<< Пред.           стр. 45 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

 Федоровская концепция воскрешения охватывает два
 аспекта. Первый - оживление в прямом смысле этого слова.
 Глобальные проблемы современности 321
 
 Второе - отчасти в метафизическом, как пробуждение к
 подлинной жизни, которая включает в себя и способность
 природы к самовоссозданию, и идею "оживления" живых,
 то есть раскрытия и использования их творческого потенци-
 ала, воодушевление их на "общее дело" жизнеутверждения
 и жизнетворчества. В комплекс идей, охваченных пробле-
 мой воскрешения, входит и "санитарный вопрос": экологи-
 ческие мероприятия, направленные на оздоровление Зем-
 ли, сохранение существующей нашей жизни: преодолева-
 ние заболеваний, эпидемий, голода, старческого одряхления.
 Наибольшее внимание русский ученый-самоучка уде-
 лял разработке проекта воскрешения предков. И здесь наи-
 более фантастическая и утопическая часть его системы, хо-
 тя он и стремился обосновать эту идею наиболее наукообраз-
 но. Основная задача, по его мнению, состоит в том, чтобы
 выявить и собрать все атомы и молекулы, входившие неког-
 да в состав умерших организмов. Поскольку эти частицы пре-
 терпели огромные изменения, Федоров предлагает создать
 специальные научные центры, с привлечением физиков, хи-
 миков, астрологов, физиологов, археологов. Особую роль, как
 он полагал, призвана сыграть наука о бесконечно малых мо-
 лекулярных движениях. Волны, возникающие в результате
 вибрации молекул и несущие в себе лучевое изображение
 предков, найдут, считал Федоров, созвучный отклик в со-
 дрогании частиц, происходящих в живых существах, родст-
 венно связанных с умершими; химические могут соединить
 сродное в прахе и отделить чужое. Федоров назвал этот про-
 цесс теллуро-солярным и теллуро-космическим.
 Эта концепция, по сути дела, отрицала наличие грани
 между живым и неживым, она отрицала специфику жизни
 как особого качественного состояния материи. Этот подход
 Федоров распространял и на трактовку духовного мира. Он
 не видит качественного различия между душой и телом.
 Следуя вульгарным материалистам, Федоров рассматри-
 вает мысль как разновидность вещества. Организм, с его
 точки зрения, - это машина, и сознание относится к нему
 также, как желчь к печени. "Соберите машину и сознание
 возвратится к ней", - утверждал он в своей знаменитой
 работе "Философия общего дела". Поэтому задача полного
 и телесного воскрешения, в конечном счете, сводится к со-
 биранию всех составных частей организма человека.
 322
 Федоров особо настаивал на буквальном, натуралис-
 тическом понимании воскрешения. Однако не следует за-
 мыкать эту идею в чисто технические рамки, ибо основная
 направленность его учения состоит в идее глобального жиз-
 неутверждения, преодоления деструктивных сил, препят-
 ствующих бессмертию человечества. Эта идея логически
 связывалась Федоровым с признанием спонтанной актив-
 ности бытия и возможностью овладения пространством и
 временем. Всеобщее воскрешение представлялось ему по-
 бедой над временем и пространством. Воскрешение, по его
 учению, имеет космические параметры. Федоров уже в кон-
 це XIX в. обосновывает идею о необходимости выхода чело-
 века за пределы Земли в открытый космос. И это обоснова-
 ние вытекает у него из предвидения тех глобальных про-
 блем, с которыми столкнулось человечество в конце XX в.
 Связь между проектом воскрешения и проектом вы-
 хода в космос вытекает у Федорова из того, что в результа-
 те воскрешения возрастет перенаселенность Земли, вос-
 крешенным поколениям негде будет жить и нечем будет
 питаться. С другой стороны, по мысли Федорова, эти поко-
 ления призваны быть неисчерпаемым источником заселе-
 ния космоса. Воскрешение трактуется им как одно из важ-
 ных условий гармонизации Вселенной.
 Концепция "общего дела" не сводится Федоровым к
 воскрешению предков. Общее дело - это прежде всего, ре-
 гуляция природы, управление ее силами. Воскрешение не-
 отделимо от регулирования, происходит через него, на его
 основе. Неустройства нашей жизни коренятся по Федоро-
 ву, в дисгармоничных отношениях природы и человека.
 Природа выступает как враждебная нам сила, но не по злой
 воле, а из-за своей бессознательности. Раскол мироздания
 на природу и человека, как противоборствующие факторы,
 обрекает природу на слепоту, бездумность и проистекшую
 отсюда разрушительность, а людей - на созерцание этого
 зла и неподвластность ему. Отвергая такое разделение и не
 признавая его фатальной необходимости, Федоров отстаи-
 вал принцип единства человека и природы. Человек должен
 быть не рабом и не деспотическим господином природы, а ее
 разумом и волей. Космос нуждается в разуме для того, что-
 бы быть космосом, а не хаосом, каковым он пока является, а
 разумные существа нуждаются в его силе. По убеждению
 Глобальные проблемы современности 323
 
 Федорова, задача человека приводить мир в порядок, вно-
 сить в него лад, мир, гармонию, - рассуждает русский мыс-
 литель. В результате этого, эволюция природы поднимает-
 ся со степени стихийности на качественно новый уровень
 сознательного нравственно-разумного движения.
 Всеобщая регуляция, считал Федоров, - это про-
 цесс, имеющий внутренний и внешний аспекты. Под внут-
 ренним он имел в виду психофизиологическую регуляцию,
 предусматривающую управление слепыми силами в че-
 ловеке. Внешняя регуляция развертывается от Земли ко
 всему целостному миру-Космосу и охватывает собой сле-
 дующие ступени: 1) метеорическую регуляцию, объектом
 которой является Земля как целое (управление атмосфе-
 рами и сейсмическими процессами, рациональное исполь-
 зование земных недр, солнечной энергии и т. д.); 2) плане-
 тарную астрорегуляцию, объектом которой является сол-
 нечная система; 3) всеобщую космическую регуляцию,
 объектом которой является бесконечная Вселенная. В рус-
 ле этой последней ступени регуляции Федоров выдвигает
 оригинальную идею превращения Земли в космический
 корабль - "Земноход". Иначе говоря, Федоров считает
 возможным на какой-то ступени добиться схода Земли с ее
 постоянной орбиты и уход в космические просторы по со-
 знательно прокладываемому курсу. В результате разви-
 тия регуляции вся природа, по мнению Федорова, станет
 сферой человеческого обитания, объектом разума и труда,
 единой космохозяйственной-системой. Человек, проник-
 нув в звездные пределы, объединит все миры Вселенной и
 из "Земнохода" станет "Планетоходом".
 Конечно, для современного человека путь выхода из
 решения глобальных проблем, предлагаемый русским
 мыслителем, кажется весьма фантастическим, утопичным.
 Однако общий пафос федоровской философии "общего де-
 ла", состоящей в стремлении восстановить нарушенное
 единство мироздания, распавшейся связи времени, цен-
 ность человеческой души, преодолеть разрыв между чело-
 веком и природой, поднять ее стихийное развитие на уро-
 вень управляемой эволюции, оживить умерших и пробу-
 дить к подлинной жизни погрузившихся в духовную спячку
 живых, представляется плодотворным и требует осмысле-
 ния, исходя из реалий современной цивилизации.
 Рекомендуемая
 литература
 по всем темам
 Антология мировой философии. Т. 1-3. М., 1969.
 Введение в философию: В2-хтт. - М., 1990.
 Краткий очерк истории философии. - М., 1981.
 Краткая философская энциклопедия. - М.,1991.
 Мир философии. Книга для чтения. Ч. 1 и 2. - М., 1983.
 Современная западноевропейская философия.
 Словарь. -М., 1992.
 Философский словарь. - М., 1990.
 Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.
 Б. Рассел. История западной философии. - М., 1959.
 Философия как мировоззренческая система:
 ее смысл и предназначение
 Бибихин В.В. Философия и религия
 ,// Вопросы философии. - 1992. - № 7.
 Библер В. С. Что есть философия
 // Вопросы философии. - 1995. - № 1.
 Кессиди К. X. От мифа к Логосу. - М., 1972.
 Лосев А. Ф. Дерзания духа. - М., 1988.
 Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному
 познанию // Вопросы философии. - 1992. - № 7.
 Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию.- М., 1980.
 Хайдеггер М. Что такое философия?
 // Во?гросы философии. - 1993. - №7.
 Чанышев А. Н. Начало философии. - М., 1982.
 325
 
 Философский плюрализм:
 причины и истолкования
 Гегель Г. Ф. Лекция по истории философии
 // Соч. в 14-титт. Т. 9. - М., 1932.
 Зотов А. Феномен философии: О чем говорит плюрализм
 философских учений // Вопросы философии. - 1991. - № 12.
 Ойзерман Т. И. Исторические судьбы плюрализма
 философских учений
 // Вопросы философии. - 1991. -№ 12.
 Ойзерман Т. И. Проблемы историко-философской
 науки. - 2-е изд. - М., 1982.
 Античная философия
 Аристотель. Метафизика // Соч. в 4-хтт. - М., 1975.
 Асмус В. Ф. Античная философия. - М., 1976.
 Богомолов В. С. Античная философия. - М., 1988.
 Луций Анней Сенека. Нравственные письма
 к Луцилию. - Кемерово, 1986.
 Платон. Сочинения: в 3-х тт. - М., 1971.
 Фрагменты ранних греческих философов.
 Ч. 1 и 2. - М., 1989.
 Средневековая христианская философия
 Боргош Ю. Фома Аквинский. - М., 1975.
 Виндельбанд В. История древней философии. - СПб., 1893.
 Гараджа В. И. Неотомизм - Разум - Науки
 (Критика католической концепции познания). - М., 1969.
 Долгов К. М. Диалектика и схоластика. - М., 1983.
 326
 I
 Майоров Г. Т. Формирование средневековой
 философии: Латинская патристика. - М., 1979.
 Соколов В. В. Средневековая философия:
 Учебное пособие для студентов и аспирантов
 философских факультетов. - М., 1979.
 Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой
 философии. - М., 1991.
 Философия эпохи Возрождения
 Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980.
 Бруно Дж. О причинах, начале и едином. - М., 1934.
 Кузанский Н. Сочинения: в 2-х тт. - М., 1979.
 Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1976.
 Соколов В. В. Европейская философия XV-XVIII веков.
 -М., 1984.
 Разработка метода научного исследования
 в философии XVII века:
 Ф. Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза
 Асмус В. Ф. Декарт. - М., 1956.
 Бэкон Ф. Новый Органон
 // Сочинения в 2-х тт. Т. 2. - М., 1972.
 Декарт Р. Сочинения: в 2-х тт. -М., 1989.
 Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков.
 - М.,1985.
 Соколов В. В. Спиноза. - М., 1977.
 Спиноза Б. Избранные произведения: в 2-х тт. - М., 1957.
 Нарский М. С. Западноевропейская философия XVII в.
 - М., 1974.
 327
 
 Рационализм эпохи Просвещения
 и метафизический материализм XVIII века
 Гельвеции. Сочинения. Т. 1. - М., 1973.
 Гольбах П. А. Избранные философские произведения:
 в 2-х тт. -М., 1983.
 Дидро Д. Избранные философские произведения. - М.,1941.
 Кузнецов В. Н., Мировский Б. В., Грязное А. Ф.
 Западноевропейская философия XVIII века. - М., 1986.
 Кузнецов В. Н. Французский материализм XVIII в. - М.,1981.
 Момджян X. Н. Французское Просвещение XVIII века.
 -М.,1983.
 Философия эпохи ранних буржуазных революций
 / Под ред. Т. И. Ойзермана. - М., 1983.
 Эволюция британского эмпиризма
 конца XVII - середины XVIII века:
 Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм
 Беркли Д. Сочинения. - М., 1978.
 Быховский Б. Э. Джордж Беркли. - М., 1970.
 Кузнецов В. Н., Мееровский Б. В., Грязнов А.Ф.
 Западноевропейская философия XVIII века. - М., 1988.
 Локк Д. Избранные философские произведения:
 в 2-х тт. - М., 1960.
 Шашкевич П. Д. Эмпиризм и рационализм в философии
 Нового времени. - М., 1976.
 Юм Д. Сочинения: в 2-х тт. - М., 1966.
 Немецкая классическая философия
 Гайденко П. П. Философия Фихте и современность. - М., 197 9.
 Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1-3.
 -М.,1974.
 328
 Кант И. Критика чистого разума // Соч. в 6-ти тт. Т. 3.
 -М.,1964.
 Гулыга А. Немецкая классическая философия. - М., 1986.
 Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Соч. 2-е изд. - Т. 42.
 Шеллинг Ф. Сочинения: в 2-х тт. -М., 1987.
 Русская религиозная философия Х1Х-ХХ вв.
 Бердяев Н. А. Философия свободы: Смысл творчества.
 -М., 1989.
 Булгаков С. Н. Сочинения. - М., 1990.
 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - М., 1991.
 Кувакин В. Н. Религиозная философия в России:
 Начало XX в. - М., 1980.
 Лосский Н. О. Избранное. - М.,1991.
 Соловьев В. С. Сочинения: в 2-х тт. -М., 1988.
 Трубецкой Е. Н. Свет Фаворский и преображение ума
 // Вопросы философии. - 1989. - № 12.
 Франк С. Л. Смысл жизни
 // Вопросы философии. - 1990. - № 6.
 Франк С. Л. Сочинения. - М., 1990.
 Флоренский П. А. Столп и утверждение истины.
 Т. 1-2. - М., 1990.
 Человек во Вселенной. Философская,
 научная и религиозная картина мира
 Бибихин В. В. Философия и религия
 // Вопросы философии. - 1992. - № 7.
 Игумен Вениамин (Новоик). О православном
 миропонимании// Вопросы философии. - 1993. - №4.
 Габричевский А. Г. Пространство и время
 // Вопросы философии. - 1994. - № 3.
 329
 
 Гайденко В. П. Природа в религиозном мировоззрении
 // Вопросы философии. - 1995. - №3.
 Кедров Б. М. Классификация наук. - М., 1985.
 Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // ПСС. Т. 18.
 Мамилев Ю. В. Судьбы бытия // Вопросы философии.
 -1993.-№10.
 Раджабов У. А. От мифов к современным космологическим
 концепциям
 // Философские науки. - 1991. - № 7.
 Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.,1987.
 Человек и мир: проблема антропоцентризма
 // Философские науки. - 1992. - № 3.
 Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Соч. Т. 20.
 Энгельс Ф. Диалектика природы // Соч. Т. 20.
 Природа человека и смысл его
 существования
 Бережной Н. М. К проблеме комплексного изучения
 человека// Философские науки. - 1991. - № 1.
 Григорьян Б. Т. Философская антропология. Опыт
 систематики.// Вопросы философии. - 1995. - №2.
 Какабидзе 3. М. Природа человеческого бытия.
 - Тбилиси,- 1985.
 Кимелев Ю. А. Современная буржуазная философско-

<< Пред.           стр. 45 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу