<< Пред.           стр. 42 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 коллективных действий, воплощающих в себе те или иные
 социальные идеи, представления, ценности и нормы и вы-
 зывающих определенные коллективные чувства. Сила об-
 ряда в его эмоционально-психологическом воздействии на
 людей. В обряде происходит не только рациональное усво-
 ение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопере-
 живание их участниками обрядового действия.
 Обычай - это воспринятая из прошлого форма соци-
 альной регуляции деятельности и отношений людей, кото-
 рая воспроизводится в определенном обществе или соци-
 альной группе и является привычной для его членов. Обы-
 чай состоит в неуклонном следовании воспринятых из
 прошлого предписаний. В роли обычая могут выступать
 различные обряды, праздники, производственные навыки
 и т. д. Обычай- неписаное правило поведения.
 Традиции - элементы социального и культурного
 наследия, передающиеся из поколения в поколение и со-
 храняющиеся в определенном сообществе в течение дли-
 тельного времени. Традиции функционируют во всех со-
 циальных системах и являются необходимым условием их
 жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к
 традиции приводит к нарушению преемственности в раз-
 витии общества и культуры, к утрате ценностных дости-
 жений человечества. Слепое же преклонение перед тра-
 дицией порождает консерватизм и застой в общественной
 жизни.
 Все эти элементы культуры создают ее смысловое
 содержание. Освоение смысла культуры всегда должно
 соотноситься с фундаментальными целями существова-
 ния человека как универсального существа, жизнь кото-
 рого носит осмысленный и, в определенном плане, целена-
 правленный характер. Человек осуществляет в мире свое
 предназначение. В чем состоит это предназначение и как
 оно реализуется, раскрывается во втором, более широком
 подходе к культуре. В широком смысле слова под культу-
 300
 рой понимают специфическую, генетическую, ненаследу-
 емую совокупность средств, способов, форм, образцов и
 ориентиров взаимодействия людей со средой их сущест-
 вования, которые они вырабатывают в совместной жизни
 для поддержания определенных структур деятельности и
 общения. При таким подходе культура включает в себя ре-
 зультаты материального и духовного производства и ис-
 толковывается как сотворенная человеком "вторая при-
 рода", надстроенная над первой, естественной природой.
 Однако такой подход к культуре не означает разде-
 ление окружающей человека среды надва мира: природ-
 ный, естественный и культурный, "рукотворный", соци-
 альный. Напротив, он предполагает, что именно через
 культуру и благодаря культуре происходит соединение
 этих миров. Культура выступает как связующее звено
 между природой и обществом. И основой этого соединения
 выступает человек как субъект деятельности, познания,
 общения и переживания. Культура представляет собой
 результат объективизации, материального воплощения
 человеческих стремлений, целей, переживаний.
 Наиболее общие закономерности взаимодействия
 природы и общества с позиций деятельной общественно-
 исторической сущности человека были изучены ранее при
 рассмотрении учения К. Маркса об опредмечивании и рас-
 предмечивании. Сейчас мы хотели бы обратить внимание
 на другую сторону связи природы и общества через куль-
 турную деятельность человека. Человек, как известно, яв-
 ляется биологическим, природным существом и, одновре-
 менно, он в значительной мере преодолел свою зависи-
 мость от природы, перешагнул в мир социума. Культура и
 выступает как способ и мера овладения человеком естест-
 венного и социального миров. Создавая культурные цен-
 ности, человек выходит за рамки природной и социальной
 детерминации, выступает творческим субъектом, дающим
 новые формы развития природе и обществу. В этом смыс-
 ле культура равнозначна степени реализации человечес-
 кой свободы.
 В культуре и через культуру проявляется стремле-
 ние человека преодолеть рамки своего временного, биоло-
 гического существования. Человек как природное, биоло-
 гическое существо подобно любому живому организму
 Общество и культура как предметы философского анализа 301
 
 двигается по кругу: рождение - жизнь - смерть. Благо-
 даря культуре, человек преодолевает природные границы
 своего существования, он становится бессмертным. С по-
 лучением бессмертия через культурные ценности человек
 получает возможность осмыслить свое историческое раз-
 витие В этом плане культура выполняет по отношению к
 человеческому бытию конструктивную функцию объек-
 тивации не только сиюминутных целей и стремлений че-
 ловека, но и его фундаментального призвания, связанного
 с формированием человека как универсального существа,
 утверждающего непреходящее, вечное. Субстанциональ-
 ный смысл человеческого существования раскрывается
 именно в этом аспекте культуры, которая выступает как
 основа развития человеческой индивидуальности, лично-
 сти, воплощающей общечеловеческие цели и устремле-
 ния, то есть всечеловеческий смысл. Тем самым, культура
 выступает не просто как процесс создания идей, вещей,
 знаков, символов, форм и образов поведения, но и как фор-
 ма самодетерминации человека, его самовоспроизводст-
 ва или творчества.
 Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод,
 что - это связующее звено между природой и обществом.
 Она охватывает духовную и материальную сферу сущест-
 вования общества и выступает как форма проявления сво-
 боды и творчества, как средство самореализации и основ-
 ных ценностей человека.
 Особенности западной и восточной культур
 Россия в диалоге культур
 Философско-исторические исследования всегда имеют
 определенную практическую ориентацию. Постигая про-
 шлое, мы стремимся разобраться в настоящем, опреде-
 лить тенденции развития современного общества. В этом
 смысле особо важное, актуальное для нас значение приоб-
 ретает решение вопроса о соотношении западной и вос-
 точной культур и цивилизаций, а также месте России в
 диалоге этих культур. Эта проблема довольно часто под-
 нималась и прежде в работах философов и социологов. Сей-
 час она стала обсуждаться на страницах не только специа-
 302
 лизированной печати - монографиях, статьях, но и в еже-
 недельных и ежедневных журнальных и газетных мате-
 риалах, в политических дискуссиях и т. д. В 1992 г. журнал
 "Вопросы философии" провел "круглый стол" на тему
 "Россия и Запад: взаимодействие культур", на котором
 выступили с изложением своих позиций ведущие отечест-
 венные ученые, философы, историки, филологи, страно-
 веды и т. д. Используя материалы этой дискуссии, а также
 значительный, предшествующий ей материал отечествен-
 ной и мировой мысли, попробуем ответить на поставлен-
 ные вопросы.
 Запад и Восток в данном контексте рассматриваются
 не как географические, а как геосоциокультурные поня-
 тия. Один из участников "круглого стола", В. С. Степин, от-
 мечал, что под термином "Запад" он понимает особый тип
 цивилизационного и культурного развития, который
 сформировался в Европе примерно в XV-XVII вв. Циви-
 лизацию этого типа можно было бы назвать техногенной.
 Ее характерные черты - это быстрое изменение техники
 и технологий, благодаря систематическому применению в
 производстве научных знаний. Следствием такого приме-
 нения являются научные, а затем и научно-технические
 революции, меняющие отношение человека к природе, и
 его место в системе производства. По мере развития техно-
 генной цивилизации происходит ускоряющееся обновле-
 ние той искусственно созданной человеком предметной
 среды, в которой непосредственно протекает его жизнеде-
 ятельность В свою очередь, это сопровождается возраста-
 ющей динамикой социальных связей, их относительно бы-
 строй трансформацией. Иногда на протяжении жизни од-
 ного-двух поколений происходит изменение образа жизни
 и формирование нового типа личности.
 Предпосылки западной культуры закладывались
 еще в античности и средневековье. Основными вехами ее
 предыстории были следующие: опыт демократии антично-
 го полиса, становление в рамках его культуры различных
 философских систем и первых образцов теоретической на-
 уки, а затем - сформировавшаяся в эпоху европейского
 средневековья христианская традиция с ее представлени-
 ями о человеческой индивидуальности, концепцией мора-
 ли и пониманием человеческого разума как созданного, "по
 Общество и культура как предметы философского анализа 303
 
 образу и подобию Бога", и поэтому способного к рациональ-
 ному постижению смысла бытия. Синтез этих двух тради-
 ций в эпоху Возрождения был одним из истоков ценностей
 техногенной цивилизации. В эпоху Просвещения заверши-
 лось формирование мировоззренческих установок, опре-
 деливших последующее развитие техногенной цивилиза-
 ции. В системе этих установок формировалась особая цен-
 ность прогресса науки и техники, а также убеждение в
 принципиальной возможности рациональной организации
 социальных отношений. В социальном плане западная ци-
 вилизация отождествляется с эпохой становления и раз-
 вития капиталистических производственно-экономичес-
 ких отношений и буржуазно-демократических форм прав-
 ления, становления гражданского общества и правового
 господства. В технологическом плане - с индустриальным
 и постиндустриальным обществом.
 Философыи социологи рассматривают мировоззрен-
 ческий, социальный и технологический аспекты культуры
 как единое целое, показывая их неразрывное единство и
 взаимодействие. Так, немецкий социолог и философ М. Ве-
 бер в своей знаменитой работе "Протестантская этика
 и дух капитализма" убедительно показал роль протес-
 тантской реформации и религиозного учения кальвиниз-
 ма в становлении рационалистического духа капитализма
 и других основных ценностных установок данного общест-
 ва. Результатом этого синтеза, по Веберу, явились следу-
 ющие основные ценности западной культуры: 1) динамизм,
 ориентация на новизну; 2) утверждение достоинства и ува -
 жения к человеческой личности; 3) индивидуализм, уста-
 новка на автономность личности; 4) рациональность; 5) иде-
 алы свободы, равенства, терпимости; 6) уважение к част-
 ной собственности.
 Западному типу культуры в философии и социоло-
 гии противопостовляется восточный тип, получивший
 синтетическое название "традиционного общества". Гео-
 политически Восток связывается с культурами Древней
 Индии и Китая, Вавилона, Древнего Египта, национально-
 государственными образованиями мусульманского мира.
 Эти культуры были самобытными и, вместе с тем, харак-
 теризовались некоторыми общими чертами: они были ори-
 ентированы, прежде всего, на воспроизводство сложив-
 304
 шихся социальных структур, стабилизацию устоявшего-
 ся образа жизни, господствовавшего часто на протяжении
 многих столетий. Традиционные образцы поведения, ак-
 кумулирующие опыт предков, рассматривались как выс-
 шая ценность. Виды деятельности, их средства и цели ме-
 нялись очень медленно, столетиями воспроизводились в
 качестве устойчивых стереотипов. В духовной сфере гос-
 подствовали религиозно-мифологические представления
 и канонизировались стили мышления, научной рацио-
 нальности противопоставлялась нравственно-волевая ус-
 тановка на созерцательность, безмятежность, интуитив-
 но-мистическое слияние с бытием.
 В мировоззренческом аспекте в восточных культу-
 рах отсутствует разделение мира на мир природы и соци-
 ума, естественный и сверхъестественный. Поэтому для
 восточного восприятия мира не характерно разделение
 мира на "одно и другое", ему более присущ синкретичес-
 кий подход "одно в другом" или "все во всем". Отсюда от-
 рицание индивидуалистического начала и ориентация на
 коллективизм. Автономия, свобода и достоинство челове-
 ческой личности чужды духу восточной культуры. В вос-
 точных мировоззренческих системах человек абсолютно
 несвободен, он предопределен либо космическим законом,
 либо Богом.
 Отсюда проистекают политические и экономические
 модели устройства жизни "восточного человека". Восточ-
 ным людям чужд дух демократии, гражданского общества.
 Там исторически господствовали деспоты. Стремление при-
 вить нормы западной демократии на восточной почве дают
 очень своеобразные гибриды, и реализация этих устремле-
 ний связана с глубокими социальными катаклизмами.
 Разумеется, все это, в определенном смысле, - умо-
 зрительные модели, реальная действительность никогда не
 давала таких чистых "идеальных типов". Тем более в со-
 временном мире, когда осуществляется такое тесное взаи-
 модействие всех сфер общественной жизни в различных
 странах и континентах, которое накладывает огромный от-
 печаток на взаимодействие и трансформацию культур.
 Теперь, когда мы дали самую общую характеристику
 западному и восточному типу культуры, необходимо разо-
 браться, а к какой культуре больше всего тяготеет Россия?
 Общество и культура как предметы философского анализа 305
 1' фшюсофия
 
 Перед философами и социологами уже давно стоит
 вопрос: как соотносятся в культуре России западное и
 восточное культурное наследие? Возможен ли и необхо-
 дим ли самобытный путь развития России? Ответы на эти
 вопросы давались зачастую противоположные. На этой
 почве шел идейный спор различных философско-идеоло-
 гических направлений, концентрированное теоретичес-
 кое оформление которых состоялось в середине XIX в. в
 виде идеологии западничества и славянофильства. Запад-
 ники, как уже упоминалось выше, не стремились подчер-
 кивать особенности российского культурного опыта и счи-
 тали, что Россия должна перенимать все лучшие достиже-
 ния западной культуры и образа жизни. Славянофилы
 отстаивали идею самобытности Российского пути разви-
 тия, связывая эту самобытность с приверженностью рус-
 ского народа православию. По их мнению, православие яви-
 лось источником ряда важнейших особенностей "русской
 души", русской культуры, важнейшими из которых явля-
 ются глубокая религиозность, повышенная эмоциональ-
 ность и связанные с ней коллективистские ценности, при-
 оритет коллективного начала над индивидуальным, при-
 верженность к самодержавию и т. д. (Подробнее см. тему
 "Русская религиозная философия середины XIX-XX вв.").
 Вопрос о пути развития России, о своеобразии рос-
 сийской культуры еще большее значение приобрел для
 философов России, оказавшихся после Октябрьской рево-
 люции в эмиграции. В этот период на данную тему в раз-
 личных зарубежных изданиях было опубликовано не-
 сколько крупных работ ведущих русских мыслителей:
 Бердяева Н. А., Вышеславцева Б. П., Зеньковского В. В.,
 Федотова Г. П., Флоровского Г. В., Сорокина П. А. Наиболее
 полно, с солидными философским и историко-фактологи-
 чес-ким обоснованием эта тема была подвергнута анализу
 в работе Н. А. Бердяева "Русская идея. Основные пробле-
 мы русской мысли XIX и начала XX века".
 Н. А. Бердяев считает, что для определения нацио-
 нального типа, народной индивидуальности, невозможно
 дать строго научное определение. Тайна всякой индивиду-
 альности узнается лишь любовью и в ней всегда есть что-
 то непостижимое до конца, до последней глубины. И глав-
 ный вопрос состоит, по Бердяеву, не в том, что замыслил
 306
 Творец о России, а что представляет собой умопостижи-
 мый образ русского народа, его идея. Известный русский
 поэт Ф. И. Тютчев сказал: "Умом России не понять, арши-
 ном общим не измерить. У ней особенная стать, в Россию
 можно только верить". Поэтому, считает Бердяев, для по-
 стижения России нужно применить теологические добро-
 детели веры, надежды и любви.
 Одной из важнейших характеристик русской народ-
 ной индивидуальности, по мнению Бердяева, является ее
 глубокая поляризованность и противоречивость. "Проти-
 воречивость и сложность русской души, - отмечает он, -

<< Пред.           стр. 42 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу