<< Пред.           стр. 1 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

  Ф. ЭНГЕЛЬС ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И
 
  ГОСУДАРСТВА
  Содержание
  Происхождение семьи, частной собственности и государства
  ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ 1884 ГОДА
  ПРЕДИСЛОВИЕ К ЧЕТВЕРТОМУ ИЗДАНИЮ 1891 ГОДА
  Глава I ДОИСТОРИЧЕСКИЕ СТУПЕНИ КУЛЬТУРЫ
  Глава II СЕМЬЯ
  Глава III ИРОКЕЗСКИЙ РОД
  Глава IV ГРЕЧЕСКИЙ РОД
  Глава V ВОЗНИКНОВЕНИЕ АФИНСКОГО ГОСУДАРСТВА
  Глава VI РОД И ГОСУДАРСТВО В РИМЕ
  Глава VII РОД У КЕЛЬТОВ И ГЕРМАНЦЕВ
  Глава VIII ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА У ГЕРМАНЦЕВ
  Глава IX ВАРВАРСТВО И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
  Примечания
  источник: Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. - М.:
  Политиздат, 1986, - 639 с. - В над- заг. - И-нт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.
  OCR: VV:Lab dec 1998
  ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ 1884 ГОДА
  Нижеследующие главы представляют собой в известной мере выполнение завещания. Не
  кто иной, как Карл Маркс собирался изложить результаты исследований Моргана в
  связи с данными своего - в известных пределах я могу сказать нашего -
  материалистического изучения истории и только таким образом выяснить все их
  значение. Ведь Морган в Америке по-своему вновь открыл материалистическое
  понимание истории, открытое Марксом сорок лет тому назад, и, руководствуясь им,
  пришел, при сопоставлении варварства и цивилизации, в главных пунктах к тем же
  результатам, что и Маркс. И подобно тому как присяжные экономисты Германии
  годами столь же усердно списывали "Капитал", сколь упорно замалчивали его, точно
  так же и представители "доисторической" науки в Англии поступали с "Древним
  обществом" Моргана ["Ancient Society, or Researches in the Lines of Human
  Progress from Savagery through Barbarism to Civilization". By Lewis H. Morgan.
  London, Macmillan and Co., 1877 [Льюис Г. Морган. "Древнее общество, или
  исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к
  цивилизации". Лондон, Макмиллан и К-, 1877]. Книга напечатана в Америке, и в
  Лондоне достать ее чрезвычайно трудно. Автор умер несколько лет тому назад]. Моя
  работа может лишь в слабой степени заменить то, что уж не суждено было выполнить
  моему покойному другу. Но в моем распоряжении имеются среди его подробных
  выписок из Моргана [См.: Маркс К. Конспект книги Льюиса Г. Моргана "Древнее
  общество" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 45, с. 227-372). Ред.]
  критические замечания, которые я, в той мере, в какой это относится к теме,
  воспроизвожу здесь. Согласно материалистическому пониманию, определяющим
  моментом в истории является в конечном счете производство и воспроизводство
  непосредственной жизни. Но само оно, опять-таки, бывает двоякого рода. С одной
  стороны - производство средств к жизни: предметов питания, одежды, жилища и
  необходимых для этого орудий; с другой - производство самого человека,
  продолжение рода. Общественные порядки, при которых живут люди определенной
  исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются обоими видами
  производства: ступенью развития, с одной стороны - труда, с другой - семьи. Чем
  меньше развит труд, чем более ограничено количество его продуктов, а
  следовательно, и богатство общества, тем сильнее проявляется зависимость
  общественного строя от родовых связей. Между тем в рамках этой, основанной на
  родовых связях структуры общества все больше и больше развивается
  производительность труда, а вместе с ней - частная собственность и обмен,
  имущественные различия, возможность пользоваться чужой рабочей силой и тем самым
  основа классовых противоречий: новые социальные элементы, которые в течение
  поколений стараются приспособить старый общественный строй к новым условиям,
  пока, наконец, несовместимость того и другого не приводит к полному перевороту.
  Старое общество, покоящееся на родовых объединениях, взрывается в результате
  столкновения новообразовавшихся общественных классов; его место заступает новое
  общество, организованное в государство, низшими звеньями которого являются уже
  не родовые, а территориальные объединения,- общество, в котором семейный строй
  полностью подчинен отношениям собственности и в котором отныне свободно
  развертываются классовые противоречия и классовая борьба, составляющие
  содержание всей писаной истории вплоть до нашего времени. Великая заслуга
  Моргана состоит в том, что он открыл и восстановил в главных чертах эту
  доисторическую основу нашей писаной истории и в родовых связях
  североамериканских индейцев нашел ключ к важнейшим, доселе неразрешимым загадкам
  древней греческой, римской и германской истории. Его сочинение - труд не одного
  дня. Около сорока лет работал он над своим материалом, пока не овладел им
  вполне. Но зато и книга его - одно из немногих произведений нашего времени,
  составляющих эпоху. В нижеследующем изложении читатель в общем и целом легко
  отличит, что принадлежит Моргану и что добавил я. В исторических разделах о
  Греции и Риме я не ограничился данными Моргана и добавил то, что находилось в
  моем распоряжении. Разделы о кельтах и германцах в основном принадлежат мне;
  Морган располагал тут материалами почти только из вторых рук, а о германцах -
  кроме Тацита - лишь низкопробными либеральными фальсификациями г-на Фирмана.
  Экономические обоснования, которые были достаточны для целей, поставленных
  Морганом, но для моих целей совершенно недостаточны, все заново переработаны
  мной. Наконец, само собой разумеется, я отвечаю за все те выводы, которые
  сделаны без прямых ссылок на Моргана.
  Написано около 26 мая 1884 г.
  Напечатано в книге: F. Engels. "Der Ursprung der Familie, des Privateigent-hums
  und des Staats". Hottingen Zurich, 1884
  Печатается по тексту Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса, изд. 2, т. 21, с. 25-27
  ПРЕДИСЛОВИЕ К ЧЕТВЕРТОМУ НЕМЕЦКОМУ ИЗДАНИЮ 1891 ГОДА К ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОЙ СЕМЬИ
  (БАХОФЕН, МАКЛЕННАН, МОРГАН) 137
  Предыдущие издания этой книги, выходившие большими тиражами, целиком разошлись
  почти полгода тому назад, и издатель [ - И. Диц. Ред.] давно уже просил меня
  подготовить новое. Более неотложные работы до сих пор мешали мне это сделать. Со
  времени выхода в свет первого издания прошло семь лет, и за эти годы в изучении
  первобытных форм семьи достигнуты большие успехи. Поэтому необходимо было
  сделать здесь тщательные исправления и дополнения, тем более, что предполагаемое
  печатание настоящего текста со стереотипа лишит меня на некоторое время
  возможности вносить дальнейшие изменения [В тексте, опубликованном в журнале
  "Die Neue Zeit", конец этой фразы после слов "тем более, что" дан в следующей
  редакции: "новое издание должно выйти большим тиражом, обычным теперь в немецкой
  социалистической литературе, но все еще крайне редким для немецких
  книгоиздательств". Ред.]. Итак, я внимательно пересмотрел весь текст и сделал
  ряд добавлений, в которых, надеюсь, в достаточной мере учтено нынешнее состояние
  науки. Далее я даю ниже в этом предисловии краткий обзор развития взглядов на
  историю семьи от Бахофена до Моргана; я делаю это главным образом потому, что
  шовинистически настроенная английская школа первобытной истории по-прежнему
  делает все возможное, чтобы замолчать переворот во взглядах на первобытную
  историю, произведенный открытиями Моргана, нисколько не стесняясь, однако, при
  этом присваивать себе полученные Морганом результаты. Да и в других странах
  кое-где слишком усердно следуют этому английскому примеру. Моя работа была
  переведена на различные иностранные языки. Прежде всего на итальянский:
  "Происхождение семьи, частной собственности и государства", в просмотренном
  автором переводе Паскуале Мартиньетти, Беневенто, 1885. Затем на румынский:
  "Происхождение семьи, частной собственности и государства", перевод Иона
  Надежде; опубликовано в ясском журнале "Contemporanul" 138 с сентября 1885 по
  май 1886 года. Далее - на датский: "Происхождение семьи, частной собственности и
  государства", издание, подготовленное Герсоном Триром. Копенгаген, 1888;
  французский перевод Анри Раве, сделанный с настоящего немецкого издания,
  находится в печати. * * * До начала шестидесятых годов об истории семьи не могло
  быть и речи. Историческая наука в этой области целиком еще находилась под
  влиянием Пятикнижия Моисея. Патриархальную форму семьи, изображенную там
  подробнее, чем где бы то ни было, не только безоговорочно считали самой древней
  формой, но и отождествляли - за исключением многоженства - с современной
  буржуазной семьей, так что семья, собственно говоря, вообще не переживала,
  якобы, никакого исторического развития; самое большее допускалось, что в
  первобытные времена мог существовать период неупорядоченных половых отношений.-
  Правда, кроме единобрачия было известно еще восточное многоженство и
  индийско-тибетское многомужество; но эти три формы нельзя было расположить в
  исторической последовательности, и они фигурировали рядом друг с другом без
  всякой взаимной связи. Что у отдельных народов древнего мира, как и у некоторых
  еще существующих дикарей, происхождение считалось не по отцу, а по матери, так
  что женская линия признавалась единственно имеющей значение; что у многих
  современных народов воспрещаются браки внутри определенных, более или менее
  крупных, групп, в то время еще обстоятельно не исследованных, и что этот обычай
  встречается во всех частях света,- эти факты были, правда, известны, и такого
  рода примеров накапливалось все больше. Но как к ним подойти, никто не знал, и
  даже еще в "Исследованиях первобытной истории человечества и т. д." Э. Б.
  Тэйлора (1865) они фигурируют просто как "странные обычаи" наряду с действующим
  у некоторых дикарей запрещением прикасаться к горящему дереву железным орудием и
  тому подобными религиозными пустяками. Изучение истории семьи начинается с 1861
  г., когда вышла в свет работа Бахофена "Материнское право". Автор выдвинул в
  этой работе следующие положения: 1) у людей первоначально существовали ничем не
  ограниченные половые отношения, которые он обозначает неудачным выражением
  "гетеризм"; 2) такие отношения исключают всякую возможность достоверно
  установить отца, и поэтому происхождение можно было определять лишь по женской
  линии - согласно материнскому праву,- как первоначально это и было у всех
  народов древности; 3) вследствие этого женщины как матери, как единственные
  достоверно известные родители молодого поколения пользовались высокой степенью
  уважения и почета, доходившей, по мнению Бахофена, до полного господства женщин
  (гинекократии); 4) переход к единобрачию, при котором женщина принадлежала
  исключительно одному мужчине, таил в себе нарушение древнейшей религиозной
  заповеди (то есть фактически нарушение исконного права остальных мужчин на эту
  женщину), нарушение, которое требовало искупления или допускалось при условии
  выкупа, состоявшего в том, что женщина в течение определенного времени должна
  была отдаваться посторонним. Доказательства этих положений Бахофен находит в
  многочисленных, с исключительной тщательностью собранных цитатах из классической
  литературы древности. Развитие от "гетеризма" к моногамии и от материнского
  права к отцовскому происходит, по его мнению,- в частности у греков,- вследствие
  дальнейшего развития религиозных представлений, вследствие водворения новых
  божеств, представителей новых воззрений, в традиционную группу богов,
  олицетворявшую старые взгляды, так что последние все более и более оттесняются
  на задний план первыми. Таким образом, не развитие действительных условий жизни
  людей, а религиозное отражение этих условий в головах тех же людей вызвало, по
  Бахофену, исторические изменения во взаимном общественном положении мужчины и
  женщины. В соответствии с этим Бахофен толкует "Орестею" Эсхила как
  драматическое изображение борьбы между гибнущим материнским правом и возникающим
  в героическую эпоху и побеждающим отцовским правом. Ради своего любовника,
  Эгиста, Клитемнестра убила своего супруга Агамемнона, вернувшегося с Троянской
  войны; но Орест, сын ее и Агамемнона, мстит за убийство отца, убивая свою мать.
  За это его преследуют Эринии, демонические охранительницы материнского права, по
  которому убийство матери - тягчайшее, ничем не искупимое преступление. Но
  Аполлон, который через своего оракула побудил Ореста совершить это дело, и
  Афина, которую призывают в качестве судьи,- оба божества, представляющие здесь
  новый порядок, основанный на отцовском праве,- защищают Ореста; Афина
  выслушивает обе стороны. Весь предмет спора сжато выражен в дебатах,
  происходящих между Орестом и Эриниями. Орест ссылается на то, что Клитемнестра
  совершила двойное злодеяние, убив своего супруга и вместе с тем его отца. Почему
  же Эринии преследуют его, а не преследовали ее, гораздо более виновную? Ответ
  поразителен: "С мужем, ею убитым, она в кровном родстве не была" [Эсхил.
  Орестея. Эвмениды. Ред.] Убийство человека, не состоящего в кровном родстве,
  даже когда он муж убившей его женщины, может быть искуплено, Эринии оно
  нисколько не касается; их дело - преследовать убийство лишь среди родственников
  по крови, и тут, согласно материнскому праву, тягчайшим и ничем не искупимым
  является убийство матери. Но вот в роли защитника Ореста выступает Аполлон;
  Афина ставит вопрос на голосование членов ареопага - афинских присяжных; голоса
  делятся поровну - за оправдание и за осуждение; тогда Афина как председательница
  подает свой голос за Ореста и объявляет его оправданным. Отцовское право
  одержало победу над материнским, "боги младшего поколения", как называют их сами
  Эринии, побеждают Эринии, и в конце концов последние тоже соглашаются взять на
  себя новые обязанности, перейдя на службу новому порядку. Это новое, но
  совершенно правильное толкование "Орестеи" представляет собой одно из
  прекраснейших и лучших мест во всей книге Бахофена, но оно в то же время
  доказывает, что Бахофен по меньшей мере так же верит в Эринии, Аполлона и Афину,
  как в свое время Эсхил; а именно - он верит, что они в греческую героическую
  эпоху совершили чудо: ниспровергли материнское право, заменив его отцовским.
  Ясно, что подобное воззрение, по которому религия имеет значение решающего
  рычага мировой истории, сводится в конечном счете к чистейшему мистицизму.
  Поэтому проштудировать книгу Бахофена - толстый том большого формата - работа
  трудная и далеко не всегда благодарная. Но все это не умаляет его заслуги как
  исследователя, проложившего новый путь; он первый вместо фраз о неведомом
  первобытном состоянии с неупорядоченными половыми отношениями представил
  доказательство наличия в классической литературе древности множества
  подтверждений того, что у греков и у азиатских народов действительно
  существовало до единобрачия такое состояние, когда, нисколько не нарушая обычая,
  не только мужчина вступал в половые отношения с несколькими женщинами, но и
  женщина - с несколькими мужчинами; он доказал, что при своем исчезновении обычаи
  этот оставил после себя след в виде необходимости для женщины выкупать право на
  единобрачие ценой ограниченной определенными рамками обязанности отдаваться
  посторонним мужчинам; что поэтому происхождение могло первоначально считаться
  только по женской линии - от матери к матери; что это исключительное значение
  женской линии долго сохранялось еще и в период единобрачия, когда отцовство
  сделалось достоверным, или во всяком случае стало признаваться; что, наконец,
  это первоначальное положение матерей как единственных достоверных родителей
  своих детей обеспечивало им, а вместе с тем и женщинам вообще, такое высокое
  общественное положение, какого они с тех пор уже никогда не занимали. Бахофен,
  правда, не сформулировал этих положений с такой ясностью,- этому помешало его
  мистическое мировоззрение. Но он их доказал, и это в 1861 г. означало целую
  революцию. Толстый том Бахофена был написан по-немецки, то есть на языке нации,
  которая в то время менее всего интересовалась предысторией современной семьи.
  Поэтому книга осталась неизвестной. Ближайший преемник Бахофена на том же
  поприще, выступивший в 1865 г., даже не слыхал о нем. Этим преемником был Дж. Ф.
  Мак-Леннан, прямая противоположность своему предшественнику. Вместо гениального
  мистика тут перед нами сухой юрист; вместо буйной поэтической фантазии -
  тщательно взвешенные построения выступающего в суде адвоката. Мак-Леннан находит
  у многих диких, варварских и даже цивилизованных народов древнего и нового
  времени такую форму заключения брака, при которой жених, один или со своими
  друзьями, должен как бы насильственно похитить невесту у ее родных. Этот обычай
  является, по-видимому, пережитком более раннего обычая, когда мужчины одного
  племени действительно насильно похищали себе жен на стороне, у других племен.
  Как же возник этот "брак-похищение"? Пока мужчины могли находить достаточно жен
  в своем собственном племени, для такого брака не было никакого повода. Но столь
  же часто мы находим, что у неразвитых народов существуют известные группы (в
  1865 г. их еще часто отождествляли с самими племенами), внутри которых брак
  запрещен, так что мужчины вынуждены брать себе жен, а женщины мужей - вне этой
  группы; между тем у других существует обычай, требующий, чтобы мужчины,
  принадлежащие к определенной группе, брали себе жен только внутри своей
  собственной группы. Мак-Леннан называет первые группы экзогамными, вторые -
  эндогамными и тут же, без дальнейших околичностей, конструирует резкую
  противоположность между экзогамными и эндогамными "племенами". И хотя его же
  собственное исследование экзогамии прямо-таки носом наталкивает его на тот факт,
  что эта противоположность во многих случаях, если не в большинстве или даже во
  всех, существует лишь в его воображении, он все же кладет ее в основу всей своей
  теории. Экзогамные племена могут, согласно этому, брать для себя жен только из
  других племен, а это при свойственном периоду дикости непрерывном состоянии
  войны между племенами можно сделать лишь путем похищения. Мак-Леннан спрашивает
  далее: откуда произошел этот обычай экзогамии? Представления о кровном родстве и
  кровосмешении не имеют к этому никакого отношения: это - явления, которые
  развиваются лишь значительно позже. Другое дело - широко распространенный среди
  дикарей обычай убивать детей женского пола тотчас же после рождения. Благодаря
  этому в каждом отдельном племени возникает избыток мужчин, ближайшим следствием
  которого неизбежно должно было явиться совместное обладание несколькими
  мужчинами одной женой - многомужество. Отсюда, по его мнению, следует, что
  известно было, кто мать ребенка, но не известно, кто его отец, и поэтому счет
  родства велся лишь по женской линии, а не по мужской. Это было материнское
  право. Вторым же следствием недостатка женщин внутри племени,- недостатка,
  ослабляемого, но не устраняемого многомужеством,- именно и был систематический
  насильственный увод женщин чужих племен. "Так как экзогамия и многомужество
  возникают вследствие одной и той же причины,- численного неравенства обоих
  полов,- то мы должны признать, что у всех экзогамных рас первоначально
  существовало многомужество... И поэтому мы должны считать бесспорным, что среди
  экзогамных рас первой системой родства была та, которая знала кровные узы лишь с
  материнской стороны" (Мак-Леннан "Очерки по древней истории", 1886 "Первобытный
  брак" стр. 124) Заслуга Мак-Леннана состоит в том, что он указал на повсеместное
  распространение и большое значение того, что он называет экзогамией. Он вовсе не
  открыл факт существования экзогамных групп и во всяком случае не понял его. Не
  говоря уже о более ранних отдельных указаниях многих наблюдателей,- они-то и
  были источниками Мак-Леннана,- Лейтам ("Описательная этнология", 1859) точно и
  верно описал этот институт у индйских магаров и высказал мнение, что он
  общераспространен и встречается во всех частях света,- это место цитирует сам
  Мак-Леннан. Да и наш Морган еще в 1847 г. в своих письмах об ирокезах
  (опубликованных в "American Review") и в 1851 г. в работе "Лига ирокезов"
  доказал наличие подобного института у этой группы племен и дал правильное
  описание его, между тем как адвокатский ум Мак-Леннана, как мы увидим, внес
  здесь гораздо больше путаницы, чем мистическая фантазия Бахофена в области
  материнского права. Дальнейшая заслуга Мак-Леннана состоит в том, что он признал
  порядок происхождения по материнскому праву первоначальным, хотя в этом
  отношении, как он и сам позднее признал, Бахофен опередил его. Но и тут у него
  имеются неясности; он постоянно говорит о "родстве только по женской линии"
  (kinship through females only), все время применяя это выражение, правильное для
  более ранней ступени, также и к позднейшим ступеням развития, когда
  происхождение и право наследования, правда, считаются еще исключительно по
  женской линии, но родство признается и определяется также и с мужской стороны.
  Это - ограниченность юриста, который, создав себе твердый правовой термин,
  продолжает применять его в неизменном виде и к таким условиям, в которых он уже
  успел стать неприменимым. Однако при всей своей основательности теория
  Мак-Леннана и самому ее автору представлялась, по-видимому, недостаточно прочно
  обоснованной. По крайней мере он сам обращает внимание на "тот примечательный
  факт, что наиболее отчетливо выраженная форма" (мнимого) "похищения женщин
  распространена как раз у тех народов, у которых мужское родство" (то есть
  происхождение по мужской линии) "господствует" (стр. 140). И далее: "Странно,
  что детоубийство, насколько нам известно, никогда не практикуется систематически
  там, где существуют рядом экзогамия и древнейшая форма родства" (стр. 146). Оба
  эти факта находятся в явном противоречии с его способом объяснения, и он может
  противопоставить им лишь новые, еще более запутанные гипотезы. Тем не менее его
  теория получила в Англии горячее одобрение и широкий отклик; Мак-Леннана все
  считали здесь основоположником истории семьи и первым авторитетом в этой
  области. Его противопоставление экзогамных "племен" эндогамным, несмотря на то,
  что были установлены отдельные исключения и видоизменения, оставалось все же
  общепризнанной основой господствовавших воззрений и превратилось в шоры,
  делавшие невозможным всякое не предвзятое рассмотрение исследуемой области, а
  тем самым и всякий решительный шаг вперед. В противовес распространенной в

<< Пред.           стр. 1 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу