<< Пред. стр. 3 (из 4) След. >>
Методология как общая теория применения методов в духовной, идеальной и практической материальной деятельности. "Методологический негативизм" и "методологическая эйфория". Взаимосвязь действительности, теории и метода. Многоуровневая концепция методологического знания.Рост научного знания как важнейшая характеристика развития науки. Проблема развития научного знания в современной западной философии. Неопозитивистская модель развития науки. Концепции развития научного знания К. Поппера, смены парадигм Т. Куна; научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Реконструкция истории науки П. Фейерабенда. Эволюционистская модель.
Научные революции как этапы смены исследовательских стратегий в развитии науки. Главные основания научных революций и их типы. Понятие научной рациональности и ее ценность. Исторические типы научной рациональности. Роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники.
Наука и техника, знание и техническая деятельность. Понятие техники. Концепции возникновения техники и периодизация ее развития. Техника как искусственные, целесообразные материальные средства деятельности и как воплощенное (опредмеченное) знание. Техника как освоение вещества, энергии и информации (наукоемкие технологии и сплошные технические системы).
Основные специфические черты техники как социокультурного явления. Возрастание роли науки и техники в обществе. Научно-техническая революция: сущность и содержание. Человек и техника. Специфика технических знаний. Основные философские проблемы технического знания и инженерной деятельности. Современные социальные и этические проблемы, связанные с наукой и техникой.
Технократические утопии. Индустриальное, постиндустриальное и информационное общество. Опасные тенденции неконтролируемой технизации общества. Гуманизм в технотронную эпоху. Духовные ценности как регулятивы развития науки и техники.
Вопросы к семинарскому занятию
1. Понятие науки, основные этапы ее становления и роль в развитии цивилизации. Взаимодействие науки и техники.
2. Структура научного познания, формы, методы и их эволюция. Научное и вненаучное знание. Научное познание и творчество.
3. Рост научного знания. Научная рациональность, ее ценность и исторические типы. Современные концепции развития научных знаний и науки.
4. Понятие техники, ее происхождение и природа. Специфика научных знаний. Современные социальные и этические проблемы, связанные с наукой и техникой.
Основные понятия
Наука, техника, метод, методология, факт, проблема, гипотеза, теория, этика ученого и инженера, сциентизм, техницизм, технократизм, научная рациональность, информационная цивилизация, системный метод, синергетика.
Темы рефератов
* Гуманизм в технотронную эпоху.
* Единство и различие художественного и научного познания.
* Интуиция и общелогические методы познания.
* Концепции развития научных знаний К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда.
* Критерии научности.
* Метатеоретический уровень науки.
* Наука в системе культуры.
* Постпозитивизм о структуре научных революций.
* Синергетика как метод познания.
* Система: человек - техника.
* Специфика технических знаний.
* Сущность и содержание системного метода исследования.
* Что понимать под научной рациональностью?
Литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник- М.,1996.
2. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. М.,1991.
3. Заблуждающийся разум?: Монография вненаучного знания. М.,1990.
4. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. М.,1999.
5. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемолегия. М.,1974.
6. Канке В.А. Философия. М.,1996.
7. Кун Т. Структура научных революций: М.,1975.
8. Лакатос И. Доказательства и опровержения. М.,1967.
9. Ленин В.И. Философские тетради.//Поли. собр. соч.,Т.29.
10. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.
11. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.,1983.
12. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. М, 1999
13. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.,1995.
14. Теория познания: В 4-х Т. М.,1991-1995.
15. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.,1986.
16. Философия: Учебник - Ростов-на-Дону. 2001.
17. Философия и методология науки. М., 1996.
18. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. М., 1987.
19. Швырев В.С. Анализ научного познания. М., 1988.
Тема 16. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ И ЦЕННОСТЕЙ
Багровникова С.В. - кандидат философских наук, доцент
Личность как социально-философская категория. Понятие общественных отношений. Исторические типы связи человека и общества. Понятие социального субъекта. Личность как объект и субъект социальной деятельности и отношений. Социализация личности. Социальная типология личности. Личность и массы. Индивидуальность как способ бытия личности в обществе. Деперсонализация личности.
Свобода и творчество как атрибуты личности. Внешняя и внутренняя, негативная и позитивная свобода (свобода ''ОТ" и свобода "ДЛЯ").Понятие отчуждения. Философия XX века о проблемах личностного бытия: Х.Ортега-и-Гассет о "человеке массы"; М. Хайдеггер о "неподлинном" существовании; А. Камю об абсурде; Ж.П. Сартр о личном выборе; Н. А. Бердяев о смысле бытия; концепция "бегства от свободы" Э.Фромма. Свобода воли. Волюнтаризм и фатализм. Свобода и ответственность личности.
Ценность как детерминанта человеческой жизни. Понятие аксиологии. Ценность личности. Система социальных ценностей. Ценности материальные и духовные, предметные и субъектные. Динамика ценностных ориентаций. Основные ценностные установки: гедонизм, аскетизм, эвдемонизм, утилитаризм, гуманизм.
Вопросы к семинарскому занятию
1. Понятие личности. Личность как социальный субъект: проблемы социализации.
2. Система ценностей личности. Ценностные ориентации и установки.
3. Свобода и ответственность личности.
Основные понятия
Аксиология, волюнтаризм, деперсонализация, индивидуальность, личность, ответственность, свобода, фатализм, ценностная ориентация, ценностная установка, ценность.
Темы рефератов
* "Быть" и "Иметь".
* Индивидуальное и общечеловеческое в ценностях личности.
* Мировые религии: взгляд на личность.
* Пути преодоления антропологического кризиса в XXI веке.
* Свобода как ценность.
* Социально-философская мысль XX века о диалектике личности
* и общества (А. Камю, Х. Ортега-и-Гассет, Н.А. Бердяев, Э.Фромм).
* Эволюция нравственных ценностей личности.
Литература
1. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.,1994.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.,1997.
3. Гуревич П.С. Философия человека. М.,1999.
4. Ильенков Э.В. Что же такое личность? //Философия и культура. М.,1991.
5. Камю А. Бунтующий человек. М.,1990.
6. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.,2000.
7. Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и Бесчеловечность человека. СПб.,1998.
8. Лобковиц Н. Что такое личность? //Вопросы философии № 2, 1998.
9. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс //Вопросы философии .№ 3,4. 1989.
10. Смирнов И. Человек человеку - философ. СПб.,1999.
11. Франк С.Л. Реальность и человек. М.,1997.
12. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.М.,1998.
13. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.,1998.
14. Фромм Э. Иметь или быть? М.,1990.
Тема 17. МОРАЛЬ КАК СФЕРА
СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО БЫТИЯ
Петрова М. В. - кандидат философских наук, доктор политологии, профессор.
Мораль с философской точки зрения представляет собой единство материального и духовного бытия. Существует моральное бытие и моральное сознание. Моральное бытие охватывает собой всю совокупность моральных отношений, моральные поступки людей, совершаемые с затратой энергии в пространстве и во времени, моральные качества личности, моральные нормы поведения, закрепленные в некоторых обычаях и традициях. Моральное сознание - это и нравственные нормы, осмысленные теоретическим разумом, т. е. в рамках каких-то теорий; это и нравственные идеалы, выраженные моралистами или самим народом в устном народном творчестве; это и моральные чувства - сострадания, любви, ненависти, отчаяния, носителем которых является человек, его душа; это и моральные качества личности, определяющие характер человека и ставшие отдельным предметом размышлений ученого.
Мораль - это такое качество человеческих и общественных отношений, между индивидами, которое позволяет охарактеризовать их в рамках категорий добра и зла.
Мораль является предметом этики философского учения о морали. Конечно, мораль, как объект познания, может исследоваться и другими науками, например психологией, историей, педагогикой, лингвистикой, культурологией и т.д. Кроме того, существуют виды профессиональной морали: врачебная этика, этика бизнесменов, этика спортсменов, этика юристов, этика педагогов и др.
Вопросы к семинарскому занятию
1. Объясните этимологию слова "этика".
2. Определите три уровня этического знания.
3. Свойства морали, антиномии в морали, структура морали, функции морали.
4. Что такое морализаторство?
5. Проблема происхождения морали. История нравственных отношений.
6. Понятие "нравственная ценность". Системы нравственных ценностей, проблема иерархии нравственных ценностей, антиценности.
7. Нравственные типы личности. Нравственный идеал.
8. Проблема нравственного прогресса. Будущее морали и моральные коллизии современного общества.
Основные понятия
Мораль, ценность, антиценность, этика, обычай, традиция, моральная норма, категорический императив, гуманизм, ригоризм, эвдемонизм, стоицизм, гедонизм, аскетизм, утилитаризм, альтруизм, эгоизм, автономная этика, гетерономная этика, авторитаризм, морализаторство, аморализм, моральный нигилизм, золотое правило нравственности, идеал, иезуитство, индивидуализм, квиетизм, атараксия, воздаяние, добро, зло, моральный кодекс, конформизм, моральный конфликт, манеры, этикет, натурализм, нормативная этика, нравы, моральные отношения, пуританство, ситуационная этика, фанатизм, экологическая этика.
Темы рефератов
Один из вопросов темы может быть рекомендован в качестве реферата.
Литература
1. Гусейнов А. А. Введение в этику.- М., 1985.
2. Валеев Д. Ж. Происхождение морали. - Саратов, 1981.
3. Веркор. Люди или животные. - М., 1990.
4. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. - М. 1990.
5. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. - М., 1989.
6. Дубровский Д.И. Проблема добродетельного обмана // Философские науки. - 1989., № 6.
7. Соловьев В.С. Оправдание добра. - М., 1991.
8. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учебное пособие для студентов вузов. - Минск, 2000.
9. Словарь по этике // Под ред. И.С. Кона. - М., 1983.
Тема 18. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА:
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
Джейранов Ф.Е. - кандидат философских наук, доцент
Проблема сознания в истории философии. Представления о сознании в рамках античной философии. Сознание как всеобщая связь между человеком и миром. Концепция сознания в рамках христианского мировоззрения. Сознание как знание необратимости времени, понимание хрупкости, эфемерности момента настоящего. Проблема сознания в европейской философии Нового времени. Состояние как состояние личности, субъекта, как некий "соизд", содержащий идеи и образы. Критика Вл. Соловьевым и Н. Бердяевым естественнонаучных теорий происхождения человека и его сознания.
Гносеологический и этический смысл сознания. Онтология сознания. Сознание и язык. Время в структуре сознания. Сознание и самосознание. Сознание и мозг человека. Современные естественнонаучные и философские представления о мозге. Возможности человеческого мозга.
Диалектико-материалистическая концепция сознания. Метод материалистического исследования сознания. Сознание как высшая форма отражения. Общественные отношения как предельные детерминанты сознания. Понятие и структура общественного сознания. Взаимосвязь общественного и индивидуального сознания.
Сознание и бессознательное. Концепция бессознательного 3.Фрейда. Бессознательное как скрытая причина сознания и сознательных действий людей. Структура человеческого духовного опыта: "Оно", "Я", "Сверх - Я". Коллективное бессознательное К. Юнга.
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Космоцентризм, Теоцентризм и антропоцентризм в понимании сознания.
2. Общая характеристика сознания. Сознание и дух. Сознание и бессознательное. Концепция бессознательного 3.Фрейда.
3. Сознание - продукт общественно-исторического развития. Сознание и мозг человека.
4. Структура сознания. Взаимосвязь языка и мышления. Искусственный интеллект.
Основные понятия:
Идеальное. Дух. Сознание. Интеллект. Восприятие. Воображение. Бессознательное. Отражение. Символ. Образ.
Темы рефератов:
* И. Кант. Нравственный смысл сознания.
* "Э.В. Ильенков. Сознание - "величайшее из чудес мироздания".
* М.К. Мамардашвили. Сознание как философская проблема.
* Проблема бессознательного в психике человека (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг).
* Проблема сознания в творчестве В. Соловьева и Н. Бердяева.
Литература
1. Алексеев В.П., Панин А.В. Философия. Учебник. М.,2000.
2. Бердяев Н. Философия свободного духа. М.,1994.
3. Ильенков Э.B. Философия и культура, М.,1991.
4. Исаков А.Н., Сухачев В.Ю. Этос сознания. СПб.,1999.
5. Кохановский В.П. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону. 2000.
6. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание: метафизические рассуждения о сознании, символике, языке. М.,1999.
7. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема. //Вопросы философии, 1990. № 10.
8. Маркс К. Капитал. //Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23, гл.24.
9. Патнэм Х. Философия сознания. М., 1999.
10. Философия. Под редакцией проф. Н.И. Жукова. Минск, 1999.
11. Фрейд 3. Психология маи и анализ человеческого "Я". //Диалог, № I2. I990.
12. Фромм Э. Душа человека. М.,1992.
Тема 19. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ
Перевощикова Н.В. - кандидат философских наук, доцент
Понятие и сущность человека. Проблема человека в истории философской мысли. Космоцентризм и античный образ человека. Теоцентризм и греховность человека. Антропоцентризм и деятельностная природа человека. Проблема человека в современной Западной философии. Фрейд, К. Маркс, экзистенциализм, Э. Кассрер и другие о природе человека.Биосоциальная природа человека.Смысл человеческого бытия, экзистенциализм, религиозное истолкование жизни, секуляризаторская модель, созидательный вариант.Будущее человечества.
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Образ человека в истории философской мысли.
2. Проблема антропосоциогенеза.
3. Биосоциальная природа человека.
4. Смысл человеческого существования.
Основные понятия:
Человек, индивид, индивидуальность, антропосоциогенез, жизнь, смерть, бессмертие, свобода.
Темы рефератов:
* Гены, либидо или социум?
* Человек - венец творенья или ошибка природы?
* Резервные возможности человека.
* Психоанализ и проблема человека. Феномен человека Тейяра де Шардена. Теории происхождения человека.
* Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человечества.
* Проблема человека в экзистенциализме.
Литература
1. Канке В.А. Философия: исторический и систематический курс. Учебник, изд.3-е. М.,2000.
2. Краткая философская энциклопедия. М.,1994.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2-е изд., Т.21.
4. Моисеев А. Человек во Вселенной и на Земле. Вопросы философии № 6, 1990.
5. Моуди Р. Жизнь после жизни. М.-Рига, I9PI.
6. Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм: Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э. Камю А., Сартр Ж.П.
7. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.,1967.
8. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.,1990.
9. Философия: Учебник для вузов, Ростов-на-Дону, "Феникс",2001.
Тема 20. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
Поляк А.И. - кандидат искусствоведения, профессор
Многозначность феномена культуры: исторический, антропологический, социологический, аксиологический, деятельный, эвристический, семиотический подходы.
Множественность концепций культуры. Историко-философские традиции в анализе культуры. Взгляды Ж.Ж. Руссо, Ф. Ницше. Позиция немецких и французских экзистенциалистов (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр). Теории культуры и человека в мире культуры в философии психоанализа (З. Фрейд, Э. Фромм). Концепция культуры Франкфуртской школы.
Русские мыслители о культуре (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой). Марксистская концепция культуры. Работы современных российских философов Э.А. Баллера, Н.С. Злобина, Э.С. Маркаряна, В.Н. Межуева, М.С. Кагана и др. по проблемам культуры.
Культура как способ жизнедеятельности личности, социальной группы, общества в целом; ее пространственные и временные границы. Проявление культуры через деятельность человека, создаваемые им орудия труда, предметы, художественные ценности, языковые формы, символы, знаки.
Материальная и духовная культура. Функции культуры, ее самобытность, неповторимость, уникальность.
Традиции, преемственность, новаторство в культуре. Субъекты культуры: народ, нации, классы, личности.
Содержание термина "цивилизация". Соотнесенность с культурой. Взгляды О. Шпенглера, А. Тойнби, П.А. Сорокина на цивилизацию и культуру. Причины возникновения той или иной цивилизации. Исследования Л.И. Мечникова, А.Л. Чижевского, Л.Н. Гумилева по этой проблеме.
Формы и типы культуры. Западная и Восточная культура. Их различия в отношении к человеку, возможности разума, социально-политической активности. Россия в диалоге культур.
Культура и национальное самосознание человека. Проблема развития национальных культур. Культура элитарная, массовая, "субкультуры". Особенности художественной культуры Удмуртии.
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Культура как предмет философского анализа. Типы, формы.
2. Понятие цивилизации. Роль понятий культуры и цивилизации в познании общества.
3. Культура Запада и Востока. Россия в диалоге культур.
4. Общечеловеческое и национальное в культуре. Тенденции развития художественной культуры Удмуртии.
Основные понятия:
Культура, цивилизация, субъекты культуры, материальная, духовная культура; виды и типы культур, новаторство в культуре
Темы рефератов:
* Культура и цивилизация в философии Н.А. Бердяева.
* Концепция культуры в русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков.
* Традиционная и современная культура.
* Основные черты техногенной цивилизации.
* Культурное наследие - историческая память человечества.
* Национальное и общечеловеческое в культуре.
* Художественная культура Удмуртии.
Литература
1. Актуальные проблемы культуры XX века. - М.,1993.
2. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М.,1993.
3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.,1991.
4. Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. И. - 1994.
5. Диалог цивилизации: Восток-Запад //Вопросы философии. - I993. - I6.
6. Ерыгин А.Н. Восток - Запад - Россия: становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях. - Ростов-на-Дону, 1993.
7. Запад и Восток: традиции и современность. - М., 1993.
8. Каган М.С. Философия культуры. Спб - 1996.
9. Общество, культура, человек, - Воронеж, 1993.
10. Поляк А.И. История изобразительного искусства Удмуртии. Ижевск, 1995.
11. Россия и Запад: Взаимодействие культур (Материалы "круглого стола") //ВФ.1992, № 6.
12. Соколов З.В. Культурология. - М., 1994.
13. Сорокин П. Человек, цивилизация. Общество. - М., 1992.
14. Фромм Э. Человеческая ситуация. - М., 1995.
15. Яковец Ю.В. История цивилизаций. - М., 1995.
16. Ямпольский М. Россия: культура и субкультура // ОНС.- 1993, № 1.
Тема 21. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Тихонов Г.М. - кандидат философских наук, доцент
Единство и всеобщность всемирной истории. Объективность и реальность существования человечества. Социальное и интеллектуальное единство людей. Целостность человечества. Общецивилизационные процессы в современном мире. Диахроническое и синхроническое единство исторического процесса. Мировое хозяйство как предметная основа человеческого бытия. Рост мирового валового продукта. Увеличение информационной плотности мирового культурного пространства.
Многополярность мировой ситуации третьего тысячелетия. Противоречия и проблемы развития мировой цивилизации. Противостояние высокоразвитых и низкоразвитых стран. Поиск и стратегии "выживания".
Человечество перед лицом глобальных проблем: предотвращение мировой войны, устранение "ножниц" в уровне экономического и культурного развития стран; обеспечение человечества источниками энергии, сырья и продовольствия; истощение природных ресурсов и экологический кризис; исправление аномалий в демографической сфере; предотвращение вандализации культуры; борьба с терроризмом и наркоманией и др. Глобальные проблемы как результат стихийности и неравномерности развития человечества.
Пути разрешения глобальных проблем. Развертывание информационной революции. Утверждение смешанной экономики. Поиски оптимального хозяйственного устройства. Становление принципа ненасилия. Объединительные процессы духовной жизни. Рост межкультурной интеграции. Интеллектуальный поиск. Необходимость планетарного созидания.
Будущее как философская проблема. Построение современных технологий прогноза. Перспектива современной цивилизации. Идея прогресса в истории философии. Взгляды И.Г. Гердера, Г. Гегеля, К. Поппера, О. Тоффлера, Дж. Пристли, Д. Белла, М. Кондорсе, А. Тойнби на смысл истории. Основные закономерности и тенденции исторического процесса. Необходимость разумного выбора.
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Человечество как субъект истории. Мировая ситуация начала XXI века.
2. Глобальные проблемы, их сущность и пути разрешения. Доминанта планетарного сознания.
3. Будущее человечества. Перспективы современной цивилизации. Стратегия будущего.
Основные понятия:
Социальное прогнозирование, футурология, сценарии будущего, историческая аналогия, экспертные оценки. Римский клуб, коэволюция, экологический кризис, демографический взрыв, толерантность.
Темы рефератов:
* Вандализация культуры как глобальная опасность.
* Демографическая ситуация в России.
* СПИД - чума XXI века.
* Доклады Римского клуба.
* Человечество как объект познания.
* Футурология, ее возможности и пределы.
* Будущее как философская проблема.
* Возможности и ресурсы современного человечества.
* Концепции "информационного" и постинформационного общества.
* Есть ли смысл у истории?
* Экология и глобальные проблемы современности.
Литература
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М., 1999.
2. Давидович В.Е. В зеркале философии. - Ростов-на-Дону, 1997.
3. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. - М., 2000.
4. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. - М., 1999.
5. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. - М., 2000.
"ФИЛОСОФИЯ"
Учебно-методическое пособие
для студентов
Компьютерный набор:?Зворыгина О.А.
Подписано в печать ____ _______2004 Формат 60х84/16.
Бумага офсетная. Усл.печ.л. . Уч.-изд.л.