<< Пред.           стр. 32 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 вым и неизменным наше знание, а рассматривать конкрет-
 но, как из незнания появляется знание, каким образом не-
 истинное, неполное знание становится более полным и бо-
 лее точным.
 Эта проблема в марксистской философии решается
 на основе диалектики абсолютной и относительной исти-
 ны. В этом случае термин "абсолютная истина" употреб-
 ляется в значении, близком значению "объективная исти-
 на". Поскольку в каждой научной теории имеется момент
 объективного содержания, совпадения мыслей с действи-
 тельностью, поскольку в нем имеется момент абсолютной
 истины. Но сами теории или другие формы знания носят
 относительный характер. Они формируют истину в каких-
 то исторически конкретных, преходящих формулах, вы-
 сказываниях, теориях. Развитие познания, с этой точки
 зрения, можно представить как длительный, непрекра-
 щающийся процесс движения относительных истин, кото-
 рой приводит к накоплению и обогащению человеческого
 знания. Абсолютная истина предстает в таком случае как
 бесконечная сумма относительных истин, которые форму-
 228
 лирует человечество на протяжении всей истории своего
 развития. Этот процесс никогда не может завершиться.
 Следующий вопрос теории познания состоит в сле-
 дующем: а как же мы можем узнать, что в нашем знании, в
 теориях содержится момент совпадения с объективной
 действительностью или, выражаясь языком Канта, что да-
 ет нам возможность сопоставить явления и "вещи сами по
 себе"? Марксистская философия отвечает на этот вопрос
 однозначно - практика. Практика является критерием
 истины. Только те результаты познания, которые прошли
 проверку практикой, могут претендовать на роль истины
 потому, что она как материально-чувственная деятель-
 ность людей имеет качество непосредственной действи-
 тельности. Практика соединяет и соотносит объект и дей-
 ствие, производимое в соответствие с мыслью о нем. Имен-
 но в таком действии и проявляется истинность мысли.
 Практическая проверка истинности знаний, теорий
 может носить многообразные формы в соответствие с осо-
 бенностями тех сфер знания, которые требуют данной про-
 верки. Такой формой может быть непосредственная реа-
 лизации замысла в природной и социальной реальности. В
 науке формой практической проверки является экспери-
 мент. Для сложных, абстрактных областей познания объ-
 ективной формой проверки может служить построение
 модели, моделирование.
 Персоналистская концепция познания. Знание и вера
 Методология рационализма является господствующей в
 теории познания. В русле рационализма решает проблемы
 гносеологии и диалектический материализм. Однако в со-
 временной философии существует и иной подход к про-
 блемам познания, который отвергает методологию рацио-
 нализма. Этот подход цредставлен рядом школ современ-
 ного иррационализма. Представители иррационализма
 критикуют основные установки гносеологии рационализ-
 ма за их абстрактный, по своей сущности, антигуманный
 характер. Они утверждают, что в рационалистической мо-
 дели познания предмет познания выступает как нечто
 чуждое сознанию исследователя, а мыслительная дея-
 Познание, его возможности и средства 229
 
 тельность познающего субъекта принимается во внима-
 ние лишь как методика, способ оперирования с объектами,
 от которого можно отвлечься, как только получен резуль-
 тат. Причем познающему субъекту - ученому, неважно
 какое применение найдет этот результат. Это выходит за
 рамки интереса исследователя. Важен сам процесс позна-
 ния, поиск объективной истины. Термин "объективный" в
 их интерпретации принимает оттенок антисубъективнос-
 ти, античеловечности, бездушного отношения к действи-
 тельности.
 Представители иррационализма требуют коренного
 пересмотра основных принципов традиционной рациона-
 листической гносеологии. Они выступают против произве-
 денной рационалистической традицией разрыва познава-
 тельного акта на субъектно-объектные отношения.
 Поэтому усилия иррационалистов направлены на то,
 чтобы преодолеть эту традиционную поляризацию позна-
 вательного акта. Примером реализации этой идеи служит
 персоналистическая концепция познания как "вовлече-
 ние". Познание с этих позиций, рассматривается как всео-
 хватывающее движение, которое объединяет субъект со
 всем окружающим миром. Оно выступает одновременно и
 как непосредственное существование "Я", и как его дейст-
 вие, и как познание этого действия. "Познающий субъект
 при таком подходе, - считает основоположник француз-
 ского персонализма Э. Мунье, - уже не выступает как чис-
 тое сознание или безличностное бытие, а как человек, кото-
 рый живет и действует: я мыслю с моим телом, с моими ру-
 ками, с моей страной, с моим временем. "Я" начинает свое
 мышление не от абстрактных идей, изолированных симво-
 лов, а от опыта, пронизывающего всю жизнь личности.
 Познание больше не выступает как нечто "объективное", а
 как нечто такое, куда я глубоко вовлечен, где объект ощу-
 щается и объясняется в той мере, насколько включен я в не-
 го. Такая форма познания непосредственно организует мою
 жизнь и мой быт". В процессе вовлечения, считают персо-
 налисты устанавливаются новые отношения между позна-
 ющим и познаваемым - это больше не отношения безлич-
 ности и безразличия, а отношения заинтересованности.
 Преодоление традиционной концепции познания, ос-
 нованной на объектно-субъективных отношениях и реа-
 230
 III
 иш
 лизацию теории познания с позиции субъективно-субъ-
 ектных отношений персонализм связывает с включением
 в теорию познания в качестве главного познавательного
 средства - эмоционально-чувственных и эмоционально-
 волевых факторов любви и веры. "Современная психоло-
 гия, - писал другой видный персоналист Ж. Лакруа, -
 открыла в любви наиболее совершенный инструмент по-
 знания. Любовь утверждает ценность того, на кого направ-
 лено это чувство. Она дорожит проявлением индивидуаль-
 ного и не стремится превратить его в объект обладания".
 Любовь, с точки зрения персоналистов, наиболее
 адекватно раскрывается в вере. Поэтому вере принадле-
 жит важнейшая роль в познавательном процессе. "Вовле-
 ченное познание, - подчеркивает Ж. Лакруа,-имеет ста-
 рое и прекрасное имя - вера". Персоналисты стремятся
 доказать, что вера входит необходимым составным компо-
 нентом во всякий познавательный акт. Она предшествует
 знанию, является движущей причиной и конечной целью
 познания. Таким образом, в персонализме осуществляет-
 ся подмена гносеологического субъекта психологическим.
 При разработке теории верований персоналисты
 подчеркивают личностные, эмоционально-психологичес-
 кие моменты познания, наличие в самом познавательном
 акте момента волевого выбора, удовлетворения и т. д. Вера
 в этой концепции предстает как некая психологическая
 установка, как форма принятия решения без достаточного
 экспериментального и логического обоснования. По харак-
 теристике М. Недонселя, "вера выражает утвердитель-
 ную силу духа. Она является отправной точкой всякого по-
 знания, помогает преодолеть разрыв между знанием и не-
 знанием, служит средством их интеграции". Для
 доказательства этих положений персоналисты использу-
 ют тот факт, что в жизни людей, в том числе и в познава-
 тельной деятельности, немаловажное значение имеют та-
 кие моменты как вера, уверенность, убеждение.
 Действительно, следует признать, истина никогда не
 выступает в абсолютно законченном и завершенном виде:
 какая-то часть нашего знания получила свое подтвержде-
 ние общественной практикой и стала объективной исти-
 ной, другая же часть еще не проверена и вызывает сомне-
 ние. И то, что в процессе познания человек непременно ста-
 Познание, его возможности и средства 231
 
 вится перед выбором между более убедительным и менее
 убедительным объяснениями процессов действительнос-
 ти - является объективным основанием необходимости
 веры как определенного этапа в процессе познания. Вера
 необходима человеку для мобилизации его духовных и фи-
 зических сил, при недостатке информации или отсутствии
 достаточных доказательств. Она играет компенсаторную
 функцию: в качестве положительной эмоции вера позво-
 ляет человеку двигаться дальше в сфере неизвестного
 Но персонализм неоправданно расширяет область
 применения веры. Он, по сути дела, размывает границы
 между рационально-обоснованным знанием и субъектив-
 ным выбором человека. Эта тенденция отчетливо прояв-
 ляется, когда персоналисты проводят полное отождеств-
 ление веры и убеждения. "Всякая уверенность, - заявля-
 ет Ж. Лакруа, - есть вера, поскольку она содержит акт
 выбора". Постараемся же более внимательно разобраться
 в том, какую роль играет вера в познавательном процессе и
 как соотносятся друг с другом знания, вера и убеждение.
 Проблема роли веры и убеждения в познании может
 рассматриваться прежде всего с позиций места в познава-
 тельном процессе субъективно-личностных факторов.
 Огромное значение этих факторов в познавательном про-
 цессе, по-видимому, не отвергает ни одна гносеологичес-
 кая теория. В гносеологии признается особо важная роль
 субъективного фактора в достижении нового знания. Для
 дальнейшего развития научного познания, принятие прак-
 тических решений исследователю необходима определен-
 ная уверенность в достоверности своих знаний. Особенно
 возрастает роль субъективного фактора в познании в слу-
 чае принятия принципиально новых решений. Перед ис-
 следователем остро встает вопрос о выборе тех или иных
 мировоззренческих и методологических посылок. Поэто-
 му для мобилизации духовных и физических сил, обрете-
 ния психологической стабильности исследователь на раз-
 личных этапах творческого процесса может использовать
 как веру, так и убеждение.
 Убеждение и вера с психологической точки зрения
 проявляется одинаково. Они представляют собой субъек-
 тивно-личностное отношение человека к объективно не-
 однородному знанию. Из всех сведений, которыми распо-
 232
 лагает человек, предметом веры или убеждения, стано-
 вятся те из них, которые имеют знание для его повседнев-
 ной жизни. Круг таких сведений определяется особеннос-
 тями самой деятельности человека, его практическими и
 духовными интересами. Вера и убеждение предполагают
 определенное эмоционально-волевое отношение к позна-
 ваемому объекту: в каждой из этих форм наличествует мо-
 мент волевого выбора, преодоление сомнения, обретения
 состояния психологической стабильности. Это проявляет-
 ся, например, э готовности человека отстаивать свои убеж-
 дения, принимать практические решения.
 Но наряду с общими психологическими характерис-
 тиками убеждение и вера различаются как по предмету
 применения, так и по основаниям принятия решения.
 Убеждение - это выражение внутренней уверенности
 субъекта в истинности идеи. Предметом убеждения яв-
 ляется логически обоснованное и практически подтверж-
 денное знание о действительности. Знание и убеждение-
 однопорядковые явления. Знание в теоретической форме
 выражает объект действительности. Убеждение же пере-
 водит этот объект в практическую сферу. Оно служит не-
 обходимым средством реализации знаний, создает целеу-
 стремленность, эмоциональное возбуждение, которое не-
 обходимо для практической реализации идеи. В случае
 убеждения объективно истинное знание переходит во вну-
 треннюю уверенность человека, которая толкает, психо-
 логически настраивает его на практическое действие. Та-
 ким образом, убеждение можно истолковать как объек-
 тивную истину, оплодотворенную волей, чувствами и
 стремлениями человека
 Предметом же веры могут быть только те идеи, кото-
 рые еще не получили достаточного логического обоснова-
 ния и не подтверждены практикой, т. е. не имеют значения
 объективных истин. В той ситуации, когда однозначно
 обоснованных и проверенных на практике знаний оказы-
 вается недостаточно при формировании той или иной ги-
 потезы, при принятии практических решений исследова-
 телю приходится руководствоваться верой в правильность
 избранного пути, верности выбранных исходных посылок.
 Таким образом, вера в отличие от убеждения, имеет в ка-
 честве своего предмета гипотетические положения. Эти
 Познание, его возможности и средства 233
 
 положения формируются на основе познания и практиче-
 ской деятельности человека. Но содержание веры нельзя
 непосредственно вывести из этих предпосылок. Между ло-
 гическими и эмпирическими предпосылками веры и со-
 держанием самой веры имеется разрыв, преодоление это-
 го разрыва осуществляется на основе волевого выбора, ин-
 туиции и других нерациональных форм познания
 Проблема состоит в том, как объяснить основание этого
 выбора, дать ему естественное или сверхъестественное
 толкование. С точки зрения персонализма, основание ве-
 ры носит не гносеологический, а этико-религиозный ха-
 рактер. Каждое частное верование возможно лишь в силу
 приобщения человека к фундаментальной вере - вере в
 Бога.
 Рационализм, не отрицая присутствия в познава-
 тельном процессе нерациональных моментов, интуиции
 веры, - считает необходимым дать им естественное объ-
 яснение на основе взаимодействия общественной и инди-
 видуальной сторон познающего субъекта. Реальный по-
 знающий субъект - это индивид, освоивший достиже-
 ния человечества, культуру, превративший их в свои
 силы и способности. Интуиция - это и есть действие раз-
 витого на основе освоения материальной и духовной куль-
 туры творческого воображения субъекта, или, как выра-
 жается ростовский философ В. Дубровин "действие чу-
 жого, общественного "Я" во мне". Следовательно,
 реальной базой интуитивных прозрений выступает ин-
 териоризованная, то есть освоенная индивидом общест-
 венная культура. Но эта культура начинает "говорить" в
 индивиде в какие-то особенные моменты, "моменты про-
 зрения". Каковы конкретные предпосылки возникнове-
 ния этих моментов, раскрывается в учении о роли вооб-
 ражения в познании.
 Таким образом, основные направления современной
 философии признают принципиальную возможность по-
 знания действительности. Однако они существенно рас-
 ходятся во мнении при решении вопросов о характере про-
 цесса познания и наиболее эффективных познавательных
 средствах. У каждой школы, течения есть свои серьезные
 аргументы и с ними надо считаться в своей теоретической
 и практической деятельности.
 Д тема14
 роблемы научной
 рациональности
 в современной
 "философии науки"
 I/ Неокантианские концепции методов научного познания
 (Марбургская и Баденская школы)
 2/ Разработка методологии научного познания
 в позитивизме и неопозитивизме
 3/ Концепция науки в критическом рационализме
 4/ Научная рациональность как предмет исследования
 ! отечественной "философии и методологии научного познания"
 Рассмотрение проблем и возможностей познания, как мы
 убедились по изучению предыдущих тем, является одной
 из сквозных проблем истории философии. Однако в различ-
 ные эпохи эта проблема приобретает свои специфические
 черты, рассматривается в различных ракурсах. В совре-
 менную эпоху она связана, прежде всего, с характерными
 чертами развития научно-технической цивилизации, с по-
 рождаемыми ею формами осознания действительности
 Ведущую роль в становлении и развитии научно-тех-
 нической цивилизации сыграла и продолжает играть на-
 ука. Бесспорные успехи научного познания привели к рас-
 пространению в общественном сознание неоправданно за-
 вышенных оценок возможностей науки, культа научного
 познания. Для многих людей нашего времени вера в науку

<< Пред.           стр. 32 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу