<< Пред.           стр. 35 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 дают ученых к определенному поведению, стилю мышле-
 ния, а матрицы - потому что состоят из упорядоченных
 элементов различного рода, причем, каждый из них требу-
 ет дальнейшей спецификации. Дисциплинарная матрица,
 по Куну, состоит из четырех основных элементов: 1) симво-
 лические обобщения или формализованные конструкции,
 используемые членами сообщества ученых без сомнений и
 разногласий; 2) "метафизические" общеметодологические
 представления, концептуальные модели; 3) цементирую-
 щие данное научное сообщество ценности. Наиболее уко-
 ренившимися ценностями являются ценности, касающие-
 ся предсказаний. Они должны быть точны, количественно
 обоснованны, просты, логичны, с высокой степенью веро-
 ятности; 4) "образцы" -признанные примеры.
 Развитие науки представляется Куном как скачко-
 образный, революционный процесс, сущность которого
 выражается в смене парадигм или дисциплинарных мат-
 риц. На каждом конкретном историческом отрезке в рам-
 ках сообщества ученых складывается определенная пара-
 дигма. Развитие науки какой-то период идет в рамках дан-
 ной парадигмы: происходит накапливание эмпирического
 материала, обработка данных, совершенствуются методи-
 ки исследований и т. д. Этот период развития знания Кун
 называет "нормальной наукой".
 Однако спокойное развитие науки не может длиться
 вечно. Постепенно возникают причины для сомнения в яс-
 ности, очевидности и обоснованности общепринятых тео-
 ретических положений. Парадигма как привычный стиль
 мышления расшатывается, и на каком-то этапе наступает
 кризис основных исходных понятий в данной науке. Кун
 описывает этот кризис как с содержательной стороны раз-
 вития науки (противоречия новых данных методик выво-
 дам и методикам устоявшейся парадигмы), так и с эмоцио-
 нально-волевой (утрата доверия к исходным принципам
 действующей парадигмы со стороны какой-то значитель-
 ной части научного сообщества). И в переходе к новой па-
 радигме действуют эти же факторы. Переход от старой к
 новой парадигме, отмечает он, не может основываться на
 чисто рациональных доводах, хотя этот элемент значите-
 250
 лен. Здесь необходимы волевые факторы - убеждение и
 вера. "Требуется выбор между альтернативными способа-
 ми научного исследования, причем, в таких обстоятельст-
 вах, когда решение должно опираться больше на перспек-
 тивы будущего, чем на прошлые достижения. Тот, кто при-
 нимает парадигму на ранней стадии, должен часто
 решаться на такой шаг, пренебрегая доказательством, ко-
 торое обеспечивается решением проблемы. Другими сло-
 вами, он должен верить, что новая парадигма достигает
 успеха в решении большего круга проблем, с которыми она
 встретится, зная при этом, что старая парадигма потерпе-
 ла неудачу при решении некоторых из них. Принятие ре-
 шения такого типа может быт основано только на вере"
 (Там же.-С. 207).
 Однако Кун - не сторонник иррациональных осно-
 ваний смены парадигм. Подчеркивая эмоционально-воле-
 вой характер принятия решения, он указывает, что это ре-
 шение, эта вера опираются на определенные рациональ-
 ные основания, которые заложены в логике научного
 исследования в тех требованиях, которые предъявляют к
 стилю и способу мышления новые научные данные. Посте-
 пенно эти рациональные основания углубляются, и новая
 парадигма завоевывает в сообществе все большее количе-
 ство сторонников до тех пор, пока она не займет доминиру-
 ющие позиции и не превратится в "нормальную" науку.
 Затем цикл снова повторяется. Итак, для Поппера наука
 - это перманентная революция, постоянный критический
 пересмотр знаний, для Куна - развитие науки - это сме-
 на парадигм, периодические скачкообразные изменения в
 стиле мышления, методологии и методике научного иссле-
 дования.
 Близкую по смыслу, хотя и в ряде положений отли-
 чающуюся от концепции Куна, теорию развития науки
 представил профессор Лондонской экономической школы
 И. Лакатос. Основной структурно-динамической едини-
 цей его модели науки является научно-исследователь-
 ская программа. По характеристике Лакатоса, исследова-
 тельские программы являются величайшими научными
 достижениями и их можно оценивать на основе прогрес-
 сивного или регрессивного сдвига проблем. Прогрессив-
 ный "сдвиг проблем" - означает по Лакатосу, - научную
 Проблемы научной рациональности в современной "философии науки" 251
 
 революцию. Каков же критерий прогресса исследователь-
 ских программ? Исследовательская программа считается
 прогрессирующей тогда, когда ее теоретический рост
 предвосхищает ее эмпирический рост, т. е. когда она с не-
 которым успехом может предсказать новые факты. Рег-
 ресс наступает тогда, когда она дает запоздалое объясне-
 ние научных открытий или фактов, предвосхищаемых и
 открываемых конкурирующей исследовательской про-
 граммой. Если данная исследовательская программа объ-
 ясняет больше, нежели конкурирующая, то она вытесняет
 последнюю из оборота сообщества ученых.
 Каждая исследовательская программа, считает Ла-
 катос, представляет собой сложную и структурированную
 систему, состоящую из ряда элементов: "жесткого ядра"
 - совокупности суждений, которые явно или неявно яв-
 ляются теоретической основой данного стиля мышления,
 "запретного пояса" - суждений, связывающих исследо-
 вательскую программу с эмпирическими данными, "нега-
 тивной эвристики", указывающей, каких путей исследо-
 вания следует избегать, и "позитивной эвристики", ре-
 комендующей наиболее предпочтительные пути исследо-
 вания. Утверждения, составляющие "жесткое ядро" в рам-
 ках данной программы, принимаются как неопровержи-
 мые. "Защитный пояс" предохраняет "жесткое ядро" от
 опровержения, но изменяется и совершенствуется благо-
 даря правилам "позитивной эвристики", а также с помо-
 щью процедур фальсификации и верификации.
 История развития науки, по Лакатосу, - это исто-
 рия борьбы и смены конкурирующих исследовательских
 программ, которые соревнуются на основе их эвристичес-
 кой силы в объяснении эмпирических фактов, предвиде-
 нии путей развития науки и принятии контрмер против
 ослабления этой силы. По сути дела здесь И. Лакатос вос-
 производит в иных терминах в более дифференцирован-
 ном виде куновскую концепцию развития науки на основе
 парадигм. Однако при интерпретации движущих причин
 смены исследовательских программ, конкретных меха-
 низмов развития науки Лакатос не разделяет взгляды Ку-
 на. Он видит в науке внутреннюю и внешнюю историю. Вну-
 тренняя история науки базируется на движении идей, ме-
 тодологии, методик научного исследования, то, что, по
 252
 словам Лакатоса, составляет собственное содержание на-
 уки. Внешняя история -- это формы организации науки и
 личностные факторы научного исследования. Кун подчер-
 кивал огромное значение этих "внешних факторов", Лака-
 тос же отдает им второстепенное значение.
 Наиболее радикальные позиции в критическом ра-
 ционализме занимает американский философ П. Фейера-
 бенд. Опираясь на разработанное Поппером и Лакатосом
 положение о том, что при столкновении научных теорий с
 некоторым фактом для их опровержения необходима еще
 одна теория (придающая факту значение опровергающего
 свидетельства). Фейерабенд выдвинул методологический
 принцип пролиферации (размножения) теорий. Согласно
 этому принципу, ученые должны стремиться создавать
 теории, несовместимые с уже существующими и признан-
 ными. Создание таких альтернативных теорий способст-
 вует их взаимной критике и ускоряет развитие науки. По-
 знание в таком случае представляется океаном постоянно
 увеличивающихся альтернатив, каждая из которых при-
 нуждает другие уточнять свои исходные позиции, и все
 вместе они, благодаря процессу конкуренции, развивают
 мощь человеческого мышления.
 Принцип пролиферации в методологии Фейерабенда
 базируется на критике принципа инвариантности, от кото-
 рого отталкивается неопозитивизм. Фейерабенд отвергает
 существование в науке теоретически нейтрального эмпи-
 рического языка, считая, что все научные термины "теоре-
 тически нагружены", их значение находится в зависимости
 от соответствующего теоретического контекста. Разные те-
 ории имеют разные наборы постулатов, и значения их тер-
 минов не только инвариантны, но и вообще несопоставимы
 друг с другом. Отсюда Фейерабенд приходит к выводу о не-
 соизмеримости конкурирующих и сменяющих друг друга
 альтернативных теорий. Их нельзя сравнивать как в отно-
 шении к общему эмпирическому базису, так и с точки зре-
 ния логико-методологических стандартов и норм, так как
 каждая теория устанавливает свои собственные нормы.
 Соединение у Фейерабенда плюрализма теорий с те-
 зисом об их несоизмеримости порождает анархизм. Каж-
 дый ученый, по Фейерабенду, может изобретать и разраба-
 тывать свои собственные теории, не обращая внимания на
 Проблемы научной рациональности в современной "философии науки" 253
 
 несообразности, противоречия и критику. Деятельность
 ученого не подчиняется никаким рациональным нормам.
 Поэтому развитие науки, по Фейерабенду, иррационально:
 новые теории побеждают и получают признание не вслед-
 ствие рационально обоснованного выбора и не в силу того,
 что они ближе к истине или лучше соответствуют фактам, а
 благодаря пропагандистской деятельности их сторонников.
 В этом смысле наука, считает Фейерабенд, ничем не
 отличается от мифа и религии и представляет собой одну
 из форм идеологии. Поэтому следует освободить общество
 от "диктата науки", отделить науку от государства и пред-
 ставить науке, мифу, религии одинаковые права в общест-
 венной жизни.
 Научная рациональность как предмет исследования
 в отечественной "философии
 и методологии научного познания"
 В нашей отечественной философии проблемы научной ра-
 циональности разрабатываются в рамках исследователь-
 ских программ философии и методологии научного по-
 знания. В. С. Степиным, В. С. Швыревым, П. Ф. Юдиным и
 др. Отечественные представители "философии науки"
 опираются на достижения философской мысли Запада, и в
 то же время вносят свой вклад в осмысление закономерно-
 стей развития научной рациональности. Характерным для
 отечественной "философии науки" является рассмотре-
 ние научного познания как исторически меняющейся дея-
 тельности, которая детерминирована, с одной стороны, ха-
 рактером исследовательских объектов, а с другой - соци-
 альными условиями, свойственными каждому исторически
 определенному этапу развития цивилизации.
 Современная наука, отмечает В. С. Степин, дисцип-
 линарно организована. Она состоит из различных облас-
 тей знаний, взаимодействующих между собой и, вместе с
 тем, имеющих относительную самостоятельность. Это поз-
 воляет рассматривать науку как сложную самоорганизу-
 ющуюся систему, которая в своем развитии порождает все
 новые относительно автономные подсистемы и новые ин-
 тегративные связи, управляющие их взаимодействием.
 254
 В каждой отрасли науки - подсистеме развивающе-
 гося научного знания - можно выделить два основных
 уровня: эмпирический и теоретический. Они различают-
 ся друг от друга по трем основным критериям: 1) характе-
 ру предмета исследования; 2) типу применяемых средств
 исследования; 3) особенностями методов.
 Эмпирическое и теоретическое исследование имеют
 дело с разными средствами одной и той же действительно-
 сти. Эмпирическое исследование изучает явления и их
 взаимодействие. На уровне эмпирического познания сущ-
 ностные связи не выделяются еще в чистом виде. Задача
 теоретического уровня познания состоит в познании сущ-
 ности явлений, их закона. Следует различать эмпиричес-
 кую зависимость и теоретический закон. Эмпирическая
 зависимость является результатом индуктивного обобще-
 ния опыта и представляет собой вероятностно-истинное
 знание. Теоретический же закон - это всегда знание до-
 стоверное. Получение такого знания требует особых раци-
 ональных исследовательских процедур.
 Эмпирическое исследование базируется на непо-
 средственном практическом взаимодействии исследова-
 теля с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществ-
 ление наблюдения и экспериментальную деятельность. В
 теоретическом же исследовании отсутствует непосредст-
 венное практическое взаимодействие с объектами реаль-
 ности. На этом уровне объект может изучаться только опо-
 средственно, в мысленном эксперименте.
 Научное познание на обоих уровнях осуществляется
 на основе оперирования абстракциями. Для эмпирическо-
 го уровня характерно оперирование эмпирическими объ-
 ектами. Эмпирические объекты - это абстракции, выде-
 ляющие в действительности некоторый набор свойств и от-
 ношений вещей. Они отличаются от реальных объектов,
 которым присуще бесконечное число признаков. В эмпири-
 ческом же познании реальные объекты представлены в об-
 разе идеальных объектов, обладающих жестко фиксиро-
 ванным и ограниченным набором признаков. Идеализиро-
 ванные теоретические объекты, или, как их еще называют
 теоретические конструкты, в отличие от эмпирических
 объектов, наделены не только теми признаками, которые
 мы можем обнаружить в реальном взаимодействии, но и
 Проблемы научной рациональности в современной "философии науки" 255
 
 признаками, которых нет ни у одного реального объекта.
 Например, материальную точку определяют как тело, ли-
 шенное размера, но сосредоточивающее в себе всю массу.
 Таких тел в природе нет. Они выступают как результат на-
 шего мыслительного конструирования, когда мы абстраги-
 руемся от несущественных (в том или ином отношении) свя-
 зей и признаков предмета и строим идеальный объект, ко-
 торый выступает носителем только сущностных связей.
 Эмпирический и теоретический типы познания раз-
 личаются по методам исследовательской действительнос-
 ти. Основными методами эмпирического исследования яв-
 ляются наблюдения, реальный эксперимент, описание и др.
 В теоретическом же исследовании применяются такие ме-
 тоды как идеализация - построение идеализированного
 объекта, методы построения теории: аксиологический, ги-
 потетико-дедуктивный, метод восхождения от абстрактно-
 го к конкретному и т. д. На основе эмпирического и теорети-
 ческого исследований в каждой отрасли науки формируют-
 ся различные формы знания: эмпирические факты, законы,
 гипотезы, теории различного типа и степени общности.
 Представители отечественной философии и методо-
 логии научного познания подчеркивают большое эвристи-
 ческое значение научной рациональности Вместе с тем, не-
 которые из них соглашаются с П. Фейерабендом, что науч-
 ная рациональность является потенциальным носителем
 догматизма и авторитаризма и при определенных социаль-
 ных условиях может выступить как средство укрепления
 всевластия авторитарной догмы, от имени которой опреде-
 ленные социальные силы осуществляют свое господство
 над людьми. Эти возможности, по мнению В. С. Швырева,
 связаны с тем, что собственно представляет собой специфи-
 ку рациональности науки как формы рационального аппа-
 рата, моделирования реальности в системе понятийных
 конструкций, стоящих над обыденными представлениями о
 мире. Обеспечивая проникновение человеческой мысли в
 слои реальности, недоступные неспециализированному
 обыденному сознанию, рациональное сознание в то же вре-
 мя создает особый мир идеальных конструкций, "теорети-
 ческий мир", как его называют в философско-методичес-
 кой литературе. А в результате, вполне возможным стано-
 вится "отчуждение" этого "теоретического мира" от мира, в
 256
 I
 котором существуют живые индивиды с их личностным со-
 знанием, замыкание теоретического мира на самого себя,
 превращение его в некую "самостоятельную суперструк-
 туру". Свойственная рациональному сознанию установка
 на фиксации в этих идеальных конструкциях действитель-
 ности в ее сущностном бытии ("сущность", "закон", "объек-
 тивная необходимость" и т. д.) может приводить к претензи-

<< Пред.           стр. 35 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу