<< Пред.           стр. 19 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 менологическое решение проблемы причинности исполь-
 зуется Юмом для обоснования скептицизма как особой
 юмовской системы агностицизма. Мы об этом уже вели речь
 вначале данного раздела, когда освещали вопрос о трак-
 товке Юмом опыта. Сейчас мы хотели бы обратить внима-
 ние на то, что этот скептицизм находится в русле субъек-
 тивно-идеалистической концепции и принципиально не
 отличается от позиции Беркли. Принципиальное отличие
 от Беркли начинается у Юма при истолковании субстан-
 ции. В какой-то мере, а именно, в борьбе против материа-
 лизма Юм продолжает линию Беркли в объяснении суб-
 станции. Он спрашивает: извлекается ли эта сложная идея
 134
 из впечатлений, ощущений или рефлексии? И отвечает:
 нет. Ибо субстанция не есть ни цвет, ни вкус, ни запах, а
 также ни страсть или эмоция, то есть ни один из возмож-
 ных в его учении элементов чувственного опыта. "Идея
 субстанции, равно как и идея модуса, не что иное, как сово-
 купность простых идей, объединенных воображением и
 наделенных особым именем, с помощью которого мы мо-
 жем вызвать эту совокупность в собственной памяти или в
 памяти других людей" (Там же. -- С. 105). Таким образом,
 субстанция, по Юму - это удобная фикция воображения.
 Последовательно придерживаясь субъективно-идеа-
 листических взглядов, Юм, в противоположность Беркли,
 распространяет скептицизм и на духовную, в том числе и на
 божественную, субстанцию. По его мнению, с помощью опы-
 та невозможно обнаружить особое восприятие духовной
 субстанции. Отдельные впечатления сами являются суб-
 станциями и не нуждаются в поддержке со стороны чего-то
 еще. Если бы имелась духовная субстанция, то она была бы
 постоянной. Но ни одно впечатление не бывает постоянным.
 На основе всех этих размышлений Юм подвергает критике
 рационалистические доказательства бытия Бога, отвергает
 чудеса и полагает, что религия всегда была в человеческом
 обществе источником раздоров между людьми. Подробно
 рассматривая вопрос о происхождении религиозных веро-
 ваний, Юм приходит к выводу, что источник религии нахо-
 дится в фантазиях людей, стимулируемых чувствами стра-
 ха и надежды. Вместе с тем, Юм не отвергает религию, а
 считает необходимым сохранить религиозную мораль как
 важный источник человеческого общежития.
 Таким образом, Юм, в определенном смысле, продол-
 жает эволюцию британского эмпиризма. Этот эмпиризм на-
 чинается гносеологическим оптимизмом и материализмом
 Ф. Бэкона и заканчивается скептицизмом и субъективным
 идеализмом Д. Юма. Скептицизм Юма, связанный с его отка-
 зом от сведения восприятий, с одной стороны, к внешнему ми-
 ру, а с другой - к духовной субстанции, Богу, является одной
 из форм агностицизма. Юмовский религиозный скептицизм
 был использован французскими просветителями. Агности-
 ческие установки в теории познания Юма послужили исход-
 ным пунктом для формирования кантовского критицизма,
 заложившего основы немецкой классической философии.
 
 тема 9
 [емецкая
 классическая философия
 1/ Концепция субъекта в философской системе Канта
 2/ Субъективный идеализм И. Г. Фихте и
 объективный идеализм Ф. Шеллинга
 3/ Система и метод Гегеля. Основные законы диалектики
 4/ Антропологический материализм Л. Фейербаха
 5/ Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.
 Гуманистические тенденции в философии К. Маркса.
 Марксистское учение о практике и истине
 Немецкая классическая философия представляет собой
 крупное и влиятельное течение философской мысли Но-
 вого времени, подводящее итог ее развитию на данном от-
 резке западноевропейской истории. Традиционно к этому
 течению относят философское учение И. Канта, И. Фихте,
 Ф. Шеллинга, Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Всех этих мысли-
 телей сближают общие идейно-теоретические корни, пре-
 емственность в постановке и разрешении проблем, непо-
 средственная личная зависимость: младшие учились у
 старших, современники общались друг с другом, спорили
 и обменивались идеями. По всем этим критериям, а также
 по содержательному разрешению философских проблем,
 к этому течению следует отнести и философское учение
 К. Маркса и Ф. Энгельса. В советской философии по идео-
 логическим соображениям учение К. Маркса и Ф. Энгельса
 представлялось как самостоятельный, отдельно стоящий,
 качественно новый этап в развитии философского мышле-
 ния. Сейчас же, когда сняты "идеологические шоры" стало
 видно, что философское учение этих крупных мыслите-
 лей вполне вписывается в философскую традицию немец-
 кой классической философии, представляя собой завер-
 шающий этап ее эволюции.
 Немецкая классическая философия внесла сущест-
 венный вклад в постановку и разработку философских
 проблем. В рамках этого течения была переосмыслена и
 136
 заново сформулирована проблема отношения субъекта и
 объекта, разработан диалектический метод познания и
 преобразования действительности.
 л.
 Концепция субъекта в философской системе Канта
 Родоначальником немецкой классической философии яв-
 ляется И. Кант (1724-1804). В интеллектуальном разви-
 тии Канта выделяют два периода: докритический и кри-
 тический. В докритический период (до 1770г.) Кант вы-
 ступал, прежде всего, как крупный ученый - астроном,
 физик, географ. Ему принадлежит первенство в обоснова-
 нии зависимости приливов и отливов от положения Луны,
 а также обоснование научной гипотезы о происхождении
 Солнечной системы из гигантской газовой туманности. Эта
 гипотеза, скорректированная великим физиком Лапла-
 сом, и сейчас продолжает рассматриваться астрономами
 как один из возможных вариантов объяснения происхож-
 дения Вселенной. В работах этого периода и, прежде все-
 го, в знаменитой "Всеобщей естественной истории и те-
 ории Неба" (1755 г.) Кант выступал как стихийный матери-
 алист и диалектик, обосновывающий идею саморазвития
 природы.
 Но специфическая кантовская философия, заложив-
 шая основы всей немецкой классической философии,
 сформировалась в так называемый критический период,
 после опубликования им трех "Критик" - "Критики чис-
 того разума" (1781 г.), "Критики практического разума"
 (1788 г.), "Критики способности суждения" (1790 г.). Все
 эти работы связаны единым замыслом и представляют со-
 бой последовательные ступени обоснования системы
 трансцендентального идеализма (так Кант называл свою
 философскую систему). Второй период творчества Канта
 назван "критическим" не только потому, что "Критиками"
 назывались основные произведения этого периода, а пото-
 му, что Кант поставил перед собой задачу провести в них
 критический анализ всей предшествующей ему филосо-
 фии; противопоставить критический подход при оценке
 возможностей и способностей человека господствующему
 до него, какой считал, догматическому подходу.
 Немецкая классическая философия 137
 
 Кант осуществил коренной переворот в постановке и
 решении философских проблем. В средневековой филосо-
 фии и философии эпохи Возрождения центральной час-
 тью философских систем является учение о бытии - он-
 тологии. Философы Нового времени - Спиноза, Локк, Бэ-
 кон, Декарт, Беркли и Юм, перенесли акцент на проблемы
 гносеологии. Однако в центральной проблеме гносеологии
 - взаимодействии субъекта и объекта - докантовская
 философия акцентировала внимание на анализе объекта
 познания. Кант же делает предметом философии специ-
 фику познающего субъекта, который, по его мнению, оп-
 ределяет способ познания и контролирует предмет зна-
 ния. В философии Нового времени до Канта субъективное
 начало рассматривалось как помеха на пути к истинному
 знанию, как то, что искажает и затемняет действительное
 положение вещей (вспомним учение об идолах Ф. Бэкона).
 У Канта же возникает задача: установить различие меж-
 ду субъективными и объективными элементами знания в
 самом субъекте, в его различных уровнях и структурах.
 Кант переосмысливает самое понятие субъекта и впервые
 в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта. В са-
 мом субъекте Кант различает два уровня: эмпирический
 (опытный) и трансцендентальный (находящийся по ту сто-
 рону опыта). К эмпирическому уровню он относит индиви-
 дуально-психологические особенности человека, к транс-
 цендентальному - надындивидуальное начало в челове-
 ке, т.е. всеобщие определения человека как такового,
 человека как представителя человечества.
 Одна из основных проблем " Критики чистого разу -
 ма": как возможно достоверное научное знание. Это про-
 блема конкретизируется у Канта в три частных проблемы:
 Как возможна математика? Как возможна физика (есте-
 ствознание)? И как возможна метафизика (философия)?
 Необходимо отметить различие кантовского подхода к
 трем отраслям знания. Кант уверен в научном характере
 математики и естествознания, и его критическое исследо-
 вание сводится у него к попытке выяснить, чем объясняет-
 ся и от чего зависит их научность. Но к метафизике (фило-
 софии) Кант подходит критически в том смысле, что ста-
 вит под вопрос возможна ли метафизика вообще в качестве
 науки, и дает отрицательный ответ на этот вопрос. Не-
 138
 сколько позже мы рассмотрим аргументацию Канта по это-
 му вопросу. А сейчас посмотрим, как же Кант обосновыва-
 ет достоверность научного знания.
 Кант считает, что достоверное знание - это значит
 объективное знание. Объективность же, по Канту, отож-
 дествляется со всеобщностью и необходимостью. Следо-
 вательно, для того, чтобы знание несло достоверный ха-
 рактер, оно должно обладать чертами всеобщности и не-
 обходимости. Объективность знания, считает Кант,
 обусловливается структурой трансцендентального субъ-
 екта, его надындивидуальными качествами и свойствами.
 Познающему субъекту по природе присущи некоторые
 врожденные (доопытные) формы подхода к действитель-
 ности, из самой действительности невыводимые: прост-
 ранство, время, формы рассудка. Пространство и время,
 по Канту, это не формы бытия вещей, существующих не-
 зависимо от нашего сознания, а напротив, субъективные
 формы чувственности человека, изначально присущие че-
 ловеку как представителю человечества. Пространство -
 это врожденная доопытная форма внутреннего чувства
 (или внешнего созерцания). Время - это врожденная фор-
 ма внутреннего чувства (внутреннего созерцания). Мате-
 матика как наука и возможна на основе функционирова-
 ния пространства (геометрия) и времени (арифметика).
 Доопытные формы чувственности - пространство и
 время - создают предпосылки достоверности математиче-
 ского знания. Реализация же этих предпосылок в действи-
 тельность осуществляется на основе деятельности второй
 познавательной способности - рассудка. Рассудок - это
 мышление, оперирующее понятиями и категориями. Рас-
 судок, по Канту, выполняет функцию подведения многооб-
 разного чувственного материала, организованного с помо-
 щью доопытных форм созерцания, под единство понятий и
 категорий. Не предмет является источником знаний о нем в
 виде понятий и категорий, а, напротив, формы рассудка -
 понятия и категории - конструируют предмет. Поэтому и
 согласуются с нашими знаниями о них. Мы можем познать,
 считает Кант, только то, что сами создали. Понятие и кате-
 гории носят независящий от индивидуального сознания не-
 обходимый и всеобщий характер. Поэтому знание, осно-
 ванное на них, приобретает объективный характер.
 Немецкая классическая философия 139
 
 Итак, рассудок упорядочивает восприятия челове-
 ка, подводит их под всеобщие и необходимые формы и, та-
 ким образом, обусловливает объективность знания. Но что
 же создает возможность для такой деятельности рассуд-
 ка ? Что объединяет все понятия и категории в целостность,
 что приводит их в действие? Кант отвечает на эти вопросы
 однозначно: все это связано с особенностями субъекта. Ко-
 нечное основание единства, без которого рассудок не смог
 бы осуществлять свою функцию подведения под всеобщие
 и необходимые определения, является акт самосознания
 субъекта: я мыслю. Этот акт Кант называет трансценден-
 тальным единством апперцепции. Или, переводя с латин-
 ского на русский язык, это выражение означает: объеди-
 нение восприятий за пределами опыта.
 На основе вышеизложенного, теорию познания Кан-
 та можно представить следующим образом: существуют
 вещи сами по себе. Эти вещи действуют на органы чувств
 человека, порождают многообразные ощущения. Такие
 ощущения упорядочиваются доопытными формами чув-
 ственности - пространством и временем, т. е. располага-
 ются в традиционном измерении и фиксируются как дли-
 тельность. На основе этих преобразований формируются
 восприятия, которые носят субъективный и индивидуаль-
 ный характер. Деятельность рассудка на основе форм мы-
 шления - понятий и категорий - придает этим восприя-
 тиям всеобщий и необходимый характер. Таким образом,
 вещь сама по себе через каналы органов чувств, формы
 чувственности и рассудка стала достоянием сознания
 субъекта, "явилась ему", и он может делать о ней опреде-
 ленные умозаключения. Вещи, как они существуют в со-
 знании субъекта, Кант называл явлениями. Человек, по
 мнению Канта, может знать только явления. Каковы вещи
 сами по себе, т. е. каковы их качества и свойства, их взаи-
 моотношения внесознания субъекта, человек не знает и
 знать не может. Он знает о вещах только в той форме, как
 они даны его сознанию. Поэтому вещи сами по себе для че-
 ловека становятся "вещами в себе", непознанными, не-
 раскрытыми.
 Кант считал, что у человека нет средства установить
 связь, сопоставить "вещи сами по себе" и явления. Отсюда
 вытекал вывод об ограниченности возможностей в позна-
 140
 нии форм чувственности и рассудка. Формам чувственно-
 сти и рассудка доступен только мир опыта. Все, что нахо-
 дится за пределами опыта, - умопостигаемый мир - мо-
 жет быть доступен только разуму. Разум - это высшая
 способность субъекта, которая руководит деятельностью
 рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует идея-
 ми. Идеи у Канта -- это не сверхчувственные сущности,
 обладающие реальным бытием и постигаемым с помощью
 разума (Платон). Идеи - это представления о цели, к ко-
 торой стремится наше познание, о задачах, которые оно
 перед собой ставит. Идеи разума выполняют регулирую-
 щую функцию в познании, побуждая рассудок к деятель-
 ности. Побуждаемый разумом, рассудок стремится к абсо-
 лютному знанию и выходит за пределы опыта. Но его сред-
 ства - понятия и категории - действуют только в этих
 пределах. Поэтому рассудок впадает в иллюзии, запуты-
 вается в противоречиях. Доказательству положения о том,
 что идеям разума не может соответствовать реальный
 предмет, что разум опирается на мнимые идеи, служит
 учение Канта об антиномиях разума. Антиномии - это
 противоречивые взаимоисключающие положения. На-
 пример, если мы возьмем идею мира в целом, то, оказыва-
 ется можно доказать справедливость двух противореча-
 щих друг другу утверждений: мир конечен, и мир бесконе-
 чен в пространстве и времени. Антиномии имеют место там,
 где с помощью конечного человеческого рассудка пытают-
 ся делать заключение не о мире опыта, а о мире "вещей са-
 мих по себе".
 Итак, мир "вещей сам по себе" закрыт для чувствен-
 ности, и, следовательно, он закрыт для теоретического ра-
 зума, науки. Однако это еще не значит, что этот мир недо-
 ступен человеку. Человек, по Канту, житель двух миров:
 чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого. Чувст-
 венно-воспринимаемый мир - это мир природы. Умопо-
 стигаемый мир - это мир свободы. Свобода, по Канту, -
 это независимость от определяющих причин чувственно-
 воспринимаемого мира. В сфере свободы действует не те-
 оретический, а практический разум. Практическим этот
 разум называется потому, что его главное назначение ру-
 ководить поступками человека. Движущей силой этого ра-

<< Пред.           стр. 19 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу