<< Пред.           стр. 5 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

  затронутая область исследования. 3. Парная семья. Известное соединение отдельных
  пар на более или менее продолжительный срок имело место уже в условиях
  группового брака или еще раньше; мужчина имел главную жену (едва ли еще можно
  сказать - любимую жену) среди многих жен, и он был для нее главным мужем среди
  других мужей. Это обстоятельство немало способствовало созданию путаницы в
  головах миссионеров, которые усматривают в групповом браке [В издании 1884 г. в
  этой и предыдущей фразе вместо слов "групповом браке" напечатано: "пуналуальной
  семье". Ред.] то беспорядочную общность жен, то самовольное нарушение
  супружеской верности. Но такое вошедшее в привычку соединение отдельных пар
  должно было все более и более упрочиваться, чем больше развивался род и чем
  многочисленнее становились группы "братьев" и "сестер", между которыми брак был
  теперь невозможен. Данный родом толчок к запрещению браков между кровными
  родственниками вел еще дальше. Так, мы находим, что у ирокезов и у большинства
  других стоящих на низшей ступени варварства индейцев брак воспрещен между всеми
  родственниками, которых насчитывает их система, а таковых несколько сот видов.
  При такой растущей запутанности брачных запретов групповые браки становились все
  более и более невозможными; они вытеснялись парной семьей. На этой ступени
  мужчина живет с одной женой, однако так, что многоженство и, при случае,
  нарушения верности остаются правом мужчин, хотя первое имеет место редко в силу
  также и экономических причин; в то же время от женщин в течение всего времени
  сожительства требуется в большинстве случаев строжайшая верность, и за
  прелюбодеяние их подвергают жестокой каре. Брачные узы, однако, легко могут быть
  расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежат только матери. В
  этом проводимом все дальше исключении кровных родственников из брачного союза
  тоже продолжает проявляться действие естественного отбора. По словам Моргана,
  "браки между членами родов, не состоящих в кровном родстве, создавали породу
  более крепкую как физически, так и умственно, два прогрессирующих племени
  сливались воедино, и у новых поколений череп и мозг естественно достигали
  размеров, соответствующих совокупным способностям обоих племен" [См. также Маркс
  К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 45, с. 247. Ред.]. Племена с родовой
  организацией должны были, таким образом, одержать верх над отставшими или своим
  примером увлечь их за собой. Развитие семьи в первобытную эпоху состоит,
  следовательно, в непрерывном суживании того круга, который первоначально
  охватывает все племя и внутри которого господствует общность брачных связей
  между обоими полами. Путем последовательного исключения сначала более близких,
  затем все более отдаленных родственников, наконец, даже просто свойственников,
  всякий вид группового брака становится в конце концов практически невозможным, и
  в результате остается одна пока еще непрочно соединенная брачная пара, та
  молекула, с распадением которой брак вообще прекращается. Уже из этого видно,
  как мало общего с возникновением единобрачия имела индивидуальная половая любовь
  в современном смысле этого слова. Еще больше доказывает это практика всех
  народов, стоящих на этой ступени развития. Тогда как при прежних формах семьи у
  мужчин никогда не было недостатка в женщинах, а, напротив, их скорее было более
  чем достаточно, теперь женщины стали редки, и их приходилось искать. Поэтому со
  времени возникновения парного брака начинается похищение и покупка женщин -
  широко распространенные симптомы, хотя и не более чем симптомы, наступившей
  перемены, которая коренилась гораздо глубже, симптомы, на основании которых,
  несмотря на то, что они касались только способов добывания жен, педантичный
  шотландец Мак-Леннан придумал, однако, особые виды семьи: "брак-похищение" и
  "брак-купля". И помимо того, заключение брака у американских индейцев и у других
  народов (стоящих на той же ступени развития) - дело не самих вступающих в брак
  лиц, которых часто и не спрашивают, а их матерей. Нередко, таким образом, бывают
  просватаны два совершенно незнакомых друг другу лица, и им сообщают о
  заключенной сделке только тогда, когда наступает время для бракосочетания. Перед
 
  свадьбой жених делает подарки сородичам невесты (то есть ее родственникам со
  стороны матери, но не отцу и его родственникам); эти подарки считаются выкупом
  за уступаемую девушку. Брак может быть расторгнут по желанию каждого из
  супругов; но у многих племен, например у ирокезов, постепенно сложилось
  отрицательное отношение общественного мнения к такому расторжению брака; при
  раздорах между супругами посредническую роль берут на себя сородичи той и другой
  стороны, и только в том случае, если это не помогает, брак расторгается, причем
  дети остаются у жены, и обеим сторонам предоставляется право вступить в новый
  брак. Парная семья, сама по себе слишком слабая и слишком неустойчивая, чтобы
  вызвать потребность в собственном домашнем хозяйстве или только желание
  обзавестись им, отнюдь не упраздняет унаследованного от более раннего периода
  коммунистического домашнего хозяйства. Но коммунистическое домашнее хозяйство
  означает господство в доме женщин, так же как и то, что признавать родной можно
  лишь мать, при невозможности с уверенностью знать родного отца, означает высокое
  уважение к женщинам, то есть к матерям. Одним из самых нелепых представлений,
  унаследованных нами от эпохи просвещения XVIII века, является мнение, будто бы в
  начале развития общества женщина была рабыней мужчины. Женщина у всех дикарей и
  у всех племен, стоящих на низшей, средней и отчасти также высшей ступени
  варварства, не только пользуется свободой, но и занимает весьма почетное
  положение. Каково это положение еще при парном браке, может засвидетельствовать
  Ашер Райт, бывший много лет миссионером среди ирокезов племени сенека. Он
  говорит: "Что касается их семей, то в те времена, когда они еще жили в древних
  длинных домах" (коммунистические домашние хозяйства не скольких семейств)
  "...там всегда преобладал какой-нибудь один клан" (род), "так что женщины брали
  мужей из других кланов" (родов). "...Обычно господствовала в доме женская
  половина; запасы были общими; но горе тому злополучному мужу или любовнику,
  который был слишком ленив или неловок и не вносил своей доли в общий запас.
  Сколько бы ни было у него в доме детей или принадлежащего ему имущества, все
  равно он каждую минуту мог ждать приказания связать свой узел и убираться прочь.
  И он не смел даже пытаться оказать сопротивление; дом превращался для него в ад,
  ему не оставалось ничего другого, как вернуться в свой собственный клан" (род)
  "или же - как это чаще всего и бывало - вступить в новый брак в другом клане.
  Женщины были большой силой в кланах" (родах), "да и везде вообще. Случалось, что
  они не останавливались перед смещением вождя и разжалованием его в простого
  воина" [См. также Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 45, с. 246. Ред.].
  Коммунистическое домашнее хозяйство, в котором все женщины или большинство их
  принадлежат к одному и тому же роду, тогда как мужчины принадлежат к различным
  родам, служит реальной основой того повсеместно распространенного в первобытную
  эпоху господства женщины, открытие которого составляет третью заслугу Бахофена.-
  В дополнение замечу еще, что 'сообщения путешественников и миссионеров
  относительно того, что женщины у диких и варварских народов обременены
  чрезмерной работой, отнюдь не противоречат сказанному. Разделение труда между
  обоими полами обусловливается не положением женщины в обществе, а совсем другими
  причинами. Народы, у которых женщины должны работать гораздо больше, чем им
  полагается по нашим представлениям, часто питают к женщинам гораздо больше
  подлинного уважения, чем наши европейцы. Дама эпохи цивилизации, окруженная
  кажущимся почтением и чуждая всякому действительному труду, занимает бесконечно
  более низкое общественное положение, чем выполняющая тяжелый труд женщина эпохи
  варварства, которая считалась у своего народа действительной дамой (lady, frowa,
  Frau = госпожа), да по характеру своего положения и была ею. Целиком ли вытеснен
  теперь в Америке групповой брак [В издании 1884 г. вместо слов "групповой брак"
  напечатано: "пуналуальная семья". Ред.] парной семьей, должно выяснить более
  тщательное изучение стоящих еще на высшей ступени дикости северо-западных и, в
  особенности, южноамериканских народов. В рассказах о последних встречаются столь
  разнообразные примеры свободы половых отношений, что здесь едва ли возможно
  допустить полное преодоление древнего группового брака [Эта фраза добавлена
  Энгельсом в издании 1891 года. Ред.]. Во всяком случае еще не все его следы
  исчезли. По меньшей мере у сорока североамериканских племен мужчина, вступающий
  в брак со старшей сестрой, имеет право взять в жены также и всех ее сестер, как
  только они достигают установленного возраста,- остаток общности мужей для целой
  группы сестер. а о жителях полуострова Калифорния (высшая ступень дикости)
  Банкрофт рассказывает, что у них бывают празднества, на которые сходятся вместе
  несколько <племен> в целях беспорядочного полового общения. Речь идет, очевидно,
  о родах, для коих эти празднества являются формой, в кото- рой сохраняются
  смутные воспоминания о том времени, когда женщины одного рода имели своими
  общими мужьями всех мужчин другого рода, и наоборот [Дальнейший текст вплоть до
  слов: "Парная семья возникла на рубеже между дикостью и варварством" добавлен
  Энгельсом в издании 1891 года. В издании 1884 г. абзац кончался следующим
  частично использованным Энгельсом в издании 1891 г., а частично опущенным им
  текстом: "Хорошо известны пережитки подобной практики в древнем мире, как
  например, обычай финикийских девушек отдаваться посторонним в храме во время
  празднеств в честь Астарты; даже средневековое право первой ночи, которое,
  вопреки усилиям немецких неоромантиков смягчить этот факт, существовало в весьма
  укоренившейся форме, является остатком пуналуальной семьи, сохранившимся,
  вероятно, благодаря кельтскому роду (клану)". Ред.]. Подобный же обычай
  господствует еще в Австралии. У некоторых народов бывает, что старшие мужчины,
  вожди и колдуны-жрецы используют общность жен в своих интересах и монополизируют
  для себя большинство женщин; но за это они должны в определенные праздники и во
  время больших народных собраний допускать вновь ранее существовавшую общность и
  позволять своим женам наслаждаться с молодыми людьми. Целый ряд примеров таких
  периодических сатурналий, когда на короткий срок вновь вступает в силу старое
  свободное половое общение, приводит Вестермарк на стр. 28-29 своей книги: у
  племен хо, сантал, панджа и котар в Индии, у некоторых африканских народов и т.
  д. Странным образом Вестермарк делает отсюда тот вывод, что это пережиток не
  группового брака, существование которого он отрицает, а общего первобытному
  человеку с другими животными периода течки. Мы подходим здесь к четвертому
  великому открытию Бахофена, к открытию широко распространенной переходной формы
  от группового брака к парному. То, что Бахофен изображает как искупление за
  нарушение древних заповедей богов,- искупление, ценой которого женщина
  приобретает право на целомудрие,- в действительности только мистическое
  выражение выкупа, которым женщина откупается от существовавшей в древние времена
  общности мужей и приобретает право принадлежать только одному мужчине. Этот
  выкуп состоит в ограниченном определенными рамками обычае отдаваться
  посторонним: вавилонские женщины должны были раз в год отдаваться "мужчинам в
  храме Милитты; другие народы Передней Азии посылали своих девушек на целые годы
  в храм Анаитис, где они должны были предаваться свободной любви со своими
  избранниками, прежде чем получить право на вступление в брак; подобные обычаи,
  облеч¬нные в религиозную оболочку, свойственны почти всем азиатским народам,
  живущим между Средиземным морем и Гангом. Искупительная жертва, играющая роль
  выкупа, становится с течением времени все легче, как это уже заметил Бахофен:
  "Ежегодно повторявшееся принесение этой жертвы уступает место однократной
  повинности, гетеризм матрон уступает место гетеризму девушек; вместо того, чтобы
  практиковать его во время брака, им занимаются до брака; вместо того чтобы
  отдаваться без разбора всякому, отдаются только определенным лицам"
  ("Материнское право", стр. XIX). У других народов религиозная оболочка
  отсутствует: у некоторых - в древности у фракийцев, кельтов и др., в настоящее
  время еще у многих коренных обитателей Индии, у малайских народов, у
  тихоокеанских островитян и у многих американских индейцев - девушки пользуются
  до своего замужества полнейшей половой свободой. Это особенно распространено
  почти всюду в Южной Америке, что может засвидетельствовать каждый, кто проникал
  хоть немного в глубь этого материка. Так Агассис ("Путешествие в Бразилию",
  Бостон и Нью-Йорк, 1886, стр. 266) рассказывает следующее об одной богатой семье
  индейского происхождения. Когда он познакомился с дочерью, он спросил об ее
  отце, полагая, что это муж ее матери, который участвовал в это время в качестве
  офицера в войне с Парагваем, но мать с улыбкой ответила: nao tern pai, e filha
  da fortuna - у нее нет отца, она - дитя случая. "Так всегда говорят индейские
  женщины и метиски без стыда и стеснения о своих внебрачных детях; и это вовсе не
  исключение, исключением, по-видимому, является скорее обратное. Дети... часто
  знают только свою мать, потому что все заботы и ответственность падают на нее; о
  своем отце они ничего не знают, да и женщине, повидимому, никогда не приходит в
  голову, что она или ее дети могут иметь к нему какие-либо претензии". То, что
  здесь цивилизованному человеку представляется странным, согласно материнскому
  праву и в условиях группового брака является попросту правилом. У одних народов
  друзья и родные жениха или приглашенные на свадьбу гости предъявляют во время
  самой свадьбы унаследованное от древних времен право на невесту, причем жених
  оказывается последним в очереди; так было в древности на Балеарских островах и у
  африканских авгилов, а у бареа в Абиссинии имеет место и в настоящее время. У
  других народов какое-нибудь должностное лицо, предводитель племени или рода,
  касик, шаман, жрец, князь, или как бы он ни назывался, является представителем
  общины и пользуется по отношению к невесте правом первой ночи. Вопреки всем
  усилиям неоромантиков смягчить этот факт, это jus primae noctis [право первой
  ночи. Ред.] существует еще и поныне как пережиток группового брака у большинства
  обитателей Аляски (Банкрофт, "Туземные племена", I, 81), у таху в Северной
  Мексике (там же, стр. 584) и у других народов; и оно существовало в течение
  всего средневековья - по крайней мере в странах, которые были первоначально
  кельтскими, например, в Арагоне, и где оно произошло непосредственно от
  группового брака. В то время как в Кастилии крестьянин никогда не был
  крепостным, в Арагоне царило крепостничество в самых гнусных формах вплоть до
  третейского решения Фердинанда Католика от 1486 года. В этом документе сказано:
  "Мы постановляем и объявляем, что вышеупомянутые господа" (senyors, бароны)
  "...не имеют также права, когда крестьянин берет себе жену, спать с ней первую
  ночь, или, в знак своего владычества в свадебную ночь, когда жена ляжет в
  постель, переступить через эту постель и упомянутую женщину; вышеупомянутые
  господа не имеют также права требовать услуг от дочери или сына крестьянина
  против их воли, будь то за плату, или без платы". (Оригинальный текст на
  каталонском языке цитируется у Зугенхейма, "Крепостное право", Петербург, 1861,
  стр. 355.) Бахофен, далее, безусловно прав, когда настойчиво утверждает, что
  переход от того, что он называет "гетеризмом", или "греховным зачатием", к
  единобрачию совершился главным образом благодаря женщинам. Чем больше с
  развитием экономических условий жизни, следовательно, с разложением древнего
  коммунизма и увеличением плотности населения унаследованные издревле отношения
  между полами утрачивали свой наивный первобытный характер, тем больше они должны
  были казаться женщинам унизительными и тягостными; тем настойчивее должны были
  женщины добиваться, как избавления, права на целомудрие, на временный или
  постоянный брак лишь с одним мужчиной. От мужчин этот шаг вперед не мог исходить
  помимо прочего уже потому, что им вообще никогда, даже вплоть до настоящего
  времени, не приходило в голову отказываться от удобств фактического группового
  брака. Только после того как женщинами был осуществлен переход к парному браку,
  мужчины смогли ввести строгую моногамию,- разумеется, только для женщин. Парная
  семья возникла на рубеже между дикостью и варварством, большей частью уже на
  высшей ступени дикости, кое-где лишь на низшей ступени варварства. Это -
  характерная форма семьи для эпохи варварства, так же как групповой брак - для
  дикости, а моногамия - для цивилизации. Для дальнейшего развития парной семьи в
  прочную моногамию нужны были иные причины, чем те, которые, как мы видели,
  действовали до сих пор. Уже в парном сожительстве группа была сведена к своей
  последней единице, своей двухатомной молекуле,- к одному мужчине и одной
  женщине. Естественный отбор завершил свое дело путем проводимых все дальше
  изъятий из брачного общения; в этом направлении ему уже ничего не оставалось
  делать. И если бы, следовательно, не начали действовать новые, общественные
  движущие силы, то не было бы никакого основания для возникновения из парного
  сожительства новой формы семьи. Но такие движущие силы вступили в действие. Мы
  покидаем теперь Америку, эту классическую почву парной семьи. Нет никаких
  признаков, которые позволяли бы заключить, что здесь развилась более высокая
  форма семьи, что здесь до открытия и завоевания когда-либо существовала
  где-нибудь прочная моногамия. Иначе обстояло дело в Старом свете. Здесь
  приручение домашних животных и разведение стад создали неслыханные до того
  источники богатства и породили совершенно новые общественные отношения. Вплоть
  до низшей ступени варварства постоянное богатство состояло почти только из
  жилища, одежды, грубых украшений и орудий для добывания и приготовления пищи:
  лодки, оружия, домашней утвари простейшего вида. Пищу приходилось изо дня в день
  добывать вновь. Теперь же прогрессировавшие пастушеские народы - арийцы в
  индийском Пятиречье и в области Ганга, как и в еще гораздо более богатых в ту
  пору водой степях бассейнов рек Оксуса и Яксарта, семиты по Евфрату и Тигру -
  приобрели в стадах лошадей, верблюдов, ослов, крупного рогатого скота, овец, коз
  и свиней имущество, которое требовало только надзора и самого примитивного
  ухода, чтобы размножаться все в большем и большем количестве и доставлять
  обильнейшую молочную и мясную пищу. Все прежние способы добывания пищи отступили
  теперь на задний план; охота, бывшая раньше необходимостью, стала теперь
  роскошью. Но кому принадлежало это новое богатство? Первоначально, безусловно,
  роду. Однако уже рано должна была развиться частная собственность на стада.
  Трудно сказать, являлся ли в глазах автора так называемой Первой книги Моисея
  патриарх Авраам владельцем своих стад в силу собственного права как глава
  семейной общины или же в силу своего положения фактически наследственного
  старейшины рода. Несомненно лишь то, что мы не должны представлять его себе
  собственником в современном смысле этого слова. И несомненно, далее, что на
  пороге достоверной истории мы уже всюду находим стада как обособленную
  собственность [В издании 1884 г. вместо слов "обособленную собственность"
  напечатано, "частную собственность". Ред.] глав семей совершенно так же, как и
  произведения искусства варварской эпохи, металлическую утварь, предметы роскоши
  и, наконец, людской скот - рабов. Ибо теперь изобретено было также и рабство.
  Для человека низшей ступени варварства раб был бесполезен. Поэтому американские
  индейцы обращались с побежденными врагами совсем не так, как с ними поступали на
  более высокой ступени развития. Мужчин они убивали или же принимали как братьев
  в племя победителей; женщин они брали в жены или иным способом также принимали
  вместе с их уцелевшими детьми в состав своего племени. Рабочая сила человека на
  этой ступени не дает еще сколько-нибудь заметного избытка над расходами по ее
  содержанию. С введением скотоводства, обработки металлов, ткачества и, наконец,
  полеводства положение изменилось. С рабочей силой, в особенности после того как
  стада окончательно перешли во владение семей [В издании 1884 г вместо слов "во
  владение семей" напечатано "в частное владение". Ред.], произошло то же, что с
  женами, которых раньше добывать было так легко и которые приобрели теперь
  меновую стоимость и стали покупаться. Семья увеличивалась не так быстро, как
  скот. Для надзора за скотом требовалось теперь больше людей; для этой цели можно
  было воспользоваться взятым в плен врагом, который к тому же мог так же легко
  размножаться, как и скот. Такие богатства, поскольку они однажды перешли в
  частное владение отдельных семей [Слова "отдельных семей" добавлены Энгельсом в
  издании 1891 года. Ред.] и быстро возрастали, нанесли сильный удар обществу,
  основанному на парном браке и на материнском роде. Парный брак ввел в семью
  новый элемент. Рядом с родной матерью он поставил достоверного родного отца,
  который, к тому же, вероятно, был даже более достоверен, чем иные современные
  "отцы". Согласно существовавшему тогда разделению труда в семье, на долю мужа
  выпадало добывание пищи и необходимых для этого орудий труда, следовательно, и
  право собственности на последние; в случае расторжения брака он забирал их с
  собой, а за женой оставалась ее домашняя утварь. По обычаю тогдашнего общества
  муж был поэтому также собственником нового источника пищи - скота, а
  впоследствии и нового орудия труда - рабов. Но по обычаю того же общества его
  дети не могли его наследовать, так как с наследованием дело обстояло следующим
  образом. Согласно материнскому праву, следовательно, до тех пор, пока
  происхождение считалось только по женской линии, а также в соответствии с
  первоначальным порядком наследования в роде, умершему члену рода наследовали его
  сородичи, Имущество должно было оставаться внутри рода. Ввиду того, что
  составлявшие его предметы были незначительны, оно на практике, вероятно, искони
  переходило к ближайшим сородичам, следовательно - к кровным родственникам со
  стороны матери. Но дети умершего мужчины принадлежали не к его роду, а к роду
  своей матери; они наследовали матери первоначально вместе с остальными ее
  кровными родственниками, позднее, возможно,- в первую очередь; но своему отцу
  они не могли наследовать, так как не принадлежали к его роду, имущество же отца
  должно было оставаться в этом последнем. Следовательно, после смерти владельца
  стад его стада должны были переходить прежде всего к его братьям и сестрам и к
  детям его сестер или же к потомкам сестер его матери. Его же собственные дети
  оказывались лишенными наследства. Таким образом, по мере того как богатства
  росли, они, с одной стороны, давали мужу более влиятельное положение в семье,
  чем жене, и, с другой стороны, порождали стремление использовать это
  упрочившееся положение для того, чтобы изменить традиционный порядок
  наследования в пользу детей. Но это не могло иметь места, пока происхождение

<< Пред.           стр. 5 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу