<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Ферапонтов
 Юрий Анатольевич
 
 Селективное управление в промышленности: основные направления исследования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Москва 2000
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Ферапонтов Ю. А. Селективное управление в промышленности: основные направления исследования. М., МГАПИ, 0,8 а.л.
 
 
 
  Настоящая работа посвящена основным проблемам реформирования управления в отечественной промышленности, исследуются экономические и административные регуляторы рыночной экономики в индустриально развитых странах, анализируются основные направления селективного управления в промышленности в переходный период.
  Рассчитана на специалистов и массового читателя.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 (c) Ферапонтов Ю. А. Селективное управление в промышленности: основные направления исследования. М., МГАПИ, 0,8 а.л.
 
 
 
  Введение
  Развитие кризисных явлений в российской экономике было обусловлено во многом стихийностью формирования рыночных отношений. Соответственно все актуальней становиться поиск путей осуществления государственного управления, необходимость в разработке новой, научно обоснованной политики, в принципах и методах планово-прогнозируемой деятельности с целью обеспечения позитивных сдвигов в экономическом развитии общества. Однако для этого требуется не просто глубже вникнуть в сущность построения современной системы хозяйствования в России, но и проанализировать направления реформирования в бывших странах социализма, в ряде экономически развитых стран.
  Новые формы государственного управления призваны смягчить весьма болезненные последствия переходного периода, одновременно способствуя становлению рыночной экономики. Такой формой может стать селективное управление, позволяющее решать вопросы подъема экономики с минимальными финансовыми затратами и с наибольшей эффективностью. Через оказание помощи конкретным, стратегически важным для страны объектам (с использованием сопряженных цепочек взаимодействия) становится возможным решение задачи оживления всей экономической сферы.
  Эффективность селективного управления зависит от избранных в нем направлений, четкого формулирования критериев отбора объектов ("точек роста"), наконец, от умения увязывать интересы всех субъектов взаимодействия. Кроме того, важно проводить комплексный анализ возможных последствий применения селективного управления, прежде всего негативных. Ключевым вопросом является повышение эффективности использования производственного потенциала страны.
  Государственное управление в условиях переходной экономики, в определенном смысле можно рассматривать как носящее селективный характер. Однако взаимоотношения органов государственной власти с регионами, отраслями и крупными корпорациями (главными "объектами" заботы) оказывались далекими от совершенства. Именно на их нужды, нередко входящие в противоречие с общегосударственными интересами, направлялись дефицитные финансовые средства госбюджета, происходило их явное "разбазаривание".
  Попытки усиления государственного влияния на экономику не могли принести успеха уже потому, что стратегические и тактические решения вырабатывались и принимались, что называется, в "одной корзине".
  В результате подобного "селективного" управления произошло усиление корпоративности российской экономики, фактическое "проедание" производственно-технического потенциала, беспрецедентное для мирного времени снижение ВВП. Картина реальной динамики экономического спада дополнялась ростом ресурсоемкости продукции, уменьшением производительности труда и фондоотдачи. Все это усугубляло структурный дисбаланс экономики.
  Становилось крайне важным выявление путей, возможности ослабления столь болезненных последствий государственного руководства экономикой, упорядочения экономического пространства, достижения системой динамического равновесия и устойчивости развития с учетом сложностей переходного периода. Такая задача, несомненно, трудна, но решать ее необходимо неотлагательно. В ее рамках требуются последовательные и согласованные экономические преобразования, динамичное развитие промышленного производства и рыночной инфраструктуры.
  Избранная для научного исследования тема, несмотря на ее актуальность, относится к малоизучаемым на данном этапе проведения реформ. Вопросы селективного управления в современной литературе так или иначе поднимаются - правда, при этом может использоваться другая терминология, со схожим понятийным содержанием, но в целом ему уделяется явно недостаточное внимание.
  Выявить особенности российской переходной экономики, ее наиболее острые проблемы, требующие неотложного разрешения, помогло в немалой степени изучение ряда соответствующих работ1.
  В рамках исследовательских задач была осознана необходимость осуществления макроэкономического регулирования с активным участием государства, что подвело диссертанта к изучению экономической литературы, посвященной данным вопросам, и с помощью которой ему удалось выстроить некоторые подходы2.
  При построении новой модели государственного регулирования наиболее полезными оказались работы, посвященные отдельным, довольно специфичным проблемам3 государственного регулирования в различных областях экономической жизни общества, а также отечественные и зарубежные научные публикации, касающиеся вопросов экономического анализа4.
  По мнению автора данного исследования, Россия, вступая в XXI век, одновременно решает и вопросы своего достойного вхождения в мировое сообщество. И осуществить поиск таких путей сможет помочь именно использование селективного подхода к государственному управлению экономикой. Осознанию этого факта во многом способствовало изучение литературы, решающей проблемы установления новых внешнеэкономических связей5.
  Однако в публикуемых научных источниках оказалось недостаточно информации для проведения исследования по избранной тематике, в результате чего потребовалось более детальное специальное исследование настоящей темы.
 
 Общие проблемы селективного управления
 
  Стихийное формирование рыночных отношений и сохраняющееся влияние принципов построения экономики в советский период обусловили в стране развитие кризисных явлений. Было осознано, что оставление за государством лишь "традиционно" значимых общественных функций в условиях переходной экономики становится неправомерным, и ему необходимо принять на себя регулирующие функции по упорядочиванию экономического пространства.
  Отказ от административных методов регулирования отнюдь не должен был означать полного отрицания функций планирования и контроля - рассмотрения их в качестве "пережитка недавнего прошлого", а также возможности использования косвенных мер воздействия на экономику. И государство, особенно в условиях неустойчивой рыночной среды, должно нести ответственность за экономические преобразования.
  Таким образом сама практика реформирования обусловила необходимость поиска путей государственного управления рыночной экономикой с целью обеспечения позитивных сдвигов в общественном развитии. Анализ опыта стран Восточной Европы, также вышедших из недавнего социалистического прошлого, выявил уже иные причины образующихся там кризисов - наибольший акцент при проведении реформ делался на частный сектор, тогда как крупная промышленность оставалась за пределами внимания.
  Изучение современной литературы, посвященной проблемам участия государства в управлении экономикой, показало, что ощутимый эффект способен принести селективный подход, но при условии грамотного выбора объектов - "точек роста" и построения соответствующей политики. При этом должно происходить сближение интересов и ожиданий предприятия, государства и общества.
  Сам термин "селективное управление" в литературе встречается нечасто; вместо него используются понятия со схожим смысловым наполнением - "государственный патронаж", выборочное вмешательство", "косвенное воздействие", "государственный протекционизм" и др. Селекцию объектов разные авторы предлагают осуществлять в зависимости от принципиальных отличий секторов экономики (государственного, общественного и частного); от того, работают предприятия на внутренний или внешний рынок, от их экономической или социальной значимости, но при условии создания общих благоприятных макроэкономических условий.
  Селективное управление определяется как избирательное воздействие государства на определенные элементы (объекты) экономической системы, с помощью которого достижение этих целей может становиться оптимальным. Объектами применения селективного управления ("точками роста") могут выступать целые отрасли, крупные производственные организации и отдельные предприятия.
  Селективное управление в нашей стране актуализируется необходимостью стабилизации экономической ситуации, отсутствием достаточных средств для комплексного подъема российской экономики, возможностью через оказание помощи конкретным, стратегически важным для страны объектам - по сопряженным цепочкам взаимодействия - обеспечить оживление всей хозяйственной жизни и даже решать социальные вопросы, средств на которые уж точно не хватает. Правильный выбор "точек роста" может позволить достигать искомых результатов с наименьшими финансовыми затратами и с максимальной эффективностью.
  Грамотно построенная селективная политика потребует разработки системы государственных программ, использования жестких мер финансово-кредитного и денежного характера при одновременном их увязывании с экономической заинтересованностью субъектов хозяйственной деятельности, учета особенностей переходной экономики и обеспечения свободы предпринимательской деятельности.
  При этом должен проводиться и комплексный анализ возможных последствий от применения селективного управления, в том числе негативных (появление серии банкротств, закрытие предприятий, безработицу, нарастание социальной напряженности в регионах и др.)
  Среди методов селективного управления предложено использовать: гарантированное кредитование; развитие лизинга; страхование инвестиционных кредитов; льготное налогообложение; государственный протекционизм во внешнеэкономических действиях и другие меры экономического и административного характера.
 
  Опыт селективного управления в свете
  глобальных изменений в мировой экономике
 
  Обращение к опыту экономически развитых стран позволило увидеть, что усиление государственного участия в управлении экономикой становится общей тенденцией. И обусловлено это созданным прецедентом в ряде азиатских стран с коммунитарной идеологией, где сильна роль правительства. Именно оно обеспечивает следование страной намеченным курсом, иногда с использованием жестких мер, но при этом достигаются весьма значительные результаты, хотя в этих странах даже нет "свободы рынка" и "свободных предпринимателей" в европейском понимании.
  Под их влиянием в обществах с индивидуалистической идеологией, где роль государства традиционно ограничена защитой собственности, открытости рынка и максимально свободной конкуренции, а его вмешательство носит временный характер (имеет место при возникновении кризисных ситуаций), происходит переосмысление роли государства.
  Этой тенденции способствовали также глобализация бизнеса и возрастающее значение новых технологий, где основной функцией государства становится стимулирование, направление и ускорение структурных и технологических изменений, необходимых для успешного, опережающего и долговременного экономического роста, получения выигрыша социумом в целом.
  При этом неизменно возрастает значимость селективного подхода к управлению экономикой, а его успешность зависит от грамотно избранных направлений и оценок потенциальных "точек роста", от умения увязывать меж собой интересы всех субъектов взаимодействия. Одновременно с этим происходит переориентация деятельности на достижение равновесия между экономическим ростом и социально-политической стабильностью, на построение государства всеобщего благосостояния.
  По мнению западных экономистов, для достижения наибольших успехов при осуществлении селективного управления государственные органы обязаны научиться быстрому реагированию на происходящие в мире изменения, уметь всесторонне их оценивать, чтобы точно знать, когда и куда нужно вмешиваться в экономику. Какие более гибкие и эффективные инструменты и стимулы использовать, в том числе основанные на рыночных технологиях, административных методах или на добровольно заключаемых соглашениях.
  Усиление государственного вмешательства в экономику с использованием селективного подхода наблюдается уже в США, Канаде, в странах Западной Европы, хотя в каждой из них своя специфика, обусловленная характером общественного развития. Общим же следует считать выделение сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса, инновационную сферу в качестве важнейших объектов селективного управления.
  Отнесение к ним сельского хозяйства во многом объяснимо его особенностями: негибкостью спроса на продукцию, высокой зависимостью отрасли от состояния мирового рынка, наличия в ней большого числа мелких и средних товаропроизводителей и, наконец, подверженностью различным природным коллизиям.
  Активная политика поддержки малого и среднего бизнеса связана с необходимостью обеспечения рыночной конкуренции и экономического развития в целом. Малые предприятия в мировой практике пользуются весьма разнообразными формами финансового содействия (прямые и гарантированные займы, субсидии, налоговые льготы, система государственных заказов), кроме того им оказывается практическая помощь (по вопросам организации и управления производством, подготовки и переподготовки кадров, информационная и консультационная поддержка).
  Однако особое внимание повсеместно - под влиянием глобальных изменений в мировой экономике, - уделяют инновационной сфере, которая становится главным источником экономических и социальных достижений, а потому важнейшим объектом селективного управления. Сегодня очевидно, что невозможно обеспечить динамичность развития экономики на основе одних рыночных методов.
  "Критически важными" в XXI веке признаны следующие фундаментальные направления в науке: микроэлектронные схемы, полупроводники, компьютерные системы и технологии, искусственный интеллект и робототехника, биотехнология, производство композитных материалов, создание устройств на основе сверхпроводимости.
  Приоритетами инновационной политики "гражданского назначения" являются: мировое лидерство в науке и технике; широкое использование информационной технологии; экономический рост и создание рабочих мест; охрана окружающей среды; укрепление национальной безопасности; обеспечение здоровья нации и образованности общества.
 
  Селективное управление основа стабильного
  развития
 
  Селективное управление в нашей стране в условиях переходного периода так или иначе имело место, хотя и использовалось в искаженной форме. В результате оно оказалось не эффективным, усугубив кризисные явления, структурный дисбаланс экономики.
  При слабости государственной власти и непродуманности принимаемых решений дефицитные средства госбюджета попросту "разбазаривались". Они шли на покрытие искусственно образующихся дефицитов региональных бюджетов (фактически был создан механизм их стимулирования), удовлетворение интересов отдельных отраслей и крупных корпораций, что вступало в противоречие с общегосударственными потребностями. Поддержка эффективно работающих промышленных предприятий, если и имели место, то была скорее исключением из правила.
  Неэффективность государственной политики усугублялась и тем фактом, что стратегические и тактические решения не вычислялись четко, а вырабатывались и принимались в одночасье, без учета стратегических приоритетов развития. В результате произошло резкое снижение ВВП. И картина реальной динамики экономического спада дополнялась ростом ресурсоемкости продукции, крайним уменьшением производительности труда и фондоотдачи.
  Промышленное производство, малый бизнес и инновационная сфера попросту были брошены на выживание. Промышленный кризис, в сравнении с другими отраслями экономики, оказался наиболее тяжелым; здесь по сути происходило "проедание" производственно-технического потенциала. Главным оппонентом малого бизнеса стало именно государство (в частности налоговая политика). Выведение же инновационной сферы из числа важнейших приоритетов развития можно считать наиболее серьезным просчетом, усугубившим экономический кризис.
  Предложенная модель селективного управления отвечает критериям динамичности, эффективности, сбалансированности, четкой управляемости, учитывает особенности переходной экономики, включает в себя стратегию стабильного экономического роста. Она требует также тщательной проработки экономической и социально-политической ситуации, учета и последствий любого акта вмешательства государства в рыночную экономику. Внесены предложения и по разработке целостной государственной политики, ее согласованию с бюджетной, финансово-кредитной, налоговой политикой и ориентированную на стимулирование опережающего развития современных отраслей производства, технологий и продуктов, на реальный прорыв в завтрашний день.
  В частности, для нахождения оптимальной комбинации ресурсов предприятие должно так распределять имеющиеся (или выделенные) средства на их приобретение, "чтобы предельная степень технического замещения капитала трудом равнялась отношению цены труда к цене капитала"6. На языке математики это может быть выражено следующим образом: оптимальная комбинация ресурсов труда и капитала и оптимизация самих ресурсов требует, чтобы: Pn * N + Pk * K = Q, где
  Pn - цена труда;
  N - количество труда;
  Pk - цена капитала;
  K - количество капитала;
  Q - совокупные затраты (при существовании же только этих двух ресурсов - максимальный бюджет).
  Естественно, не менее важное значение имеет преодоление коррумпированности бюрократии, что препятствует распределению государственных субсидий и налоговых льгот в интересах всего общества. Необходимо так же обоснованно определять "точки роста" и выстраивать цепочки взаимодействия, по которым станет возможным обеспечить прогрессивное развитие общества.
  В рамках селективного подхода предлагается использовать методы как прямого, так и косвенного воздействия, которые могут относиться к экономике в целом, а так же к деятельности отдельного предприятия. С их помощью следует осуществлять стимулирование выделенных производств и предприятий, создание правовой и нормативной базы, организацию общероссийской информационной системы, проводить ценовую регуляцию, удержание темпов инфляции, кардинальное изменение налоговой системы и др.
  В рамках последней крайне необходим переход на снижение ставки налогообложения по мере увеличения глубины переработки и реализации продукции. Только так возможно остановить переток финансовых ресурсов и уход предпринимателей из высокотехнологичных производств в добывающие отрасли, обеспечить заинтересованность в производстве конкурентоспособной продукции.
  Специальные мероприятия предложены и для государственного регулирования сельскохозяйственного производства, деятельности предприятий среднего и малого бизнеса, а также для инновационной сферы. В селективной государственной поддержке, несомненно, нуждаются стратегические направления фундаментальных исследований, прежде всего те, где создаются техника и технологии новых поколений.
  Необходимо содействовать сохранению самого стратегического ядра инновационного потенциала, решать вопросы разработки и внедрения инноваций в производство, переподготовки управленческого и научно-технического персонала для работы в новых условиях, способствовать установлению более тесных связей между наукой и производством. Финансовый механизм здесь должен быть ориентирован на совместное использование средств: госбюджета, финансово-промышленных групп, коммерческих банков, предприятий, организаций и иных хозяйствующих субъектов.
  Если главная цель государственного регулирования - это упорядочение экономического пространства с помощью ослабления болезненных последствий переходного периода и одновременного содействия становлению рыночной экономики, то ключевой вопрос селективного управления - повышение эффективности использования производственного потенциала страны.
  В рамках селективного подхода представляется целесообразным использовать следующие формы государственного регулирования экономикой. (см. табл.1)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Табл. 1
  Формы государственного селективного
  регулирования экономикой
 
 Для отраслей промышленных комплексов, отдельных предприятий с большим научно-техническим потенциалом и способных производить конкурентоспособную продукцию осуществлять:
 государственных гарантий
 и безопасности бизнеса поддержку
 продвижения продукции на внешний рынок получения инвестиционных льготных кредитов приоритетное размещение государственных заказов
 
  Для отраслей, имеющих возможность покрывать значительную часть внутреннего спроса:
 
 осуществлять развитие лизинга
 
 
  кредитование населения для покупки товаров длительного пользования расширение сбытовой торговой сети использовать защитительные им портные тарифы и др.
  Но первостепенное внимание все же необходимо уделять новейшим, высокотехнологичным отраслям, обеспечивающим выход на свободный рынок.
  Решение проблемы эффективности промышленного производства следует осуществлять в долгосрочной перспективе, поэтому актуальным становится вычисление параметров "отдачи от масштаба производства", показывающее изменение этой эффективности от используемых ресурсов. Достижение всей экономической системой динамического равновесия, устойчивости развития должно осуществляться посредством взаимоувязывания равновесия роста предприятий, различных секторов и экономики в целом.
  О равновесии роста для конкретного предприятия можно говорить в том случае, если цены производимых товаров, объем производства и ресурсы позволяют непрерывно достигать поставленные цели (прибыль, объем производства, техническое перевооружение и др.).
  Увязывание же равновесия роста предприятия с динамикой роста экономики может осуществляться с помощью двух факторов: 1) возможности его роста в данной экономической среде и 2) его реальной к тому способности, зависящей от организации и управления производством, наличия необходимых ресурсов.
  Экономический рост может достигаться, как экстенсивным, так и интенсивным путем - посредством внедрения новых технологий и иных достижений научно-технического прогресса. Эффективность же производства может выявляться с помощью "функции производства", обозначающей отношение между затрачиваемыми ресурсами в единицу времени и получаемой продукцией. Здесь требуется некий оптимум, при котором ресурсы будут экономиться, а производительность - расти.
  Достижение стабильного экономического роста для России сегодня является действительно сложной, но жизненно важной задачей. Это потребует осуществления последовательных и согласованных экономических преобразований, динамичного развития промышленного производства, всей рыночной инфраструктуры. Наиболее реально достичь этого именно с помощью селективного управления.
  В заключении подводятся итоги исследования, делаются выводы теоретического и прикладного характера, обоснования и рекомендации по использованию селективного управления для обеспечения стабильного развития рыночной экономики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Содержание
  Введение..............................................................................3
  Общие проблемы селективного управления.....................6
  Опыт селективного управления в свете глобальных
  изменений в мировой экономике.......................................8
  Селективное управление основа
  стабильного развития.........................................................10
  Заключение..........................................................................14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Подписано к печати_______2000г. Формат 60х84. 1/16
  Объем 1,0 п.л. Тираж 100 экз. Заказ №____________
  Типография НИИ МО
 
 1 Александров Ю.Г. Переходная экономика: российская версия. М., 1999.; Бузгалин А.В. Закономерности переходной экономики. Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. М.: Аспект Пресс, 1995.; Постсоветская Россия: реформы и управление. М., 1999.; Соколин. Б. Кризисная экономика России. Рубеж тысячелетий. СПб., 1997.; Экономика и управление: проблемы и пути выхода из кризиса. М., 1999.
 2 Абдуллаев К.Н., Государственное регулирование экономики в условиях перехода к рынку. СПб., 2000.; Лыкова Л.Н. Проблемы бюджетного федерализма в России. Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства. М.: Аспект Пресс, 1996.; Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. М., 1999.; Тюренков С.В. Государственное регулирование смешанной экономики. Новосибирск, 1999.; Юрганова Л.А. Трансформация системы государственного управления в Российской Федерации. Екатеринбург, 1999.
 
 3 Багриновский К.А. Экономические методы стимулирования прогрессивных технологий. Управление экономикой переходного периода, Вып.3. М., 1998.; Власов А.В. Механизмы поддержки малых предприятий. М., 1999.; Голиков В.И. Предприятие в системе государственного управления. Киев, 1999.; Гордеев А. Экономические механизмы регулирования агропромышленного производства. Экономист. М., 1998, № 6.; Кожевников Р., Дедова И. Государственная инновационная политика и ее финансовое обеспечение. Вопросы экономики, М., 1998, № 12; Пчелинцев О.С. Проблемы экономического и социального обоснования региональных программ. Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства. М.: Аспект Пресс, 1996.
 
 4 Анализ экономики: страна, рынок, фирма. М., 1999.; Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1993.; Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. Пер. с англ. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1994.; Макконел К., Брю С. Экономикс. М.: Прогресс, 1992. Т. 2.; Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М.,1995.; Томпсон А., Формби Дж. Экономика фирмы. Пер. с англ. М.: ЗАО "Издательство БИНОМ", 1998.
 5 Абдулгамидов Н., Губанов С., Российская экономика в системе мировых связей. // Экономист. - М., 2000 г., № 3; Богомолов О.Т. Реформы в зеркале международных сравнений. - М., 1998 г.; Лесников Г. Стратегия западноевропейской интеграции и отношение к России. // Экономист. - М., 1998 г., № 1; Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы российской экономики. / Под рук. Д.С. Львова. - М., 1999 г.
 6 Там же. - С. 197.
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 
 
 
 5
 
 
 

<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу