<< Пред.           стр. 16 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 лжи" (СтишозаБ. Избр. произв. В 2-х тт. Т.1. - М., 1957.
 -С. 440).
 Ра
 тема 7
 ационализм эпохи
 'Просвещения
 и метафизический
 материализм XVIII века
 1/ Рационализм как умонастроение и методология
 ,)похи Просвещения
 2/ Механистический материализм и сенсуализм в философии
 ^ эпохи Просвещения
 Рационализм как умонастроение и методология
 эпохи Просвещения
 XVIII в. в истории Западной Европы называется эпохой
 Просвещения. В английской философии идеи этой эпохи
 .наиболее яркое выражение нашли в творчестве Дж. Лок-
 1ка, Дж. Толанда и др., во Франции - в работах Ф. Вольте-
 1ра, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбаха, в Германии - в
 "произведениях Г. Лессинга, И. Гер дера, молодого Канта и
 Г. Фихте.
 Одной из важнейших характеристик философии
 эпохи Просвещения является рационализм. В прошлой
 1, теме мы уже встречались с рационалистическим учением
 Р. Декарта. В отношении учения Декарта термин рациона-
 лизм употребляется для характеристики гносеологичес-
 ких и логико-методологических установок. Рационализм
 Iтрактуется как гносеологическое учение, утверждающее,
 что основным инструментом познания является разум.
 Ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение.
 В этом смысле рационализм противостоит сенсуализму и
 [эмпиризму. Сенсуализм придает решающее значение че-
 ловеческим чувствам, ощущениям и восприятиям, а эмпи-
 ризм на первое место в познании выдвигает опыт. Однако в
 истории философии имеет место и более широкий подход
 к понятию рационализм. Тогда он рассматривается как ши-
 рокое идейно-теоретическое течение, выражающее взгля-
 ды, потребности, общественные настроения определен-
 113
 
 ных социальных классов, слоев, групп на определенном
 этапе общественного развития. А на основе этих умонаст-
 роений он вырабатывает определенные методологические
 установки для ориентации человека в практической дея-
 тельности и познании. Рационализм, как правило, связы-
 вается с идейными устремлениями передовых, прогрес-
 сивных сил общества, находящихся на восходящей стадии
 своего развития. Для него характерны возвеличивание че-
 ловеческого индивида как активного, свободного и равно-
 правного существа, исторический оптимизм, вера в без-
 граничные возможности человека в познании и преобра-
 зовании природы.
 В этом смысле противоположным рационализму по-
 нятием является иррационализм. Он выдвигается на аван-
 сцену истории в период кризиса общественных структур.
 Представителям иррационализма в большей мере прису-
 ща пессимистическая оценка познавательных и деятель-
 но-преобразовательных возможностей человека, отрица-
 ния исторического и социального прогресса, скептицизма
 и агностицизм. Об иррационализме речь пойдет при ха-
 рактеристике философии конца XIX - середины XX в.
 Для философии эпохи Просвещения, как уже отмечалось
 ранее, характерно умонастроение рационализма.
 Почему же так произошло? Ответ на этот вопрос
 следует искать в социально-экономических, политичес-
 ких и идеологических процессах, происшедших в эпоху
 Просвещения. Прежде всего, следует отметить, что эпоха
 Просвещения - это период разложения феодальных от-
 ношений и интенсивного развития капитализма, глубо-
 ких перемен в экономической, социально-политической
 и духовной жизни народов стран Западной Европы. По-
 требности капиталистического способа производства
 стимулировали развитие науки, техники, культуры, про-
 свещения и образования. Изменения в общественных от-
 ношениях и общественном сознании служили предпо-
 сылкой для раскрепощения умов, освобождения челове-
 ческой мысли от феодально-религиозной идеологии,
 становления нового мировоззрения. Яркую характерис-
 тику рационализма эпохи Просвещения дал Ф. Энгельс.
 "Великие люди, которые во Франции просвещали головы
 для приближающейся революции, выступили крайне ре-
 114
 волюционно. Никаких внешних авторитетов какого бы то
 ни было рода они не признавали. Религия, понимание при-
 роды, государственный строй - все было подвергнуто са-
 мой беспощадной критике, все должно было предстоять
 перед судом разума и либо оправдать свое существова-
 ние, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал
 единственным мерилом всего существующего" (Маркс К.,
 Энгельс Ф. Соч. Т. 20. - С. 16).
 В этот период рационализм, состоящий на различ-
 ных по философско-мировоззренческой и политической
 радикальности учений, отражая взгляды, настроения, по-
 требности буржуазии в ее борьбе против феодализма, аб-
 солютизма и их опоры - католической церкви, по ряду
 важных вопросов выступал с общих позиций. В центре всех
 философских школ, систем, течений того времени нахо-
 дится, как правило, активно действующий субъект, спо-
 собный познавать и изменять мир в соответствии со своим
 разумом. Разум рассматривается в рационалистических
 системах в качестве источника всей субъективной дея-
 тельности человека. Человек, согласно этой теории, по сво-
 ей сущности, по своей "природе" является разумным су-
 ществом. Разум, как сущностная характеристика субъек-
 та, выступает в рационализме как предпосылка и как
 наиболее яркое проявление всех других характеристик:
 свободы, самодеятельности, активности и т. д. Человек, как
 разумное существо, с точки зрения рационализма, при-
 зван стать властелином мира, перестроить общественные
 отношения на разумных основаниях. На этой основе дек-
 ларировалось право человека быть равным другому, быть
 свободным в своих решениях и действиях, разрабатыва-
 лись меры по обеспечению гражданских и политических
 свобод. Эти свободы рассматривались "как неотъемлемое
 право всякой нации и всякого общества, в виду того, что
 они существенно необходимы для сохранения и процвета-
 ния общественных союзов" (Гольбах П. Избр. философ,
 произв. В 2-х тт. Т. 2. - М., 1963. - С. 533)
 Однако общая позиция представителей разных
 философских школ, течений и направлений эпохи Про-
 свещения не исключала различного решения ими как
 мировоззренческих вопросов, так и конкретных про-
 блем теории познания. Поэтому при анализе методоло-
 Рационализм эпохи Просвещения и метафизический материализм XVIII века 115
 
 гии рационализма наряду с вычленением общих поло-
 жений, необходимо акцентировать внимание и на раз-
 личии учений.
 Весь рационализм при построении философской те-
 ории исходит из установки о подобии и конечном совпаде-
 нии разума и результатов человеческой деятельности. На
 основе этой установки характеристики субъективной де-
 ятельности человека и, прежде всего, человеческая со-
 знательность (рациональность, целесообразность), были
 взяты ими в качестве прообраза, модели всего миропоряд-
 ка. Мир предстает в рационалистических системах зако-
 носообразным, самоупорядоченным, самовоспроизводя-
 щимся.
 Но в конкретной интерпретации устройства этого ми-
 ра представители различных мировоззренческих ориен-
 тации обнаруживают различные подходы. Идеалистичес-
 кий рационализм мистифицирует рациональный аспект
 взаимоотношений человека с миром и стремится доказать,
 будто бы разумное, рациональное существует вне и неза-
 висимо от человеческой деятельности и ее объективиза-
 ции. В этих учениях разум как специфическая, сущност-
 ная характеристика человека отделяется от его обладате-
 ля, затем наделяется самостоятельным существованием,
 то есть объективируется. В результате получается образ
 субстанции, по своим основным характеристикам анало-
 гичной деятельности человека, в которой неразрывно свя-
 заны цель и средство, результат и действие, реализация и
 замысел.
 Представители же материалистического рацио-
 нализма субстанциональное, законосообразное устрой-
 ство мира связывают с внутренне присущими материи
 свойствами. "Вселенная, - пишет Гольбах, - это колос-
 сальное соединение всего существующего, повсюду яв-
 ляет нам материю и движение...", и далее - "природа
 существует сама по себе, действует в силу своей собст-
 венной энергии и никогда не может быть уничтожена"
 (Гольбах П. Избр. философ, произв. В 2-х тт. Т. 1. - М.,
 1963. - С. 88, 504). Вечное пространственно-временное
 существование материи и ее непрерывное движение яв-
 ляются для французских материалистов XVIII в. несо-
 мненным фактом.
 116
 Механистический материализм и сенсуализм
 в философии эпохи Просвещения
 Учение французских материалистов о внутренней актив-
 ности материи, о всеобщем характере движения было про-
 грессивным завоеванием философской мысли XVIII в. Од-
 нако на этих воззрениях лежит печать механицизма. В
 XVIII в. химия, биология все еще находились в зачаточном
 состоянии и поэтому основой общего мировоззрения про-
 должала оставаться механика. Законы механики твердых
 тел, законы тяготения материалисты эпохи Просвещения
 возводили в ранг всеобщих и утверждали, что биологичес-
 кие и социальные явления развиваются по тем же законам.
 Наиболее яркий пример механицизма - взгляды фран-
 цузского философа Жюлъена де Ламетри (1709-1751),
 изложенные им в сочинении с характерным названием
 "Человек-машина". В этой работе Ламетри доказывал, что
 люди являются искусно построенными механизмами и
 призывал изучать человека, опираясь только на механику
 его тела. При этом он полагал, что исследование механики
 тела автоматически приведет к раскрытию сущности чув-
 ственной и мыслительной деятельности человека.
 Наиболее обобщенно и систематично механистичес-
 кое мировоззрение материализма эпохи Просвещения вы-
 ражено в работе П. Гольбаха "Система природы". Голь-
 бах прямо заявляет, что мы можем объяснить физические
 и духовные явления, привычки с помощью чистого меха-
 ницизма. В мире ничего не совершается без причины. Вся-
 кая причина производит некоторое следствие, не может
 быть следствия без причины. Следствие, раз возникнув,
 само становится причиной, порождая новые явления. При-
 рода •- это необъятная цепь причин и следствий, беспре-
 рывно вытекающих друг из друга. Общее движение в при-
 роде порождает движение отдельных тел и частей тела, а
 последнее, в свою очередь, поддерживает движение цело-
 го. Так складывается закономерность мира.
 Нетрудно увидеть, что так называемые всеобщие за-
 кономерности мира - это абсолютизируемые законы ме-
 ханики твердых тел. "Согласно этим законам, - писал
 Гольбах, - тяжелые тела падают, легкие поднимаются,
 сходные субстанции притягиваются, все существа стре-
 Рационализм эпохи Просвещения и метафизический материализм XVIII века 117
 
 мятся к самосохранению, человек любит самого себя и
 стремится к тому, что выгодно ему, лишь только он познал
 это и питает отвращение к тому, что может быть ему вред-
 ным". Движение и изменение в мире, согласно взглядам
 материалистов этой эпохи - это не постоянное порожде-
 ние нового, то есть не развитие в собственном смысле, а не-
 который вечный круговорот - последовательное возрас-
 тание и убывание, возникновение и уничтожение, созида-
 ние и разрушение. Все совершающееся в мире подчинено
 принципу непрерывности. В природе нет скачков.
 Этот взгляд, направленный против теологических
 представлений о свободном творении Бога и чудесах, ба-
 зировался на признании всеобщей и непреложной матери-
 альной обусловленности. Непрерывная, постоянная и
 нерушимая цепь причин и следствий, подчиняют все про-
 исходящее в природе всеобщей необходимости. Необходи-
 мость, понимаемая абсолютно и механически, перерастает
 в идею предопределенности всего совершающегося, в фа-
 тализм. Как вывод, отсюда следует отрицание случайнос-
 ти в природе и свободы в поведении человека. "Мы, - пи-
 сал Гольбах, - называли случайными явления, причины
 которых нам неизвестны и которые из-за своего невежест-
 ва и неопытности мы не можем предвидеть. Мы приписы-
 ваем случаю все явления, когда не видим их необходимой
 связи с соответствующими причинами" (Гольбах П. Избр.
 философ, произв. В 2-х тт. Т. 1. - М., 1963. - С. 428).
 Фатализм, вера в предопределенность всего сущест-
 вующего вопреки общей тенденции философии эпохи Про-
 свещения приводили к выводу о предопределенности все-
 го существующего, к пассивному подчинению человека
 всему тому, что совершается в окружающей его действи-
 тельности.
 Материалистическое решение мировоззренческого
 вопроса об отношении сознания к материи, обусловили
 сенсуалистическую трактовку познавательного процес-
 са. Источником всех знаний материалисты считали ощу-
 щения, порождаемые в человеке воздействием матери-
 альных предметов на его органы чувств. Без ощущений,
 без чувств, считали они, ничто не доступно нашему позна-
 нию. Главным органом познаний действительности явля-
 ется человеческий мозг. Д. Дидро сравнивает мозг с чувст-
 118
 вительным и живым воском, способным принимать всяко-
 го рода формы, запечатлевая на себе воздействие внеш-
 них предметов. Ламетри же писал о "мозговом экране", на
 котором как от волшебного фонаря отражаются запечат-
 левающиеся в глазу предметы. Человек, согласно взгля-
 дам материалистов, чувствует посредством соединяю-
 щихся в мог.гу периферических нервов. При этом опыт по-
 казывает, подчеркивает Гольбах, что те части тела, у
 которых прерывается сообщение с мозгом, теряют способ-
 ность чувствовать. Если же происходит какое-либо нару-
 шение в самом мозгу, то человек или чувствует несовер-
 шенным образом или совсем перестает чувствовать. Та-
 ким образом, ощущения имеют место тогда, когда мозг
 человека может различать производимые на органы
 чувств воздействия.
 Сенсуализм материалистов XVIII в. не находится в
 противоречии с общей рационалистической установкой
 философии эпохи Просвещения. Сущность реальности, с
 их точки зрения, может быть познана только разумом. Чув-
 ственное непосредственное познание является лишь пер-
 вым шагом на этом пути. "Уму свойственно наблюдать,
 обобщать свои наблюдения и извлекать из них заключе-
 ния", - писал Гельвеции в своем трактате "Об уме". Все
 операции человеческого ума Гельвеции сводит к примене-
 нию способности сравнения. Он считал, что одной этой спо-
 собности достаточно для познания природы.
 Признание подобия мира и человеческой жизнедея-
 тельности предопределяет и гносеологический оптимизм
 материализма XVIII в. Его представители убеждены в не-
 ограниченности познавательных возможностей человека.
 Не существует ничего, чего люди не могли бы понять, заяв-
 ляет Гельвеции. То, что для наших дедов было удивитель-
 ным, чудесным и сверхъестественным фактом, становит-
 ся для нас простым и естественным фактом, механизм и
 причины которого, мы знаем, вторит ему Гольбах. Таким
 образом, материалисты XVIII в., несмотря на некоторые
 нюансы, в целом, разделяют основные установки филосо-
 фии своей эпохи.
 
 а
 тема 8
 'волюция
 британского эмпиризма
 конца XVII -
 середины XVIII века:
 Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм
 1/ Теория познания Д. Локка
 2/ Субъективный идеализм Д. Беркли
 3/ Скептицизм Д. Юма

<< Пред.           стр. 16 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу