  Единая транспортная система Российской Федерации включает в себя железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, морской, речной и воздушный виды транспорта.
  В период 1992-1998 гг. (табл. 3.1.) произошло значительное снижение объемов грузовых перевозок по всем видам транспорта (в 2,5 раза), грузооборот снизился на 33%. Вследствие этого доля железных дорог в суммарной объеме перевозок увеличилась с 42 до 53,9%, доли же других видов транспорта, соответственно, сократились; при этом доля железнодорожного транспорта в грузообороте сократилась с 42 до 32%.
  Таблица 3.1.
 Виды транспорта 1992 г. 1995 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. Перевозки грузов, всего (без трубопроводного), млн. т 3902 2675 1548 1626 1742 В т.ч.: железнодорожный 1640 1028 834 947 1043 автомобильный (общего пользования) 1862 1441 584 556 558 морской 91 65 36 31 32 внутренний водный 308 140 93 91 109 воздушный 1,4 0,6 0,5 0,6 0,6 Доля железнодорожного транспорта, % 42,0 38,4 53,9 58,3 59,9 Грузооборот, млрд. ткм 4696 3531 3144,5 3307 железнодорожный 1967 1214 1019,5 1204,6 1351,9 автомобильный 42 31 21 21,6 трубопроводный 2146 1899 1888 1905,1 морской 405 297 150 114,1 Виды транспорта 1992 г. 1995 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. внутренний водный 136 90 66 61,6 Доля железнодорожного транспорта, % 42 34 32 36 Пассажирооборот, млрд. пасс. км 557,9 425,1 353,6 366,6 387,5 железнодорожный 222,2 163,1 125,7 141 167,5 автомобильный 216,1 189,2 171,6 171,5 165,7 воздушный 117,7 71,7 55,5 53,3 53,4 внутренний водный 1,9 1,1 0,8 0,8 0,9
  В 1999 г. грузооборот железнодорожного транспорта (в отличие от других видов) существенно возрос - более чем на 18% по сравнению с 1998 г. и его доля в грузообороте всех видов транспорта составила 36% против 32,4% в 1998 г. В 2000 г. рост объемов грузооборота железнодорожного транспорта продолжился; относительно 1999 г. он составил 12%.
  Положительные тенденции, вызвавшие в 1999 году рост валового внутреннего продукта (ВВП) на 3,2% и объемов промышленной продукции на 8,1%, позволили увеличить объем отправления грузов железнодорожным транспортом на 13,5%. Социально-экономические процессы, способствующие росту производства, в 2000 году позволили сохранить положительную динамику изменения основных показателей. ВВП страны вырос на 7,6%, объем промышленной продукции - на 9%, а темп роста объемов отправления грузов ж.д. транспортом составил 10,1%.
  Грузовые перевозки автомобильным и водным транспортом стабилизировались на уровне, составляющим примерно 1/3 от перевозок 1992 г.
  Решающе влияние на размеры грузовых перевозок оказало состояние экономики в стране.
  Пассажирооборот во внегородском сообщении за 1992-2000 гг. снизился на 30,5%, в т.ч. на железнодорожном транспорте на 24,6%, на автомобильном - на 23,3%, что объясняется падением платежеспособности населения.
  Российские экспорт и импорт товаров в стоимостном выражении составили в 1998 г. около 115 млрд. долларов США, в 1999 г. - 103 млрд. долл. США и в 2000 г. - почти 137 млрд. долл. США.
  Объем перевозок внешнеторговых грузов России по данным таможенной статистики РФ составил (млн. т):
  Таблица 3.2.
 
  1998 1999 2000 Экспорт 505 528 506 Импорт 70 68 90 Всего 575 596 596
  Более 75% общего объема экспортных грузов поступает в страны дальнего зарубежья, а около 70% импортных грузов ввозится из стран СНГ.
  Объемы перевозок внешнеторговых и транзитных грузов по видам транспорта за отчетный 2000 г. приведены в табл. 3.3.
  Таблица 3.3.
 
 Виды транспорта Объем перевозок, млн. т Морской 170 Трубопроводный 251 Железнодорожный (в прямом сообщении) 172 Виды транспорта Объем перевозок, млн. т Автомобильный 16 Внутренний водный 11 Воздушный 0,2 Всего 620
  Из общего объема перевозок морским транспортом 76 млн. т следует транзитом через порты иностранных государств. Доставка этих грузов осуществляется железнодорожным (50 млн. т) и трубопроводным (26 млн. т) транспортом. В сообщении с российскими морскими портами железнодорожным транспортом перевозится 63 млн. т внешнеторговых и транзитных грузов.
  В 1998 г. каждая тридцатая тонна груза, перевозимая по территории Российской Федерации в международном сообщении, следовала через нашу страну транзитом. Снизившиеся за годы реформ объемы транзитных перевозок грузов стабилизировались на уровне 20 млн. тонн в год. В 1999 г. объем транзитных перевозок составил 20,8 млн. тонн. Основу транзитных перевозок по территории Российской Федерации составляют грузы, отправляемые из стран СНГ (74,4%), Более 92% всех транзитных перевозок (без учета трубопроводного транспорта) в 1998 г. было освоено по железнодорожным магистралям.
 
  В 1998 г. перевозки пассажиров в сообщении со странами дальнего зарубежья составили 14,7 млн. человек (в 1999 г. - 15,6 млн. чел., в 2000 г. - по оценке около 16 млн. чел.). Около 11 млн. человек проследовало через воздушное пространство России транзитом.
  Прогноз перевозок на перспективу до 2010 г. (табл. 3.4) разработан в соответствии с ожидаемыми темпами экономического роста страны и объемами внешней торговли, он учитывает перспективы развития всех видов транспорта, включая трубопроводный.
 
  Таблица 3.4.
 Прогноз перевозок пассажиров и грузов на перспективу до 2010 г.
 Виды транспорта и
 показатели перевозок 2000 г.
 отчет 2001 г.
 ожид. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2010 г. Железнодорожный транспорт Пассажирские перевозки: Объем перевозок, млн. чел 1607 1664 1698 1730 1763 1796 1951 Пассажирооборот, млрд. пасс-км 167,1 173,0 176,5 179,8 183,2 186,7 202,8 Грузовые перевозки: Объем перевозок, млн. т 1042,6 1091,2 1145,8 1208,8 1269,2 1326,3 1533,3 Грузооборот, млрд. ткм 1351,9 1434,0 1505,7 1588,5 1667,9 1743,0 2014,0 Автомобильный транспорт Пассажирские перевозки
 (общественный транспорт): Объем перевозок, млрд. чел 21,8 21,5 21,5 21,5 21,5 21,5 21,5 Пассажирооборот, млрд. пасс-км 149,7 145 145 145 145 145 145 Грузовые перевозки: Объем перевозок, млн. т 5379 5400 5600 5900 6100 6300 7000 Грузооборот, млрд. ткм 133,4 135,0 139,0 143 147 150 170 Морской транспорт (грузовые перевозки флотом, контролируемым Россией): Объем перевозок, млн. т 125,1 125,4 128,4 133,6 134,7 137,0 147,0 Грузооборот, млрд. ткм 538,4 539,7 552,6 575,0 579,9 589,7 632,6 Внутренний водный транспорт Пассажирские перевозки: Объем перевозок, млн. чел 21,0 22,7 24,4 26,0 27,0 28,0 30,0 Пассажирооборот, млрд. пасс-км 0,9 0,97 1,05 1,11 1,16 1,20 1,29 Грузовые перевозки: Объем перевозок, млн. т 117,5 122,7 127,8 133,0 139,0 145,0 230,0 Грузооборот, млрд. ткм 82,5 86,2 89,7 93,4 97,6 101,8 161,5 Гражданская авиация Пассажирские перевозки: Объем перевозок, млн. пасс. 21,8 23,3 25,3 26,4 27,7 29,1 39,0 Пассажирооборот, млрд. пасс-км 53,5 57,1 62,0 66,0 70,0 72,0 86,9 Грузовые перевозки: Объем перевозок, тыс. т 530,0 578,0 630,0 700,0 780,0 821,0 1031,0 Грузооборот, млрд. ткм 2,45 2,64 2,9 3,2 3,5 3,7 4,7 Городской наземный электротранспорт Пассажирские перевозки: Объем перевозок, млрд. пасс. 17,2 17,3 17,4 17,5 17,6 17,75 19,4 Пассажирооборот, млрд. пасс-км 56,55 56,9 57,7 58,2 58,6 58,9 63,8 Метрополитен Пассажирские перевозки: Объем перевозок, млн. пасс. 4200 4242 4284 4327 4370 4414 4458
  Стабилизация перевозок пассажиров общественным автобусным транспортом объясняется ожидаемым дальнейшим ростом автомобилизации страны и увеличением доли перевозок личным автотранспортом.
  Дальнейшее увеличение объемов внешнеторговых и транзитных грузовых, а также международных пассажирских перевозок будет определяться темпами экономического роста и структурных преобразований в экономике, техническим уровнем транспортной системы и качеством предоставляемых услуг.
  В соответствии с принятой стратегией социально-экономического развития страны на ближайшую перспективу рост объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом будет продолжаться, хотя его темпы будут несколько ниже достигнутых в последние годы.
  Намечаемые тенденции роста доли перерабатывающих областей в структуре промышленного производства приведут к дальнейшему увеличению удельного веса Европейского региона. Доля грузов топливно-энергетического и рудно-металлургического комплексов в общероссийском отправлении в перспективе снизится с 57% в 2000 г. до 50-52% к 2010 г.
  Практически весь прирост перевозок нефтегрузов, как и угля (90% и выше), обусловлен ростом потребления на внутреннем рынке страны в основном за счет выведения НПЗ на экономически эффективный среднеотраслевой уровень загрузки мощностей по переработке нефти (80-85% против 60% в настоящее время).
  Общее увеличение отправления рудных грузов составит к 2005 г. 12 млн. т и к 2010 г. - 32 млн. т по сравнению с 2000 г. Рост погрузки обусловлен в основном освоением нового Чинейского месторождения в зоне БАМа (Читинская обл.) и строительством Яковлевского рудника в Белгородской области, а также увеличением производства железорудного сырья на Качканарском ГОКе и предприятиях КМА - Лебединском и Стойленском ГОКах.
  Увеличение отправления цветной руды в значительной степени связано со строительством Средне-Тиманского комплекса в Республике Коми в составе ГОКа и глиноземного завода.
  Основную долю прироста отправления металла в рассматриваемой перспективе обеспечат металлургические предприятия Урала, при этом доля 2-х гигантов отрасли -Нижнетагильского и Магнитогорского комбинатов - возрастет с 50% в настоящее время до 60% в 2010 г.
  Нарастающая тенденция увеличения прироста заготовок деловой древесины находит свое отражение в такой же тенденции роста отправления лесных грузов. Рост отправления лесных грузов к 2005 г. составит 15 млн. т, к 2010 г. - 20 млн. т по отношению к 2000 г.
  Основной прирост отправления минеральных строительных материалов и прочих грузов приходится на железные дороги Европейской части России.
  На период 2001-2005 гг. прирост общего объемов внутренним водным транспортом прогнозируется в 4-4,5% ежегодно, что соответствует прогнозу социально-экономического развития страны на этот период. В Европейской части России по северо-западному направлению ЕГС (Волго-Балтийскому водному пути) прогнозируется рост перевозок грузов с 15 млн. т в 2000 г. (10 млн. сухогрузов, 5 млн. наливных) до 18 млн. т в 2005 г. (соответственно 13 и 5 млн. т).; по южному направлению (Волго-Донскому судоходному каналу и участках Н. Дона) с 4,5 млн. т в 2000 г. до 6 млн. т в 2005 г. (4 млн. сухогрузов, 2 млн. т наливных); по Волге с 37 млн. т в 2000 г. до 46 млн. т в 2005 г., в том числе 9 млн. т нефтеналивных, 37 млн. т сухогрузов.
  В перспективе объемы перевозок грузов в районы Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока будут расти в связи с постепенным наращиванием добычи углеводородного сырья, освоением новых месторождений, переводом скважин на механизированный способ добычи нефти и вахтовый метод их обслуживания. Прогнозируется к 2010 г. прирост грузопотоков до 8 млн. т сырой нефти, нефтепродуктов и других грузов из месторождений Западной Сибири, Красноярского края, Якутии, а также до 8-10 млн. т перевозок нефти в Новый Порт и Игарку для перевалки в морские суда для транспортировки по Северному морскому пути. Увеличится до 2 млн. т подвоз лесных грузов с внутренних пунктов реки Енисей для перевалки на морские суда в порту Игарка.
  Объем перевозок грузов морским флотом, контролируемым Россией, возрастет к 2010 г. до 147 млн. т против 125,1 млн. т в 2000 г. или в 1,17 раза. При этом в морских портах будет введено в эксплуатацию новых и реконструировано старых перегрузочных комплексов производственной мощностью 262 млн. т в год. Предусмотрено строительство 266 судов транспортного флота суммарным дедвейтом 7,6 млн. т.
  Прогнозные оценки объемов российской внешней торговли приняты в соответствии с "Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу", разработанными Центром стратегических исследований и одобренными Правительством Российской Федерации в июле 2000 г. (табл. 3.5)
 
  Таблица 3.5.
  (млрд. долл. США)
  Отчет Оценка Прогноз 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Экспорт 72,9 103,0 81,2 83,8 86,4 88,7 91,3 93,9 96,5 99,0 101,6 104,2 Импорт 30,3 33,9 54,0 59,9 65,1 70,7 74,8 78,9 83,0 87,1 91,2 95,3 ВСЕГО 103,2 136,9 135,2 143,7 151,5 159,4 166,1 172,8 179,5 186,1 192,8 199,5
  При прогнозировании перевозок морским и внутренним водным транспортом учтены ожидаемые объема транспортировки углеводородного сырья трубопроводным транспортом. Предполагается увеличение пропускной способности нефтепровода "Дружба" и создание новых трубопроводов, в том числе Балтийской трубопроводной системы, Каспийского трубопроводного консорциума, трубопроводов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
  Ожидается, что к 2010 г. объем внешней торговли России в стоимостном выражении возрастет по сравнению с уровнем 2000 г. на 45%, а объемы перевозок экспортно-импортных грузов - на 18 - 27%.
  Объем перевозок внешнеторговых грузов составит (млн. т):
  Таблица 3.6.
  2002 2003 2004 2005 2010 Минимальный вариант 609 622 635 648 705 Максимальный вариант 615 635 655 675 766
  Из общего объема экспортно-импортных перевозок в 2010 г. экспортные грузы составят 605 - 646 млн. т и импортные - 100 - 120 млн. т.
  Размер транзитных перевозок грузов возрастет в 2,9 - 3,0 раза и достигнет 58-60 млн. т.
  Перевозки транзитных грузов в контейнерах на основных широтных направлениях возрастут до 250 - 300 тыс. единиц и на направлении "Север - Юг" - 80 - 100 тыс. единиц.
 
 Таблица 3.7.
 Распределение перевозок российских внешнеторговых и международных транзитных
 грузов между видами транспорта в 2010 г. (по максимальному варианту)
 Виды транспорта Объем перевозок грузов, млн. тонн Морской 330 Трубопроводный 288 Железнодорожный (в прямом сообщении) 160 Автомобильный 28 Внутренний водный 20 Воздушный 0,4 ВСЕГО 826
  Перевозки пассажиров в международном сообщении к 2010 г. возрастут по сравнению с 2000 г. в 1,4 - 1,5 раза и составят 22 - 24 млн. человек. Из этого объема 12 - 13 млн. чел. будет приходиться на граждан России, совершающих поездки в страны дальнего зарубежья и 10 - 11 млн. чел. на иностранных граждан, посещающих Россию.
  Кроме того, 14 - 16 млн. человек проследует по транзитным международным воздушным трассам (в основном по кроссполярным и трансполярным маршрутам).
 
 4. АНАЛИЗ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ РИСКА
 
  Анализ влияния факторов коммерческого риска выполнен на основе экспертных оценок разработчиков программы, опирающихся на прогноз развития экономики России на среднесрочную перспективу, прогнозы развития экономики стран СНГ и дальнего зарубежья, прогноз объемов структуры и направлений современных и перспективных международных грузо- и пассажиропотоков, анализ современного состояния материально-технической базы и финансово-экономических показателей работы отечественных организаций транспортного комплекса и тенденций их развития, а также правовых условий функционирования международных транспортных коридоров на территории России.
  Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.
  На реализацию программы могут оказать влияние непредвиденные изменения как в российской экономике, так и на мировых торговых и транспортных рынках.
  К внешним факторам риска, т.е. риска, связанного с работой на мировых рынках, относятся:
  - возможное падение спроса на основные товары российского экспорта: нефть и нефтепродукты, уголь, минеральные удобрения, металлы и др., вызванное как состоянием конъюнктуры мирового рынка, так и антидемпинговой политикой в отношении России. Вероятностный характер имеют экономические санкции, установленные по политическим мотивам.
  - колебание цен, валютных курсов и т.п.;
  - резкое снижение фрахтовых ставок из-за превышения наличия тоннажа транспортного флота над потребностью в перевозках какого-либо груза;
  - повышение транзитных ставок при перевозках по железным дорогам сопредельных государств;
  - ужесточение административных и экономических мер по недопущению российских автоперевозчиков на рынок международных перевозок.
  - появление новых конкурентов, предлагающих те же товары, что и российская внешняя торговля, но более высокого качества и на более выгодных условиях;
  - обострение конкуренции на международном рынке транспортных услуг, в частности со стороны судоходных компаний, при реализации программы развития Транссибирского МТК.
  В условиях конкуренции между несколькими направлениями освоения евроазиатских транспортно-экономических связей российские транспортные коммуникации, входящие в МТК, имеют следующие преимущества, снижающие риски при осуществлении инвестиций на развитие отдельных их объектов:
  - сокращение расстояния перевозок грузов и пассажиров по сравнению с большинством альтернативных маршрутов;
  - наличие на направлениях концентрации транзитных перевозок коммуникаций одного или нескольких видов транспорта, обладающих большими мощностями, высоким техническим уровнем и, в ряде случаев, значительными резервами пропускной и провозной способности;
  - имеющийся опыт осуществления транзитных перевозок на направлениях "Запад-Восток" и "Север-Юг" в сообщении со странами СНГ и между странами дальнего зарубежья;
  - удаленность от основных очагов напряженности и межнациональных конфликтов;
  - осуществление транзитных перевозок на большей части маршрута следования в рамках одной таможенной территории и по транспортным коммуникациям, имеющим одинаковые технические параметры.
  Первые два фактора в сочетании с относительно низкими заработной платой и стоимостями строительства подвижного состава и инфраструктурных объектов позволяют уверенно рассчитывать на конкурентоспособные тарифы по сравнению с другими направлениями перевозок.
  К внутренним факторам относятся:
  - нестабильность экономического законодательства, условий инвестирования и использования прибыли;
  - неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или отдельных регионах;
  - возможные проявления элементов нестабильности в российской экономике (несмотря на появившиеся признаки ее улучшения), что может повлечь за собой снижение объемов грузопотоков в целом или по отдельным грузам, сокращение инвестиций в развитие транспорта;
  - неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий и техногенных катастроф, могущих вызвать перераспределение бюджетных и прочих средств в стране;
  - неполнота или неточность информации об действительной эффективности мероприятий, включенных в Программу;
  - имеющие место случаи несогласованности действий участников транспортного процесса (грузовладельцев, внешнеторговых объединений, железнодорожного транспорта, портов и судоходных компаний), не позволяющие реализовать перевозочный потенциал транспортной системы страны.
 
 5. ОБОСНОВАНИЕ ВАЖНЕЙШИХ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
 
  Система программных мероприятий направлена на освоение перспективных объемов перевозок грузов и пассажиров, преодоление сложившихся диспропорций в развитии транспортной системы страны, улучшение состояния ее материально-технической базы, применение современных технологий перевозок, переработки и хранения грузов, повышение качества перевозок пассажиров, расширение набора услуг, предоставляемых грузовладельцам и другим участникам транспортного процесса.
 
 5.1. Железнодорожный транспорт
 
  Для решения поставленных задач разработаны проекты модернизации, технического перевооружения и развития железнодорожного транспорта.
  В области реорганизации и развития отечественного локомотиво- и вагоностроения, организации ремонта и эксплуатации пассажирского и грузового подвижного состава эти проекты направлены на удовлетворение перспективных потребностей в подвижном составе за счет поставок локомотивов нового поколения, производимых на заводах России, и модернизации существующих с продлением их сроков службы на основе технических решений, отличающихся высокой экономичностью, лучшими потребительскими, эксплуатационными, экологическими качествами и обеспечивающих конкурентоспособность российского транспортного машиностроения, снижение себестоимости перевозок.
  В области электрификации участков железных дорог и переключения грузопотоков с тепловозных на электрифицированные хода намечен ввод электрической тяги на полигоне около 8 тыс. км.
  Система мероприятий по обновлению и развитию хозяйства электроснабжения включает:
  - обновление и усиление устройств контактной сети;

<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу